Иконография праздника успения пресвятой богородицы. Успение Пресвятой Богородицы

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • История России (142)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (49)
  • История (36)
  • Исторические личности (34)
  • Романовы (25)
  • История храма (13)
  • Известные личности (13)
  • Россия в живописи (7)
  • Архитектура (5)
  • Труд и быт (4)
  • Русская культура (4)
  • Поэзия (127)
  • Духовное (58)
  • Времена года (20)
  • О России (16)
  • Стихи о танцах (13)
  • Женский образ (7)
  • Стихи о матери (7)
  • О природе (2)
  • Живопись (123)
  • пейзажи (82)
  • художники (72)
  • Портреты (53)
  • Женский образ (25)
  • Дети (13)
  • Натюрморты (2)
  • Декоративно – прикладное искусство (96)
  • Народный костюм (68)
  • История вещей (9)
  • Иконы (5)
  • Фарфор (5)
  • Ювелирное искусство (4)
  • лаковая миниатюра (3)
  • Эмаль (2)
  • бисер (2)
  • Мебель (2)
  • финифть (2)
  • Майолика (1)
  • Палех (1)
  • Перламутр (1)
  • Праздники (84)
  • День Победы (20)
  • Рождество (18)
  • Пасха (17)
  • пасхальные открытки (6)
  • Крещение Господне (5)
  • Троица (4)
  • Благовещение (4)
  • Троица (3)
  • День защитника Отечества (3)
  • Новый Год (3)
  • Вербное воскресенье (2)
  • Русский костюм (76)
  • История костюма (60)
  • Женский костюм (51)
  • Головной убор (19)
  • Мужской костюм (15)
  • Свадебный костюм (13)
  • Живопись (2)
  • Полезная информация для дневника (75)
  • Рамочки (43)
  • Рекомендации (21)
  • Сайты (7)
  • Клипарты (4)
  • Духовный мир (38)
  • Истории из жизни (16)
  • Советы (10)
  • Духовные песни (8)
  • Проза (7)
  • Личное (32)
  • Времена года (27)
  • Осень (27)
  • Молитва (23)
  • Пейзажи (21)
  • Музыка (20)
  • Полезная информация (19)
  • Украина (13)
  • Поздравления (13)
  • Клипы (4)
  • История (3)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (1)
  • Ангелы (1)
  • Православие (399)
  • Иконы Божией Матери (83)
  • Притчи (62)
  • Праздничные иконы (51)
  • Поучения (37)
  • Поминовение усопших (35)
  • Иконы святых (29)
  • Храмы, соборы, монастыри (21)
  • Живопись, искусство (19)
  • Проповедь (18)
  • День Ангела, именины (5)
  • Посты (2)
  • Православные сайты (1)
  • Кутья (1)
  • Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
  • Святые (59)
  • Церковные праздники (106)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Успение Пресвятой Богородицы. Иконография праздника и молитвы.

Успение Пресвятой Богородицы. Иконография праздника и молитвы.

Успение Божией Матери — двунадесятый праздник. Успение по-русски означает: усыпание, сон. Смерть физическая, телесная—это отделение души от тела, а смерть духовная — это отделение души от Бога, совершаемое грехами. Но Богоматерь, живя чисто, не отделялась от Божества, потому и кончина Ее называется не смертью, а успением, и является праздником, хотя и не без скорби. Также и всем христианам, отходящим в тот мир, церковь просит: «во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи».

После вознесения Христа на небо, Матерь Божия, как известно из Евангелия, жила под попечением апостола Иоанна, ибо он стал нареченным Ее сыном, а Она ему нареченною матерью (Ин. 19, 26 — 27). По некоторым сведениям, Она после вознесения Сына Своего прожила еще около пятнадцати лет, — почти столько же, сколько и до рождения Его.

По установившемуся преданию, день Ее кончины был Ей открыт от Бога. Она готовилась к нему. К этому дню чудесным образом были собраны апостолы, которые уже давно разошлись по земле, проповедуя Евангелие. На третий день после кончины Богоматери пришел ко гробу ее (гробнице) апостол Фома — но Ее тела там уже не было.

История установления праздника: Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен нам в Предании Церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе.

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с дав­них времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию визан­тийского императора Маврикия, одержавшего победу над перса­ми 15 августа, день Успения Богоматери (с. 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января празд­новалась «кончина Девы Марии», а 14 августа – «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в VIII-IX вв. Основной целью установления праздника было прославле­ние Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая – обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуж­дения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицав­ших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке – два канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным.

Иконография праздника: В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях.

Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке (ил. 1). Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках (фрески церкви Вознесения в монастыре Жича, 1309–1316 гг.; фрески церкви Богородицы «Одигитрии» в Печской патриархии, ок. 1335 г.) душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

Читать еще:  Икона ипатия гангрского. Описание иконы Ипатия Гангрского

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов. Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки. Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». В верхней части композиции (например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках. Согласно «Слову Иоанна Богослова», апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед Своей кончиной, были чудесным образом восхищены ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим, причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов. Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

В русских иконах Успения второй половины XV столетия – из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479 г.), из Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ныне в Третьяковской галерее), из Успенского собора г. Дмитрова (конец XV в., ныне в Музее имени Андрея Рублева) – представлена подробная иконографическая схема. Апостолы изображены путешествующими на облаках, у ложа Богоматери – рыдающие иерусалимские жены, апостолы и ангелы, на переднем плане – сцена отсечения рук Авфонии. В верхней части иконы изображаются отверзающиеся небеса, к которым Богоматерь во «славе» возносят ангелы. Эта деталь находит толкование в «Слове на Успение» святого Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию». Наряду с рассмотренными выше развитыми и подробными иконографическими типами, в это же время был распространен и краткий вариант иконографии Успения. В ней отсутствуют изображения ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери. Общая композиция иконы отличается предельным лаконизмом – Богородице предстоят лишь Сам Спаситель и два святителя. В верхней части иконы помещены полуфигуры святого Иоанна Предтечи и святого архидиакона Стефана.

Молитвословия Успению Божией Матери

Тропарь предпразднству

Людие, предыграйте, руками плещуще верно, и любовию соберитеся, днесь радующеся и светло восклицающе вси веселием: Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно, Юже песньми присно яко Богородицу славим.

Тропарь, глас 1-й

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2-й

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную.

Величание Успению Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях [3] .

В иконописи композиция встречается с XI века (икона из монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI века (Деисус, двенадцать апостолов и двенадцать праздников из того же монастыря).

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов [4] . Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки.

Читать еще:  Рождество Христово: история, приметы, традиции. Рождество Христово – альтернативный праздник

Древнейшим примером «облачного Успения» на Руси является икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее) (ил. 2). В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Редкая и трогательная иконографическая деталь этой иконы – стоящие на подножии у одра Богоматери красные туфельки. Это символ оставления Ею земного пути [5] .

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. На псковской иконе Успения первой четверти XIV века (ил. 3) у одра изображен кувшин-стамна, вставленный в чашу – это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии [6] . Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея [7] . Ближайшей иконографической аналогией рассматриваемой иконе является фреска собора Спасо-Преображенского монастыря в Пскове (середина XII в.) (ил. 4). В обоих памятниках повторяются общая композиция, позы апостолов, сцену фланкируют высокие палаты, внутри которых изображены плачущие иерусалимские жены. Однако на иконе у апостолов отсутствуют нимбы, а «славу» – мандорлу Христа – держат ангелы, окружающие ее.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

Наряду с рассмотренными выше развитыми и подробными иконографическими типами, в это же время был распространен и краткий вариант иконографии Успения. Так, в Русском музее хранится новгородская икона XV века (ил. 6), на которой отсутствуют изображения ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери. Общая композиция иконы отличается предельным лаконизмом – Богородице предстоят лишь Сам Спаситель и два святителя. В верхней части иконы помещены полуфигуры святого Иоанна Предтечи и святого архидиакона Стефана. Это связано либо с посвящением престолов той церкви, откуда происходит икона, либо с желанием заказчика иконы видеть на образе Успения святых покровителей своей семьи.

С райской символикой в XVI веке связано и размещение сцены Успения в росписях храмов. Так, в декорации Архангельского собора Московского Кремля и Успенском собора в Свияжске этот сюжет помещен над конхой алтаря [12] , что позволяет трактовать эту композицию, исходя из представлений о символике алтарного пространства как места горнего, райского.

Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы.

26 августа 2006 г.

[1] Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 114–115.

[2] Там же. С. 121–122.

[3] См.: Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве // Труды VI Археологического съезда в Одессе. 1884. Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–235.

[4] Этингоф О. Е. Литургическая символика расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери (по росписям Студеницы и Градаца) // Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2004. С. 216–217.

[5] Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. С. 58.

[7] Стамна в чаше у ложа Богоматери изображена также на иконе Успения первой четверти XV в. из Кирилло-Белозерского музея-заповедника. См.: Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005. С. 52. Кат. 2.

[8] Цит. по: Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2001. С. 95.

[9] Осташенко Е. Я. «Успение» – храмовая икона Успенского собора Московского Кремля: К вопросу о развитии живописи Москвы во второй половине XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века. М., 2005. С. 50.

[10] См.: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 30. С. 176.

[11] «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея / Сост. Н. В. Пивоварова. СПб., 1995. С. 48–49.

[12] Самойлова Т. Е. Ведущие аспекты программы росписи Архангельского собора // Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль: Материалы и исследования. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневековой Руси. C. 167.

Читать еще:  К чему снится тушить пожар водой. К чему снится пожар

[13] Овчинников А. Н. Символика белого цвета // Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., 1999. С. 118.

Успение Богородицы

Икона «Успение Богородицы» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, – около 1425 года, – мастерская Андрея Рублева, – скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы.

В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества.

На иконах Успения Пресвятой Богородицы изображена Дева Мария, лежащая на смертном одре. У головы и у ног Её стоят апостолы и другие святые. В центре чуть сзади над одром – Сошедший с Небес Иисус Христос, принимающий на Свои руки пречистую душу Своей Матери. Эта Душа изображается в виде новорождённого младенца, окутанного белыми пеленами – образ того, что смерть каждого человека в Православии мыслится как рождение в Вечную жизнь.

Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

Еще одна икона «Успение Богородицы» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, – около 1425 года, – мастерская Андрея Рублева, – скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

Около 1497 года, – из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

Около 1497 года, – из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

Около 1497 года, – из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

Икона «Успение Богоматери» происходит из церкви Успения, построенной, предположительно, при основателе монастыря, преподобном Кирилле в первой четверти XV века. В центре композиции представлено ложе с усопшей Богородицей. За ним изображен Иисус Христос в окружении серо-голубой «славы» и ангельских чинов. В руках Спаситель держит душу Богородицы в образе спеленатого младенца. По сторонам ложа стоят апостолы и святители – Иаков Иерусалимский, Иерофей Афинский и Тимофей Эфесский, по преданию, присутствовавшие при Успении, а также женская фигура в красном облачении – одна из «жен иерусалимских», оплакивающих кончину Богородицы. Перед ложем Богоматери изображена горящая свеча. Об Успении Богоматери сообщается в целом ряде апокрифических произведений: «Слове Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слове Иоанна архиепископа Солунского» и других. По преданию, за три дня до смерти архангел Гавриил возвестил Богородице Ее кончину. К одру Богоматери собрались апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных землях, святители и иерусалимские жены, после чего сам Иисус Христос с небесными силами явился, чтобы забрать пречистую душу Своей Матери. Иконография Успения сложилась в искусстве Византии в X-XI веках и существовала в двух основных вариантах – полном, – с апостолами, летящими на облаках, – и в кратком, к которому относится публикуемая икона.

Конец XV века, из Успенского собора в Дмитрове Московской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Успение Пресвятой Богородицы. Икона местная, сложного перевода (Успение «облачное») с изображением Афония, которому ангел отсекает руку. В облаках свв. апостолы, сходящиеся к Успению Пресвятой Богородицы.
Свет иконы зеленоватый. Икона Псковских писем, XVI века. Размер: 25×17 вв. Доска липовая, с одной выемкой и двумя шпонками. Крайнего низа иконы коснулась реставрация. Из собрания И. С. Остроумова, Москва. Скан из книги, – «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году».

Успение Богородицы со сказанием об Успении, – последняя четверть XVII века, из церкви Рождества Христова в Балахне Нижегородской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Успение Богородицы со сказанием об Успении, – 1694 год, Кирилл Иванов Уланов, – из церкви Покрова в Филях в Москве. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Успение. Русский Север. Конец XVII века – начало XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».

Москва, – мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, – конец XVII века. Икона сфотографирована на выставке «Сокровища русского искусства. XVII век» во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Успение. Поволжье. Последняя четверть XVIII века. Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».

Успение Богоматери. 1840-е годы. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Фотография иконы сделана на выставке «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы».

Успение Богоматери, – последняя четверть XIX века, старообрядческое письмо в стиле псковской живописи XVI века. Музей русской иконы.

Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.

Успение. XIX век. Из фондов Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников. Фотография сделана на выставка «Икона русского Севера XVI–XIX веков».

Икона «Успение Богородицы» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».

Икона «Успение Богородицы» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/5023615/post288958162/
http://pravoslavie.ru/574.html
http://leonovvaleri.livejournal.com/384895.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: