Церковный собор 1551. Основные положения «Стоглава»

Стоглавый собор 1551 года. История России

Стоглавый собор является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви. Он проходил в 1551 году. Назван стоглавым, так как в него входит 100 частей из постановлений (деяний или уложений) — отдельные главы. Стоглав является своего рода законодательным актом, который касался многих сфер жизни. И этому документу Церковь должна была следовать неукоснительно. Однако некоторые введения остались существовать только на бумаге, на практике им никто не следовал.

Место проведения и участники

  • митрополита Макария — председателя;
  • архиепископа Акакия из Тверской епархии;
  • архиепископа Гурия из Смоленской епархии;
  • архиепископа Касьяна из Рязанской епархии;
  • архиепископа Киприана из Пермской епархии;
  • архиепископа Никандра из Ростовской епархии;
  • архиепископа Савву из Крутицкой епархии;
  • архиепископа Трифона из Суздальской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Новгородской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Коломенской епархии.

История создания

Иван Грозный в начале 1551 года принялся за созыв Стоглавого собора. Он взял на себя эту миссию, поскольку был убежден, что он преемник византийских императоров. Во второй главе Стоглава есть упоминание о том, что иерархи испытывали великую радость по поводу царского приглашения. В первую очередь это объясняется необходимостью разрешения многих вопросов, которые были особенно значимы в середине XVI века. К ним относилось укрепление церковной дисциплины среди духовенства, вопросы о полномочиях церковного суда. Надо было бороться против порочного поведения священнослужителей и прочих представителей церкви. Много проблем также было с ростовщичеством монастырей. Продолжалась борьба с пережитками язычества. Кроме того, возникла необходимость в унификации церковных обрядов и служб. Порядок переписки церковных книг, строительства церквей и писания икон должен быть жестко регламентирован. Поэтому Стоглавый собор Русской православной церкви был необходим.

Собор начался с торжественного молебна по случаю открытия. Произошло это в московском Успенском соборе. Далее Иван Грозный зачитал свое обращение к участникам, которые можно расценивать как его раннее сочинение. В нем уже можно было заметить художественный стиль царя. Он рассказывал о своем раннем сиротстве, плохом обращении бояр, каялся в своих грехах и просил покаяния. После этого царь представил новый судебник, который собор быстро утвердил.

На сегодняшний день исследователи не могут назвать точную дату, когда собор начал свою работу. В первой главе указано 23 февраля. Существует две версии, что произошло в этот день:

  1. Началось заседание собора.
  2. Составлялось Соборное уложение.

Вся работа протекала в два этапа: совещание (и обсуждение вопросов) и обработка материала.

Первая глава также содержит примерную программу: собор дает ответы на вопросы царя. Он выдвигал различные проблемы для соборного обсуждения. Участники могли высказать только свое мнение по предложенным темам. Всего царь предложил 69 вопросов. Составитель Стоглава явно не ставил перед собой задачу полностью раскрыть те исправления, с которыми работал. Вместо ответов составитель предлагает документы, в соответствии с которыми принимались решения. Каноническая литература не позволяла принимать решения, которые не соответствовали ей. Некоторая литература отражена в первой главе:

  • правила святых апостолов, отцов церкви;
  • правила, которые были установлены на соборах духовенства;
  • поучения канонизированных святых.
  • 1-4-я главы — сведения об открытии собора, участники, причины и цели;
  • царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 — в 41-й главе;
  • ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
  • глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
  • 100-я глава содержит ответ Иосафа. Он предложил ряд замечаний и дополнений к Стоглаву.

Знакомясь со Стоглавом, можно оценить, насколько сильна была роль царя. Но больше всего видно, насколько различны мнения между царем и Макарием. Каждый из них преследовал свои цели и старался продвинуть их вперед.

Цели Стоглавого собора

Стоглавый собор 1551 года основной целью считал преодоление «нестроений» в жизни Русской церкви. Следовало благоустроить и упорядочить все стороны духовной жизни. В ходе работы был прослушан огромный список вопросов и сообщений. Во всех них описывались недостатки и трудности церковно-народной жизни. Собор обсуждал проблемы церковного управления, соблюдение церковного устава в богослужении. Для осуществления последней задачи необходимо было избрать поповских старост — благочинных. Кроме того, большое внимание уделялось проблемам избрания грамотных и достойных служителей алтаря. Возникли вопросы о создании духовных училищ, где подготавливали бы священнослужителей. Это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.

Решения Стоглавого собора

Стоглавый собор собрал и систематизировал все нормы действующего права Церкви. В постановлениях Стоглава говорится об архиерейских пошлинах, церковном суде, дисциплине духовенства, монахов и мирян, богослужениях, монастырских вотчинах, народном образовании и так далее.

Читать еще:  Как нитка прямо вьется. Приворот парня на любовь

Нравственность и контроль за жизнью

Беспорядки, порочившие церковь и угрожавшие ее будущему, все-таки были признаны собором. Именно поэтому повсеместно был введен институт поповских старост. В каждом городе число старост определялось индивидуально. Так, для Москвы было определено 7 поповских старост. Это число соответствовало числу соборов, которые были центральными в своем округе. Поповские старосты также имели помощников — десятских. Последние избирались из священников. В селах и волостях избирались только десятские священники. В Стоглаве были зафиксированы обязанности: контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях и благочиниях священников.

Также было вынесено важное решение о «двойных» монастырях. В них проживали как мужчины, так и женщины.

Стоглавый собор русской церкви осуждал народные бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, пьянство, скоморошеские представления, азартные игры.

Постановления Стоглавого собора также касались еретических и безбожных книг. К ним относились Secreta secretorum, «Аристотель» — сборник средневековой мудрости, астрономические карты Эммануила Бена Якоба. Также было запрещено общаться с иностранцами.

Богослужение

Большинство решений собора касаются богослужений.

Двоеперстное сложение (при крестном знамении) было узаконено именно в 1551 году. Также узаконена была сугубая аллилуйя. Спустя время эти решения были основными аргументами старообрядчества.

Существует мнение, что именно Максим Грек приложил руку к тому, чтобы священные книги начали исправлять. Также было постановлено открыть Московскую типографию. Но она просуществовала недолго. В ней печатались исправленные книги.

Икона «Святая Троица»

Во время собора также рассматривался очень важной вопрос об иконографии Святой Троицы. Он состоял в том, что обсуждалось традиционное православное изображение Троицы как трех ангелов.

Часть исследователей полагает, что участники собора не дали определенный ответ, или вовсе вопрос остался неразрешенным. Одно мы знаем точно: осталась только надпись «Святая Троица» без надписей и перекрестий. Однако богословское обоснование этому предписанию отцы дать не смогли, ссылаясь на Андрея Рублева и древние образцы. Это оказалось слабым местом Стоглавого собора, что привело к печальным последствиям. Большинство сохранившихся икон Святой Троицы не имеет крестчатых нимбов и выделяющей надписи.

Еще одним важным вопросом, неразрывно связанным с написанием Троицы, был вопрос об «изобразимости Божества» (43-я глава). Текст постановления относится по прямому его значению как будто к Божеству Христа. Но проблема в том, что Божество неизобразимо. Скорее всего, здесь имеется в виду неизвестное изображение. И правда, при Стоглаве имели место три манеры изображения: традиционная, Отечество и новозаветная.

Новозаветная Троица имеет наиболее известное изображение в Благовещенскм соборе на четырехчастной иконе. Ее написали мастера по заказу протопопа Сильвестра. Не заметить тогда это изображение было невозможно. Кроме того, на эту икону ссылался царь, когда обсуждался вопрос об изображении не святых людей на иконах.

Собор имел причины замалчивать иконографию Святой Троицы. Во-первых, никто не имел четкого представления, как изображать Божество на иконах. Во-вторых, некоторые исследователи утверждают, что собор и митрополит не обладали единомыслием.

Церковный суд

Определились взаимоотношения между духовной властью и гражданской. Это происходило на принципе самостоятельности церкви в делах церковных. Стоглавый собор решил отменить «несудимые» грамоты. В результате все приходские причты и монастыри стали подсудными своим епископам. Светские же суды не могли предавать суду духовных лиц. Но так как не могли сразу упразднить существующую систему, то решили предоставить священникам право участвовать в судах посредством собственных выборных старост и сотских. Последним забыли определить роли в суде.

Церковное землевладение

По-видимому, вопрос о землевладении поднимался на соборе, но его не включили в Соборное уложение. Но через некоторое время появилась 101-я глава — «Приговор о вотчинах». В этом документе царь и митрополит отразили свое стремление снизить рост церковных земельных владений. В последней главе были закреплены пять основных решений:

  1. Архиепископы, епископы и монастыри не имеют права покупать без царского разрешения у кого-либо вотчины.
  2. На помин души допускаются земельные вклады, но необходимо оговорить условие и порядок их выкупа родственниками.
  3. Вотчинники некоторых областей не имеют права продавать людям иных городов вотчины. Также запрещено дарить вотчины монастырям без доклада царю.
  4. У приговора нет обратной силы, он не распространяется на сделки, совершенные до Стоглавого собора.
  5. Установлена санкция за нарушение договора: вотчина конфискуется в пользу государя, и продавцу деньги не возвращаются.

Значение собора

Реформы Ивана Грозного несли в себе большое значение:

  • они поспособствовали усилению самодержавия;
  • изменилась расстановка сил внутри класса феодалов в пользу дворянства;
  • царская личная власть была укреплена;
  • начало создаваться сословное общество. Каждый слой имел свою внутреннюю организацию и собственные органы самоуправления. С властью можно было договариваться;
  • вельможи потеряли часть своих прав и влияния. Но теперь они имели новый вес и значение, став верхушкой создававшегося дворянского сословия. Когда роль и значение дворянских объединений стала расти, знать опиралась на их поддержку. Таким образом, она занимала более самостоятельную позицию по отношению к своему монарху.

Выводы

Стоглавый собор, кратко говоря, произвел фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Также был разработан своего рода кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. Русская церковь приобрела самостоятельность.

На соборе было подтверждено, что двуперстное знамение и сугубая аллилуйя правильны и спасительны. Но споры вокруг правильного написания долго не утихали.

Церковный Стоглавый собор требовал писать все иконы по старому образцу, не внося каких-либо изменений. При этом следовало повышать качество иконописи, а также нравственный уровень иконописцев. Вся 43-я глава была посвящена этой проблеме. Порой она вникала в самые разные подробности отношений и жизненных положений. Этот вопрос остается самым пространным и неясным.

Земский и Стоглавые соборы стали равными.

Для Ивана Грозного было необходимо ограничить церковно-монастырское землевладение. Государство нуждалось в свободной земле, чтобы обеспечивать поместьями растущее военно-служивое сословие. В это же время священноначалие собиралось твердо отстаивать имущественную неприкосновенность Церкви. А также следовало узаконить множество возникших общецерковных преобразований.

Стоглавый собор нельзя назвать удачным, так как многие обсуждаемые вопросы стали причиной раздора между старообрядцами и православными. И со временем этот спор только разгорался.

Спустя 100 лет

Древняя православная традиция теперь была ограждена от искажений и изменений, проявлявшихся за границей. Обсуждая необходимость введения двуперстного знамения, собор повторил греческую формулу XII-XIII веков, что если кто-то крестное знамение делает не двумя пальцами, как наш Христос, будет проклят. Собравшиеся полагали, что такое исправление духовных непорядков способствует приведению всех сфер церковной жизни к благодатной полноте, совершенству. Следующие десятилетия собор представлял собой непререкаемый авторитет.

Поэтому деятельность Стоглавого собора очень не любили последователи патриарха Никона, реформаторы и гонители церкви. Через 100 лет — в 1666-1667 годах — на Московском соборе новообрядцы не только отменили клятву, которая была положена на не крестящихся двоеперстно, но и полностью отвергли весь Стоглавый собор, осудив некоторые догматы.

Московский собор утверждал, что положения Стоглава написаны неразумно, просто и невежественно. Неудивительно, что вскоре многие засомневались в подлинности этого сборника. Долгое время не утихал жаркий спор между раскольниками — старообрядцами и представителями официальной Церкви. Первые возвели собор в ранг незыблемого закона. Последние же осуждали постановление как плод заблуждения. Все участники Стоглавого собора были обвинены в невежестве. Желая смыть позор, противники постановлений выдвинули версию о непричастности собора 1551 года к Стоглаву.

Cтоглавый собор 1551 — кратко

На своем пути становления Русская Православная Церковь прошла немало этапов, прежде чем стала одной из ведущих. За это время были и подъемы и падения. Невозможно представить современную РПЦ без такого важного события как Крещение в 988 году. Эта дата считается началом организованной жизни в России, ведь до этого восточнославянские племена верили во множество богов. В 1054 году христианская церковь разделилась на католическую и православную. Несмотря на сложное политическое положение дел, Россия приняла православное вероучение. Много изменений произошло с тех пор, в том числе в обрядах, культах и традициях.

Важным событием в истории Русской Православной Церкви произошло в середине 16 века-Стоглавый Собор 1551 года. Правителем Московского государства в то время являлся Иван Васильевич, прозванный Грозным за проведение многих жестких реформ (введение опричнины). По инициативе царя и действующего митрополита Макария был подготовлен свод религиозных вопросов для Стоглавого Собора.

Ни одно историческое событие не происходит без вынужденных мер. Стоглавый Собор не стал исключением. Для выяснения причин обратимся к более ранним периодам развития государства.

Тяжелым этапом для Руси стали княжеские междоусобицы, которые фактически привили к установлению монгольского ига. Ведь князья, которые боролись между собой, замечали опасности нападения внешнего врага. А между тем сильное подготовленное войско монголов установило над русскими землями свое покровительство с 1240-1480 год. Почти два столетия великие князья должны были платить дань Золотой Орде, получать ярлык на княжение. Стоит отметить, что монголы не стремились изменить веру подчиненных народов, им было достаточно денег и земель. Но в ходе разорительных походов были утрачены многие важные летописи и своды церковных правил, хранившие в себе информацию о традициях и обрядах. Разрушенными оказались церковные постройки в Киеве, Новгороде, Владимире и других городах.

Итогом победы в 1480 году на реке Угра стало снятие зависимости от Орды. Все два столетия население Руси отдалилось от общих традиций. Для окончательного закрепления всех городов за Москвой нужно было организовать единые установки обрядов по всей Руси. Вся политика Ивана Грозного была направлена на собирательство земель: Ливонская война за выход к побережью Балтийского моря, присоединение Казанского, Астраханского, Крымского ханства. Рос и ускорялся процесс централизации. Разные богослужебные порядки не могли привести к объединению народа.

Кроме того, постоянное иностранное влияние сказалось на развитии церкви. Разница в церковных обрядах византийцев и греков отразилась на Руси. Конечно, для формировании веры такие детали, как написание имя Бога, величина поклона совсем не важны. Но в середине 16 века большая часть населения Руси была безграмотной или малограмотной. Священное Писание, Евангелие читали только образованные священники, составлявшие меньшинство. Вера, как и на территории средневековой Западной Европы, воплощалась в обрядах. Люди проникались в религию под действием внешних моментов, а не содержания.

Ответы на вопросы, поставленные царем Иваном Васильевичем Грозным и митрополитом Макарием, искали множество образованных священнослужителей, в том числе и сам Митрополит. Прежде всего, вопросы касались существенных различий в богослужебных порядках. Было создано 100 глав официальных унифицированных церковных положений. Кроме того, церковь получила неприкосновенность имущества. Государство не могло без соглашения митрополита лишить церковь земель.

Одним из очень важных и спорных решений, принятых на Соборе 1551 года, стало утверждение двуперстия. Важно отметить, что до этого ни один Вселенский церковный собор не рассматривал вопрос о перстосложении.

На территории Руси троеперстии появилось с приходом греческих священников, приходивших за милостыней. Считалось, что прежде этого русский народ никогда не знал о троеперстии, а вот двуперстии-исконная форма данного обряда, появившаяся еще во времена Владимира Красное Солнышко. Хотя никакие летописи данный факт как официальный не подтверждают. Но решением Стоглавого Собора двуперстие закреплялось в догматах и канонах русской церкви. За несоблюдение порядка обряда накладывалась анафема.

Теория «Москва-третий Рим» укреплялась и при Иване Грозном. Расширение территорий на востоке и юге привели к появлению мощного государства. Стоглавый собор унифицировал все церковные обряды, действующие на Руси. Земли начали активно объединяться вокруг единого центра-Москвы. Память об известном Стоглавом Соборе 1551 года жива в истории Русской Православной Церкви.

Стоглавый собор 1551 г. (+Таблицы и схемы)

Удобная навигация по статье:

История стоглавого собора 1551 г.

Стоглавый собор считается одним из важных событий не только в российской истории, но и в истории становления Русской православной церкви. Произошло событие в период правления Ивана Четвёртого Грозного, который стал частью его реформ по преобразованию государства.

Собор получил своё название за то, что в результате обсуждений был сформирован документ, в который вошло сто различных глав (уложений и деяний), касающихся многих сфер духовной жизни общества. Сам документ представляет собой фактически законодательный акт, условиям и правилам которого с 1551 года должна была следовать Церковь.

При этом. Некоторые нововведения, как это часто бывает, остались существовать лишь в письменном виде и в жизни им по-прежнему никто не следовал.

Итак, Стоглавый собор или как его ещё называют Стоглав проходил с двадцать третьего февраля по одиннадцатое мая 1551 года в столице Москве. Само же собрание проводилось в Кремле в Успенском соборе. Среди собравшихся присутствовал государь Иван Грозный, представители высшего духовенства, а также некоторые бояре из Боярской думы и несколько князей.

Представители духовенства, присутствующие на Стоглавом соборе

Кроме того, среди присутствующих представителей духовенства стоит выделить следующих важных людей того времени:

  • архиепископ Феодосий из Коломенской епархии;
  • митрополит Макарий, являвшийся председателем собрания;
  • архиепископ Феодосий из Новгородской епархии;
  • архиепископ Акакий из Тверской епархии;
  • архиепископ Трифон из Суздальской епархии;
  • архиепископ Гурий из Смоленской епархии;
  • архиепископ Савва из Крутицкой епархии;
  • архиепископ Касьян из Рязанской епархии;
  • архиепископ Никандр из Ростовской епархии;
  • а также архиепископ Киприан из Пермской епархии.

Согласно документальным обрывочным сведениям, Иван Грозный взял на себя миссию созыва Стоглавого собора, так как царь был убеждён, что он является преемником византийских императоров. Стоит отметить, что все собравшиеся были очень рады такому событию, ведь за время раздробленности у духовников накопилось масса вопросов разрешить которые могло только государство.

Какие вопросы решались на Стоглавом соборе 1551 года?

К подобным проблемам можно отнести вопрос об укреплении церковной дисциплины среди представителей духовенства, а также аспекты, касающиеся полномочий церковного суда. Не меньше проблем было и с ростовщичеством монастырей. Кроме того, никуда не пропала необходимость борьбы с языческими культами и верованиями в народе, которые то и дело возникали на Руси.

Однако, самой большой проблемой являлась общая не слаженность церковных дисциплин. Нужна была унификация обрядов, а также служб, ведь за время раздробленности, каждое отдельное княжество начало принимать собственные правила, касающиеся переписки церковных книг, иконописи, а также строительства церквей и храмов.

Собор начался с молебна, после чего царь держал речь, рассказав о своём тяжёлом детстве и боярских заговорах. В конце он представил собравшимся новый Судебник, основанный на аналогичном раннем документе и дополненный актуальными сводами.

Согласно летописям, вся работа протекала в два этапа – совещательная часть и последующая обработка обсуждаемого материала с обязательным внесением информации в Соборное уложение.

Сам Иван Грозный предложил шестьдесят девять вопросов, которые нередко пересекались с вопросами митрополита. Стоит отметить, что каждый из них преследовал собственные цели и самой важной из них для царя было обеспечение народного спокойствия, которое то и дело нарушалось из-за появления неопределённостей и неточностей в проведении церковных обрядов. Поэтому возникали секты, которые могли стать началом к народному бунту. При этом, правитель со своей стороны по той же причине желал ограничить церковную власть, которой должен был в России обладать лишь царь.

Исследователи отмечают, что основные цели Стоглавого собора, которые ставили собравшиеся были по большей части выполнены. В конце собрания были унифицированы и систематизированы все нормы действующего церковного права.

Церковные преобразования Ивана IV

Результаты и постановления Стоглавого собора 1551 года.

В принятых постановлениях Стоглава говориться о правилах церковного суда, архиерейских пошлинах, богослужениях, монашеской дисциплине, народном просвещении и других важных вопросах.

Кроме этого, собором также были признаны беспорядки, которые порочили Церковь и угрожали самому её будущему. Для решения этой проблемы был сформирован институт поповских старост. При этом, количество старост в каждом городе определялось масштабами поселения. Например, для столицы было определено семь старост, которые имели в подчинении помощников, называемых «десятскими», избираемых из числа самых прилежных и праведных священников.

Кроме этого, в Стоглаве были зафиксированы обязанности священников, одной из которых было соблюдение правил принятого на соборе ведения службы.

Источники:

http://www.syl.ru/article/186418/new_stoglavyiy-sobor-goda-istoriya-rossii
http://www.istmira.com/drugoe-novoe-vremya/17408-ctoglavyj-sobor-1551-kratko.html
http://fox-calculator.ru/ivan-iv/stoglavyiy-sobor-1551-g-tablitsyi-i-shemyi/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector