Сознание кратко. Проблема сознания в философии

Сознание кратко. Проблема сознания в философии

Доказан факт – зрительная память для гуманитарией – второй по важности навык в его профессиональной деятельности. Бесплатный тренажер “Тайная комната” помогает развитию данного навыка. По отзывам обучающихся – первые результаты видны через 3-5 занятий на тренежере.

Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.

Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны:

– онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и

– гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.

Онтологическая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается следующими путями:

1. Материя первична, а сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи (материализм).

2. Сознание существует независимо и от материального мира, и от человека, оно принадлежит Высшей Сущности (Нусу, Логосу, Богу, Абсолюту, Мировому Разуму, Абсолютному духу и т.д.). Сознание первично, потому что именно Высшая Сущность своим сознанием создает и организует мировой порядок, используя для этого материю как сырой материал (объективный идеализм).

3. Сознание формирует для человека мир через комплекс поставляемых самому себе ощущений, и поэтому активное индивидуальное сознание человека, обнаруживающее пассивную материю и представляющее её в осмысленно организованной форме, первично (субъективный идеализм).

4. Сознание существует отдельно от материи, а материя существует независимо от сознания, ничто из них не первично другому, но их взаимодействие определяет картину бытия (дуализм).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии (познаваемость мира) решается двумя противоположными путями:

1. Мир познаваем.

2. Мир не познаваем.

Помимо своего основного вопроса, философия пытается в отношении сознания решить также проблемы природы сознания и механизмов его работы.

Относительно природы сознания общая позиция всех философских течений состоит в том, что сознание не материально по своей природе и не может быть объектом предметно-практической деятельности человека.

Таким образом, сознание изначально всегда понимается только как субъективная реальность, только как нечто идеальное, присущее только внутреннему миру человека.

Что же касается механизмов работы сознания, то философия ограничивает здесь сферу своих интересов процессами интеллектуального порядка, а процессы, относящиеся к различным душевным состояниям, переживаниям и способностям, она оставляет другим наукам (психология, нейрофизиология). То есть философию интересует, и она исследует только то, что касается умственной деятельности человека.

Умственная деятельность – это по своей форме есть диалог сознания с самим собой в процессе своего взаимодействия с действительностью.

В процессе же взаимодействия с действительностью, умственная деятельность сознания характеризуется наличием двух компонентов:

1. Компонент чувственных ощущений (внутренних о себе и внешних, о мире).

2. Компонент смыслообразования (преобразование чувственных ощущений в интеллектуальные абстракции).

Переход компонента ощущений в компонент смыслообразования, то есть восхождение сознания от единичных чувственных ощущений действительности (внешней и внутренней) на уровень сложного интеллектуального знания о ней, называется мышлением.

В результате интеллектуализации мышлением чувственных ощущений, мышление создает знание о действительности, которое невозможно получить только средствами чувственного восприятия.

Мышление, создавая интеллектуальное знание о действительности, осуществляет, тем самым, объективацию сознания. Объективация сознания – это превращение мышлением содержания сознания в объекты, с которым мышление может работать. Для получения таких объектов мышление выделяет в сознании элементы, формирующие содержание, и наделяет эти элементы свойствами объектов познания, для чего воплощает их в те или иные мыслимые формы: понятия, суждения, идеи, гипотезы, теории, модели, образы и т.д.

Таким образом, мышление своей деятельностью объективирует сознание в различные формы идеальных представлений, с помощью которых, затем, конструирует или метафизические идеи, не связанные с реальным опытом, или абстрактные образы реальных объектов действительности.

Способность мышления создавать метафизические идеи и абстрактные модели реальной действительности называется разумом. Разум создает метафизические идеи и модели реальной действительности из набора готовых интеллектуальных сведений, которые ему поставляет рассудок.

Рассудок – это способность мышления расчленять действительность на отдельные смысловые факты, классифицировать их по отличительным признакам, понятийно наделять определениями и тестировать на соответствие сложившемуся порядку вещей, то есть здравому смыслу. Специфика рассудка состоит в том, что рассудок работает только с готовыми, единожды и навсегда выработанными мышлением понятиями, не преобразуя их во что-либо новое, и не синтезируя между собой.

Преобразует устойчивые понятия в новое, и синтезирует их в систему знания – разум. Таким образом, разум – это способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его творческому синтезу в различные системы знаний о действительности.

Исходя из этого, можно сказать, что рассудок и разум – это два уровня мышления, с помощью взаимодействия которых оно осуществляет свою деятельность по объективации сознания.

Деятельность мышления осуществляется в различных формах, исходными из которых являются: понятие, суждение и умозаключение.

ПОНЯТИЕ – это терминологически сформулированное средствами языка представление о чем-либо, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления (например, понятия: «вода», «вино», «молоко» и т.д.).

Отличительным свойством Понятия является его способность собирать в себя различные объекты и объединять их в некие классы по существенным общим признакам (например, понятия вода, вино и кровь могут выражаться по общему признаку текучести единым понятием «жидкость»). Наиболее общими понятиями, вбирающими в себя не только существенные, но и всеобщие свойства действительности, являются категории (материя, причина, качество, движение и т.д.). Таким образом,

в понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности.

СУЖДЕНИЕэто мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение («Вода замерзает и испаряется» – истинное, «Вода горит» – ложное).

Суждение может выражаться не только в предложениях языка, но и в символах (2 + 2 = 4 – истинное суждение, 2 + 2 = 6 – ложное).

Всё, что не может оцениваться с точки зрения истинности или ложности, не является суждением, и относится к другим формам мысли (Принесите мне воды! Вода холодная? Вода – сколько смысла в этом слове… 2 + 3; 4, 5, 6, 9, 48).

Таким образом, структура суждения должна содержать в себе такие понятия и смысловые связки между ними, которые могут быть доказаны или опровергнуты с точки зрения объективности. Исходя из этого,

суждение – это объективация сознания в форме выявления истинности или ошибочности существующих между понятиями связей и отношений, которые мышление обнаруживает или создает самостоятельно.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений логически выводится новое суждение. Исходные суждения в составе умозаключения называются посылками, а новое суждение, получаемое логически из посылок, называется заключением (или следствием). Например:

Читать еще:  Кто оставляет на могилах иконы. Что делать с иконой из гроба после похорон

Все преступления наказуемы законом (1-я посылка).

Воровство есть преступление (2-я посылка).

Воровство наказуемо законом (заключение из двух посылок).

Все умозаключения подчиняются одному условию: если истинны исходные посылки, то истинно и выводимое из них заключение. Истинное заключение делает умозаключение правильным. Правильное умозаключение, таким образом, представляет собой истинное (или правдоподобное) выводное знание о действительности. Исходя из этого,

умозаключение – это объективация сознания в результатах осмысления мышлением действительности.

Таким образом, мышление объективирует сознание, воплощая и представляя его содержание в различных результатах своей работы.

Но сами результаты работы мышления требуют, в свою очередь, дополнительной собственной объективации для того, чтобы стать продуктом информационного обмена между людьми. Без этой объективации все результаты мышления оставались бы субъективным достоянием отдельных личностей (субъектов), неведомым для других субъектов.

Объективация субъективного мышления человека в формы, объективно понятные другому субъекту (человеку), осуществляется средствами языка.

ЯЗЫКэто знаковая система, хранящая и передающая информацию. Языки бывают естественными (речь), или искусственными (алфавит, математические формулы, ноты, цифры, условные сигналы и т.д.). Благодаря языку устанавливаются точные и всеобще принятые обозначения объектов и явлений действительности, что создает условия для понимания процессов мышления отдельных субъектов другими субъектами и для обмена результатами этого мышления между ними.

Таким образом, язык является средством объективации сознания, в процессе которой мысли приобретают какую-либо материальную форму своего выражения, общепринятую для всех и понятную всем.

Исходя из этого, элементы языка (слова, предложения, знаки, формулы и т.д.) – это средства, существующие в структуре языка, которые обозначают соответствующие понятия, суждения, заключения, образы и т.д., существующие в структуре мышления.

Но при этом нельзя говорить о тождестве языка и мышления, поскольку структура языка и структура мышления специфически разные:

языковой знак не имеет смысла вне структуры своего языка,

а элемент мышления обладает универсальным смыслом вне любой структуры сознания и в любой структуре сознания.

Следовательно, языковые функции относительно объективации сознания можно сформулировать двунаправлено:

1. Формулирование мыслей и результатов мышления в универсально понятных формах для хранения и обмена.

2. Коммуникация мыслей и результатов мышления.

Таким образом, соотнесенность языка и мышления выражается в том, что мышление объективирует содержание сознания в мыслимые формы, а язык обеспечивает их универсальное понимание, хранение и коммуникацию.

Сознание: философия кратко

Кратко и понятно о философии: главное и основное про философию и философов

Сознание как философская проблема

Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому. Сознание интегрирует творческие возможности человека, реализуемые во всех видах его жизнедеятельности (поиск способов существования и свободного развития личности, производство новых знаний, создание произведений искусства, прогнозирование будущего, принятие решений и др.). Свойства сознательного, рационального поведения человека определяют отличие его образа жизни от образа жизни остальных живых существ.

Сознание – сложное системное образование, совокупность весьма разнородных идеальных процессов – мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, достигается за счет таких качеств, как его связность и согласованность.

Многообразие отдельных состояний сознания образует еще одну группу его значений.

Они проявляются в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, подавленности, вины, радости, возбуждения, желания и многих других. Подобные состояния сознания часто обнаруживают смысловые оттенки, порождаемые бессознательными, неосознаваемыми или телесными факторами. Вот почему широко распространены значения направленности сознания – «сознание на… (на что-то, на кого-то)», «сознание о… (о чем-нибудь, о ком-либо)». Признаки направленности сознания указывают на его предметы, цели, содержание, средства, формы, условия и т. п. Другими словами, сознание всегда есть осознание бытия в любых его проявлениях. При этом следует различать направленность сознания «вовне» и «вовнутрь». Сознание может быть ориентировано как на внешний мир бытия человека, так и на его внутренний мир. В последнем случае направленность сознания фиксируется в актах интроспекции (самонаблюдения): самосознания, самоанализа, саморефлексии, самооценки, саморегуляции и т. п.

Вопрос о происхождении сознания

В философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа.

1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение : сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса, и оно неделимо, едино, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют близкие к космической теории происхождения сознания:

теория монад (Лейбниц): в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных первичных духовных единиц (монад), в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

теория Толбета: Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

теория психосферы Рейзера: Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом.

2. Сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

многие действия, совершаемые животным, сложны (охота) и требуют большой работы сознания;

животным присущи свои «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др.

3. Сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Однако новейшие научные исследования свидетельствуют о том, что животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации, с распределением ролей.

Основные подходы к проблеме сознания

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания.

Физикализм – крайне материалистический подход, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных фактов:

головной мозг человека является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ);

образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

Читать еще:  Что произошло 4 февраля. Народные традиции и приметы

сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека.

«теория тождества» – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами (кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

теория «элиминации» – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» – устаревшее и ненаучное;

теория вульгарных материалистов.

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение.

Между физикализмом и солипсизмом находятся:

объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.

Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания.

1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой, неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

4. Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.

5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании «Я»-концепции, которая включает в себя несколько различных образов «Я»: реальное «Я», динамичное «Я», идеальное «Я», фантастическое «Я», воспринимаемое «Я». Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Сознание и бессознательное

Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной.

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой.

Бессознательное : 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое.

Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями:

1) непосредственное эмоциональное чувствование;

ТЕМА 4 ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Сознание — феномен взаимодействия Духа и Материи.

1. Значение проблемы сознания в философии.

2. Проблема сознания в истории философии.

3. Материальная основа и идеальная природа сознания.

4. Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания.

5. Структура и функции сознания.

1. Значение проблемы сознания в философии

Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Философское учение о сознании является методологической основой решения многих важнейших теоретических вопросов и практических задач. И это вытекает из природы сознания и его роли в жизни человека и общества.

Сознание есть сущностная характеристика человека и его деятельности. Сознание — особая форма регуляции взаимодействия человека с миром. Деятельность людей опосредуется сознанием. Прогресс общества, успех (или неудача) личности так или иначе связаны с их духовным состоянием. Сейчас, в сложнейших условиях современности, человеку и человечеству нужно подлинно культурное, действенное сознание. Думается, что только такое сознание способно

определить подлинный смысл человеческого бытия и подлинные человеческие ценности, решить глобальные проблемы современности. Актуальные, современные проблемы обучения, образования и воспитания также органически связаны с пониманием природы и механизма функционирования сознания. Определяющая роль сознания в структуре личности нашла выражение в пословице: «Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума».

Прежде чем рассматривать проблему сознания по существу, необходимо сделать несколько замечаний об отношении некоторых философов и ученых к возможности позна-

ния происхождения и природы сознания. В этой связи характерна позиция немецкого ученого второй половины XIX – начала XX века Эрнста Геккеля. В 1899 году он издал книгу «Мировые загадки». В ней автор рассматривает семь важнейших философских проблем, в том числе проблему появления сознания и проблему языка и мышления. Парадоксально, но, по мнению этого естествоиспытателя-материа- листа (выдающегося биолога своего времени), несмотря на то, что над мировыми загадками с древнейших времен билось и бьется человечество, они не могут быть решены никогда. В какой-то мере агностическую позицию занимают такие фило-

софские течения, как неопозитивизм, экзистенциализм,

постмодернизм и другие. Безусловно, проблема сознания чрезвычайно сложна и до сих пор не решена. Однако в противоположность иррационализму диалектико-материалисти-

ческая философия признает принципиальную возможность

познания происхождения и природы сознания.

Сознание, как сложное многогранное явление, изучается различными науками: психологией, логикой, языкознанием, психиатрией, семиотикой, информатикой, кибернетикой, нейрофизиологией и т. д. Однако каждая из частных наук исследует сознание под своим углом зрения. В этом смысле

их подход к сознанию оказывается ограниченным и односторонним , поэтому все специальные науки данного плана нуждаются в философском понимании сознания как более общем подходе к нему и общей методологической предпосылке для решения своих специальных целей и задач.

В самой философии проблема сознания является самой трудной проблемой . Трудность решения проблемы сознания вообще прежде всего определяется спецификой его онтологической природы . Проявления сознания непосредственно не воспринимаются, сознание не имеет чувственных параметров. Оно проявляется через язык и человеческую деятельность. Сознание есть субъективная реальность, оно по своей природе «идеально» (в противоположность материальному). Специфика философского подхода к сознанию заключается в том, что это мировоззренческий подход. Философия стремится ответить на вопрос: «Что такое сознание как таковое? Какова его сущность и происхождение?». При этом сама философия, конечно, опирается на достижения частных наук. Таким образом, важность проблемы сознания определяется насущными потребностями науки и практики. Однако следует еще раз отметить, что несмотря на огромные усилия философии и частных наук, проблема сознания далека от своего решения . Так, остаются открытыми следующие вопросы: содержание чужого сознания (проблема понимания и перевода в широком смысле), связь сознания и языка, возможность экстрасенсорного восприятия (в частности, проблема телепатии) и другое.

Читать еще:  Какое имя подходит в отношениях. Какие имена хорошо подходят друг другу в любви

2. Проблема сознания в истории философии

Особенности подхода какого-либо философского направления к проблеме сознания определяются прежде всего ориентацией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением

основного вопроса философии), а также пониманием природы философии и ее связей с другими формами общественного сознания (наукой, политикой, религией, искусством и т. д.). Действительно, понять природу сознания, научиться управлять процессами сознания можно лишь тогда, когда выяснен вопрос о соотношении материи и сознания. И здесь в философской традиции мы сталкиваемся с двумя принципиально противоположными подходами к проблеме: идеалистическим и материалистическим.

Сущность идеалистического подхода к сознанию состоит в том, что сознание рассматривается как что-то основополагающее и порождающее весь многообразный мир. При этом сознание рассматривается как нечто таинственное и противоположное косной материи. Философы-идеалисты и представители религиозного мировоззрения, отстаивая мысль о первичности сознания в мире, считали его проявлением некой нематериальной субстанции (первоосновы) — «души». Этот термин многозначен и требует пояснения. Нет ничего особенного в утверждении, что человек обладает душой. Важен вопрос — как понимать феномен души? Если под термином «душа» понимать совокупность психических характеристик личности, ее внутренний духовный мир, то с этим согласится любой материалист. В этом случае данный термин понимается как синоним термина «психика» (от греч. psyche — душа). Уже метафизический материалист Демокрит под душой понимал психическую деятельность человека как производную, зависимую от его тела. Однако представители религиозно-идеалистических взглядов вкладывают в термин «душа» принципиально иной смысл.

Согласно религиозно-идеалистическим представлениям душа будто бы не зависит от любой материи вообще и от человеческого мозга в частности. Она якобы способна вести самостоятельное существование, она бессмертна и вечна

(отсюда, впрочем, и вера в спиритизм). Так, Платон уподобляет душу отдельно взятого человека чему-то божественному и бессмертному, сводя ее к отраженному свету мировой души. При идеалистическом подходе к проблеме сознания снимаются многие сложные ее вопросы, в частности, вопрос о происхождении сознания, а многие его свойства оказываются оторванными от реальной основы и потому мистифицированными. В конечном счете при таком подходе ставится преграда научному изучению сознания.

К идеалистическому подходу по проблеме сознания весьма близка позиция дуализма (Р. Декарт, Р. Авенариус). Представители дуализма, провозглашая наличие в мире двух несводимых друг другу начал: материальной и духовной субстанции, признавая важность взаимодействия этих начал в человеке, все-таки не раскрыли сам механизм этого взаимодействия и не вскрыли истоков сознания.

Сущность материалистического подхода к проблеме сознания заключается в том, что сознание рассматривается как вторичное, производное от материи, как продукт ее развития. Конечно, в пределах самой материалистической традиции в различные исторические периоды бытовали разные, а подчас и упрощенные, трактовки природы сознания. Так, значительно упрощенно подходили к решению проблемы сознания представители механистического материализма (Ж.О. Ламетри) и вульгарного материализма (К. Фохт,

Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Последние, развивая натуралисти- чески-функциональный подход к объяснению сознания, справедливо отмечали его связь с функциями мозга, но сводили его к веществу. В частности, Фохт утверждал, что мозг продуцирует мысль так же, как печень — желчь. При таком понимании сознания снималась проблема идеального и игнорировалась социальная природа сознания.

Среди философских течений, связанных с проблемой сознания, представляется довольно интересной с историко-фи- лософской точки зрения позиция гилозоизма . Это философское учение о всеобщей одушевленности материи. Фактически гилозоизм — разновидность панпсихизма , а иногда он выливается в пантеизм (учение отождествляющее Бога и мир). Однако многие представители гилозоизма, по существу, представляли в истории философии тенденцию материализма (древнегреческие материалисты, Дж. Бруно, Б. Спиноза, Ж.Б. Робине). В философии Нового времени появление концепций гилозоизма связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и сознания у человека.

Положительное значение гилозоизма состоит в том, что он подготовил почву для становления эволюционных представлений о сознании, фактически он подсказал, где искать материальные истоки сознания человека. И как следствие дальнейшего развития философии и естествознания В.И. Ленин в 1908 году выдвинул гипотезу об отражении как универсальном свойстве материи и материальной предпосылке возникновения и функционирования сознания. Основная идея данной гипотезы прямо-таки перекликается с воззрениями и устремлениями гилозоизма. В.И. Ленин пишет: «… Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения…» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С.91). Однако в отличие от гилозоизма и всех форм метафизического материализма диалектико-материалистическая философия исходит из того, что сознание является свойством не всякой, а лишь высокоорганизованной материи . Но истоки сознания восходят к

Подход к проблеме сознания с позиций современной материалистической философии представляется наиболее

убедительным и соответствующим современному уровню

развития науки (в частности, естествознания). В соответствии с указанной позицией можно дать такое определение рассматриваемого феномена. Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенно-абстрактном, оценочном, целенаправленном и активно-творческом отражении действительности.

Часто слова и термины «сознание» и «психика» употребляются как синонимичные. Однако между этими терминами

и соответствующими им понятиями есть тонкое различие. Психика — понятие более широкое по объему, но более узкое по содержанию, в сравнении с понятием сознания. Психика — это совокупность явлений и процессов внутреннего отражения объективной реальности, присущая достаточно высокоорганизованной живой материи, т. е. животным

и человеку. Животные имеют психику, но не сознание. Последнее есть высшая форма психики, связанная с социальной природой сознания.

Сам термин «сознание» в философии употребляется в широком и узком смысле слова. Под сознанием в широком смысле обычно понимают всю человеческую психику, включая и так называемое «бессознательное» в ней. Под созна-

нием в узком смысле понимают высший уровень психики человека, четко осмысленные (осознаваемые) психические процессы. В этом случае человек отдает себе отчет в том, что происходит в его внутреннем и окружающем внешнем мире. Сознание в этом смысле противопоставляется бессознательному. Под последним понимается сфера психической деятельности человека, процессы и результаты которой не проявляются в форме сознания в узком смысле и поэтому не контролируются им. В этом случае бессознательное предстает в качестве предсознательного (досознательного,

Источники:

http://filosofedu.ru/index.php/lekcii-po-obshhemu-kursu-filosofii/533-
http://nitshe.ru/filosofiya-kratko-64.html
http://studfile.net/preview/5898478/page:10/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: