На что похожа цифра 5. На что похожа цифра пять

Учебник: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких и др., “Математика”, 1 класс, часть 1.

  • познакомить с образованием и составом числа 5, рассмотреть все случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа, научить писать цифру 5.
  • развивать познавательный интерес, умение говорить грамотно, используя математические термины, логическое мышление, внимание.
  • воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер; электронный учебник “Математика в начальной школе”, тема “Сложение и вычитание в пределах 10”. Работай, задание №1, тренажёр № 1, задание № 2; “Математика. Счёт” (ООО “МОС” г. Калуга. 2005 г.); презентация “Как писать цифры ”, карточки с цифрами, моделями чисел, рисунки лепестков от цветов.

I. Организационный момент

Перемена пролетела, дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс и урок начнем сейчас.

Ребята, сегодня на уроке за активную работу вы будете получать лепестки от цветов и в конце урока мы из них составим большой цветик – семицветик.

II. Актуализация знаний

1) Счет по числовому отрезку до 10 вперед и обратно. (Отрезок выставки на доске и есть у детей.)

  • Сосчитайте от 7 до 10, от 10 до 5.
  • Назовите предыдущее число для 9, 6. Как получить предыдущее число? Насколько предыдущее число меньше последующего?
  • Назовите последующее число для 4, 8. Как получить последующее число? Насколько последующее число больше предыдущего?
  • Какое число стоит между 7 и 9, 3 и 5?
  • Какое число стоит справа от 6, слева от 1?
  • Назовите соседей числа 9.

2) Установите закономерность в записи ряда чисел и продолжите его влево и вправо на одно число. (Опора – числовой отрезок.)

3) На доске числа: 1234.

Назовите число, которое можно получить в результате сложения двух других чисел.

Назовите число, которое можно получить в результате вычитания двух других чисел.

Составьте равенства из этих чисел.

4) Задачи в стихах. Электронный учебник “Математика. Счёт”. Задание “Цифра 5. Реши примеры”.

Дети с помощью цифровых карточек показывают ответ. Результат проверяется на числовом отрезке.

Какое число, нами ещё не изученное встретилось вам при решении?

III. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.

1) Восстановите порядок в ряду:

Как вы думаете, какое число хочет с нами познакомиться?

Число 5 очень хочет, чтобы его тоже можно было записывать знаком – цифрой.

А чем примечательно это число? Где оно встречается?

2) Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 58, задание № 1 .

Как получили 5 вагонов? Так что надо сделать, чтобы получить число 5 из 4-х?

Каким числом является 5 для 4? Как его получить из 4?

Насколько оно больше 4?

А каким число для 5 является 4? Как его получить? Насколько оно меньше 5?

Почему вы нарисовали 5 точек?

С каким числом мы познакомились?

Молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку – физкультурную минутку! Вышли все ребятки из-за парт, встали удобно, вытянули ручки вперед, кисти рук сжали в кулачки! Смотрим на меня и повторяем хором слова и действия.

Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять (из кулачка по очереди распрямляем по одному пальчику).

Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять (по одному пальчику складываем в кулачок).

Хорошо! А теперь снова за работу! Занимайте свои места и в путь!

V. Знакомство с цифрой 5.

(Учитель демонстрирует карточку с цифрой 5).

Ребята, а чей это портрет? Что за незнакомка здесь изображена?

Это цифра 5. Так записывают число 5.

Где вы встречались с цифрой 5? (Цифру 5 мы видели на страницах учебника, на линейке, на монетах, на домах)

Презентация “Как писать цифры”

Давайте потренируемся правильно писать цифру пять (показ образца написания цифры 5). Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

Рабочая тетрадь, стр. 28, зад. № 2

(Разобрать закономерности, повторить написание изученных цифр)

Презентация“Как писать цифры”

Как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! Дома в тетрадочках обязательно потренируйтесь и у вас всё получится!

