Житие есть следствие бытия. Бытие

Житие Бытие Притча или жизнь такая, какая она есть

(Посвящаю своему духовному наставнику Герману
и своему любимому Ангелу –
кладу в знак признательности к их ногам…)

Когда-то был какой-то храм,
В какие-то века…
Духовности колодезь и ума,
В чести были всегда…

И вот однажды, как-то раз,
Молитву сотворив,
Священник вошел в храм,
За ним шел ученик…

«Прости меня, учитель мой,
Мои грешны слова –
В писании не нашел
В чем же сущность бытия.

Быть может смысла нет?»
И низко голову склонив,
Услышать готов любой ответ –
Услышать просто крик…

Но старец дряблою рукой
Его благословил
И молвил тихо: «Бог с тобой,
Иди искать ответа в мир…»

Пошел же молча наш монах,
С восходом поутру,
Как был одет, лишь только плащ
Святой отец отдал ему…

И долго шел – не знает сам,
Дорогою своей,
И вдруг услышал шум да гам –
Спорящих троих людей…

Три молодых таки купца,
Свой продали товар,
Все продавали сообща,
И был один навар…

Но как не тужься, неделим
Монет десяток на троих,
И начать спорили, делить –
Почти сошли на крик…

И старший молвил среди них:
«Смотрите вот ученый муж,
Он все поделит на троих,
Он в этом деле дюж…»
Монах монеты в руки взял,
Немного подержал в руках,
С кармана две последние свои достал.
Купцов забрало в страх.

Затем он молча поделил,
И все купцам отдал.
Им ровно по четыре,
Троим. И молча пошагал…

Купцы, взглянув себе в глаза,
Помчались вслед за ним.
Постой, пожалуйста, монах!
И правду нам скажи

Зачем ты отдал все сполна,
Не взявши ничего. »
«Учил все только отдавать,
Меня Учитель мой…

А вы, почтенные друзья,
Ответьте на вопрос –
В чем же сущность бытия?
Быть может нет его?»

«Не знаю что тебе сказать» –
Подумав, молвил старший,
«Ведь наша жизнь – сплошной базар,
И мы живем товаром

Который возим всю жизнь свою,
И тем всегда живем.»
«Спасибо за ответ, друзья…»
И в путь себе пошел…

Не знаю, долго ли шагал –
Прошло немало дней,
И плач в деревне услыхал,
И он пошел быстрей…

Зашел в один из тех домов,
Откуда был слышен плач,
Среди сгрудившихся голов,
Была… детская кровать.

И там, в пелёночках лежал
Ребенок малый…Синева…
И он почти уж не дышал –
Почти уж смерть взяла…

«Постойте! Рано хоронить!»
Вскричал младой монах. –
«Налейте побыстрей воды!
И сделайте отвар!»

И все поверили ему,
Возникла суета…
Все случилось поутру…
И вдруг прокрался страх

А вдруг что-то тут не так?
Но настоятель всех учил –
Намертво стоять
В вере. Какой бы дождь не лил…

А к вечеру, когда устали все,
Малец открыл глаза.
И веселый детский смех
Рассыпался в углах.

«О боже, ты спаситель наш!»
Вскричал дитя отец,
Он обнимал и целовал –
«Проси хоть золота ларец –

Тебе я все отдам…
А хочешь – братом будь. »
«Не надо ничего друзья,
Скажите только люди

В чем же сущность бытия? –
Давно ищу ответ…»
«Не знаю, что тебе сказать
Живем мы много лет…

Всю жизнь свою печем,
Выращиваем хлеб…
И этим мы всю жизнь свою живем,
И в этом наш тебе ответ…»

С собою ничего не взяв,
Только краюхи хлеб,
Опять он в дали пошагал
Искать себе ответ…

Однажды шел он через лес,
Услышал шум и гам –
Отряд разбойников-повес,
Обозы разграблял…

И взявши посох посильней
Вступил в неравный бой.
Обезоружив скоро всех.
Собрал он пред собой…

«И вам не стыдно ли, друзья,
В дороге грабить всех,
И в чем же тут вина
Людей, растивших хлеб,

Или сукно, везущих на базар,
Что нужны деньги вам?
Они вложили труд. Ваша рука
Привыкла только «жать»

Чужое, не свое
А может стоит бросить.
Покаяться, найти жилье,
Глядишь, работать кто попросит…»

И молвил тихо атаман:
«Мне странны твои речи,
Поверь, и в жизни – никогда
Не ждали такой встречи…

Твои слова текут рекой,
Спокойной во Вселенной,
И в них душа твоя, покой
Аж стынет кровь у венах…

Содеяно немало зла –
Но я готов все бросить,
Всегда держал свои слова –
Проси, что хочешь

За то, указал мне путь
Я все тебе отдам…»
«Не надо ничего, только суть
Поясни мне бытия?»

«Не знаю, что тебе сказать,
И дать тебе ответ,
Грабежом всегда жила родня…
Отец мой и дед…

Я думаю, что белый свет
Ты обойдешь сполна,
Быть может, ты найдешь ответ,
В чем сущность бытия…»

А мы пойдем все по домам –
Вернемся все к семье…
Спасибо, что наставил нас –
Поклон тебе к земле…»

Деяние четвертое и последнее

И в многих землях побывал,
Людей видел и свет,
Но все же продолжал искать
На свой вопрос ответ…
И вот он видит как-то раз
В одном из городов,
Какой-то местный феодал
Устроил суд судов…

Подвластным он себе людей,
Хотел устроить суд,
Что мало денег, птицы и свиней,
В казну ему несут…

Податей придумано сполна,
Но все ему не так,
Не так полна ему казна,
И все – наперекосяк…

Балов его не тешит слух,
Не веселит его охота,
И обнимание нежных женских рук
Его не тешит. Плохо…

И молвил наш монах с толпы:
«Какой же ты невежда!
Ведь виноват лишь только ты –
Одет в шелка, одежды

Зачем же так гноить людей,
Они ж не виноваты –
Неурожай пришел. И кур, свиней…
А ты все забирать…

Не проще ли отдать свое,
Чтоб людям было лучше…»
Но крикнул тот: «Схватить его.
В темницу – где похуже. »

Но он стоял – не убегал –
Он смерти не боялся,
Когда отряд его искал,
На месте он остался…

Его забрали в кандалы
И бросили в темницу,
Нашел же с кем бороться ты.
Но он просто молился…

Вельможа же пошел наш спать,
В свои теплы покои,
И начал думать, размышлять
Монах ведь прав. Любови

Не отдавал он никому –
Тепла никто не помнил,
И он велел прислать к нему
«Монаха. Да проворней. »

«Одеть, обуть и накормить. »
И молвил ему тихо:
«Останься, будешь мне служить,
А нет – не помни лихом…»

«Прости, владыка ты меня,
Позволь сказать мне – нет…
В чем сущность бытия? –
Ищу я тут ответ…»

Не знаю, чем тебе помочь,
Сижу я в замке. И вот
Вижу каждый день и ночь,
Как служит мне народ…

Быть может мне не суждено
Глубоко мне понять,
Где же запрятано.
В чем же сущность бытия. »

Ну что ж, пожалуй, вот и все –
Вернулся наш монах,
В обитель – откуда он ушел,
Себя, пути искать…

Учитель встретил, как всегда,
Его обнял слегка,
«Поешь, стоит тебе еда,
Потом поспи сполна…»

И старец вышел не спеша –
Молиться пошел в храм,
Монах наелся, чуть дыша,
Пошел ложиться спать…

А настоятель не молился – вспоминал,
Череду тех лет…
Как сам когда-то в келью постучал:
«Учитель я что-то не нашел ответ……….»

Я истин много перебрал,
На много дал ответ,
Читайте, ищите, как я искал…
И думайте – вам нужно или нет………

Читать еще:  17 августа какой праздник церковный. С медового спаса начинается череда августовских православных праздников

Литературный Журнал

Законы умирают, книги – никогда. Эдвард Джордж БУЛВЕР-ЛИТТОН

Бытие – Естество

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image http://www.musarts.net/bermuda/images/bookman1.gif

Слово “бытие” не слишком часто употребляется в обыденной жизни, потому что это прежде всего — философский термин. Но есть у этого слова вариант вовсе не философский, а самый наиобыденный: бытье. Правда, теперь это слово уже мало употребляется. В старину оно обозначало: образ жизни, быт, и дошло до нас в устойчивом шутливом сочетании: житье-бытье. А во времена Пушкина оно имело уже названный нами смысл: “К бытью цыганскому привык”.

Примерно такой же смысл имеют и другие однокоренные слова: быт, бытность. Все они относятся к повседневной жизни. И только фонетический вариант — “бытие” — поднялся в сферы высокой философии.

Задумаемся: что общего между простецким “житьем” и возвышенным “бытием” ? Очевидно то, что и “житье” и “бытие” протекают во времени. Понятие жизни (житья) подразумевает: то, что родилось, неизбежно движется к смерти. А ‘бытие” означает, что всякая вещь имеет начало и конец. Этим быпше отличается от некоторых других философских понятий, образованных от того же глагола “быть/есть”, — естество, сущность. Ведь время — это всегда изменение. “Если бы не было событий, не было бы и времени”, — говорил блаженный Августин. И когда вещь изменяется в бытии, мы говорим о ее развитии; если же изменяется ее сущность или естество, она перестает быть самой собой.

К этому можно добавить, что сущность предмета обычно бросается в глаза: упругость мяча, твердость угловатого камня, мягкость шерсти и т. д. Что же касается “бытия”, то при всей его самоочевидности дать ему определение труднее. Однако, несмотря на свою броскость, ‘сущность” тоже бывает трудноуловимой и даже обманчивой.

Эта проблема всегда волновала Федора Михайловича Достоевского. Он прозревал за внешним блеском глубины цинизма и мерзости, а в падшей женщине находил трогательную душевную чистоту. Знаменитые монологи героев Достоеевского кажутся отступлением от правдоподобия, но для писателя это был путь постижения внутренней сущности персонажа. По мнению современника Достоевского великого датского мыслителя Серена Кьеркегора, внутренняя сущность пещей вообще непостижима разумом. Осознание этого приводит человека к отчаянию, которое, однако, благотворно. В нем открывается путь человека к Богу— а только с Ним возможно достичь понимания себя и жизни.

В традициях Достоевского и Кьеркегора работали философы-экзистенциалисты. Они четко разграничили понятия сущности и су-щеапвования (или, в нашей терминологии, — “бытия”). Существование — это некая до конца умом не постигаемая первооснова. А коли это так, то ничего достоверного мы знать о мире не можем, размышляли они. Мир им представлялся крайне неуютным, а человеческая жизнь — изначально трагичной: непостижимость существования (экзистенции) делает людей разобщенными, к тому же они ничего не могут узнать о сущности самой жизни, кроме ее бренности. Это мироощущение прекрасно выразили писатели – экзистенциалисты Аль-бер Камю (повесть “Посторонний”, роман “Чума”) и Жан-Поль Сартр (роман “Тошнота”, пьесы “Мухи”, “Дьявол и Господь Бог”).

Определив различия между житейским “бытьем” и философским “бытием”, мы, вероятно, можем постичь смысл названия первой книги Библии “Книга Бытия”. Однако, открыв ее, мы убеждаемся, что речь в ней идет об истоках, а не о течении, как можно было бы предположить. Более того, “Бытие” в данном случае — это перевод греческого названия книги Genesis, что означает “рождение, происхождение”. И в самом деле, речь в первой книге Библии идет о сотворении мира и первого человека.

Дело в том, что в древнерусском языке слово “бытие” имело еще одно значение. В Переяславской летописи (XIII в.) говорится: “Моисии же., научися от ангела Гавриила о бытии всего мира и о первемь человеце” (“Моисей., узнал от ангела Гавриила о происхождении мира и о первом человеке”). Оказывается, одним из древнейших значений слова “бытие” было именно “происхождение”. Но почему слово “бытие”, которое обозначает существование, течение жизни, вобрало в себя еще одно значение — исток, начало’? Вспомним пословицу: “Что было, то быльем поросло”. Было и былье перекликаются между собой, и нашему слуху представляется, что это, в общем, одно и то же. Но Даль объясняет: былье — это трава, былинка . Недаром говорят и так: “Что было, то травой поросло”. Родственны ли друг другу “бытие” и “былье” ? Этимологи отвечают на этот вопрос утвердительно. “Бытие”, как и однокоренной глагол “быть”, происходит от древнего корня, звучащего как ЬЬеи-/Ыт-. Он хорошо известен в древнегреческом языке: рЪуо — “рождать, рождаться”, plt
yUon — “лист” (то есть рожденное) upbysis — “природа” (постоянно рождаемая и рождающая). Всполшим, кстати, что и русское природа — одного корня срождапа. В древнеиндийском языке этот глагол звучал как bhavati и означал ‘становиться”, в латыни fui — “я был”, fuit — “он был”. Стало быть, древний корень ЪЬи- включал в себя понятие рождения; рождение — это всегда становление. Становление может быть понято и как процесс развития, и как его результат. Процесс становления приводит к появлению сущности. Так бытие — и с философской, и с этимологической точки зрения — оказывается в ггромежутке между рождением и естеством.

Осмысливая эту двуплановость бытия, философы понимали его совершенно по-разному. С точки зрения древнегреческого мыслителя Гераклита Эфесского, весь мир — это постоянное становление и изменение: нерожденное рождается, родившееся умирает. Гераклиту приписываются афоризмы: “Все течет, все изменяется” и ‘ Нельзя дважды войти в одну реку” (потому что в реке будет уже иная вода, уносящая с собой частички берегов). Напротив, его современник Ксенофан и ученик Ксенофана Парменид отрицали всякое изменение. Бросающиеся в глаза признаки движения они объявляли обманом зрения. Вспомним стихотворение Пушкина:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее он не мог бы возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.

Казалось бы, лучший ответ придумать трудно. Но сам Пушкин показал его иллюзорность:

Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солш^е ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.
В том-то и была сила греческих мудрецов, что их вопросы не имели простых и очевидных решений. Ученик и последователь Парменида Зенон размышлял: если стрела летит, то. значит, в любой момент она неподвижно висит в воздухе. Любая сумма нулей дает нуль, следовательно, движения действительно нет. И для того чтобы опровергнуть Зенона, понадобились тончайшие математические методы, разработанные гением Ньютона и Лейбница.

А наш соотечественник, философ начала века Е.Н. Трубецкой попытался синтезировать учение Гераклита и Парменида. Признавая изменения, он утверждал при этом, что в каждой вещи присутствует некоторая вневременная умопостигаемая сущность, которую он назвал “сверхсовременным смыслом”. Вот почему человек может войти — и не раз! — в одну и ту же реку, а стрела благополучно совершает свой полет. Ведь река — это не только сумма молекул воды, это некая цельная сущность, которая больше всех ее составляющих. И запечатлена эта сущность, как указывает Е.Н. Трубецкой, в слове: “Ибо это слово — «река» — выражает собою что-то отвоеванное сознанием у времени, некоторый непреходящий и неизменный «смысл» чего-то текущего”. Человеческому мышлению свойственно опираться на твердо установленные сущности. И лишь познав их, выделив из хаоса, можно переходить к осмыслению изменчивого мира.

Возвращаясь к глаголу бытия, мы можем заметить, что самый йот корена — бы- используется только в прошедшем и в будущем времени. Настоящее же время образуется корнем ес-(я еемь, он есть и т. д.). Связано ли это с первоначальным значением обоих корней? Чтобы ответить на этот вопрос, надо подумать о том, что же такое настоящее время.

Читать еще:  Имя ольга происхождение и значение для ребенка. Значение имени ольга, характер и судьба

Персонаж из рассказа Чехова “Учитель словесности” Ипполит Ипполитович любил говорить прописные истины. Даже перед смертью он повторял: “Волга впадает в Каспийское море-Лошади кушают овес и сено. “. Ясно, что он имел в виду не каких-то конкретных лошадей, которые насыщаются у него на глазах. Настоящее время в этом случае выражает постоянные и важные признаки — то, что мы связываем с вневременной сущностью — естеством. Иными словами, настоящее время — это как бы и не совсем время, в отличие от прошедшего и будущего, которые всегда дают нам ощущение момента происходящего. Именно поэтому они выражены глаголом, обозначающим бытие во времени, а глагол временного естества оказался связанным с настоящим временем. Если же корень бы- все-таки вторгается в настоящее время, он изменяет свое значение: быть — бываю. Глаголу “бывать” присуще более узкое, как бы специальное значение: находиться где-то регулярно. От глагола с этим значением образуются приставочные глаголы: по-быть (no-бывать), прибьет! (при-бывать ), do-бьот (до-бывать ), за-быть (за-бывать ), из-быть (из-бь$ать), от-быть (от-бывать). Приставки придают разные значения корню, но общее его значение остается неизменным: добыть — это значит сделать существующим (по крайней мере для себя), избыть — наоборот, сделать что-то несуществующим, а забыть — сделать нечто несуществующим в своем уме.

В русском языке, как и во многих других, есть глаголы, обозначающие не само действие, а побуждение или принуждение к нему. К примеру: слыть — “быть известным”; славить — “делать кого-нибудь известным”. Нечто подобное образуется и от “быть-бывать . Сравним: при-бьть — прибавить, до-быть — добавить, из-быть — избавить. И даже за-быть — забавить. “Забава, забавлять” имеют тот же древний корень бы-. Ведь забыть — значит выбросить что-то из памяти, а забава помогает забыться, то есть избавиться от неприятных мыслей.

Мы убедились, что категория бытия весьма многозначна и что глагол “быть” в русском языке имеет разные значения. Но и глагол “есть”, несмотря на кажущуюся его простоту, неоднозначен. Как известно, жителям Западной Европы и Прибалтики, изучающим русский язык, трудно даются обороты типа “У меня есть книга”. Ведь в их родном языке они построены совершенно иначе: по-немецки — ich babe ein Bucb; по-английски — I have a book; по-итальянски — io bo uno lino; по-французски — jai une Uvre; по-литовски — as turiu knyga. И переходя на русский, носители этих языков бессознательно копируют привычную им конструкцию: “Я имею книгу”, тогда как по-русски естественнее сказать “у меня есть книга”. Таким образом, глагол “есть” может выражать и обладание.

И здесь мы снова обращаемся к различию сущности и существования. Поскольку сущность — это набор признаков, мы можем назвать ее в известном смысле обладанием: лошадь обладает признаками четвероногого, млекопитающего, непарнокопытного, свойством есть овес и сено. Наоборот, у существования — бытия — есть только один признак — время.

Знаменитый немецко-американский психиатр и философ Эрих Фромм глубоко исследовал соотношение бытия и обладания. Обладание — это лишь малая часть бытия; плохо, когда оно заслоняет от человека все остальные стороны жизни. Если верующий относится к религии как к своей собственности, то она сводится для него к готовым на все случаи жизни правилам, — такой человек может быть страшно нетерпим. Напротив, вера, открытая миру (принцип бытия), — это прежде всего настрой души, чувство единства с миром, понимание его неслучайности. Знание-обладание — это механически усвоенная сумма фактов и сведений, знание, открытое миру (принцип бытия), — это понимание их взаимосвязи. Любовь-обладание — ревность и деспотизм; любовь-бытие — желание блага любимому (любимой). Иными словами, человек, настроенный на обладание, видит лишь себя в мире, а настроенный на бытие, старается видеть мир таким, каков он есть.

– Размышляя о бытии, естестве, сущности, существовании, мы все время наталкивались на философские, мировоззренческие и этические проблемы. И немудрено: ведь эти понятия лежат в основе мироздания.

Рубрику ведет Константин КРАСНУХИН,научный сотрудник Института языкознания РАН

Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие

О сущем бытия

Вопросы для самопроверки и повторения

1. Как кратко можно определить отношение философии к человеку и человека к философии?

2. Английский ученый и философ Б. Рассел писал: “Все точное знание…принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергавшаяся атакам с обеих сторон…” Объясните, что имел в виду Рассел?

3. Русский философ Л. Шестов считал: “Философия должна бросить попытки отыскания вечных истин. Ее задача – научить человека жить в неизвестности – того человека, который больше всего боится неизвестности и прячется от нее за разными догмами. Короче: задача философии не успокаивать, а смущать людей”. О какой особенности философии пишет философ?

4. Почему современную философию не относят к науке? Прокомментируйте в связи с этим высказывание российского ученого М.К. Петрова: “научное знание научно постольку, поскольку в нем нет человека, его эмоций, стремлений, потребностей. Человек неустраним из предмета философии, и знание выглядит философским ровно настолько, насколько оно включает человека”.

5. Немецкий философ М.Хайдеггер спрашивал: “Как обстоит дело в философии?” И отвечал: “Она шагает на месте, осмысливая всегда то же самое”. Что имел в виду мыслитель? Попытайтесь ответить.

6. Что такое: “Путь духовного обновления”. Стоит ли такая проблема перед современным поколением? Что может сделать здесь философия, чем помочь?

Раздел II. Онтология: учение о бытии,

Онтология – первая, важнейшая часть философского знания. Философия, собственно, начиналась с постановки онтологических вопросов: поиск первоначал бытия, системность бытия, способы существования бытия, место человека в бытии – изначальные вопросы, которые волновали уже первых мыслителей, так называемых натурфилософов. Античные натурфилософы, в основном “досократики” (Пифагор, Фалес, Анаксимен, Анаксагор, Анаксимандр, Гераклит Эфесский, Эмпедокл, Парменид и др.), опираясь на существующие к тому времени знания, старались заглянуть дальше, – не просто описать видимые стороны реальности, а помыслить: что же такое “бытие вообще”, поэтому одной из первых проблем онтологии был вопрос об определении понятия “бытие”, а также поиск организующих принципов и начал бытия.

Понятие “бытие” – одно из самых общих, наиболее емких, объемных и поэтому трудно определяемых философских понятий. Следует иметь в виду, что необходимо различать “бытие” как понятие и “бытие” как реальную структуру. Анализ бытия как наиболее общего философского понятия связывают с деятельностью античной школы элеатов (Парменид, Зенон, Мелисс). Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей предельно общие понятия: бытие, небытие, движение, целое, делимость, неделимость. В итоге они отождествили понятие бытия с самим бытием. Считая, что “все есть бытие, а небытия нет”, они тем самым отвергли изменчивость, подвижность бытия в целом. Зенон в своих знаменитых апориях (парадоксах) пытался логически подтвердить и доказать, что движение и делимость только мнение, наша иллюзия. За данную концепцию элеаты подверглись критике со стороны Платона, Аристотеля, Секста Эмпирика др., но они первыми поставили вопрос о бытии как таковом, о его целостности, о совпадении мысли о бытии с ним самим.

В это же самое время (V в. до н.э.) существовали и прямо противоположные точки зрения на бытие: широко была известна позиция Гераклита Эфесского о всеобщей изменчивости, текучести и непостоянстве бытия. Следовательно, уже в самой изначальной онтологии не было единого взгляда на бытие и его понимания.

Читать еще:  Во сне отошли околоплодные воды. Если беременной приснилось что отошли воды во сне

В самом первоначальном приближении под бытием понимается все существующие, все, что живет, что есть, что “бытует”. В этом отношении понятие “бытие” совпадает с понятием “реальность”. Реальное – значит существующие в наличии. Иногда понятие “бытие” заменяют понятиями “мир”, “вселенная”, “универсум”, “сущее” и др., хотя полного совпадения между ними нет. Бытие – это, прежде всего, действительно философская категория, обозначающая все реально существующее, все сущее в действительности и в возможности, весь мир в его изменении и движении; все, что когда-либо, в каких-либо формах себя обозначало; то, что является объективностью, независимой от сознания, а также человек с его сознанием и духовностью. Экзистенция (существование) и эссенция (сущность) – латинские термины, характеристики, главные атрибуты любого бытия.

Бытие как реальность многогранно, чрезвычайно сложно по структуре. В зависимости от оснований выделяют различные сферы, уровни и градации бытия.

Например, можно рассматривать бытие как единство таких сфер:

1. Материально-предметное бытие . Это мир чувственно воспринимаемых объектов, которые воздействуют на сознание, мышление через органы чувств. Здесь бытие представлено как мир чувственных образов в его конкретно-предметном выражении. Это мир вещей, конкретных ситуаций, мир деятельности по созданию предметов, прежде всего, в трудовой, экономической, бытовой сферах бытия. В материалистической философии – это мир материи, объективной реальности.

2. Объективно-духовное бытие . Это духовная жизнь человека в его социальности: мир мыслей, научных теорий, познания, мир духовных ценностей, мир философии, мир эмоций, переживаний, мир отношений и пр., реально существующих как общечеловеческая культура, как общественное сознание, как менталитет той или иной нации, общества.

3. Общественно-историческое бытие . Включает в себя как материальные, так и духовные элементы бытия. Это реальные отношения в историческом времени: реформы, революции, войны, “переселение” народов, смена власти и форм государства, появление и исчезновение на карте новых стран, городов, цивилизаций и т.д.

4. Субъективно-личностное бытие . Оно включает в себя также материальный и духовный элементы, но это жизнедеятельность уже конкретного индивида с его неповторимым индивидуальным опытом, конкретными личностными проявлениями бытия, происходящими только с данным человеком, и тем уже отличающимися от общего течения жизни.

Можно структурировать бытие по различию способов функционирования и форм отражения: неживая, живая природа и социум или литосфера, биосфера и ноосфера. По формам движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная (классификация Ф.Энгельса). По системности взаимодействий: мегамир, макромир, микромир (вселенная, галактики, звездные системы, планеты, предметы, вещество, молекулы, атомы, ядра, элементарные частицы, поля и т.д.).

С философской точки зрения в структуре бытия можно выделить еще несколько градаций:

– ” Бытие само по себе “ (объективное бытие), безотносительное к нашему сознанию, базовое, а значит, первичное. “Бытие для нас” (субъективное бытие). Это то бытие, которое мы сами конструируем, картина мира, в которой мы существуем и с которой, собственно, и взаимодействуем. “Бытие само по себе” соотносится с понятием вечности, а “бытие для нас” – с понятием временности, конечности, ограниченности в пространстве и во времени.

– Бытие различается , как бытие действительное, фактическое, актуальное, наличное, проявленное (его можно каким-либо образом удостоверить), и как – бытие потенциальное, возможное, еще не проявленное (его можно только прогнозировать, предполагать). Бытие как акт и потенция (Аристотель, Спиноза).

– Бытие истинное (смысловое, сущностное) – “мир идей” у Платона, Бог в религиозной онтологии, Абсолютная Идея у Гегеля и пр. и бытие неистинное (кажущееся, видимое) – бытие по мнению, бытие, не имеющее смысла.

Бытие и сущее . Понятие “сущее” также одно из важнейших понятий онтологии. Оно часто употребляется как синоним бытия.

Но между ними есть свои различия:

а) В некоторых философских системах понятие “сущее” действительно употребляется для обозначения бытия в целом, служит синонимом бытия;

б) В других – под сущим понимают проявление некоторых отдельных форм бытия. Здесь сущее – обозначение части бытия;

в) Наконец, сущее выступает как основа бытия, как его абсолютное, неизменное начало, как субстанция, как его сущность.

Бытие и небытие. Интересными моментами являются некоторые точки зрения на соотношение бытия и небытия. Здесь небытие не отрицается как в учении элеатов. Наоборот, этой сфере придается основополагающая онтологическая роль и значение.

Небытие рассматривается:

– как отрицательное бытие: бытие как полное отсутствие чего-либо вообще, бытие как равное ничто;

– как позитивное превосходство небытия над бытием (как, например, постулирование абсолютной свободы в философии Н.Бердяева);

– небытие – как лишь другая форма бытия: что-то было, но потеряло свою определенность, перестало быть тем, чем было, но совсем не исчезло, а превратилось во что-то другое (“стали мы и землей, и травой” – поется, например, в одной песне о войне). Вместе бытие и небытие и составляют вечность.

В данном понимании диалектика бытия и небытия может быть представлена в следующей интерпретации:

– небытие первично и абсолютно; небытие беспредельно во всех отношениях;

– небытие небытия есть бытие;

– бытие вторично и относительно, абсолютного бытия нет;

– выражением неустойчивости бытия является время, т.к. все существующее существует во времени, все возникает и погибает, переходит в небытие;

– возникновение и гибель не равномощны: все возникает на время, а погибает навечно;

– главной характеристикой бытия, его свидетельством (атрибутом) является его абсолютная гибельность.

– бытие первично, а осознание бытия – вторично. Основа осознания – память. Благодаря памяти сознание получает статус субстанции (видимость некоей постоянной).

– осознаная гибельность бытия является страданием.

Страдание заставляет сознание измысливать наличие Бога, наличие вечности, абсолюта. Так возникает религиозное в своей сущности сознание, которое и придает бытию вечность в форме Абсолюта, Бога. Но материалистическая философия утверждает, что Бога нет. Поэтому возникает сознание небытия. Оно усиливает страдания и перерастает в ужас перед бытием. Здесь и должна вступать в свои права философия. Этому ужасу сознания она призвана противопоставить “мужество небытия”.

Последнее обозначает – мужество быть, существовать несмотря ни на что. Знать, что все проходит, и в то же время не впасть в ужас перед небытием – этому должна учить подлинная философия. Небытие окружает нас со всех сторон, оно знает, что мы – его добыча, и что нам от него никуда не уйти. Небытие невидимо, оно прячется за спину бытия, но оно крадется за нами попятам и убивает нас руками бытия. Каждое мгновение бытия немедленно становится прошлым, а значит небытием.

Бытие же стремится вперед, не разбирая пути (все более высокие скорости, все дальше прогресс). Стремительный бег бытия характеризует желаемое убегание от небытия. Но как бы бытие не стремилось к этой цели, конечная цель – все равно неизбежное небытие. При таком пессимистическом, но вполне реальном раскладе еще более актуальной становится задача: прожить жизнь содержательно, со смыслом, как можно более полно утвердить себя в бытии, сделать свою жизнь счастливой, приятной и радостной. Философия берет на себя смелость помочь человеку осознать самого себя, выбрать тот путь и ту жизнь, которую он считает правильной и возможной.

109.201.148.198 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://www.stihi.ru/2006/05/01-577
http://megalib.com/slovar/155-bytie.html
http://studopedia.ru/2_116107_ponyatie-bitiya-ego-struktura-bitie-i-nebitie.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: