Церковный раскол xvii века. «Церковный раскол
Церковный раскол XVII века
Правление царя Алексея Михайловича ознаменовалось крупнейшим духовно-религиозным кризисом, поразившим общество в результате предпринятой по инициативе патриарха Никона церковной реформы.
Необходимость такой реформы диктовалась потребностью в укреплении позиций церкви и усилении её влияния на прихожан, частично ослабленного за годы Смуты. Первые шаги в этом направлении были осуществлены патриархом Филаретом, который принял ряд мер по ужесточению требований к поведению и образу жизни белого и чёрного духовенства, по борьбе с проявлениями язычества в повседневной жизни, с проникновением в страну протестантских учений.
Серьёзнейшей проблемой, с которой столкнулся и только начал её решать Филарет, оказалось отсутствие внутри церкви единства богослужебных книг и церковных обрядов. Многочисленные расхождения в них накопились за столетия, когда религиозная литература копировалась от руки, что вело к неизбежным ошибкам переписчиков, а низкий уровень образованности многих священников способствовал произвольной трактовке исполнения ими того или иного церковного обряда.
В 1640-е гг. в Москве возник кружок, объединивший как представителей духовенства, так и светских людей, озабоченных данной проблемой и обсуждавших пути её решения (т.н. «ревнители благочестия» или «боголюбцы»). Среди них личными качествами – силой воли, убеждённостью в правильности своих взглядов, умом – выделялись архимандрит одного из московских монастырей Никон и провинциальный священник протопоп Аввакум. Под влияние этого кружка и лично Никона подпал и царь Алексей Михайлович, разделивший их взгляды относительно необходимости ввести единство книг и обрядов. При поддержке царя Никон сначала стал новгородским митрополитом, а затем и патриархом (1652 г.).
Заняв высший пост в церковной иерархии, Никон выступил инициатором унификации литературы и обрядов, в чём получил полную поддержку царя. Однако между прежними «боголюбцами» возникли острые противоречия относительно того образца, который должен быть принят для введения единообразия. Никон считал необходимым править книги и обряды по греческому первоначальному образцу, принятому в Константинополе. Аввакум, превратившийся в главного оппонента Никона, настаивал на необходимости взять за образец древнерусские церковные традиции. Царь после некоторых колебаний принял сторону Никона.
Поддержка царя позволила Никону добиться на церковном соборе 1654 г. одобрения целого ряда исправлений, которые стали впредь вноситься в книги и обряды. Важнейшими из них стали новое написание имени Христа (Иисус вместо Исус) и замены: двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения, восьмиконечного креста на четырёхконечный, хождения при обряде крещения по солнцу на хождение против солнца. Были также внесены многочисленные изменения в тексты молитв.
Будучи крайне честолюбивым человеком, Никон постарался использовать реформу для того, чтобы поставить свою духовную власть вровень с царской, занять в стране такое же положение как патриарх Филарет. Притязания Никона на владение светской властью привели к его столкновению с царём. Переоценив степень своего влияния на Алексея Михайловича, Никон демонстративно отказался выполнять патриаршие обязанности, надеясь, что, испугавшись этого, царь пойдёт навстречу его желаниям. Но Алексей Михайлович не только не уступил, но в конечном итоге добился, чтобы на церковном соборе 1666 г. Никона официально лишили сана патриарха, после чего его сослали в отдалённый северный монастырь, где в 1681 г. он умер.
Уход Никона не остановил проведение реформы, в котором главную роль теперь стало играть государство. Но, как при Никоне, так и без него внедряемым новшествам было оказано сильнейшее сопротивление со стороны значительной части духовенства и рядовых прихожан.
Дело в том, что исправление религиозных обрядов и текстов затрагивало, что не было в полной мере оценено инициаторами реформы, чрезвычайно чувствительную для сознания средневекового человека проблему следования канону. Канон выражал верность старине и воспринимался как навсегда данная истина, поэтому малейшие изменения, вносимые в него, подвергали сомнению всю картину мироздания. Общество, пережившее страшную катастрофу Смуты, искало опоры в традиции. В верности следования устоям, прежде всего – религиозным, которые были на Руси «испокон веков», многим противникам изменений виделось едва ли не единственное средство спасения своей души.
Поэтому Аввакум и его сторонники расценили реформу как измену истинной вере. По их мнению, государственной властью и церковным руководством овладел антихрист, который хочет погубить истинное православное царство – Третий Рим. В ответ церковный собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старой веры (старообрядцев), что и ознаменовало окончательный раскол внутри общества.
Массы сторонников старой веры уходили в глухие леса Русского Севера, Урала и Сибири, где создавали свои поселения, бежали за границу, прибегали к групповым самосожжениям, особенно, когда их пытались насильственно заставить отказаться от своих взглядов. Доходило и до вооруженного сопротивления: так, в 1668-1676 гг. монахи Соловецкого монастыря, не принявшие реформу, оборонялись от посланных против них войск. Аввакум был арестован, подвергся ссылке и тюремному заключению, но не изменил своей позиции и в 1682 г. был казнён (сожжён вместе со своими ближайшими сподвижниками).
Размах старообрядческого движения объяснялся тем, что оно выступило не только против исправления обрядов, но в целом за возврат к старине, к тем порядкам, которые существовали в русских землях в древности, то есть тогда, когда ещё не сложилась система самодержавной власти и крепостного права. Эта социальная составляющая старообрядческого движения обеспечила участие в нём людей, принадлежащих к разным сословиям, включая представителей дворянства и даже отдельных боярских фамилий.
В результате церковная реформа явилась социальным и духовным потрясением русского общества, породившем раскол между миллионами верующих и светской и духовной властью, заставившим массы людей усомниться в законности и справедливости существующего миропорядка, самодержавной власти и официальной церкви.
Раскол церкви на Руси в 17 веке
Содержание
- Причины и предпосылки
- Реформа и раскол
- Последствия
- Что мы узнали?
Причины и предпосылки
Разделение церкви произошло в 1650-х – 1660-х годах в ходе проведения церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Причины раскола церкви на Руси 17 века можно разделить на несколько групп:
- социальный кризис,
- церковный кризис,
- духовный кризис,
- внешнеполитические интересы страны.
Социальный кризис был вызван стремлением власти ограничить права церкви, так как у неё были значительные привилегии, влияние на политику и идеологию. Церковный был порождён низким уровнем профессионализма духовенства, его распущенностью, различиями в обрядах, толковании содержания священных книг. Духовный кризис – общество менялось, люди по-новому понимали свою роль и положение в социуме. Они ожидали, что и церковь будет соответствовать требованиям времени.
Рис. 1. Двоеперстие.
Интересы России во внешней политике также требовали преобразований. Московский правитель хотел стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Чтобы осуществить желаемое, необходимо было привести обряды в единство с греческими образцами, принятыми на территориях православных земель, которые царь стремился присоединить к России, или взять под её контроль.
Реформа и раскол
Раскол церкви на Руси 17 века начался с избрания Никона патриархом и церковной реформы. В 1653 г. во все московские церкви отправили документ (циркуляр) о замене двоеперстного крестного знамения на троеперстное. Спешка, репрессивные методы Никона при проведении реформы вызывали протест населения и привели к расколу.
Рис. 2. Патриарх Никон.
В 1658 г. Никона выдворили из Москвы. Опалу вызвало и его властолюбие, и происки бояр. Преобразования продолжил сам царь. В соответствии с новейшими греческими образцами реформировали церковные обряды и богослужебные книги, которые в течение веков не менялись, а сохранялись в том виде, в котором получили их из Византии.
Последствия
С одной стороны, реформа укрепила централизацию церкви и её иерархию. С другой, суд над Никоном стал прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церковного института державе. В обществе свершившиеся преобразования создали атмосферу восприятию нового, которая породила критичность по отношению к традиции.
Рис. 3. Старообрядцы.
Не принявших новшества называли старообрядцами. Старообрядчество стало одним из самых сложных и противоречивых последствий реформы, раскола общества и церкви.
Что мы узнали?
Узнали о времени проведения церковной реформы, её основном содержании и результатах. Одним из главных был раскол церкви, ее паства разделилась на старообрядцев и никониан. .
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 62.
Церковный раскол 17 века – кратко
Важнейшее событие правления Алексея Михайловича – проведение церковной реформы и раскол РПЦ, о котором далее будет кратко рассказано. Предпосылками для проведения реформы стало развитие в XVII веке отношений с Украиной и бывшими византийскими православными. Поэтому потребовалась унификация церковных обрядов и книг.
Личность Никона
Возглавил реформу Никон, ставший в 1652 году патриархом. Выходец из крестьян, Никон (настоящее имя Никита Минов) быстро поднялся по служебной лестнице в церковной иерархии. Еще в молодости он был членом Кружка ревнителей древнего благочестия в Москве, состоявшего из церковной элиты. Вскоре после пострижения в монахи Никон стал игуменом в монастыре недалеко от Каргополя. Никон тесно общался с царем Алексеем Михайловичем, благодаря поддержке последнего Никон получил титул архимандрита московского Новоспасского монастыря, где покоились предки Романовых.
Целью Никона-патриарха было сделать из русской церкови – центр мирового православия, тем самым реализовав властолюбивые мечты.
Причины реформы
Реформа имела под собой объективные основания:
а) множественные ошибки в церковных книгах
б) многоголосие в церквях (шум, разговоры прихожан во время служб)
в) неподобающее поведение священнослужителей и монахов (разнузданный и распутный образ жизни)
Нововведения
В ходе реформы провели следующие преобразования:
1) вызвали из Киева греческих монахов, которые переписывали священные книги
2) под жесткий контроль взяли образование и поведение монахов
3) провели изменения в обрядах ( “Исус” заменено на “Иисус”, двоеперстие на троеперстие, хождение по солнцу во время крестного хода заменено на хождение против солнца, земной поклон – на поясной поклон)
Раскол
Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцов старых порядков – старообрядцев, староверов или раскольников – во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона – никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения – “гари” и “заповещания” – умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями.
Раскол в РПЦ – одна из форм протеста народных масс против ухудшения положения, которое они связывали с реформой. Самой яркой формой протеста стало восстание монахов Соловецкого монастыря (1668-1676), которое было с трудом подавлено.
Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли зажживо. Главный враг – “Никон-Антихрист”, добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).
Источники:
http://studopedia.ru/1_37810_tserkovniy-raskol-XVII-veka.html
http://obrazovaka.ru/istoriya/raskol-cerkvi-na-rusi-17-vek-prichiny.html
http://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16186-cerkovnyj-raskol-17-veka-kratko.html