Когда отмечается сретение господне. Московская сретенская духовная семинария

Летопись жизни Сретенской духовной семинарии

Седмица 39-я по Пятидесятнице

Понедельник. 14 февраля
Предпразднство Сретения Господня. Мч. Трифона

Студент 4-го курса Яков Матросов за запричастным стихом произнес проповедь, посвященную духовному смыслу праздника Сретения Господня.

Проф. А.К. Светозарский на лекции по истории Русской Церкви рассказал студентам 3-го курса о взаимоотношении Церкви и государства в правление императора Александра II.

Вечером совершалось всенощное бдение, во время которого проходила исповедь студентов.

Вторник. 15 февраля
Сретение Господне

Были совершены две божественные Литургии, семинарский хор пел на ранней, а после поздней совершался чин панагии.

После обеда студенты семинарии посетили Мосфильм, где для них была проведена экскурсия.

Среда. 16 февраля
Прав. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

Студент 3-го курса Артем Овчаренко произнес проповедь на тему: «Страсти и любовь»

Преподаватель Священного Писания Ветхого Завета доцент Ф.А. Куприянов рассказал студентам 2-го курса о сорокалетнем странствовании еврейского народа.

Студентам 3-го курса П.А. Кузенков прочитал лекцию по византологии на тему: «Византийские императоры 7-8 вв. Арабское нашествие».

Проф. О. Ю. Васильева прочитала лекцию студентам 4-го курса на тему: «Новый курс по отношению к Церкви советского правительства в годы ВОВ».

Четверг. 17 февраля
Прп. Исидора Пелисиотского

Совершалась братская Литургия, которую возглавил ректор семинарии архим. Тихон.

Студента 2-го курса прот. Вадим Леонов прочитал лекцию по догматическому богословию на тему «Промысл Божий».

Студенты 3-го курса на занятии по зарубежной литературе познакомились с произведением Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе».

После вечерних молитв воспитанник 3-го курса Яков Присадков произнес проповедь на тему «Свидетельство о Христе как обязанность христианина».

Пятница. 18 февраля
Свт. Феодосия Черниговского

Проф. А.Н. Ужанков рассказал студентам 3-го курса о духовном смысле романа «Преступление и наказание».

Студенты 4-го курса на занятии по Священному Писанию Нового Завета изучали 2-е послание апостола Павла к Фессалоникийцам.

Вечером в актовом зале семинарии состоялся концерт с участием солистов антреприза «Русская опера», лауреатов международных конкурсов: Сергея Мясникова, Елены Проскуриной и Сергея Владимирова.

Суббота. 19 февраля
Прп. Вукола, еп. Смирнского

Студенты 2-го курса на лекции по общецерковной истории ознакомились с историей Римо-католической церкви во времена пап Иннокентия III и Иннокентия IV.

Студенты 3-го курса на занятии по латинскому языку занимались переводами отрывков из страстных Евангелий.

Студенты 4-го курса на занятии по истории России изучали внешнюю политику императора Николая I.

Вечером совершалось воскресное всенощное бдение.

Воскресенье. 20 февраля
Неделя о блудном сыне

Сегодня в московском манеже «Динамо» состоялся международный сретенский турнир «Кубок святого князя Димитрия Донского» по футболу между воспитанниками воскресных и студентами духовных школ, среди которых была команда и нашей семинарии (СДС). Турнир проводился под девизом: «Православная молодежь – здоровый образ жизни». Турниры православной спортивной Лиги проводятся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Перед началом турнира был отслужен молебен. В турнире приняли участие многочисленные команды воскресных и духовных школ. За участие в турнире команда Сретенской духовной семинарии получила почетную грамоту.

Служение ректора: Сретение Господне

16 февраля 2014 г.

15 февраля 2014 года, в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений совершил Божественную литургию в Покровском академическом храме.

Во время Литургии Владыка ректор рукоположил во священника студента магистратуры МДА диакона Максима Куимова и в диакона — студента 4 курса Сретенской духовной семинарии Владимира Толстого , и совершил хиротесию во чтецы над студентами 3 курса бакалавриата Иваном Устюжаниновым, Романом Соловьевым, Иваном Тымуш и Ильей Чикалиным.

Читать еще:  Христианские учения о нравственности и биоэтика. Проблемы православной биоэтики

Пресс-служба МДА

Полное наименование организации: Религиозная организация — духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru

Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: Сайт МДА.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (2/15 февраля)

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в Храм Господень.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Праздник Сретения Господня известен на Востоке с IV века, а на Западе – с V века, при папе Римском Геласии I (494 г.).

В 543 году, при императоре Юстиниане I, по откровению одному угоднику Божию, в память об избавлении жителей Константинополя и его окресностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии, было постановлено совершать богослужения на Сретение с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами. В память об этих событиях и ныне в некоторых обителях в праздник Сретения совершается перед Литургией крестный ход и лития с пением стихир праздника и канона.

Празднование Сретения Господня совершается 2 февраля, потому что это сороковой день после Рождества Христова (25 декабря).

Этот праздник установлен в память принесения Богомладенца Иисуса Христа в сороковой день по Его Рождении Пресвятой Богородицей в Иерусалимский храм по закону Моисееву, который повелевал всякого первенца мужского пола посвящать Богу и приносить жертвы за очищение матери. Здесь Младенец был встречен старцем Симеоном, пришедшим в храм по внушению Духа Божия, и пророчицей Анной. Праведный Симеон Богоприимец, которому было обещано от Святого Духа, что он не умрет, до тех пор пока не увидит Христа Спасителя, прозревая в Младенце Спасителя мира 97 , произнес пророческие слова о себе, Младенце и Богоматери: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал перед лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Пресвятой Деве Марии он предсказал те страдания, которые Ей суждено претерпеть, сострадая Своему Божественному Сыну в Его спасительном подвиге земной жизни и Крестной смерти 98 . Анна пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его ( Лк. 2, 22–39 ).

Событие праздника, его глубокий смысл и значение подробно раскрываются в песнопениях службы праздника, особенно в стихирах вечерни.

«Претружденный» старостью и ожиданием Избавителя, праведный Симеон Богоприимец явился тайным священнопроповедником благодати 99 . «Скажи, Симеоне, – вопрошает Новозаветная Церковь устами песнотворца, – кому ты радуешься и кому говоришь и восклицаешь: ныне я освободился, видел Спасителя моего» 100 . И духом прозрев в Младенце Воплощенного Бога, Симеон в радости восклицает: «Это – Бог, Соприсносущный Отцу, это – Предвечный Свет и Спаситель Господь!» 101 . «Владыко, – говорит старец Симеон, – ныне отпусти мя возвестити (умершему) Адаму, яко видех Отроча (воплощена) непреложна Бога превечнаго и Спаса мира» 102 . Во плоти является миру Тот, Кого провидел Моисей, Кого проповедали Давид и другие пророки и Кого прообразовали многие события Ветхого Завета. «Симеоне, приими (на свои руки) Того, Кого провидел (еще) Моисей под мраком на Синае дающего закон, – теперь Он, воплотившись ради нас, повинуется закону, будучи Сам Законоположником» 103 . «Придем и мы (все верующие), встретим песнями Божественными Христа, приимем Того, Кого провозвестил Давид, говорившего о пророках и вещавшего (к ним) законом» 104 .

Читать еще:  Чем суть индуизма. Демоны в индуизме

В стихирах вечерни праздника Церковь раскрывает в краткой, сжатой форме глубокую догматическую истину Божественного истощания. «Безначальное бо Слово Отчее начало приим под леты (во времени), не отступль Своего Божества, от Девы яко Младенец четыредесятодневен, Материю вольне (добровольно) приносится в Церковь законную» 105 .

Праведному Симеону одному из первых было дано видеть «еже от века таинство сокровенное, напоследок дней сих явльшееся», увидеть Свет, разоряющий омрачение языческих народов 106 . Старец Симеон проповедует всем Бога, «соединившегося с человеками и держит здесь, на земле, руками носимого на Херувимах и воспеваемого Серафимами, – Того, Кому вышние небесные служители с трепетом молятся» 107 .

Празднованием Сретения Господня Церковь, исповедуя истиннность того, что «Христос явился миру не мнением, не привидением, но Истиною» 108 , обличает, тем самым, тех древних лжеучителей (докетов, монофизитов и иных), которые отвергали в Господе Иисусе Христе человеческое естество, считая его недостойным Бога и неистинным. Сын Божий воплощается, является во плоти Младенцем и, будучи Чистейшим, исполняет закон очищения, «да плоть уверит мне, юже (прият) от Девы» 109 . Исполнение закона Богомладенцем Иисусом означало конец Ветхозаветного закона и начало Новозаветного закона, начало благодатного Царства Христова.

«Ветхий денми» ( Дан. 7, 9 ), Который дал в древности на Синае закон Моисею, Сам Закона Творец 110 – от Бога Бог Слово 111 , безначальное Слово Отчее 112 , ради нас по бесконечному Своему милосердию воплотившись 113 , будучи осмодневен, не возгнушался плотского обрезания 114 и теперь приносится как сорокадневный Младенец в храм Материю, исполняя закон и «законныя клятвы свобождая» 115 . Сам будучи Законоположником, Он явился и Исполнителем закона, «начало изъявляя новыя благодати» 116 .

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Праздник Сретения Господня по своему богослужению принадлежит к числу двунадесятых праздников, но не Господских, а Богородичных, потому что если этот праздник случится в Неделю, то служба воскресенья не отменяется, а поется вместе со службой праздника – как и в Богородичные праздники (Типикон – 2 февраля, «аще в Неделю»). Праздник Сретения называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называется «Очищением» Пресвятой Девы.

По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, на Литургии на малом входе произносится входный стих, после которого поются тропарь и кондак праздника. В конце всенощного бдения и Литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник; этот отпуст праздника отменяется и заменяется воскресным, если праздник попадает на воскресенье).

На всенощном бдении читаются три паремии. Первая паремия ( Исх. 12:51, 13:1–3, 10–16 ; Лев. 12 ) – об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения. Вторая паремия ( Ис. 6 гл.) – о видении пророка Исайи, в котором прикосновение горящего угля к его устам прообразовало духовное очищение от грехов. Третья паремия ( Ис. 19, 1–21 ) – о созерцании пророком Исайей Египта, куда «приидет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от Лица Его, и ведом будет Господь египтяном», что вскоре после Сретения Господня действительно исполнилось, когда Господь с Марией, Материю Своей, и Иосифом бежал от Ирода в Египет.

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника.

На полиелее – величание праздника.

Канон праздника «Сушу глубородительную землю» – творение святого Космы Маиумского (ум. 776 г.). На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поется, но поются припевы праздника (их всего 14). После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний»; после каждого из следующих четырех припевов читается тропарь 9 песни. В заключение на катавасию поются первые припев и ирмос, которые являются задостойником на Литургии (до отдания).

Читать еще:  В день крещения вся вода святая. Вся ли вода становится святой на крещение, как ее использовать и хранить

Припев: Богородице Дево, упование христианом! Покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.

Ирмос: В законе сени и писаний (в тени и букве Закона) – (про)образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят (посвящается) Богу. Тем (поэтому) перворожденное Слово Отца безначальна, Сына, первородящася Материю неискусомужно, величаем.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Богослужение Сретения Господня, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь и некоторые другие особенности – в зависимости от совпадения с днями подготовительных Недель Великого Поста. Это обусловлено тем, что начало Постной Триоди (Неделя о Мытаре и фарисее) зависит от дня празднования Пасхи и попадает между числами 11/24 января и 15/28 февраля, и праздник Сретения (2/15 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди.

Во все седмичные дни целиком поется служба праздника по Минее, и только в субботу сыропустную она соединяется с песнопениями Триоди. В среду и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах совершается по 3 великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина, а на 6 часе и на вечерне читается паремия.

Если праздник Сретения случится в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни, а если малая вечерня не совершается, то стихира самогласная

Триоди поется на великой вечерне праздника, на стиховне на «Слава» и на утрене на «Слава» на хвалитех.

Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то заупокойная служба переносится или на предыдущую субботу, или на четверг мясопустной седмицы.

Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания.

Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную 117 .

Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования – 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала Великого Поста).

Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.

Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные – оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу.

Если праздник Сретения случится:

в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, – отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5,4, 3 дня);

в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, – отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду;

в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в сырный четверг;

во вторник или среду на сырной седмице, – отдание празднуется в сырную субботу;

в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, – отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет.

Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

Сретение, великая вечерня, 2 стихира на стиховне.

Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне.

Источники:

http://www2.pravoslavie.ru/44960.html
http://old.mpda.ru/news/text/2150656.html
http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/5

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector