Когда был раскол. Патриарх никон и протопоп аввакум – нижегородские земляки

Патриарх Никон и протопоп Аввакум земляки

Статья написана для нижегородского сайта Туризм в НН. Иллюстрированный вариант http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5751818/

Возможный вариант поездки выходного дня с посещением родин непримиримых противников, идейных вдохновителей старой и новой веры Патриарха Никона и протопопа Аввакума. А так же возможно посещение святых ключей 12 апостолов, Вадского пруда и Владимирского источника у д. Борцово

В истории России произошло не так уж много событий, кардинально повлиявших на ее историю и сказавшиеся на ее дальнейшее развитие, на многие века. Не затрагивая новейшую историю можно вспомнить:
Становление династии Рюриковичей; Крещение князем Владимиром Руси; Монголо-татарское нашествие, избавление от него; Объединение (присоединение) Иваном 3 (Великим – дедом Ивана Грозного) к Московскому княжеству ряда других княжеств( именно с этого события и надо считать рождение Российского государства, именно как государства, а не множества мелких княжеств в основном враждовавших между собой); Падение династии Рюриковичей, смутное время и вступление на трон династии Романовых.
Конечно, можно было бы перечислить и десятки других, но не так значимых событий истории России. Но отнести именно к эпохальным можно, пожалуй, всего лишь еще одно это раскол церкви который произошел в 17 веке.
Значение и влияние этого события на дальнейшую судьбу России, на ее духовность было и есть огромно. Последствия раскола вылились в кровавую войну между сторонниками старой и новой веры. Гонение старообрядцев, с вырываниями языков, осада Соловецкого монастыря, уход раскольников в леса и т.д. И до сих пор это противостояние сохранилось..
На Нижегородской земле эти события тоже оставили свой отпечаток. Все наверно слышали о Кержачах, огромном количестве старообрядческих скитов существовавших в Заволжских лесах. Для тех, кого интересует история Раскола и старообрядчества на Нижегородской земле я бы советовал прочитать замечательную статью энтузиаста, исследователя старообрядческих скитов Афанасьева Антона http://www.events.volga.rt.ru/?id=888
В ней автор указывает не только на причины раскола, но и дает, на мой взгляд, очень красочное и подробное описание бывших на наших землях старообрядческих скитов. Истории их появления, того, что, к большому сожалению, так мало от них осталось.

Думаю было бы очень неплохо разместить эту статью и на «Туризм в НН» с созданием базы старообрядческих скитов, привязав их к карте..

Я не хочу подробно рассказывать об истории и причинах самого раскола, для тех кому это интересно, легко может найти информацию об этом из различных источников, необходимый минимум можно найти в википедии Русская православная и старообрядческая церковь.

Хочу сказать своими словами лишь самое главное:

С момента первого перевода на старославянский язык все церковные книги многократно переписывались и конечно за много веков накопилось не мало изменений и ошибок от правой Византийской веры. . Это касалась, в первую очередь, богослужений, церковных обрядов и прочего. Так вот кое-кто из «боголюбцев», а именно идейный вдохновитель церковной реформы Патриарх Никон, заручившись поддержкой царя Алексея Михайловича, призвал греческих церковников, чтоб те якобы привели русскую веру, давно ушедшую от канонов византийской, к канонам своей прародительницы. Книги были заново переведены и реформа состоялась.
Другие же ставшие затем старообрядцами (раскольниками) идейным вдохновителем которых стал протопоп Аввакум посчитали, что греки сами давно отошли от византийской веры и остались приверженками старой веры. Кстати, староверы как утверждают многие ученые были правы, в русской вере было намного больше старины и ортодоксальности, нежели в новогреческой..
И Никон и Аввакум начинали вместе и идеи у них были одинаковые, но после проведения реформы их взгляды разошлись и они стали непримиримыми врагами.

Так вот по случайной иронии судьбы и Никон и Аввакум были нашими земляками Нижегородцами:

Аввакум родился в с. Григорово (ныне Б. Мурашкинского района), а Никон в с. Вельдеманово (ныне Перевозского района). Аввакум писал «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, отец у него черемисин Минка, а мати русачка Манька».
И здесь я опять не хочу утруждать вас историей описания их жизни, к тому же некоторые факты их происхождения, национальности, и некоторые события в их жизни имеют разночтения, и я не хочу тут ломать еще копья, пусть с этим разбираются (если конечно смогут) профессиональные историки.

О биографии Протопопа Аввакума можно узнать из википедии Аввакум Петров , а Патриарха Никона из википедии Никон Патриарх (Московский).

Скажу лишь о том, как закончилась их жизнь:

Никон, из-за своего характера, желания преобладания церкви над светской жизнью в стране, лишился сана и был сослан в монастырь сначала в Ферапонтов Белозерский, а затем в Кирилло-Белозерский. Вернутся в Москву, разрешено было бывшему Патриарху лишь при новом царе Федоре Алексеевиче, так же велись разговоры и о восстановлении сана.
Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле, Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.
В 2005 году в честь 400 – летия со дня рождения патриарха Никона нижегородская епархия в селе Вельдеманово , на месте где когда-то стоял дом, в котором он провёл детство поставила памятник – часовню, под горою облагородили родник и сделали купальню. Рядом с памятником патриарху Никону стоит поклонный крест от благодарного мордовского народа.

Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печере. При этом ему не вырезали языка, как некоторым из его соратников.
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима ( бывшего на тот период Патриархом (Московским)и продолжавшим непримеримую войну со старообрядчеством), решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь причислила Аввакума к лику святых.
5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

Сёла Григорово и Вельдеманово находятся друг от друга очень близко, буквально напротив друг друга через границу Б.Мурашкинского и Перевозского районов.
Для тех, кто захочет посетить родины Никона и Аввакума, то сделать это можно очень просто:

Выехать из Нижнего Новгорода по Казанской трассе. После Работок свернуть на Б. Мурашкино. Не доезжая Б. Мурашкино по окружной уйти в сторону Перевоза. Очень скоро будет левый поворот на Григорово.
Сначала можно посетить церковь Казанской иконы Божией Матери с поразительно узорчатой и искусной кладкой. За церковью, на берегу пруда находится одноименный святой источник. Летом 2013 он активно восстанавливался (благоустраивался сам родник и купель). Затем надо проехать немного далее по улице к памятнику протопопу Аввакуму. Любой человек подскажет Вам дорогу к нему. Вы обязательно почувствуете огромную духовную силу, исходящую от него, от человека отдавшего свою жизнь за свою веру.

Вернувшись на трассу Б.Мурашкино-Перевоз не доезжая моста через р. Пьяну свернуть налево в сторону Вельдеманово ехать после поворота около 8 км. На въезде в село вам попадется узорчатый крест с надписью Вельдеманово-родина Патриарха Никона. Вскоре после него свернуть налево в село. Не доезжая Церкви тоже носящей имя Казанской иконы Божией матери принять на V образном перекрестке левее и спускаться по улице в низ до стоянки у Святого источника Патриарха Никона. В конце спуск довольно крутой, но посыпан щебенкой. Спустится можно практически в любое время. От источника идет дальше лестница на противоположный берег оврага, где находится памятник-часовня Патриарху Никону, рядом с ним поклонный крест. От памятника открывается замечательный вид на с. Вельдеманово и Казанскую церковь.

Читать еще:  Иконе божьей матери всех скорбящих радость значение. Молитвы перед иконой "всех скорбящих радость"

Для тех кому захочется проехать назад в Нижний Новгород другой дорогой я бы посоветовал проехать назад через Вад. Для этого вернувшись на трассу, не поворачивать назад, в сторону Б. Мурашкина, а проехать прямо в сторону Вада. Расстояние будет практически одинаково, к тому же по дороге подъезжая к Ваду можно немного свернув в сторону села Зеленые Горы посетить удивительные Святые ключи 12 апостолов с источниками и купелью. Вернувшись к Ваду посмотреть на знаменитое Вадское озеро, полностью состоящее из воды впадающей в него подземной реки- Вадской воклине. Ну и наконец, для самых активных, возвращаясь в Нижний Новгород, можно еще немного не доезжая Богоявления заехать на Минеральный источник Владимирской иконы Божией Матери за деревней Борцово.

Выехав утром, прикоснувшись к истории, посмотрев на все достопримечательности, набрав святой воды из всех источников, искупавшись во всех купелях, еще до вечера вы вернетесь домой с массой незабываемых впечатлений..

Патриарх Никон и протопоп Аввакум – Нижегородские земляки

В истории России произошло не так уж много событий, кардинально повлиявших на ее историю, и сказавшихся на ее дальнейшем развитии на многие века. Не затрагивая новейшую историю, можно вспомнить:
становление династии Рюриковичей; крещение князем Владимиром Руси; монголо-татарское нашествие, избавление от него; объединение (присоединение) Иваном III Великим – дедом Ивана Грозного – к Московскому княжеству ряда других княжеств (именно с этого события и надо считать рождение Российского государства именно как государства, а не множества мелких княжеств, в основном враждовавших между собой); падение династии Рюриковичей, Смутное время и вступление на трон династии Романовых.
Конечно, можно было бы перечислить и десятки других, но не таких значимых событий истории России. Но отнести именно к эпохальным можно, пожалуй, всего лишь еще одно – это раскол церкви, который произошел в 17 веке.
Значение и влияние этого события на дальнейшую судьбу России, на ее духовность было и есть огромно. Последствия раскола вылились в кровавую войну между сторонниками старой и новой веры. Гонение старообрядцев с вырываниями языков, осада Соловецкого монастыря, уход раскольников в леса и т.д. И до сих пор это противостояние сохранилось..
На Нижегородской земле эти события тоже оставили свой отпечаток. Все наверно слышали о Кержачах – огромном количестве старообрядческих скитов, существовавших в Заволжских лесах. Для тех, кого интересует история Раскола и старообрядчества на Нижегородской земле, я бы советовал прочитать замечательную статью энтузиаста, исследователя старообрядческих скитов Афанасьева Антона.
В ней автор указывает не только на причины раскола, но и дает, на мой взгляд, очень красочное и подробное описание бывших на наших землях старообрядческих скитов, истории их появления, того, что, к большому сожалению, так мало от них осталось.

Не хочу подробно рассказывать об истории и причинах самого раскола, тот, кому это интересно, легко может найти информацию об этом в различных источниках, необходимый минимум можно найти в Википедии Русская православная и старообрядческая церковь.

Хочу сказать своими словами лишь самое главное.

С момента первого перевода на старославянский язык все церковные книги многократно переписывались и, конечно, за много веков накопилось немало изменений и ошибок от правой Византийской веры.. Это касалось в первую очеред, богослужений, церковных обрядов и прочего. Так вот кое-кто из «боголюбцев», а именно идейный вдохновитель церковной реформы Патриарх Никон, заручившись поддержкой царя Алексея Михайловича, призвал греческих церковников, чтоб те якобы привели русскую веру, давно ушедшую от канонов византийской, к канонам своей прародительницы. Книги были заново переведены и реформа состоялась.
Другие же, ставшие затем старообрядцами (раскольниками), идейным вдохновителем которых стал протопоп Аввакум, посчитали, что греки сами давно отошли от византийской веры, и остались приверженками старой веры. Кстати, староверы, как утверждают многие ученые – были правы, в русской вере было намного больше старины и ортодоксальности, нежели в новогреческой..
И Никон, и Аввакум начинали вместе, и идеи у них были одинаковые, но после проведения реформы их взгляды разошлись и они стали непримиримыми врагами.

Так вот, по случайной иронии судьбы и Никон и Аввакум были нашими земляками нижегородцами.

Аввакум родился в с. Григорово (ныне Б. Мурашкинского района), а Никон – в с. Вельдеманово (ныне Перевозского района). Аввакум писал: «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, отец у него черемисин Минка, а мати русачка Манька».
И здесь я опять не хочу утруждать вас историей описания их жизни, к тому же некоторые факты их происхождения, национальности и некоторые события в их жизни имеют разночтения и я не хочу тут ломать копья, пусть с этим разбираются (если конечно смогут) профессиональные историки.

О биографии протопопа Аввакума можно узнать из Википедии Аввакум Петров, а патриарха Никона из Википедии Никон Патриарх (Московский).

Немного скажу лишь о том, как закончилась их жизнь.

Никон, из-за своего характера, желания преобладания Церкви над светской жизнью в стране, лишился сана и был сослан в монастырь, сначала в Ферапонтов Белозерский, а затем в Кирилло-Белозерский. Вернуться в Москву разрешено было бывшему Патриарху лишь при новом царе Федоре Алексеевиче, также велись разговоры и о восстановлении сана.
Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.
В 2005 году в честь 400 – летия со дня рождения патриарха Никона нижегородская епархия в селе Вельдеманово , на месте где когда-то стоял дом, в котором он провёл детство, поставила памятник – часовню. Под горою облагородили родник и сделали купальню. Рядом с памятником патриарху Никону стоит поклонный крест от благодарного мордовского народа.

Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печоре. При этом ему не вырезали языка, как некоторым из его соратников.
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима (бывшего на тот период Патриархом (Московским) и продолжавшим непримеримую войну со старообрядчеством), решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь причислила Аввакума к лику святых.
5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

Сёла Григорово и Вельдеманово находятся друг от друга очень близко, буквально напротив друг друга через границу Б.Мурашкинского и Перевозского районов.
Тем, кто захочет посетить родины Никона и Аввакума, сделать это очень просто.

Как добраться: Выехать из Нижнего Новгорода по Казанской трассе. После Работок свернуть на Б. Мурашкино. Не доезжая Б. Мурашкино, по окружной уйти в сторону Перевоза. Очень скоро будет левый поворот на Григорово.
Сначала можно посетить церковь Казанской иконы Божией Матери с поразительно узорчатой и искусной кладкой ее колокольни.

В церкви сейчас ведутся восстановительные работы.

За церковью на берегу пруда находится одноименный святой источник. Летом 2013 шли работы по его восстановлению (благоустраивался сам родник и строилась часовня над ним.).

В местном клубе есть картина Е. Мальцева “Аввакум в Сибири”

Затем надо проехать немного далее по улице к памятнику протопопу Аввакуму. Любой человек подскажет Вам дорогу к нему. Вы обязательно почувствуете огромную духовную силу, исходящую от него, от человека отдавшего свою жизнь за свою веру.

Вернувшись на трассу Б.Мурашкино-Перевоз, недоезжая моста через р. Пьяну, свернуть налево в сторону Вельдеманово, ехать после поворота около 8 км. На въезде в село вам попадется узорчатый крест с надписью Вельдеманово – родина Патриарха Никона.

Читать еще:  Мужские имена для знака лев. Лев и Анастасия

Вскоре после него свернуть налево в село. Недоезжая церкви, тоже носящей имя Казанской иконы Божией матери

принять на V образном перекрестке левее и спускаться по улице вниз до стоянки у Святого источника Патриарха Никона.

В конце спуск довольно крутой, но посыпан щебенкой. Спуститься можно практически в любое время. От источника идет дальше лестница на противоположный берег оврага, где находится памятник-часовня Патриарху Никону,

рядом с ним поклонный крест. От памятника открывается замечательный вид на с. Вельдеманово и Казанскую церковь.

Тем, кому захочется проехать назад в Нижний Новгород другой дорогой, я бы посоветовал проехать назад через Вад. Для этого, вернувшись на трассу, не поворачивать назад в сторону Б. Мурашкина, а проехать прямо в сторону Вада. Расстояние будет практически одинаковое, к тому же по дороге, подъезжая к Ваду, можно, немного свернув в сторону села Зеленые Горы, посетить удивительные Святые ключи 12 апостолов с источниками и купелью.

Вернувшись к Ваду можно посмотреть на знаменитое Вадское озеро,

полностью состоящее из воды, впадающей в него подземной реки – Вадской воклины. Ну и наконец, самым активным, возвращаясь в Нижний Новгород, можно еще, немного недоезжая до Богоявления, заехать на Минеральный источник Владимирской иконы Божией Матери за деревней Борцово.

Выехав утром, прикоснувшись к истории, посмотрев на все достопримечательности, набрав святой воды из всех источников, искупавшись во всех купелях, еще до вечера вы вернетесь домой с массой незабываемых впечатлений..

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПРОТОПОП АВВАКУМ И ПАТРИАРХ НИКОН

Обычно историю раскола связывают непосредственно с деятельностью патриарха Никона и его деятельностью по исправлению богослужебных книг и других элементов церковной реформы патриарха Никона, а точнее с выходом в свет 11 февраля 1653 г. Следованной Псалтири, в которой по прямому указанию патриарха были опущены статьи о перстосложении при крестном знамении и о поклонах при чтении молитвы Ефрема Сирина. Однако это мнение, принятое практически всеми исследователями, не находит документального подтверждения. Статьи о крестном знамении и о поклонах, впервые появившиеся в предисловии к Псалтири 1642 г., не раз перепечатывались в последующих изданиях книги, причем в различных редакциях. Но уже в издании 1649 г. эти статьи были опущены, что, однако, не вызвало протеста ревнителей старины. Голоса протеста не было слышно и в 1653 г. Очевидно, П. Николаевский исходил из того, что публикация Псалтири по времени совпала с обнародованием памяти патриарха Никона, разосланной по приходским церквам в феврале того же года и касавшейся изменений церковных обрядов. Об этой памяти протопоп Аввакум писал в своем житии: «В Пост Великой прислал память х Казанской к Неронову Иванну. В памети Никон пишет: Год и число. По преданию святых апостол и святых отец не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, аще же и трема персты бы есте крестились. Мы же задумалися сошедшеся между собою, видим, яко зима хощет быта; сердце озябло и ноги задрожали» . Можно ли согласиться с тем, что эта память стала одной из причин разногласий ревнителей благочестия с патриархом?

Следует помнить, что житие Аввакума, указывающее на начало церковных преобразований, является поздним источником, поэтому содержащиеся в нем сведения нуждаются в проверке. Как показало исследование Н.С. Демковой, протопоп написал свою автобиографию в пустозерской тюрьме в начале 1670-х гг. События двадцатилетней давности отразились в нем не вполне достоверно. Чтобы добраться до истины, необходимо обратиться к ранним источникам по истории раскола. Среди них наиболее важными являются письма протопопов Аввакума и Ивана Неронова 1653-1654 гг., написанные по следам событий.

Разногласия между патриархом и ревнителями стали назревать вскоре после начала патриаршества Никона. В отличие от своего предшественника, патриарха Иосифа, новый глава Церкви получил от царя широкие полномочия. Теперь все важнейшие решения, касавшиеся церковных вопросов, стали приниматься по прямому указанию патриарха.

Самой влиятельной фигурой среди ревнителей благочестия в тот момент был Иван Неронов, протопоп Казанского собора в Москве. Неронов, как и другие участники «кружка боголюбов», обличал пороки церковно-приходской жизни. Добиваясь строгого соблюдения церковных обрядов, ревнители не боялись критиковать даже высшее духовенство. Когда Никон стал патриархом, он не захотел мириться со вседозволенностью в стенах Казанского собора. Поучения Неронова и его независимое поведение вызывали раздражение носителя высшего духовного сана. Ситуация обострилась летом 1653 г.: поводом к конфликту между Никоном и Нероновым послужило дело муромского протопопа Логгина.

Однажды Логгин присутствовал на обеде у воеводы Игнатия Бестужева. К нему подошла жена воеводы и попросила у него благословения. Однако протопоп, заметив на ее лице краску, спросил: «Не белена ли ты?» Как известно, ревнители благочестия не одобряли употребление женщинами косметики. Этот упрек вызвал раздражение присутствовавших. Некто Афанасий Отяев заметил: «Что-де, протопоп, хулишь белила, а без белил-де не пишется и образ Спасов, и Пречистыя Богородицы, и всех святых». Воевода приказал взять Логгина под стражу и написал патриарху, что протопоп «похулил образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пресвятыя Богородицы, и всех святых» . В июле 1653 г. в Москве собрался церковный собор, рассматривавший дело Логгина. На соборе Неронов открыто выступил в защиту муромского протопопа.

На следующем заседании собора Неронов обвинил патриарха в злоупотреблении властью. В середине июля 1653 г. Неронов был арестован и заключен в Новоспасский, а затем в Симонов монастырь. 13 августа протопопа сослали на Кубенское озеро, где его должны были содержать под строгим надзором в Спасо-Каменном монастыре . Братия Казанского собора подала царю челобитную в защиту Неронова, которую написали костромской протопоп Даниил и юрьевецкий протопоп Аввакум, но Алексей Михайлович передал ее патриарху, предоставив ему самому разобраться в этом деле.

В отсутствие Неронова священники Казанского собора не проявили единодушия. Протопоп Аввакум, считавший себя преемником Неронова, войдя однажды в церковь, увидел, что богослужение началось без его участия. Он упрекнул братию, что они заняли его место. Однако священник Иван Данилов ответил Аввакуму, что тот будет петь только в свою очередь, по понедельникам, средам и пятницам. Протопоп возразил, что в прежние отлучки Неронова «у меня вы сего первенства не отнимали аз-де протопоп!» Иван Данилов возразил, что Аввакум протопоп в Юрьевце Повольском, а не здесь. Тогда Аввакум покинул храм и распространил слух, будто у него «попы книгу отняли и из церкви выслали». Он завел «свое всенощное» на дворе Ивана Неронова в сушиле и стал отзывать к себе прихожан Казанского собора. Возмущенный Иван Данилов подал патриарху донос про «сушильное всенощное бдение». Аввакум и вместе с ним около 40 человек братии и прихожан были немедленно арестованы патриаршим боярином Борисом Нелединским . Основной фигурой раскола стал протопоп Аввакум.

1.2. ПРОТОПОП АВВАКУМ И ПАТРИАРХ НИКОН КАК ГЛАВНЫЕ ФИГУРЫ РАСКОЛА

Нужно сказать, что в дошедших до нас официальных источниках – царских указах, грамотах, разрядных записях – об опале «боголюбцев» нет никаких упоминаний. Этот факт нельзя не принимать во внимание. По-видимому, он свидетельствует о том, что расправа с ревнителями благочестия не вызвала широкого отклика в народе. Тем более неправомерно связывать ее с началом раскола в Православной церкви.

Но как в таком случае оценивать житие Аввакума, единственный источник, где говорится, что ревнители пострадали именно за то, что выступили против исправления обрядов? Вспомним те условия, при которых был создан этот замечательный литературный памятник. Н.С. Демкова, изучившая литературную историю жития, обратила внимание, что хронологические указания протопопа очень часто бывают неточными . Исследовательница установила следующую последовательность работы Аввакума: в 1664-1669 гг. были написаны автобиографические письма и послания протопопа, в 1669-1672 гг. составлена первоначальная редакция жития, наконец, в 1672 г. в пустозерской ссылке была создана новая редакция жития с преобладанием эпизодов-новелл, впоследствии разошедшаяся во множестве списков.

Читать еще:  В какое время набирать крещенскую воду. Какие целебные свойства имеет святая вода на Крещение? Чего нельзя делать

Соотнесем эти даты с биографией Аввакума. Протопоп был сослан в Сибирь через месяц после своего ареста, т.е. вскоре после 15 сентября 1653 г. В Сибири он пробыл 10 лет и вернулся в Москву только весной 1664 г. Однако в столице Аввакум находился всего несколько месяцев. Уже 29 августа 1664 г. он был отправлен в новую ссылку, в Мезень . За кратковременное пребывание в Москве он сблизился со своими единомышленниками, с которыми впоследствии состоял в переписке. В числе их был игумен Златоустовского монастыря Феоктист, один из ближайших сподвижников Неронова. Феоктист выполнял при Неронове обязанности личного секретаря. Постепенно в руках игумена Феоктиста сосредоточился целый архив документов, в частности, письма протопопов Логгина и Аввакума, переданные ему царским духовником Стефаном Вонифатьевым. В начале 1666 г. этот архив был конфискован властями, а сам Феоктист арестован . Когда Аввакум находился в Москве, он вполне мог ознакомиться с архивом игумена Феоктиста и на основании документов набросать автобиографические заметки.

Однако в письмах из архива игумена Феоктиста и в житии Аввакума события, связанные с опалой членов кружка ревнителей благочестия, изложены по-разному. Ранние источники излагают события 1653-1654 гг. несколько иначе, чем это делал Аввакум много лет спустя. В них ничего не говорится ни о памяти патриарха Никона, ни об обрядовых новшествах. Если эта память – не плод воображения Аввакума, то почему она сразу же не вызвала резкой критики со стороны ревнителей? Подозревать протопопа в умышленном искажении событий оснований нет, однако можно предположить, что он путал их последовательность. По всей видимости, память Никона была разослана не в 1653, а в 1654 г.

Попытаемся восстановить хронологию на основе ранних источников. События развивались следующим образом: в июле 1653 г. на церковном соборе произошло столкновение между патриархом Никоном и Иваном Нероновым; в августе – сентябре Неронов и его единомышленники – протопопы Аввакум, Логгин муромский, Даниил костромской – были сосланы в отдаленные города и монастыри; 6 ноября 1653 г. Неронов написал царю письмо из Спасо-Каменного монастыря, в котором излагал причины своей опалы, а именно – недовольство патриарха обличительными проповедями священника. 27 февраля 1654 г. в другом своем послании Неронов впервые осуждает изменение церковных обрядов . Протопоп пускается в пространную полемику по поводу нововведений, апеллируя к отцам Церкви, и гневно осуждает деятельность справщика Арсения Грека, который, будучи возвращен из ссылки, теперь «живет у патриарха Никона в келе».

Примерно в то же время были написаны послания Саввина, Григория, Андрея и Герасима Плещеевых, которые сетовали на «непоклонническую ересь и прочия нововведенный дохматы, иже отревают Христово словесное стадо от теснаго и прискорбнаго пути, ведущаго в живот» . Неронов был духовником братьев Плещеевых. Очевидно, они находились под сильным влиянием его проповедей. Нет ничего удивительного, что пафос их посланий перекликается с посланиями самого Неронова. Таким образом, ранние источники показывают, что первые упоминания о «нововведенных дохматах» Никона появляются только в 1654 г. Почему именно в это время?

В литературе уже высказывалось мнение, что письмо Неронова от 27 февраля 1654 г. было написано до созыва церковного собора, принявшего решение об изменении церковных обрядов . Однако это утверждение необходимо доказать. В своем письме Неронов обращается к царю с призывом созвать для решения церковных вопросов истинный собор, «а не соньмище иудейско» . Что подразумевал протопоп под «соньмищем»? Не тот ли собор, который постановил, чтобы впредь быть «исправлению в печатном тиснении против древних харатейных и греческих книг: уставов, потребников, служебников и часословов»?

По составу участников собора 1654 г. можно выяснить, когда проходили его заседания. Под соборным деянием поставил свою подпись архиепископ Суздальский Софроний, принявший этот сан 29 января 1654 г. В то же время, среди церковных иерархов, присутствовавших на соборе, не назван архиепископ Тверской Лаврентий, бывший патриарший ризничий. Лаврентий был поставлен на епископство 16 апреля. Следовательно, собор происходил между 29 января и 16 апреля. В середине XVII в. заседания Освященного собора проводились накануне или в первую неделю Великого Поста. Так было в 1649 г., когда собор заседал 11 февраля, в последнее воскресенье перед Великим Постом, так было ив 1651 г., когда он был созван 9 февраля, в первое воскресенье Великого Поста. Едва ли традиция была нарушена три года спустя. В 1654 г. первая седмица Великого Поста приходилась на 6-12 февраля. В записях о выходах царя Алексея Михайловича есть упоминание, что 12 февраля «на Зборное Воскресенье был государь у действа в соборной церкви Успения Пречистыя Богородицы» . Если заседание собора действительно проходило 12 февраля, то две недели (до 27 февраля, времени написания второго послания Неронова) – вполне достаточный срок, чтобы известия о нем дошли до Спасо-Каменного монастыря и вызвали резкую отповедь до стороны Неронова. Таким образом, Неронов выступал не только против патриарха, но и против решений церковного собора, который он окрестил «соньмищем иудейским».

В то же самое время была разослана знаменитая память Никона. Текст ее до сих пор был не известен исследователям. Однако в собрании графа А.С. Уварова хранится любопытный документ, который в описи значится как «Поучение Никона священному чину и причетникам». Ссылаясь на церковные правила, Никон поучает духовенство, как следует себя вести во время литургии, в частности, как надлежит делать поклоны. В послании Никона дата не обозначена, но наличие в нем поучения о поклонах наводит на мысль, что источник мог появиться примерно в то же время, что и соборное деяние 1654 г. Его можно с достаточно большой долей вероятия отождествить с памятью Никона, о которой упоминает Аввакум.

Можно ли утверждать, что распоряжения патриарха, против которых так страстно выступал Иван Неронов и другие ревнители благочестия, вызвали смятение умов в русском обществе? Источники свидетельствуют об обратном. Первые меры по изменению церковных обрядов оставили большинство прихожан равнодушными. Постановления собора 1654 г. и распоряжения Никона не соблюдались даже в Москве . Таким образом, можно заключить, что протест против «нововведенных дохматов» исходил только от опальных ревнителей благочестия, которые, лишившись своих мест, осуждали любые действия патриарха.

Очевидно, и для самого Никона церковная реформа была далеко не главным делом жизни. После смерти Стефана Вонифатьева в ноябре 1656 г. Неронов перестал скрываться. Он сам пришел на патриарший двор и, встретив Никона, открыто обличал его: «Что ты един ни затеваешь, то дело некрепко; по тебе иной патриарх будет, все твое дело переделывать будет: иная тебе тогда честь будет, святый владыко». Однако репрессий не последовало. Напротив, Никон приказал выделить Неронову келью и разрешил ему приходить к себе в крестовую. Вскоре патриарх позволил протопопу отправлять литургию по старым служебникам: «Обои-де добры, – все равно, по коим хощешь, по тем и служишь» . Этот факт указывает на то, что патриарх вовсе не стремился к бескомпромиссной борьбе за проведение церковной реформы, а также на то, что реформы патриарха Никона были лишь поводом, который необходимо было найти его противникам. Эти поводом и стали действия патриарха по исправлению богослужебных книг, что оказало существенное влияние на культурологические аспекты раскола.

Источники:

http://www.proza.ru/2014/02/08/318
http://www.turizmvnn.ru/article/patriarh-nikon-i-protopop-avvakum/
http://studopedia.ru/10_67973_tserkovniy-raskol-protopop-avvakum-i-patriarh-nikon.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: