В чем заключается сущность исихазма. Исихасты – монахи молчальники

Исихазм и его сущность

ИСИХАЗМ (от греч. hesychia – покой, безмолвие, отрешенность) – целокупное учение-действие, направленное на стяжание Святого Духа и обожение души и тела. Высочайшей целью исихазма является преображение и обожение всего человека по образу воскресшего Иисуса Христа. (Определение из сайта “Исихазм”).

Второе определение. Исиха́зм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор).

В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божьей благодати. Главные представители исихазма Симеон Новый Богослов(949-1022) и Григорий Палама (1296-1359). В 1341 году учение Паламы было признано официальной доктриной православия. Из Византии исихазм распространился и на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др.). В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Во многом повлиял на духовный подъём Руси XIV—XV веков. В современной России наблюдается рост интереса к исихазму. На Западе он считается одним из различий между православием и католицизмом. Внешне сходное течение квиетизма в 1687 году было признано папой римским еретическим.

Сущность исихазма

Исихазм — это мистическая практика умно-сердечной молитвы совмещенная с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к богосозерцанию.

Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении. Как писал Иоанн Лествичник: «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное». Ключевой цитатой является «Царствие Божие внутрь вас есть».
Несмотря на то, что «Бога не видел никто никогда», Палама утверждает, что Его благодать пронизывает сей мир, то есть исихасты зрят несотворённое и невещественное влияние Бога. Считается, что это приводит человека в состояние умиротворения. Многие исихасты же утверждают о способности «общения с ангельскими материями». Известны истории о чудесных способностях исихастов; сами же они руководствуются библейским принципом «скажи сей горе сдвинуться, и если истинно веруешь — сдвинется».

Более подробно см. в статье С.А.Кравченко “Исихазм и предвосхищение будущего” на сайте Центра предвосхищения.

Исихазм

Итак, XIV век замечателен новым духовным возрождением Востока. Это возрождение нашло свое выражение в исихазме, вызвавшем знаменитые долгие “исихастские” споры, в которых столкнулись восточное и западное миросозерцания. Эти споры породили большие волнения в политической жизни Византии. Закончились они полным торжеством исихазма и признанием Православной Церковью учения о Божественных энергиях. Какова же история возникновения исихазма и в чем его сущность? Началось с того, что в начале царствования византийского императора Андроника Младшего (1328-1341 гг.) в Византию переселился калабрийский монах Варлаам, который стал распространять там учение Абеляра о том, что истина только тогда истинна, когда она доказывается исключительно из начала разума. Он проповедовал также и примыкавшее к этому рационализму учение Фомы Аквината о том, что Бог есть всецело сущность и что сущность и действо в Нем не различаются. Сотворенными признавались все действия Божества и даже Дары Святого Духа. Святой Григорий Палама и его сподвижники афонские учили и доказывали самою жизнью, что не путем философских рассуждений, но постоянным очищением души, совершенным безмолвием чувств и помыслов, непрестанным упражнением в Богомыслии и молитве умной или “умным деланием” человек может достигнуть озарения свыше. Но он может зреть не сущность Божества, которая, обитая в “свете неприступном”, недоступна для нашего ограниченного тварного естества, а действия Божества “Еруею”, что значит деятельное движение, выражение в этом смысле употребленное Аристотелем”.Проявление существа Божеского обыкновенно открывается безмолвствующим в образе света, который можно иногда видеть и телесными очами”.

Столкновение западного и православного миросозерцании вызвало целый ряд философских споров и соборных обсуждений. Святителю Григорию Паламе принадлежало в этой борьбе первенствующее значение. Его заслуги заключаются в том, что он не только вынес на своих плечах всю эту борьбу, направленную против исихазма, но выразил и закрепил мистические переживания исихастов в ясных и четких философских понятиях, конгениальных Православной Церкви, что привело к официальному узаконению исихастического богословия в Церкви на соборе 1352 года.

Читать еще:  Кто родился 22 апреля знак зодиака. Предостережение для Тельцов

Остановимся теперь на выяснении сущности исихазма.

Исихазм — подвиг, связанный с отшельничеством и безмолвием, древнее понятие в Восточной Церкви. В раннюю византийскую эпоху исихазм означал вообще отшельничество — одинокий подвиг пустынника. В позднюю византийскую эпоху исихастами назывались монахи, посвятившие себя абсолютной тиши, священному покою, внутреннему духовному сосредоточению, непрестанной “умной” молитве. Этого рода подвиги приводили в особое состояние, связанное с неизъяснимым блаженством, зрением некоего небесного света, нездешнего, несотворенного, подобного свету, озарившего Спасителя на Фаворский горе. Такой тип исихастов сформировался к XIV веку. Возникновению этого духовного типа содействовало древнее отшельничество.

Обычно считается родоначальником исихазма Симеон Новый Богослов, живший в XI веке. Он первый ясно развил учение о Богосозерцании. Но “исихазм” не есть нечто совершенно новое. Начало его надо отнести ко времени возникновения монашества. Сама “умная молитва”, как средство, приводящее к исихии или безмолвию не есть изобретение новаторов XI века. Значительно раньше их уже основоположники монашества учили о непрестанной внутренней молитве, укрепляющей “внутреннее внимание” и вызывающей сердечное трезвение.

Преосвященный Порфирий Успенский нашел в Афонских библиотеках сборник Х- XV вв. с выборками из древних патериков о молитве и внутреннем делании, где истоки исихазма возводятся к Антонию Великому (III в.), Макарию Великому (IV в.), Иоанну Лествичнику (VI в.) и т.д. Авва Антоний учил уже о безмолвии: “будем молчальниками и исихастами”. Блаженной Феодоре он говорил о необходимости успокоиться и молчать, сидеть в своей келлии и собирать ум в себе. А у последней мы находим такие слова: “успокоение от забот, молчание и сокровенное парение ума порождает страх Божий и целомудрие. Сокровенное парение ума есть непрестанная молитва: Г. И. X. С. Б. помоги мне”. Много примеров молитвы Иисусовой приводится в Лавсаике и других сборниках. Первым известным исихастом отшельником на Афоне был преп. Петр Афонский, который и был основоположником исихазма на Святой Горе, за ним следует там целый ряд других исихастов. Замечательным центром исихазма на Афоне был в свое время “исихастрион” — “безмолвище”, переименованный в Магулы, построенный грузином Саввой Халдом между монастырями Ивером и Филофеем во время императора Василия Македонянина (конец IX в.).

Идеологию своего учения исихазм берет в мистических учениях древнехристианской Церкви. Наибольшее значение имеет Дионисий Ареопагит. Максим Исповедник (+662) ввел и узаконил в Церкви Дионисьевский мистицизм. Он ищет сверхразумных и сверхчувственных путей к сближению с Божеством. Оба автора, Дионисий и Максим, повествуют уже о неизъяснимом свете, в который вступает лицезреющий Божество. Но подлинный духовный родоначальник афонских исихастов — это преп. Симеон Новый Богослов (+ 1022 г.), величайший мистик на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий, который ясно показал, что высшая цель подвигов есть лицезрение Божественного света. Главное жизненное назначение человека — нравственное просветление путем вхождения внутрь себя и духовного сосредоточения.

Читать еще:  Иконография праздника успения пресвятой богородицы. Успение Пресвятой Богородицы

Известно, что свет, который созерцают некоторые подвижники, учение исихазма отождествляет с Фаворским светом, озарившим Христа во время Преображения. И на этом основании создалось мнение, что вообще учение о свете есть новшество, внесенное исихастами XIV века. Но учение о свете существует уже с начала монашества, а Григорий Палама был только первым, который сослался на Фаворский свет, защищаясь от противников. Ко времени этих споров учение исихастов было вполне сложившимся. Единственно новым во время этих знаменитых споров, когда обсуждалось все учение исихазма, это всплывший на поверхность вопрос о способе физическом для сосредоточения и усиления внимания, который применялся подвижниками во время молитвы. Когда возник этот способ, точно установить нельзя. Но практиковался он с древнейших времен и передавался изустно. Между тем наступил момент в истории Церкви, когда назрела необходимость подвергнуть открытому обсуждению все учение об исихии для того, чтобы дать ему официальное и законное право на существование. Об этом говорит еп. Порфирий Успенский: “Все учение афонских исихастов не было новостью в XIV веке. Нет. Оно издревле таилось не только у них, но и везде, где были безмолвники. и не смущало христианское общество. Но его обнаружил известный нам калабрийский монах Варлаам, а чуткая ко всем толкам Церковь Константинопольская обсудила это учение соборно”. “Потому-то именно в своих соборных решениях, — тома 1341 и последующих годов, — Церковь и высказала с такой определенностью, что это было в духе церковной традиции, в согласии со всем монашеским опытом”, уточняет эту мысль архимандрит Киприан.

По своему характеру исихазм был консерватизмом и хранителем традиций. Учение об умной молитве систематизировал и изложил преп. Григорий Синаит на точном основании святоотеческого учения. “Мы знаем, — продолжает архимандрит Киприан, — с каким ожесточением набросились на афонских исихастов Варлаам, Григора и Акиндин, и как много обвинений они высказывали против св. Григория Паламы. Его имя не сходит с уст современников и с соборных актов. Но если бы основателем исихазма был преп. Григорий Синаит, то почему же ни в одном из томов синодальных или святогорских не упомянуто ни разу его имя? Естественно было бы нападать на него, как на новатора. Но дело в том, что исихия и умная молитва не были новшеством для XIV века”.

Рассмотрим, в чем состоит учение исихастов. Оно сводится к следующему:

· В Боге надо отличать сущность Его от Его проявлений.

· Энергия Божества нетварна, как и Его сущность.

· Различие между сущностью и проявлением Божества не вносит в понятие Бога сложности.

· Слово “Божество” прилагается Отцами Церкви не только к существу Бога, но и к Его энергиям.

Читать еще:  Моральное зло. Онтологический статус и источники

· По учению Отцов сущность выше своего проявления, как причина выше следствия.

· Сущность Божия трансцендентна тварному миру (вне мира), а потому недоступна для познания человеку, который может познавать Бога только в Его проявлениях — Его благодати, силе, любви, мудрости и т.д.

Фаворский свет, воссиявший от Господа во время Его Преображения не есть тварный свет, но также он не есть и Сущность Божия. Это есть благодатное осияние, излучение Божества, свет несозданный и вечный, доступный и физическому восприятию, один из видов энергии, всегда исходящий от Самого Существа Божия.

Могут ли миряне быть исихастами?

Скажите, пожалуйста, исихазм (непрестанная молитва) — это прерогатива монашества или мирянин тоже может заниматься непрестанной молитвой? История говорит о том, что раньше все могли это делать. А как сейчас? Галина.

Отвечает иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии:

— Уважаемая Галина, ваше недоумение, как это нередко бывает, вызвано неясностью в понимании иностранного слова. Греческое слово «исихия» означает покой, безмолвие. Первоначально исихазмом называли только созерцательную, отшельническую форму жизни монашества, возникшую в Египте, Палестине и Малой Азии в конце III и особенно в начале IV века. Таким исихазмом не только миряне не могут заниматься, но и монахи, живущие в общежительном монастыре. Но есть и другая, более широкая трактовка слова «исихазм» — уже несколько веков в богословии так называется непрестанное творение Иисусовой молитвы, то есть постоянное обращение к Господу нашему Иисусу Христу.

Когда диакон или священник на богослужении возглашает просительную ектению и призывает к молитве «о богохранимой стране нашей Российской, властях, воинстве и народе ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте», он цитирует Священное Писание (1 Тим. 2: 2), где в оригинале сказано: «…ина иремон кэ исихион вион диагомен…» Итак, «исихиа виа» — безмолвное житие — не только не составляет чью-то «прерогативу», но и прямо испрашивается у Господа для всех без исключения! Но что же значит это безмолвие? Всем рот закрыть — и не смей пикнуть, и не думай ни о ч e м? К Православию, во всяком случае, такое «безмолвие» не имеет ни малейшего отношения.

«Молва» в церковнославянском тексте Писания означает совершенно не то, что сегодня, — как хорошо известно всем тем, кто внимательно его читает и слушает. Молва — это мятеж, шум, волнение, беспокойство. И недаром в русском синодальном переводе упомянутая цитата из Послания к Тимофею звучит так: «…дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную…» Вот о каком безмолвии идет речь. Неудивительно, что оно способствует непрестанной молитве. «Непрестанно молитесь», — заповедовал нам апостол Павел (1 Фес. 15: 17). Если мы в круговороте дел постоянно обращаемся к Богу, не теряем контакта с Ним ни в радости, ни в скорби, такая молитва будет куда полезнее «вычитывания» канонов и акафистов… И она доступна каждому. Только ее форма и мера будет у каждого своя, в зависимости от образа жизни и личных особенностей. Искать ее лучше всего под руководством опытного духовника.

Источники:

http://skravchenko.ru/index.htm/%D0%B8%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%BC_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
http://religion.wikireading.ru/91911
http://www.pravmir.ru/mogut-li-miryane-byt-isixastami/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: