Христианский праздник 1 сентября. Православные церковные праздники сентября

Христианский праздник 1 сентября. Православные церковные праздники сентября

Начало индикта – церковное новолетие. Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).

Прав. Иисуса Навина (XIV до Р.Х.). Мч. Аифала диакона, Персидского (380). Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона, учителя их (IV). Мц. Каллисты и братий её, мчч. Евода и Ермогена (309).

Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения её иконы ) (864). Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской , Августовской (1914) и именуемой “Всеблаженная” (в Казани) икон Божией Матери.

Евангельские Чтения

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Лк. 4, 16-22). Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос – принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным. Это верно совершается во всех искренно верующих и действующих по вере. Мыслями не наполнишь душу этою приятностью; надо действовать и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа. Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не имеют тяготы и горькости. Стало быть и с этой стороны есть лето приятно; только снаружи оно кажется холодною зимою.

Молитвы

Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и безплотных жительству, сый в телеси,/ Симеоне отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Вышних ищай, нижним совокупляяйся,/ и колесницу огненную столп соделавый:/ тем собеседник ангелом был еси преподобне,/ с ними Христу Богу моляся/ непрестанно о всех нас.

Торжество днесь празднуем светлое,/ се бо предлежит, о Всеблаженная, икона Твоя Всечестная,/ к ней же любовию сердца вси приходяще, Владычице,/ поклоняемся и тепло Тебе вопием:/ избави нас от бед и обстояний.

Во праздник Твой сошедшеся, вернии,/ священное ко славе Божией торжество Твое, Владычице, днесь всеблагоговейно совершаем,/ любовию же чтуще честную икону Твою,/ Тебе песнословим вси в радости:/ радуйся, Дево Честная Всеблаженная.

Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Мати Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны.

В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве.

Православный календарь на 1 сентября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

1 сентября (19 августа по “старому стилю”, церковному юлианскому календарю). Пятница 13-й седмицы по Пятидесятнице (тринадцатой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). День постный. По церковному Уставу благословляется пища с растительным маслом.

Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память шести известных по именам святых, а также одной очень почитаемой на Руси святыни. Далее коротко расскажем о них.

Мученик Андрей Стратилат Таврийский и с ним 2593 мучеников. Святой страдалец за Христа и Его Церковь начала IV века от Рождества Христова, один из самых известных и почитаемых Небесных покровителей христолюбивого воинства.

Андрей Стратилат был римским военачальником при императоре Максимиане. Во время войны с персами он уверовал во Христа и перед сражением проповедал своим воинам истинного Бога. С верой и молитвой небольшой отряд святого Андрея обратил в бегство огромное войско персов, но когда Стратилат вернулся с победой, многие стали завидовать его славе и донесли, что он – христианин.

Читать еще:  Вечная память вечный покой молитва. Молитвы за усопших

После суда и пыток, боясь возмущения войска, император отпустил Андрея Стратилата и его дружину, тайно приказав казнить порознь каждого. Освободившись, они прибыли в город Тарс, где приняли святое крещение, а вскоре после этого и мученическую кончину, представ пред Престолом Божиим в 302 году от Рождества Христова.

Подробнее об этом святом и посвященной ему московской обители вы можете прочесть в нашем материале, опубликованной на страницах “Царьграда”.

Мученики Тимофей, Агапий и Фекла Палестинские. Современники святого Андрея Стратилата, пострадавшие за верность Христу и Его Церкви в 304 году от Рождества Христова в Палестине.

Мученик Тимофей в совершенстве изучил Священное Писание и, имея от Бога особенный дар красноречия, стал учителем христианской веры. В период антихристианских гонений императоров-язычников Диоклитиана и Максимиана святой Тимофей был подвергнут суду, на котором объявил себя христианином, произнеся проповедь о любви Господа Христа к людям и о Его пришествии в мир для нашего спасения. Страдальца подвергли страшным истязаниям, а затем сожгли.

Одновременно со святым Тимофеем в Палестине пострадали за Христа и Его Церкви мученики Агапий и Фекла, которых язычники отдали на растерзание диким зверям.

Святитель Питирим, епископ Великопермский. Русский святой XV века от Рождества Христова. Отец Питирим, настоятель московского Чудова монастыря, был избран на Пермскую епископскую кафедру после мученической кончины другого святого этой земли – святителя Пермского Герасима.

Владыка Питирим отдал много трудов для христианского просвещения языческих народов Пермского края – зырян и вогулов (коми и манси), чем возбудил гнев вождя вогулов Асыки. И однажды, когда святитель Питирим освящал воду на мысе при слиянии рек Вага и Вычагда, разъяренный язычник Асык убил святого старца. Это произошло в августе либо 1455, либо 1456 года от Рождества Христова.

Священноисповедник Николай Лебедев, пресвитер. Один из многотысячного сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской. Отец Николай, сельский священник из Тверской земли, претерпел немало страданий от большевиков-богоборцев, около двух лет проведя в заключении в Соловецком лагере. Вскоре после своего освобождения батюшка отошел ко Господу в 1933 году.

Донская икона Пресвятой Богородицы. Этот святой образ, написанный в конце XIV века от Рождества Христова самим Феофаном Греком, вот уже шесть столетий покровительствует русскому воинству и его славным победам. Так, по преданию, перед Куликовской битвой, судьбоносной для всей русской цивилизации, эта икона была поднесена предками донских казаков великому князю Дмитрию Ивановичу. Как сказано в истории этого чудотворного образа:

“Народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил князя со святой иконой и с крестами. И преподнёс ему эти духовные сокровища…”

Перед Донской иконой в 1552 году молился царь Иоанн Васильевич в канун своего победоносного Казанского похода. С этим чудотворным образом связывают и избавление Москвы от нашествия крымского хана Газы Герая в 1591 году.

В память именно о последнем событии и был основан московский Донской монастырь, который и сегодня является одной из главных православных обителей столицы. И куда ежегодно в день Донской иконы Пресвятой Богородицы этот дивный образ доставляется из собраний Третьяковской галереи.

Поздравляем всех православных христиан с днем этой великой святыни и сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь этих угодников Божиих – сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: “Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!”

Подписывайтесь на канал
“Царьград” в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Начало церковного года. Новолетие

Христианский новый год 2019 (7528 от сотворения мира)

«Начало инди́кту, си́речь новому лету». 14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю — 7528 год от сотворения мира. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием. Пожалуй, новолетие является самым незаметным православным праздником. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год. А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!

Читать еще:  Тест какая планета тебе подходит. Как узнать какая планета в твоем знаке зодиака

Индикт нового лета. Икона XVI–XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На I Вселенском соборе в Никее в 325 году были установлены основные правила церковного календаря — расчет Пасхалии (даты Пасхи и подвижных праздников) и начало года 1 сентября. Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы: в сентябре 323 года император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке империи.

Что такое инди́кт?

Инди́ктом (от indico — объявляю, назначаю) в Римской империи назывался порядковый номер года. Первоначально так обозначался финансовый год, период сбора налогов. Считается, что счет 15-летними циклами появился в Римской империи; с такой периодичностью пересматривались налоговые списки.

Церковный календарь и богослужебный круг

14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.

Начало инди́кта. Старообрядческая икона, конец XIX в.

Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.

Из богослужебной книги знаменного пения. Новолетие

Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы(15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.

Традиции празднования новолетия на Руси

После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление — от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компани, итальянский путешественник XVI века:

На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года — с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.

Еще полезное чтение:
Библиотека Русской веры
Поучение на начало индикта. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Народные традиции и суеверия

Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящихся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц, пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном, в г. Андрианополе при императоре Ликинии.

Читать еще:  Гадалка по кофе. Лучшие онлайн гадания на кофейной гуще

Преподобный Симеон Столпник с житием в 22 клеймах. Углич, 2-я половина XVII века

С почитанием 14 сентября (1 сентября по старому стилю) памяти преподобного отца Симеона Столпника на Руси были связаны бытовые традиции. На языке народа этот день носит название «Семена-летопроводца» или просто «Семина дня». Название «летопроводца» присвоено дню преподобного отца Симеона потому, что около этого времени наступает конец лета, о чем можно заключить и по народным земледельческим поговоркам: «Семин день — севалка с плеч», или «Семин день — семена долой» (т. е. конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони» (намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8-ое сентября называлось «бабьим летом» — это начало женских и девичьих сельских работ, так как с этого дня женщины начинают «засиживать» вечера. «Семин день» являлся срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми.

Как отмечают новолетие старообрядцы

Как видим, в разные времена началом нового года считалось то 1 марта, то 1 сентября, а теперь 1 января. Но церковный календарь не меняется, и православные люди каждый год отмечают новолетие 1 сентября. Происходит это незаметно для стороннего наблюдателя — ни петард, ни фейерверков, ни пышных застолий. Но верующий человек, с детства привыкший любое дело начинать с молитвой, понимает: в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал «летом благоприятным». Вот как говорится об этом в тропаре празднику новолетия:

В сеz2 тва1ри содётелю, и14же времена2 и3 лёта свое1ю o31бластiю положи1выи, блгослови2 вэне1цъ лёту блгости твоеz2 гдcи, сохранz1z в8ми1рэ градъ и3 лю1ди твоеz2, млтвами бцdы, по вели1цэй твое1й ми1лости.

Русский текст:

Всея твари Содетелю, иже времена и лета Своей областию положивыи, благослови венец лету благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град и люди Твоя, молитвами Богородицы, по велицей Твоей милости.

Перевод:

Господи, сотворивший весь мир, определивший течение времени, благослови завершение года благого Твоего, сохраняя сей город и людей в мире, по молитвам Богородицы и Твоей великой милости.

Кондак, глас 3.

В вышних живыи Христе Царю, всем видимым и невидимым, Творче и Зиждителю, иже дние и нощи, времена и лета сотворивыи, благослови ныне венец лету, соблюди и сохрани в мире страну нашу, и град и люди Твоя Многомилостиве.

Евангелие, читаемое за службой, рассказывает о начале проповеди Исуса Христа. Господь вошел в синагогу г. Назарета и прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2):

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.

Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4: 16–21).

Проповедь Христа в синагоге Назаретской; Балканы. Косово. Монастырь Высокие Дечаны; XIV в.

По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 18 сентября. К сожалению, в настоящее время праздник церковного новолетия проходит незамеченным даже для большинства старообрядцев и далеко не в каждом приходе совершается в этот день служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно встречают гражданский новый год, установленный Петром I — в дни строгого поста перед Рожеством! Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, восстановится многовековая традиция отмечать новолетие 14 сентября и в каждом храме совершать службу, чтобы все могли услышать, какими словами Церковь молится в этот день:

подаждь земли Твоей благоплодие… венец лету благослови, сохраняя в мире православных множества.

Стихера Новому лету из старообрядческой певческой книги Трезвоны

Пожелаем и мы всем читателям нашего сайта встретить новолетие в храме.

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/Days/20180901.html
http://tsargrad.tv/articles/pravoslavnyj-kalendar-na-1-sentjabrja_83083
http://ruvera.ru/novoletie

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: