Старец гермоген. Архимандрит гермоген

ГЕРМОГЕН (КРИЦЫН)

В миру Крицын Николай Дмитриевич, родился 19 декабря 1949 года в году Макеевке Донецкой области Украинской ССР. Родители: Крицын Дмитрий Георгиевич и Анна Андреевна, рабочие, православные христиане, помогали в церкви пономарём и певчей.

В 1956 году Николай поступил в Макеевскую восьмилетнюю школу №53 и окончил её в 1964 году. В 1965 году окончил 9-й класс в средней школе №21 и поступил в Макеевский металлургический техникум по специальности «Эксплуатация промышленного железнодорожного транспорта». Окончил техникум в 1969 году и был направлен на работу в г. Кемерово по специальности.

19 ноября 1969 года призван в армию, служил в Забайкалье. В декабре 1971 года был уволен в запас. 5 месяцев работал на Макеевском металлургическом заводе составителем поездов.

В 1972 году поступил в Одесскую духовную семинарию, которую окончил в 1976 году. Во время учёбы в 1974 году вступил в брак с Татьяной Михайловной Ткачук.

4 декабря 1974 года рукоположен в сан диакона, а 3 июня 1976 года был рукоположен в сан священника митрополитом Одесским и Херсонским Сергием (Петровым).

Отслужил полтора года на Донбассе, и был переведён перевели в Херсонщину, где прослужил двадцать лет. Возведён в сан протоиерея. Служил на сельских и городских приходах, был настоятелем Херсонского Духосошественского собора, один год служил секретарем Херсонской епархии.

О монастыре с матушкой думали давно. Еще в 1990 году проехали по монастырям, побывали у старцев, чтобы взять благословение на постриг. В Ярославской области архимандрит Павел (Груздев) сказал им: «Сиди, лягуша, в луже, а то будет хуже».

В 2000 году приехали в Самару.

16 ноября 2000 года о. Николай был принят в клир Самарской епархии и назначен на приходское служение в Иерусалимский храм Иверского женского монастыря г. Самары.

28 февраля 2001 года был пострижен в малую схиму архиепископом Самарским и Сызранским Сергием (Полеткиным) в храме Иерусалимской иконы Божией Матери Иверского женского монастыря, с наречением имени в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского. Матушка тоже приняла постриг с именем Феофания.

17 апреля 2001 года был возведён в сан игумена с возложением креста наперсного с украшением.

14 июля 2004 года назначен исполняющим обязанности наместника Богородице-Рождественского монастыря города Задонска Липецкой области. В январе 2005 года оставил обитель по состоянию здоровья [1].

17 февраля 2005 года назначен исполняющим обязанности настоятеля Воскресенского епархиального мужского монастыря города Тольятти Самарской области. 11 августа 2006 года назначен наместником монастыря.

25 марта 2007 года был возведен в сан архимандрита архиепископом Самарским и Сызранским Сергием.

Использованные материалы

  • Пастырь благий на Ниве Христовой, биография архимандрита Гермогена (Крицына), на сайте «Православный Тольятти«:
    • http://pravoslavie-tlt.ru/пастырь-благий-ниве-христовой/
  • «Стремитесь к Богу всем сердцем», интервью с архимандритом Гермогеном (Крицыным), портал православной газеты «Благовест» (Самара) от 14 сентября 2007:
    • http://благовестсамара.рф/-public_page_9066

[1] Морев Л. А., История Задонского Богородицкого мужского монастыря. Глава XII: «Возрождая былое величие» // Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Задонск 2010, с. 156.

Архимандрит Гермоген (Муртазов): «Бог хранит нас для того, чтобы мы хранили истину Православия!»

Архимандрит Гермоген (Муртазов), в схиме схиархимандрит Тихон, преставился ко Господу в ночь с 9 на 10 июня. Отпевание состоится во вторник 12 июня в 9:00 в Снеторгорском монастыре, погребение — в Богозданных пещерах Псково-Печерской обители.

Представляем вниманию читателей никогда ранее не публиковавшееся слово новопреставленного старца-проповедника о деятельном покаянии.

В какие времена нам Господь отпустил жить

Господь отпустил нам жить в удивительное время, которое можно назвать Вторым Крещением Руси. Миллионы людей ищут и находят дорогу в Церковь! Господь всех приемлет. Всем желает спасения. Как говорится в святом Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28).

И «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29). Единственный покой и в этой жизни, и в будущей — это наш Учитель и Господь Иисус Христос.

Но нас всех разделяет грех. Он как стена между человеком и человеком, между человеком и Богом. Поэтому каждый, кто приходит как чадо в Церковь к своему Небесному Отцу, должен прежде всего распознать в себе грех, осознать его, раскаяться и примириться с Богом, с людьми, со своей собственной совестью.

А после, познав евангельские заповеди, стараться уже жить не по своей собственной греховной воле, а по воле Божией. Говорит же Священное Писание: «близ Господь всем призывающим Его» (Пс. 144: 18).

Православная Церковь — единственная в мире сохраняет апостольскую истину неповрежденной до наших времен. «Церковь есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). В нее Господь вложил все для нашего спасения.

Надо только прислушаться к себе: насколько мы все нуждаемся в Истине! «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), — сказал про Себя Господь. Все мы нуждаемся в Боге! «Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет» (Ин. 10: 9). Пажить вечную.

Мы, духовники, стараемся помочь каждому приходящему к Богу — всем, кто желает спасения. А спасение собственной души имеет первостепенное значение, особенно важно о нем задуматься тем, кто только начинает свой путь воцерковления.

Примеры для подражания

За свою тысячелетнюю историю наша Русская Православная Церковь явила миру больше святых, чем какая либо другая Поместная Церковь. Среди русских угодников Божиих испокон века изобиловали и святители, и преподобные, и юродивые… Однако мучеников у нас было мало.

Правда, самыми первыми канонизированными русскими святыми стали как раз невинно убиенные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Но дополнили их число потом совсем немногие, их можно перечислить по пальцам. Мучеников на Руси было совсем мало.

Но вот за период, начиная с 1917 года, когда началось советское иго, и поныне Церковь наша явила сонм новомучеников! Почти тысячу умученных за Христа в советские гонения сразу прославил Архиерейский собор 2000 года, а потом их количество увеличилось почти вдвое и все еще прирастает. И прославлены новомученики и исповедники Церкви Русской целым сонмом: явленные и неявленные, но ведомые Богу.

По их святым молитвам в России вновь стали открываться храмы и монастыри. Жизнь народная входит уже в свое единое спасительное русло — и это отрадно.

Все они, угодники Божии, показали нам образ благочестия, чистоты, нравственности. Поэтому каждый из них — пример для нашего им подражания. Как апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7).

Успеть покаяться

Новомученики выдержали экзамен верности Богу в нечеловеческих условиях. А те, кто не выдержал испытаний в те страшные годы, кто поддался инфернальным веяниям времени и участвовал в разрушении храмов, глумился, убивал, хулил Бога, навлекли на себя и свое потомство проклятие.

Правда, некоторые успевали все-таки покаяться…

Есть такой рассказ: коммунисты-богоборцы, закрывая храм, решили в первую очередь снять крест с купола… Но никто не решался. Вдруг кто-то вызвался из толпы. Быстренько взобрался на купол, уже спилил крест и хотел было его сбросить — да сам полетел вниз, едва сумев схватиться за какую-то травинку на крыше храма. Висит и не падает… Вызвали пожарную вышку, чтобы его снять оттуда. А он болтается там между небом и землей и понимает, что это чудо! Согласно физическим законам этот стебелек его не удержал бы. Внизу все тоже смотрят и изумляются:

Читать еще:  Заклятие на человека словами. Какие бывают виды проклятий? Кто их может наслать? Виды смертельных заговоров и проклятий

Человек этот раскаялся, пришел в церковь и на исповеди рассказал:

— Вот такой грех я дерзнул совершить. А Господь меня помиловал!

Всякими путями Всемилостивый Бог людей спасает. Надо только каяться, исповедоваться. Сейчас приходят в храм уже даже третьи-четвертые поколения тех, чьи деды-прадеды некогда кощунствовали. В большом требнике есть специальные молитовки, чтобы снять проклятие с целого рода.

Иначе люди страдают и не понимают, почему.

Покаяние должно быть деятельным

— Батюшка, — так жалобно спросит, — как же мне ему помочь?

А у меня был знакомый отец Феодосий — он прожил, кстати, 120 лет. Подвизался на севере. В свое время он, как, можно сказать, и все верующие, был приговорен к расстрелу. Да только у палачей просто руки не поднялись: они как увидели его, это уже тогда был точно ангел Божий! Да еще как поговорили с ним: «Какая же, — думают, — на нем вина может быть?! Нет на нем никакой вины!» Так и написали ему квиток: приговор приведен в исполнение.

Один из НКВД-шников взял его к себе домой, и отец Феодосий жил у него на даче, трудился. Дожил так до нашего времени, а это уже 1990-е годы были. Мы с ним вели переписку. У нас была связным такая Марья Григорьевна. Она ездила к нему. Каждый раз вернется и свидетельствует:

— Да он святой! Прозорливый!

С ней мы передавали записочки отцу Феодосию, о ком помолиться. А однажды туда имя Алексея вписали. С него тут же, как с гуся, всякая нечистота сошла.

— Что же я делал?! Не понимаю! — вдруг сказал тогда он, явно вернувшись в разум.

Но вся эта грязь еще больше перешла на другого брата — Костю. Тогда уже он стал особенно страдать от всех этих бесовских козней, сильно его крутило.

— Что же делать? — передали мы вопрос отцу Феодосию.

— Виноват во всем этом ваш папа.

— А в чем он виноват? — спрашивают.

— После Отечественной войны он шел из Арзамаса к себе домой. Дорогой нашел большую сумму денег. А потерял их человек, который от безысходности корову-кормилицу продал! Он очень долго потом искал, где обронил эти деньги. Там какая-то уж очень острая жизненная ситуация была… И он потом долго проклинал того, по чьей вине этих денег лишился. Нечестно отец поступил, утаив находку.

Потом, когда уже отец покаялся, вспомнив, что действительно такое было, он всячески пытался и спустя годы загладить свой грех. Помогал храмам. Потому что грех стяжания, неправедного присвоения, тогда только прощается, когда человек возвращает все обратно в полной мере.

А если украл да обидел кого чем, то Закхей, принятый и похваленный Господом, и вовсе, как сказано, «вчетверо воздал» (см. Лк. 19: 8). Сколько где украли — столько туда и надо вернуть, а по усердию и больше. Только после этого покаяние при открытии всего на исповеди станет действительным. А если человек просто сказал на исповеди, что украл, но ничего не вернул, его грех остается на нем.

Вот и в рассказанном случае только после деятельного покаяния, когда отец все осознал, исповедовал и исправил, его семья стала исцеляться, дела поправились.

Очень много таких историй мне за свою жизнь слышать приходилось.

Не проклинайте!

В тех семьях, где родители не венчаны, враг особенно сильно воюет, разоряя заповедь о почитании родителей (см. Исх. 20: 12), а их в свою очередь подстрекает далее на проклятия детей…

Известен случай, который произошел в Архангельской области, на севере. Мальчик лет 13 с дедом, как правило, пас стадо коров. Чем-то он в то утро досадил матери, и она прокляла его:

— Будь ты проклят за то, что не слушаешься.

Он как всегда пошел на пастбище, дед куда-то отлучился, а к мальчишке приступил демон и говорит:

— Мать сегодня отдала тебя мне. Отныне ты — мой! И я буду поступать с тобой так, как мне надлежит.

Снял с него крест и взял к себе в команду, к бесам: чего они там только не вытворяли…

А отрок был найден якобы мертвым, для видимости вместо него бесы подсунули деревянную шпалу с его портретом, и такое наваждение на всех навели, что всем казалось, будто в гробу этот отрок.

Стали всей деревней его хоронить, да только лошадям везти эту шпалу было тяжко.

Явился он потом своей матери во сне:

— Мама, я жив. Так как ты изрекла на меня проклятие, я теперь не свой… Но я жив. Ты должна за меня молиться.

Она обратилась к священнику, и они стали молиться. Тогда сын периодами уже являлся, но в нечистых местах: в бане и т. д. Прошел год или полтора, когда грех она отмолила, демон выкинул сына на то же место, откуда взял:

— Я теперь не имею права тебя держать у себя!

Проклятый вернулся к своим родным и рассказал, какими грязными делами они занимались и как это страшно: где-то они дом подожгли, в другом месте еще зло такое, что и пересказывать не хочется, учинили.

Надо быть очень острожными в отношении гнилых слов, а тем более проклятий.

Познайте Истину

После насаждаемого десятилетиями госатеизма сложно было сразу ввести преподавание в школах Закона Божия. Но все-таки ради детей надо было постараться! В Грузии, знаю, ввели в свое время Закон Божий в школах, и преступности у них стало меньше, и с нравственностью куда как лучше дело обстоять стало. В храмы около 60% грузин каждое воскресенье ходит. А у нас сколько процентов из тех, кто даже называет себя «православными»?

«Куй железо пока горячо». На исходе советской власти души людские устали от той идеологии, которую им подсовывали вместо веры… Начали бы тогда, хотя бы в 1990-е годы, Закон Божий в школах преподавать, — так бы и через детей родители познали Истину и почувствовали, как им самим от этого хорошо.

Тогда еще люди чище были, страх Божий при советской власти уже потеряли, но развратили их уже последние десятилетия вседозволенности, тогда уже и вовсе по своим прихотям жить стали. Вся эта либеральная пропаганда еще больше отдалила потерявших веру от богоустановленных норм жизни. Сейчас уже очень трудно людей ко спасению направить.

Человек наделен свободной волей, но одно дело, когда с детства тебе прививают вкус ко всему здоровому и спасительному, а другое — когда сызмальства травят и развращают. Такому человеку потом очень трудно себя восстановить.

Помните, при Хрущеве ввели «сухой закон» — запретили водку продавать. Но люди настолько уже привыкли к выпивке, что не могли уже дальше без этой вонючей водички жить. Причем когда была свободная продажа, они брали себе одну бутылочку, и им было достаточно. А когда запретили, то стали ящиками закупать. Приволокут ящик, и на месяц, а то на неделю хватало.

Так же и при отмене советской идеологии: не обретя еще истинной веры, люди пустились во все тяжкие: экстрасенсы, гороскопы, секты… Такое засилье бесовщины началось! Почему не поторопились с введением Закона Божия в школах? Скольких бы людей спасти удалось! А сейчас аборты да аборты — смерти детей, а с этими бедными женщинами что будет?

Чего ждать земле, залитой кровью младенцев? Есть грехи, которые смываются только кровью.

Все те несчастья и нестроения, которые еще грядут, только с Божией помощью преодолеть можно.

Читать еще:  К чему снится когда по. Что означают наши сны

Чего ждет от нас Господь

Но все-таки Россия не потеряет свое значение в мировом масштабе. Потому что Запад уже давно весь развращен. А Россия была святой, святой она и останется. Все те пороки, которые насаждались нашему народу с Запада, будут нашим народом осознаны. Люди в них покаются. По-настоящему покаются!

Потому что нас хранит Бог для того, чтобы мы хранили истину Православия!

Достаточно изучить учение Святой Церкви! Да ты лишь заинтересуйся основами православного вероучения — и Бог сразу же пойдет тебе навстречу! Только призови — и придет на помощь! «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине» (Пс. 144: 18).

Господь и Сам еще призовет наш народ к покаянию. Мы не падаем духом. Христос восстановит во всей чистоте и славе нашу Святую Русь. Только устроит все Своим путем. Каким? Некоторым святым старцам это открыто. А для всех это станет явно тогда, когда сами уже всё своими собственными глазами увидите.

Сейчас уже многие процессы подспудно происходят. Я встречался с такими старцами, которые говорили, что дальше будет. И это вполне согласно с тем, о чем и раньше нас в лике святых ныне уже даже прославленные отцы предупреждали.

Отошёл ко Господу архимандрит Гермоген (Муртазов), в схиме схиархимандрит Тихон.

В ночь с 9 на 10 июня отошел ко Господу духовник Рождества Богородицы женского Снетогорского монастыря архимандрит Гермоген (Муртазов), в схиме схиархимандрит Тихон.

Отпевание почившего старца будет совершено в Снетогорском монастыре во Пскове 12 июня в 9 часов утра после ранней Литургии.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, схимархимандрит Тихон будет похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря.

Архим. Гермоген (Муртазов), в миру Александр Иванович Муртазов

Семья наша была среднего достатка. Была у нас лошадь, но в коллективизацию ее отобрали. Папа наш работал трактористом.

В 1941 году его призвали на фронт. Мне было тогда 6 лет, я помню, как он уходил, я провожал его, держась за руку, до околицы. Папа не вернулся. Последнее письмо пришло из Торопца, Тверской области.

Стали мы жить одни. Мама была полуграмотная, но воцерковленная, с хорошим голосом; она пела на клиросе. Потом церковь закрыли. Мама работала уполномоченным по сбору налогов, потом лесником, потом завхозом в больнице.[1] Я всегда ей помогал и был, таким образом, всегда «на народе». Освоил все эти работы – выдача леса, например. Лошадь, коровы – все это я умел. С детства привык к труду. За пять километров ходил в школу, закончил 7 классов; потом еще 2 года учился. 10 классов тогда мало кто оканчивал.

Когда мама работала лесником, то в доме нашем часто собирались люди для совместной молитвы. Я бегал и собирал народ.

Потом я сам стал работать – на почте вторым агентом. Потом армия; служил 2 года в Баку, в зенитной артиллерии.

В мое отсутствие семья переехала в г. Чистополь. И там была церковь. А раньше там был монастырь, и хор церковный состоял из монашек. Домик наша семья купила на паях с монашками. И когда я вернулся из армии, то монашки стали говорить со мной о поступлении в Духовную семинарию в Саратов. Стал я готовиться: надо было бегло читать по-церковнославянски, знать Закон Божий, тропари наизусть. И поступил.

Преподаватели в Саратовской семинарии в те годы (конец 50-х) были хорошие, «старинные». Многие стали архиереями: Филарет – экзарх Киевский; митрополит Иоанн (Гренланд); горьковский Владыка Николай, он был у нас инспектором; ивановский Владыка Феодосий. Владыка Феодосий славился у нас в семинарии как яркий проповедник. Он ранее жил в Чернигове, со старцем Лаврентием, ныне канонизированным. В войну его контузило под Курском. Положили его в гроб, закопали. И в гробу он очнулся и взмолился: «Господи, если Ты оставишь мне жизнь, я посвящу себя Тебе!» А ребятишки собирали в лесу патроны после боя. Краешек портянки торчал из под прибитой крышки гроба, и был виден среди холмика могильного. Дети и потянули за этот краешек. Чудо! Дети позвали стариков, и те его раскопали. Как Лазаря четырехдневного. Закончил Духовную Академию в Питере. Жена и дети от него отказались.

В Саратовской Семинарии я учился с 1957 по 1960 годы. Учился, с Божией помощью, отлично.[2] Был иподиаконом у митрополита Вениамина (Федченкова). Был доверенным лицом по хозяйству: у нас было пять общежитий. Был помощником эконома.

Потом ректор велел сан принимать. Мои опекуны – о. прот. Иоанн ( он в Чистополе жил, помогал и материально, и советом) и блаженная Анна Михайловна, прозорливая, как Ксения Блаженная, была – оба умерли в один год. И вопрос с женитьбой я решал один. Жена была певчей церковного хора. Повенчались. Закончил семинарию, и мне назначили приход. В священники рукоположили в Саратове, митрополит Саратовский и Вольский Палладий рукополагал. Это было в 1961 году. Два года служил на приходе в г. Мамадыш (1961-62 год).

Вскоре начались семейные несогласия. Тяжелые. Все старцы: почаевский старец Кукша; о. Сампсон (с ним я знаком был с 1963 г.), о. Тихон Агриков, прозорливый, – благословили разойтись. Сначала в Академию поехал учиться, в Троице-Сергиеву Лавру. Старцы сказали, что по окончании надо оставить жену и поступить в монастырь».

В Лавре о. Гермоген учился с 1962 по 1965 год. Был однокурсником Владыки Евсевия. Профессора, преподававшие в Московской Духовной Академии, были людьми высокой образованности и духовной культуры.

Несмотря на прошедшие с тех пор 40 лет, батюшка всех их помнит и с любовью о всех рассказывает:

«О. прот. Константин (Ружицкий). Он после войны до самой своей смерти в 1960 году был ректором Академии. После него ректорами были епископы. Он был профессором, преподавал нравственное богословие. Сделал много выпусков. Это был «старинный человек», по словам о. Гермогена, родом из Киева. С ним произошла удивительная история в войну. Кто-то показал немцам, что он, якобы, имеет связь с партизанами. Немцы схватили его, увезли в комендатуру, а оттуда – далеко в лес и оставили там. Он никуда не побежал, а сел на поваленное дерево и стал молиться. А немцы оставили засаду и, если бы он побежал, они убили бы его. Но он молился, предавая жизнь свою в руки Божии. Немцы вернулись, забрали его с этого дерева, вывезли из леса и отпустили.

Проф. Старокадомский, Михаил Агафангелович. Богослов. Геолог. Больших знаний человек. Он старался научить студента. Если ответ на экзамене был слабым, знания неполными, то он восполнял их тут же, во время экзамена. Ему не оценку важно было поставить, а чтобы студент знал.

Проф. Георгиевский. Преподавал Устав Православной Церкви; литургику. «Чтоб знать это, — говорил он, — надо жить в Церкви, жить жизнью Церкви».

О. архимандрит Тихон Агриков. Читал Пастырское богословие. Был святой, прозорливый старец, очень популярный в Лавре, образец жертвенной любви.

Догматическое богословие преподавал проф. Сарычев (в иноках Василий). Был он строго требователен. Заочники трепетали перед экзаменом по этому предмету. Однажды он шел по коридору, и они, не заметив его, говорили: «Когда этот сухарь умрет, то его никто и не помянет». С тех пор он переменил свое обращение со студентами, стал много мягче. Скончался уже в 2000 году.

Проф. истории Шабатин. Читал Историю Русской Церкви, общую Историю Церкви.

Проф. Талызин читал каноническое право. Читал по памяти. И ежегодно повторял из слова в слово. Мы проверяли. Так характер человека соответствует читаемому предмету».

Мы приводим здесь, для истории, заключительный лист диплома Батюшки об окончании Московской Духовной Академии, где хорошо видны подписи почти всех преподавателей, о которых он рассказывает.

Читать еще:  Сонник раскаты грома. Что сулит гром во сне

Дипломное сочинение на звание Кандидата богословия он писал на тему: «Пастырское служение Святителя Ермогена, Патриарха Московского». Его имя о. архимандрит получит при монашеском постриге в 1978 году.

«После Академии, — продолжает о. Гермоген, — назначили меня в Эстонию. За это время родные переехали в Печоры, и в летнее время я там отдыхал. Познакомился с о. Сампсоном и ездил за него хлопотать, т. к. имел «ход» к Святейшему Алексию I (Симанскому). Келейник Святейшего был отцом нашего классного наставника в Академии, о. Алексия. Святейший и благословил о. Сампсона жить в Москве и помог его устройству там. В Печорах тогда жили Валаамские старцы: о. Михаил, о. Николай, архимандрит Пимен с Кавказских гор, о. Савва. У наместника Алипия все собрались.

В Пюхтицах я прожил без малого 30 лет, с 1965 по 1992 год. Служили вместе с о. Петром Серегиным. Служба была ежедневная. Исповедовали, я – старушек, а он – монашествующих моего возраста. Когда о. Петр ушел за штат, я служил один. Был и духовником, и благочинным, имел 12 приходов. Монастырей тогда было мало, и люди ехали к нам в большом количестве. Не было ни одной епархии, которой бы мы не знали через паломников. Пюхтицы – Печоры – Рижская пустынька – Вильнюс (Свято-Духов монастырь) – Киев (Флоровский монастырь) – Одесса (Успенский монастырь) – Троице-Сергиева Лавра. Вот круг, по которому шло движение паломников.

Монастырь принимал зарубежные делегации. Архиереем Эстонским был с 1961 года будущий Святейший Патриарх Алексий II. Он сохранил монастырь и сделал его «показательным». Он меня и постригал, здесь же, в Пюхтицах, 17 марта 1978 года (в день памяти прпмч. Иоасафа Снетогорского, но батюшка этого святого тогда еще не знал). А принимал от пострига о. Иоанн Крестьянкин, который после смерти о. Сампсона стал моим духовником.

Когда стали отделяться прибалтийские республики, то я не захотел жить в чужой стране и принимать их гражданство. О. Иоанн Крестьянкин и Святейший благословили переехать в Печоры. Я хотел подумать, отдохнуть. Год служил в Варваринской церкви с о. Евгением, с 1992 по 1993 год. Потом приехал Владыка Евсевий. И на зимнего Серафима Саровского, в 1994 году, он предложил мне перейти в Снетогорский монастырь. ( В этот день, по воспоминаниям ин. Арсении, в Снетогорского монастыре было чудо с иконой прп. Серафима – она «оживала»).

«Когда еще был жив старец Кукша, он называл меня архиереем. Отец Сампсон то же говорил. И о. Евгений (Тростин) тоже эти слова сказал, и блаженная Анна Михайловна, и Владыка Зиновий (Тбилиси). Но перед смертью о. Сапмсон сказал, что «за годы службы в монастыре Господь уже другой путь тебе избрал». Характер мой изменился. Я потерял властность почти совершенно, предпочитаю «согрешить в сторону мягкости, чем в сторону строгости».

Сейчас о. Гермоген работает очень много, невзирая на возраст и состояние здоровья. Ежедневное участие в Литургии, молебен, исповедь, беседы с сестрами и все увеличивающимся потоком прихожан, келейная молитва. Спасает, силы дает, по его словам, только молитва. Ну и бережное, любовное отношение сестер. «В иной монастырь приедешь, — говорят они, — там матушка на сборы уехала, а духовника вообще нет. А у нас – слава Богу!» А в песенке, в день именин о. Гермогена, сестры пропели: «Не сироты мы у Бога, под защитою живем!» Именины о. Гермогена в 2004 году прошли как большой праздник – прихожане и духовные чада принесли столько роз, что они стояли не только в храме, трапезной и всех служебных помещениях, но в каждой келье. За тяжелый ежедневный пастырский труд платит ему православный народ горячей любовью.

Таковы вкратце судьбы трех основателей возрожденного, после 200-летнего перерыва, Снетогорского монастыря. Архиепископ Евсевий, игумения Людмила, духовник архимандрит Гермоген – три добрые ветви винограда Христова, приносящие сторичный плод. В центре триады – Владыка Евсевий. Он привел, промыслом Божиим, как бы одной рукой игумению Людмилу, имеющую 30-летний опыт духовного служения, а другой рукой – своего однокашника по Московской Духовной Академии, архимандрита Гермогена, с 30-летним опытом духовного окормления женского монастыря, и поставил их рядом на Снятной горе, где они и стоят бессменно вот уже 10 лет, держа на плечах своих святое дело Божие.

Много общего в этих судьбах. Все трое – сироты войны. Как могла одна мать, в разоренной войной стране, вырастить троих, четверых, шестерых детей? Только помощью Божией. И дети видели это. В сиротском детстве – истоки веры. Оттуда же и неизбалованность и жизненная стойкость. Это очень счастливые люди — они всегда были с Богом. Какой любовью и заботой окружала их Мать-Церковь! Православная традиция, как это хорошо видно из истории их жизни, никогда не прерывалась. В их окружении и монахи, и старцы (Кукша, Иоасаф Оптинский, о. Исаакий (Виноградов), блаженная Анна Михайловна, о. Сампсон, о. Тихон Агриков, Валаамские монахи – и всех не перечесть), и высокой, «старинной» выучки профессора и преподаватели Семинарий и Академии… Все трое первооснователей наших сейчас в благодатном возрасте «раннего старчества», между шестьюдесятью и семьюдесятью годами. Велик и драгоценен для нас накопленный ими опыт. Будем же молиться о них, чтоб дал им Господь еще много сил и много лет для дальнейшего плодотворного служения Его Церкви, православному народу, возрождающейся Родине.
[1] Незадолго до смерти, в 1991 году, мама о. Гермогена, тогда уже инокиня Васса, приняла монашеский постриг с именем Магдалина. Дивны дела Господни: обычно отмоленное дитя становится монахом; но отец батюшки Гермогена, Иван Федорович, отмоленное дитя, имел семью. Господь забрал его в войну молодым, тридцатилетним. И вся его семья – и трое детей, и жена – становятся монахами!

[2] В аттестате, полученном 25-летним священником Александром Муртазовым по окончании Саратовской Духовной семинарии в 1960 году, «четверки» встречаются только в цикле языковых дисциплин, да по катехизису. Все остальное «отлично». Семинаристы изучали Священное писание; пять языков (церковно-славянский, русский, греческий, латынь, английский); цикл богословских дисциплин (основное, нравственное, догматическое, сравнительное богословия); историко-церковный цикл (общая история Церкви, история Русской Церкви, секто- и расколоведение); пастырский цикл (литургика, устав, гомилетика); проходили храмовую практику. Изучали и Конституцию СССР. В Академии сюда добавляются: древнееврейский язык; стилистика русского языка; логика. Историко-церковный цикл дополняется курсом истории греко-восточных и славянских церквей, а также курсом истории западных исповеданий. Пастырский цикл – пастырским богословием и каноническим правом. В Академии изучается также патрология (с агиографией) и церковная археология. Так основательно готовит Церковь своих чад к пастырской деятельности.

Родился в 1935 году, недалеко от города Чистополя в Татарии в православной русской семье. Татар в своем семейном окружении батюшка не помнит. «Если и был татарин, давший нам фамилию, то очень давно, где-то в глубине веков». Родители Иван Федорович и Дарья Матвеевна, оба 1911 года рождения.

Батюшка был вторым ребенком в семье. Старшая сестра Анастасия, 1933 года рождения (монахиня Сергия, умерла в 2008 г.); младший брат Борис, 1936 года рождения (сейчас иеродиакон Никон). О. архимандрит так рассказывает о себе: «Жили неподалеку от Чистополя. Воспитывались мы, дети, в православной вере. Бабушка Марфа Васильевна, мать отца, была очень набожна. Она жила с нами. У нее было много детей, но все они умирали в младенчестве. Когда родился Иоанн, мой папа, бабушка пошла в храм, к чудотворной иконе Божией Матери «Скоропослушница», заказала водосвятный молебен и окропила младенца. И Бог его сохранил.

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/13675015.html
http://pravoslavie.ru/113646.html
http://zlat-eparhia.ru/?p=24134

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector