Иринарховский крестный ход когда будет. Невыносимая легкость вериг

Невыносимая легкость вериг

Иринарховский крестный ход — кульминация борисоглебского лета. Это 75 км цветущих полей и усыпанных ягодами лесов. Это пять дней пути по оживающим раз в году тропинкам через мертвые, полуживые и живые села, где всё еще просвечивают искусная резьба и кружева наличников. Это обязательные остановки у храмов. Рядом с разрушенными служатся молебны, возле погостов — панихиды. В действующих проводятся вечерние богослужения и совершаются Литургии. Некоторые церкви открываются специально для крестного хода. А ведь всего два десятка лет назад началось возрождение самого крестного хода — через возрождение источника преподобного Иринарха.

Ежедневно в крестном ходе участвуют от 1500 до 2000 человек со всей России, стран ближнего (в этом году прибыл автобус из Латвии) и даже дальнего зарубежья. Всего же участников, с учетом выходящих на отдельные участки маршрута, насчитывается около 5 тыс. человек.

Крестный ход начинается в Борисо-Глебском монастыре от кельи преподобного Иринарха и движется на его родину, в село Кондаково, и к источнику, который будущий святой — тогда еще просто благочестивый юноша Илья — вырыл собственными руками и сам поставил первую часовню. За три века возведенная святым часовня не раз перестраивалась. Последний раз ее успели обновить перед революцией, в 1916 году, в честь 300-летия преставления преподобного Иринарха.

Советская эпоха оставила от часовни две каменные глыбы. Колодец засыпали мусором. Говорят, что крестные ходы верующие дерзновенно продолжали вплоть до 1920-х годов, но только в 1996 году появилась надежда восстановить многовековую традицию.

На тот момент Иринарховский источник был уже расчищен и местные жители пользовались им как простым колодцем. Обязательно брали там воду для засолки огурцов. Считали, что тогда они получаются необыкновенно вкусными.

«Когда принимали нас в гостях, приговаривали: «Пейте-пейте чай, вода у нас вкусная, особенная», — вспоминает супруга настоятеля Ильинского храма в селе Ивановском священника Феодора Божкова матушка Мария. — Конечно, тропинка там была протоптана, а место такое болотистое. Источник находится в овраге, надо было спускаться вниз. Настелили мосточки. В первую очередь поставили поклонный крест и сразу начали сооружать купальню, чтобы участники первого крестного хода могли окунуться».

В этом году крестный ход пришелся на 20–24 июля. Епископ Переславский и Угличский Феодор открыл его в Борисо-Глебском монастыре, а завершил на пятый день Литургией в Кондакове и молебном у Иринарховского колодца. На второй день крестный ход остановился на ночь в селе Ивановском, знаменитом на весь район своей школой и учителями-подвижниками. Здесь — первый восстановленный на маршруте крестного хода храм — во имя Илии Пророка.

Его настоятель — священник Феодор Божков — участник Иринарховского хода с 1999 года. Он делает акцент на особой миссии крестоходцев. Все заброшенные храмы, которые встречаются по пути, начинают потихоньку возрождаться к жизни: «Сначала там прибираются. Потом храм потихоньку приспосабливают под службу раз в год, затем постепенно ремонтируют и возрождают.

Раз в год совершается Литургия на родине преподобного Иринарха в селе Кондакове. Последние два года мы стали практиковать консервацию храмов. Своды церкви закрывают прочным легким тентом, который защищает его от внешних воздействий и дальнейшего разрушения. В таком состоянии храм может дожидаться своей очереди годами».

«Когда прокладывали маршрут первого крестного хода, учительница физкультуры Елена Николаевна Апраксина бежала впереди, — продолжает Мария Божкова. — Насельник монастыря брат Глеб нес фонарь, видел ее и шел куда нужно. Мы с девочками садились на пригорках и пересчитывали людей, чтобы сообщить на кухню, сколько еды готовить. Однажды посетовала игумену монастыря отцу Иоанну (Титову): «Батюшка, что-то мне крестный ход теперь не нравится. Раньше было 90–100 человек, так душевно, а теперь — 1500–2000 человек»! На что отец Иоанн ответил: «Тогда было душевно, а теперь — духовно»».

«Здесь вокруг единомышленники. Если в Москве вдруг мелькнет знакомое лицо с крестного хода, без стеснения подойдешь и скажешь: «Привет»! Мы радуемся друг другу, как земляки в эмиграции. В эмиграции из потерянной православной Руси. Иринарховский крестный ход — это как град Китеж, который раз в год всплывает в Борисоглебском районе», — рассказывает 34-летний Илья Бобылев, участник Иринарховского крестного хода на протяжении последних пяти лет.

Иринарховский крестный ход и впрямь самобытен, пожалуй даже демократичен. Хочешь — просто иди или читай акафисты. Хочешь — ешь ягоды, плети венки, пой православные песни, общайся с близкими по духу людьми или дыши воздухом трав и лесов. Вериги преподобного Иринарха перелагают на ходу с одного участника на другого, их дают понести даже женщинам. Многие идут в стилизованной под старину одежде — в льняных рубах, косоворотках; женщины — в сарафанах, льняных платьях, некоторые — с лентой вокруг головы вместо платка.

Читать еще:  Русские медленно запрягают. "Русские долго запрягают, но быстро едут" - афоризм, реализованный в стратегии - inner fight club "millennium"

Священника же Феодора Божкова больше поражают добрые, одухотворенные лица людей: «Крестный ход — это всегда борьба с собой, и на очень многих лицах видна борьба с человеческой немощью и победа. Я как священник свидетельствую: для многих участие в крестном ходе — шаг к исповеди. Немало людей любят наше Отечество, красоту нашей природы, возможность увидеть которую дает Иринарховский крестный ход, но при этом мало знают о Церкви. Здесь же, идя через родные просторы, они видят добрые лица людей и понимают: в основе всего этого Бог, Церковь. Для таких людей наш крестный ход становится переломным моментом в мировоззрении».

Группа

Иринарховский Крестный Ход

Информация

Описание: В эту группу могут вступать все те, кто когда-либо ходил, ходит или хочет пойти в Иринарховский Крестный Ход.

Оставляйте свои интересные фотографии в альбоме группы, заметки и впечатления, мы будем очень рады. Показать полностью…

Наверное, излишне напоминать, что всякое сквернословие и подобные ему нехорошие вещи запрещены в нашей группе. Участники, которые будут позволять себе нецензурные высказывания, богохульства и прочие несовместимые с православием вещи будут немедленно мсключены из группы(без последующего права возвращения)
Наверное, здесь будет логично разместить ответы, на самые популярные вопросы.
1. Как добраться?
Если вы едете из Ярославля — автобусом до Борисоглеба, идет с автовокзала, расписание можно посмотреть в интернете, либо до Ростова на автобусе или электричке, и от Ростова до Борисоглеба на автобусе или такси.
Из Москвы и любого другого города или страны — доезжаете до Ростова Великого(не уедьте в Ростов на Дону 🙂 ) или Ярославля — как добраться до Борисоглеба оттуда — смотрите выше.
ВАЖНО. ПОСЛЕДНИЙ автобус из Ярославля до Борисоглеба в 18.25, ПОСЛЕДНИЙ автобус из Ростова в Борисоглеб 20:10, после этого, только такси.
Последний автобус из Борисоглеба в Ярославль 15.55 из Борисоглеба в Ростов в 19.10.
Перед Крестным Ходом недели за две, уточню информацию на счет последних и первых автобусов и опубликую.
Если не найдете что-то из расписаний в интернете, спрашивайте на стене группы или пишите в личку админу Лизе.
Номер Борисоглебского такси 89056472598
2. Что с собой брать?
ОБЯЗАТЕЛЬНО:
Спальник
Пенка
Кружка, ложка, миска
ОПЦИОНАЛЬНО:
Палатка
Запасная одежда, обувь
Дождевик
Еда для перекусов
Бутылочка с водой, для воды
Молитвослов
3. Организация Крестного Хода.
ЕДА — кормят горячим два раза в день — после Литургии перед выходом и после Вечерней, перед сном. Столовые приборы и тарелки НЕ ВЫДАЮТ, надо иметь свои. По дороге есть магазины и местные жители угощаю крестноходцев едой, но надеяться на это, если вам обязательно нужны перекусы в течение дня — не стоит. Воду периодически подвозят, можно налить в бутылку сколько нужно
НОЧЛЕГ — есть общие палатки, можно постараться найти место в храме(желающих обычно много). Пенки и спальники НЕ ВЫДАЮТ, надо иметь свои.
МЕДИЦИНА — Крестных Ход сопровождает машина скорой помощи с врачами.
ТРАНСПОРТИРОВКА ВЕЩЕЙ — нести с собой все вещи необязательно, есть специальные машины, которые перевозят безплатно вещи от старого места ночевки к новому, с ними можно отправить все что не нужно.

Если у вас остались вопросы и вам нужно получить на них СРОЧНЫЙ ответ, пишите админу Лизе. Если есть возможность подождать пару дней — пишите на стене, вам обязательно ответят админы или участники группы.
UPD. Очень часто поступают вопросы о том, как можно присоединиться к Крестному Ходу в субботу. Как это можно сделать:
Есть две точки откуда можно присоединиться — 1. либо приехать прямо в Зубарево — это место где ночевка, и оттуда уходит крестный ход — но там есть сложность, оно находится в поле — далеко от дороги, если лето будет сухое — вас туда без проблем довезет такси или монастрырский транспорт(актуальное расписание появится в июле перед Крестным Ходом), если будет много дождей, то туда скорее всего своим ходом не получится добраться и тогда остается только вариант — идти от села Давыдово — туда приходит Крестный ход из Зубарево и после молебна идет в Кондаково.
2. Добраться до Давыдово можно без проблем на рейсовом автобусе или такси. Лучше быть там около 14-15 часов.

Лайфхак для жителей Ярославля. От Ярославского автовокзала в 12:30 отправляется автобус Ярославль-Углич — он идет через Борисоглеб и дальше мимо Павлова, Ивановского, Давыдово и Кондаково — и проходит мимо как раз к тому моменту когда выходит Крестный Ход. Соответвенно, если хотите присоединиться с утра — это очень удобный способ добраться без пересадок и такси на Крестный Ход, если у вас нет машины.

«Русь еще жива! Русь еще поет!»

Впечатления об участии в Иринарховском крестном ходе

Текст, который вы собираетесь прочитать, — всего лишь фрагменты впечатлений, родившихся во время Иринарховского крестного хода 2015 года. Думаю, что у каждого, прошедшего тем путем, запечатлелась в памяти своя уникальная картина события, которой он может дополнить мои слова.

«Сестрички! Какое счастье — крестный ход уже завтра!» — хлопала в ладоши от радости Даша, укладываясь спать в гостиничной келье Варницкого монастыря. А мы, тогда еще неопытные паломницы, не могли ощутить такого же восторга от предстоящего события. Конечно, мы знали о существовании такой традиции, но пока крестный ход был для нас чем-то таинственным, неведомым.

Читать еще:  30 июля именины марины. Когда именины марины

Принять участие в 19-м Иринарховском крестном ходе с Донской земли нас отправилось 32 человека: клирик храма Всех Русских Святых Ростова-на-Дону священник Михаил Литвинов с семьей и прихожане храмов Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Шахт и Краснодара. Причем больше половины собирались пройти этот путь впервые. Посетив перед Борисоглебом еще несколько святых мест, разве могли мы тогда предположить, что ближайшие пять дней станут для большинства из нас главным событием лета 2015 года? Поэтому, скромно порадовавшись вместе с нашей Дашей, мы уснули, чтобы набраться сил для грядущего дня.

Первый день Иринарховского крестного хода, по традиции, начинается с Божественной Литургии в соборе Борисоглебского мужского монастыря. К этому времени старинный русский поселок уже полон народу, который все продолжает прибывать. Кто-то добрался сюда пешком из соседних городов и сёл, кто-то приехал издалека. Но самое главное — стоит приблизиться к стенам обители, как тебя вдруг охватывает чувство чего-то родного, домашнего. Тогда еще оно не было таким явным и до конца понятным, как сейчас. Думаю, все знакомы с русскими сказками — из книжек ли, из голоса мамы перед сном, — и образ Руси так или иначе отпечатался в нашем сердце с теми сказочными текстами. И вот, находясь среди множества паломников, которых объединяет русская православная вера, стремление постичь ее, очистить в своей душе, стоя бок о бок с незнакомыми, но родными тебе по духу людьми, ты вдруг вспоминаешь этот образ Родины — любимой, родной, может быть, забытой. На первой в твоей жизни «крестоходной» Литургии чувство это еще не так сильно, но оно рождается, чтобы положить начало чему-то новому и очень важному в душе. Вот он храм, такой русский, старинный, наполовину разрушенный; священник, совершающий каждение в скромном, далеко не новом облачении; вот наш отец Михаил готовится принимать исповедь. И вдруг возникает желание скорее исповедаться, очистить свою душу хотя бы от того, в чем ты уже сейчас готов раскаяться, и пойти в крестный ход с легким сердцем.

Заканчивается Божественная Литургия, подходит время первого совместного обеда. Стоя в очереди за своей порцией чего-то очень вкусно пахнущего, время от времени слышишь: «Ой, это вы!? Вы приехали! Какое счастье!? Вот и год прошел. » — и улыбки, улыбки, улыбки.

После обеда я впервые обратила внимание на высокого священника, сидящего на траве и окруженного со всех сторон детьми, которые прыгали на него с разбегу, обнимали, прижимались. «Многодетный, наверное, батюшка», — подумала я.

Отец Игнатий, как оказалось, — иеромонах, насельник Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря города Ростова Великого. А его спутники — воспитанники детского летнего лагеря села Красново. В 2001 году батюшка как-то уделил внимание детям, прибегавшим в монастырь из любопытства. Вскоре этих детей стало больше, они приходили к отцу Игнатию каждый день, и дошло до того, что его вместе с юными друзьями чуть не выгнали из монастыря.

«Меня все стали ругать — что, мол, детей тут развел. Они нарушают монастырский уклад, кричат, мешают. Тогда-то я и решил идти с ними в крестный ход», — рассказывает батюшка.

14 лет назад, по воспоминаниям священника, чтобы принять участие в крестном ходе, требовалось гораздо больше мужества и решимости: «Не было полевой кухни, не было спальных мешков, только коврики и одеяла, 7 палаток армейских, в которых помещается 40 человек, и больше рассчитывать было не на что — все очень экстремально. Сейчас-то комфорт такой! На худой конец такси вызвал и уехал, а раньше было страшно, особенно с детьми».

А воспитанников отца Игнатия крестоходцы любят, всегда стараются им доброе слово сказать, угостить чем-то. Сейчас в лагере (который батюшка шутя называет детским концентрационным лагерем «Лесная колючка») насчитывается от 20 до 35 человек. Из взрослых — только отец Игнатий и повар. Помощь нужна во всем. Так что, если кто-то хочет ее оказать, можно позвонить по телефону 8-905-636-77-10 и предложить свою поддержку.

Но вот все приготовления окончены, силы собраны, рюкзаки заняли свои места на спинах готовых к молитвенному шествию паломников. Отслужен первый молебен, заупокойная лития, и крестный ход двинулся от стен древней обители к первой остановке. Чудом среди огромной толпы мы находим нашу дорогую Дашу с супругом Андреем.

Для них это уже четвертый Иринарховский крестный ход. Начинали они его еще в статусе жениха и невесты, а сейчас это православная семья, которая стремится часть своего отпуска неизменно посвящать тому, чтобы в едином молитвенном настрое вместе с остальными паломниками пройти путь от Борисоглеба до села Кондаково.

Читать еще:  Шуточные предсказания на 23 февраля мальчикам. Застольные шутки «Мужчин можно сравнить с»

Первые шаги крестного хода — как первые славословия утреннего правила. Собираешься с мыслями, стараешься привести их в порядок. и вдруг слышишь слова молитвы, которая в ходе всего шествия становится частью тебя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!» — поют звонкие девичьи голоса, и им вторят уверенные голоса молодых людей, многие из которых, как и девушки, одеты в русском стиле. Эта молитва не только помогает не отвлекаться на разговоры в пути, но она будто несет тебя вперед, заставляя забыть об усталости, палящем солнце или проливном дожде.

Крестоходцы выходят на просторную местность, и тут взгляду открывается поистине незабываемая и ни с чем не сравнимая картина. Огромная вереница людей, чем-то очень похожих друг на друга, бодро шествует вслед за хоругвями, знаменами и иконами и неустанно поет: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!» Кто-то идет один, кто-то группой, взявшись за руки, кто-то чуть в стороне, опустив голову. «Вот она, Русь! Вот она, моя Россия! Моя настоящая Родина, которую я хочу любить несмотря ни на что!» — и снова что-то очень важное рождается в сердце и проливается слезами неведомой до той поры радости! «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!».

Я не буду описывать подробно все дни нашего духовного похода. Каждый приходит сюда со своими чаяниями, скорбями и радостями, и каждый по-разному совершает свой маленький духовный подвиг, сражаясь с искушениями и преодолевая препятствия. Главное, как говорит уже знакомый нам иеромонах Игнатий, это собраться и пойти. Все остальное тут само осознается и понимается. «Здесь просто можно в чувства прийти. Если ты отчаиваешься, то, придя сюда, понимаешь, что Русь еще жива. Здесь увидел я нормальную жизнь — полные русские семьи, где родители друг с другом в ладу, а дети их слушаются. Так бы все лето и ходил в крестный ход, чтобы общаться с таким семьями», — улыбается батюшка.

С Машей из Москвы я познакомилась уже в последний день у колодчика святого Иринарха Затворника. Девушка в крестном ходе уже 13-й раз. Впервые пройдя этот путь в 4-летнем возрасте, она стала свидетельницей того, как эта традиция возрождалась и крепла:

«Я прекрасно помню этот источник, в котором была только купальня и крестик, больше ничего. И на моих глазах почти все возрождалось. А когда ты идешь в крестном ходе, ты чувствуешь единение русского народа. Такое сейчас редко бывает. А еще ты молишься, молишься, молишься. Я стараюсь идти всегда с клиросом. Некоторые спрашивают, как получается быстро идти, петь и не уставать. Просто ты вливаешься в этот поток, и он сам тебя несет. Наверное, просто помощь Божья».

Наш приходской батюшка — отец Михаил Литвинов, опытный ростовский крестоходец, — в Иринарховском крестном ходе впервые. «Самое яркое впечатление — делится батюшка, — это ощущение пасхальной радости. Каждый день освящается Божественной Литургией, как и на Светлой седмице, каждый день паломники на вечерней службе, многие читают последование ко Причастию и приступают ко Святой Чаше на Божественной Литургии. Светлые, приветливые лица. Трудность пути, дождь, раскисшая дорога, палящее солнце — все это людей не огорчает. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите. » Так близки, понятны и так реальны эти слова — хотя бы на короткое время!

Дети — это особая тема! — восклицает отец Михаил. — Их великое множество. В кроссовках, сланцах, босиком. летают взад-вперед колонны. Продвигаются на колясках, на родительских руках, на шее. Некоторые с котятами, щенками. За пять дней крестного хода всего 3-4 раза слышал детский плач. Вспоминаются слова: «Если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное».

Игумен Борисоглебского монастыря Иоанн (Титов), сияющий, как солнышко, за время крестного хода бессчетное количество раз проходит от головы колонны до ее хвоста и обратно, кропит всех святой водой, заходит по дороге во дворы, где выстраиваются жители, встречая крестоходцев хлебом-солью! Всякий раз, глядя на светлую улыбку отца Иоанна в течение всего пути, мы поневоле забывали о своих горечах и радовались духовному единению, которое даровал нам в те минуты Господь.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!» — в последний день крестного хода хочется запечатлеть каждый звук этой молитвы в своем сердце, запомнить каждую травинку, каждую колючку, попадающуюся на пути. И вот она, пятая Божественная Литургия, водосвятный молебен на колодце преподобного Иринарха, последняя совместная трапеза — и дорога домой, сопровождаемая грустью и радостью одновременно. Грустью — потому что все так быстро закончилось, а радостью — потому что именно с этим чувством, вспоминая светлые минуты этой недели, мы будем ждать следующего года, чтобы уже вместе воскликнуть: «Сестрички! Какое счастье — крестный ход уже завтра!»

Источники:

http://e-vestnik.ru/reports/irinarhovskiy_krestnyy_hod_9911/
http://vk.com/club1885558
http://ruskline.ru/analitika/2015/08/06/rus_ewe_zhiva_rus_ewe_poet

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector