Что значит нищие. Кто такие Нищие Духом? О заповедях Блаженств

Кто такие нищие духом?

Кто такие нищие духом?

Можно ли сказать, что христианство оправдывает нищету?
Первое, что нужно сказать: ни Библия, ни христианство нищету не оправдывают. Ап. Павел совершенно конкретно пишет: «кто не работает, тот пусть и не ест». Сам Павел, будучи Апостолом Христовым, проводя жизнь в молитве, религиозных размышлениях и проповеди, не имея свободной минуты, тем не менее зарабатывал себе на жизнь шитьем палаток. Это была его наследственная профессия, которую он получил от родителей. Но порицание тунеядства – заслуга не Ап. Павла и не учителей христианства. Ветхий Завет однозначно утверждает: если ты работаешь, ты не умрешь с голоду. Если ты богобоязнен и трудолюбив, Бог будет с тобой, ты не будешь испытывать экономической нужды. Помните, как начинается Псалтирь: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» И далее говорится: такой муж «. будет как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1, 1-3). Или другой пример, также из Псалтири. Это 111-й псалом (стихи 1-3): «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек». Обратим внимание на последнее предложение!

Не будем умножать примеры. Для Библии твоя нищета – знак твоей лени и безнравственности. Все встают до зари. Все работают не покладая рук. Все сеют, жнут, пасут скот, стригут овец, продают товар на рынках. Все работают, и никто не голодает. Почитайте книгу Притч Соломоновых: «Ленивцы бывают скудны, а трудолюбивые приобретают богатство» (Притч. 11, 16); или: «душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится» (Притч. 13, 4); а вот более конкретное: «кто любит веселье, обеднеет; . кто любит вино и тук (подразумевается обильная жирная пища. – прот. К.П.), не разбогатеет. Но: Вожделенное сокровище и тук – в доме мудрого; а глупый человек расточает их» (Притч. 21, 17,20). Ветхий Завет знает и бедняков, ставших таковыми из-за неправедного притеснения богатыми, и много обличений жадного богатения мы встречаем в писаниях пророков. Но в принципе, жизнь библейского человека – это жизнь трудолюбивого человека. И трудолюбивый не умрет с голоду.
Это то, что можно сказать о нищете, о бедности.

Но совершенно другая тема – нищета духовная. С экономической нищетой она не имеет ничего общего.
Итак, «нищие духом». С ними мы встречаемся и в Новом Завете: «блаженны нищие духом ибо тех есть Царство Небесное», и в Ветхом Завете. Вернее будет сказать, что «нищета духовная» – это ветхозаветное определение. И сразу скажем, что под нищими здесь имеются в виду не бедные люди, бродяги или неудачники, не те, кто валяется в лохмотьях на улице, дыша перегаром и прося подаяние.
Слово «нищие»специфический религиозный термин, который означает род людей, ждущих Спасителя. Бедность, прекрасно известная Древнему миру, в ветхозаветном богословии переосмысляется как категория нравственная, душевная. Бедняки духа, про которых читаем и в псалмах, и у пророков, – иного рода. Это бедняки духа, бедняки благодати. Это люди, которые просят Бога сойти к ним, спасти их. Прочитайте псалмы 9 – 10, здесь как раз речь идет о таких нищих.
Или, вот, псалом 13: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного… Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его. (Вы говорите)”Кто даст с Сиона спасение Израилю!” Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль».

В последних двух стихах псалма мы читаем, что безбожные нечестивцы смеются над упованием нищих: «Господь упование их». Для таковых бедняков выход из их бедственного положения – не несколько запотевших в руке медных монет, не кусок лепешки или кувшин вина. Бог – их надежда и их радость. Бог, Который, как надеялись эти люди, придет и изменит мир, Который уничтожит нечестивцев и злодеев.
Бог слушает не тех, у кого пустой карман, но тех, кто ищет Царство Божие, тоскует по Богу, чает Божией милости и помощи. «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ, – воспевает псалмопевец. – Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою» (Пс. 85, 1-4). Нам важно, что здесь как раз нищета ставится в прямую связь с нравственностью, богобоязненностью человека.

Когда в третьем столетии до Рождества Христова переводчики переводят с древнееврейского на греческий Библию, они еврейское «анавим» (бедняки) переводят и как «неимущие», «нуждающиеся», и как кроткие, смиренные сердцем, чающие спасения.
И в нашем сегодняшнем переводе Библии часто слово «нищие» переводится как «смиренные, кроткие». Например, псалом 9, ст. 38: «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое». В еврейском оригинале здесь стоит нищие, но перевели это слово как смиренные.
Те, кто истинно молится, духовно совершенствуется, получил в Библии конкретное наименование бедняков Господних, нищих. Они «убогие, смиренные» Бога Яхве (Пс. 73, 19; 149, 4), они предмет Его благосклонной любви.
Говоря о наступлении мессианской эры, несущей прощение грехов и осуществление всех иудейских чаяний, пророк Исаия восклицает: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» (Ис. 49, 13). Здесь страдальцев (анавим) правильней перевести как нищих.

Читать еще:  Сонник покойный муж уходит из дома насовсем. Покойный муж толкование сонника

И, конечно, совершенно в русле Ветхого Завета, но по-новому, по-новозаветному, тема «нищих» звучит в Евангелиях. Да, и в Евангелии мы встречаемся с «нищими». Когда Спаситель восходит на некую гору и проповедует о Блаженствах: «Блаженные нищии духом, яко тех есть Царство небесное», – Он говорит об этих нищих, об анавим, бедняках Господних.

Практически вся Нагорная проповедь продолжает мысль, что чаяния этих нищих, кротких, смиренных – наконец вознаграждены. Пришел Мессия. («Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» и т.д.)
Об этих нищих Спаситель говорит и в других местах. Так, когда посаженный в тюрьму и ожидающий смерти Иоанн Креститель посылает своих учеников к Иисусу узнать: «Тот ли Он, Кому надлежит прийти», или вышла ошибка и Мессией будет кто-то другой, – Спаситель прямо не отвечает. Спаситель не отвечает: «Я Мессия», он говорит: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвыет воскресают, и нищие благовествуют». Последнюю фразу: «нищие благовествуют», правильнее перевести «нищим благовествуется»!

Какие они, эти «анавим», «бедняки Господни» или, как перевели в нашем переводе: «нищие духом». Они как дети. Дети не мыслят жизни без родителей… Нищие духом – те, кто всю свою жизнь ставит в тесную зависимость от Бога. Это те, кто без Бога не может жить и дышать.
Собственно, если мы вчитаемся в новозаветный текст, мы увидим, что Нагорная проповедь говорит нам, какими должны быть эти «нищие духом»: Это бедные, открывающие Богу свою израненную душу (Мф. 5.4), обращающие к Богу жажду добра (алчущие и жаждущие правды) (ст. 6), это доверяющие Богу в испытаниях и преследованиях (ст. 10), это кроткие (ст. 5), милосердные (ст. 7), простые и искренние (ст. 8), это приносящие мир (миротворцы – ст. 9). Таким образом, «нищие духом» – это те, кто старается походить на Христа, кто такие же, как Он. Им, этим искренним людям, принадлежит «Царство Небесное», с ними Бог»…

И последнее, о чем невозможно не упомянуть. Когда к галилейской Девушке, Которую отныне будет прославлять все человечество, явился Архангел с сообщением, что Она станет Матерью Спасителя, Та восклицает, «Величит душа Моя Господа… что призрел Он на смирение рабы Своей» (Лк. 1, 46). Слово смирение – в оригинале анавим: на нищету!
Пресвятая Дева – одна из них, из этих бедняков Божиих, из людей, напряженно и с надеждой вглядывавшихся в будущее.

Что значит блаженные нищие духом в православии

Служба в церкви проходит на старославянском языке, который не совсем понятен нашим современникам. Также в церковном обиходе есть много слов и выражений, которые вроде бы понятны, но не до конца. Кто такие блаженные нищие духом? Мы помним о блаженных из фильмов о царской эпохе, но как это может относиться к современной эпохе? Неужели никто не попадет в Царство Божие, если не станет блаженным? Этот вопрос очень тревожил меня как воцерковленную христианку, и я решила узнать подробнее о смысле этого выражения. Оказывается, речь идет о христианском смирении и преодолении гордыни. Нет нужды становиться нищим и убогим, нужно просто смирить гордыню.

Христианское смирение

В христианстве смирение противоположно гордыне — страшному греху, ведущему к смерти. Именно из-за гордыни некогда светлый ангел Люцифер был низвергнут с небес и назван падшим. Отцы церкви учат, что без смирения можно забыть о христианстве, ибо духовная жизнь начинается только с преодоления гордыни.

Смирение является высшей добродетелью перед богом.

Смиренный человек не замечает соринки в глазу ближнего, так как знает о своих бревнах. Смиренный человек не укоряет никого, кроме себя. Смиренный человек не судит и не осуждает ближнего, так как борется со своими грехами и соблазнами. Он знает, насколько немощна человеческая природа, поэтому поступает таким образом.

Иисус проповедовал смирение и неосуждение, так как понимал греховную природу человека изнутри. Когда к Иисусу привели блудницу, он сказал следующие слова:

Смирение является основой христианской морали и религии, без которой быть христианином невозможно. Невозможно, потому что человек ведет неправильную духовную жизнь и не может приобщиться даров Святого Духа. Вера без дел мертва — именно такое наставление дали апостолы своим первым ученикам. Поэтому вера без духовных плодов не приводит ни к чему.

Многие неверно понимают христианское смирение и сравнивают его с каким-то отчаянным положением и пессимизмом. Это тоже неверная интерпретация, так как смирение предполагает упование на божью милость и благодать. Человек понимает, что он в руке божьей, и что его жизнь полностью подчиняется воле божьей. Поэтому он смиряется и доверяет своему Отцу Небесному во всем. Он не кричит и не ропщет, когда приходит беда, а пребывает в молитвах и благодарениях.

Читать еще:  Бог огня в греческой мифологии прометей. Что принес Прометей людям? Забота отца о своих детях

Почему христиане безропотно воспринимают удары судьбы? Потому что они понимают, что божья милость предусмотрела для них самое лучшее. Все знают о пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Это очень мудро подмечено нашими предками, которые оставили нам жизненную мудрость в наследие. Наблюдательный человек может заметить, что очень часто неблагоприятные события приводят к неожиданно позитивному результату. Поэтому роптать и упрекать бога в своих бедах неразумно.

Заповеди блаженства

Первая заповедь блаженства подразумевает принятие своей греховной природы как данность, и смирение с ней. Но смирение не должно потворствовать греху, просто человек должен осознавать свою немощную природу и не гордиться перед другими ничем.

Грехопадение человека началось с гордыни, когда дьявол посулил Адаму и Еве стать «как боги». Смирение же возвращает всё на круги своя и дает осознание своей ничтожности и полной беспомощности перед богом.

Духовная нищета не имеет ничего общего с материальным недостатком, так как речь идет о духовных вещах. Духовная нищета подразумевает соответствующий строй мыслей, в которых исключена гордыня и превозношение.

Духовная нищета — это признание невозможности стать праведным собственными усилиями. Если бы человек был в состоянии самостоятельно исправить свою греховную природу, жертва Христа потеряла бы всякий смысл. Христианин должен признать свое духовное несовершенство и принять жертву Христа как дар. Только соединившись со Христом верой, мы можем стать святыми и праведными. Самостоятельно достичь такой духовной высоты человек не в состоянии.

О чем мечтает нищий человек в мире? Все его мысли направлены на то, чтобы кто-нибудь подал ему кусочек хлеба для поддержания духа. Духовная нищета — это крайняя нужда в помощи божьей для обретения благодати и спасения. Человек говорит себе: «Я пас, я не могу, я не в состоянии, я нуждаюсь в помощи». Вот это и есть правильное духовное состояние, которое приводит к спасению.

Нищий в миру человек понимает, что не может заработать на хлеб, и надеется на милость дающего. Нищие духом тоже понимают, что они не достоин благодати, поэтому надеются только на милость бога. Нищий духом не стремится заработать награду от бога, а со смирением ожидает милости. Милостыню дают не потому, что нищий ее заработал, а просто так от доброты сердца. При этом нищий понимает, что он ничем не сможет отблагодарить дающего.

Именно такая нищета и становится условием получения божьей благодати и спасения. От человека требуется только благодарность за щедрый дар и больше ничего. Нищий понимает, что он никому не нужен. Так и христианин понимает, что не он нужен Христу, а Христос — ему. Если человек это осознает до конца, он сможет обрести спасение. Духовная нищета полностью аннулирует гордыню, поэтому и является условием получения божьей благодати и безвозмездного дара спасения.

Смирение и комплекс неполноценности

Противники христианства иногда называют смирение проявлением комплекса неполноценности. Так ли это? Комплекс неполноценности и христианское смирение имеют разные духовные корни. Комплекс неполноценности развивается, когда человек стыдится других людей за свою неловкость или неумение что-то делать правильно. Например, полные девушки не подходят под всемирный стандарт красоты, поэтому комплексуют.

Христианское смирение происходит от того, что человек осознает греховность своей природы и невозможность ее исправления собственными усилиями. Как бы не пытался он жить по евангелию, но обязательно вскроется какой-нибудь грех или недостойные мысли придут в голову. Тогда христианин начинает усиленно молиться и каяться, что еще более сближает его с Господом.

Примером истинного смирения стал Иисус Христос, который смирил свою душу до Креста.

Христианином может стать только тот, кто осознал необходимость помощи Иисуса Христа в его спасении. Пока человек полагается на собственные силы, он полон гордыни и тщеславия. Только когда он смирит свою гордыню и вознуждается во Христе, тогда обретет вечное спасение души и благодать. Поэтому и сказано в первой заповеди блаженства, что только нищие духом (смиренные) достойны Царствия Божия. Нищий — это нуждающийся, несамостоятельный, зависимый. Бог хочет, чтобы мы осознали свою духовную нищету — нужду во Христе, зависимость от него и полную несамостоятельность в своих тщетных усилиях.

Искреннее раскаяние в грехах приближает человека к богу, а чувство собственной непогрешимости — отдаляет. Богу милее кающийся грешник, чем самоправедный человек. Поэтому отцы церкви всегда призывают к покаянию, ибо оно приводит к благодати. «Боже, помилуй меня грешного» — это самые важные слова христианина.

Почему блаженны нищие духом?

— Даже те, кто ничего не знает о христианстве, слышали заповедь Христа «Блаженны нищие духом». И порой возмущались. Ведь некоторые воспринимают нищету духовную как скудоумие. Или считают, что нищие духом — бомжи.

— Здесь одно и то же слово «нищие» употребляется по отношению к разным категориям людей, — начинает объяснять батюшка. — Все-таки бомж — это тот, кто обнищал в силу личного нерадения или не нашел, где ему применить себя. Можно бесконечно говорить о том, почему у него не сложился жизненный путь, и он не смог создать себе нормальные условия. Это социальная проблема. Причины ее кроются в самом человеке.

Вот наш храм. Сегодня, входя в него, я увидел: с протянутой рукой стоят люди, которые не выглядят нищими. Один — в кожаной курточке, другой — высокий, дородный мужчина, видно, что он мог бы работать.

Читать еще:  К чему снится новое место жительства. К чему снится переезд на новое место? К чему снится переезд по Эзотерическому соннику

Василий Суриков. Боярыня Морозова. Фрагмент: юродивый.

— Такое внешнее благополучие «нищих» нас часто смущает.

— Храм всех принимает под свою сень. Сердца тех, кто идет сюда, расположены к милости Божией. Мы хотим, чтобы Господь простил нас и принял в Свои отеческие объятия. Каждый входит в храм и чувствует, что попал в иной мир, потому что здесь — Небо на земле. Эта святыня дана нам сверху, чтобы туда нас поднять.

Почему перед нищим, просящим милостыню, рука невольно тянется в карман? Почему хочется ему помочь? Потому что сейчас, через какие-то секунды я сам стану перед Богом, Который от избытка Своей полноты и любви дал мне бытие, жизнь, разум, бессмертную душу. Я предстану перед Ним и увижу, что не оправдал того великого доверия, которое Он мне являет каждую минуту, каждую секунду.

Я не знаю, кто бы мог переступить порог храма и стать перед лицом Божиим с чувством собственного достоинства? Нет, скорее всего, мы чувствуем именно недостоинство. И тут вплотную подходим к вопросу о духовной нищете, которую переживаем в сердце как свое несоответствие той высоте, тому духовному предназначению, которое Бог нам дал по Своей неизъяснимой любви.

— А мы и надежд не оправдали, и плодов не принесли?

— Человек является вершиной, венцом, царем всего творения Божия. Он образ и подобие Божие. И это настолько велико, что не вмещается в людские понятия!

У каждого человека есть совесть — совокупность вестей, знаний о самом себе. Наше духовное познание может быть очень глубоко, и никто, как сказано в Священном Писании, не может знать души другого — только сам человек и дух, который живет в нем.

Такая же аналогия существует в отношении Бога: никто не может постичь глубин Его природы, кроме Духа Божия, Который открывает нам ее.

Совесть наша является живым органом. И как в теле какой-то орган может засориться оттого, что мы неумеренно, неразумно проводим жизнь или употребляем в пищу плохие продукты, так и совесть может быть загрязнена, окаменена, осквернена, сожжена. Но если она не потеряла живой возможности функционировать, то всегда ставит человека перед духовными реалиями.

— Иными словами, перед его собственной духовной нищетой?

— Духовная нищета — это способность человека себя увидеть таким, как есть: живущим в земной плоскости, имеющим чисто земное измерение мыслей — и вдруг в какой-то момент поставленным перед неизреченной полнотой бытия, перед Самим Творцом. Как ты будешь себя чувствовать?

— Конечно. Хочу поделиться чувством, которое возникло у меня, когда я летел на самолете. Был ясный день. Матушка-земля смутно мелькала внизу в уменьшенных масштабах. А над головой была такая глубина, что взгляд там терялся и невольно цеплялся за землю. Вдруг мы подлетели к морю. Земля уплыла из-под ног, самолет ушел в голубую бездну. Появилось страшное потрясение, ощущение, что вот ты, пылинка, входишь в эту неизреченную космическую глубину. Сейчас ветер дунет — и тебя унесет, ты растворишься.

— Скажите, а такое ощущение себя как ничтожества не унижает человека?

— Нищий телесно, физически несет на себе печать униженности. Хотя он и пользуется вниманием, заботой, но в душе переживает. И многие очень щепетильны в этом отношении.

Но нищета духовная — другой природы. Она как бы переплавляет человека, открывает ему реальность иного мира, который недоступен нашим пяти чувствам. Человек ощущает себя искоркой перед необъятной полнотой Божией. И если Полнота скажет: «Ты не Мое, а случайное явление», — ты потеряешься. Но Она говорит: «Ты Мое, родное, тебе тоже дано быть единством Бытия». А сам-то ты понимаешь, что этому не соответствуешь. И только осознание, переживание духовной нищеты помогает человеку войти в Полноту. Границу Ее не переступишь, если в тебе не будет чувства, что перед тобой — Величайшая Святыня.

— Стало быть, нищета духовная — это не только реальная самооценка, но и как бы отношение к Богу и миру? И сформулировано это в Заповедях блаженства.

— Заповеди блаженства неповторимы, их нет ни в одной другой религии. Они так же необычайны, как необычайно все Евангелие Христа. Ключом к его пониманию и являются Заповеди блаженства. И первая из них — о духовной нищете. Чтобы понять Евангелие, достаточно пережить, что такое — нищие духом.

Бог Всеблагой, Всесовершенный, умалил Себя, чтобы стать доступным маленькой частичке — человеку. Это не мог сделать никто, кроме Самого Бога, Который сказал: «Научитесь от Меня: Я кроток и смирен сердцем». И это Его свойство поражает нас даже больше, чем всемогущество.

Это, по-моему, одна из самых больших христианских тайн, которая являет Бога миру. И не только Его Самого, но и те пути, которые Он предначертал Своему творению. Мы можем осуществить свое предназначение только тогда, когда тоже как бы умаляемся и даем возможность другому проявлять себя — Богу или человеку.

Тут заключена величайшая тайна бытия, которую Евангелие нам проповедует как духовную нищету. Оно показывает нам начало путей в Вечность, где мы найдем полноту и завершенность. Но если не искать эти пути уже сейчас на земле, то человек оказывается вне сферы Божественной полноты.

Ответы священника Георгия Бреева на другие вопросы о духовной жизни ищите в его книге «Радуйтесь!» .

Источники:

http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/kto-takie-nischie-duxom.683/
http://tayniymir.com/samorazvitie/blazhennyie-nishhie-duhom.html
http://nikeabooks.ru/blog/pochemu-blazhenny-nishchie-dukhom/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: