Что означает «танталовы муки»? Миф «Танталовы муки.

«Танталовы муки». Происхождение и значение фразеологизма

Идиоматическое выражение «танталовы муки», или «муки Тантала» – один из таких фразеологизмов, о значении которого невозможно догадаться, не зная истории его происхождения. Слово «муки» дает понять о том, что речь идет о мучениях, а вот слово «танталовы» понятно только тем, кто хорошо знаком с греческой мифологией и с именем царя Тантала, провинившегося перед богами и наказанного на вечные муки.

Миф о Тантале дает довольно ясное представление о том, что такое танталовы муки. Значение фразеологизма выводится из всей истории царя Тантала, пересказанной во многих источниках.

Кем был Тантал

Танталовы муки никак не вяжутся со счастливой жизнью Тантала. Он был сыном Зевса, правил в Лидии, в городе Сипил. Название городу дала гора Сипила, около которой находился этот процветающий город. Образ Тантала во время его правления – воплощение счастья и удачливости. Город, которым правил Тантал, богат; на горе Сипиле находились неистощимые золотые рудники; поля близ города были плодородны; виноградники и сады приносили богатейшие урожаи. Избыток был и в стадах овец и быков, и в табунах быстроногих коней. Все это изобилие посылали Танталу боги, которые настолько любили его, что не только спускались с Олимпа в его владения, чтобы пировать, но и допускали его на Олимп на свои пиршества.

Чем Тантал заслужил свои муки

Во дворце своего отца Зевса Тантал чувствовал себя на равных с богами и возгордился своим счастьем, за что в итоге и был наказан богами. Фразеологизм «танталовы муки», значение которого связано с этим наказанием, восходит к мифу о том, как Тантал вызвал гнев своего отца Зевса и обрек себя на мучения.

Возвращаясь с пиров с богами, Тантал позволял брать с собой напиток (нектар) и пищу (амброзию) богов и угощал этим людей. Кроме того, будучи осведомленным о решениях богов относительно жизни людей, он сообщал их смертным. Не боялся Тантал и оглашать тайны своего отца, а однажды сказал ему, что его собственная жизнь счастливее жизни богов. Этим высокомерием и сравнением себя с богами Тантал в первый раз вызвал настоящий гнев Зевса.

Во второй раз Тантал рассердил отца еще большим оскорблением богов. Он прятал у себя золотую собаку, которую украл у Зевса царь Пандарей. Боги узнали об этом и прислали Гермеса за любимой собакой Зевса. Тантал же поклялся страшной клятвой, что у него нет золотой собаки. Однако и в этот раз Зевс не наказал своего любимого сына.

Наказание последовало за третьим оскорблением. Тантал решил проверить, насколько боги действительно всеведущи, и совершил страшное преступление. Он изрубил на куски своего сына Пелопса и приготовил из него блюдо, которым потчевал спустившихся к нему богов. Боги постигли замысел Тантала и ужаснулись его преступлению. К блюду не притронулся никто, кроме Деметры. Она была глубоко опечалена тем, что пропала ее дочь – Персефона, и съела плечо мальчика. Боги оживили Пелопса: он стал еще прекраснее, однако у него не было плеча. Тогда Зевс велел Гефесту изготовить плечо для мальчика из слоновой кости.

За это преступление Тантала боги обрекли его на вечные мучения в царстве Аида. Именно они называются «танталовы муки». Фразеологизм становится понятным после знакомства с тем, чем именно наказали боги Тантала.

Описание мучений Тантала у Гомера

Танталовы муки подробно описаны в поэме Гомера «Одиссея». По Гомеру, Тантал вечно стоит в озере, вода которого доходит ему до подбородка. Старик Тантал испытывает сильную жажду, но как только он наклоняет голову, чтобы напиться столь близкой к нему воды, вода исчезает, отступает от него, и он видит черную землю – ее осушает божество.

Читать еще:  Житие блаженной старицы матроны. Преподобная матрона московская, биография святой

Стоя по подбородок в воде, Тантал видит над собой наклоняющиеся к нему ветви фруктовых деревьев, тяжелые от сочных спелых плодов. Тантал видит над собой груши, яблоки, гранаты, фиги и ягоды маслин и хочет насытиться ими. Но как только он пытается сорвать один из плодов и поднимает к нему руку, ветер подбрасывает ветви, плод становится недостижимым.

Именно с этим наказанием обычно ассоциируется выражение «танталовы муки». Значение фразеологизма связано с удовольствиями, которые кажутся близкими, но которые никогда невозможно достичь.

Описание мучений Тантала у Пиндара

У Пиндара танталовы муки описаны по-другому. Зевс наказал Тантала тем, что над ним навис огромный, как скала, камень, и он вынужден вечно пребывать в ужасе от того, что камень в любой момент может сорваться и обрушиться на него.

Идиома «танталовы муки», значение которой значительно расширяется этой версией мифа, таким образом, может быть понята и как вечные нестерпимые страдания.

Значение фразеологизма «танталовы муки»

Все элементы мифа о Тантале по-своему символичны, однако не все они обычно имеют отношение к фразеологизму «муки Тантала». Чаще всего при употреблении этого выражения не имеется в виду, что кто-то именно наказан мучениями или что-то кто-то мучается из-за своей гордыни.

Этот фразеологизм обычно употребляют тогда, когда хотят выразить мысль о том, что кто-то обречен постоянно ощущать приближение к заветной цели, но не иметь возможности ее достигнуть. Несколько реже под этой идиомой подразумеваются бесконечные страдания, связанные с тревогами и нависшей угрозой.

Миф «Танталовы муки»

Древнегреческая мифология необычайно интересна и поучительна. Пантеон богов, которым поклонялись древние греки, богат персонажами. Легенды хранят сведения о взаимоотношении бессмертных и людей, показывают, как награждались и карались те, кто привлекал к себе внимание добрыми или ужасающими поступками. Дети богов и богинь вели земное существование, многие из них стали героями многочисленных легенд.

Интересно, что до наших дней дошли некоторые выражения – идиомы, которые связаны с тем или иным мифом. Хорошо известны фразы «ахиллесова пята» (уязвимая точка), «сизифов труд» (бесполезное занятие) или «танталовы муки» (нестерпимые мучения). Но далеко не все знают сами первоисточники и не всегда понимают, что у каждой идиомы есть своя история. Миф про Тантала поучителен. Он помогает разобраться в природе неблаговидных человеческих поступков, которые приводят в итоге к жесткому, но справедливому наказанию.

Легенда о Тантале

Существует несколько мифов про танталовы муки, краткое изложение наиболее распространенной версии поможет понять, за что любимец богов был наказан.

Сын Зевса

Согласно легенде, Тантал был сыном верховного божества Олимпа, Зевса-Громовержца и земной женщины по имени Плуто. Отец хорошо позаботился о своем отпрыске: сделал его верховным правителем богатейшей территории у горы Сипила (Лидия). Одноименным городом правил Тантал, ему было дано все, что только может пожелать человек. Изобильные земли обеспечивали едой, на пастбищах паслись ценные тонкорунные овцы и круторогие быки, табуны быстрых скакунов резвились на огромных лугах. Недра Сипила изобиловали драгоценностями, а золото можно было черпать горстями прямо из русла реки, Пактола протекала по владениям и была золотоносной.

Но земное богатство – не единственное, чем был одарен сын Зевса. Сами небожители принимали смертного за равного. Спускались в его шикарный, инкрустированный золотом дворец, и пировали там. А иной раз царю предоставляли возможность побывать на божественном Олимпе, там он не только пировал, но и присутствовал на важных совещаниях, где решались судьбы человеческие.

Такой жизни можно только завидовать. Танталу были оказаны великие почести, всего у него было в избытке, жизнь могла бы стать бесконечным праздником и источником удовольствий. Но гордец, избалованный божественным вниманием и покровительством, возомнил себя равным божествам. Ему мало было внимания свыше, он еще решил насладиться своим превосходством над смертными. Стал с Олимпа воровать нектар и амброзию, угощать друзей своих, разбалтывать секреты, услышанные на совещаниях, хвастать своими связями с небожителями.

Недоволен был Зевс таким поведением, гневался, но прощал сына любимого. Чтобы еще больше показать свою любовь, предложил однажды исполнить любое желание. Поразил отца глупый и горделивый ответ отпрыска, отказался он от милостей предложенных, да еще с обидными словами. Так и ответил: «Не нуждаюсь в твоих милостях, без того счастлив, и богат безмерно. Жребий, выпавший на мою долю, лучше и прекраснее тех, что выпали на долю бессмертных богов». Оскорбился Зевс, обиделся, но нашел в себе силы простить глупого сына, проявил в очередной раз свою отцовскую любовь.

Читать еще:  Современная система записи чисел. История чисел и система счисления, позиционные системы (кратко)

Только не на пользу пошло такое всепрощение. Совсем царь Сипила забылся. Начал проявлять он неуважение и к другим жителям Олимпа, оскорблять и обманывать их. Следующий проступок был беспрецедентным. Он спрятал у себя Золотую собаку, охранявшую храм Зевса на острове Крит. Собака охраняла когда-то священную козу Амалфею, вскормившую самого Зевса, да и сам Громовержец в младенчестве находился под защитой Золотой собаки.

По одной из версий ее выкрал сам Тантал, по другой – просто спрятал у себя, а похитителем был Пандарей, царь Эфеса.

Зевс-Громовержец моментально узнал, где спрятана Золотая собака и послал к сыну Гермеса с требованием вернуть Золотую собаку хозяину. Но слова посланца не вразумили гордеца. Он ответил, что боги ошибаются, нет у него собаки. И поклялся в этом страшной клятвой. Еще раз простил обиду Громовержец и оставил дерзкое поведение без наказания.

Последнее преступление против небожителей

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало ужасающее преступление царя Сипила. Решил он доказать, что боги не всевидящие, и выбрал для этого ужасный способ. Пригласил на пир всех небожителей и в качестве угощения преподнес блюдо из мяса. Ужас заключался в том, что для его приготовления блюда он зарезал собственного сына Пелопса. Отказались жители Олимпа от такого угощения, поняли, что за мясо перед ними. Только Деметра, ничего не замечавшая вокруг из-за пропажи дочери своей Персефоны, машинально съела кусок лопатки.

Такой жестокий поступок и оскорбление не смогли стерпеть жители Олимпа. Пелопса тут же оживили, а на место лопатки, съеденной Деметрой, поставили новую, которую из слоновой кости тут же изготовил Гефест. Преступника тут же отправили в царство Аида, где поставили его в реке, по горло в воде, без возможности сдвинуться с места.

Таково краткое содержание мифа. В чем же заключалось наказание и почему появилось выражение «танталовы муки»? Дело в том, что вода доходит до подбородка низверженного царя. Хочет пить он, но стоит только наклониться, как вода исчезает полностью, на ее месте остается только сухая земля. А над самой головой гордеца весят фрукты. Но достать их тоже невозможно: потянется к ветке за плодом, а ее ветром относит в сторону. Так и стоит наказанный на одном месте, рядом еда и вода, но достать он не может ни того, ни другого. И мучают его вечный голод и жажда. А над ним нависает огромная скала, готовая в любой момент обрушиться на голову. И страх постоянно сжимает сердце, ведь каждое мгновение может стать последним.

Чему учит миф о Тантале

После краткого изложения древнегреческой мифологии о Тантале становится понятно, что гордость, глупость и неблагодарность рано или поздно доведет до беды. Все было у царя Сипила: благосклонность Зевса-Громовежца, самого верховного правителя Олимпа. Все бессмертные принимали смертного как равного. На земле богатства были несметные власть, благополучие. Но не ценил всего этого гордец, решил пойти против воли богов, доказать, что они не всевидящие, усомнился в могуществе. И был наказан, обречен на вечные муки.

Не менее поучительна мораль для родителей. Всепрощение и вседозволенность только развращает детей. Зевс долго терпел сыновьи выходки, прощал все проступки. В итоге, чтобы доказать свою правоту, сын его пошел на жестокое преступление и убил уже собственного ребенка. А ведь своевременное наказание за наглое поведение могло научить уважению, заставить задуматься и предотвратить детоубийство. Но слепая любовь и излишняя мягкость дали свои плоды: преступление свершилось, жители Олимпа были оскорблены, а виновный наказан страшной карой.

Трактовка идиомы

Выражение «танталовы муки» расшифровывается довольно просто: близкая цель не всегда реализовывается. Бесполезные попытки достигнуть ее приносят одни мучения. Если человек упорно пытается достичь цели, но она постоянно ускользает и остается недостижимой, возможно следует сменить саму цель. Ведь в отличие от обреченного на вечные муки Тантала, у людей имеется выбор.

Читать еще:  Архимандрит Савва (Мажуко): Взрослых людей не существует. Мы очень сильно себе врём – это опасно

ТАНТАЛОВЫ МУКИ

Сын Зевса, герой Тантал, был баснословно богат. Он жил в городе Лидии у подножия горы Сипила и считался любимцем всех богов-олимпийцев. Его, единственного земного, боги приглашали на Олимп на свои советы, на участие в своих пирах. Тантал слушал их рассказы, знал многие их тайны. Но он был чрезмерно честолюбив, горд, его распирало желание рассказать людям, какой он великий, равный богам, пирует вместе с ними, знает их тайны. Он так возгордился, что стал рассказывать людям тайны богов Олимпа. Это была неслыханная дерзость.

Тантал мог жить в счастье и довольстве до глубокой старости. У него имелось все, о чем мог мечтать земной человек. И даже боги были его друзьями. Только не понял он одного, что нельзя разменивать доверие и дружбу на удовлетворение эгоистических желаний.

Тантал часто бывал на Олимпе, сидел за одним столом с богами. Домой он возвращался в хорошем настроении. Но однажды он захватил с собой пищу богов — амврозию и нектар. Возможно, никто не обратил бы на это внимание, но Тантал, обуреваемый жаждой похвастать, стал угощать земных людей пищей богов!

Боги узнали о проступке их любимца. Возможно, Зевс простил бы ему совершенное злодеяние, так как очень любил своего сына, но Тантал на этом не остановился. Как-то он получил на сохранение золотую собаку, которая принадлежала его отцу Зевсу. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и кормившую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Эту собаку похитил царь Эфеса Пандарей, тайком вывез и предложил Танталу спрятать у него. Тантал взял золотую собаку, хотя знал, чья она.

Зевсу тотчас донесли об этой истории. Он страшно рассердился и отослал к своему сыну Гермеса с требованием вернуть золотую собаку. Тантал заявил, что нет у него никакой собаки, и поклялся, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было очередное оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и после этого не наказал его громовержец.

Дальше хуже. Задумал Тантал проверить способность богов распознавать суть вещей. Он пригласил их к себе на пир, а в качестве угощения приготовил человеческое мясо. Для этого он убил своего сына красавца Пелопса. Но боги не дотронулись до блюд, они сразу постигли злой умысел Тантала. Одна богиня Деметра, удрученная скорбью о пропаже своей дочери Персефоны, ничего не заметила и съела кусок мяса, которое было плечом юного Пелопса.

Боги решили показать злодею Танталу, что разгадали его обман. Они велели собрать все блюда с телом Пелопса, бросить их в котел и поставить его на огонь. Когда вода закипела, Гермес своими чарами оживил мальчика. Пелопс предстал перед богами прекрасным, как и прежде, но без одного плеча. Тогда Гефест изготовил для него плечо из слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Это преступление Танталй переполнило чашу терпения великого царя богов и людей Зевса. Он низверг его в подземное царство Аида. Там Тантал попал в озеро, вода в котором доходила ему до подбородка. Над его головой свисали прекрасные яблоки, финики и виноград. Тантал мучился жаждой, но едва он опускал голову, чтобы напиться, как вода тотчас исчезала, и он оказывался стоящим на сухой земле. Когда он вытягивал руки кверху, чтобы сорвать плоды, налетавший ветер поднимал ветви, и он не мог до них дотянуться. Но и этого мучения показалось Зевсу мало, он воздвиг над Танталом утес, который мог в любой момент обрушиться и раздавить его.

Так боги заставили Тантала вечно мучиться от жажды, голода и страха.

Источники:

http://www.syl.ru/article/171478/new_tantalovyi-muki-proishojdenie-i-znachenie-frazeologizma
http://xn--e1aahgrctjf9g.com/mif-tantalovy-muki/
http://100legend.ru/?p=160

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector