Причиной церковного раскола стало. Церковный раскол (кратко)
Церковная реформа Никона и церковный раскол
Церковный собор 1654 г. Художник А.Д. Кившенко 1880
Церковь на Руси с первых лет принятия христианства играла важную политическую и духовную роль в стране. К 17 веку в ней возникли противоречивые процессы, которые привели к тому, что патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, предложил провести реформу.
унификация церковной жизни
повышение роли церкви в государстве
борьба с явлениями, которые подрывали авторитет церкви, например, стяжательство, неграмотность, пьянство священников
борьба с проникновением светских начал в духовную жизнь общества
Стремление укрепить международный авторитет русской православной церкви, чему способствовала идея « Москва – третий Рим».
С целью унификации церковной жизни было проведено:
приведение к единому образцу богослужение и церковные правила
установление единого общерусского свода святых
приведение к единообразию текстов священных книг по греческим образцам, все старые тексты уничтожались
Церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум.
Причина церковного раскола
Изменение устоявшихся многовековых традиций и обычаев, несогласие части верующих на изменения в богослужении, обрядах, в переписывании книг по греческому образцу, а не по древнеславянскому.
Из истории церковного раскола
1652 – церковная реформа Никона
1654 – Церковный собор одобрил и принял реформу
Появление старообрядцев во главе с Аввакумом, не поддержавших Никона, преследование старообрядцев.
1658- опала Никона, который провозглашал, что церковная власть выше царской.
1666- лишение Никона сана патриарха и ссылка его в Ферапонтов монастырь.
1666- повторное одобрение положений реформы Церковным собором.
Восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676, подавление восстания.
Запрет старообрядчества на Церковных соборах в 1656, 1656 гг., поддержка царём решения соборов.
1666 – на Церковном соборе старообрядчество было проклято.Их преследовали, они уходили далеко в леса, жили в скитах, то есть небольших монастырях, молились по-старому. Когда старообрядцев настигали царские войска, они часто проводили акты самосожжения.
1971 – отмена решений церковных соборов о преследовании старообрядцев.
Сравнение состояния церковной жизни до и после реформы
Церковный раскол 17 века – кратко
Важнейшее событие правления Алексея Михайловича – проведение церковной реформы и раскол РПЦ, о котором далее будет кратко рассказано. Предпосылками для проведения реформы стало развитие в XVII веке отношений с Украиной и бывшими византийскими православными. Поэтому потребовалась унификация церковных обрядов и книг.
Личность Никона
Возглавил реформу Никон, ставший в 1652 году патриархом. Выходец из крестьян, Никон (настоящее имя Никита Минов) быстро поднялся по служебной лестнице в церковной иерархии. Еще в молодости он был членом Кружка ревнителей древнего благочестия в Москве, состоявшего из церковной элиты. Вскоре после пострижения в монахи Никон стал игуменом в монастыре недалеко от Каргополя. Никон тесно общался с царем Алексеем Михайловичем, благодаря поддержке последнего Никон получил титул архимандрита московского Новоспасского монастыря, где покоились предки Романовых.
Целью Никона-патриарха было сделать из русской церкови – центр мирового православия, тем самым реализовав властолюбивые мечты.
Причины реформы
Реформа имела под собой объективные основания:
а) множественные ошибки в церковных книгах
б) многоголосие в церквях (шум, разговоры прихожан во время служб)
в) неподобающее поведение священнослужителей и монахов (разнузданный и распутный образ жизни)
Нововведения
В ходе реформы провели следующие преобразования:
1) вызвали из Киева греческих монахов, которые переписывали священные книги
2) под жесткий контроль взяли образование и поведение монахов
3) провели изменения в обрядах ( “Исус” заменено на “Иисус”, двоеперстие на троеперстие, хождение по солнцу во время крестного хода заменено на хождение против солнца, земной поклон – на поясной поклон)
Раскол
Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцов старых порядков – старообрядцев, староверов или раскольников – во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона – никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения – “гари” и “заповещания” – умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями.
Раскол в РПЦ – одна из форм протеста народных масс против ухудшения положения, которое они связывали с реформой. Самой яркой формой протеста стало восстание монахов Соловецкого монастыря (1668-1676), которое было с трудом подавлено.
Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли зажживо. Главный враг – “Никон-Антихрист”, добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).
Церковный раскол: причины, ход событий и последствия
Что привело к церковному расколу?
В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.
Причины
Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:
- Стремление патриарха к власти.
- Необходимость централизации государства.
- Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.
Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.
- Введение крестного знамения тремя перстами.
- Введение поясных поклонов вместо земных.
- Иконы допускались только греческого образца.
- Запрещение шатровых церквей.
- Имя Иисуса стало писаться с двумя буквами «и».
Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.
Ход событий
После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.
Церковный собор
В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:
- Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
- Но реформы Никона все же были приняты.
Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.
Последствия
Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.
Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.
Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.
После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.
Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.
Источники:
http://poznaemvmeste.ru/index.php/126-terminy-istoriya/662-tserkovnaya-reforma-nikona-i-tserkovnyj-raskol
http://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16186-cerkovnyj-raskol-17-veka-kratko.html
http://bingoschool.ru/manual/123/