Обряд конфирмации в католической церкви. Таинства католической церкви
Конфирмация – это религиозный ритуал или понятие из судебной практики?
Конфирмация – это многозначный термин, к которому относятся несколько определений. Чаще слово употребляется применимо к сфере религии и учению церкви. Его значение несколько меняется в зависимости от конкретной ветви или направления: в католицизме, иудаизме, протестантизме конфирмация имеет свои характерные черты. Термин также применяют в судебной и юридической практике.
Таинства в христианстве
В христианской религии (а конкретно – в католичестве) под конфирмацией чаще всего понимают одно из семи таинств, иначе именуемое как миропомазание. Сами таинства подразумевают некоторые действия, в результате которых человек получает благодать от Бога. Первым из них является крещение. В православии одновременно с ним осуществляется и миропомазание. Потому отдельно термин «конфирмация» в этой ветви религии не применяется.
К остальным таинствам христианской церкви относятся причащение, покаяние, священство (или возведение в чин священнослужителя), брак и соборование. Все они представляют собой некие обряды или действия, тесно взаимосвязанные и имеющие большое значение для верующего. Их смысл заключается в спасении души человека еще при жизни, получении божественной помощи, приобщении к церкви.
Конфирмация у католиков
В католичестве конфирмации уделяется особое место. Этот обряд совершается не в младенчестве, а в уже осознанном возрасте человека, как правило, с 7 до 12 лет. Суть его в приобщении к церкви и утверждении в вере. Таинство совершает епископ, являющийся посредником между мирянином и Богом.
В католической религии конфирмация – это укрепление в вере уже крещеного человека. Внешнее ее проявление в помазании особым благовонным маслом – миром. В его составе оливковое масло и белое вино, а также ароматные смолы и душистые травы. Миро используется еще со времен Ветхого Завета. Его применяют не только в конфирмации, но и для освящения храмов.
Миропомазание появилось в результате умножения числа последователей христианства. Изначально обрядами приобщения к Богу и церкви были личная встреча мирянина с епископом, возложение рук и благословение. Вследствие роста количества христиан это стало невозможным, и стали использовать специальное освященное масло миро.
Как совершается обряд
Обряд конфирмации совершается единожды в жизни человека. Епископ предварительно долгими молитвами освящает миро. Это происходит в отдельный день недели – Великий четверг. В разных западных странах допускают к обряду детей определенного возраста. В Польше это только в 14 лет, в Испании же – в 9. Допустим обряд и в более позднем возрасте, в 18 и 20 лет. У каждого человека зрелость наступает в разное время.
Получив разрешение от епископа, обряд может совершать священник. В процессе конфирмации священнослужитель возлагает руки на голову подростка. Далее осуществляется помазание миром лобной зоны. Священнослужитель при этом говорит определенные молитвенные слова. Завершаться обряд может напутственным шлепком по щеке. Такой жест именуется алапой. Он не обязателен, иногда может представлять собой простое прикосновение к плечу.
Конфирмация это таинство Святого Духа, придающее сил человеку, очищающее его мысли, делающее веру еще крепче.
У протестантов
В протестантской церкви конфирмация – это не таинство, а некая церемония приобщения подростков к церкви. Для нее используют определенные одежды. Процесс подготовки к церемонии занимает довольно длительное время.
В Германии дети по несколько лет готовятся к конфирмации, чтобы осознать всю важность действия. Они изучают Библию, посещают лекции отцов церкви. Обряд совершается в подростковом возрасте, и в результате у молодых людей появляются новые права. Теперь они могут становиться крестными и голосовать на выборах в общине. К проведению обряда готовится и пастор, в обязанность которого входит дать напутствие юным последователям.
Процесс помазания миром отсутствует. Пройдя обряд конфирмации, человек может быть допущен к причащению. Одежду для церемонии выбирают либо праздничную (белую, но обязательно чистую и опрятную), либо более простую – черных и синих цветов. В одном из ответвлений протестантизма, баптизме, конфирмация осуществляется перед крещением, которое происходит в зрелом возрасте.
Обряд имеет большое значение для протестантов, потому на него приглашают родственников и друзей. Прошедшему обряд дарят подарки, а после устраивают праздничный обед или ужин в семейном кругу.
В иудаизме
В иудаизме также существует свой обряд конфирмации. Это связано с достижением подростком гражданского (а не религиозного) совершеннолетия. Обряд был введен только в XIX веке и не повсеместно. Совершается действие в праздник дарования Торы – Шавуот. К церемонии допускают как юноши, так и девушек.
В юридической практике
В юридической практике конфирмация – это согласие сторон принять все условия соглашения. Понятие применяется и в международном праве. Конфирмация договора фактически означает его утверждение, одобрение. Существует отдельный документ об утверждении, который подписывает уполномоченное лицо. В международном праве эта обязанность возлагается на министра иностранных дел.
В судебной практике конфирмацией называют утверждение приговора заключенному одной из высших инстанций. Обычно термин в данном значении применяют в буржуазных странах.
Пришедшим из латинского языка словом «конфирмация» называют понятия из разных областей знаний. Значение слова существенно меняется, но основная суть остается в утверждении, принятии каких-либо основ или законов.
Какие обряды и чем именно отличаются у православных и католиков?
В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения несколько отличаются. В обеих церквях присутствуют семь таинств – крещение, миропомазание (конфирмация), покаяние (исповедь), причащение (евхаристия), брак, священство, елеосвящение. Отличия в совершении обрядов в основном обусловлены исторически сложившимися формами осуществления таинств и церковно-правовыми предписаниями.
Крещение
Различия этого таинства заключается в том, что католики обряд совершают за счет троекратного поливания головы крещаемого водой, а в Православной церкви обряд совершают путем трехкратного погружения в воду. Обе церкви предписывают верующим крестить детей вскоре после рождения. А взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к этому таинству и пройти катехизацию. В переводе с греческого языка катехизация буквально означает «устное научение». То есть, человек перед тем, как принять крещение, изучает основы христианской веры, таинства и догматы церкви. Такой подход способствуют осознанному приобщению к церкви и к ее таинствам.
«Вероучение православное и католическое должен представлять себе каждый христианин. Другой вопрос, что и в православии, и в Католической церкви процесс катехизации зависит от местных условий, но, в принципе, сама по себе катехизация совершается и у католиков, и у православных», — рассказывает священник, декан исторического факультета Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Андрей Постернак.
Миропомазание или конфирмация
В Православной церкви миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), а в Католической церкви конфирмацию откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам.
«У католиков разделены два таинства — таинство крещения и таинство миропомазания. В Православной церкви они совершаются одновременно. Если крестят младенца или взрослого человека, оба таинства совершаются сразу. А у католиков, если крестят младенцев, то его сразу не миропомазывают. Это таинство происходит по достижению сознательного возраста, примерно в 13 -14 лет, и называется конфирмация. Это особое таинство, с миропомазанием. Во время конфирмации впервые причащают Святых Христовых Таин. Младенцев в Католической церкви не причащают. В православии так не принято, поскольку миропомазание совершается сразу, то ребенка можно сразу и причащать. Если ребенок растет в церковной семье, то он, таким образом, не лишен церковных таин», — говорит священник.
Проведение богослужений
Есть отличия и в проведении богослужений в обеих церквях. По словам Постернака, в Католической церкви практически все время совершается только одна месса — аналог нашей божественной литургии. Месса может совершаться несколько раз в любое время дня в одном и том же храме, а в православной традиции это не принято.
«Литургия может совершаться в одном храме только в одном алтаре и только один раз в день. Она проходит, как правило, утром, потому что все причащаются натощак. Кроме литургий в Православной церкви совершается большое количество служб — это вечерние службы, всенощные и утренние. У католиков этого нет, они иногда совершают молитву, посвященную Божией матери, которая называется «Розарий». А всенощных, утренних и вечерних служб у католиков нет. Нет также молебнов, акафистов, католики совершают их крайне редко, при каких-то особых случаях. Кроме этого, католики перевели все богослужебные тексты на национальные языки. Традиционный латинский язык, на котором совершались службы у католиков в Средневековье, практически уже не используется при богослужении. В каждом храме в католической стране можно услышать службу на родном языке. В православном храме по-прежнему служба совершается на церковно-славянском языке», — говорит Постернак.
Во время богослужений католики, как правило, становятся на колени, в то время как православные прихожане обычно стоят.
Покаяние или исповедь
Во время этого таинства верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через него прощение от Иисуса Христа. Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее осознание своих грехов и истинное их исповедание. Исповедь у католиков и у православных проводится в разной форме. В православном храме для совершения этого таинства отведено особое место. Во время исповеди верующий в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием исповедует свои грехи Богу, после чего священник совершает над склоненной головой кающегося особую, разрешительную молитву. В католическом храме священники уединяются с кающимися в специальные кабины с решетчатыми перегородками — исповедальни или конфессионалы, которые размещены в удаленной части церкви.
Отличается также и необходимость совершения этого таинства. У православных исповедоваться необходимо перед литургией и причастием. «Перед литургией обязательно нужно исповедаться. По крайней мере, человек это должен сделать незадолго до причастия. У католиков исповедь и причастие не разделены, и поэтому такого обязательного требования, как исповедоваться перед причастием, у них нет», — говорит священник.
Таинство брака
Таинство брака совершается в присутствии священника, жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно. Римско-католическую церковь отличает от Православной полное исключение разводов.
«В Католической церкви брак считается нерасторжимым, у них не существует практики второго венчания, и развода церковного у католиков не существует. Православная церковь развода как такого тоже не признает, но существует особый чин для второбрачных при особых условиях, которые оговариваются в каждом случае с епископом, с иереем. Может быть допущен второй чин венчания для людей, которые второй раз вступают в брак. У католиков этого нет», — объясняет священник.
Священство
В этом таинстве христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, возводится в соответствующую степень священства для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов. У католиков сегодня признается принцип безбрачия духовенства, так называемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон. Нецелибатными могут быть только диаконы.
«Существуют определенные отличия у таинства священства, а именно, чинопоследования. В православии признается рукоположение католиков. Если католический священник решит перейти в православие, то его специально рукополагать никто не будет, также как и наоборот. Таким образом, таинство священства взаимно признается и у католиков, и у православных при определенных условиях. Если говорить о православных священниках, то участвовать в католических таинствах они не могут. У нас нет евхаристического общения и поэтому ни причащаться, ни исповедаться священники не могут, как и креститься в католических храмах. У католиков в этом отношении более мягкие условия, они, например, готовы, принимать православные таинства. Другой вопрос, что с нашей стороны такого взаимного общения не существует», — говорит Постернак.
Елеосвящение (соборование)
Соборование совершается одним или несколькими священниками и состоит из молитв и помазания лба и ладоней соборованного освященным елеем. В отношении этого таинства особых отличий нет. Однако православных церквях этот обряд проводят не только с умирающими, но и с людьми, здоровье которых ухудшилось.
«Что касается елеосвящения, или соборования, то в Католической церкви по-прежнему сохраняется традиция, связанная с таинством, которое совершается перед смертью. То есть соборование совершают над пожилыми людьми, находящимися у порога земной жизни. В православной традиции такого суждения нет, в соборовании может участвовать любой взрослый человек, но не младенец. В нашей традиции соборование проходит во время Великого поста и в Петров пост», — говорит Постернак.
Римо-католическое учение о Таинствах
Традиционное понимание природы таинств и их действия, сложившееся еще в средневековом католическом богословии изменяет соотношение объективного и субъективного начала в таинствах. Первое состоит в их правильном совершении законно поставленным священнослужителем, второе — во внутренней готовности к ним человека. Объективная сторона, таким образом, служит условием для действительности таинств, субъективная — для их благодатной действенности. Действительность таинств, таким образом, не зависит от личного достоинства того, кто совершает и воспринимает его, но его действенность прямо связана со степенью веры и нравственного состояния человека, приступающего к таинству. Отношение человека может даже изменить само действие таинства, которое обращается во осуждение для недостойно приступающего к нему. Но постановление Тридентского Собора гласит, что «благодать получается не по вере или заслугам лица действующего (совершающего таинство) или воспринимающего, но по существу самого таинства». Таким образом, в веросознании католичества действительность таинства совпадает с его действенностью. Для действия благодати Божией, преподаваемой в таинствах, достаточно непротивления ей со стороны того, кто приемлет таинство и доброго намерения того, кто его совершает. По словам определения этого Собора «opus operatum», что означает «в силу сделанного» это учение и получило свое название.
В его основе лежит полумагическое представление об отчужденном действии благодати, которое красной нитью проходит через все вероучение Католической Церкви. Православному воззрению на таинство, как на богочеловеческое деяние, в котором божественная благодать соединяется с духовным усилием человека, учение об opus operatum противополагает образ всепроникающей силы Божией, которая приводится в действие священником через совершение установленного обряда.
Разумеется, в современном католичестве мы не встретим этого учения в чистом виде, оно воспринимается как досадное недоразумение прошлого, но, как и многое другое, идея отчужденного действия благодати, культивировавшаяся столетиями, продолжает присутствовать, если не в веросознании Католической Церкви, то в ее подсознании и проявляется в ее сакраментальном бытии.
Основные его отличия в католической традиции заключаются в следующем: в чине мессы опущена молитва призывания Св.Духа (эпиклеза) в Евхаристическом каноне и моментом пресуществления считается произнесение установительных слов Спасителя, вместо квасного хлеба употребляются опресноки, миряне на Западе причащаются только под одним видом и не допускаются к причастию младенцы.
Учение о времени пресуществления Св. Даров возникло в XIV в. в схоластическом богословии, но окончательно утвердилось лишь в XV столетии. Тогда же оно стало предметом серьезных споров на Ферраро-Флорентийском Соборе и вызвало затем в греческом богословии целую волну полемики.
В основе такого взгляда первоначально лежало мнение о том, что более подобает верить освящению Св. Даров словами Господа «приимите ядите …» и «пиите от нея все …», чем молитвой священника. Католическая литургика традиционно относит ко времени произнесения слов Господних изъявление священнослужителем намерения совершить таинство, которое является одним из необходимых условий его совершения. Освятительная сила в таинстве Евхаристии принадлежит только словам Христа, последующее призывание Св.Духа в православной литургии «ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия» еще на Флорентийском соборе католические богословы понимали лишь как молитву о тех, кто будет приступать ко Св. Тайнам. В этом литургическом мнении явно проявилось влияние учения о filioque, которое привело к общей невосприимчивости католического сознания к действию Третьего Лица Св. Троицы.
Для восточной литургической традиции, в целом, весьма важным представляется обращение собрания верных к Богу в молитве призывания Св. Духа, совершаемое в предстоятельстве священника. Православный взгляд более выделяет это богочеловеческое соучастие в пресуществлении, когда священник от лица молящихся обращается ко Господу о соединении вышней благодати и земной молитвы в освящении Св.Даров «и просим, и молим, и мили ся деем, ниспосли Духа Твоего Святаго». Парадоксально, но именно эта часть евхаристического канона, в которой явственно выражается молитвенное соучастие народа Божия в тайносовершении оказалась лишней в западной литургической традиции, в которой средоточием таинства стала уже не столько молитва людей к Богу, а Его собственные слова, обращенные к ним. Вновь возобладало представление об отчужденном действии благодати, преподаваемой свыше без явно выраженного соучастия верных, которым отличается восточная литургия.
В употреблении в Евхаристии опресноков Римо-католическая Церковь исходит из предположения о том, что Спаситель совершил Тайную Вечерю в первый день опресноков и, следовательно, не мог использовать квасной хлеб, но это предположение не находит достаточных оснований в Св. Писании и Предании церковном. Этот обычай осуждал еще патриарх Фотий и впоследствии он стал одной из причин Великого раскола.
В таинстве крещения отличие католической традиции от православной наблюдается в крещальной формуле и в способе совершения этого таинства. Вместо слов «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Св.Духа, аминь: ныне и присно и во веки веков, аминь», взятых из 49 правила апостольских постановлений, католический священник произносит более отягощенную его личным участием формулировку: «Я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Св.Духа. Аминь».
Общепринятой формой совершания крещения в Католической Церкви признано, не погружение, а обливание. Это приводит к потере символического смысла таинства, предполагающего переход из ветхой жизни в новую через образ смерти и обновления, которым является полное погружение в воду.
Таинство миропомазания в католической традиции называется конфирмацией и совершается епископом через помазание миром и возложение рук по достижении крещенными совершеннолетия, обычно в 14 лет.
В таинстве священства основное отличие Римской Церкви состоит в требовании обязательного безбрачия для лиц священного сана и в учреждении кардинальского сана. Нет нужды говорить о том, что безбрачие духовенства в Католической Церкви было и остается совершенно неоправданным нововведением, которое прямо противоречит Свщ. Писанию и Преданию Церкви. Свщ. Писание прямо свидетельствует, что, по крайней мере, двое из апостолов — Петр и Филипп были женаты (Мф.8:24; Деян.21:8-9), таким образом, сам основатель Римской кафедры не соответствует ее каноническим требованиям. Известно указание ап. Павла о единобрачии всего духовенства (1Тим.3:2,4,12). Целый ряд соборных постановлений утверждает право священнослужителей вступать в брак, и, более того, апостольские правила не разрешают священнослужителям оставлять семейную жизнь даже ради подвига благочестия.
Печальнее всего, что истинной причиной введения целибата в Римской Церкви были отнюдь не чрезмерные аскетические устремления, а вполне практический расчет курии — достичь максимального контроля над духовенством, лишив его всех личных привязанностей. В основе целибата лежит не отрицание достоинства брака самого по себе, а требование полностью посвятить себя церковному служению, которое не оставляет места личной жизни. Учреждение и развитие института кардиналов также отражает в себе особенности католической экклезиологии. Сан кардинала — это высшая иерерхическая ступень в Римо-Католической Церкви, в порядке церковной иерархии кардиналы следуют сразу за папой, они выше епископов. Коллегия кардиналов выбирает из своей среды римского понтифика. Первоначально кардиналами могли быть в равной степени епископы, священники и даже диаконы, лишь начиная с 1962 г. звание кардинала соединяется с епископским саном.
В основе такого подхода лежит разделение властного и сакраментального начал иерархического служения, которого никогда не допускало православное церковное сознание. В восточной традиции высшая церковная власть всегда необходимо сопряжена со служением сакраментальным, которое собственно является ее источником. Правящий епископ имеет право и долг управлять своей церковной областью прежде всего в силу того, что он является в ней верховным священником, поэтому кардинал-диакон или кардинал-священник немыслим в Православной Церкви, ибо он не может быть верховным священником в своей церковной области. Косвенным подтверждением истинности такого взгляда является то, что, начиная с 1962 г., все кардиналы Католической Церкви имеют епископское достоинство. Но это решение порождает закономерный вопрос, а чем же тогда они отличаются от простых епископов и в чем особый смысл кардинальского служения.
Таинство брака Католическая Церковь считает нерасторжимым, хотя в определенных случаях он может быть признан недействительным. Совершителями таинства здесь выступают сами брачующиеся, священник выступает более как свидетель, что также не вполне согласуется с природой этого таинства, которое в ранней Церкви скреплялось и освящалось евхаристической Чашей.
Библиография
1. Миркович Г. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве во второй половине XVII века. Вильна, 1886. 2. Пономарев П.П. Учение Фомы Аквината о таинстве Евхаристии. Казань, 1905. 3. Рождественский А.Я. Учение западных исповеданий о таинствах. — «Труды Киевской духовной академии», 1911, № 1, 2, 3, 7, 8. 4. Соколов И.П. Учение Римо-католической Церкви о таинстве священства. С-П. 1907. 5. Чельцов М. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI-ХП вв. С-П. 1879.
Источники:
http://www.syl.ru/article/328714/konfirmatsiya—eto-religioznyiy-ritual-ili-ponyatie-iz-sudebnoy-praktiki
http://aif.ru/society/religion/kakie_obryady_i_chem_imenno_otlichayutsya_u_pravoslavnyh_i_katolikov
http://www.pravmir.ru/rimo-katolicheskoe-uchenie-o-tainstvax/