Современные вопросы философии права. Идеи равенства, свободы и справедливости в праве

Право как справедливость

Понимание права как формального равенства включает в себя, наряду со всеобщей равной мерой и свободой,также и справедливость. В контексте различения права и закона это означает,что справедливость входит в понятие права, что правопо определению справедливо, а справедливость — внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.).

Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона — это по существу вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву. Но такая же постановка вопроса неуместна и не по адресу применительно к праву, поскольку оно (уже по понятию) всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире.

Более того, только право и справедливо. Ведь справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы.

Для всех тех, чьи отношения опосредуются правовой формой, — как бы ни был узок этот правовой круг — право выступает как всеобщая форма, как общезначимый, одинаково справедливый для всех субъектов права (различных по своему фактическому, физическому, умственному, имущественному положению и т.д.) масштаб и мера регуляции. В целом всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений) масштаба и меры (а именно — меры равенства, свободы и справедливости) означает отрицание произвола и привилегий (в рамках этого правового круга).

По смыслу и по этимологии справедливость (iustitia) восходит к праву (ius), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость.

Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости — значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права.

Какого-либо другого принципа и другой формы выражения, кроме правовой, справедливость не имеет. Отрицание же правового характера и смысла справедливости неизбежно ведет к тому, что за справедливость начинают выдавать какое-нибудь неправовое начало — требования уравниловки или привилегий, те или иные моральные, нравственные, религиозные, мировоззренческие, эстетические, политические, социальные, национальные, экономические и т.п. представления, интересы, требования. Тем самым правовое (т.е. всеобщее и равное для всех) значение справедливости подменяется неким отдельным, частичным интересом (индивидуальным, групповым, партийным, классовым и т.д.) и произвольным содержанием, партикулярными притязаниями.

Отрицание правовой природы справедливости по существу означает утверждение вместо нее какой-либо версии неправовой (антиправовой или внеправовой) справедливости. По логике такого подхода получается, что право как таковое (право вообще, а не только антиправовой закон) несправедливо, а справедливость исходно представлена в том или ином внеправовом (социальном, политическом, религиозном, моральном и т.п.) начале, правиле, требовании.

Читать еще:  Кто такой пастор церкви. Обращение к пастору и наименование батюшки, попа

Здесь, следовательно, справедливость права, если таковая вообще допускается, носит производный, вторичный, условный характер и поставлена в зависимость от подчинения права соответствующему внеправовому началу. И поскольку такие внеправовые начала лишены определенности принципа правового равенства и права в целом (объективной всеобщности правовой нормы и формы, единого масштаба права, равной меры правовой свободы и т.д.), они неизбежно оказываются во власти субъективизма, релятивизма, произвольного усмотрения и частного выбора (индивидуального, группового, коллективного, партийного, классового и т.д.). Отсюда и множественность борющихся между собой и несогласуемых друг с другом внеправовых представлений о справедливости и праве, односторонних претензий того или иного частного и частичного начала на всеобщее, присущее праву и справедливости.

Право (и правовой закон) не игнорирует, конечно, различные особенные интересы и притязания, и они должны найти в нем свое надлежащее (т.е. именно справедливое) признание, удовлетворение и защиту. А это возможно только потому, что справедливость (и в целом право, правовой подход и принцип правовой регуляции) не сливается с самими этими притязаниями и не является нормативным выражением и генерализацией какого-либо одного из таких частных интересов. Напротив, справедливость, представляя всеобщее правовое начало, возвышается над всем этим партикуляризмом, «взвешивает» (на единых весах правовой регуляции и правосудия, посредством общего масштаба права) и оценивает их формальноравным, а потому и одинаково справедливым для всех правовым мерилом.

Например, те или иные требования так называемой «социальной справедливости» с правовой точки зрения имеют рациональный смысл и могут быть признаны и удовлетворены лишь постольку, поскольку они согласуемы с правовой всеобщностью и равенством и их, следовательно, можно выразить в виде требований самой правовой справедливости в соответствующих областях социальной жизни. И то, что именуется «социальной справедливостью», может как соответствовать праву, так и отрицать его. Это различие и определяет позицию и логику правового подхода к соответствующей «социальной справедливости».

Так в принципе обстоит дело и в тех случаях, когда правовой справедливости противопоставляют требования моральной, нравственной, политической, религиозной и иной «справедливости».

В пространстве всеобщности и общезначимости принципа правового равенства и права как регулятора и необходимой формы общественных отношений свободных субъектов именно правовая справедливость выступает как критерий правомерности или неправомерности всех прочих претензий на роль и место справедливости в этом пространстве. Воздавая каждому свое, правовая справедливость делает это единственно возможным, всеобщим и равным для всех правовым способом, отвергающим привилегии и утверждающим свободу.

Тема 7. Правовая аксиология. Идеи равенства, свободы и справедливости в праве;

Тема 6. Гносеология права

Тема 5. Антропология права. Права человека и права гражданина

Антропологические основы права. Понятие правовой антропологии. Личность и право. Субъективные и объективные права. Правоспособность и дееспособность.

Читать еще:  Время схождения благодатного. Что такое Благодатный Огонь? Как появляется Благодатный огонь

Механизмы формирования правовой личности. Интернализация и правовая социализация. Социализирующее воздействие правовой среды. Информационно-образовательный, стимуляционный, регулятивно-контролирующий и организационно-регулирующий механизмы интериоризации. Экстериоризация как направление формирования правовой личности в процессе социализации.

Сущее и должное в морали и праве. Сущность этического государства.

Права человека в философском измерении. Происхождение и развитие идеи прав человека и гражданина. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Пределы прав человека. Право на жизнь и право на смерть. Проблема эвтаназии в современной юриспруденции.

Понятие и особенности гносеологии права.

Границы и возможности познания правовой реальности. Познание правовой реальности и диалектическая логика. Закономерности развития жизненного мира человека и правовой реальности.

Проблема истины в правовом познании. Классический подход к пониманию правовой истины. Теологическое истолкование истины. Диалектико-материалистическая концепция истины. Формализация и логизация истины. Теория корреспонденции. Когерентная теория истины. Прагматическая теория истины.

Истина и истинность. Вероятность, гипотетичность и правдоподобность. Гносеологические этапы познания правовой истины (вера, мнение, знание). Ложь, правда, заблуждение в правовой реальности.

Философские проблемы правовой методологии. Структура философско-правовой методологии. Предпосылки, принципы и методы познания права. Понятие как логическая форма, выражающая знание о предмете. Уровни правовой методологии. Методология конкретных юридических дисциплин. Теории права как методология. Метаметодология. Методология познания права. Методология правового творчества. Методология применения права. Герменевтика и право. Толкование права. Историческое и логическое в понимании права. Язык права.

Ценностный подход к праву. Право как благо.

Право и свобода. Негативная и позитивная свобода. Свобода как ценность. Право как всеобщая и необходимая форма и равная мера свободы. Воля в праве. Проблема разумности и свободы воли. Свобода воли и произвол. Согласование свободы одного субъекта со свободой других субъектов по общей норме правовой свободы. Дозволения и запреты в праве.

Право и справедливость. Типология справедливости. Аристотель об уравнительной и дистрибутивной справедливости. Понятие справедливости в римском праве. Концепция справедливости Д. Роулза. Справедливость как правовая категория и абстрактное выражение права. Неправовая справедливость и несправедливое право как формы выражения и проявления произвола в общественных отношениях.

Право и равенство. Правовое равенство как выражение свободы и справедливости. Свобода, отрицающая правовое равенство и справедливость, как насилие и привилегия. Справедливость как правовое выражение свободы и равенства.

Понятие общего блага как фундаментальная проблема философии права. Идея общего блага в философско-правовых концепциях античности, средневековья, нового и новейшего времени. Общее благо, равенство и справедливость. Государство и законы как формы выражения и утверждения общего блага. Согласование и компромисс интересов в концепции общего блага. Место и значение индивидуального блага в концепции общего блага.

«Общее благо», «общая воля» и «воля всех» в их соотношении.

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

Добро пожаловать!

Читать еще:  К чему снится педикюр. К чему снится делать педикюр

На нашем сайте Вы можете заказать магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую работу по праву (юриспруденции). Также мы можем подготовить для Вас отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

Все работы выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

На сегодняшний день в сети Интернет можно бесплатно скачать множество работ, однако такие работы по юриспруденции никогда не дадут вам уверенности, так как они не выдерживают проверки преподавателем и определяются как скаченные с интернета.

Курсовые и дипломные работы, а также магистерские диссертации по юриспруденции должны подготавливаться профессионалами, специализирующимися в области юриспруденции и права, а не “специалистами” широкого профиля.

Мы не беремся за любые заказы, а работаем исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

Вы получаете авторскую работу, проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru . При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности. При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатное составление плана работы;
  • строгая специализация – подготовка работы лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы выполняем только работы по праву ).
  • подготовка работы на основе действующего законодательства;
  • использование в работе новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При подготовке всех работ используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для наших магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

Абсолютно на все работы даются гарантии.

Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее написать работу, к примеру курсовые работы подготавливаются в срок от 7 до 14 дней, а дипломные работы по юриспруденции – от двух до четырех недель.

Мы делаем на заказ:

Дипломные и курсовые работы, а также магистерские диссертации и научные статьи по праву требуют много времени и усилий. Доверьтесь профессионалам, экономьте свое время.

Источники:

http://m.studref.com/626636/filosofiya/pravo_spravedlivost
http://studopedia.su/18_5560_tema–pravovaya-aksiologiya-idei-ravenstva-svobodi-i-spravedlivosti-v-prave.html
http://justicemaker.ru/view-article.php?art=2536&id=26

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: