Димитрий ростовский жития святых четьи минеи. Акафист святителю Димитрию Ростовскому

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва, когда очень срочно нужны деньги Дмитрию Ростовскому

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня, когда медицина бессильна при лечении многих болезней все больше людей идут с верой в исцеление в церковь. Ведь именно в церкви можно найти покой для своей души, помолится в тишине, исповедоваться и преклоняясь к образу святому исцелится от многих болезней и недугов. Среди всех образов особое место занимает образ митрополита Дмитрия Ростовского. К нему приходят прихожане со всего мира и просят исцеления от многих недугов. В основном это такие недуги как болезни сердечно-сосудистой системы, слепоты, головных болей и многое другое.

Митрополит Димитрий Ростовский: житие святого

Дмитрий (Даниил) Ростовский родился в городке Макаров, что находится под Киевом в декабре 1651 году в семье ратного сотника. Родители Дмитрия отличались твердостью веры. Они уже с ранних лет прививали своему сыну уважение и преданность к слову Божьему.

Так как, отец мальчика был вынужден, часто отлучатся для выполнения своего воинского долга, основным воспитанием занималась мать.

  • Желая дать Даниилу хорошее образование, родители его устроили в Киевское Братское училище. В процессе обучения он овладел такими иностранными языками как польский, еврейский, латинский и греческий. В то время как его сверстники гуляли в шумных компаниях, Даниил предпочитал пребывать в храме, изучать назидательную литературу.
  • В 1665 году польские завоеватели овладели Киевом и спалили Братское училище. После этого события Ростовский был вынужден, вернутся в родительский дом. Но вопреки этому, он продолжал обучаться самостоятельно. Спустя некоторое время Даниил расположил свое сердце к монашеству.
  • Мальчику было 18 лет, когда он попросил родительского благословения и отправился в Киевскую Кирилловскую обитель для служения. Вскоре он принял постриг и получил имя: Дмитрий. На следующий год, его возвели в иеродиаконы.
  • Во время своего служения святой митрополит Димитрий Ростовский прошел длинный путь: от молодого священника до патриарха. Он настолько яро, ревностно, понятно читал молитвы, что был, любим всеми прихожанами.
  • В 1702 году святитель прибыл в Ростов. В Яковлевском монастырском храме он обозначил свое место будущего погребения.
  • Знакомясь с положением дел, он обнаружил, что среди местного духовенства находится много безответственных священнослужителей. Чтобы исправить ситуацию он на собственные средства организовывает училище подготовки будущих иереев. Обучение в нем включало в себя три образовательных класса. Вместе с этим Дмитрий старательно пытался проводить работы над преодолением мракобесия и народными суевериями.
  • В 1707 здоровье святителя значительно ухудшилось. Однако он все равно продолжал заниматься на поприще литературного творчества.
  • За три дня до своей кончины Дмитрий Ростовский отслужил службу. Перед самой кончиной его посетили певчие и исполнили духовные песнопения, составленные им самим. После чего он их попросил удалится и закрылся.

Утром 28 октября (по новому стилю календаря 21 сентября) Даниила Ростовского обнаружили стоящим на коленях в молельном положении. Подбежав к нему монахи поняли что митрополит мертв. Он был похоронен в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря – по его же завещанию.

Святитель Димитрий Митрополит Ростовский: чудеса и исцеления

Спустя чуть больше 40 лет после кончины митрополита Ростовского над могилой его просел пол. При проведении ремонта этого пола, рабочие открыли бревенчатый сруб могилы Дмитрия. Таким образом, были обнаружены нетленные мощи. После освидетельствовании мощей и многочисленных исцелений при гробнице Дмитрия, церковь в 1757 году причислила его к лику святых.

Молитвы святому Димитрию Ростовскому

Множество удивительных примеров благочестия хранит история православной церкви. И по несказанной любви Божьей у нас есть великие помощники и небесные молитвенники — святые. От любого другого человека они отличаются только тем, что имели решимость жить согласно Божьему замыслу о человеке. Обращаясь к ним со своими молитвенными прошениями, каждый человек может получить большое духовное утешение и помощь. Так, молитва святому Дмитрию Ростовскому помогла многим верующим в сложной ситуации.

Когда можно молиться Дмитрию Ростовскому

Удивительный подвижник жил в XVII-XVIII веке. Пройдя путь от простого послушника до митрополита, он составил исторический труд, который навсегда вошел в церковное предание — Четьи-Минеи. Это полное собрание житий святых по календарю, на каждый день года.

Важно. Трудился подвижник над своим творением более 20 лет своей жизни, совмещая управление различными обителями с написаниями житий святых.

Читать еще:  Поздравление с праздником воздвижения животворящего креста господня. Народные традиции праздника Крестовоздвижения

Отличительными чертами угодника Божьего были крайнее смирение и живой отклик на человеческую беду. Будучи архиереем в высоком сане, он мог служить и проповедовать в самых отдаленных уголках своей епархии. Особый дар слова и проповеди помогал святителю наставлять на путь истинный даже самые заблудшие души.

Именно из-за того, что Дмитрий Ростовский прославился как великий проповедник, ему принято молиться о даровании искусства проповеди, а также о просвещении. Кроме того, митрополит всю жизнь помогал нищим и убогим и юродивым, поэтому ему часто молятся об утешении и заступлении за вдов и сирот. Поскольку подвижник сам болел тяжелой легочной болезнью, к нему можно обращаться с просьбами об исцелении.

Читайте о других святых архиереях:

Следует заметить, что на самом деле не существует строго перечня причин, по которым можно обращаться за помощью к тому или иному Божьему угоднику. Определенный жизненный опыт подвижника позволяет нам прибегать к нему в тех же случаях, которые происходили и со святым. Однако это вовсе не значит, что ему нельзя молиться о чем-либо другом.

К примеру, если в семье особо почитается митрополит Дмитрий Ростовский или кто-либо из родственников крещен в его честь — можно считать его небесным покровителем семьи и прибегать за духовной помощью в любых жизненных ситуациях.

Как правильно читать молитвы

Определившись с тем, к кому именно человек хочет помолиться, часто встает вопрос о том, как же это правильно делать. Сам текст молитвы лучше всего взять из сборника православных молитвословий. Нужно внимательно выбирать источники и лучше всего купить специальную книгу в храме, поскольку сейчас очень часто под видом православной литературы продают различные оккультные издания, которых нужно избегать.

Очень часто православные молитвы печатают на церковнословянском языке, который новоначальному христианину может показаться слишком сложным. В таком случае можно поискать текст на русском. Кроме того, наряду с готовыми текстами из молитвослова, всегда можно обратиться к подвижнику своими словами.

Важно. Духовный смысл имеет не сам факт вычитывания того или иного текста, а внутренний настрой души человека.

Поэтому все святые отцы православной церкви в один голос говорят: прежде чем просить Господа подать что-либо необходимое, нужно внимательно пересмотреть свою жизнь. Очень часто беды и нестроения в жизни бывают как раз от того, что человек забыл о Боге, отвернулся от него.

Решив приступить с молитвой к митрополиту Димитрию Ростовскому, можно также поучаствовать в молебне этому подвижнику в храме. Для этого в свечном ящике нужно узнать, когда именно в конкретном храме служатся молебны, подать на него записочку о здравии с именами всех, кого хотелось бы помянуть. Желательно присутствовать на молебне лично, чтобы помимо церковной соборной молитвы человек сам мог обратиться к Богу.

Молиться святому можно и дома, купив в храме его иконку. Нужно помнить, что в домашнем иконостасе обязательно должны присутствовать, прежде всего, иконы Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистой Матери, а затем уже иконы любых угодников, почитаемых в семье. Часто можно встретить ситуацию, когда в иконостасе присутствуют иконы только одного или нескольких почитаемых угодников Божиих, и все. В таком случае стоит вспомнить, что святые — это наши заступники и молитвенники перед Богом, поэтому главное упование должно быть именно на Него.

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, раб твой (имя): буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея, и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое, и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою:

ты святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие: ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о православней церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и от стези правды в ереси и расколы уклоняющияся на путь истины наставлял еси:

споспешествуй и мне кратковременный путь жизни моя исправити, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему: к сим же припадая молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей от бреннаго сего телесе,

избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему, не даждь сатане возгордитися победою над немощною душею моею: избави ю от геенны, идеже плачь и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Читать еще:  Как зовут парня у блум. Специалисты (Specialists) Клуба Винкс

Святитель Димитрий Ростовский и его труды

Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть» [2] . В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных» [3] . В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.

По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу» [4] , оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати» [5] .

Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.

Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».

В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали» [6] , и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.

Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам» [7] .

Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество» [8] . Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.

Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).

Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».

Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный») [10] .

Читать еще:  Известные люди родившиеся 21 апреля.

Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.

Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:

«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит» [11] .

Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие» [12] . Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.

Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:

«От юности и до при ближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М. ) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М. ). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь» [13] .

Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.

Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.

В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:

О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.

Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению» [14] .

Отрывок из готовящейся к изданию книги «Русь во Христе: Очерк истории Православия в России»

10 ноября 2013 г.

[1] См., например, весьма полную библиографию – за последние почти три десятилетия – в кн.: Стрижев А.Н. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский // Богословские труды. Вып. 39. М., 2004. С. 378–391.

[2] Житие, иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца // Димитрий, митрополит Ростовский, святитель. Сочинения. Т. 1. М., 1839. С. 2.

[11] Цит. по: Поселянин Е.[Погожев Е.Н.] Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905. С. 42.

Источники:

http://ikona-i-molitva.info/mitropolit-rostovskij/
http://molitva-info.ru/molitvoslov/molitvy-svyatomu-dimitriyu-rostovskomu.html
http://pravoslavie.ru/65607.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: