Какой святой кормил медведя хлебом. Портал “дивное дивеево”

Портал “Дивное Дивеево”

Серафим кормит медведя.

Святой Серафим Саровский с раннего детства посвятил себя Богу. Когда ему исполнилось 19 лет, он попросил свою мать благословить его уйти в монастырь. Большим медным крестом благословила мать своего сына на монашеский подвиг, и до самой смерти носил он потом этот материнский крест на своей груди.

Саровская обитель, куда пришёл Серафим, была со всех сторон окружена большим дремучим лесом. Здесь, в лесной чаще, построил он себе маленькую избушку и вдали от мира стал проводить в молитве дни и ночи. Часто св. Серафим терпел холод и голод и всякую нужду. Так он провёл много лет. Когда он наконец открыл двери своей кельи, люди стали толпами приходить к нему и просили его молитв. Они приносили святому восковые свечи, чтобы он ставил их во время своей молитвы перед иконами: ведь свечи горят перед иконами, как души людей перед Богом. И день и ночь столько горело в этой маленькой келье свечей, что даже зимой, в самые холодные, морозные дни в ней было от них жарко: печь никогда и не топилась.

— Я не могу, — говорил святой Серафим, — несколько раз в моей молитве поминать перед Богом имена всех, кто просил меня молиться за них, потому что их слишком много; а зажигаю их свечи и молюсь: “Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за души которых я, убогий, зажёг Тебе эти свечи и лампады!”

Святой Серафим непрестанно молился Богу. От этого сердце его разгоралось всё большей и большей любовью. И любил он не только Бога, но и всё Божье творение, всю природу Богом созданную. И так очистил он себя от всякого греха постоянной молитвой и памятью о Боге, что жизнь его стала похожей на жизнь первых людей в раю, где звери слушались человека и не делали зла ни друг другу, ни человеку.

В ночное время приходили к келье святого звери: медведи, и волки, и зайцы, и лисицы, подползали даже змеи, ящерицы и другие гады. Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка, в котором он хранил недельный запас хлеба. Сколько зверей ни приходило к старцу, хлеба всегда и на всех хватало.

И вот что случилось однажды:

Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: “Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно.

Наконец, когда монахиня совершенно успокоилась, а старец скормил почти весь свой хлеб, он подал ей оставшийся кусок и велел покормить медведя. Но она отвечала: “Боюсь, батюшка: он мне и руку отъест!” Старец Серафим посмотрел, улыбнулся и сказал: “Нет, матушка, верь что он не отъест твоей руки.” Тогда она взяла поданный хлеб и скормила его весь с такой радостью, что желала бы ещё кормить его, потому что зверь был с ней кроток, по молитвам святого.

Когда преподобный Серафим увидел, что страх у монахини совсем прошёл, он сказал: “Помнишь, матушка, у преподобного Герасима на Иордане лев служил, а убогому Серафиму (так он всегда, по своему смирению, себя называл) медведь служит. Вот и звери нас слушают! А ты, матушка, унываешь! А о чём нам унывать? Вот если бы я взял ножницы, то и остриг бы его.”

Читать еще:  Матильда имя сокращенно. Значение женского имени матильда

Вот что делает любовь! Нет большей силы в мире, как любовь! Только любовью и держится мир, только любовью движется жизнь.

Преподобный Серафим и дети

Преподобный Серафим, будучи сам чист душой, кроток и незлобив, с особенной нежностью и лаской относился к детям. Любил их Преподобный, как и Христос любил детей, говоря:

“Не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное!” Помнил св. Старец, что Господь хранит “малых сих,” как сохранил его самого в детстве при падении с высокой колокольни. Это было так. Мать однажды взяла его с собой на постройку храма. Вместе с ней он взобрался на самый верх колокольни и по неосторожности (еще не было перил) стал на край — и упал вниз. В ужасе бросилась мать по лестнице, уже без надежды найти мальчика в живых. Но каково же было ее изумление и радость, когда она увидела, что сын ее стоит цел и невредим. Господь чудесно сохранил Своего избранника, зная, сколько радости принесет он потом людям.

Однажды, а год до кончины Преподобного, когда он уже заметно ослабел и не всегда принимал посетителей, пришла к нему большая толпа богомольцев. Святого Старца не было в келии. Кто-то из Саровских монахов сказал посетителям: — Ищите его в лесу, только вряд ли найдете. В кусты спрячется, в траву заляжет. Разве что сам откликнется на детские голоса. Забирайте детей побольше, да чтобы впереди вас шли.

И вот толпа паломников углубляется в дремучий Саровский лес. Деревья — все выше и гуще. Лесная сырость и тишина охватывает всех. Под высокими сводами громадных елей совсем темно. Жутко в бору. Но вдруг солнечный луч блеснул между деревьями. Все ободрились и скоро очутились на залитой солнцем полянке.

Около корней отдельно стоящей на полянке ели работает низенький, худенький старец. Заслышав шорох, старичок быстро приподнялся, взглянул в сторону монастыря и затем, точно спугнутый заяц, шарахнулся в чащу и скрылся из виду.

— Отец Серафим! Отец Серафим! — чуть не в 20 голосов закричали мы, — пишет в своих воспоминаниях Н. Аксакова, бывшая тогда в толпе детей. Заслышав детские голоса, о. Серафим не выдержал, и через какую-нибудь минуту его голова показалась из травы. Приложив палец к губам, он умильно поглядывал на нас — детей, как бы упрашивая не выдавать его старшим.

Протопав к ним дорожку по траве, Преподобный поманил нас к себе. Самая маленькая из нас — Лиза — первая бросилась к нему на шею, прильнув щекой к его плечу. — Сокровища, сокровища! — приговаривал он едва слышным шепотом, прижимая каждого из нас к своей груди.

Между тем подросток-пастушок Сема побежал со всех ног к монастырю, крича: “Здесь, сюда! Вот о. Серафим! Сюда!” Нам стало стыдно. Чем-то вроде предательства показались нам и выкрикивания наши и объятия. На обратном пути та самая Лиза, которую о. Серафим обнял первой, щебетала своим детским лепетом: “Отец Серафим только кажется старичком, а на самом деле он ребенок.”

Много лет спустя вспоминая только что рассказанный случай из своего детства, Н. Аксакова пишет, что она во всю свою жизнь не видала таких детски ясных глаз, как у преп. Серафима, такой улыбки, как его улыбка, которую можно сравнить разве что с улыбкой спящего младенца, когда его, по словам нянек, посещают во сне ангелы.

Расскажем еще случай. Вот перед запертыми дверями Серафимовой келии стоит толпа посетителей. Пробуют некоторые из них творить молитву: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!” Но “аминя” не слышно, и дверь не отворяется. Тогда одна из женщин обращается к стоящей тут же даме с маленькой девочкой и просит: — Пусть ваша девочка скажет молитву, тогда он откроет!

И действительно, как только девочка сотворила молитву, изнутри послышалось “аминь,” и дверь кельи отворилась. Как же все были рады видеть святого Старца!

Милые дети! В жизни много горя: у одних могила рано мать взяла, у других нет в зиму теплого угла.

Каждый из вас может заболеть. Еще хуже, когда заболеет кормилец семьи — отец, или когда у него несчастье на работе. А когда мама долго болеет, трудно тогда всей семье. Да и у вас, детей, бывают свои маленькие огорчения: сегодня задали трудную задачу, а там придут экзамены, или когда поссоритесь со своими друзьями — в эти моменты вспомните, что есть у Господа святой Серафим. Призовите его в ваших молитвах, попросите помолиться за вас, помочь вам! И он такой ласковый, полный любви к детям, тотчас же откликнется.

Читать еще:  Молитва пречистая неупиваемая чаша. Молитва Пресвятой Богородице «Неупиваемая чаша

“Много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5:1).

Ирина

Здравствуй, Радость моя!
Сегодня мы вспоминаем преставление (1833) и второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима Саровского чудотворца.
Батюшка Серафим занимает особое место в наших сердцах.
Мы его очень любим и чтим, и верим, что он наш небесный покровитель.
Мы приезжаем в Дивное Дивеево регулярно, и поток желающих приехать к батюшке не оскудевает, и не оскудеет никогда.
Потому что поездка проходит, а благодать, чувство невидимой светлой защиты от бед, незримая поддержка в искушениях остается с нами.
Жизнь Серафима Саровского была наполнена подвигами духовными, молитвой, смирением, а временами – глубоким молчанием.
Он поднялся на такую духовную высоту, что даже из мира иного мы чувствуем его присутствие рядом, его помощь по молитвам нашим.
И количество людей, чья жизнь изменилась в лучшую сторону по молитвам батюшке Серафиму, все растет и растет.
И в каждой нашей поездке многие из паломнического автобуса едут в Дивеево чтобы поблагодарить батюшку.
Что мы знаем о нем? Сухие факты биографии все же повествуют о чудесах в жизни любимого нашего небесного окормителя.
В отрочестве Серафим упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим.
Чудо?
Отправился в паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг – Саровскую пустынь, где он стал послушником у старца Иосифа, а позже принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, а далее рукоположен в иеромонаха.
А потом стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря.
И подвиги его были и телесными – батюшка носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост – и духовными: перечитывание Евангелия, святоотеческого писания, ежедневная долгая молитва, столпничество.
Кстати, о столпничестве. Описан такой интересный момент.
Батюшку Серафима в какой-то момент стали отвлекать от молитвы какие-то внутренние разговоры, внутренние голоса.
Видимо, это такое явилось искушение.
В наших современных головах масса внутренних голосов – уже привычное дело, не так ли, Радость моя?
Что же сделал Серафим Саровский?
Он выполнял свои дневные обязанности и шел в лес, где проводил бессонную ночь на камне – в молитве.
В строгой тайне, потихоньку, никому ни о чем не рассказывая.
Долгое время. И все голоса исчезли.
Но не только подвигу было место, а еще и нехитрому хозяйству.
Например, около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.
Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом.

Он жил так, что теперь в нас живет восхищение и желание хоть немножко приблизиться к такой высоте духовной.
Научиться прощать.
Однажды на батюшку Серафима в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову.
В келии для себя они ничего не нашли.
Позже эти люди были найдены, но отец Серафим простил их, и упрашивал не наказывать.

А потом он принял на себя иноческий труд молчания, и, наверное, одиночества, отшельничества, так как старался ни с кем не встречаться и не общаться.
В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года.
После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея дар прозорливости и исцеления от болезней.
Его посещали знатные особы, например, император Александр I.
Ко всем приходящим к нему батюшка обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».
Покровительствовал Дивеевской женской обители.
В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.
Батюшка Серафим скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы.

Серафим Саровский предвидел и предсказывал многие события далекого будущего.
Еще в начале XIX века он предсказал расстрел царской семьи, революцию и войны, миллионы жертв.
Он говорил: “Будет такое время на Руси, когда ангелы не будут успевать принимать души умирающих”.

Читать еще:  Когда был раскол. Патриарх никон и протопоп аввакум - нижегородские земляки

Но несмотря на мрачные прогнозы, предрекал, что Россию ждет великая слава.
Из письма Серафима Саровского:
“Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа.
И удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, чем Русско-Славянского не будет на земле”.

В 1903 году могила старца была вскрыта, и он был канонизирован.
Согласно пророчеству Серафима Саровского, спустя сто лет после “обретения его мощей”, то есть с 2003 года, Россия начнет возрождаться и стремительно становиться мировым лидером:
“Господь через страдания приведет ее к великой славе”.
Но произойдет это после всенародного покаяния.

Из еще одного письма, написанного собственноручно Серафимом Саровским Н.А. Мотовилову:
“Россия сольется в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых:
“Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское – Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут”.

Радость моя, Серафим Саровский – уникальный для нас святой, чтимый, любимый, теплый и живой.
Вот уже несколько лет мы регулярно посещаем детище батюшки Серафима – Дивное Дивеево.
На этот раз мы отправимся туда на Светлую Седмицу! (это неделя после Пасхи)

В программе:
Божественная Литургия в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре.
Раздача артоса-пасхального хлеба
Крестный ход по Канавке

В Дивеево приложимся к мощам Преподобного Серафима Саровского;
Пройдем по Канавке Божией Матери;
Услышим звон колоколов Дивеевских;
Трапеза в монастыре, приготовленная с молитвой и любовью;
Побываем на источниках Казанской Божией Матери, Умиления, Святителя Пантелеймона;
Сможем окунуться в святое озеро Батюшки Серафима.

Расписание поездки:
1 день
19:00 Отправление жд вокзал (по улице Агибалова напротив жд поликлиники)

2 день
8:00 Божественная Литургия в храме
12:30 Трапеза
15:00 Источники
17:00 Святое Озеро

3 день
Возвращение 7-8:00 жд Вокзал. Самара

По всем вопросам звоните: 8(927)725-97-62
Всегда рады встрече, Радость моя!

Дивеево. Святая Канавка. История, особенности, советы путешественникам. Путеводитель

15 октября 2018

Цель этой статьи-путеводителя по Дивеево ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос – зачем вообще приезжают в Дивеево?
Также вы узнаете, какие важные места, достопримечательности есть в Дивеево и его окрестностях, где можно остановиться на ночь тем, кто приедет сюда с ночёвкой.
Моя первая поездка в Дивеево состоялась 11 мая 2013 года. Поездка была короткой и достаточно сумбурной. Даже учитывая немалый опыт поездок по монастырям очень высокого уровня (Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Троице-Сергиева и Псково-Печорская лавры), Дивеевский монастырь показался мне совсем другим. И я оказалась к нему совсем не готова.

В статье:

Особенное место – история Дивеевского монастыря и Святой Канавки

В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три – Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.

25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь.
Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка “представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери “Умиление”.*

“Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!”.” (Отец Василий Садовский).*

Источники:

http://www.diveevo.ru/168/
http://vk.com/wall136466912_11742
http://galina-lukas.ru/article/522/diveevo-svyataya-kanavka-istoriya-osobennosti-sovety-puteshestvennikam-putevoditel

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: