Перенесение николая чудотворца. Перенесение мощей святителя и чудотворца николая

Православная Жизнь

Main menu

22 мая – Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе – все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно.

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.

Молитвы

Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 4

Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Ба́рский ра́дуется,/ и с ним вселе́нная вся ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́, светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас я́ко предста́тель наш вели́кий, Нико́лае.

Кондак святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 3

Взы́де я́ко звезда́ от вост́ока до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освяти́ся ше́ствием твои́м,/ и град Ба́рский прие́млет тобо́ю благода́ть:/ нас бо де́ля яви́лся еси́ чудотво́рец изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.

Молитва святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу

О, всехва́льный и всечестны́й архиере́ю, вели́кий чудотво́рче, святи́телю Христо́в, о́тче Нико́лае, челове́че Бо́жий, и ве́рный ра́бе, му́жу жела́ний, сосу́де избра́нный, кре́пкий сто́лпе церко́вный, свети́льниче пресве́тлый, звездо́ осиява́ющая и освеща́ющая всю вселе́нную, ты еси́ пра́ведник, я́ко фи́никс процве́тший, насажде́нный во дво́рех Го́спода своего́: живы́й в Ми́рех, ми́ром благоуха́л еси́, и ми́ро приснотеку́щее благода́ти Бо́жия источа́еши. Твои́м ше́ствием, пресвяты́й о́тче, мо́ре освяти́ся, егда́ многочуде́сныя твоя́ мо́щи ше́ствоваху во град Ба́рский, от восто́ка до за́пада хвали́ти и́мя Госпо́дне. О, преизя́щный и преди́вный чудотво́рче, ско́рый помо́щниче, те́плый засту́пниче, па́стырю предо́брый, спаса́ющий слове́сное ста́до от вся́ких бед, тебе́ прославля́ем и тебе́ велича́ем, я́ко наде́жду всех христиа́н, исто́чника чуде́с, защи́тителя ве́рных, прему́драго учи́телю, а́лчущих корми́телю, пла́чущих весе́лие, наги́х одея́ние, боля́щих врача́, по мо́рю пла́вающих упра́вителя, пле́нников свободи́теля, вдов и сиро́т пита́теля и засту́пника, целому́дрия храни́теля, младе́нцев кро́ткаго наказа́теля, ста́рых укрепле́ние, по́стников наста́вника, тружда́ющихся упокое́ние, ни́щих и убо́гих изоби́льное бога́тство. Услы́ши нас, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой, яви́ предста́тельство твое́ о нас к Вы́шнему и исходата́йствуй твои́ми Богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших: сохрани́ святу́ю оби́тель сию́ (или: храм сей), вся́кий град и весь, и вся́кую страну́ христиа́нскую, и лю́ди живу́щыя, от вся́кого озлобле́ния по́мощию твое́ю: ве́мы бо, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́веднаго, поспешеству́ющая во благо́е: тебе́ же пра́веднаго по преблагослове́нней Де́ве Мари́и, предста́теля ко Всеми́лостивому Бо́гу и́мамы, и к твоему́, преблаги́й о́тче, те́плому хода́тайству и заступле́нию смире́нно притека́ем: ты нас соблюди́ я́ко бо́дрый и до́брый па́стырь, от вся́ких враго́в, губи́тельства, тру́са, гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, и во вся́ких беда́х и ско́рбех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи и отве́рзи две́ри милосе́рдия Бо́жия; поне́же недосто́йны есмы́ зре́ти высоту́ Небе́сную, от мно́жества непра́вд на́ших: свя́зани есмы́ у́зами грехо́вными, и николи́же во́ли Созда́теля на́шего сотвори́хом, ни сохрани́хом повеле́ний Его́. Тем же преклоня́ем коле́на сокруше́нна и смире́нна се́рдца на́шего к Зижди́телю своему́, и твоего́ оте́ческаго заступле́ния к нему́ про́сим: помози́ нам, уго́дниче Бо́жий, да не поги́бнем со беззако́нии на́шими, изба́ви нас от вся́кого зла, и от вся́кия ве́щи сопроти́вныя, упра́ви ум наш, и укрепи́ се́рдце на́ше в пра́вой ве́ре, в ней же твои́м предста́тельством и хода́тайством, ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́, и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари

Игумения Викторина с сестрами у входа в базилику святителя Николая

И стория перенесения мощей святителя Николая общеизвестна. В XI веке турки-магометане опустошали греческие земли в Малой Азии, разоряли города и села, святые храмы, оскверняли святые мощи и иконы. Они также покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

Читать еще:  Преподобный максим грек. Ссылка в Тверской Отрочь-Успенский монастырь

Святитель Димитрий Ростовский рассказал о перенесении мощей святителя Николая так: «В 1087-м году некоему христолюбивому и праведному пресвитеру, живущему в Бари, явился во сне святой Николай и сказал: ‟Иди и скажи гражданам и всему собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошенном месте. Такова воля Господа”. Сказав сие, святитель стал невидим. Пробудившись утром, пресвитер поведал всем бывшее видение. Тотчас они избрали из своей среды мужей благоговейных и богобоязненных и отправили их в трех кораблях за мощами святителя. Представляясь идущими для торговли, те мужи нагрузили свои корабли пшеницею и отправились в путь».

В перенесении мощей участвовали 70 моряков, из которых 62 были жителями Бари. Спустя год, в 1088-м году, перенесение мощей святого было описано двумя хронистами – Никифором и Иоанном Архидиаконом.

Барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бари опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе – все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно.

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

После путешествия по морю, мощи святителя Николая везли в город на повозке, в которую впрягли двух волов. Именно поэтому скульптурные изображения этих животных можно увидеть на портале при входе в храм.

Базилика святителя Николая Чудотворца в Бари состоит из двух частей: верхней и нижней – крипты (подземной церкви), где покоятся мощи этого великого святого.

Строительство базилики началось в 1087 году, с использованием камней древнего дворца византийского наместника на территории Бари, заброшенного после того, как норманны захватили город в 1071 году.

Реликварий базилики святителя Николая

Справа при входе хранятся святыни и ценные подарки паломников. Особо ценной является икона святого, подаренная королем Сербии Урошем III, Дечанским (1327) в знак избавления от слепоты.

Фрески, отражающие жизнь святого Николая, расположены на позолоченном потолке.

В нижней крипте, под Престолом, находится рака с мощами святителя Николая. Рака расположена ниже уровня пола и закрыта каменными плитами.

Св. Престол, под которым покоятся мощи святителя Николая.

Мощи святителя – самая долгомироточащая святыня. Миро источают все части находящихся в Бари святых мощей. Вечером 9 мая, в присутствии большого числа верующих, служители базилики (монахи-доминиканцы, которым вверено это служение с 1951 года) открывают раку с мощами святителя Николая для сбора чудотворного мира.

8 мая в Бари торжественно справляется праздник в честь святителя Николая. В этот день скульптурное изображение Святителя вывозят на целый день в открытое море.

После этого скульптуру святого еще в течении недели носят по всему Бари. В знак покровительства, которое святитель Николай неизменно оказывает Бари, мэр города вешает на руку статуи символические ключи. Внутри скульптуры, созданной в 1794 году, находится капсула с благодатным миром от мощей святителя Николая, хранимая там уже не одно столетие. В руках Святитель держит три символических «узельца» с золотом, в память его помощи, оказанной трем девушкам из обедневшей семьи, а также архипастырский жезл.

Над «узельцами» на скульптурных изображениях Святителя можно увидеть либо цветущее дерево, либо языки пламени – символы Божественной благодати, изливавшейся на святого и действовавшей через него. Облачение, которое мы видим на скульптуре, изготовлено неаполитанскими мастерами.

Одной из достопримечательностей нижнего храма является колонна из красного мрамора, расположенная в углу крипты. По преданию, она была доставлена в Бари чудесным образом.

Базилика всегда получала щедрые подарки от русских князей и царей. Посещал храм и святой страстотерпец император Николай II, оставивший в книге почетных гостей свою подпись и подаривший икону своего святого покровителя. На средства императора Николая II был заменен мраморный пол в крипте.

Пример и духовный облик святителя Николая дороги свердцам верующих людей и изменили жизнь многих.

“Святитель Николай обладал. сокровищами, превосходящими по цене земные сокровище веры, сокровище правды и сокровище милосердия. Раздавая из любви ко Христу свое богатство бедным, он сам обеднел. Но те три сокровища умножались в нем до конца его земной жизни: чем больше веры отдавал он людям, тем богаче становился, чем больше ревновал о правде Божией, тем полнее становилась его душа, чем больше милосердия изливал он на людей, тем мягче становилось его сердце. Вера, правда и милосердие вот небесные сокровища, которые от отдачи умножаются. Вера, правда и милосердие – вот три сокровища святителя Николая, которые он оставил в наследство Церкви, и которые остаются нерастраченными. Это тройное сокровище оставил святитель Божий в наследство и вам, поминающим и прославляющим его сегодня. Знайте, прославляющие святого Николая, что ему приятнее отдать вам, нежели принять от вас,” – говорит о святом в своем слове святитель Николай Сербский.

В своей проповеди в канун дня памяти свт. Николая в храме святителя Николая Мирликийского в Покровском Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Святитель и чудотворец Николай действительно является тем святым, помощь которого мы так явственно чувствуем. Наверное, этим в первую очередь объясняется, казалось бы, совершенно невероятное явление, когда мощам святителя, принесенным из Бари в Москву и затем в Санкт-Петербург, поклонились более 2 миллионов человек. И вы помните, как происходило это поклонение. Это было не комфортное посещение храма — это было многочасовое стояние в очереди. Но люди стояли в этой очереди, понимая, что нужно постоять и помолиться, чтобы с особым чувством подойти к святыне и испросить помощь у святителя и чудотворца Николая. И ведь многие обрели эту помощь, навсегда укрепив свою веру!

Святитель Николай особым пребывает среди нашего народа. Трудно объяснить, почему именно в России такое почитание святителя, которого нет ни на Востоке, ни на Западе, — при всем том, что имя святителя Николая, конечно, чтят, но так как в России — нигде. А ведь для такого почитания должны быть причины; а главной причиной является то, что люди чувствуют помощь святителя и чудотворца. Иначе объяснить это невозможно, особенно в наше время, когда люди так заняты, когда у них так много проблем, когда все то, что их окружает, отрывает от размышлений духовных. Наши современники, верующие православные люди, члены Церкви нашей, любят и почитают святителя Николая, потому что чувствуют его помощь и слышат ответ на свои молитвы.

Читать еще:  Изображение христа пантократора. Описание иконы Спасителя

Игумения Викторина с сестрами в нижней крипте базилики свт. Николая. Православная Божественная Литургия. г. Бари. 7 июня 2018 г.

По словам приснопамятого архимандрита Кирилла (Павлова) святитель Христов Николай прославился “своим милосердием, сострадательностью и помощью страждущим людям. Ведь мы, в силу своей немощи, большей частью обращаемся к Богу и святым Его за помощью в своих телесных и душевных нуждах, и более всего к тем из святых, которые явили особенно много дел милосердия и помощи страждущим. Имея суровый, строгий и молчаливый внешний вид, Святитель Христов обладал редкой душевной добротой, сердцем нежным и сострадательным ко всем скорбящим и страждущим и всегда спешил на помощь призывающим его. Поэтому и пользуется он особенною любовью и почитанием, и не только среди православного народа, но и среди евреев, магометан и других иноверных. Вся подсолнечная полна его чудес, щедро даруемых всем, в скорбях обращающимся к нему. Святая Церковь в своих песнопениях прославляет его как алчущих кормителя, обуреваемых на море изрядного правителя и скорого помощника всем, находящимся в бедах и скорбях. И действительно, вся его жизнь представляет собой непрерывный ряд благодеяний, оказанных страждущим людям”.

А вот выдержки из проповедей монастырских священнослужителей:

«Святитель Николай, которого мы все так почитаем и любим, не оставил письменного наследия… И мы знаем святых, которые не оставили после себя фактически ни строки. Но в памяти людей остался пример их жизни, и эта благодарная память передается из поколения в поколение.

Празднование памяти святителя Николая Чудотворца в обители.

Почему мы чтим великого святителя? Ответ на этот вопрос мы слышим в праздничном тропаре. Потому, что он – «правило веры и образ кротости». Об этом мы знаем из церковного Предания… В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали Заповеди Блаженства, и в том числе слова «Блаженны кроткие, ибо они наследят землю». Действительно, святые – это те люди, которые наследовали землю. О них помнят все: святителя Николая Чудотворца не только почитают верующие, но знают и неверующие люди. В памяти людей сохраняется образ удивительного человека. Пусть не многие вспомнят, что это был святой, что он подвизался, восходя от силы в силу в вере и любви Христовой. Но сохраняется память о человеке, оказавшем доброе влияние на многих. А пример жизни всегда находит последователей.

Свои добрые дела святой скрывал, но доподлинно известно, что этот человек пребывал с Богом, имел дух Христов. Из его жития, акафиста, да и из опыта обращения к святому мы знаем о его милостивом сердце: как он помогал нищим, обездоленным, и как сейчас продолжает творить чудеса. Мы знаем, как он защищал перед лицом правителей несправедливо обвиненных, как направлял к покаянию и поддерживал тех, кто был обвинен по всей справедливости.

Празднование памяти святителя Николая Чудотворца в обители.

Святые пребывают с Богом и в Боге, и могут ходатайствовать перед Ним за всех людей. Бывает так, что люди ничего не знают о святых, об их жизни, но, тем не менее, их молитвами и трудами существует мир.

Подражая святым, в меру наших возможностей, мы становимся чуть ближе к Евангельским идеалам, о которых слышим в Заповедях Блаженства. Слово Божие бесценно, но оно может быть недооценено и непонято нами, в силу нашей удаленности от Бога. Святые не только разъясняли его для нас, но и проповедовали слово Божие своей жизнью» (Иерей Роман Чистяков)

«На Руси почитают и любят святителя Николая Чудотворца. Его знают как скорого помощника во всех бедах и скорбях, защитника путешествующих как на суше, так и на море. Русские люди всегда благоговели перед образом этого дивного, милостивого ко всем святого-благотворителя, носителя духа Христова. Наверное, эта любовь наложила отпечаток на наш народ, на нас с вами.

Крестный ход в день памяти святителя Николая Чудотворца на поодворье обители. Чтение св. Евангелия. 22 мая 2018 г.

Вера и любовь должны проявляться в нашей жизни. Мы должны не только приходить в храм и молиться святым, заказывать им молебны, но и изменить жизнь, жить по заповедям Христовым, чтобы быть христианами с большой буквы.

Игумения Викторина на подворье обители в день престольного праздника. 22 мая 2018 г.

Крестный ход в день престольного праздника на подворье обители. 22 мая 2018 г.

От всей души желаю вам быть добрыми, любящими, всегда готовыми на помощь ближним, поступать так, как поступал святитель Николай, который не только исполнял просьбы людей, но и предупреждал эти просьбы, видя, что ближний нуждается в помощи, и сам искал повод, чтобы сделать доброе дело.» (Протоиерей Серафим Хайруллин)

Да поможет Господь всем нам, в меру наших сил, подражать святителю Николаю!

Перенесение мощей свт. Николая Чудотворца в итальянский город Бари

Святость преодолевает расстояния между людьми и эпохами. Разная языковая среда, разный культурный фон не мешают людям спустя столетия безошибочно распознать святость и поклониться ей.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Прошло вот уже около 930 лет со дня перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Итальянский город Бар. Это событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, получило название праздника Николы Летнего, который отмечается святой Церковью 22 мая по новому стилю.

Перенесение святых мощей Николая Чудотворца в итальянский город Бари

В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского мира он не был принят, ввиду того, что в средние века чествовали преимущественно местные святыни. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой даты, потому что потеря мощей Святителя была для неё вобщем-то печальным событием…

И так, в лето 1087, при царе греческом Алексии Комнине 2 и при патриархе Константинопольском Николае Грамматике 3 , во время княжения на Руси Всеволода Ярославича 4 в Киеве и сына его Владимира Всеволодовича Мономаха в Чернигове 5 , в греческую область вторглись измаильтяне 6 , как с той так и с другой стороны моря. Они прошли по всем городам и селам, от Корсуня 7 до Антиохии и до Иерусалима; при этом они иссекали мужчин, женщин же и детей брали в плен и сжигали дома и имущества.

Церкви и монастыри опустели, и города перешли во власть неверных. Тогда были опустошены и Миры ликийские, в которых почивало тело святителя Николая, тело драгое и всечестное, творившее дивные и преславные чудеса.

Преподобный сей муж мог бы защитить град свой и Церковь от опустошения, но, по повелению Божию, не воспротивился, говоря: «Господи, угодное пред очами Твоими сотворю». Но Господь наш Иисус Христос не мог допустить, чтобы мощи святителя почивали в опустошенном месте и никем не славились, по сказанному в Писании: да торжествуют святые во славе (Пс.149:5); и еще: слава будет всем святым Его (Пс.149:9).

В граде Бари, принадлежавшем тогда норманнам 8 , жил некий пресвитер, христолюбивый и праведный. Ему явился во сне святой Николай и сказал: «Иди и скажи гражданам и всему собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошенном месте. Такова воля Господа».

Читать еще:  Алан — значение имени. Значение имени Алан – толкование

Сказав сие, святитель стал невидим. Пробудившись утром, пресвитер поведал всем бывшее видение. Они возрадовались и говорили: «Ныне возвеличил Господь милость Свою на людях Своих и на граде нашем, ибо сподобил нас приять угодника Своего, святого Николая».

Тотчас они избрали из своей среды мужей благоговейных и богобоязненных и отправили их в трех кораблях за мощами святителя. Представляясь идущими для торговли, те мужи нагрузили свои корабли пшеницею и отправились в путь.

Приплыв в Антиохию, они продали пшеницу и закупили все, что было нужно. Тут они узнали, что венецианцы, находившиеся там, хотят их предупредить и взять мощи святого Николая. Тотчас баряне с поспешностью отправились, прибыли в Миры ликийские и пристали к городской пристани. Задумав дело на спасение себе и граду своему, они вооружились и вошли в церковь святого Николая. Здесь они увидели четырех иноков и спросили их, где почивают мощи святого Николая. Те показали им место раки.

Святитель Николай Чудотворец

Баряне раскопали помост церковный и нашли раку, полную мира. Миро они вылили в сосуд, а мощи святого взяли и отнесли на корабль, затем отплыли. Двое иноков остались в Мирах, а двое сопровождали мощи святого Николая 9 .

Отправились они из града Мир месяца апреля в 11 день, а прибыли в град Бари месяца мая в 9 день, в воскресенье вечером. Видя, что прибыли из града Мир с мощами святого Николая, все жители града Бари, мужи и жены, от мала до велика, вышли навстречу святителю со свещами и фимиамом, приняли мощи с радостью и великою честью и положили их в церкви святого Иоанна Предтечи у моря.

Многие чудеса творили здесь мощи святителя. Прибыли они в Бари в воскресный день вечером и уже в понедельник утром исцелили 47 больных, мужей и жен, одержимых различными недугами: у одного болела голова, у другого очи, у иного руки и ноги, сердце, а то и все тело страдало от духов нечистых.

Во вторник исцелились 22 больных, а в среду — 29. В четверг рано утром святой Николай исцелил глухонемого, болевшего уже 5 лет. Затем святитель явился некоему благочестивому иноку и сказал: «Итак, волею Божию, пришел я к вам в страну сию, в день воскресный, в час девятый, и вот 111 человек исцелены мною».

И еще другие чудеса по вся дни творил святой Николай, подобный источнику, текущему без конца. И много даров приносили святому, золото и серебро и многоценные одежды. Видя преславные его чудеса, граждане преисполнились великою радостью, создали великую и прекрасную церковь во имя святителя и чудотворца Николая 10 , и сковали для мощей его раку серебряную позлащенную.

В третье лето по перенесении мощей из Мир ликийских они послали к Римскому папе Урбану, прося, чтобы он прибыл в Бари со своими епископами и со всем клиром церковным для перенесения мощей святого Николая.

Папа прибыл в сопровождении епископов и клира; они вложили мощи святого в серебряную раку, затем епископы и вельможи перенесли её в новую, великую церковь и положили в алтаре, месяца мая в 9 день (по старому стилю). Перенесли они и ветхий гроб святителя, в котором он был привезен из Мир, поставили гроб в церкви и положили в него часть руки от мощей святого. Многие люди приходили и поклонялись святому, целуя мощи его и раку. Римский папа Урбан, епископы и все граждане сотворили в тот день великий праздник и прославление святому, которое творят и до сего времени 11 . В те дни они утешались пищею и питьем и, раздав щедрую милостыню убогим, возвратились в дома свои с миром, славя и хваля Бога и святого угодника Его Николая.

Святой престол над мощами святителя Николая. Бари, Италия

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. Во имя святителя Николая чудотворца был крещён святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882).

Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. А в настоящее время на Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари было установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, упрочившегося почитания русским народом святителя и чудотворца Николая.

Николой Зимним (Холодным) в православной традиции принято называть день преставления ко Господу святого Николая Чудотворца. Так же, как и Никола Летний, этот день относится к числу непереходящих и отмечается 19 декабря по новому стилю. На Руси считалось, что в этот день Николай Угодник » спускался с небес на оснеженную землю и путешествовал по русской земле, изгоняя тёмных духов.

Он был поистине Свет Миру и Соль Земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солею премудрости.

Тропарь, глас 4:

Приспе день светлаго торжества, /
град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует
пеньми и пеньми духовными: /
днесь бо священное торжество, /
в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя
и чудотворца Николая,/ якоже солнце незаходимое возсия, /
светозарными лучами, /
и разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: /
спасай нас яко предстатель наш великий Николае.

Кондак, глас 3:

Взыде яко звезда от востока до запада /
твоя мощи святителю Николае, /
море же освятися шествием твоим,/
и град Барский приемля тобою благодать: /
нас бо деля явился еси чудотворец изящный, /
предивный и милостивый.

2 Алексей I Комнен управлял Византийскою империей с 1081 по 1118 г.

3 Николай III Грамматик патриаршествовал с 1084 по 1111 г.

4 Всеволод Ярославич, сын Ярослава Мудрого и внук Владимира святого, княжил с 1075 по 1076 г. (6 месяцев); затем вторично с 1078 по 1093 г.
5 Владимир Всеволодович Мономах правил с 1073 г. по 1125 г.

6 Под измаильтянами здесь разумеются одноплеменные восточные народы: турки, печенеги и половцы.

7 Древний город в Крыму, около Севастополя, называвшийся также Херсонесом Таврическим.

8 Город Бари находится на юге итальянского полуострова, на восточном его берегу у Адриатического моря, в области, называвшейся Апулиею. Население южной Италии было издавна греческое. К концу IX в. здесь утвердилась власть греческого императора. В 1070 г. город Бари был взят у греков норманнами, северным племенем германского народа, но и после этого в некоторых апулийских монастырях сохранилась православная вера и Богослужение, и они были подчинены константинопольскому патриарху.

9 В службе на перенесение мощей святителя Николая воспевается: «Морем святителю быша шествия твоя, из Мир ликийских в Барград: взятся бо от гроба ковчег твой, и к западом дойде от востока, благочестно последовавшим монахом, иже при гробе твоем, честь ти творившим, мановением Владыки всех, Николае преславне».

10 Празднование перенесения мощей святителя Николая на Руси было установлено при митрополите киевском Иоанне II, в 1089 г.

11 Церковь эта существует до сих пор.

Молитва святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Источники:

http://pravlife.org/ru/content/22-maya-perenesenie-moshchey-svyatitelya-i-chudotvorca-nikolaya-iz-mir-likiyskih-v-bar
http://mbrsm.ru/2019/05/21/perenesenie-moshhej-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca-iz-mir-likijskix-v-bari/
http://kizil-monastyr.prihod.ru/2018/05/21/perenesenie-moshhej-svt-nikolaya-chudotvorca-v-italyanskij-gorod-bari/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: