летний юбилей и традиции других народов. лет: особенности возрастной физиологии и психологии

Физиологические и психологические особенности молодежи

При рассмотрении биологических и психологических особенностей молодого поколения следует учитывать, что период от 14 до 29 лет является неоднородным. В него входит подростковый возраст, юношество и начало ранней взрослости человека.

Физиологическое развитие и становление молодого поколения протекает чрезвычайно динамично

Подростковый возраст отличается существенной гетерохронностью (неодинаковым во времени появлением выраженных признаков развития в различных органах, тканях и системах организма) и гетероцикличностью (разной скорость развития возрастных изменений в различных тканях) развития организма.

Перестройка организма у подростков начинается с эндокринной системы. Гормоны, вырабатываемые гипофизом (железой, находящейся в головном мозге) стимулируют функционирование других желез внутренней секреции. Деятельность многих гормонов обусловливает рост и половое созревание. Эти процессы наиболее интенсивны у девочек.

У мальчиков «скачок» роста наблюдается в 13-14 лет, но рост у них может продолжаться до 17-18 лет. Формируется женский (у девочек) или мужской (у мальчиков) тип мускулатуры. Существенно изменяются пропорции тела. Рост скелета часто опережает развитие мускулатуры, что может вызвать искривление позвоночника и другие нарушения. В результате быстрого развития возникают трудности в функционировании сердца и кровоснабжения органов, особенно головного мозга. Неравномерно усиливается функционирование и системы дыхания. Это проявляется появлением головных болей, головокружении, ощущением слабости и другими симптомами. Адаптивные реакции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем на физические и психоэмоциональные нагрузки требуют больших затрат энергии.

Подростковый возраст характеризуется повышением возбудимости центральной нервной системы и ослаблением процессов торможения. При этом ухудшается дифференцировка сигналов, исходящих из внешней среды, увеличиваются латентные (скрытые) периоды реакции на эти раздражители, усиливается иррадиация (распространение) возбуждения в центральной нервной системе. Поэтому длительное нервное напряжение, вызванное отрицательными эмоциями (страх, гнев, обида и др.), большие физические или умственные нагрузки могут стать причиной функциональных расстройств нервной системы. Они проявляются повышенной раздражительностью, утомляемостью, рассеянностью, расстройством сна, ухудшением продуктивности в работе (учебной деятельности).

Половое созревание, являющееся биологическим процессом, имеет большое значение в формировании личности подростка. Этот процесс является одним из источников возникновения ощущения собственной взрослости. Половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

В юношеском возрасте замедляются процессы роста. У большинства юношей и девушек мускульная сила достигает максимума. К 17-20 годам

Завершается развитие многих систем организма. Например, системы терморегуляции, дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Завершается и процесс полового созревания.

В этом возрасте продолжается структурно-функциональное созревание коры больших полушарий головного мозга. Усложняется ансамблевая организация его элементов, что способствует высокой эффективности интегративной деятельности центральной нервной системы. Завершается специализация полушарий мозга. Всё это способствует эффективной интеллектуальной, в том числе креативной (творческой) деятельности.

В начальный период ранней взрослости (25-26 лет) развитие сенсорных систем (зрительной, слуховой, тактильной и др.) достигает своего максимума.

В целом в 28-30 лет функционирование организма отличается совершенством, в то время как в дальнейшем наблюдается постепенная инволюция физиологических функций. Именно поэтому 30 лет считают возрастом окончания биологического периода молодости.

Характерно, что уже после 25 лет основной показатель эффективности системы дыхания – максимальное потребление кислорода начинает постепенно уменьшаться, что свидетельствует о снижение аэробныхспособностей организма. У физически активных людей это снижение значительно меньше.

Психологическое развитие молодежи отличается неравномерностью и кризистностью

Подростковый возраст относится к числу переходных и наиболее критических периодов онтогенеза. Подросток стремится приобщиться к миру взрослых, ориентировать поведение на нормы и ценности этого мира. Главным становится чувство «взрослости», развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям (Выгодский Л.С., Эльконин Д.Б.).

По уровню и особенностям психического развития – это типичная эпоха детства, особенно по социальному статусу. Подавляющее большинство подростков – школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Их основная деятельность – учёба. Психическое и физическое развитие подростков характеризуется максимальными диспропорциями в уровнях и темпах развития.

Чувство «взрослости» предвосхищает уровень притязаний подростка на будущее его положение, которого он ещё не достиг. Контрастность детства и взрослости затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов. Незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность приводит к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.

Переходный критический период подросткового возраста завершается возникновением особого личностного новообразования – самоопределенияосознание себя в качестве члена общества, конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Подростковой возраст характеризуется определенными поведенческими реакциями (А.Е.Личко )

Реакция группирования со сверстниками. Эта реакция является одной из самых существенных, определяющих поведение подростка. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними – одна из целей психического развития подростка. Вопрос состоит в том, к какой группе принадлежит подросток (формальной или неформальной, регламентированной или свободной и др.). Потребность в общении со сверстниками составляет одну из главных особенностей подросткового возраста.

1. Реакция эмансипации. Освобождение подростка из-под опеки родителей, учителей, воспитателей, в широком смысле слова – об освобождении от социального контроля. В каждом конкретном случае реакция эмансипации имеет свою специфику. Ее сила определяется теми условиями, в которых воспитывается подросток: при воспитании по типу гиперопеки реакция эмансипации выражена значительно, при воспитании по типу гипоопеки – незаметна. Когда опека быстро меняется самостоятельностью, возникает сильный эмоциональный стресс («отравление свободой»).

2. Реакция увлечения (“хобби”). Разнообразие этих увлечений поистине безгранично. В большинстве случаев подростки охладевает к предмету “детского” увлечения, но иногда оно определяет дальнейшее развитие интересов подростка, выбор профессии. Реакция увлечения – мощный фактор, противодействующий формированию девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.

Подростковый возраст – это переходный период, прежде всего в биологическом смысле Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Центральным фактором физического развития в этот период является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на переживания, влечения и мысли подростка.

Юность – период социального, личностного и духовно-практического самоопределения человека. Это переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (промежуточное положение между ребёнком и взрослым). Один из характерных моментов развития в ранней юности (старшеклассники) и, в меньшей степени, в поздней юности, состоит в крайне неравномерном и неодновременном развитии, как в психологическом, так и физиологическом плане (имеются внутрииндивидуальные и межиндивидуальные различия).

С усложнением жизнедеятельности в юности происходит качественное и количественное изменение и расширение социальных ролей и интересов с увеличением самостоятельности и ответственности. В 18 лет появляются возможности: выбор профессии, начала трудовой жизни, использование избирательного права, вступление в брак. В полной мере юноша или девушка несут ответственность уголовные преступления. Однако подчас сохраняются черты зависимости, сходные с положением ребенка: материальная зависимость от родителей у старшеклассников и части студентов, в школе и вузе требуют послушания, но постоянно напоминают о взрослости. Таким образом, имеется некоторая неопределенность социального и психологического положения молодого человека.

Читать еще:  С днем рождения максимка прикольные. Поздравления максиму

Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, формирование устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Основная задача юношеского возраста – профессиональное самоопределение. Оно проявляется в окончательном выборе профессии, профессиональном обучении и профессиональной адаптации.

Характерная черта юношества – стремление в будущее. Эта устремленность связана с представлениями о нераскрытых возможностях, о способностях преодолеть жизненные препятствия. Вера в собственные силы, обоснованная осознанием роста знаний и умений, физических возможностей, ощущение безбрежных горизонтов, которые открывает жизнь, создает оптимистическое самочувствие, приводит к возникновению повышенного жизненного тонуса. Развитие самосознания – центральный психический процесс юношеского возраста. Однако, для юношества характерна большая (гипертрофированная) восприимчивость к ряду явлений действительности и отрицательное отношение к навязываемым авторитетам.

В этом возрасте имеются две противоположные тенденции в общении: расширение сферы общения и растущая индивидуализация и обособление.

И.С.Кон выделил 3 типы взросления в юности: тип «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно; включение во взрослую жизнь постепенно, плавно, до некоторой степени пассивно; быстрые скачкообразные изменения, однако эффективно контролируемые самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов.

Для первого периода молодости – юности (18-25 лет) характерно интенсивное развитие абстрактного и творческого мышления, способность поиска оригинальных решений, достижение жизненных целей, но значительные колебания памяти, внимания, мышления (Гамезо М.В.и др., 1999).

Возраст от 21-23 до 30 лет – это возраст начала ранней взрослости (зрелости) Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей. Это вершина (акме) развития человека. Б.Г.Ананьев выделил общесоматическую и половую зрелость человека как индивида, умственную зрелость (человека как субъекта познания), личностную зрелость (гражданская зрелость) и трудовую зрелость (полный объем трудоспособности).

Второй период молодости (26-30 лет – начало ранней взрослости), характеризуется некоторым снижением функций памяти, внимания, мышления вследствие возникновения многих межличностных проблем: создание и содержание семьи, освоение новой социальной роли в семье и в профессиональной деятельности, окончательное определение жизненной позиции (Гамезо М.В.и др., 1999).

Наступление зрелости человека как индивида, личности, субъекта познания и труда во времени не совпадают, т.е. наблюдается гетерохронность зрелости.

В молодости в той или иной степени выражены два психологических кризиса, требующих особого внимания

– Кризис ранней взрослости в период окончательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, вызванный трудностями социальной адаптации и вхождения в новый трудовой режим, неуверенностью в своих возможностях

– «Кризис 30-летия» после завершения профессиональной адаптации (через 4-5 лет от начала работы) в том случае, если имеется неудовлетворенность личных запросов (размер заработной платы, карьерный рост, неудовлетворительные условия труда и др.)

Во второй половине 20 – начале 21 века обнаружено ускорение процессов созревания человека (общесоматического, полового, нервно-психического). При этом расширился диапазон зрелости, ее потенциалов трудоспособности, интеллектуального и личностного развития.

Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастного периода

Лекция № 7. Возрастные особенности и методические основы физического воспитания людей пожилого и старшего возраста

План

1. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастного периода.

2. Основные задачи и средства физической культуры в пожилом и старшем возрасте.

3. Формы организации занятий физическим воспитанием с людьми пожилого и старшего возраста.

4. Методические основы занятий физической культурой людей пожилого и старшего возраста.

Рекомендуемая литература

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. И доп. – М.: Академия, 2001.

2. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. –М.: Советский спорт, 2005.

3. Юшкевич Т.П. Оздоровительный бег. – Мн.: Полымя, 1985.

Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастного периода

К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается старший, или старческий возраст (75-90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями.

В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением. Старение характеризуется следующими функциональными изменениями. В нервной системе изменяется баланс тормозных и возбудительных процессов, их сила, что выражается в затрудненном образовании новых двигательных координаций, ухудшении точности движений и уменьшении их вариативности. С возрастом слабеет сократительная функция миокарда, понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утончается, просвет уменьшается. При чрезмерных физических нагрузках, резком охлаждении, сильном волнении и по другим причинам давление может повыситься так резко, что возможны разрывы сосудов. Снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы проявляется в замедлении восстановительных процессов после физической нагрузки.

Возрастные изменения в дыхательной системе характеризуются ухудшением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхательных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, уменьшением легочной вентиляции.

Возрастные изменения в мышечной системе и связочном аппарате выражаются в ухудшении эластических свойств мышц и связок, что при неправильном дозировании физических нагрузок может привести к разрыву мышечных волокон и связок; в уменьшении величины проявляемой силы и т.п.

Наряду с функциональными изменениями наблюдается мышечная атрофия: мышцы уменьшаются в объеме, становятся слабыми. Существенные изменения отмечаются с возрастом и в костно-суставном аппарате. Суживаются суставные полости, разрастаются образования по краям эпифизов костей, разрыхляется костная ткань (остеопороз), кости становятся хрупкими. В пожилом и старшем возрасте часты случаи деформации позвоночного столба (кифосколиоз).

В процессе старения постепенно изменяется обмен веществ, становясь менее интенсивным в связи с замедлением окислительных процессов. Возрастное нарушение окислительно-восстановительных процессов может быть причиной различных обменных расстройств. Наиболее распространенное из них – ожирение. Вес тела к 50 годам, как правило, увеличивается, а в старшем возрасте уменьшается. С возрастом ухудшается и теплорегуляция, понижается сопротивляемость организма к так называемым простудным заболеваниям.
Совокупность отмеченных возрастных изменений морфо-функционального характера проявляется в ухудшении работоспособности и в снижении показателей отдельных физических качеств. Формирование новых двигательных навыков у людей пожилого и старшего возраста происходит замедленно.

Таким образом, чем старше возраст, тем меньше возможность поступательного развития физических качеств и овладения новыми сложными формами движений. Однако при прочих равных условиях такая возможность определяется уровнем предварительной физической подготовленности и систематичностью текущих занятий физическими упражнениями.

По классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), пожилой возраст начинается с 65 лет, это связано с тем, что в большинстве развитых стран пенсионный возраст устанавливается именно в этот период, а не в 60 лет, как у нас.

Что же такое старость и старение? Старение – это биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом. Старение приводит к ограничению приспособительных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии, то есть к старости. Старость – это закономерно наступающий заключительный период возрастного развития человека. Старение не является болезнью, это один из этапов развития организма.

Существует старение естественное (физиологическое), преждевременное (ускоренное) и замедленное (ретардированное).

Для естественного старения характерно постепенное появление старческих изменений, развивающихся в определенной последовательности в соответствии с возрастом.

Читать еще:  Школьная энциклопедия. – Что сейчас происходит в иконописи

При преждевременном старении эти изменения наступают раньше и выражены ярче, чем у здоровых людей соответствующего возраста. Ускоренному старению способствуют перенесенные заболевания, неблагоприятные факторы окружающей среды, стрессы, вредные привычки.

И, наконец, мечта большинства людей – замедленное старение, при котором возрастные изменения наступают значительно позже, чем в целом по популяции. Этот вид старения ведет к долголетию, увеличению продолжительности жизни.

Общеизвестно, что большинство даже здоровых людей одного и того же возраста выглядят и чувствуют себя по-разному. Различают возраст календарный и биологический. Календарный – это количество прожитых лет, его мы можем определить по паспорту. Биологический возраст отражает меру старения организма, состояние его здоровья и даже в какой-то мере продолжительность предстоящей жизни.

Чем больше календарный возраст индивидуума опережает биологический, тем медленнее темп его старения и тем больше лет жизни у него в запасе.

Ускоряют старение малоподвижный образ жизни, длительные или повторные стрессовые ситуации, нерациональное питание, хронические заболевания, вредные привычки, наследственная предрасположенность.

Наиболее частыми признаками ускоренного старения являются быстрая утомляемость, раннее поседение, снижение трудоспособности, раннее снижение памяти, репродуктивной способности.

Физиологические различия людей зрелого и пожилого возраста. Как указывалось в предыдущей лекции, 22-35 лет – первый зрелый возраст; 35-60 лет М и 35-55 лет Ж – второй зрелый возраст; 60-74 – пожилой;

Выделим в таблице индивидуальные характеристики мужчин и женщин зрелого и пожилого возраста.

Особенности пожилых людей: психологические, физиологические и социальные

Из этой статьи вы узнаете:

Что скрывается под фразой «особенности пожилых людей»

Какие различают типы старости

Как человек относится к старению

В чем заключаются психологические и физиологические особенности людей в пожилом возрасте

Какие социальные проблемы окружают пожилых людей

Особенности пожилого возраста, как одного из наиболее сложных периодов жизни, связаны с постепенным увяданием физиологических и социальных функций, что отражается на физическом и психологическом состоянии. Для того чтобы обеспечить «благоприятные» условия для комфортного старения, необходимо четкое понимание возрастных особенностей пожилого человека.

Какие различают типы старости

Первый тип – это люди, которые, несмотря на расставание с активной профессиональной деятельностью, принимают участие в социальных процессах, жизни общества. Так называемая «творческая», или «активная старость» позволяет избежать мыслей о разного рода «ущербности», и способствует ощущению полноценной жизни.

Ко второму типу старости относятся ситуации, когда пожилой человек направляет свою энергию на обустройство материальной стороны своей жизни. Это включает не только накопление материальных благ, но и путешествия, самообразование, а также другие виды активности, на которые в годы профессиональной деятельности попросту не хватало времени. Люди, которые относятся ко второму типу, характеризуются высоким уровнем социально-психологической приспособленности.

Третий тип старости в основном характерен для женщин. Они сосредотачивают все свои силы и мысли на семье. Такое поведение не оставляет времени на хандру и психологические переживания, но все же может снижать уровень удовлетворенности собственной жизнью, по сравнению с представителями двух первых типов.

К четвертому типу относятся пожилые люди, активно занимающие ся собственным здоровьем. Это становится их смыслом жизни и приносит некоторую степень морального удовлетворения. К негативным сторонам представителей четвертого типа можно отнести часто проявляющееся преувеличение опасности реальных, а порой и вымышленных болезней.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Вышеперечисленные типы старости можно отнести к психологически благополучным. В тоже время часто встречаются и отрицательные примеры развития в пожилом возрасте. Это агрессивные, ворчливые, неудовлетворенные собственной жизнью и окружающим обществом люди. Они склонны к постоянной критике всех в округ, к предъявлению претензий, поучениям и разочарованиям. Такие люди «грызут» себя за упущенные возможности (порой мнимые), чем делают себя еще более несчастными.

Как человек относится к собственному старению

Нормальное отношение предполагает понимание своего состояния и адекватное восприятие информации о старости.

Пренебрежительное . У людей с таким отношением может наблюдаться необоснованный оптимизм, вызванный непониманием особенностей собственного старения. Недооценка происходящих процессов может сопровождаться бравадой, демонстрирующей пренебрежение к старению. Такое поведения часто скрывает общую слабость, повышенное переживание о состоянии здоровья и страх смерти.

При отрицательном отношении пожилой человек старается отогнать мысли о старости, и не обращать внимания на происходящие процессы. Это может выливаться в гиперактивность, вызванную желанием сохранить свой прежний статус.

Геронтофобное отношение подразумевает боязнь старости. Человек, даже понимая, что преувеличивает существующую опасность, не может бороться со своими опасениями. В результате важные личные социальные цели могут уходить в тень, а потребность в эмоциональных контактах и признании приводит к демонстрации собственной беспомощности.

При трагическом отношении пожилой человек рассматривает старость, как крушение себя, а собственную жизнь считает серой и скучной. Такое поведение может быть связано с активизацией защитных механизмов от психологических травм, связанным с собственным старением.

Геронтофильное отношение наоборот предполагает успокоенность, и даже некоторую удовлетворенность старением, которое рассматривается как свобода и возможность «жить для себя».

В чем заключаются психологические особенности пожилых людей

Психология пожилого человека характеризуется консервативным отношением к окружающему миру. В связи с этим, человек сложнее адаптируется к меняющимся нормам морали, и поэтому все больше склонен критиковать «новые манеры».

Среди всего разнообразия жизненных позиций людей пожилого возраста можно выделить пять основных:

«Конструктивная» позиция характерна для спокойных людей, которые в предыдущие возрастные периоды отличались веселым нравом и удовлетворенностью жизнью. Такие качества сохраняются и с возрастом. Они нормально относятся к старости и смерти. Не делая трагедии из собственного возраста и различных заболеваний, люди с такой позицией хорошо контактирую с другими, и оказывают им помощь. Человек с такой позицией благополучно проживает завершающий жизненный этап.

«Зависимая» позиция наблюдается у людей пожилого возраста, которые и раньше отличались недоверием к себе, имели пассивную жизненную позицию и слабую волю. С возрастом они требуют помощи и ищут признания, а если не находят этого, то выбирают образ обиженного и несчастного человека.

«Защитная» позиция присуща людям, которым иногда называют «толстокожими». Им характерна замкнутость, нежелание принимать чью-либо помощь и скрытость чувств. Ненависть к старости заставляет их продолжать активный образ жизни и приводит к нежеланию отказываться от работы.

«Враждебность к миру» проявляют «гневные люди», которые во всех собственных реальных и придуманных неудачах склонны винить общество и свое окружение. Пожилые люди с такой позицией отличаются повышенной подозрительностью, недоверием к другим и агрессивностью. Они также испытывают высокую степень отвращения к старости и стремятся продолжать профессиональную деятельность.

«Враждебность к себе и своей жизни» . Эту позицию занимают люди с депрессивным складом характера, лишенные интересов, они склонны к фатализму. Пожилые люди такого типа имеют обостренное ощущение одиночества и «ненужности». Собственная жизнь для них представляется неудачной, а факт приближающейся смерти ими расценивается как избавление от своих несчастий.

Читайте материал по теме: Престарелые родители

Процесс психического старения характеризуется четырьмя группами возможных реакций:

Реакции на изменившиеся телесные ощущения и субъективная интерпретация своих ощущений: снижаются возможности собственного тела – замедляются движения, реакция на различные раздражители запаздывает и так далее.

Читать еще:  Гадалка онлайн вконтакте. Гадалки в соцсетях: волшебный «развод» по переписке

Реакции на трансформацию психических функций, а также переживания этих изменений субъективного характера: ухудшается кратковременная память, появляются сложности с концентрацией внимания, с анализом жизненных проблем, снижается скорость реакции психики и возможности к адаптации. Все эти проявления трансформации психических функций становятся причиной снижения самооценки, уменьшению интересов и общения.

Реакции на происходящее в социальной сфере , изменения в области социальных связей:

поддерживается связь с профессиональной деятельностью, которая была основной в течение всей жизни. Это происходит опосредованно через получение информации из специальных источников, либо, в обратном направлении, через написание мемуаров и профессиональных статей;

сужается сфера интересов из-за того, что область профессиональных тем выпадает из обычной жизни. В бытовом общении обсуждаются исключительно семейные проблемы, телевизионные новости и другие события, не связанные с предыдущей трудовой активностью;

на первый план выходит забота о состоянии здоровья. Самыми значимыми темами для бесед становятся лекарства, болезни, варианты лечения и так далее;

смыслом жизни становится ее сохранение. В круг социальных общений входят родственники, доктор, сотрудники социальных служб;

все направлено на поддержку жизнедеятельности – пропадает эмоциональный аспект общения.

Реакции, обусловленные размышлениями о надвигающейся смерти .

Люди по-разному воспринимают факт смерти. Различия в ее восприятии связаны с такими факторами, как темперамент, культурная среда, религиозные верования.

Кроме психологических особенностей, присущих человеку в старости существуют также и психопатологические , которые проходят в 6 этапов:

1 этап: по-настоящему важными остаются воспоминания из прошлой жизни, а реальные события отодвигаются на второй план;

2 этап: постоянно идет ухудшение памяти;

3 этап: теряется объективная оценка реальной жизни;

4 этап: беспомощность становится причиной апатии к миру, что впоследствии приводит к дезориентированию в происходящих событиях.

5 этап: появляется возрастная бесчувственность сознания, теряется контроль за функциями мышц.

6 этап: наступает состояние глобальной беспомощности.

Психология пожилых людей носит индивидуальный характер. Особенности протекания старости находятся в зависимости от наследственных факторов, соматических заболеваний, сильных психологических стрессов и других моментов.

Возрастные или физиологические особенности у пожилых людей

С возрастом кожные покровы пожилого человека становятся тонкими. Более ярко этот процесс выражается на ладонях, ступнях, вокруг суставов и в районе выступающих костей. Снижение пото- и салоотделения способствует сухости кожи и приводит к потере ее эластичности, появлению морщин и крупных складок. Подкожная жировая клетчатка стремительно теряет свой объем. Все эти процессы становятся причиной повышенной травматичности кожных покровов, появлению язв и плохой заживляемости.

Волосы со временем изменяются под влиянием иммунитета, генетики, факторов климатического и экологического характера. Волосы утончаются, теряют свою окраску и редеют. Снижается также и масса костной ткани. Элементы суставов и диски позвоночника становятся более тонкими. Это приводит к постоянным болевым ощущениям.

Уменьшается количество мышечной ткани, что становится одновременно причиной и следствием пониженной физической активности. Как итог, снижается и работоспособность. Быстро возникающее ощущение усталости мешает выполнять привычную деятельность.

Нарушается походка. У пожилого человека замедляется шаг, и он становится менее устойчивым. Время опоры на обе ступни увеличивается, что придает походке эффект шарканий. В движениях появляется неуклюжесть.

Легочная ткань теряет свою эластичность. Снижение хода диафрагмы приводит к тому, что легкие не расправляются до конца. Появляется одышка. Уменьшение бронхиальной проходимости уменьшает дренажную функцию бронхов, поэтому у пожилых людей есть риски заболевания пневмонией.

С возрастом ухудшается работа сердечной мышцы. Особенно это отражается на ее сократительной способности. При физических нагрузках она хуже проталкивает кровь ко всем частям организма. Повышенная усталость вызвана тем, что ткани не получают с кровью достаточного количества кислорода. Результатом этого процесса является снижение физических возможностей пожилых людей и повышенная утомляемость.

Социальные особенности или жизненные проблемы людей в пожилом возрасте

Здоровье является одним из основных вопросов для людей пожилого возраста. Главной характеристикой здоровья для этой категории людей является существенное ухудшение качества жизнедеятельности. По статистике количество заболеваний у людей пожилого возраста в два раза выше, чем у представителей более молодых групп, а для стариков эта цифра вырастает до 6. При этом основную массу составляют хронические болезни сердца, суставов, сосудов, проблемы со зрением и слухом. Среднестатистический пожилой гражданин РФ имеет от двух, до четырех заболеваний. Затраты на лечение пожилых в среднем в 1,7 раза выше, чем для молодых поколений.

Материальное положение. Граждане, которые попадают в категорию пожилых, в большей степени обеспокоены материальным положением, инфляцией, ценами на лекарства и продукты питания. Высокая стоимость качественных продуктов ухудшает ежедневный рацион людей пожилого возраста. В этой возрастной группе наибольший процент соотечественников живет, что называется, «впроголодь». Низкие пенсии создают проблемы с покупкой нормальной одежды и удобной обуви, не говоря уже о возможности расходовать средства на социально-культурную сферу. Все это еще больше способствует ухудшению здоровья и психо-эмоционального состояния людей.

Одиночество. Это понятие становится злободневной проблемой пожилого человека. Психологическое состояние таких людей находится под воздействием узости социальных контактов. Это приводит к отчужденности и эмоциональной подавленности. Причины одиночества для пожилых людей заключаются в отсутствии деловых связей, продолжительных болезнях, в уходе из жизни родственников и членов семьи.

Читайте материал по теме: Одинокие пожилые люди

В нашей стране существует огромный разрыв в количестве представителей разных полов в общем числе пожилых и престарелых людей. Женщин в этой группе больше в 2 и более раз. Это объясняется разной продолжительностью жизни, а также разным восприятием смерти супруга, или супруги. Смерть жены по статистике переживается острее, так как мужчины менее склонны к ведению быта в одиночку. В тоже время мужчине проще найти новую спутницу жизни. Для пожилой женщины шансы создать новую семью достаточно малы. Это компенсируется тем, что женщины более коммуникабельны, легко находят друзей и могут самостоятельно позаботиться о собственном быте. Партнер для человека старческого возраста необходим для упрощения решения финансовых вопросов, как тот, на кого можно положиться, а так же тот, о ком нужно заботиться.

Существует отдельная категория пожилых людей, которые видят в одиночестве особую ценность своего возраста. Они сознательно снижают социальную активность и уходят от общения с другими людьми.

В наших пансионатах мы готовы предложить только лучшее:

Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).

5-разовое полноценное и диетическое питание.

1-2-3-местное размещение (для лежачих специализированные удобные кровати).

Ежедневный досуг (игры, книги, кроссворды, прогулки).

Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.

Еженедельный осмотр профильных врачей.

Комфортные и безопасные условия (благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух).

В любое время дня и ночи пожилым людям всегда придут на помощь, какая бы проблема их ни волновала. В этом доме все родные и близкие. Здесь царит атмосфера любви и дружбы.

Чтобы получить подробную информацию
по всем интересующим вопросам,
Вы можете оставить свой телефон
или позвонить по номеру:

Источники:

http://studopedia.ru/9_160693_fiziologicheskie-i-psihologicheskie-osobennosti-molodezhi.html
http://mylektsii.ru/5-132953.html
http://pansionat-osen.ru/poleznye-materialy/osobennosti-pozhilyh-lyudej/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: