Создатель философии воли. Философия жизни
Философия воли А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
Во второй половине 19 в. появляется «философия жизни». «Философия жизни» — философское течение, получившее основное развитие в конце XIX века. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя» в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. В этой философии понятие «бытие» заменяется понятием «жизнь». Жизнь — это движение, развитие. В ней отсутствует стабильность и покой.
Выделяется 3 школой «философии жизни»:
1. Академическая философия жизни.
2. Творческая эволюция,
3. Философия воли. Артур Шопенгауэр считается создателем философии воли и
родоначальником современного иррационализма. Его концепцию называют также волюнтаризмом. Сущность жизни и человека А. Шопенгауэр обнаруживает в воле. Ничем неограниченная Мировая воля порождает все события н явления мира и при этом сама не имеет основы. Воля понимается А. Шопенгауэром как бесконечное стремление без цели. Человек — орудие воли, в его желаниях и стремлениях воля находит адекватное воплощение. По мысли А. Шопенгауэра, человек не может вырваться из круга желаний. Единственным способом ослабления желания А. Шопенгауэр считает чистое созерцание без цели.
Современная неклассическая философия отказывается от основного вопроса философии. Нужно изучать такие понятия как: жизнь, смысл.
Философия воли Ницше относится к философии жизни. Он считает: основным проявлением жизни является Воля. Главной является воля к власти. Человек, обладающий ей – сверхчеловек, остальные – слабые личности. Всё, что укрепляет волю к власти – это хорошо.
В работе «Антихристианин» Ф. Ницше критикует христианство, как религию, ослабляющую волю к власти. Ницше заявляет: «Бог умер – да здравствует Бог!». Люди всегда мечтали о сильной личности, мечту превратили в Бога. Бог — сверхличность. В 19 в. появился сверхчеловек, мечта о Боге умерла, и появились сверхличности.
Главная задача сверхличности – подчинить слабых. В обществе должно существовать две морали:
– первая мораль существует для сверхличности;
-вторая мораль для слабого человека.
Сверхличность в обществе себе подобных будет вести себя честно, а в обществе слабых ей дозволенно все, что может подчинять слабого. Образ «сверхчеловека» – это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. Сверхличность в отношении со слабым человеком позволяет себе всё, кроме убийства.
Ницше упрекают в аморализме. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У слабых людей она проявляется как воля к «свободе», у более сильных — как воля к большей власти. Философия Ницше является основой фашистской идеологии.
185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Философия воли Ф. Ницше;
Во второй половине 19 в. появляется «философия жизни». «Философия жизни» — философское течение, получившее основное развитие в конце XIX века. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя» в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. В этой философии понятие «бытие» заменяется понятием «жизнь». Жизнь — это движение, развитие. В ней отсутствует стабильность и покой.
Выделяется 3 школы «философии жизни»:
1. Академическая философия жизни.
2. Творческая эволюция.
3. Философия воли.
Артур Шопенгауэр считается создателем философии волии родоначальником современного иррационализма. Его концепцию называют также волюнтаризмом. Сущность жизни и человека А. Шопенгауэр обнаруживает в воле. Ничем неограниченная Мировая воля порождает все события и явления мира и при этом сама не имеет основы. Воля понимается А. Шопенгауэром как бесконечное стремление без цели. Человек — орудие воли, в его желаниях и стремлениях воля находит адекватное воплощение. По мысли А. Шопенгауэра, человек не может вырваться из круга желаний. Единственным способом ослабления желания А. Шопенгауэр считает чистое созерцание без цели.
Представителем философии воли так же является Фридрих Ницше – немецкий философ второй половины 19 в.. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Жизнь существует, потому что есть воля к жизни. Из всех проявлений воли – самой важной является воля к власти. Всё, что помогает воле к власти, должно быть оправдано. Ницше рассматривает волю как произвольную и целенаправленную.
В работе «Антихристианин» Ф. Ницше критикует христианство, как религию, ослабляющую волю к власти. Ницше заявляет: «Бог умер – да здравствует Бог!». Люди всегда мечтали о сильной личности, мечту превратили в Бога. Бог — сверхличность. В 19 в. появился сверхчеловек, мечта о Боге умерла, и появились сверхличности. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей.
Ницше разделил человечество на волевых людей и слабых. Задача сверхличности – любым путем добиться власти.
В обществе должно существовать две морали:
– первая мораль существует для сверхличности;
– вторая мораль – для слабого человека.
Сверхличность в обществе себе подобных будет вести себя честно, а в обществе слабых ей дозволенно все, что может подчинять слабого. Образ «сверхчеловека» – это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У слабых людей она проявляется как воля к «свободе», у более сильных – как воля к большей власти. Философия Ницше легла в основу идеологии немецкого фашизма. Нельзя не отметить, что главная тенденция в воззрениях данного мыслителя состояла в совершенствовании культа человека, в улучшении самого типа человеческой личности.
А. Шопенгауэр – создатель иррационалистической философии «воли к жизни». Антиисторизм и пессимизм в определении личности
Приступая к изучению философии А. Шопенгауэра, нужно проанализировать содержание главного принципа его учения – «воли к жизни». У Шопенгауэра «воля» абсолютно иррациональна, алогична, лишена разумности. Подвергая критике кантовскую философию, мыслитель утверждает, что она имела дело исключительно с «миром представлений», и поэтому дуализм в прежней философии неопределим: либо происходит объяснение мира из объекта (материализм), либо из субъекта (идеализм), а это есть заблуждение. «Мир представлений» характеризуется законом формальной логики достаточного основания, и вследствие этого он совершенно лишен основания. Существующая сама по себе необъективированная воля лишена основания, она абсолютно свободна – это безграничное, бесконечное, лишенное цели стремление.
Мир как «воля» объективируется в мире представлений, явлений. Так, например, человек есть явление, с одной стороны, а с другой – воля. Воля личности, с точки зрения А. Шопенгауэра, свободна, однако эта свобода все же иллюзорна, поскольку человек как индивид есть не золя во всей ее полноте, а лишь проявление абсолютной воли как таковой, он уже детерминирован, он подчинен закону достаточного основания. Шопенгауэр, таким образом, решает проблему человеческой свободы: «Вытекает тот удивительный факт, что каждый apriori считает себя совершенно свободным, даже в своих отдельных поступках, и думает, будто он в любой момент может избрать другой жизненный путь, т. е. сделаться другим. Но aposteriori, на опыте, он убеждается, к своему изумлению, что он не свободен, а подчинен необходимости, что, несмотря на все свои решения и размышления, он своей деятельности не изменяет и от начала до конца жизни должен проявлять один и тот же им самим неодобряемый характер, как бы до конца играть однажды принятую на себя роль» [1] .
Эта бездонная, лишенная основания, безусловная воля полностью подчиняет человека себе. Для своего освобождения от этой воли философ предлагает человеку путь аскета, самоотрицание, превращение в ничто, скорую смерть, переход в нирвану – тем самым Шопенгауэр занимает в этих вопросах пессимистическую позицию. История общества, по мнению мыслителя, отбивает свой шаг на месте, но в «разных формах», для нее не является характерным изменение, обновление, движение вперед, поступательность, и в истории всегда происходит одно и то же. Вся сфера социального попадает у Шопенгауэра в мир представлений, «неподлинного бытия», поэтому все определения человеческой деятельности касаются лишь поверхности явлений, а нс их сути. Мировая воля как таковая не знает истории. Поэтому для философа ближе образ кругового движения истории, бесконечного повторения, возврата к старому. По существу, это иррационапистическое понимание исторического процесса и личности в нем.
- [1] Шопенгауэр А Мир как воля и представление//Соч. М , 1900. Т. 1. С. 12.
Источники:
http://studopedia.ru/12_41778_filosofiya-voli-ashopengauera-i-fnitsshe.html
http://studopedia.su/19_129776_filosofiya-voli-f-nitsshe.html
http://studme.org/199760/filosofiya/shopengauer_sozdatel_irratsionalisticheskoy_filosofii_voli_zhizni_antiistorizm_pessimizm_opredelenii_li