Болгарские иконы. Болгарская икона XVII в

Чудотворные иконы Божией Матери Болгарской Православной Церкви

Икона Божией Матери Троеручица

Икона Божьей Матери Троеручица, пребывает в Троянском монастыре Успения Пресвятой Богородицы. Она появилась в Болгарии в XVII веке, в годы турецкого гнета, и это было воспринято православными болгарами как явление милости Божией.

Инок, который нес этот список чудотворного образа с Афона в Валахию, остановился в келье отшельника, подвизавшегося в Троянских горах. Когда через некоторое время он хотел продолжить путь, лошадь стала. Поняв, что это знак Божий, монах оставил чудотворный образ в келье отшельника.

Вскоре для чудотворной иконы была построена часовня, затем храм, основан монастырь, святыней которого стала икона Божией Матери «Троеручица».

В 1837 году, во время эпидемии чумы, в монастыре нашли убежище жители городов Ловеч и Сопот. Когда в праздник Успения Божией Матери в монастырь, как обычно, начали стекаться паломники, старейшины города посоветовали игумену закрыть ворота, никого не впускать, чтобы в монастырь не попала чума. Но игумен отказался это сделать, сказав, что Пресвятая Богородица сохранит надеющихся на Ее помощь от смертоносной болезни.

Тогда большинство из тех, кто искал убежище в обители — а вместе с ними и часть монахов, — покинули стены монастыря. Они надеялись спастись от смертоносной болезни в горных деревнях — и все погибли от чумы. Те же, кто остался в монастыре, были спасены Пресвятой Богородицей.

Великое чудо явила Пресвятая Богородица! — восклицает летописец. — Оставшиеся в монастыре братия встречали паломников, среди которых были и больные, прислуживали им, но никто не заразился и не умер. Матерь Божия их сберегла. Беженцы из Ловеча и других мест оставались в монастыре, пока не прекратилась чума, и вернулись в дома свои с великой благодарностью Богородице.

Икона Божией Матери Одигитрия

Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия почитается в Рыльском монастыре. По преданию, эту икону внесла в монастырь сестра последнего болгарского царя Ивана Шишмана Мара, ставшая женой турецкого султана Мурада I (1319-1389). Не раз Божия Матерь являла верующим Свою помощь по молитвам пред этим образом.

Бачковская икона Божией Матери

Бачковская икона Божией Матери была явлена в 1310 году. Икона была подарена монастырю грузинами Игнатием и Афанасием. Но в Банковском монастыре хранится и другое предание — икона чудесным образом исчезла из одного грузинского монастыря, где ее не хранили с должным почитанием, и была явлена в Болгарии, в местечке Клувии.

Когда икону не удалось перенести в монастырь, одному иноку явилась во сне Пресвятая Дева и сказала, что святыня останется в обители, если ее поместят справа от входа в храм, чтобы было видно, с каким сердцем кто входит в дом Божий, а ежегодно на второй день Пасхи икону будут приносить в Клувию, на место явления.

С тех пор икона стоит в храме на месте, указанном Самой Божией Матерью. В Клувии, на месте явления иконы Божией Матери, почитается святой источник, забивший из-под скалы. На скале помещен список чудотворной иконы, написанный прямо на камне.

Вышитая бисером икона Пресвятой Богородицы Умиление

Иконы, вышитые бисером, жемчугом и камнями

Подарок

Более 2000 изображений Пресвятой Богородицы

Болгарские иконы: окно к небу

В Третьяковке открылась выставка «Шедевры церковного искусства Болгарии»

01.07.2018 в 13:19, просмотров: 2050

Русское и болгарское религиозное искусство имеют общие истоки – византийскую культуру. Именно этот факт родства и братства народов хотели подчеркнуть авторы выставки «Шедевры церковного искусства Болгарии», которая открылась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. На открытии Зельфира Трегулова пожелала гостям «удивительного общения с великими образами».

Читать еще:  Платон обозначение. Значение имени Платон

. Общение, и правда, получается удивительное: иконы завораживают, а живое выступление хора церкви Святого Николая при Толмачах делает атмосферу выставки еще более возвышенной.

Первый образ, который встречает посетителей – поясное изображение Спасителя на лицевой стороне двусторонней иконы «Христос Пантократор. Христос во гробе» из церкви Святого Стефана в Несебре. На лицевой стороне Христос Вседержитель держит кодекс, раскрытый на словах Евангелия от Иоанна (8:12): Я – Свет миру; кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Лик занимает центральное место на выставке: он напоминает о тесных контактах с восточно-христианской империей, о связи русской и болгарской православной церкви.

Об этом как раз упомянул Митрополит Волоколамский Иларион в своей речи:

— Проведение в Москве этой выставки еще раз наглядно подтверждает, что драгоценным достоянием народов, окаймляемых русской и болгарской православными церквами, является объединяющая их святая православная вера и расцветшая на ее основе славянская культура. Сменяют друг друга эпохи, уходят в прошлое быстротечные политические обстоятельства века сего, но незыблемым остается камень отеческой православной веры, на котором издавна основаны наши братские отношения. Важной частью нашей общей веры является благочестивая традиция иконопочитания. Уверен, что эта выставка вызовет интерес к старинному болгарскому церковному искусству и внесет вклад в укрепление добрых отношений между русской и болгарской православными церквами.

Из экспонируемых произведений большой интерес представляют памятники, происходящие из Охрида, важнейшего духовного и культурного центра. Это резная икона XIV века с изображением двунадесятых праздников, среди которых воздух с образом Богоматери Великой Панагии.

Ярким, самобытным характером отличается икона из Рильского монастыря «Архангел Михаил изымает душу богатого», относящаяся к периоду Национального возрождения в Болгарии. В центре композиции изображен архангел Михаил с распростертыми крыльями, облаченный в военные доспехи. Он попирает ногами умирающего богача, в отчаянии рвущего волосы на своей седой бороде. Над головой богатого надпись на болгарском: «Ты мой, сребролюбец». В ХIX веке такие дидактические образы приобрели большую популярность.

Отдельная глава — это иконы, заключающие в себе житие святых. Такие образы просты для понимания, ведь они были придуманы специально для людей, не умеющих читать. Например, икона «Чудо великомученика Георгия» повествует об исповедании веры святым перед императором Диоклетианом и о последовавшем заточении святого в темницу, где он не отрекся от своей веры, несмотря на страшные истязания.

В знак духовного общения двух православных народов в Москву прибыл список с древней чудотворной иконы Богоматери Троеручицы из Троянского ставропигиального монастыря. Икона выставлена для поклонения в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Очень точно выразился митрополит Средней и Западной Европы Антоний о роли иконы и выставки в жизни каждого православного человека:

— Вы знаете, что иконы – окно к небу. Это маленький кусочек неба на земле. Мы очень счастливы, потому что эта выставка вкладывает значимое зерно связи между двумя братскими народами болгарского и русского.

Выставка «Шедевры церковного искусства в Болгарии» продлится до 2 сентября.

Заголовок в газете: Окно к небу
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27719 от 2 июля 2018 Тэги: Выставки, Монастырь, Праздник Места: Москва

Читать еще:  Толкование на послание к ефесянам святого апостола павла. Толкование библии, послание к ефесянам

Шедевры церковного искусства Болгарии

В Третьяковской галерее открылась новая выставка икон, предметов мелкой пластики, церковного шитья и книг XIII – XIX столетий из музеев Болгарии. Искусство этой такой близкой нам и при этом так незаслуженно мало известной страны особенно интересно узнать и понять, потому что в обширном многонациональном семействе византийского мира эта культура во многом прошла путь, схожий с путем нашего, русского искусства. Болгария раньше Руси (в 864-м году) приняла христианство восточного образца, а с ним впитала и основы греческой культуры, искусства, письменность и ученость. И так же, как и Русь, постепенно вырастила на плодородном корне византийской системы свое, самобытное и неповторимое, художественное древо.

Эта культура во многом прошла путь, схожий с путем русского искусства

Столетия византийского владычества сменялись периодами независимости Болгарского царства, церковной автокефалии, а потом и османских завоеваний, и на этом сложном и множественном культурном палимпсесте выросло необыкновенно прекрасное, интересное и самобытное явление болгарского искусства.

Близость Константинополя с его богатейшими культурными традициями во многом определила облик живописи XIV столетия, несколько выдающихся памятников которой мы имеем счастье видеть на выставке.

Известный образ Христа Пантократора XIV столетия с более поздней сценой на обороте из церкви Святого Стефана в Несебре поражает и захватывает своим монументальным великолепием и напряженной сосредоточенной глубиной. Фронтальный образ парит в сияющем пространстве золотого фона, в его антично-прекрасном силуэте, легкой асимметрии позы и едва заметном движении – вся возвышенная и утонченная красота константинопольского палеологовского искусства. Богатство цвета, тонкое взаимодействие оттенков зеленого, красного, пурпурно-коричневого и розового, аристократичные и изящные черты лика, виртуозные легкие мазки пробелов и алых акцентов передают все богатство и неземную гармонию этого величественного и мощного образа. Редкой иконографической особенностью этой иконы стал алый крест нимба Спасителя с треугольными лучами. Характерен жест благословляющей десницы Христа с почти орнаментально изогнутыми перстами, образующими монограмму «IC XC». Раскрытое Евангелие в Его левой руке разлиновано параллельными строчками и содержит цитату из Евангелия от Иоанна на греческом языке: Я – Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8,12). Две последние строки заполнены знаками, имитирующими надпись, напоминающую арабские письмена. Загадка этих строк пока не разгадана, некоторые специалисты полагают, что болгарский мастер, не знавший греческого, взял текст цитаты из иконографического руководства и заполнил оставшееся пустое пространство псевдокуфическим письмом. Возможно, происхождение этих загадочных знаков на иконе Христа Пантократора не настолько случайно, однако эту загадку еще предстоит разгадать, так же как и уточнить датировку иконы.

Тонкие черты лика святого пронизаны светоносной сетью пробелов

Еще одно загадочное и прекрасное изображение – неизвестный святитель, предположительно Патриарх Мефодий. Тиснение по левкасу фона выдает изначальную принадлежность иконы времени господства крестоносцев в Константинополе и одному из художественных центров: Салоникам, Афону или Эпиру. Однако образ святителя был переписан в XIV столетии в стиле, близком великолепным антикизирующим и эмоционально-одухотворенным памятникам палеологовского искусства. Тонкие черты лика святого пронизаны светоносной сетью пробелов. Массивная, монументальная фигура с удлиненными пропорциями, маленькими головой и руками, аскетическим и в то же время аристократически-благородным ликом и пронзительным живым взглядом полна утонченной красоты и величия. Графичный, почти абстрактный узор облачения лишает величественный силуэт тяжести и объема, а алый обрез Евангелия в левой, покровенной руке святителя сияет колористическим и смысловым акцентом всей композиции. Бесспорно, эта прекрасная икона – образец высокого, интеллектуального, изощренно эстетизированного византийского искусства.

Читать еще:  Известные люди родившиеся 13 декабря.

Маленькая фигурка – епископ Киприан, чудесно спасенный Димитрием из плена

Удивительная икона святого Димитрия Солунского на алом коне из церкви святого Иоанна Предтечи в Несебре – великолепная иллюстрация живой и яркой местной традиции, которую отличает свежесть восприятия и витальная энергия смелых форм и палитры. В отличие от большей части греческого поствизантийского художественного наследия, испытавшего сильное европейское влияние, болгарское искусство этого периода в силу своей вынужденной изоляции носит отчетливые черты увлечения художников древними образцами. Смелость и обобщенность форм в изображении святого Димитрия, конечно, вызывают в памяти величайшие достижения русского авангарда, почерпнувшего вдохновение и импульс для своего развития в древней иконописи. В иконе из Несебра соединены два повествования: маленькая фигурка позади святого – епископ Киприан, чудесно спасенный Димитрием из плена. А всадник на голубом коне, которого святой поражает копьем – вероятно, болгарский царь Колоян, который осадил Салоники, но внезапно умер после ночного видения святого Димитрия, нанесшего ему во сне смертельный удар.

Период XVIII – XIX столетий считается эпохой национального возрождения в Болгарии. Интересные иконы и церковная утварь этого времени, представленные на выставке, демонстрируют архаизирующие тенденции этого времени, ориентирующегося на искусство предшествующих веков, и в то же время черты европейских влияний.

Икона «Архангел Михаил изымает душу богатого» из Рильского монастыря принадлежит к распространившейся в это время иконографии, иллюстрирующей притчу о богаче, построившем себе новые житницы. Мучимый на смертном одре богач в буквальном смысле рвет на себе бороду и наглядно скрежещет зубами, у смертного одра собрались его родные, а изобильный разноцветный архитектурный фон изображает, по всей вероятности, высокие башни Рильского монастыря. Яркие цвета и богато украшенные одежды архангела создают впечатление многословности и декоративности.

Прекрасные манускрипты с древними миниатюрами и орнаментальными заставками, украшающие выставку в Третьяковской галерее, серебряная утварь, драгоценное шитье и тончайшая деревянная резьба – сокровища ушедших веков, которые помогают нам хотя бы отчасти вообразить тот многообразный художественный мир, который взрастила христианская культура на болгарской почве.

Экспрессия этой небольшой композиции построена на строгих и скупых художественных приемах

Над кодексом Евангелия из Национальной библиотеки Софии работали несколько писцов под руководством «попа Добрейшо», по имени которого назван весь манускрипт. Выразительная миниатюра изображает святого евангелиста Иоанна, благословляющего коленопреклоненного попа Добрейшо в темно-зеленом одеянии с длинным платом. Экспрессия и мощь этой небольшой композиции построена на аскетически строгих и скупых художественных приемах. Широкий контур очерчивает почти схематичные фигуры святого и предстоящего, их жесты утрированы и подчеркнуты размером, складки одежд орнаментальны, цветовая палитра редуцирована до нескольких локальных тонов, движение застыло в вечно длящемся порыве, изощренно украшенный арочный фон усиливает впечатление плоскостности и бестелесности всего сюжета. Яркая, напряженная выразительность этого изображения доведена почти до полной условности и схематичности, отрешенности от земных законов бытия и всецелого сосредоточения на вневременном и внепространственном пребывании.

Столь по-разному выразительные и прекрасные произведения восточно-христианской культуры на славянской почве заслуживают нашего пристального и заинтересованного внимания. Возвышенные и строгие, утонченные и экспрессивные, лаконичные и многословные, образы болгарского искусства предстают на выставке во всей своей многообразной и богатой палитре, вдохновляют витальной силой и восхищают своей художественной и духовной насыщенностью.

Источники:

http://ikona2.info/ikony-bogorodicy-bolgarskaya-pravoslavnaya-cerkov.php
http://www.mk.ru/culture/2018/07/01/bolgarskie-ikony-okno-k-nebu.html
http://pravoslavie.ru/114270.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: