Вот как они сами объясняют это. Отношение к женщине в иудаизме

Дискриминируют ли женщин в иудаизме?

Я адресую свой вопрос каждой из вас и буду рада ответам от всех. Я не написала его на общий ящик toldot.ru из опасения, что он попадет «не туда». Если вы сочтете возможным опубликовать мой вопрос и свои ответы, то это можно только приветствовать. Теперь собственно вопрос. Чем вам так не угодил феминизм? Что плохого в том, что у женщин есть закрепленное законом право получать образование и работать и (о, ужас!) появляться в общественных местах? По-вашему, это действительно разрушает семью вообще и еврейскую в частности? Вам не кажется, что в Саудовской Аравии принцип цниут (скромности) доведен до своего естественного логического конца, а не до абсурда? Если закрывать волосы, то почему не лицо? Есть на свете одно место кроме СА, где женщинам запрещено водить машину — Кирьяс Джоэль, Нью-Йорк. Вас эта тенденция не пугает? Меня таки пугает, и если я зря боюсь, не могли бы вы объяснить мне, почему зря? У вас же у всех дочери, которых вы любите. Вы хотите, чтобы их лишили даже права показываться на улице? Ведь все к этому катится. Афганские и иранские женщины до взятия власти сами-знаете-кем тоже думали, что они свободные и образованные и никто их назад в клетку не загонит. А потом проснулись в одно не прекрасное утро и обнаружили, что нельзя поступить в университет без разрешения отца или брата и выйти на улицу без мешка на голове. Я чувствую себя, не рядом будь помянута, Кассандрой, которая бегает и всех предупреждает, а никто ее не слушает. Если в еврейской среде возможен запрет женщинам водить машину, сидеть спереди в автобусе, избираться на общественную должность (не даян, не рав) и посещать уроки танцев зумба (Бейтар Илит), то что-то у нас очень не то. Лучше уж феминизм, честное слово. Те права и свободы, которые нам с вами так же привычны, как небо над головой (образование, работа, собственный счет в банке и открытое лицо), женщинам до нас пришлось выцарапывать, а нам, сдается мне, еще придется с боем отстаивать. Ради дочерей. Бе-ахават Исраэль (с любовью к еврейскому народу) и спасибо, Р.

Отвечает Мира Вайсбин

Уважаемая Р., шалом!

Спасибо за вопрос и за доверие, которое Вы оказываете нам, задавая его. Ваш вопрос меня порадовал молодым задором, боевым настроем и чисто еврейским активным желанием узнать, доказать, понять.

Я с Вами совершенно солидарна в чувстве ахават Исраэль, ради которого мы прилагаем все усилия, чтобы наши дети оставались настоящими евреями. Ради наших дочерей важно разобраться в Вашем вопросе, прояснить истину и действовать в соответствии с ней.

Хотелось начать с того, что информация, которой Вы оперируете, не совсем достоверна. А именно: еврейская женщина, выполняющая все заповеди Торы, имеет полное право получать образование, работать и без всякого «ужаса» появляться в общественных местах (если в них соблюдаются элементарные правила общечеловеческой морали). Даже если есть круги, в которых что-то принято, а что-то не принято, запрета Торы на получение образования, работу и т.д., разумеется, нет, о чем поговорим далее. Мои дочери, например, (уже взрослые и замужние) родившиеся в Израиле и выросшие в стопроцентно харедимном обществе, выучились, получили прекрасные специальности и работают по ним — кто на компьютерной фирме, кто в области дефектологии, кто в области математики и т.д. Это стандартный, типичный путь религиозной девушки, желающей учиться. Если она не желает учиться, она вполне может быть прекрасной женщиной и матерью. Если еврейская женщина получает образование и работает, это не разрушает ее семью. Что действительно может разрушить семью — это ее жизненные цели. Очень многое зависит от того, каковы цели в жизни. Если цель — сделать карьеру, решения и поведение по отношению к семье будут одни, если цель — строить семью, личные взаимоотношения, воспитывать детей, решения и поведение будут другие. А тогда уж работа и образование — это не самоцель, а средство заработка. И нет в этом никакого противоречия с тем, что работа может быть интересной и приносить женщине удовлетворение.

Теперь перейдём с Вашего разрешения к вопросу цниюта и принципов скромности. Ваш нескрываемый страх, что отберут «права и свободы», был бы совершенно оправдан, если бы еврейский цниют строился на тех основах, которые Вы наблюдаете на примерах СА, Афганистана, Ирана и других уважаемых мусульманских стран. Как мне видится, в Вашем представлении история женщин выглядит так: черное прошлое (закрытое лицо, запреты на работу, образование, в общем, клетка, куда нас хотят снова загнать), светлое настоящее, выцарапанное женщинами для нас, и черные прогнозы: возвращение женщин в черное прошлое, а то и еще похлеще. В связи с этим хочется поделиться с Вами: еврейские женщины ничего не выцарапывали. Жена известного мудреца Хофец Хаима держала магазин, в котором продавала товары всей еврейской общине. Подобно ей, вели дела много замечательных праведных еврейских женщин. Вероятно, в ашкеназских общинах это было больше распространено, а в сефардских меньше — в связи с влиянием мусульманского окружения. Это что касается работы. Массовое же образование — достаточно новое явление в принципе. И нам ничего не известно о том, что еврейские женщины были насильно оторваны от образования, не имели возможности его получить. А известны факты противоположные.

В еврейском народе роль женщин велика и незаменима, их деятельность — значимая, важнейшая не только для семьи, но и для всего еврейского народа. Достаточно упомянуть имена наших праматерей Сары, Ривки, Рахели и Леи, затем Мирьям-пророчицы, царицы Эстер, Йеудит — дочери Йоханана а-Коэна. Пророчица Двора в эпоху Судей была судьей в еврейском народе. Известная Брурия, жена раби Меира (мудреца Мишны — тана) обучала евреев законам Торы (находясь за занавесом, чтобы не нарушать законов скромности). С историей каждой из этих женщин и множества других можно ознакомиться в наших источниках. Отсюда очевидно, что у еврейской женщины не было необходимости ничего выцарапывать. Черного прошлого не наблюдалось, и в том, что касается положения женщины, нет большой разницы между прошлым и настоящим.

О черных прогнозах. Еврейских женщин некуда «возвращать», т.к. «порабощения» не было. Вы боитесь принципов, доведённых до абсурда. Правильно, всем нам это не понравилось бы. Но евреи… Есть неизменная Тора, Закон. Это нас сопровождает из поколения в поколение со времен горы Синай. И надо знать, что в еврейском народе женщины всегда покрывали голову, а паранджу не одевали. Честно Вам скажу, не знаю, что будет у народов — сколько оденут, а сколько снимут. Но Тора неизменна, и законы постоянно «отслеживаются» и регулируются раввинами, «держатся» в рамках, чтобы, не дай Б-г, не возобладала тенденция «прибавлять» к Закону или «убавлять» от него. Поэтому паранджи не предвидится.

В личном плане каждому из людей невозможно запретить устанавливать для себя свои собственные, личные устрожения. Но из этого не выводят никаких общих правил. В рамках сказанного — не существует никакого запрета Торы женщине водить машину. И даже если в какой-то общине, по Вашим сведениям, приняли такое устрожение, вероятно, есть у них на то местные причины. Точно так же, как если мы увидим еврея, который устрожает закон для себя и принимает субботу за час до времени зажигания субботних свечей, т.к. ему лично хочется войти в субботний покой раньше (по своим духовным соображениям), никому не придет в голову, что еврейский Закон обязывает всех поступать так же! Есть место личным устрожениям, есть вероятность, что существуют местные соображения, на основании которых раввины постановили, чтобы женщины не водили. Как и во всем остальном, здесь работает еврейское правило: коль давар лэ-гуфо. Я лично вижу много всерьез религиозных женщин, водящих машину. И, кроме личных соображений-устрожений, не вижу ни факта, ни тенденции. Нет правила цниюта или закона Торы, которые бы это запрещали.

Общественная роль женщины, как мы уже говорили выше, в еврейском народе естественна, начиная с праматерей, продолжая судьей и пророчицей Дворой, продолжая и в наши времена известнейшей Сарой Шнирер, основательницей обширной сети женских образовательных учреждений и движения Бейт-Яаков и т.д., и т.п. В настоящее время масса уважаемых праведных женщин занимает руководящие посты в Министерстве Образования, учебных заведениях, общественных организациях и др. Ничего не известно о том, чтобы это кем-то осуждалось, нет никакой проблемы. Без всякой связи с религией хотела добавить, что есть общая тенденция, наблюдаемая и в светском, и в религиозном обществе, — выполнение женщинами многих руководящих функций. С психологической точки зрения — иногда это может привести к формированию личности женщины-«генерала», что и в общечеловеческом плане — под знаком вопроса. Какова она как мать, как жена, каковы её цели в жизни?

Читать еще:  Происхождение имени илиана. Происхождение и характер имени юлиана

Продолжая читать вопрос, увидела Ваш прогноз, что женщину лишат права показываться на улице. Честно говоря, когда прочитала, подумала, что это такой литературный приём, чтобы подчеркнуть общую тенденцию. Как сказать: «Я тебе миллион раз говорила» — на самом деле не миллион и не полмиллиона. В качестве стилистического средства я это слышу. Если говорить о фактах, это так же неприменимо к еврейскому обществу, как и другие рассмотренные прогнозы. Кстати, Вам стоит знать, что запрет прибавлять к еврейскому Закону или убавлять от него дан в самой Торе — Дварим 13, 1: «Все, что я (Моше) заповедую вам, бережно исполняйте, не прибавляй к тому и не убавляй от того». И в этом — великая сила и жизненность еврейской вечной, неизменной Традиции, которая, слава Б-гу, регулируется нашими мудрецами в каждом поколении. Один принципиальный момент отличает законы других народов от Закона народа Израиля. Там законы создаются людьми, а потому могут быть доведены до абсурда, у нас же законы изначально заданы Торой, имеющей Б-жественное происхождение. Поэтому они абсолютны и неизменяемы. Еврейский народ во всех поколениях старается соответствовать этому.

Далее, по поводу счета в банке. И тут нет никакого ограничения Торы, а в принципе все имущественные отношения определены Шулхан Арухом, так, что собственности женщины ничто не угрожает. Наоборот, еврейская Ктуба охраняет имущественные права женщины.

Вы упоминаете еще размещение в автобусе и танец «зумба». Не существует запрета заниматься танцами, есть полно кружков танца, драмы и т.п. Но я бы как мать не проявила заинтересованности в кружке танца для дочери, если музыка там африканского стиля. И сама бы не пошла, самой мне приятнее заниматься пилатесом под энергичную музыку не африканского стиля. Но ради здоровья, грации и поддержания мышечного тонуса нет проблемы заниматься физкультурой и танцами. Что такое «зумба» я лично не знаю, не знаю и каковы были местные соображения, по которым решили запретить это, если это действительно факт.

И последнее — размещение в автобусе. Недавно «автобусное дело» было раздуто СМИ совершенно непропорционально описаниями «ужасных» событий в Бейт-Шемеше. На самом деле, размещая мужчин и женщин в разных частях автобуса (это делается лишь в некоторых автобусах), намеревались создать более надежную почву для охраны чистоты нравов и целомудрия в том обществе, которое к этим моделям стремится. Это направлено не на унижение женщины, а на обеспечение ее личного комфорта и безопасности. По Торе однозначного ответа на этот вопрос нет, и нет никакой катастрофы в том, чтобы ездить в обычных автобусах. Все мы ездим и в общих автобусах, никак не нарушая законы, но лишенные определенного комфорта. Можно иметь разные позиции на этот счет. Давайте, не осуждая, рассмотрим различные стороны вопроса. С одной стороны, нет ничего страшного в том, чтобы ехать в общем автобусе, и каждому приятно садиться там, где ему хочется и как ему хочется — впереди, около окна, подальше от окна, в середине. С другой стороны, человек — это человек, у него определенная природа, определенные желания, тяготения и влечения. И влечение к противоположному полу заложено в нашей природе. Не всегда человек справляется со своими влечениями, даже если на уровне сознания у него другие цели и другие планы. Из нашего собственного жизненного опыта, из литературы, СМИ нам многое известно. Например, есть статистика: больше половины женщин в Израиле и во всем мире подвергались сексуальным домогательствам на работе, в школах, учебных заведениях. Кстати, феминистки об этом говорят. Когда люди собираются вместе, чтобы работать или учиться, или куда-либо ехать, никто не застрахован. Достаточно упомянуть московское метро, кто помнит, но и в Израиле люди, а не ангелы.

Мы не решаем, каким должно быть размещение в транспорте, но не закрываем глаза на проблему, которая существует. Названные проявления человеческой природы возможны в любом месте, в том числе и в общественном транспорте, это вещи общеизвестные, простые и очевидные. Надо признать проблему, а не делать вид, что ее не существует. На этом фоне можно понять общество, которое решает хотя бы эту проблему таким образом— «территориальным размежеванием».

В заключение: уважаемая Р., насколько я понимаю, Вам важно было понять, и поэтому попробуйте, может быть, походить регулярно на уроки Торы и Закона и получить сведения из первоисточника. Тогда представления, которые у Вас сложились на основании сведений неизвестного происхождения, иногда даже предвзятых, корректируются. Мы все знаем, что такие представления бытуют среди людей, не получивших традиционного еврейского образования.

Талмуд о семейной жизни. Женщина в современном иудаизме

Как мы отметили ранее, Талмуд определяет особую ценность семьи в иудаизме. В нем также обсуждается вопрос, что сохраняет свою важность и сегодня: в какой момент человек становится человеком? Мудрецы Талмуда отвечают: в момент зачатия. Такое понимание, естественно, делает аборт в иудаизме морально невозможным, так как он равнозначен убийству. Хотя в Израиле и других странах, где проживают иудеи, аборты официально разрешены. Но процедура получения разрешения на аборт в Израиле очень сложная. Для этого женщина должна обратиться в специальную комиссию. Имеют право на аборт женщины, страдающие тяжелыми заболеваниями и патологиями плода, несовершеннолетние девушки, жертвы сексуального насилия, одинокие женщины с низким уровнем дохода, женщины, забеременевшие в результате внебрачной связи и проходящие срочную армейскую службу. Во всех остальных случаях комиссия вынуждена будет отказать в операции.

Выполнение заповедей «плодиться и размножаться», «прилепиться к жене» с точки зрения иудаизма несовместимо с формами крайнего аскетизма, отрицающего семейную жизнь или рассматривающего ее как что-то маловажное, как уступку животной природе человека, как что-то, предназначенное для духовно слабых людей, не способных жить исключительно духовной жизнью.

В еврейской истории были отдельные (далеко не все) выдающиеся люди, которые жили без семьи. Но они скорее являлись исключением. В древности существовало даже монашеское движение – ессеи, повлиявшее на христианское мировоззрение. Однако оно не оставило в иудаизме заметного следа.

Семья в понимании евреев – это не препятствие, а необходимое условие для служения Богу. Такое высокое значение семейной жизни соседствует с целиком трезвым взглядом на человеческую природу, на то, что люди, к сожалению, часто не способны хранить верность. В иудаизме развод не поощряется, но и не запрещается.

В Талмуде сказано, что мужчина может разойтись с женой даже из-за подгоревшего завтрака. Размышляя над этим неожиданным текстом, один толкователь делает замечание, что людям, для которых подгоревший завтрак может стать поводом для развода, действительно лучше разойтись.

Читать еще:  Михаил: что значит это имя, и как оно влияет на характер и судьбу человека. Имя для мальчика Михаил: значение, характер и судьба

В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б). Также говориться, что «Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства» (Хулин, 846) Талмуд: Мишна и Тосефта. – М.: Триумф, 2011. – 430 с.. Значит, жена и дети для иудея являются главной ценностью. В доме мужчина следует советам своей жены, которая выполняет более легкую работу. Относительно внешнего вида и поведения женщины иудейское правило гласит: «нескромно вести себя на улице — как в спальне, и в спальне — как на улице». Мишне Тора (Кодекс Маймонида). Книга 4. Женщины. – М.: Книжники, 2014. – 1040 с.

Жена рассматривается как помощник мужа, любящий советчик и друг, утешитель. Традиционно женщина не работала в сфере ремесла или торговли, кругом ее обязанностей были домашние дела и сельское хозяйство. Но со временем она освоила новые сферы деятельности. Брачный союз подобен отношениям Бога с человеком, он крепок и никто из супругов не должен его разрушать. Если жена будет мужу «служанкой» в хорошем смысле этого слова, то и он будет ей «слугой», но если она попытается властвовать, то муж будет с ней суров. Супруги в равной мере занимаются воспитанием детей, благословляют их на вступление в брак.

В религиозной жизни ортодоксальных иудеев женщина считается неполноценной, поэтому их синагоги разделены на женскую и мужскую части. Однако в других течениях женщина может ходить в синагогу вместе с мужчинами, и, как мы убедились, отправлять некоторые ритуалы дома. Но она не может быть священнослужителем, что характерно в основном для всех религий мира. В древности в Иерусалимском храме могли обучаться и служить девочки до начала полового созревания, например, предание гласит, что в Храме воспитывалась Богородица. Во время менструации и после родов женщина считается нечистой и по их окончании должна совершить ритуальное омовение.

Однако, модернизация современных религий и гендерное равенство не обошли и иудаизм. Реформистский иудаизм, широко распространённый в Израиле призывает к равенству мужчин и женщин во всех сферах жизни. Богослужения правятся на национальном языке, для женщин и мужчин одновременно, головной убор стал не обязательным для представителей обоих полов. С 1983 года представители консервативного иудаизма в США отошли от ортодоксии, разрешив рукополагать в раввины женщин. Главный центр консервативного иудаизма находится в Нью-Йорке, где расположена Еврейская богословская семинария. Хотя в таких странах как Россия и Израиль это течение отсутствует. В Израиле женщины активно борются за свои религиозные права, в частности за права молиться перед иудейской святыней – Стеной Плача, что раньше разрешалось делать только мужчинам. В 2013 году Верховный Суд Израиля отменил запрет на женскую молитву у этого культового места. Против этого выступают в основном представители ортодоксального иудаизма, подкрепляя свое мнение выдержками их Танаха. В целом эту ситуация очень схожа с положением женщин в странах ислама, где сторонники фундаментализма стараются сохранить гендерное неравенство, рассматривая священные тексты лишь под одним углом зрения. Дубсон Б.И. Современный Израиль. Социально-экономические очерки. – М.: Международные отношения, 2014. – 376 с.

На сегодняшний день женщины в Израиле, где иудаизм является основной религией, во всем равноправны с мужчинами. Они получают хорошее образование, могут претендовать на те рабочие места, что и мужчины, защищать свои прав в судах.

Замуж израильтянки выходят теперь позже, сказывается общемировая тенденция. Однако брак, как и развод, заключается не через светские органы, а через раввинов. Брачный контракт, составленный лишь в адвокатской конторе, не имеет юридической силы. Дети, рожденные в незарегистрированном браке, имеют равные права с детьми, рожденными в законном браке. «Гражданские» браки становятся все более популярными. Во многом это обусловлено либеральностью законодательства, а также нежеланием пар вступать в официальный религиозный брак. В израильском законодательстве отсутствует понятие фактических брачных отношений и поэтому их определение выработано судебной практикой, т.е. прецедентными решениями Верховного суда. Воробьев Е.В. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Государстве Израиль. – М.: Издательство МГИМО, 2099. – 155 с.

Среди верующих иудеев сильна практика эндогамии – браков исключительно с представителями своей нации и веры.

Молодые люди могут свободно общаться и встречаться до свадьбы. В случае развода иудеи обращаются в раввинский суд, при этом инициатором может выступать женщина. Имущественные вопросы чаще оговариваются заранее в брачном контракте – ктуба, что признается в синагоге и юридических фирмах. Подобное положение закреплено в Законе «Об имущественных отношениях между супругами» от 1973 г. Закон установил, что брачный договор, а также его изменения должны быть закреплены в письменной форме. Договор утверждается судом по семейным делам либо, если договор подписан до брака, должен быть заверен нотариусом, либо в момент брака — оформляющим брак. Например, если будущие супруги — евреи, то оформление брака происходит в раввинате (высшем духовном органе), и раввин вправе утвердить данный договор. В этом случае полномочия раввина равны полномочиям суда. Кроме того, договор о разводе между супругами, утверждённый судом, приравнивается к договору об имуществе между супругами.

Если супругами не составлен брачный договор, либо в нём не определен раздел той части имущества, которая подлежит разделу, то имущество делится пополам. Исключается лишь то имущество, которое супруги получили по наследству или которое было у них в собственности до заключения брака или если они его получили как подарок. Это правило распространяется также на пособие от Института национального страхования или на компенсацию за ущерб здоровью или в случае смерти. То есть если из ста совместных шекелей 70 — принадлежат мужу и 30 — жене, то при отсутствии брачного договора либо пункта, регулирующего порядок раздела данного имущества, оно будет разделено между супругами пополам, то есть каждый получит по 50 шекелей.

Женщины активны в политической жизни, в правительстве Израиля немало женщин. В связи с процессами секуляризации в обществе, страна стала довольно терпима к сексуальным меньшинствам и феминистическому движению. Гурьева К.А. Гендерный подход в изучении религиозных аспектов феминизма // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 20. С. 24-26.

Равноправие простирается так далеко, что женщины обязаны нести службу в армии. Если они не могут сделать этого по религиозным соображениям, то они должны пройти аналогичный срок службы в госпитале. Однако, от службы в армии, как правило, отказываются только представительницы ортодоксального течения.

В целом отношение к женщине в иудаизме, по сравнению с другими религиями является гуманным, умеренным и демократичным.

Колумнистика

08.03.2011
Редактировать статью

08.03.2011
Редактировать статью

Каждое утро я благодарю Всевышнего за то, что Он не создал меня женщиной. На первый взгляд, неплохой повод обвинить меня в неуважении к половине человечества. Можно начинать оправдываться, объяснять глубокий и уважительный смысл, заложенный в моих словах. Но стоит ли? Факты, подтверждающие дискриминацию женщин еврейскими законами, можно нагуглить очень быстро. Почему женщина не может стать раввином? Почему мужчина освящает женщину под хупой, а не наоборот? И так далее, и тому подобное.

Давайте сперва обратимся к вопросу, от которого на самом деле не уйти никому. Еще в детстве, не успев подрасти, мы замечаем, что окружающие нас люди делятся на две группы — мужчин и женщин. Как к этому относиться, считать это различие случайным и несущественным или принципиально важным? Каждый из ответов имеет свои преимущества. Первый предупреждает дискриминацию, второй — потерю индивидуальности.

Вера в сотворенность мира всегда предполагает осмысление. Талмуд формулирует ответ на поставленный вопрос радикально: «Женщины — это отдельный народ». Хотя в трактате «Шаббат» высказывание это носит частный характер, описывая разницу в поведении между мужчинами и женщинами, радикальность формулировки слов Талмуда воспринималась мудрецами последующих поколений как провозглашение отдельной системы ценностей и задач, относящихся к женщинам.

Читать еще:  Опасно ли купание в проруби на крещение. Евгений Пашанов: чем полезно и чем опасно купание в проруби? Орви и другие

Процитированному утверждению Талмуда неожиданно оказался созвучным психологический бестселлер конца XX века «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Читатели книги узнали, к своему удивлению, что мужчины и женщины, казалось, употребляя для общения одни и те же слова, на самом деле разговаривают на разных языках. Появись подобное утверждение всего на 30 лет раньше, оно было бы воспринято в штыки как реакционное. Любое желание объявить различие между мужчиной и женщиной принципиальным выглядело тогда желанием закрепить неравноправие между полами. Что же изменилось с тех пор?

Движение за равные права для женщин добилось заметных результатов. Сейчас уже не надо доказывать, что женщина может проявить себя вне семьи и добиться на этом поприще больших успехов. В России XIX века в обществе развернулась дискуссия вокруг следующего вопроса: хватит ли у женщины умственных способностей, чтобы быть врачом. Сейчас такой спор может вызвать лишь смущение. Существует множество областей — и медицина в их числе — где женщинам уже не надо доказывать свои возможности; они по праву захватывают все более прочные позиции в менеджменте, где у них, по мнению специалистов, есть серьезные психологические преимущества перед мужчинами. Конечно, эта борьба не закончена, и шансов стать, например, президентом Российской Федерации у женщины пока не больше, чем в свое время — занять пост генерального секретаря ЦК КПСС. И все же изменения в социальном статусе женщин радикальны.

Но у феминистского движения есть не только успехи, но и провалы, Так, признанный лидер и теоретик этого движения философ Юлия Кристева пишет о своем разочаровании в феминизме: «Феминистки хотят, чтобы женщины объединились, подобно тому, как марксисты хотели создать стадо из рабочих. Для меня важна особость и отдельность каждой личности, но это связующая чуждость, она дает возможность подлинных отношений между людьми». Борьба за права личности нередко приводит к тому, что забывают о самой личности». Борьба за равноправие заставила женщин вместо развития собственной уникальности копировать поведение лидеров гонки — мужчин.

Изменение социального статуса женщины дает возможность (и даже обязывает) обратиться к ее особенностям без боязни ущемить права. В этом большую помощь могут оказать женские образы Книги Книг. Наряду с изложением истории праматерей, чуть отдаленных от нас своей возвышенной функцией, важное место в Танахе (и, что не менее существенно, в синагогальных молитвах и чтениях) занимают фигуры Мирьям, пророчицы Дворы, Наоми, Рут и царицы Эстер. Анализируя их, можно определить архетип еврейской женщины. Все они принимают нестандартные решения и умеют отстаивать свою позицию. Прославлены они не тем, что оказывают поддержку своим мужчинам, а тем, что принимают ответственные решения, как это особо подчеркнуто в историях Дворы и Эстер. С другой стороны, их влияние носит подчеркнуто личностный, а не сексуальный характер. Эстер, решив повлиять на Ахашвероша, не прихорашивается, а постится. Рут предпочла благочестивого, но немолодого Боаза более привлекательным молодым мужчинам. Важно отметить при этом, что иудаизм вовсе не табуирует тему секса. Песня Песней, названная рабби Акивой в Мишне «Святая святых», вся построена на чувственной символике. Эта область отношений между мужчиной и женщиной не отвергается, а, наоборот, воспринимается как аккумулятор гигантского духовного потенциала — как в сторону добра, так и в сторону зла. При этом женское начало является ведущим в этом вопросе — поднят ли он до абстракций Каббалы или ограничен своей материальной проекцией.

Лишение еврейских героинь сексуальности выводит женское начало за границы отношений между полами, и оно приобретает самостоятельное значение. Женщина во многих культурах воспринимается прежде всего как предмет сексуальных и чувственных отношений, и это (даже когда имеет вид поклонения прекрасной даме) отрицает возможность ее активного воздействия на мир. Иудаизм видит в женщине прежде всего личность, самостоятельный духовный субъект.

К слову, все сказанное относится к женщинам, вне зависимости от их национальности. В Танахе и Талмуде нередко в качестве духовного образца приводится поведение неевреев — например, жителей Ниневии, ставших образцом раскаяния в Йом Кипур для многих поколений евреев. Но и среди этих примеров прославление нееврейки Яэли удивительно — ведь она ставится Танахом выше еврейских праматерей Сары, Ривки, Рахели и Леи.

Проблема различий между мужской и женской духовностью подробно разработана в еврейской литературе. Не будем заниматься профанацией и объяснять их в двух строчках. Важно, что это два начала, одно из которых невозможно заменить другим. Еврейский закон, ставя перед мужчинами и женщинами различные ограничения, всегда имеет своей задачей сохранение уникальности каждого из них. То, что мужское начало имеет преимущества и является ведущим в нашем несовершенном мире, компенсируется лидерством женщины в мире грядущем. Рабби Шнеур Залман, основатель ХАБАДа, пишет об этом реванше, комментируя пророчество Ирмияху о том, что «женщина будет крутить мужчиной». (Кстати, эти слова мы всякий раз вспоминаем на еврейской свадьбе, когда под хупой невеста делает круги вокруг жениха.)

Немаловажно, что в еврейском мировоззрении подобная отсылка к будущему миру не является уходом от решения сегодняшних проблем. На еврейский взгляд, будущий мир формируется сейчас, он лишь совершенная форма мира настоящего. Поэтому хасидское движение, взяв в качестве основы мессианские устремления, не могло пройти мимо гендерной проблемы. В мемуарах Любавичского Ребе рассказывается, что вопрос об обучении девочек Торе был одним из важнейших для первопроходцев хасидского движения.

Современные религиозные еврейки уже явно не комплексуют перед мужчинами. Если 50 лет назад раввинами с большими сомнениями было принято решение об участии женщин в выборах, то сейчас религиозных евреек можно увидеть на важных позициях и в журналистике, и в юриспруденции, и в других сферах. Споры продолжаются, ведь перепутать позитивное развитие женского творческого начала с тупиковым подражанием мужчинам очень легко. Все чаще можно услышать уникальный женский голос в понимании Письменной Торы, мидрашей, в популяризации хасидского учения.

В современной культуре все чаще можно наблюдать, как женщины реализуют свой творческий потенциал, не пытаясь убедить кого-то, что они ничем не хуже мужчин. В литературе cлышен женский голос, который не спутаешь с мужским. В кинематографе женский взгляд оказался не сравним ни с чем, что выходило на экраны раньше. Упомянутая выше Кристева находит понимание Другого (ключевое понятие современной философии) — ребенок в утробе матери — которое принципиально недоступно мужчине. Это лишь отдельные примеры явления, которое, возможно, совсем скоро заставит заговорить о себе.

Мы не знаем, как именно будет реализовываться потенциал женщин в ближайшие десятилетия и как это повлияет на мир. Ясно одно — это будет не то, к чему мы привыкли, и это будет взгляд, который был человечеству ранее принципиально недоступен. Причем не только для мужчин, ведь и женщины привыкли смотреть на себя мужскими глазами. Лично я жду этих откровений с большим нетерпением.

Автор о себе:
Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.

Мнение редакции и автора могут не совпадать

Источники:

http://toldot.ru/jfamily/woman/woman-ask_7931.html
http://studbooks.net/869248/religiovedenie/talmud_semeynoy_zhizni_zhenschina_sovremennom_iudaizme
http://jewish.ru/ru/columnists/articles/10988/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: