Можно ли в пост делать земные поклоны. Метание, малый земной поклон, великий земной поклон, поясной поклон

Как делать земной поклон в православии?

Земное преклонение представляет собой молитву тела, которая символизирует покорность, смирение, сокрушение греховного естества перед Иисусом Христом. Сам Спаситель совершал свои молитвы с коленопреклонением, поэтому пренебрегать этим правилом нельзя. Следует ознакомиться, как грамотно и когда положено поклоняться христианину.

Что означает земной поклон

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что Иисус Христос взывал мольбы, припадая на колени, и мы должны брать пример со Спасителя, если имеются для этого телесные силы.

Земное поклонение, по словам святых отцов, означает грехопадение человеческого естества, а поднятие с колен символизирует оставление прегрешений.

Важно! В Типиконе установлено, что земной поклон — преклонение ниц до земли, выражающее любовь к Господу и благоговение.

Поясные и земные поклоны

Различаются поклоны великие или земные, при которых христианин опускается на колени и прикасается головой к земле, и малые или поясные — когда человек наклоняет голову и тело. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что себя необходимо принуждать к деланию поклонов, это смирит гордость, сидящую в глубине сердца.

  • Малые преклонения совершают в моменты келейных и храмовых молитв. На богослужении, когда батюшка благословляет мирян рукой, поклон делается без осенения себя крестным знамением.
  • Великие поклоны в пост совершают три раза, сопровождая крестным знамением и чтением молитвы Ефрема Сирина. Ее делят на три стиха. Поклоны в храме нужно осуществлять неторопливо, своевременно.

Преклонения делают после краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время чтения или пения. Нельзя поклоняться во время совершения крестного знамения.

Когда можно совершать земные поклоны

В дни Великого поста положено сделать 3 великих поклона после входа в церковь перед Распятием. Сначала совершают 2 знамения с преклонениями, потом прикладываются к Кресту и преклоняются в третий раз.

Точно так же делают, когда покидают храм. В воскресный день на Литургии разрешено делать великие поклоны в некоторых случаях. При пении «Честнейшую Херувим, и Славнейшую без сравнения Серафим» после 8 песни канона.

Также можно преклониться после слов «Тебе поем, Тебе благословим». Именно при этом пении в алтаре батюшка совершает кульминационное действие — пресуществление Святых даров.

Когда нельзя делать земные поклоны

По церковным правилам христиане не должны осуществлять земное преклонение в следующие периоды:

  • в период от светлой Пасхи до Святой Троицы;
  • от Рождества Христова до Крещения Господнего — с 7 января до 19 января;
  • в двунадесятые праздники;
  • в воскресные службы за исключением некоторых моментов.

Великие преклонения в эти периоды запрещены святыми апостолами, также закреплены I и VI Вселенским Собором. Эти периоды времени символизируют примирение христианина с Господом, когда человек уже не раб Божий, а сын.

Когда полагается креститься с земным поклоном

В воскресные дни благословляется класть великие поклоны после произнесения священником «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент выноса Чаши из алтаря, когда батюшка говорит «Со страхом Божием и верою приступите».

Как делать земной поклон по правилам?

Все молитвы и песнопения, после которых осуществляют коленопреклонение, обязательно должны сопровождаться осенением себя крестным знамением. Одновременное проведение действ неправильно.

Важно! Земной поклон необходимо класть медленно, с внутренней молитвой и сосредоточением.

Встают выпрямившись, перекрещиваются, опускаются на колени, положив руки на пол и прикоснувшись его лбом. Затем поднимаются и при необходимости повторяют поклон. При этом необходимо взывать с молитвой «Господи, помилуй» или другой, обращенной к Божьей Матери, Ангелу или святым.

Земные поклоны после Причастия

В первые века нового времени перед Святым Причащением не совершали великих поклонов. Христиане перед принятием Крови и Плоти Спасителя поклонялись до пояса и накладывали на себя крестное знамение. Это до сих пор наблюдается в византийских церквях.

Сейчас православные верующие преклоняются перед Чашей, даже если не участвуют в Евхаристии.

В день Причащения Святых Христовых Таин нельзя поклоняться ниц. Преклонения выражают покаянное чувство, боль о своих грехах. Причастник должен соединиться с Господом в процессе Таинства и пребывать в духовном благоговении.

После Причащения необходимо воздать Господу благодарственные молитвы, которые читают по окончании богослужения, или помолиться самостоятельно дома.

Земные поклоны на литургии

На Божественной Литургии необходимо поклоняться так:

  • три поклона до пояса при чтении и пении молитвы «Святый Боже», «Приидите, поклонимся», «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», после трехкратного «Аллилуйя»;
  • три преклонения на псалом 118;
  • малый поклон и крестное знамение на возгласах батюшки, при пении «Господи, помилуй», «Подай, Господи»;
  • поясное поклонение на молитвах, стихирах, только после слов «Припадем», «Поклонимся», «Молимся»;
  • земное преклонение при первом и втором явлении Святых Даров;
  • земное поклонение после слов «Благодарим Господа», после завершения песнопения «Тебе поем»;
  • малый поклон делается перед и после чтения Евангелия;
  • поясной поклон при чтении акафиста, на кондаке и икосе.

Можно ли совершать от Пасхи до Троицы земные поклоны

В дни от праздника Воскресения Господа Иисуса Христа до Святой Троицы великие поклоны осуществлять запрещено. Но при выносе Чаши опуститься на колени для воздания благодарения Богу не возбраняется.

Важно! Дома можно совершать коленопреклонения после чтения кафизм, молитв.

Христианин должен стремиться к ознакомлению с церковным порядком, иметь духовное образование и деятельную веру. Не нужно делать замечания прихожанам, а стоит углубляться в себя, молиться.

Особые правила поклонов

В материале рассказывается о земных поклонах, поэтому стоит упомянуть о важном моменте. Часто на службах в церкви или монастыре, кроме мирских людей, присутствуют монахини. Христианину, не ознакомленному с правилами поклонения, не нужно подражать сестрам и повторять действия за ними. У монахинь имеется свой собственный устав, в котором иногда встречаются отличия от церковного устава.

Читать еще:  Гадание на воске значение богородица. Гадание на воске: значение фигур и правильное толкование

Совершение земных поклонов в неположенные моменты и дни называют бесчинством. Бытует мнение, что такие жесты относятся не к живой вере, а банальному нежеланию просветиться и познакомиться с уставом церкви. Иисус Христос говорит: «верный в малом, во многом верен, неверный в малом, неверен и во многом» (от Луки 16:10).

Важно! Христианам необходимо придерживаться общецерковных правил земных поклонов, установленных апостолами и Святыми отцами.

Правила совершения земных поклонов написаны в Типиконе, чтобы люди не делали этого не осмысленно.

В Правилах указано, когда положено и не положено осенять себя крестным знамением, становиться на колени. Такой свод необходим, чтобы прихожане все действия совершали совместно, и никто из них не пытался превознестись, показывая особое рвение.

В разрешенные дни всем христианам, верующим людям необходимо совершать земные поклоны, воздавая Господу акт смирения, покаяния. Бог, видя человеческое благоговение, прострет Свою десницу и возьмет в Царствие Небесное.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как делать земной поклон в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православии есть большое количество определенных обрядов, таинств и ритуалов, выполнение которых несет в себе определенный смысл. Среди таких выделяют поклоны. Они несут некоторое символистическое значение и передают некий посыл от верующего к Богу. Есть определенные правила того, как делать земной поклон в православии, а также уместность его выполнения. Зная тонкости совершения определенных действий мы всегда будем чувствовать себя уверенно и избегать неприятных ситуаций.

Что такое поклон, разновидности

Поклоном называют символическое действие, которое характеризуется наклоном тела и головы, которые показывают смирение и покорность перед Господом. Есть несколько разновидностей поклонов:

  • Великие или земные. При них молящийся становится на колени и касается головой земли.
  • Малые или поясные. При его выполнение наклоняется только голова и тело.

Обычай совершать поклоны пришел к нам еще с древних библейских времен.

Есть определенные случаи, когда поклоны не предусмотрены. Многие также путают такие понятия как поклоны и неправославный обычай стояния на коленях.

При выполнении земного поклона мы показываем свое смирение и благоговение перед Творцом вселенной. После поклона мы встаем, показывая тем самым, что Господь дал нам все необходимое для спасения.

Когда нельзя делать земные поклоны

Делать великие поклоны нельзя:

  • в дни от Рождества до Крещения,
  • в воскресные дни,
  • в дни великих праздников,
  • от Пасхи до Пятидесятницы,
  • в праздник Преображения,
  • запрещено причастникам в день первого причастия и последующие.

Есть еще и такой вид как великие постовые поклоны. Такими называют троекратные земные поклоны, которые сопровождаются наложением православного крестного знамения и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, которая поделена на три стиха.

Как правильно класть земные поклоны

Священники говорят о том, что в Церковном Уставе говорится о неспешном, своевременном, чинном, неторопливом и истовом выполнении. Поклоны и коленопреклонения стоит совершать после каждого кратного прошения ектении или молитвословия. Запрещается делать это во время чтения или пения. Также не разрешается совершать поклоны вместе с крестным знамением.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Как правильно делать земные поклоны? Перед совершением необходимо наложить на себя крестное знамением. После этого встаньте на колени и поклонитесь, руки и голова должны касаться пола. Перед тем, как приложиться к иконе или распятию необходимо снова дважды перекреститься поклониться, приложиться, а потом еще раз перекреститься и поклониться.

Когда можно совершать

Уже было сказано о том, когда не нужно совершать поклоны, но многие люди не знают и те моменты, когда это делать необходимо. Если даже по незнанию Вы совершите земной поклон во время праздника, то это не будет считаться ошибкой. Многие священнослужители говорят и о том, что часто необходимо смотреть еще и на традиции того храма, который Вы посещаете. Бывает такое, что существуют и определенные местные традиции.

Земной поклон в воскресение вызывает массу споров. Прежде всего это заключается в том, что по Церковному Уставу запрещено совершение земных поклонов в воскресные дни и праздники. Но многие литургисты говорят о том, что совершать земные поклоны необходимо всегда перед престолом, независимо от дня недели или праздника. Кроме того, есть определенная практика, когда земные поклоны заменяются на поясные.

Есть такое понятие как Литургия. Еще Иоанн Кронштадский говорил о совершении земных поклонов во время Литургии. Он говорил, что совершать поклоны необходимо независимо от времени проведения Литургии. Делать стоит три поклона во время ее проведения:

  1. На входных перед Престолом.
  2. При положении Даров.
  3. Непосредственно перед причащением.

Но опять же таки о том, если Вы не знаете, когда делать земной поклон на Литургии, можно посоветоваться с церковнослужителями или просто наблюдать за их поведением. Так как постигнуть все тонкости совершения всех ритуалов и обрядов достаточно сложно, то не стоит стесняться просить о помощи, а также консультироваться со знающими людьми. Это позволит Вам избежать неприятных и неловких ситуаций в храме.

Читать еще:  Как выглядит почаевская икона. Почаевская икона божьей матери

Помните о том, что совершение любого действия не должно идти из-за необходимости или по принуждению. Все действия должны исходить от чистого сердца и только по добрым побуждениям. Ведь наше обращение к Господу будет услышано и одарено благодатью только в том случае, если у нас будут чистые помыслы и искренняя вера.

Все зависит только от Вас, ведь с какими желаниями мы придем к Богу, то и получим взамен. Необходимо не только просить, но и благодарить. Для этого наиболее лучше подойдут благодарственные молитвы. И будьте очень осторожными, чтобы пословицу «Заставь дурака молится, он и лоб себе расшибет» не возможно было применить к Вам.

Можно ли в пост делать земные поклоны. Метание, малый земной поклон, великий земной поклон, поясной поклон

Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

Поклоны бывают земными, когда молящийся становится на колени и касается головой земли, и поясные, наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов:

«Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только — поклоны, великие и малые, или иначе — земные и поясные. Земной поклон это — не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.

Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона — тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».

Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Святого Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей святой Церкви».

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, — одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом. Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворённые нами по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву.

Святитель Филарет, митрополит Московский, по этому поводу говорит:

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о том, что христианам следует соблюдать Правила Святой Церкви:

«К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу — от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) — коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил».

Так 20-е правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

Читать еще:  Современные вопросы философии права. Идеи равенства, свободы и справедливости в праве

В этом правиле особенно характерно выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно святые Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так называемого «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Святой Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Святитель Петр, архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 году (правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами св. отцев) в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, говорит:

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли».

Великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший в IV веке, правила которого в количестве 92-х также включены в «Книгу Правил» и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-м правиле, заимствованном из 27-й главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

«Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».


При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам
следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню — земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении — руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых — руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме. Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

© 2015–2020 Успенское подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге Русской Православной Церкви. Официальный сайт.
При использовании материалов сайта ссылка на spb.optina.ru обязательна.

199034, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров,
наб. Лейтенанта Шмидта, д. 27/2

Источники:

http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/zemnoj-poklon.html
http://ikona-i-molitva.info/kak-delat-zemnoj-poklon-v-pravoslavii/
http://spb.optina.ru/katehizis/bow/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: