Может ли монах венчать. Портал “дивное дивеево”

Дивное Дивеево

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ


В Диеевский женский монастырь приезжают паломники из самых дальних уголков земли. Пройти с Богородичной молитвой вдоль святой канавки и посетить святые источники – сам преподобный Серафим Саровский говорил, что эта канавка “”до небес высока”. Женскую обитель, равную монастырю Дивеево трудно встретить. Это – древний монастырь, конца XVIII века, стены которого видали многое.

“Дивное Дивеево” – так называют это благодатное место, которое поражает своей истории, многочисленными чудесами и красотой пейзажей и архитектуры. Эта земля неприступна для зла, а святая канавка появилась тут по повелению самой Царицы Небесной. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево – это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры.

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОЙ ОБИТЕЛИ

Серафимо-Дивеевский монастырь является одной из самых известных женских обителей в России. Он был основан во второй половине XVIII века и прославился многими великими святыми, изначально именовался «четвертым уделом Пресвятой Богородицы», что указывало на особое покровительство, оказываемое Божией Матерью инокиням обители.

История возникновения монастыря связана с именем помещицы Агафьи Мельгуновой, которая достаточно рано овдовела и решила посвятить всю свою жизнь служению Богу. Приняв постриг в одном из Киевских монастырей с именем Александра, она провела там некоторое время под руководством опытных старцев и достигла большого духовного возрастания, так что однажды сподобилась видения Пресвятой Богородицы. Царица Небесная повелела инокине отправиться на север России, к Саровскому монастырю. По благословению духовника матушка Александра отправилась в указанное ей место и, неподалеку от Саровской обители, снова была удостоена указания от Божией Матери, где нужно основать женскую общину.


На свои средства игуменья приступила к возведению каменного храма, посвященного Казанской иконе Пресвятой Богородицы. С самого начала Дивеевская обитель находилась под особым духовным попечением Саровского монастыря. Так, в женской Дивеевской общине использовался тот же строгий устав, что и в соседнем с ним мужском монастыре, а духовным руководителем с первых лет обители был преподобный Серафим Саровский.

Вначале община состояла из нескольких сестер, однако со временем их число возросло, было построено два больших собора, а сам монастырь имел множество святынь, так что поток паломников не иссякал. К началу XX века Дивеевская обитель стала одной из самых известных и крупных в России. В числе ее святынь была икона Божией Матери «Умиление», а также Канавка, вырытая в монастыре по повелению Богоматери в том месте, где Она прошла. Возле Канавки, которую должны были вырыть сами монахини, проходила тропинка, и с самого начала появилась традиция проходить этот путь с молитвой «Богородице Дево, радуйся».

После революции монастырь был закрыт, соборы постепенно разрушались, а Канавка была засыпана, однако с 1991 года началось возрождение обители.

СВЯТЫНИ ОБИТЕЛИ

Икона Преподобного Серафима Саровского

Из темного овала, словно из мглы времен, батюшка смотрит на нас, и земная его жизнь встает перед нашим мысленным взором как путь к стяжанию Духа Святого Божия и делает личность преподобного Серафима особенно близкой и дорогой верующему сердцу.

Мощи Преподобного Серафима Саровского чудотворца

В Серафимо-Дивеевском монастыре в мощах почивают преподобный Серафим Саровский, преподобные и блаженные жены Дивеевские,
и многие сестры и паломники ощущают их живое присутствие. Когда мы подходим к святым мощам, словно стирается грань времен. Телом пребывая здесь и подавая нам утешение и помощь, все дивеевские святые духом предстоят пред Престолом Божиим в непрестанных за нас молитвах. Они соединяют земную Церковь с Небесной, свидетельствуют о существовании бессмертной души и вечной жизни. Святые оставляют людям свои мощи как источник радости.

Мертвые святые, говорит преподобный Ефрем Сирин, действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа. «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14), – сказано в Священном Писании о праведниках. Мощи потому и являются почитаемыми, что от них всегда – мы видим это в истории – происходило и происходит множество явных свидетельств
святости угодника Божия.

Читать еще:  Любовный гороскоп рыбам на год. Лечение сезонной аллергии

Вещи Преподобного Серафима Саровского


Святые приближают людей к Богу. В далеком горнем мире они молятся о нас, и вполне естественно желание людей сохранять те материальные частицы, которые были связаны с ними, почитать то, что принадлежало святым.

И теперь, как прежде, с благоговением рассматривают паломники вещи преподобного Серафима, пытаются представить по ним, каким же был святой старец; с благоговением и с верою в благодать Божию, посылаемую по молитвам старца Серафима, прибегают к этим сокровищам чудес.

Дивеевские святые источники

Село Дивеево: реальная жизнь вне монастыря и возрождение города

Мы продолжаем цикл статей об удивительном Дивееве и расскажем, каким образом на самом деле почти вся жизнь в Дивееве крутится вокруг монастыря.

Жизнь в Дивеево = жизнь в Дивеевском монастыре

У многих складывается впечатление, что между жизнью в Дивеево и Дивеевским женским монастырем можно поставить знак равенства. Так ли это на самом деле?

Если понимать эти слова буквально, то дела обстоят, конечно, так же, как и везде. Люди в Дивеево живут своей обычной мирской жизнью, многие даже далеки от веры – не то, что от монастыря. Как и все остальные россияне, дивеевцы женятся, рожают детей, учатся, имеют свои увлечения, работают и занимаются бизнесом.

И тем не менее, так или иначе все в Дивеево крутится вокруг монастыря. Если не жизни отдельно взятых индивидуумов, то экономическая и культурная жизнь села точно. Серафимо–Дивеевский монастырь по сути стал культурно-образующим центром, благодаря которому в простом, никому неизвестном селе произошел толчок, спровоцировавший его развитие, в том числе и экономическое.

Самое интересное, что преподобный Серафим Саровский это предсказывал. Он говорил, что в Дивеево будут спасаться семьями, и утешая дивеевских сестер, которым при зарождении обители приходилось очень тяжело, добавлял:

«придет время, и все на вас работать будут».

Свидетелями этому становимся мы с вами.

Некоторых это факт раздражает, и сыплются обвинения на сам монастырь, хотя в большинстве случаев он не причем. Уже местные и региональные власти стремятся использовать значимость Серафимо-Дивеевского монастыря как фактор, благодаря которому можно развивать инфраструктуру села.

Например, на региональном уровне светскими (а не церковными) властями было принято решение повысить поток туристов до внушительных цифр. И для этих целей будут приниматься меры по улучшению и расширению дорог. Будет расти сфера услуг, так как сейчас Дивеево еле-еле справляется с текущим туристическим потоком в 400 000 человек в год.

Конечно, это неузнаваемо меняет село, и увы, принесет с собой не только позитивный эффект. Многие туристы ведут себя некультурно, оставляют после себя мусор. Но это скорее проблема не конкретно Дивеева, а вообще всероссийская. Как не прискорбно, но культурное воспитание наших соотечественников не всегда радует.

Кстати, вопрос культуры весьма актуален и в самом Дивеево.

Культура, Серафимо-Дивеевский монастырь и жители Дивеева

В интернете ходит много историй о том, как бедные коренные жители страдают от переселенцев, что сходить здесь некуда, и как все стало плохо. Но стоит посмотреть на фотографии Дивеева конца 80-х годов XX века, чтобы понять, что перспективы у села тогда не было.

Серые скучные небольшие коттеджные застройки, разрушающиеся старые монастырские корпуса, зияющие пустотой храмы, на крышах которых росли деревья…. Разбитые дороги, серые унылые пейзажи.

Местные любят обвинять монастырь в том, что он забирал свои старые исторически принадлежащие ему корпуса, в которых на тот момент находились центры местной культуры: кинотеатр, библиотека…

Когда мы с мамой переехали в Дивеево в 96 году, то еще застали эти местные «культурные» заведения, и они меня, честно говоря, шокировали.

Читать еще:  Когда был раскол. Патриарх никон и протопоп аввакум - нижегородские земляки

Та альтернатива «старому поколению», что имеется сейчас в селе на порядок выше по всем пунктам.

Историю нашей поездки можно узнать из статьи Переезд в Дивеево – как жить на святой земле

То были старые, разрушающиеся серые скучные здания. По крутым деревянным лестницам с прогнившими досками было страшно забираться. Пахло плесенью и сыростью, несмотря на то, что персонал там следил за чистотой. Увы, это был уже запах старости.

И скажу так. Даже если бы эти здания не были отданы монастырю, долго бы они не просуществовали – их скорое разрушение стало бы лишь вопросом времени. И вот тогда село по-настоящему осталось бы без культурных заведений.

Передача старых корпусов стимулировала местные власти искать выход. Частично вопрос решался за счет аренды помещений, но начались и стройки. Сейчас в селе функционирует Культурный центр, под крышей которого вот уже несколько лет находится районная библиотека.

Строительство второго крыла этого огромного красивого здания завершается, и скоро туда перейдет районный Дом Культуры, Музыкальная школа.

По мере того, как монастырю отходили его исторические территории, росло строительство жилых фондов. Людей из монастырских корпусов выселяли не на улицу. Все они, а большинство из них было как раз-таки коренными жителями, получили квартиры в новых домах.

После ликвидации некоторых старых предприятий (к которым монастырь не имел отношения) многие дивеевцы решились на создание своего бизнеса. Кто знает, сбылись бы их мечты, оставайся село прежним серым и унылым? А так менялся внешний облик села, менялись люди…. И сейчас, на мой взгляд, Дивеево стало выглядеть красивее, в нем появились перспективы как раз-таки для светского развития, как это ни странно.

А что касается местных жителей, то в их среде ситуация разделения, даже если брать лишь культурную составляющую, опуская вопросы воцерковленности и веры, двоякая. Впрочем, как и везде.

Есть те, кто и самообразованием занимается, и для развития села делает немало. Они, как правило, и обладают и высоким интеллектом, и хорошим культурным уровнем. Эти люди, как правило, и ценят жемчужину Дивеева – Серафимо-Дивеевский монастырь – понимая, какое значение он имеет для их малой Родины.

Но увы, другая часть дивеевцев не может похвастаться ни высоким культурным уровнем, ни широтой взглядов. Именно от них можно слышать просто отборную нецензурную ругать, от которой уши краснеть начинают. От них же можно увидеть и хамское отношение, провинциальное (в худшем смысле этого слова) видение современных реалий, безвкусицу, и какую-то патологическую ненависть ко всем приезжим без разбора.

Отчасти их понять можно. И туристы себя ведут иной раз как татаро-монгольское нашествие, и переселившиеся на постоянное место жительства православные тоже иногда далеки от идеала: встречаются среди них и неадекватные люди, и формалисты, чтущие букву закона, и еще не познавших глубину простой веры.

Но тем не менее, большинство приехавших в Дивеево на постоянное место жительства, особенно в первую волну в 90 годах, вовсе не были оторванными от реальности людьми.

Большинство переехавших в Дивеево были людьми интеллектуально и культурно развитыми, с высшим образованием. Они представляли собой разные слои интеллигенции: ученые, инженеры, художники, писатели, музыканты.

Они несли с собой культуру, расширяли горизонты, а еще заставляли задумываться над рядом вопросов тех, кто этого хотел. Почему столь успешные люди решительно срывались с места и уезжали в никому неизвестное Дивеево? Ради чего? Чем так ценна эта земля? А ведь многие из этих людей смогли не просто сохранить свою веру, но и послужить на благо своей новой малой Родины.

Так ли уж ужасны «переселенцы»? Мне кажется, однозначного ответа тут просто нет.

Работа в монастыре

Еще один камень преткновения – это осуждение монастыря, за то, что на него работает полсела. Совсем нелепым оно слышится из уст тех самых коренных дивеевцев, которые будучи почти атеистами, ненавидят приезжих (называя нас «умаленными») и при этом сами работают в монастыре. Лично мне логика таких людей не понятна. Как можно плевать в колодец, из которого пьешь? Или рубить сук, на котором сидишь?

Читать еще:  О чем молиться перед иконой «Живоносный источник»? Чудотворная икона божией матери живоносный источник.

На самом деле, то что монастырь дает работу многим людям – благо. И хотя разброс с зарплатами на разных «послушаниях» – так по привычке в монастыре называются работы – очень велик, все равно для многих это реальный выход.

Начнем с того, что в Дивеево вообще мало где платят достойные зарплаты – провинция есть провинция, и ее возможности не сравнить не с областными центрами, ни тем более с такими мегаполисами, как Москва.

Монастырь же отличается тем, что предоставляет бесплатное питание. Многим рабочим выдают обувь. Старшие монахини на послушаниях (монастырский вариант начальства) часто входит в положение своих подчиненных, идут на встречу там, где никогда и ни на какой работе в миру на встречу не пойдут. На Рождество детям трудников дают сладкие подарки. Рабочие монастыря пользуются медицинскими услугами монастырской поликлиники.

Кроме того, в монастыре много сезонных работ, на которых подрабатывают студенты и старшеклассники, зарабатывая себе на учебу.

Дивеево. Святая Канавка. История, особенности, советы путешественникам. Путеводитель

15 октября 2018

Цель этой статьи-путеводителя по Дивеево ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос – зачем вообще приезжают в Дивеево?
Также вы узнаете, какие важные места, достопримечательности есть в Дивеево и его окрестностях, где можно остановиться на ночь тем, кто приедет сюда с ночёвкой.
Моя первая поездка в Дивеево состоялась 11 мая 2013 года. Поездка была короткой и достаточно сумбурной. Даже учитывая немалый опыт поездок по монастырям очень высокого уровня (Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Троице-Сергиева и Псково-Печорская лавры), Дивеевский монастырь показался мне совсем другим. И я оказалась к нему совсем не готова.

В статье:

Особенное место – история Дивеевского монастыря и Святой Канавки

В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три – Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.

25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь.
Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка “представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери “Умиление”.*

“Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!”.” (Отец Василий Садовский).*

Источники:

http://slovobozhie.com/2019/07/divnoe-diveevo.html
http://mydiveevo.ru/selo-diveevo-realnaya-zhizn-vne-monastyrya-i-vozrozhdenie-goroda/
http://galina-lukas.ru/article/522/diveevo-svyataya-kanavka-istoriya-osobennosti-sovety-puteshestvennikam-putevoditel

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: