Социологически ориентированная эстетика ипполита тэна.

Статья №2: «Литература и эпоха. Культурно-исторический метод Ипполита Тэна»

Еще одним позитивистским методом литературоведения, изобретенным французским искусствоведом 19 века Ипполитом Тэном, является культурно-исторический метод. Concepture публикует небольшую лекцию на эту тему.

Врсприняв идеи Сент-Бёва, Тэн выделил основные факторы, которые по его мнению определяют особенности биографии автора и соответственно его литературное творчество. В их числе Тэн называет расу, среду и исторический момент.

Раса, по Тэну, это совокупность врожденных и генетически наследуемых склонностей, обусловленных телесной организацией. Раса предполагает наличие определенного национального характера. Например, северные народы по своей природе медлительны, поэтому в творчестве они проявляют основательность и глубину. Южные народы, напротив, весьма горячи и поспешны, поэтому их литература тяготеет к легкости и изяществу слога. Достаточно сравнить английскую и итальянскую литературу, а если еще точнее – Томаса Харди и Томазо Герарди дель Теста, чтобы удостовериться, что в этом есть известная доля истины.

Среда – это природные условия, в которых проживает автор; география и климат, которые обуславливают быт его народа. Например, мягкий умеренный климат Средиземноморья определяет гармоничный характер античного искусства, в частности, литературы.

Наконец исторический момент – это стечение экономических, политических, культурных и прочих социальных обстоятельств в конкретную эпоху в той или иной стране.

Необходимо отметить, что Ипполит Тэн и другие сторонники культурно-исторического метода рассматривали литературу только как средство познания, предметом же является социальная жизнь. Поэтому этот метод в большей степени относится к социологии литературы, нежели к литературоведению как таковому. В рамках этого метода полностью исключается индивидуально-творческий аспект, а само литературное произведение расценивается исключительно в качестве исторического памятника, документирующего общественную жизнь эпохи. Такой социологический редукционизм, доходивший порой до вульгаризма, вызывал резонные протесты со стороны «ущемленных» художников. Так не скрывал своего негодования известный французский автор Гюстав Флобер, писавший: «Меня всегда возмущает, что на одну доску ставится шедевр и любая гнусность. Мелкоту превозносят, а великое принижают; ничто не может быть глупее и аморальнее». Возмущение писателя вполне оправдано. О состоянии социальной жизни куда уместнее судить, скажем, по особенностям ремесленного искусства, нежели литературы.

Тэну, однако, принадлежит заслуга фиксации принципиальной разницы между историзмом искусства и историзмом науки. Дело в том, что в искусстве отсутствует прогресс. Если в науке новое открытие, будучи более совершенным, оттесняет прежнее открытие в прошлое, то в искусстве новое произведение – вовсе не обязательно лучше предыдущих. Тэн сформулировал закон, согласно которому все произведения того или иного исторического периода должны истолковываться с имманентных этой эпохе позиций, то есть, в рамках существовавших в то время традиций.

Вообще Тэн в своих работах ввел целый ряд понятий, ставших предтечей ключевых концептов основных гуманитарных наук. Ему принадлежит авторство понятия «основной характер», которое впоследствии в философии и социологии трансформируется в «социальный характер» и «национальный характер». Под «основным характером» Тэн понимал тип человека, появляющийся в определенное время и преобладающий в конкретном обществе, так что затем его образ воспроизводят в искусстве.

Тэн считал, что художники должны отображать только сущностные стороны жизни. Справился ли художник со своей задачей можно судить по степени цельности впечатления, которое вызывает произведение.

Несмотря на то, что Ипполит Тэн был сыном своего века и вполне разделял все заблуждения и ограничения эпохи, его теория по праву может считаться первой попыткой серьезного изучения закономерностей функционирования литературного текста в обществе. И поскольку Тэн не был чужд духа романтизма, он относился к литературе как к средству не только познания, но и мирочувствования.

Эстетика. Энциклопедический словарь
ТЭН (TAINE), ИППОЛИТ

ТЭН (TAINE), ИППОЛИТ

ТЭН (Taine), Ипполит (1828-1893)

французский историк, философ, социолог, эстетик, литературовед, психолог. Родился в семье судейского чиновника. Получил образование в парижском Коллеж де Бурбон и Высшей нормальной школе. Специализировался по философии. Испытал на себе влияние идей Аристотеля, Спинозы, Гегеля. Преподавал философские дисциплины в лицеях, а позднее в Школе изящных искусств. Тэн – автор исследований «Французская философия XIX века» (1857), «Критические опыты по истории» (1858), «История английской литературы» (1864), «Об интеллигенции» (в рус. переводе «Об уме и познании») (1870), «Происхождение современной Франции» и др.

Для Тэна был характерен сугубо позитивистский подход ко всем формам духовной, художественно-эстетической жизни. Каждое явление культуры, искусства, литературы он рассматривал в первую очередь как социальный факт. Это сближало его с социологами и превращало из публициста, искусствоведа, историка искусства в представителя социологии культуры. Изучение искусства, литературы предполагает, согласно Тэну, не только накопление фактов, но и выстраивание на их основе системы причинно-следственных зависимостей. Исследователь должен ни на мгновение не упускать из поля своего зрения принцип причинности и помнить, что малейшее изменение в сфере причин влечет за собой серьезные изменения в сферах литературы и искусства.

Читать еще:  Житие есть следствие бытия. Бытие

В работе «Философии искусства» (1880) Тэн рассматривал искусство в свете методологических принципов социологического позитивизма. Он стремился при помощи кантовского физикализма, т. е. с естественнонаучных позиций, выявить основные закономерности развития художественной жизни общества. Каждое явление искусства представало у него как причинно обусловленный социальный факт, связанный многими детерминационными воздействиями с общественным целым. В этом подходе проявилось также и влияние Гегеля, идеи которого были близки ученому. Тэн активно использовал категорию Гете-Гегеля дух времени, придал ей характер методологического принципа, с помощью которого объясняются многие явления и процессы социокультурной жизни, а их кажущийся хаос обретает необходимую конфигуративность.

Тэн полагал, что все разнообразие духовных форм, которыми располагает культура, т. е. памятники религии, искусства, философии, литературы способны служить опорным материалом при изучении человеческого общества, отношений между людьми.

От Спенсера Тэн заимствовал взгляд на взаимовлияния социальных целостностей как на взаимодействие живых организмов. Он утверждал, что искусство связано с обществом, как растение с породившей его почвой. Эта связь, представленная в социологическом аспекте, выглядит опосредованной тремя звеньями: 1) идеями, нравами, психологией эпохи; 2) определенными художественным школами; 3) своеобразием творческих манер конкретных художников.

На жизнь искусства воздействуют условия существования людей, особенности пережитых народами исторических, политических событий, своеобразие сложившихся национальных характеров. Каждая эпоха в социальной истории цивилизации выдвигает на передний план какие-то отдельные виды искусства, стимулирует не все, а лишь некоторые формы творчества, выказывая по отношению к ним как бы свое предпочтение. Так, европейская античность выдвинула на передний план скульптуру. Христианско-феодальный мир способствовал первостепенному развитию архитектуры. Абсолютизм XVII-XVIII вв. оказал существенное влияние на развитие театра, а промышленно-демократический дух XIX в. стимулировал развитие и широкое распространение музыкального искусства.

Важное место в социологии Тэна заняла категория среды, которую он трактовал чрезвычайно широко, включая в нее как естественные, так и социальные детерминирующие факторы – климат, ландшафт, общественные условия, политические обстоятельства и т. д. Однако, ему не удалось избежать достаточно острой критики со стороны современников за то, что за пределами его концепции оставались проблемы самодетерминации и бессознательной детерминации художественного творчества. Так, Г. Флобер, размышляя о методе Тэна, заметил: «Очень тонко анализируется среда, породившая <произведение>, причины, которые привели к тем или иным выводам; а где же подсознательная поэтика? Откуда она проистекает? Где композиция, стиль? Где точка зрения автора? Этого нигде нет. Меня всегда возмущает, что на одну доску ставятся шедевр и любая гнусность. Мелкоту превозносят, а великое принижают; ничто не может быть глупее и аморальнее» (Флобер Г. Письма 1850-1880//Он же. Собр. соч. в Ют. Т. 8. – М., 1938. – С. 242).

Соч.: Тэн И. Философия искусства. – М.: Республика, 1996.

Лит.: Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987.

ТЭН Ипполит

Найдено 7 определений термина ТЭН Ипполит

ТЭН Ипполит

французский философ, историк и критик (Вузье, 1828 — Париж, 1893). Известен прежде всего своим объяснением исторических и литературных фактов, в основе которого лежат три фактора: раса, среда, исторический момент («Французская философия XIX века», 1857; «История английской литературы», 1863; «О разуме», 1870). Применил к эстетике понятие детерминизма, сделав искусство свидетелем духовной эволюции общества («Философия искусства», 1882). (Фр. акад., 1878.)

ТЭН (Taine) Ипполит

род. 21 апр. 1828, Вузьер – ум. 5 марта 1893, Париж) – франц. историограф, философпозитивист, испытавший влияние Конта, критик; профессор с 1865. В своей философии истории и искусства, кроме роли расовой принадлежности и существующих исторических условий, очень большое значение придавал роли среды (психическому, духовному, культурному, социальному окружению); пытался доискаться до истоков выдающихся способностей (faculte” maltresse) у гениев. В логике и теории познания склонялся к номинализму. Осн. произв.: “Les origines de la France contemporaine”, 6 t., 1877 – 1894.

Тэн, Ипполит

1828 – 1893) – известный французский историк. Знаток французского и, вообще, европейского искусства. Его перу принадлежит ряд выдающихся сочинений, в которых он старается доказать зависимость художественного творчества от расы, среды и исторического момента. Данная Л. Троцким характеристика Тэна, как “оптимиста прошлого”, имеет в виду воззрения, высказанные им в его известной книге “Происхождение современной Франции”. Во второй части этой книги, “Революция”, Тэн проявляет крайнюю враждебность ко всем основным моментам Французской революции. В якобинстве, в частности, он видит причину всех бедствий революционной Франции. Революционную власть он изображает как новый деспотизм, а движение масс как безначалие и анархию черни. Наиболее известны следующие его книги: “Чтения об искусстве”, “Об уме и познании”, “Критические опыты”, “Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы”, “Происхождение общественного строя современной Франции” и др. Имеются в русском переводе. О Тэне см. Плеханова “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”. /Т. 12, 20/

Читать еще:  Как по феншую привлечь любовь или мужчину. Что такое зона любви по фен-шуй и как ее активировать

ТЭН (Taine) Ипполит

1828—93)—фр. историк, философ-идеалист, искусствовед, представитель культурно-исторической школы. Эстетика Т. эклектична: позитивистская методология, отождествляющая философию иск-ва со своеобразной ботаникой, сосуществует с элементами классического идеализма. Ее центральное понятие — «основной характер», т. е. господствующий тип человека, возникающий в данном об-ве и воспроизводимый иск-вом, всецело предопределяется, по Т., тремя факторами: расой (наследственными свойствами), средой (географической, социальной, политической) и моментом (данной исторической эпохой). Этими же факторами Т. исчерпывает условия творческого развития художника. Детерминизм Т. механистичен: в следствиях (в произв. данного художника) он видит только то, что уже заключалось в условиях (в трех факторах). С таких позиций невозможно объяснить истинную природу человеческой личности вообще и оригинальность творчества художника в частности. В учении Т. о худож. ценности используются биологические, моральные и формальные критерии: качество произв. зависит и от способности художника проникнуть в наиболее глубокие расовые, атавистические черты личности, и от степени моральной оправданности, значимости изображенного характера. Однако, сближая цели и методы иск-ва, эстетики и естествознания, Т. давал повод к упразднению нравственного аспекта иск-ва. По его словам, порок и добродетель должны изучаться художником с тех же позиций природного детерминизма, с каких химик изучает купорос или сахар. Этим лозунгом воспользовались писатели-натуралисты (братья Э. и Ж. Гонкур, ранний Золя и др.), сделавшие порок объектом «научного» интереса и изображавшие его как следствие физиологических причин. Критическую оценку идеалистической методологии Т. как историка и социолога дал Энгельс. Эстетика Т. изложена гл. обр. в соч.: «Критические опыты» (1858), «История английской литературы» (т. 1—4, 1863—64), «Философия искусства» (1865—69), «Идеал в искусстве» (1868).

ТЭН Ипполит

(21 апр. 1828 – 5 марта 1893) – франц. философ и историк. Один из основоположников идеалистич. социологии искусства (“Философия искусства”, Р., 1865, рус. пер., М., 1933), автор ряда работ по истории лит-ры, а также критич. очерков по истории Франции (“Происхождение современной Франции”). “Философия искусства” Т. восприняла “теории среды” Дюбо и Монтескье и сложилась на основе позитивизма Конта. Если Дюбо осн. фактором развития иск-ва считал климатич. условия страны, Монтескье – экономические и социальные факторы, обусловленные в свою очередь географич. средой и климатом, то Т. расширяет понятие “среды” (milieu), к-рая рассматривается у него как совокупность различных факторов. Это, с одной стороны, неизменные географич. и климатич. условия страны, с другой – характер “расы” (нации), гос. устройства и “моральная температура” или “состояние умов и нравов” данной историч. эпохи. Порожденные своей “средой”, произв. иск-ва являются для Т. “фактами”, составляющими предмет исследования истории и теории иск-ва. “Моя обязанность лишь изложить факты и показать вам происхождение этих фактов” – фиксировал Т. в духе позитивизма свое науч. кредо (“Лекции об искусстве”). Иск-во непосредственно (лит-ра, живопись) или опосредствованно (архитектура, музыка) воспроизводит предметный мир, вернее, средние, “господствующие типы” данного периода истории. Хотя Т. и говорит о “совокупности” факторов как общей основе характера, расцвета или упадка иск-ва, в истолковании отд. периодов иск-ва и творчества отд. художников эта “совокупность” выступает у него лишь как механич. сумма или же отд. факторы определяют отдельные же черты данного иск-ва. Причинная связь трактуется Т. механистически. Среда с ее факторами определяет не только выбор тематики, характерные черты изображаемых лиц и предметов, но и возникновение жанров и стилей, господство того или др. вида иск-ва (скульптуры в Греции, живописи в эпоху Возрождения и т.д.). Географич. среда и климат обусловливают и характер живописи: “линейный” на юге, “колористический” на севере. Последователи Т. усугубили позитивистский характер его социологии иск-ва; исходя из теории факторов, они изображали историю иск-ва как механич. чередование “органич. ” и “критич. ” эпох (Гаузенштейн), “тектонических” или “декоративных” стилей (Кон, Винер) и т.п. Соч.: Nouveaux essais de critique et d´histoire, 9 ?d., P., 1914; в рус. пер. – Путешествие но Италии, т. 1–2, М., 1913–16. Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса – Искусство и общественная жизнь, М., 1956; его же, Иск-во и лит-ра, М., 1948, с. 58–60, 72–74; Моравский С., Концепция иск-ва Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, вып. 2, М., 1965. И. Маца. Москва.

ТЭН Ипполит

21 апреля 1828, Вузье, Арденны — 5 марта 1893, Париж) — французский философ, историк, теоретик искусства и литературы. Сторонник позитивизма, испытал влияние Гегеля.

Получил образование в парижском Коллеже Бурбон и в Эколь Нормаль (1841—52), преподавал в Невере, в 1864—69 — профессор эстетики и истории искусства в Школе изящных искусств в Париже. С 1853 публикует серию работ («Очерк о Тите Ливии» — Essai sur Tite-ljve, 1856, «Басни Лафонтена» — La Fontaine et ses fables, 1861; и др.), в которых отстаивает тезис о существовании некой господствующей идеи, в краткой форме выражающей гений народа и заключающей в себе всю его историю. Тэн утверждает, что реальному порядку причин и следствий в вещах соответствует адекватный логический порядок идей в мысли, поэтому наука способна воссоздать объективную реальность. В литературно-критических работах 1850—60-х гг., объединенных позднее в сборники «Очерки критики и истории» (Essais de critique et dhistoire, 1858, рус. пер. 1869) и «История английской литературы» (Histoire de la litterature anglaise, v. 1—4,1863—64, рус. пер. 1876), Тэн утверждает, что как в отдельном человеке, так и в народе существует изначальная и высшая предрасположенность, управляющая всеми их действиями и идеями и обусловленная тремя основополагающими силами: расой, средой и моментом. Эту предрасположенность Тэн называет «основным характером», определяющим доминирующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве.

Читать еще:  День астрологии. История и традиции

В работах «Философы Франции 19 в.» (Les philosophes francais du 19 siecle, 1857), «Английский позитивизм» (Le positivisme anglais, 1864, рус. пер. 1866), «Об уме и познании» (De lintelligence, v. 1—2, 1870, рус. пер. 1872) он обращается к анализу современной ему философии и усматривает причину ее бесплодности в изолированности от науки. Он предлагает освободить философию от поисков последних причин и сущностей вещей и развивает концепцию «форм духа и разума», типов мыслительных привычек, ментальных структур, свойственных индивидам, народам, расам и отличающих различные ступени человеческого гения.

Свои представления об истории как науке, основанной на наблюдении и изучающей общие причины моральных и политических явлений, Тэн развивает в своей последней фундаментальной работе «Происхождение современной Франции» (Les origines de la France contemporaine, v. 1—3,1876—93, рус. пер, т. 1—5,1907), где нашли выражение его консервативные представления об обществе.

Теория искусства Тэна оказала влияние на развитие социологии искусства.

Соч. Pages choisies 1909, Philosophie de lart 1-2 1948;врус. пер Новейшая английская литература в современных ее представителях СПб , 1876, философия искусства 1996. Лит.: Barzellotti С La philosophie de H Tame 1900, Aulard A Tarne, historien de la revolution francaise P, 1907, ChevnllonA H. Tame, formation de sa pensee. P, 1932, Cresson A H Taine P, 1951.

ТЭН Ипполит

21.4.1828, Вузье, Арденны -5.3.1893, Париж), франц. философ, историк, психолог, эстетик. Т. испытал влияние антич. философии, детерминизма Спинозы, эстетики Гегеля, франц. материализма 18 в., особенно Кондильяка, а также франц. и англ. позитивизма.

В теории познания в центре внимания Т. природа заблуждения, абсолютное и относительное в познании, критерий истины. В соч. «Об уме и познании» (v. 1-2, 1870, рус. пер., т. 1-2, 1872) Т. вслед за Кондильяком развивает материалистич. т. зр. в противовес агностицизму Канта и индуктивизму Дж. Ст. Милля. Задача познания, по Т. – «преодоление галлюцинаций и иллюзий» и создание «науки вещей и фактов», ибо одно лишь понятие факта или события соответствует реальным вещам, а потому «наши познания суть факты . Наша задача – определить, как они рождаются, каким образом и при каких условиях они сочетаются и каковы постоянные результаты подобных сочетаний» («Об уме и познании», с. 11). По Т., критерий истинно.сти – «взаимная согласованность представлений».

Т.- родоначальник культурно-историч. школы в искусствоведении, развивавшей историко-генетич. анализ иск-ва. Наибольшее влияние оказало его соч. «Философия искусства» (1865, рус. пер. 1933), в к-ром искусство рассматривалось как обществ. явление. Методологии Т. присущи историзм, идея развития, борьба с теологией. По Т., иск-во обобщает и выражает «господствующий тип», «типичный характер», воплощающий «наиболее существ. черты эпохи», «дух времени». Т. призывал художников отражать субстанциональные стороны жизни, «сущность вещей», иерархию эстетич. ценностей, предполагая ее существование в «самом бытии». Критерий оценки произведения иск-ва, по Т., – степень важности и благотворности характера, степень цельности впечатлений (форма и композиция в иск-ве). Иск-во, по Т., не только средство познания истины, но и средство ощущения, чувствования мира, доля эмоционального момента в иск-ве велика. Иск-во «так же вечно, как и цивилизация».

Социологически ориентированная эстетика Т.- первая попытка изучения функционирования искусства в обществ. организме, хотя Т. не смог преодолеть идеалистич. понимания истории. Основные факторы развития иск-ва – раса, среда и историч. момент. Г. В. Плеханов видел заслугу Т. в установлении причинноследств. связи между обществ. строем, господствующими вкусами, общественной психологией и искусством.

В историч. взглядах Т. проявились метафизичность и классовая ограниченность. Так, революции он считал «дитем общего возбуждения». В основном историч. труде «Происхождение совр. Франции» (v. 1-3, 1876- 1893, рус. пер., т. 1-5, 1907) Т. нарисовал неприглядный социальный портрет якобинца, пользуясь случайно подобранными фактами; он не понимал историч. значения Парижской Коммуны. Критикуя позитивизм, он не выходил за рамки позитивистской методологии.

Источники:

http://concepture.club/post/osnovnye-metody-literaturovedenija/ten
http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/aesthetics/articles/156/ten-taine-ippolit.htm
http://terme.ru/termin/ten-ippolit.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: