Что объединяет понятия религия мораль философия искусство. Философия, религия, мораль, искусство: диалогкультурныхтрадиций
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.
Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.
Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловно принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в которых находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков.
Нравственность проявляется в отношении человека к друзьям, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.
Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.
Мораль – должное, а нравственность – сущее
Категории нравственности: добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода, добросовестность
Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.
Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку какие поступки он должен или не должен совершать.
Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемая ими поведение людей. На основе веры в существование сверхъестественной сферы.
Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человека.
Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам
Национальные религии: Конфуцианство(Китай), Иудоизм(Полестина), Синтаизм.
Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.
В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.
· МОРАЛЬ выступает, как правило, в качестве “неписаного закона”, реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания.
· РЕЛИГИЯ ( благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах.
Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.
Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами) . Это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. В этике и ритуале религтя раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному.
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 730 ; Нарушение авторских прав
Ответ на экз, 1ый семестр (Ермолович ДВ) / 5. Философия и другие формы духовной культуры. наука, искусство, мораль, религия
5. Философия и другие формы духовной культуры: наука, искусство, мораль, религия.
История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:
Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).
Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)
Сейчас философия оказывает наукам многообразную помощь:
Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.
Помогает критически осмыслить полученные результаты.
Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.
Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
Искусство – форма общественного сознания.
Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.
К проблемам художественного творчества относятся художественные направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.
Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения) деятельности.
Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности.
Морфология искусства (виды):
Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей.
Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.
Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.
Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.
Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:
Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.
Религия – форма мировоззрения, объясняющая мир человека через связь со сверх естеств. Существами.
Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.
Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предположения, господствующим методом -ния их убедительности являлись логика и здравый смысл.
Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления.
Что объединяет понятия религия мораль философия искусство. Философия, религия, мораль, искусство: диалогкультурныхтрадиций
В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных)., воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.
Мораль как форма регуляции поведения человека
Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.
В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Мораль – сложное системное образование. Ее основные структурные элементы :
моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.);
моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т. д.);
моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);
морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).
Мораль обусловлена социально-исторически, ее структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материально-производственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуляции, средствами коммуникации и т. д. К основным социальным функциям морали относятся:
§ оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);
§ императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);
§ воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);
§ коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);
§ гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);
§ познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).
Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности (греч.ае steticos – чувствующий, чувственный).
Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука – эстетика. Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая. Искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.
Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия(лат. religio – благочестие, набожность, святыня).
Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. Признаки религии: удвоение мира и прямое усмотрение истины на основании веры.
Религия – системное социокультурное образование. Она включает религиозное сознание, культы и организации. Религиозное сознание делится на религиозную психологию и идеологию. Религиозный культ – это совокупность всех видов действий, связанных с практическим и духовным воздействием на бога. Выделяют два основных вида культовой связи с богом : магический и умилоствительный культ. Церковь – тип религиозной организации , возникший исторически как механизм организации связей религиозных объединений как со светскими организациями, так и отношений внутри этих объединений.
Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.
Источники:
http://lektsii.com/1-62924.html
http://studfile.net/preview/1445021/
http://www.sites.google.com/site/filosofiavb/40-iskusstvo-moral-religia-kak-formy-duhovnosti