Разбитый алебастровый сосуд. Что такое алавастровый сосуд с миром
Разбитый алебастровый сосуд
В жизни Иисуса произошел один случай, который с человеческой точки зрения не заслуживал особого внимания, но, тем не менее, Бог в той или иной форме включил его описание в три Евангелия из четырех.
Когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: «Кчему сия трата мира ? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим». И роптали на нее.
Но Иисус сказал: «Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала».
И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его (Марк 14:3-11).
Связь между проявлением щедрости этой женщины и отношением к Господу Иуды и первосвященников, предавших Иисуса ради своей выгоды, не случайна. Иисус сказал, что о поступке этой женщины будут говорить в веках. Это была хвала и признание, которые в глазах людей казались слишком чрезмерными, — даже для учеников Иисуса.
Эффективность и полезность — это характеристики духа нашего времени, который говорит: «Если вы вкладываете или отдаете что-то, то вы должны получить вознаграждение иди, компенсацию». Но щедрая отдача без каких-либо помышлений о возможном возврате считается расточительством. Этот дух заставил даже учеников Иисуса отпрянуть в негодовании и возроптать на эту женщину: «К чему такая трата? Эту дорогостоящую мазь можно было продать, и вырученные средства использовать для покупки трактатов и финансирования служения, что принесло бы большую пользу». Мы должны разубедить верующих в чрезмерном очаровании служением. Мы настолько ориентированы на то, чтобы служить, что вступаем в служение преждевременно, не уделив достаточно внимания закладыванию оснований для взаимоотношений с Богом и людьми. Результатом такого чрезмерного стремления к служению стало множество людей, потерпевших «кораблекрушение» в вере.
Эта женщина принесла с собой дорогостоящий изящный сосуд из алебастра. Примечательно то, что благовонный состав, заключенный в этом сосуде, можно было извлечь, только разбив его. У него не было откручивающейся крышки, которой его можно было бы аккуратно закрыть до следующего употребления. Это прекрасное символическое изображение нас самих: сосудов, созданных Божьей рукой из ценного материала. Тем не менее, насколько бы мы ни выглядели впечатляюще снаружи, это не прибавит нашей значимости для умирающего мира, особенно для еврейского народа. То, что делает нас значимыми — это благоухание познания о Христе, которое мы распространяем на всяком месте. Это — запах смертоносный на смерть для погибающих и запах живительный на жизнь для спасаемых.
Мы все имеем особый «аромат», и некоторые из нас имеют больше этой «субстанции», чем другие. Для некоторых этот аромат кажется изысканным, в то время как для других — обычным. Все очень сильно зависит от того, какой путь мы уже проделали с Богом, и насколько глубоко мы отождествились с Ним в Его страданиях, Его отвержении и всем том, что сопровождает истинную веру и истинное хождение с Богом. Одно дело, когда благоухание Христа формируется в нас через наше отождествление с Ним, и совсем другое, когда мы придерживаемся религии удобств, которая по сути является религией предательства. Если наше христианство ничего нам не стоит и является удобным, то мы уже стали едины с Иудой. Вера в крайней степени требовательна, и именно поэтому Иисус одобрил поступок женщины, сказав, что в память о ней будут говорить везде, где будет проповедано Евангелие. Истинное Евангелие — это послание о непомерной щедрости и отказа от себя, в противном случае оно не будет иметь силы.
Сегодня Божьей Церкви недостает щедрости, высвобождающей поток жизни Христа для неверующего мира. Мы здравы и корректны, но не распространяем «благоухание». Мы не щедры друг с другом, потому что боимся пойти на риск, связанный с подобными взаимоотношениями, но только через них может быть сформирован истинно апостольский характер. Мы удовлетворены религией удобств: простыми воскресными служениями и изучением Библии среди недели, после которых мы опять возвращаемся, к своим обычным делам.
В сокрушении есть что-то особенно ценное для Бога. Иисус показал это на примере Своего собственного тела, распятого на кресте, и Он ожидает того же от Церкви: сокрушенных и кающихся людей, распространяющих благоухание Христа. От нас требуется нечто большее, чем просто корректность и благие намерения. Кротость сокрушения приходит тогда, когда мы разбиваем свой «сосуд» и изливаем его ценное содержимое без остатка. Кротость — это апостольская характеристика, и каждое истинное дело для Бога совершается в смирении, страдании и смерти, через которые распространяется благоухание Божье.
Разбитый сосуд алавастровый
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,-
пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого,
драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
От Марка Святое Благовествование, глава 14
Апостол Марк подмечает, что женщина разбила сосуд алавастровый, наполненный миром из нарда чистого. Зачем?
Именно у египтян переняли находившиеся там на положении рабов евреи сии божественные ароматы. Уходя из Египта, они унесли с собой формулы ароматических композиций.
В Книге Исход (30, 34-38) дается рецепт: “И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого Ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа”. Формула масла святой мази приведена тут же: “смирны самоточной пятьсот (сиклей), корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин. “
Нужно отметить, что все это предписывалось использовать только во славу Всевышнего: “Кто сделает подобное, чтобы курить им, (душа та) истребится из народа своего”.
В миру были распространены другие благовония.
В Книге Притчей Соломоновых (7,16-19) в уста блудницы вложены следующие слова: “Коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими; спальню мою надушила смирною, алое и корицею; зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома”.
Ясно, что это пример искушения. Если поддаться ему, то сердце окажется на пути в преисподнюю.
Мессия, каковым объявил Себя Иисус, буквально означает “помазанник”, и в действиях женщины можно увидеть отголосок этого таинства.
В частности, значение данного предварительного помазания миром обусловливалось тем, что своевременное миропомазание, то есть миропомазание тела распятого Иисуса, при его погребении в действительности не было совершено. Матфей и Марк прямо заявляют, что Иисус после кончины своей не был миропомазан, а Лука упоминает, что ученики предполагали помазать Иисуса миром,как написано у ап.Луки, жены мироносицы с ароматами пришли ко гробу, но нашли камень отваленным, и не нашли тела Господа(Лк.24,1), и только Иоанн свидетельствует положительно, что Иисус был миропомазан в гробе большим количеством снадобий.
Но вернувшись к событиям, описанным ап.Марком в доме Симона прокаженного, знаем, что вот драгоценный сосуд, наполненный таинственным символом миропомазания,священным миром из чистого нарда, разбит.
Можно предположить и такую мысль, что женщина разбивает сосуд, чтобы больше в этот сосуд никогда ничего не было налито. Это толкование, встречающееся в современной экзегезе, наверное, вполне верно. Этим она совершила полноту момента.
Но Священное Писание часто допускает различные аспекты толкований. Если вспомнить псалмы, то и там можно встретить сравнение с сосудом разбитым: “Я забыт в сердцах, как мертвый; я — как сосуд разбитый, ибо слышу злоречие многих;..” (Пс.30,13).
Цельность сосуда, из которого изливается миро на главу Иисуса и разбитость его, когда он перестает служить Ему. Цельность у Бога, разбитость в руках греха. Такая вот невозможность, ненужность вещи (и человека, я — как сосуд разбитый), если она не служит Христу.
Как замечает современный французский философ Мишель Серр в книге “Пять чувств” (Грасс, 1985): “Символ святости, нард вне сосуда означает бессмертие и отличен от заключенного в сосуд, поскольку последний означает смерть”.
Сам Иисус говорит о действиях женщины, как о предварении тела Его к погребению, но не о бессмертии ли говорит тот факт, что она разбивает сосуд?
И, разбив сосуд, возлила Ему…
50 заметок о Святой Земле
8: И, разбив сосуд, возлила Ему…
Сегодня – маленькая головоломка: В Евангелии мы встречаем пронзительный по своей душевности, теплоте рассказ о том, как некая женщина помазала Иисуса драгоценным маслом. Этот рассказ есть у всех Евангелистов. И у всех он разный. Не поленитесь, прочитайте версии всех четырех Евангелистов, которые я привожу:
Матфей: Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф. 26: 7-13).
Марк: И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала (Мк. 14: 3-9).
Лука: Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7: 36-49).
Иоанн: За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира (Ин. 12: 1-3).
Возникает вопрос: почему такая разница в описании события? Давайте посмотрим, как передают Евангелисты основные детали: Где случилось? / Кто помазал? / Что помазал?
Матфей: В доме Симона прокаженного/ простая женщина/ голову
Марк: В доме Симона прокаженного/ простая женщина/ голову
Лука: В доме Симона фарисея/ блудница/ ноги
Иоанн: В доме Марфы и Марии/ Мария/ ноги
Разные это случаи или одинаковые? Думаю, что их можно разделить на две группы: на Синоптиков (от синопсис – греч. согласие; так называют Матфея, Марка и Луку, у которых общий материал преданий о Иисусе) и на Иоанна, который приводит уникальный материал.
Несомненно, что у Синоптиков и у Иоанна разные версии. Думаю, они рассказывают о разных событиях, произошедших в одном поселке. Событие происходит в Вифании – небольшом поселке на Елеонской горе. Это такая деревушка, где на одном конце чихнут, а на другом говорят: будьте здоровы. Предположим, сначала Христос был в доме некоего Симона прокаженного и там некая женщина помазала Христу голову или ноги очень дорогим маслом. Естественно, что все в поселке об этом узнали, и не сомневаюсь, что местные жители много судачили об этом.
Через какое-то время Христос был в доме своих друзей: Марфы, Марии и Лазаря. Эти люди очень любили Иисуса, тем более, что совсем недавно Иисус воскресил (. ) их брата. Могла Мария сказать: «Я люблю Учителя и благодарна ему больше всех!»? Могла она взять семейную заначку и купить кувшинчик масла и потом помазать им ноги Господа?
Думаю, что да. Таким образом, Иоанн сообщает о втором помазании, а Синоптики – о первом.
Что же сказать о расхождениях среди Синоптиков? Вы, наверное, помните, потому что мы об этом часто говорим, что первым из Евангелистов писал Марк. Матфей и Лука опирались на его Евангелие, и в каком-то смысле их рассказы зависимы от Марка. Значит, прежде всего, рассматриваем Марка. Был некий Симон прокаженный. Естественно, что он к тому времени, когда принимал Иисуса, не был прокаженным, может быть, он болел до этого и Иисус его исцелил. А может быть, он потом, спустя годы, заболел. В любом случае, это был всем известный в Вифании человек, которого звали Симон и у которого к моменту написания Евангелий – 80-е годы 1-го века) было прозвище прокаженный.
Он устроил в своем доме обед и принимал там Иисуса. Во время обеда вошла женщина. Это не была какая-то блудница (и как бы нечистую женщину вообще пустили в дом и к столу почтенного Симона?), вероятно, это был кто-то из членов семьи Симона. Женщина отбила крышку у сосудика (чтобы дорогое масло торговцы не разбавляли, их, на стадии производства запаивали наглухо) и возлила на голову Христа. Далее – ропот учеников и трогательные слова Иисуса.
Почему рассказ Луки, который, конечно, знал рассказ Марка, так разительно от него отличается? Может быть, Лука сообщает совсем о другом, третьем случае? А может быть, Лука подвергает первоначальный рассказ (который находим у Марка) своего рода редакторской правке и превращает достаточно простую семейную зарисовку, в драматичную историю о прощении блудницы на пиру у Симона-фарисея (у Луки это уже не прокаженный, а фарисей).
Я не буду об этом много говорить, так как есть интересные исследования на данную тему и каждый может самостоятельно изучить этот вопрос. Кому интересно узнать, что означало это помазание и почему у Евангелистов дается разная интерпретация смыслов этого помазания, отсылаю к моим видеобеседам:
О рассказе Ап. Марка:
О рассказе Ап. Луки:
О рассказе Ап. Иоанна:
А я дам несколько интересных фотографий к этой теме:
На фото 1862 года – развалины древней Вифании. Две возвышающиеся груды камней – по преданию, остатки дома Симона прокаженного. В этом доме он принимал Иисуса и именно здесь произошло помазание, о котором рассказывают Евангелисты.
Современная фотография остатков дома Симона прокаженного. Паломники нашей группы с удовольствием фотографировали автора этих строк, припустившего к дому, чтобы осмотреть все детальней. Там же автор этих строк получил благословение взять камушек от развалин дома. Сейчас, когда я писал этот очерк, я держал в руках этот камень. Кажется, он еще хранил тепло того солнечного дня трех недель тому назад, когда мы там были.
А сейчас перенесемся в Иерусалим. Я стою у католического храма Бичевания. Слева от храма – вход в Археологический музей.
Этот музей устроили францисканцы, которые на Святой Земле находятся без малого тысячу лет. Войдем в него.
Перед нами – алебастровые сосуды времен Христа. В нашем переводе сосуд назван алавастровым, но имеется в виду алебастр, минеральный камень светло-зеленого цвета.
Вот другие алебастровые сосуды. Священник-археолог, сопровождавший нас по музею, сказал, что такие сосуды в раскопках находят исключительно редко. Это очень дорогие сосуды.
Чаще всего для благовоний использовали вот такие маленькие, сосудики Но тех, алебастровых, в этом музее нет.
Впрочем, в Евангелии от Иоанна сказано, что Мария взяла литр (!) драгоценного нардового мира (в Синодальном переводе неверно – фунт). Может быть, она взяла именно такой большой сосуд мира, которые изображены на предыдущих фотографиях?
И сегодня в Израиле, если поискать, можно купить за 50 долларов флакончик нардового мира. Почти такой же, каким помазала некая женщина Господа нашего Иисуса Христа.
Источники:
http://studopedia.ru/11_67223_razbitiy-alebastroviy-sosud.html
http://www.proza.ru/2010/01/29/1523
http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/i-razbiv-sosud-vozlila-emu.1976/