VI. Первичное закрепление.

1) Задание № 5 на стр. 59 учебника выполняем в рабочей тетради № 3 (стр. 28). При выполнении заданий обращаем внимание детей на ключевые слова на полях учебника.

Каким числом будет число 5 для 4?

А число 4 для 5?

Выполняем задание № 6 учебника в рабочей тетради № 4 (стр. 28).

По какому признаку разбили Петины вагоны на группы?

Чему равна первая часть? (1)

Чему равна вторая часть? (3)

Чему равно целое? (5)

Какие равенства можно составить? (Запись в тетрадке и на доске)

(Аналогично рисунок Вовы)

Рассматривается состав числа 5.

Пять – это …. (1 и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2)

VIII. Самостоятельная работа.

а) Задание № 7 учебника выполняется в рабочей тетради № 5 (стр. 28).

б) Одновременно идёт работа за компьютером.

Электронный учебник “Математика в начальной школе”, тема “Сложение и вычитание в пределах 10”. Работай, задание №1; тренажёр № 1, задание № 2.

К компьютеру выходят работать два ученика. Один ученик работает за компьютером, второй (консультант) наблюдает и оказывает помощь при затруднении или неправильном вычислении первого.

IX. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

  1. Задание № 8 учебника выполняется в рабочей тетради № 6 (стр. 28).
  2. Задание № 9 учебника.

Ребята, с каким числом вы сегодня познакомились?

А с какой цифрой?

Как получить число 5?

Электронный учебник “Математика. Счёт”. Задание “+.+1”.

А теперь, давайте полюбуемся нашим цветком. (Дети приклеивают лепестки на доску). Какой он у нас красивый получился. Знаете почему? Это вы так дружно и активно работали на уроке, что распустился цветик-семицветик.

Александр Саволайнен, ГБОУ ГИМНАЗИЯ №1619

Презентация содержит различный познавательный материал про цифру “5”: стихи, пословицы, загадки.

Материал можно использовать на уроках математики в 1-2 классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Проект по математике «Цифра 5 » Работа ученика 2 «А» класса Александра Саволайнена Руководитель: Матросова Л.В.

Вступление. Где живут цифры? Цифры живут на различных предметах: В календарях и трамвайных билетах, На циферблатах часов, на домах, Прячутся цифры в книжных томах, И в магазине, и в телефоне, И на машине, и на вагоне. Цифры повсюду, цифры кругом. Мы их поищем и сразу найдём.

Вступление. А где живет цифра 5 ? Не могу никак понять, В чём секрет у цифры “5”? Где ни глянь, она везде: На руке и на ноге, У солдата на пилотке, И на ёлочной звезде. Если мы играем в прятки, То считаем до пяти, И в тетради для отметки Лучше цифры не найти. Пять минут даёт мне папа, Чтоб ложился я в кровать. Утром также нужно быстро Мне ботинки шнуровать. Пять минут идти до школы, И хожу я в пятый класс. Пять минуток перемена, Пять копеек стоит квас. День за днём задачку эту Стало легче разгадать – Если дружишь с цифрой этой, Все дела идут на пять!

Читать еще:  Есть чернослив во сне к чему. Чернослив толкование сонника

Стихи про цифру 5 А потом пошла плясать По бумаге цифра пять. Руку вправо протянула, Ножку круто изогнула. Автор: С.Я. Маршак *** На что похожа цифра 5? На серп, конечно, Как не знать. Автор: Г.Виеру *** Написать цифру пять, Что крючок нарисовать. Но у цифры, у крючка, Леска больно коротка. Автор: В.Б.Бакалдин Легко запомнить и понять – На крюк похожа цифра 5. *** Посмотри на цифру 5. Взяв пятёрочку за ручку, Можно как ковшом черпать Воду и песок- сыпучку. Автор: В.Черняева *** Знает дело рыбачок! Цифра пять – ему крючок. Если эту цифру пять Леской к палке привязать, Станет удочкою палка… Будет славная рыбалка! Автор: В.Черняева Цифра пять – с большим брюшком, Носит кепку с козырьком. В школе эту цифру пять Дети любят получать. *** А вот это – цифра пять! До пяти легко считать. Каждый пальчик подержи, Цифру пальчику скажи. *** Возгордилась цифра 5 – Хочет королевой стать! Чтобы королевой стать, Нужно очень много знать.

Как написать цифру 5 ? Добрались до цифры пять. Как её нам написать? Вертикальный ставь штришок, От него веди кружок, Как красива цифра пять! Будем мы ее писать. Полукруг мы нарисуем, Палку, хвостик подрисуем. Пять – сестра родная двойки. В дневнике одни пятерки. Чтобы двойку написать – Вверх ногами ставим пять. Автор: А.Сосина Сверху – хвостик небольшой. Цифра пять перед тобой! Научись её писать, Чтоб пятёрки получать!

Стихи с цифрой или числом 5 Вновь красуется в тетради Цифра пять, как на параде. В человеке цифру пять Можно сразу увидать: По пять пальцев на руках, По пять пальцев на ногах. На звезде пятиконечной Пять углов сияют вечно. Очень любим цифру пять Мы в тетради получать. Это значит ты – отличник И ведёшь себя прилично. Эта цифра – просто класс! Очень радует всех нас. Автор: Т.Лаврова *** Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф! Не попал, Серый зайчик убежал. Чем так занята Пятерка? У нее идет уборка! Воду носят пять бобров, Окна моют пять коров. Пять мышей несут метелку, Пять гусят ей чинят полку, Пять котят белье стирают, Пыль повсюду вытирают, Пять веселых комаров Выбивают пыль с ковров, Пять зеленых лягушат К ним на выручку спешат. Моют пять ежей посуду. Чисто стало – просто чудо! За столом потом сидели, Пили чай и плюшки ели! Автор: И.Гурина *** В школе буду получать Я по всем предметам «пять». Я с Пятеркою всегда Буду не разлей вода.

Стихи с цифрой или числом 5 Я уверен, что знаешь ты, Пять лучей у морской звезды. На руке пальцев сколько? Пять. А ты сможешь мне их назвать? Автор: В.Черняева *** Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой пять на медной бляшке, В синей форменной фуражке, Это он, Это он, Ленинградский почтальон. Автор: С.Я. Маршак *** У колючих у Ежей Пять ежаток – малышей. А у Кошки полосатой Пять приятелей мышей. Автор: К. Зеленая Алексей пришёл из школы. Он теперь придумал так: – Если выучу глаголы, Сам себе даю пятак. Если выучу приставки, Я потребую прибавки. Автор: Агния Барто *** Все должны об этом знать, Чувств у человека – пять: Это обоняние, Вкус и осязание. Не забудь о главных двух: – Это зрение и слух. Автор: Е.Шварц *** У звезды есть пять детей – Пять сверкающих лучей. По ночам они не спят, Всем светить они хотят.

Состав числа 5 Впиши недостающие числа так, чтобы в каждом лепестке в сумме получилось то же число, что и в серединке цветка

Состав числа 5 Впиши недостающие числа

Состав числа 5 4+1=5 Во дворе 4 кошки Тихо спрятались в лукошке, Их одна пошла искать. Сосчитай-ка кошек. Пять! У пруда 4 утки, А еще одна – на будке. Начал старый пес ворчать: – Это ж надо, целых пять! 1+4=5 Лягушонок под кустом, Еще 4 под мостом. Собрались камушки считать. Всего лягушек ровно пять! Сверчок за печкой отдыхал, На скрипке песенку играл. 4 влезли под кровать. Всего сверчков стрекочет пять! 3+2=5 3 мышонка на качели С аппетитом сушки ели. 2 пришли к ним поболтать. Сколько мышек? Ровно пять. 3 веселых медвежонка Ели сладкий мед в сторонке. 2 пришли им помогать. Сколько мишек? Точно – пять! 2+3=5 2 забавных жеребенка На лугу заржали звонко. 3 пришли к ним поиграть. Их всего резвится – пять! 2 хорошеньких цыпленка За мячом бегут вдогонку. 3 хотят кота поймать, А цыплят всего здесь – пять!

Загадки с цифрой 5 Сколько пальцев на руке И копеек в пятачке, У морской звезды лучей, Клювов у пяти грачей, Лопастей у листьев клена И углов у бастиона, Про все это рассказать Нам поможет цифра… (пять) *** Сочинение у нас, И готовился весь класс. У отличников опять В дневниках лишь цифра…(пять). *** Смотрит мама с нетерпеньем На страницы дневника. Ждет заветную оценку У сынка-озорника. Но опять одни четверки. Нет красавицы. Автор: Светлана Суворова Если ДВА перевернуть И внимательно взглянуть, Так и сяк взглянуть опять, То получим цифру. (пять). *** Горело 5 электрических лампочек, 3 лампочки выключили. Сколько лампочек осталось? Ответ: пять. *** Пять ступенек – лесенка, На ступеньках песенка. Ответ: Нотный стан. *** За окном сидели птички, Голубь, дрозд и три синички. Спросим мы учеников И прилежных учениц: «Кто ответить нам готов, Сколько за окошком птиц?» Ответ: пять.

Загадки с цифрой 5 Есть, друзья, такая птица, Если сядет на страницу, Очень рад бываю я, А со мною вся семья. Ответ: Пятерка. *** Что стоит в конце страницы, Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой… (пять) *** Пять братьев – годами равные, ростом разные. Ответ: Пальцы. *** Перечислите пять дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. *** Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? Ответ: кошка. У двух матерей по пять сыновей – одно имя всем. Ответ: Пальцы, руки. *** На лесенке-стремянке Развешаны баранки. Щелк да щелк – пять да пять. Так мы учимся считать. Ответ: Счеты *** Где пятый? Плачет Ира, не унять, Очень грустно Ире. Стульев было ровно пять, А теперь четыре. Начал младший брат считать: – Раз, два, три, четыре, пять. – Не реви! – сказал малыш. – Ведь на пятом ты … (сидишь). *** Веселится пятачок, Сзади розовый крючок. Ответ: Поросёнок.

Пословицы и скороговорки с числом 5 Скороговорка с числом 5: У перепела и перепёлки пять перепелят. В дорогу идти – пятеры (пять) лапти сплести. Нужен, как телеге пятое колесо. На пятак дружбы не купишь. Сметлив и хитер – пятерым нос утер. Кошка лапкою, медведь пятернею. Один глупыш, а умных пятерых ссорит. Славна кума – пять алтын дала! В кумовьях не быть – и кваса не пить. На грош пятаков не дают. Не стоит гроша Пахом, а смотрит пятаком. На руке пять пальцев, а который не укуси – все больно. В пяти колодчиках сидят пять молодчиков. Не суйся, пятница, наперед четверга. Верстой ближе, пятаком дешевле. Из пяти пальцев не вижу ни одного, а один в глазах семерит. Дорогой пять, а прямо десять. Думала теща, пятерым не съесть; а зять-то сел, да за присест и съел. Торгу на три алтына, а долгу на пять. Он на пяти овинах рожь молотит. Это диво – у свиньи пятаком рыло. Свинья мне не брат, а пять рублей не деньги. Есть пять копеек – и бабушка в торгу. На дубу лист в пятак – быть яровому так.

Читать еще:  Сон я беременная животом значит. К чему снится живот беременной

Вы с пятёркою всегда будьте не разлей вода!

Картинки, стихотворения и загадки про цифру 5

Чтобы увлечь ребят изучением чисел, научить малышей правильно писать, учителя и родители могут использовать различные методики и пособия. Среди них ребусы, скороговорки, стишки, поговорки, пословицы, фото, презентации и т.д. Фольклорные жанры и видеоматериалы не только помогут привлечь внимание детей к предмету, но и будут способствовать развитию сообразительности, усидчивости, смекалки.

На что она похожа?

Интересно начать занятие поможет вопрос: на что похожа цифра 5? Скорее всего, последует ответ, что число 5 похоже на важного господина с животом, на выпуклый крючок и т.д. Чтобы заставить ребят искать более оригинальные ответы, на что похожа цифра «пять», можно предложить им пословицы, поговорки, ребусы, загадки, математику в картинках и т.д. Пусть у них рождается как можно больше творческих идей. Может быть предложена какая-нибудь уникальная красивая история о цифре.

Обязательно покажите ребятам, как выглядит римская цифра. Ее тоже есть с чем сравнить. Например, римская цифра V очень похожа на птичку или галочку в тетради. Пусть дети явят свою фантазию!

Как изучать число 5?

Чтобы изучить с ребенком число 5, не обязательно сразу браться за учебники математики или прописи. Знакомство с цифрами лучше начинать оригинально, необычно.

Ребусы – это задания, в которых зашифровано число 5. Чтобы решить ребусы, малышу придется приложить максимум усилий и сообразительности. Значение ребуса зашифровано в других словах. Ребусы заставляют размышлять, подключать логику и воображение. Именно ребусы из всех заданий учебника чаще запоминаются детям, которые посещают 1 класс.

Интересным решением для урока математики могут стать пословицы и поговорки. Предлагайте ребятам пословицы и поговорки, если необходимо сделать перерыв, отвлечься, но в то же время не терять внимания малышей. Для учителей, которые идут на урок в 1 класс, пословицы и поговорки будут отличной разбавкой для насыщенного фактами занятия. Чаще используйте пословицы и поговорки, чтобы развивалась речь ребенка. Не лишним будет включить в практику скороговорки с цифрой 5. Они могут успешно дополнять занятия с пословицами и поговорками, где упоминается число 5. Скороговорки развивают дикцию и технику речи. Представьте, каким насыщенным станет ваш урок, если вы включите скороговорки в математическую практику. Скороговорки – тоже плод народной мудрости, и их не стоит избегать в развитии детей.

Жанром народного творчества, близким к ребусам, являются загадки. Именно загадки дают возможность развивать в детях сообразительность, ассоциативное и творческое мышление. Стоит приложить немало усилий, чтобы узнать их значение! Загадки заключают в себе описание предмета или явления, и по этому описанию необходимо догадаться, о чем идет речь. В случае с цифрой 5 загадки описывают ее с помощью похожих на пятерку предметов: крючка, цифры «3» с изогнутым хвостиком, ложки и т.д. Загадки помогут учителю, пришедшему в 1 класс, привлечь внимание детей к материалу на уроке.

Развитию речи и одновременно обучению счету помогут стихи. Лучше всего использовать стихи С. Маршака для детей, которые можно скачать на сайте. Однако если такой возможности нет, возьмите на вооружение стихи современных детских авторов. Стихи будут полезны ребятам для развития чувства ритма, памяти, образного мышления. Задавайте учить стихи дома в качестве домашнего задания. Пусть это будут небольшие стишки, но они хорошо развивают память. Это весьма полезное упражнение для детей, посещающих 1 класс. Стихи не только обучают, но и прививают любовь к родному языку.

С цифрой 5 наверняка может быть связана красивая история или сказка. Если вы не знаете таковой, загляните на наш сайт. История или сказка о цифре 5 может быть придумана самим родителем или ребенком. Если ребенок ходит в школу, родителями может быть рассказана сказка или история о том, как раньше самая лучшая оценка была пятерка, а затем ее вытеснили более сильные цифры. Интересная история или сказка всегда быстрее заинтересовывают ребенка, чем сухое объяснение. Сказка полна волшебства, которого так жаждет душа крохи.

Подготовить ребенка к правописанию поможет раскраска. Даже если ребенок уже ходит в 1 класс, раскраска будет ему полезна для отработки навыков мелкой моторики. Раскраска не только научит правильно обводить и разукрашивать картинки, но и впоследствии раскраска будет верным помощником прописей. Пусть раскраска войдет в каждый дом, где есть дети. Не лишней раскраска будет и на уроке в детском саду, развивающем центре.

Сколько пальцев на руке? Посчитай мишек, раскрась их и обведи цифру 5.

Научить детей правильно писать число 5 помогут, конечно же, прописи. Писать цифру 5 довольно сложно: придется выводить не только полукруг, но и дополнительные линии. Но и этот легкий прием может вызвать сложности. Правильно писать цифры – большое умение, и ребятам еще придется ему учиться, используя прописи.

Если вы еще не купили прописи для своего ребенка, вы можете скачать их на нашем сайте. Такие прописи отлично подойдут для дошкольников и ребят 1 класса. Прописи – настоящий друг малыша, который только начинает писать.

Видео материалы

Сделать урок красочным и интересным помогут видео материалы: фото, презентация, книжки в картинках. Презентация и фото необходимы ребятам, чтобы облегчить процесс обучения счету. Попросите их посчитать предметы на фото или тем, которые демонстрирует презентация. Наглядные пособия всегда были интересны детям. Пусть презентация и фото помогут начать урок учителя, пришедшего к детям в 1 класс.

Презентации:

  1. Цифра и число 5
  2. Еще одна презентация ,
  3. Презентация №3 .

Презентация и фото цифры 5 могут научить ребят правильно писать числа. Для этого включайте видео материалы в процессе освоения прописей и делайте акцент на правописании.

В качестве наглядного пособия может выступить картинка, на которой представлена красивая цифра 5. Эта картинка может быть задействована в презентации, ее можно повесить на доску во время урока. Если вам понравилась картинка, и вы хотите повесить ее дома, стоит только распечатать. Картинка будет воздействовать на зрительное восприятие малыша и стимулировать запоминание.

Значение видео- и аудио пособий при изучении цифр трудно переоценить. Детям нужны эмоциональные всплески: только так обучение будет эффективным. Наши пособия помогут вам создать нужную атмосферу!

Разввающие задания

В этом уроке предлагаю познакомить наших малышей с цифрой 5.

Перед Вами небольшая книжка-брошюра с заданиями для детей о цифре 5.

В ней собраны следующие задания:

  1. Посчитать разноцветных монстров (их 5).
  2. Найти цифры 5 среди большого количества других цифр и обвести их в кружок.
  3. Посчитать львят, тигрят и жирафов (их будет по 5), ответ написать в кружке.
  4. Провести линию, найти все цифры пять, спрятавшиеся в сердечках.
  5. Обвести цифру 5, начиная от стрелки, разноцветными карандашами.
  6. Ответить на простые вопросы о цифре 5.
  7. Подрисовать к банке 5 конфет.
Читать еще:  Сонник в долг деньги. Долг: к чему снится сон

Сами задания о цифре 5 можно скачать здесь. Нажмите на картинку ниже.

Увлекательные задания про цифру 5 для детей.

Еще веселые задания:

Урок о цифре 5 от Тётушки Совы из Арифметики малышки.

Конспект открытого урока по математике на тему: “Число 5. Цифра 5”

ЦЕЛЬ:

  • познакомить с образованием и составом числа 5;
  • с цифрой 5.

ОБОРУДОВАНИЕ: у учителя: предметные картинки, наборное полотно.

  • у учащихся: карточки с числами 1, 2, 3, 4, 5, кости домино, геометрические фигуры.
  • I. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

    1. Активизация знаний о последовательности чисел 1, 2, 3, 4.

    Учитель бросает мяч ученикам и дает задания вида:

    а) назови число, следующее за числом 1, 2, 3;

    б) какое число идет при счете перед числом 4, 3, 2;

    в) какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4;

    г) сколько надо прибавить к 1, чтобы получить 2;

    д) сколько надо отнять от 4, чтобы получить 2;

    е) к какому числу прибавили 1, если получили 2;

    ё) от какого числа отняли 1, если получили 3?

    2. Соотношение числа с соответствующей группой предметов и сравнение чисел 1, 2, 3, 4.

    Игра “Покажи сколько”.

    Учитель выставляет на доске несколько предметов или предметных картинок, 4 воздушных шарика, и спрашивает: “Сколько воздушных шариков?”. Дети находят карточку с соответствующим числом и показывают ее.

    3. Образование чисел 2–4. Порядковые отношения.

    – К нам на урок пришел быстрый, резвый зверек, по деревьям скок-поскок. Кто это? (Белочка.)

    (Учитель показывает игрушечную белочку или выставляет картинку с ее изображением.)

    – Белочка в лесу нашла сначала 2 грибочка.

    (Учитель выставляет на наборное полотно 2 предметные картинки с изображением грибов.)

    – Потом белочка нашла еще один грибок.

    (Учитель выставляет еще одну предметную картинку.)

    – Сколько грибочков стало у белочки? Как получили 3 грибочка? Сколько грибов станет у белки, если она найдет еще один? Как получилось число 4? Нарисуйте в тетради столько кружочков, сколько грибочков нашла белочка. Раскрасьте их так, чтобы синий кружок был между красным и желтым, а зеленый – рядом с красным.

    (Один ученик выполняет задание у доски.)

    II. Физкультминутка: “Помощники”.

    Лопата копала (3 раза).
    Потом улеглась – видно, очень устала.
    Плясала, плясала, по дому метла,
    Полы подметала от угла до угла.

    III. Работа над новым материалом.

    1. Игра: “В гостях у Зайки”.

    – К Белочке в гости пришли Зайка, Мишутка и Волчонок.

    (Учитель выставляет на доске зверей, а дети на партах – квадратики, заменяющие зверей).

    – Белочка разложила свое угощение. На доске против каждого зверя по 1 ореху. Дети против квадратиков раскладывают кружки.). Всем ли хватило орешков? Сколько гостей? (И гостей и орешков поровну – по 4).

    – Потом к Белочке пришел еще Лисенок. (На доске выставляется фигура, на парте – квадратик.)

    – На сколько увеличилось число зверей? (На один.)

    – Сколько их стало? (Пять.) Как это записать? (4+1=5)

    – Хватит ли всем орешков? Как сделать поровну?

    (Добавить один орешек: 4+1=5. Выполняются соответствующие предметные действия.)

    – Мишутка убежал играть в футбол и забрал свой орех. Сколько стало зверей? Сколько стало орехов? (5–1=4)

    2. Знакомство с цифрой 5.

    А потом пошла плясать
    По бумаге цифра пять.
    Руку вправо протянула,
    Ножку круто изогнула.
    На что похожа цифра 5?
    На серп, конечно,
    Как не знать.

    3. Путешествие по числовому отрезку.

    – Угостившись, зверята отправились гулять по числовому отрезку.

    Дошли до цифры 4. А что дальше? Как им прийти в точку 5?

    (Надо сделать 1 шаг вправо – тогда число 4 увеличится на 1 и получится 5.)

    – Как им вернуться в точку 4?

    (Надо сделать 1 шаг влево – число 5 уменьшится на 1 и получится 4.)

    Для каждого шага дети подбирают одно равенство, выставленных на доске: 4+1=5 и 5–1=4.

    4. Состав числа 5.

    а) Дети рассматривают кости домино и предлагают различные варианты разбиения 5 точек на группы.

    б) “Веселые задачки”. Для ответа на поставленные в стихах вопросы дети выкладывают на партах фигуры геометрического лото.

    У стены стоят кадушки.
    В каждой ровно по лягушке.
    Если было пять кадушек.
    Сколько было в них лягушек?

    Четыре краски есть у Сани,
    Одна у маленького брата.
    Все краски посчитайте сами,
    Ну, постарайтесь-ка, ребята!

    Возле грядки две лопатки.
    Возле кадки три лопатки.
    Все лопатки сосчитать –
    Сколько будет? Ровно… (пять)

    5. Работа по учебнику на с. 32.

    а) Рассмотрите верхнюю картинку. Сколько желтых яблок на дереве? Сколько красных? Как записали, что всего яблок 4 да еще 1? Всего на дереве 5 яблок, 1 из них – красное. 5 без 1 будет 4. Как это записали? Сколько мальчиков на картинке? Как записали, что всего детей 3 да 2? Всего на картинке 5 детей. 2 из них – девочки, значит, мальчиков – 5 без 2. Как это записали?

    б) Сколько перед вами кукол (пирамидок, матрешек)?

    (Дети выкладывают перед собой карточки с соответствующими числами).

    – Каких игрушек больше (меньше): кукол, пирамидок, матрешек, мячей)? Какое число больше (меньше) 5 или 4 (5 или 2; 1 или 3)?

    в) Какие монеты нарисованы в учебнике на стр.32? Сравните их: чем они похожи, чем отличаются? (Все монеты одинаковой формы, одинакового цвета, но разного размера). Почему монета в 5 рублей больше, чем монета в 1 рубль? (Потому что 5 больше 1). Сколько монет по 1 рублю надо взять, чтобы получить 2 (3,4,5) рублей?

    IV. Соотнесение математических записей и картинок.

    – Посмотрите на левую верхнюю картинку на с.33. Сколько пчелок сидит на цветочке? Сколько еще пчел летит к ним? Как записать, что было 3 и к ним летит еще 1 пчела?

    – Посмотрите на картинку с божьими коровками. Сколько насекомых сидело на листе? Сколько божьих коровок улетает с листа? Как записать, что было 4 божьих коровки и 2 улетели? (3-1). Проиллюстрируйте сами этот пример с помощью предметных картинок.

    V. Подготовка к введению единой мерки для измерения длины. Сравнение длин полосок с помощью произвольной мерки.

    Учитель дает каждому ребенку по две бумажные ленты разных цветов: синюю и красную. С помощью полосок одинаковой длины, дети определяют, какая лента короче, а какая длиннее. Например, вдоль красной полоски уложилось 5 полосок одинаковой длины, а возле синей – 6. Значит, синяя полоска длиннее красной, а красная короче синей. Затем дети выполняют сравнение полосок по длине, используя рисунок учебника на с.33.

    – Какие вы знаете способы сравнения длин? (На глаз, приложением, наложением, с помощью одинаковых полосок-мерок).

    VI. Формирование умения работать в тетради.

    1. Показ учителем образца написания цифры 5, сопровождающийся следующими пояснениями: начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо верхнего угла клетки.
    2. Перед детьми карточки с цифрами: 3, 2, 1, 4, 5. Перепишите числа по порядку, начиная с самого большего.
    3. Зрительный диктант.

    – Запомни и нарисуй.

    – Что вам понравилось на уроке?

    – Что вызвало затруднение?

    – С каким новым числом познакомились?

    – Покажите пять пальчиков. Покажите рукой цифру, которая обозначается число 5. Молодцы!

    Источники:

    http://museme.ru/a-gde-zhivet-cifra-5-na-chto-pohozha-cifra-pyat.html
    http://steshka.ru/cifry-dlya-detey-cifra-5
    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/415136/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: