Евангелие от марка о чем говорится. От Матфея, Марка, Луки или Иоанна Святое благовествование
Евангелие от марка о чем говорится. От Матфея, Марка, Луки или Иоанна Святое благовествование
У митрополита Антония Сурожского есть замечательные слова о Евангелии от Марка: «Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием. Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было обращено к иудеям, верующим евреям того времени, или Евангелие от Иоанна, которое очень глубоко погружено и в философскую, и в богословскую мысль, я, вероятно, не понял бы их, когда мне было четырнадцать лет. Евангелие от Марка было написано учеником апостола Петра именно для таких молодых людей, молодых дикарей, каким я был в то время, написано для того, чтобы дать представление об учении Христа и о Его личности тем молодым людям, которым больше всего это было нужно… Оно написано коротко, сильно и, надеюсь, дойдет до души других людей, так же как оно перевернуло мою душу и преобразило мою жизнь». К этим словам сложно что-либо добавить. Но если выразить мысль митрополита Антония одним словом, можно сказать, что Евангелие от Марка — стремительное. Самое короткое из четырех Благовествований, оно лучше всего подходит для тех, кто впервые решил прислушаться к Слову Божию.
Церковное предание говорит, что апостол Марк записал Евангелие со слов святого апостола Петра, самого ревностного из двенадцати апостолов. При этом он был и тем учеником, что отрекся от Христа в самую тяжелую минуту: и вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать (Мк. 14, 72). Святой Петр — пример любви к Спасителю и одновременно пример немощи, всем нам так знакомой. Евангелие от Марка свидетельствует о том, как Господь Иисус Христос помогает человеку преодолеть свою немощь, даже самое крайнее ее проявление — неверие.
Евангелие от Марка начинается словами: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1, 1). Словно звук камертона звучат они на протяжении всего повествования святого апостола. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы дать людям избавление…
У евангелиста Марка есть очень интересная особенность. Это слово «тотчас»: тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк. 1, 10); сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним (Мк. 1, 17–18); Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово (Мк. 2, 2). Эти примеры можно продолжить. Все происходит «тотчас», мгновенно, как будто бы мы сами оказываемся перед Спасителем и видим происходящее. В этом слове раскрывается стремительность евангелиста Марка. Открыв второе Евангелие, человек «тотчас» становится свидетелем живого слова Господа Иисуса Христа.
Но, наверное, главной особенностью Евангелия от Марка является его четкое разделение на две части. И находится оно именно в середине — в восьмой главе. Первая часть Евангелия начинается с краткого описания проповеди Предтечи Господня — Иоанна Крестителя, Крещения Иисуса Христа, затем повествует о проповеди Самого Господа и делает акцент на чудесах Спасителя. Первое чудо в Евангелии от Марка — изгнание злого духа. Одержимость злым духом — самое страшное явление силы зла, когда человек теряет контроль над собой и порабощается духом злобы. Только Бог может освободить от одержимости. И Господь Иисус Христос делает это: И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? (Мк. 1, 27). Люди не понимают, сомневаются — сначала они видят явную власть зла, а затем понимают, что оно повержено, побеждено и не может ничего противопоставить силе Христовой… Затем следуют другие чудеса: усмирение бури, воскрешение мертвой девочки, которая тотчас встала и начала ходить (Мк. 5, 42) — сама смерть отступает…
Следуя далее за повествованием святого апостола Марка, мы читаем о насыщении людей хлебом, о раскрытии ушей глухого и очей слепого. Два этих чуда говорят нам не только об исцелении конкретных людей, но и о необходимости прозрения для каждого человека. В первых же словах Евангелия апостол Марк называет Христа Сыном Божиим. Но эти слова нужно услышать и увидеть не только физическими органами чувств. Нужно увидеть и услышать их сердцем и душой, чтобы они звучали внутри нас, чтобы мы жили ими. На протяжении всего евангельского текста Господь ведет к этому духовному видению и слышанию Своих учеников, а вместе с ними — и нас.
Еще одна особенность второго Евангелия раскрывается после того, как мы понимаем: Христос не просто изгоняет бесов, воскрешает мертвых и исцеляет болезни, Он запрещает говорить об этом. Например, обращается к слепому: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении об исцелении (Мк. 8, 26), а до этого практически те же слова услышали исцелившийся от проказы (см.: Мк. 1, 44) и родители воскрешенной девочки (см.: Мк. 5, 43)… Почему Господь делает это, хотя исцелившийся прокаженный (и не только он), несмотря на запрет, провозглашал и рассказывал о происшедшем (ср.: Мк. 1, 45)? Потому что еще не пришло время и не совершилось главное явление силы Сына Божия. И главное было в том, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мк. 8, 31).
Страдания и Крест — вот для чего Сын Божий приходит к людям. Апостол Петр, как сказано в Евангелии, отозвав Его, начал прекословить Ему (Мк. 8, 32). Петр не верит, пытается убедить Учителя, что этого не может быть, что не может страдать и умереть Тот, Кто так явно изгоняет зло, болезни и страдания из жизни человека. Петр не верит даже словам о воскресении из мертвых. Но Христос обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мк. 8, 33). И затем, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 34–35). Сын Божий освобождает человека от зла и страданий, чтобы принять их на Себя, принять саму смерть, чтобы в смерти явить славу Бога. К этому Господь призывает и нас: отвергнись себя и возьми крест… Христос отказывается, отвергается от Себя перед Крестом и смертью. Он пришел, чтобы не только избавить от страданий и смерти, но и разделить их с человеком. Потому что Иисус Христос не только Сын Божий, но и Сын Человеческий — Человек.
После этого Господь постоянно говорит ученикам о предстоящих Ему страданиях, укрепляет их веру. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн видят славу Спасителя в Преображении: взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9, 2–3). И вновь Христос не велит никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9, 9). У подножия горы Христа ждет отец одержимого злым духом отрока. На просьбу отца об исцелении Господь отвечает: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9, 23). И вот мы слышим, как отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Этот человек почти уже потерял последнюю надежду, достиг предела своего горя. Он в слезах молит Христа о своем сыне и тут же молит и о помощи в неверии… Мы видим желание верить, когда вера сменилась неверием, когда уже нет никаких сил. Великий святой отец Церкви, Блаженный Августин, очень точно объяснил эти слова: «Когда не хватает веры, молитва погибает… Вера есть источник молитвы (вот и ручей не будет течь, если исток его высохнет). Потому будем верить, чтобы молиться, и станем молиться, чтобы не иссякла та вера, которою молимся!».
И вот Господь идет в Иерусалим. Все ближе и ближе то, ради чего Сын Божий стал человеком. Он учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись (Мк. 9, 31–32). Двенадцать учеников ужасались и, следуя за Ним, были в страхе (Мк. 10, 32). Господь же все равно наставлял их: кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 43–45).
И вот уже — Иерусалим. Мы слышим последние притчи и наставления… Исполняются слова Христа о страданиях и смерти, мы слышим последний предсмертный возглас Сына Божия: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15, 34). Ответом на этот страшный вопрос становятся слова римского сотника Лонгина, воина, участвовавшего в распятии: истинно Человек Сей был Сын Божий (Мк. 15, 39). Язычник уверовал, видя страшную крестную смерть. Так евангелист Марк вернул нас к тем словам, с которых началось Евангелие — Сын Божий. Сын Божий, отверженный, осмеянный, оклеветанный, распятый и умерший — и в Него надо поверить…
Он воскрес, Его нет здесь (Мк. 16, 6),?— слышат женщины, пришедшие рано утром ко гробу помазать тело Христово погребальными благовониями. И больше нет места неверию, потому что Сын Божий сошел до глубин человеческого страдания, разделив с нами даже самую смерть, чтобы воскресением из мертвых дать верующим спасение.
Газета «Православная вера» № 22 (498)
Евангелие от Марка
Православные христиане, ежедневно читающие Евангелие, находят для себя все новые и новые смыслы в этой Книге. Как известно, всего канонических Евангелий, вошедших в Новый Завет, четыре — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждая из этих Книг имеет свои особенности.
Для того, чтобы правильно понимать смысл написанного, можно пользоваться специальными толкованиями или пояснениями (только из проверенных авторитетных источников), поскольку неподкованному в теме человеку может быть неясно, о чем идет речь. Сегодня познакомимся с Евангелием от Марка, разберем его особенности и отличия.
О чем говорит Евангелие от Марка
В переводе на русский язык само слово «евангелие» означает «благая весть». Поэтому смело можно утверждать, что весь Новый Завет — это Благая Весть о Христе. Все четыре евангелиста имели перед собой одну цель — поведать миру о своем Учителе.
Некоторые повествования у них повторяются, некоторые являются уникальными только у одного автора — это вполне понятно, ведь события, происходившие 2000 лет назад, были очень необычными. Этим событиям давались самые разные трактовки и в те времена, и сегодня. И для того, чтобы христиане понимали суть произошедшего, у нас и есть Новый Завет.
Помимо многочисленных наставлений, пояснений и напутствий, как наследовать вечную жизнь, в Евангелии мы видим еще одну важнейшую часть — это образ самого Христа. Именно из этих Книг мы черпаем знания о том, каким был Сын Божий на Земле, как проходила Его жизнь. Проникшись этой книгой, мы можем выстроить свой путь для встречи с Христом.
По содержанию Благая Весть от Марка является самым коротким и емким текстом со всех четырех. Святой Марк ведет повествование, в чем-то схожее на Матфея, но некоторые события изложены в другом порядке, а сами описания более краткие.
Адресует свой текст евангелист Марк тем христианам, которые пришли к Истине из язычества. Об этом свидетельствуют ссылки на различные иудейские обряды, незначительные ссылки на Ветхий Завет.
Интересно! У митрополита Антония Сурожского есть записанные воспоминания, где он делится своими впечатлениями от прочтения Евангелия от Марка. По словам Владыки, именно этот текст сделал его верующим человеком, привел к Богу и христианской жизни.
Согласно церковному преданию считается, что свою Благую Весть Марк записал со слов апостола Петра. Достоверно установить данный факт не представляется возможным, но передача информации и глубина написанного позволили включить творение Марка в Новый Завет.
Также именно предание говорит о еще одном интересном факте: в тексте от Марка есть место, где повествуется о некоем юноше, который был вынужден убежать нагим от воинов, которые пришли за Христом перед арестом. Считается, что этим юношей и был сам евангелист Марк.
Общая характеристика всего Евангелия от Марка
По структуре текста и самого повествования можно сказать, что данное Евангелие в смысловом плане делится на две части. Первая половина начинается с проповеди Иоанна Крестителя, который был послан Господом для предуготовления народа Израиля к приходу Христа.
Далее повествуется о крещении Самого Спасителя, Его первых проповедях и чудесах. И в Евангелии от Марка первое чудо, совершенное Господом — это изгнание злого духа. Одно из самых жестокий проявлений зла в жизни человека — явная одержимость. Она страшна не только тем, что человек теряет власть над собой, но и внешним выражением.
Глядя на бесноватого, нельзя не понимать очевидную реальность зла, существования бесов. Именно поэтому чудо изгнания повергает людей в шок, они изначально не знают, как на такое реагировать — вот они видят явное беснование, явную победу зла над природой человека. И вот, через мгновение, они уже видят силу, значительно превосходящую силу этого зла. И людям страшно, они не понимают еще, что это за сила. Поэтому отношение к изгнанию бесов такое неоднозначное.
Далее следуют описания большого количества чудес, совершенных Христом. Часть из них пересекаются с другими Евангелиями, но некоторые описаны только лишь у Марка. Такие расхождения возникли из-за того, что чудес было такое великое множество, что их нельзя было все упомнить, записать, рассказать о них.
Часто евангелистов упрекают в том, что их повествования разнятся в деталях, и сомневающиеся люди видят в этом какую-то ложь или подлог фактов. Но в том и дело, что евангелисты не ставили перед собой задачу описать Христа одинаково. Каждый из них повествовал по своему, через призму своих переживаний. Поэтому детали и разнятся.
Интересной особенностью повествования Марка является использование слова «тотчас». Это слово передает живость текста, как будто бы мы сами переносимся в библейские времена и тотчас предстоим перед Христом.
Следующей особенностью, которую раскрывает нам Евангелие от Марка, является тот факт, что Христос не просто совершает огромное количество чудес, но Он запрещает о них говорит, запрещает Себя прославлять. Почему так? Все дело в том, что не пришел еще час славы Сына Человеческого, а земная слава Ему совершенно не нужна и не интересна.
Большое внимание в повествовании уделяется теме смерти и несению своего креста. Евангелист Марк рассказывает, как апостол Петр стал спорить со Христом, не веря в Его пророчество о Своей скорой смерти и крестных страданиях. Тогда Господь отгоняет от себя апостола со словами: «Отойди от меня, сатана» (Мк. 8, 34–35).
Эти слова говорят о том, что Христос не только Бог, но Он еще и человек. И как любой человек, он испытывает искушения, страх и боль. И зная о своей участи, Он невыразимо скорбит. Но, несмотря на это, Господь укрепляет в вере своих учеников, преображаясь перед ними. Видя Христа во всей Небесной славе, ученикам будет проще перенести все грядущие страшные события.
И вот подходят те самые дни, ради которых Христос и пришел в этот мир. В Иерусалиме Он продолжает наставлять своих учеников, говоря, что тот, кто хочет быть первым в Царствии Божием, да будет последним (Мк: 10, 43-45).
После того, как Христос умирает на Кресте, евангелист Марк рассказывает нам о сотнике, который, уверовав, воскликнул — «Поистине этот Человек был Сын Божий» (Мк: 15, 39). Так и каждый из нас должен открыть для себя Христа — возможно, через отрицание, через тернии греха, через неверие.
Но если сотник, принимавший участие в казни Спасителя, смог уверовать, то как можем не верить мы? Господь пришел в этот мир ради спасения каждого из нас, и большая глупость с нашей стороны отвергать этот бесценный дар.
С чего начинается Евангелия от Марка
Для того, чтобы более глубоко понять суть Благой вести, разберем некоторые места из написанного. Так, начинается первая глава с пророчества о Иоанне Крестителе, который нес важную предуготовительную миссию. Он назван «гласом вопиющего в пустыне», который говорит о самом важном для каждого человека.
Задача Иоанна Крестителя — пробудить голос совести в человеке. Именно она является той почвой, на которую может ложится вера. Предтеча Господен Иоанн — большой аскет, живший в пустыне. С началом его проповедей и первых водных крещений в Иордане многие люди видели Мессию именно в нем. Но Иоанн Креститель промыслительно говорил, что настоящий Мессия придет следом, и что сам Иоанн будет недостоин расстегнуть ремень его обуви (Мк., 1, 7-8).
Ещё интересные статьи:
И вот к Иоанну Крестителю к реке Иордан приходит Сам Господь. Узнает Его Иоанн, и тут же происходит событие, которое с тех пор мы вспоминаем в праздник Богоявления — на Христа, стоящего в водах Иордана, сходит Дух Святый в виде голубя, а с Небес раздается глас: «Се Сын мой возлюбленный» (Мк., 1, 11).
Значимость этого события в том, что именно тут мы впервые видим Бога, как Святую Троицу. Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой дух были явлены целостно и едино, что и является основой нашей веры.
Примечательным является то, как Христос призывал к себе первых учеников. Евангелист Марк повествует об этом так:
«кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).
И люди настолько доверяли Спасителю, чувствуя в Нем свое призвание, что бросали все, всю свою прежнюю жизнь и действительно следовали за Ним! В первой же главе мы видим и первое чудо, совершенное Христом — изгнание бесноватого.
Евангелист Марк очень быстро начинает повествовать о чудесах, чтобы укрепить в вере тех, кто сомневается еще в Истине. Изгнание бесноватого можно рассматривать еще и в символическом ключе — Господь пришел, чтобы изгнать из людей грехи и страсти. И как бесы повиновались Христу и покинули тело одержимого, так же и наши греховные наклонности могут быть искоренены на пути христианской жизни.
Об исцелениях и чудесах
Большое внимание евангелист Марк уделяет теме чудес и исцелений, совершаемых Христом. Закономерно, что после того, как Спаситель начинает являть свои первые чудеса, к Нему большим потоком устремляется народ. Тут важно разделить две вещи, за которыми идут люди — это исцеление и выздоровление.
На первый взгляд может показаться, что это одно и тоже, но это не так. Под выздоровлением следует понимать только лишь исцеление тела от физических болезней. Конечно, многие люди шли ко Христу только лишь за этим, совершенно не вникая и не видя в нем Истинного Спасителя.
Говоря же об исцелении, подразумевается целостный подход к человеку. Именно этого состояния мы можем достичь, идя за Христом — исцеления души и тела, которые неразрывно связаны в каждом человеке. И Господь делал именно это — он исцелял, очищал людей от скверны, наполнял светом их души.
И одним из наиболее удивительных исцелений, описанных евангелистом Марком, является исцеление расслабленного, которого на носилках принесли друзья. Христос в этот момент находился в доме одного человека, который пригласил Его для уединенной беседы.
Вокруг дома тут же собралась толпа людей, и создала плотное кольцо, через которое никто не мог пройти. И вот Евангелие повествует, что некоторые люди принесли с собой так называемого «расслабленного» — человека, который не мог самостоятельно ходить, а только лежал. В физическом смысле слова это состояние было сродни паралича, но толкователи говорят еще и о духовном расслаблении — унынии, печали.
И вот друзья больного, увидя плотную толпу людей, не развернулись, не отступили от своего плана по спасению друга. Они забрались на крышу, разобрали ее и спустили болящего через потолок.
«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5).
Удивительно в этом примере то, что исцеление случилось даже не по вере самого болящего (об этом Евангелие умалчивает), а по большой любви и вере тех, кто его принес на носилках. Христос исцеляет расслабленного именно по вере его друзей.
Но не все восприняли явное исцеление праведно. Некоторые из книжников и фарисеев увидели в словах Христа богохульство, поскольку Он простил грехи недужнему человеку. Сердца этих мнимых праведников были настолько ожесточены, что они просто не способны были разглядеть в Иисусе Того Самого Мессию, Которого все ждали.
В Евангелии сказано, что фарисеи возмущались не вслух, а «в седрцах своих» (Мк. 2:7). Но Господь слышал движение их сердец, и открыто ответил всем сомневающимся:
«чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи… тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:10–11).
Очевидно, что такое явное чудо было совершено при большом количестве людей для того, чтобы явить Силу Божию. Тут Христос действует как Сын Божий, оставаясь при этом в соединении со своей земной человеческой природой.
Поскольку фарисеи никак не могли разглядеть в Христе Мессию, они пытались постоянно обличить Его в нарушении ветхзаветного Закона. Так, третья глава Евангелия от Марка повествует нам об исцелении человека, имеющего сухую руку. На этот раз книжники и фарисеи обвинили Христа в нарушении заповеди о субботе. Спаситель, видя страдающего человека, исцеляет его несмотря на запрет что-либо делать в субботний день.
Христос же поясняет, что добрые дела необходимо делать в любые дни, даже и в субботние. При этом Он глубоко скорбит о жестокости сердец этих людей, которые внешне выглядят как самые большие праведники. (Мк., 3: 6).
О крестных страданиях и Воскресении
Конечно, каждое из Евангелий особое внимание уделяет смерти Иисуса Христа и последующему Его воскрешению. Это самые важные события во всей христианской истории, без которых бы не существовало нашей веры.
Так, евангелист Марк в 14 главе говорит о том, что с приближением дня празднования иудейской Пасхи старейшины искали способы и пути, чтобы обманным путем взять Христа под стражу. Его проповеди и обличения ставили под сомнение весь комфортный уклад жизни фарисеев, от которого они так не хотели отказываться.
В это время Христос находился в Вифании, а именно гостил в доме некоего Симона прокаженного. В этот дом пришла падшая женщина, блудница. Она принесла с собой большой сосуд драгоценного мира, и со слезами возливала его на Христа, отирая своими волосами.
Этот эпизод может показаться незначительным, но именно с него начинается путь Христа на Голгофу. Миром помазывали тела именитых и знатных покойников перед похоронами. Господь так и ответил этой женщине, то она готовит Его тело к погребению. (Мк., 14:8).
Далее повествование приводит нас к событиям Тайной Вечери. Промыслительным образом Господь знал о грядущем предательстве Иуды, и даже сказал ученикам, что один из сидящих сейчас со всеми за столом предаст его (Мк. 14:18).
Тогда же, на Тайной Вечере, было положено начало великому Таинству, которое будет в нашей Церкви до конца дней и которое мы можем по великой милости Господней принимать. Речь идет о Евахаристии. Совершенно прямо и однозначно Христос оставляет завет есть Его Плоть и пить Его Кровь, что необходимо для наследования жизни вечной.
Это один из важнейших моментов всего Нового Завета, который описывают все четыре евангелиста. Можно сказать, что Евхаристия — краеугольный камень всего христианства.
После Тайной Вечери начинается череда трагических событий, которые необратимо должны были случится. Предательство Иуды, арест Иисуса Христа, допрос Его у Понтия Пилата — все эти звенья, ведущие к казни, евангелист Марк описывает емко, стремительно, трагически.
Сама казнь и смерть Христа описаны в 15 главе. Большое внимание евангелист Марк уделяет женщинам, которые стоят подле Креста. После субботы, которая следовала за погребением Христа, Мария Магдалина и еще несколько женщин ранним утром пошли проведать пещеру, где было положено тело Иисуса.
Интересно! Сегодня память именно этих женщин мы вспоминаем вскоре после Пасхи, в день святых Жен-Мироносиц. Этот праздник считается православным женским днем, христианской альтернативой советскому дню 8 марта.
Именно эти несколько женщин и сподобились самыми первыми узнать о том, что Господь воскрес. Именно они принесли эту весть ученикам и апостолам, после чего начался новый этап в христианстве — проповедование учения Христового.
Заканчивается Евангелие от Марка описанием Вознесения Господнего, которое по сей день чтится в церковном богослужебном круге как большой праздник. А последователи и ученики Христа были призваны проповедовать Слово Божие по всей Земле.
Что значит Евангелие и кто на самом деле написал библейские Евангелия
Слово Евангелие многие понимают формально – как жизнеописание Иисуса Христа, представленное в четырех библейских книгах под таким названием – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Но на самом деле это понятие с широким смыслом и богатым историческим контекстом.
Евангелие (греч. «еванге́лион») означает буквально «благая весть». Как сказано у Матфея (4:23) и Марка (1:14), Христос «проповедовал Евангелие» – то есть благую весть о Царстве Божьем, которое наступило с его приходом, и о спасении, которое Бог даровал через него человеку.
Поскольку вся эта религиозная концепция строится вокруг личности Иисуса, а творимые им чудеса доказывают в глазах верующих наступление этого Царства, то и повествование о самом Христе называют Евангелием (т.е. «Благовестием»).
Евангелие XIII века в золотом окладе XVII века
РИА Новости / Руслан Кривобок
Не только религия
Слово «евангелие» мы воспринимаем исключительно в религиозном контексте. Но до распространения христианства в Средиземноморье евангелием могло быть радостное известие о военной победе, о восхождении правителя на престол, о рождении наследника или другом политическом и общественном событии. Даже указы, исходившие от «обожествляемой» власти, назывались евангелиями.
Сегодня о той древности напоминают популярные греческие имена. Ева́нгелос (кратко Ванге́лис ) означает буквально «благовестник». Оно состоит из хорошо знакомого нам слова «ангел» («а́нгелос» по-гречески – вестник, гонец, посланник, глашатай) и приставки «ев-» (благой). Женский вариант имени – Евангели́я .
Знаменитый греческий композитор Вангелис (полное имя Ева́нгелос Одиссе́ус Папатанаси́у) аккомпанирует на рояле оперной певице Монтсеррат Кабалье (1997 г.).
Reuters
Между тем в Италии распространена фамилия Евангелиста (произносится Эванджелиста), которая переводится как «евангелист, -ка / миссионер, -ка». Слово пришло в итальянский язык из греческого через позднюю латынь.
Эту фамилию прославила на весь мир канадская топ-модель 90-х Линда Евангелиста – дочь итальянских иммигрантов.
Reuters
Кто написал библейские Евангелия? Сомнения ученых
Новый Завет содержит четыре канонических повествования о жизни и деяниях Христа. Церковь считает их авторами Матфея и Иоанна из 12 апостолов – избранных учеников Иисуса, а также Луку и Марка, которые, по преданию, тоже видели Спасителя своими глазами и были в числе самых первых христианских проповедников.
Изображения четырех евангелистов и Вознесения Христова (в центре) на окладе Евангелия из Рождественского монастыря в Москве
РИА Новости / Дмитрий Коробейников
Однако большинство ученых заключают, что все четыре Евангелия были написаны анонимами I века, не знавшими и не видевшими Христа лично. Авторство позже приписали апостолам и друзьям апостолов, отчасти чтобы убедить читателей в достоверности событий.
При исследовании текстов находится очень мало признаков, которые подтверждали бы указанное авторство, и наоборот, всплывает много фактов, которые заставляют в нем усомниться.
Самое очевидное: если Матфей и Иоанн вместе были подле Христа и внимали его учению, то почему их рассказы фундаментально расходятся в ключевых вещах? Даже если допустить, что у них было разное восприятие, как нередко бывает у свидетелей одних и тех же событий, то это все равно не объясняет, почему само его учение они представили настолько противоречиво.
У Матфея Иисус – человек, который проповедует о Царстве Небесном, не говорит о себе и своем божественном происхождении и отказывается творить чудеса только ради того, чтобы доказать, кто он такой. У Иоанна ровно наоборот: Иисус – Бог, который в проповедях постоянно говорит о себе и своем божественном происхождении и творит много чудес, чтобы в него поверили.
«Неверие апостола Фомы», Караваджо (1600-1602)
Wikimedia
Церковные богословы, конечно, объясняют эти противоречия по-своему: что Матфей просто излагал события, а Иоанн был «движим Духом» и в своем повествовании разъяснял их глубинный смысл, погружая читателей в тайну Христовой сути.
Евангелие от Марии Магдалины, Евангелие Иуды и другие
Помимо канонических, существует еще не менее 20 текстов, известных как «Евангелия», но не признанных церковью. Многие из них даже не являются жизнеописаниями Христа, а представляют собой сборники цитат, приписываемых Иисусу, или философско-религиозные рассуждения. Они содержат много сомнительных и противоречивых положений.
В Евангелии от Петра , например, Христа приговаривает к распятию не Понтий Пилат, а царь Ирод (сын другого Ирода, который, согласно Евангелию от Матфея, велел убить всех младенцев в Вифлееме).
Иисус перед Иродом, часть алтаря итальянского художника Дуччо, XIV век
Wikimedia
Евангелие от Фомы – это сборник высказываний и притчей, которые лишь частично совпадают с теми, что есть в Новом Завете. В одной из притчей суть Царства Божьего объясняется через убийство: «Иисус сказал: Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека. Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного». В манускрипте есть возможный намек на смерть Христа, но не сказано ни слова о распятии, воскрешении или Страшном суде, а также не упоминается, что Иисус был Божьим помазанником.
Евангелие от Марии – это в основном диалоги между Магдалиной и другими учениками Христа, которым она рассказывает свои видения о Спасителе и пересказывает разговоры с ним. Некоторые апостолы ей не верят и сомневаются, почему он поведал о чем-то секретно этой женщине, а не своим ученикам. Но один заступается за нее, говоря, что Иисус любил ее больше всех апостолов. Т.е. это «Евангелие» наделяет Магдалину самым высоким статусом.
Папирус с Евангелием от Марии, II век
Wikimedia
«Кающаяся Мария Магдалина», репродукция картины Тициана
РИА Новости / Юрий Каплун
В Евангелии от евреев Святой Дух представлен как Божественная мать Христа.
Также существует Евангелие Иуды (без предлога «от») – повествование не о Христе, а об Иуде Искариоте из числа его апостолов. В нем Иуда показан не предателем, как в Новом Завете, а послушным и жертвенным учеником Иисуса, который один был достоин того, чтобы быть посвященным в тайные знания.
Служба «12-ти Евангелий»
В последнюю неделю Великого поста перед Пасхой, вечером Страстного Четверга, в православных храмах совершается служба «Двенадцати Евангелий». Но речь, конечно, не идет о 12 разных текстах.
Во время богослужения читаются отрывки из 4-х канонических Евангелий, где описаны страдания и смерть Христа. Всего этих чтений 12 – по числу часов ночи. Как поясняет церковь, это символизирует, что верующие должны провести всю ночь в слушании «Благовестия», подобно апостолам, которые сопровождали Иисуса в Гефсиманский сад перед тем, как он понес свою жертву ради спасения человечества.
С сайта Петро-Павловского кафедрального собора Симферополя
Что почитать о Евангелиях
«Руководство к изучению Священных книг Нового Завета»
Тексты Евангелий часто требуют толкований даже для верующих. В православной традиции в этом смысле ценится «Руководство» профессора-богослова Александра Васильевича Иванова. Оно было впервые издано в конце XIX века, а в наши дни дополнено в соответствии с современными исследованиями. В книге рассказано об истории Евангелий и четырех канонических евангелистов, о различиях в текстах и дано толкование (с церковной точки зрения) всего, что в них описано.
«Иисус, прерванное слово: как на самом деле зарождалось христианство»
В книге современного доктора богословия Барта Эрмана представлен познавательный взгляд на Евангелия на основе исследований ученых за последние 200 лет.
Источники:
http://eparhia-saratov.ru/Articles/evangelie-ot-marka-samoe-stremitelnoe
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/evangelie-ot-marka.html
http://www.anews.com/p/110817062-chto-znachit-evangelie-i-kto-na-samom-dele-napisal-biblejskie-evangeliya/