Свияжский иоанно предтеченский монастырь иннополис. После взятия Казани
Татарстан. Остров-град Свияжск, ч.2 (Иоанно-Предтеченский монастырь и гражданская застройка)
Погрузившись на борт в Речном порту Казани, мы отправились в путь. Кораблик идет до Свияжска около часа – и путь этот весьма интересен: по пути можно увидеть (правда, вдалеке) широко известный “храм всех религий”, выстроенный неким эксцентричным персонажем в пригороде Казани, утопающая в зелени Макарьевская Вознесенская пустынь, а также Никольская церковь (1831 г) села Верхний Услон, на кладбище при котором похоронена супруга Александра Меньшикова, скончавшаяся здесь по пути в ссылку в 1728 г.
Речной вокзал Казани выглядит весьма оживленно – здесь не только круизники ходят, но есть и пассажирская навигация.
Рядом с пассажирским портом находится грузовой.
Вот такое судно возит пассажиров в Свияжск.
Вид на село Верхний Услон.
Никольская церковь (1831 г) села Верхний Услон, на кладбище при котором покоится супруга А.Меньшикова.
К храму Всех религий мы не ездили – видели его только так – издалека с воды.
Паровая мельница Оконишникова (1890- е гг), построенная по немецкому проекту. Используется ли она как-то сейчас, не знаю – вид вроде бы не заброшенный.
с. Печищи. Печь для обжига известняка (кон. XIX в). Известняк добывали тут же, после обжига его использовали как строительный раствор.
Проплываем советский мост через Волгу.
Далее по пути стоит Вознесенская Макарьевская пустынь: слева церковь иконы Всех скорбящих радость (1866), справа – церковь Вознесения Господня (1829 г). Между ними братские корпуса тоже XIX в.
Вид на Введенскую слободу. Введенская церковь (1782-1789 гг).
Введенская слобода, вид от Свияжска.
Подплываем к Свияжску. В центре – Константино-Еленинская церковь.
Остров Свияжск, на самом деле, очень невелик, что видно на этом фото – здесь он почти целиком вошел в кадр.
Наконец, причалив к пристани Свияжска, идем осматривать остров. Начинается знакомство с единственной сохранившейся на острове приходской (не считая монастырских) церкви Константина и Елены (кон. XVII в, трапезная XVIII в), стоящей почти на берегу. Уже здесь становится понятно, что остров сохранил богатую историческую застройку – купеческие и мещанские дома очень колоритны и, в основном, приведены в порядок. Хороши также исторические общественные здания: учебные заведения, пожарная часть, присутственные места и т.п. Под туристов тут «заточена» вся местная инфраструктура: много кафе, гостиниц, сувенирных лавок – в общем, нуждаться ни в чем не будете. Разве что от толп народу в выходные скрыться будет все-таки сложновато.
Жилой дом Медведева-Бровкина (II пол. XIX в).
Церковь Константина и Елены (кон. XVII в, трапезная XVIII в).
Константино-Еленинская церковь со стороны апсиды (кон. XVII в).
Эта грандиозная усадьба часто меняла хозяев – дом Тимофеева-Терентьева-Бровкина-Дьячковых (кон. XIX в).
Несмотря на проведенную недавно грандиозную реконструкцию, образцов исторической застройки на его улицах сохранилось немало.
Богадельня (нач. ХХ в).
Дом Агафонова с торговой лавкой (кон. XIX в).
Усадьба купца Каменева (кон. XIX в).
Балкончик дома Каменева.
Здание быв. уездного училища (он же дом Крылова, 1830-е гг).
Свияжская общеобразовательная школа в здании бывшего городского училища (1913-1914 гг).
Торговое здание кон. XIX – нач. ХХ вв. Сейчас здесь кафе и магазин.
Здание низшей ремесленной школы и пожарного обоза (1870-е гг, нач. ХХ в). Каланча симпатичная, но, насколько мне известно, новодел.
Рядом руины Благовещенской церкви.
Заброшенных зданий в Свияжске не так много – вот, например, здание быв. архива свияжской земской управы (кон. XIX в).
Элемент городской застройки – деревянный дом XIX в.
Еще один монастырь Свияжска – Иоано-Предтеченский, центральный собор которого, посвященный иконе Божией Матери “Всех скорбящих радость” – сооружен в 1898-1906 гг в псевдовизантийском стиле. Но главное здесь – стоящая рядом деревянная Троицкая церковь 1551 г, в которой также можно увидеть старый тябловый иконостас XVII в с копиями икон (оригиналы вместе с деревянными скульптурами перевезены, впрочем, в Художественный музей в Казани). Кстати, иконы царских врат подписаны на латыни – возможно, это работа каких-то западно-европейских мастеров. Очень интересна и Сергиевская церковь, устроенная на втором этаже трапезной, выстроенной в 1604 г.
А вот информации от очень осведомленного комментатора с Дзена:
Изначально, еще в советское время, часть икон из иконостаса были замены копиями. А примерно в 2011 году был вывезен весь иконостас, включая врата, в художественный музей. Некоторые иконы выставлялись, но отдельно от других. Большинство же были в запасниках музея.
В самом же Свияжске иконы были заменены современными (крайне некачественными) копиями. Причем заменены копиями даже те иконы, которые являлись советскими копиями. И самое странное что в новом иконостасе порядок икон не соблюден по сравнению с 2010 годом, а копии некоторых икон и вовсе отсутствуют.
В комплексе зданий Казеных сооружений разместился музей истории Свияжска, который показался мне любопытным, но не более.
Комплекс казенных сооружений (казначейство, больница, тюрьма, баня, присутственные мечта), в котором сейчас размещается экспозиция музея Свияжска.
Музей не то чтоб неинтересный, но фотографировать там особенно нечего было. Ну вот митра симпатичная.
Иоанно-Предтеченский монастырь. Собор во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих радость” (1898-1906 гг), ограда 1820-х гг, часовня царственных страстотерпцев Николая и Александра, вопреки ожиданиям, не новодел (1897-1905 гг). Внутрь мы не зашли, а зря – там росписи времен постройки сохранились.
Вид на монастырь с воды.
Собор во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих радость” – типичный псевдовизантийский стиль.
Интерьер храма нынче восстановлен.
Троица новозаветная.
Евангелисты.
Еще одна церковь монастыря – Сергиевская – тоже достаточно древняя (1604 г).
Церковь устроена на втором этаже трапезной, возведенной в 1604 г.
Изображение Троицы на внешней стене Сергиевской церкви.
Троицкая церковь (1551 год), конечно, многократно перестраивалась. В XIX в ее завершение поменяли с шатрового на луковичное.
Внутри сохранился тябловый иконостас XVI века, хотя оригиналы икон и деревянная скульптура отсюда выведены в художественный музей в Казань.
И еще часть Деисуса.
Троица и пророческий ряд иконостаса.
Царские врата иконостаса с латинскими подписями.
Деталь иконостаса барочная по виду – врата, возможно, относятся к XVIII в.
Благовещение с Царских врат иконостаса.
Евангелисты с Царских врат. И снова интереснейшая деталь из комментов на Дзене как раз относительно евангелиста Марка:
Насчет врат история следующая – там была крайне необычная икона Евангелиста Марка. У неё глаза косые. Марк разными глазами смотрит в разные стороны. На копии это не так сильно заметно. Вообще конечно часто бывает что на иконах глаза обращены в разные стороны, но не на иконах евангелистов. Например часто можно увидеть икону Спаса Нерукотворного где один глаз направлен прямо, а другой вправо. Тут же икона Марка выбивается из общего ряда. Такие искажения как на иконе Марка, характерны для средневековых. автопортретов. Они возникают от того что художник когда рисует себя одним глазом смотрит на зеркало, вторым на работу. Да наверняка часто сталкивались с таким, даже вон в ранних работах Альбрехта Дюрера.
Более того, Марк на царских вратах тут единственный кто держит руку с пером(или кистью) на листе. А сам лист в его руках закреплен так, как раньше держали иконописцы доску во время работы. Вообще всё выглядит так будто евангелист Марк это автопортрет художника, отображенный как раз во время написания картины. Вообще часто бывало, что мастер выполнявший работу изображал себя внизу врат (например Сигтунские врата в Новгороде), или подписывался внизу. (А икона Марка как раз внизу). В Европе художники также часто изображали святых, срисовывая из своих друзей. Ну например на картине Леонардо “Иоанн Креститель” изображен по сути любовник Леонардо. Но чтоб автопортрет в виде святого запилить – такого я еще не видел)) Так что может это и просто странное совпадение.
По-моему, эта версия – просто вынос мозга, согласитесь 🙂
Изображения евангелистов на Царских вратах Троицкой церкви подписаны на латыни, что крайне редко встречается в русских храмах. Вероятно, здесь работали европейские художники.
И лишь напоследок я обнаружила на острове еще один музей, вернее, археологический парк – судя по всему, организованный не так давно. Это раскоп того самого города или крепости XVI века (срубленных, как известно, в Угличе) – вроде как там сохранились остатки срубов (не знаю, насколько существенные), которые, в любом случае, интересно было бу увидеть. Но времени на это уже не оставалось – наш кораблик отчаливал с минуты на минуту.
КАЗАНСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Расположен перед Спасской башней Кремля.
Монастырь во имя святого Иоанна Предтечи – небесного покровителя царя Иоанна Грозного – был основан святителем Германом Казанским около 1564-1568 годов, как подворье им же основанного Свияжского Богородицкого монастыря. Первые постройки монастыря были сделаны из дерева. До 1595 года обитель была без игумена.
В 1649 году монастырь полностью сгорел. Московский купец Гаврила Федорович Антипин, имевший собственный двор в Казани, рядом с монастырем, на свои средства восстановил его из кирпича, и 7 сентября 1652 года митрополит Казанский и Свияжский Корнилий торжественно освятил его. Гаврила Антипин построил холодный трехшатровый храм в честь Входа Господня во Иерусалим с приделами во имя святого Иоанна Крестителя и апостола Иоанна Богослова. При церкви также была каменная колокольня, стоявшая отдельно и связанная с ней каменными палатками. Вторая церковь, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, была тёплой, о пяти главах. К ней были пристроены каменные кельи для настоятеля и братии, она считалась домовой и имела три этажа: на верхнем были храм и настоятельская келья, на втором – братские кельи, а на нижнем – кухня, трапезная и подвалы. Монастырь окружала каменная ограда, на которой со стороны Кремля располагалась надвратная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В 1756 году по указу императрицы Екатерины II в монастырь была перенесена из Свияжска и поставлена в теплой Введенской церкви икона с частицей мощей святителя Германа. Иоанно-Предтеченский монастырь был невелик. После секуляризации 1764 года монастырь оказался за штатом и его существование поддерживалось в основном благодаря пожертвованиям казанских купцов.
В 1848 году за монастырём была закреплена часовня, построенная перед обителью вероятно в 1774 году, после пугачевщины, архитектором В. И. Кафтыревым.
Благодаря трудам многолетнего настоятеля, Экзакустодиана (Каменского) (1885-1909), находившийся к началу 1880-х годов на грани закрытия монастырь превратился в благополучную обитель, пользующуюся большим авторитетом в городе. Заслугами отца Экзакустодиана стали сбор средств и организация строительства нового храма и настоятельского корпуса. Из-за частых пожаров к концу века холодный храм пришел в аварийное состояние. В 1886 году по настоянию казанского архиепископа Палладия, несмотря на протесты горожан и ценителей старины, летняя церковь монастыря была снесена. 12 июля 1887 года был заложен новый храм с главным престолом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи по проекту архитектора Г. Б. Руша, строительством которого руководили архитекторы П. М. Тюфилин, В. В. Суслов. Новый собор, как и древний, имел три шатра, но был в два раза выше и объёмнее. Строительство храма обошлось в 100000 рублей. Собор был освящен 18 декабря 1899 года. Тем временем, с 26 мая 1896 года по 14 декабря 1897 года велось строительство нового настоятельского и братского корпуса. Также 1897 году на монастырскую колокольню повесили стопудовый колокол.
Среди послушников обители в предреволюционный период был будущий священномученик Алексей Воробьев. В 1918 году монастырь стал местом пребывания изгнанного из Кремля Казанского епархиального управления. Здесь жил священномученик митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) вплоть до ссылки в 1922 году. Позже обитель стала центром епархии обновленцев, а в 1929 году была закрыта.
Впоследствии в настоятельском и братском корпусе размещалось “Общество охраны памятников” и разные конторы-кооперативы. Архитектурный ансамбль монастыря сильно пострадал в советское время: в 1930-х годах был снесен монастырский Предтеченский собор; в разное время были уничтожены также монастырская стена с главными воротами, располагавшаяся вдоль спуска с площади перед Спасской башней кремля к Проломной улице (ныне Баумана) и часовня перед монастырем.
В 1992 году монастырь был возвращён Казанской епархии. Был восстановлен тёплый Введенский храм, впоследствии освящённый в память об утраченном соборе во имя пророка Иоанна Предтечи. 6 июня 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Казанского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря [1]. При монастыре открылась воскресная школа, в числе преподавателей которой – игумен и иеромонахи монастыря; была устроена библиотека.
Храмы, архитектура
Из строений обители ныне уцелели два здания около 1650 года постройки: небольшая Введенская церковь – ныне освященная во имя святого Иоанна Предтечи – и трёхъярусная колокольня. К XVIII веку относятся корпуса келий, перестроенные в 1815-1819 годах.
Свияжск. Иоанно-Предтеченский монастырь.
Храмы и часовни монастыря:
Другие постройки монастыря:
5. Келейный корпус (1820 г.)
6. Келейный корпус (2-я пол. XIX в.)
7. Руины дома игуменьи (1830 г.)
8. Трапезный корпус (1890 г.)
9. Монастырская лавка
10.Монастырская постройка
11.Ограда (1820-е гг.)
12. Святые ворота
13.Хозяйственные ворота
Монастырь был основан в конце XVI века и первоначально располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Однако после сильных пожаров 1753 и 1759 гг. Иоанно-Предтеченский женский монастырь был переведен в помещения упраздненного в 1764 году мужского Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1551 году.
С 14 августа 2004 года образовано женское Иоанно-Предтеческое подворье Свияжского Успенского мужского монастыря. Службы совершаются ежедневно, в полном объеме. Ведутся работы по благоустройству и озеленению территории.
Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, 2 класса, в городе Свияжске. Основан в XVI веке царем Иоанном Грозным. В конце XVIII века после пожара монастырь был закрыт, затем был восстановлен на новом месте, при Троицкой церкви, где ранее был мужской монастырь, построенный при основании города в 1551 году и упраздненный в 1764 году. В монастыре находится чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского, которая, начиная с Фоминой недели, в течении 2 месяцев носится по городу и селам Казанской епархии. В монастыре свято оберегается, как редкий памятник древности, первоначальная деревянная Троицкая церковь, привезенная сюда по повелению царя Иоанна Грозного. В Сергиевском храме находится замечательная икона святого Николая чудотворца, высеченная из черного камня, величиною в 1 вершок. Она найдена была в поле и вделана в серебряный крест; по древности относится к ХII-XIII векам. При монастыре странноприимный дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
История монашеского поселения на месте Иоанно-Предтеченской обители начинается одновременно с самим Свияжском. В 1551 году здесь был основан Троице-Сергиев монастырь – первый на Казанской земле. Он просуществовал до 1764 года и был упразднён в связи с секуляризационными мероприятиями Екатерины II. От тех давних времён сохранился уникальный памятник архитектуры – деревянная Троицкая церковь. Считается, что строительный материал для неё, как и для других первоначальных свияжских построек, привезли из Углича непосредственно по приказу Ивана Грозного, а потом собрали на месте из заранее подготовленных и размеченных брёвен. Сохранились сведения, что Троицкая церковь была заложена в память высадки на полуострове (тогда он ещё соединялся с коренным берегом) передового русского отряда 17 мая 1551 года. Сложно сказать, насколько всё это соответствует действительности. По крайней мере, несомненно, что храм старинный. И даже со всеми неизбежными поновлениями и заменами сгнивших частей он справедливо называется древнейшим сохранившимся деревянным храмом в Среднем Поволжье. Неподалёку от мужского Троице-Сергиева монастыря позднее возникает женская обитель. Видимо, изначально она существовала при свияжской Рождественской церкви, а название в честь Иоанна Предтечи получила после возведения одноимённого храма. Долгое время оба монастыря существовали независимо друг от друга.
В конце ХVIII века, после опустошительного для Свияжска пожара 1795 года, женская Иоанно-Предтеченская обитель переводится на место упразднённой Троице-Сергиевской. Расцвет монастыря начинается с 1820-х годов, что находит зримое отражение в строительных работах, которые преображают монастырскую территорию и создают здесь замечательный архитектурный ансамбль. Самой внушительной постройкой обители и одновременно архитектурной Свияжской доминантой является Скорбященский собор. Храм построен по типовому проекту, а архитектором этого величественного сооружения стал Ф.Н. Малиновский из Казани. Возводился собор с 1898 по 1906 год. Его высота составляет 32 метра. Кроме главного престола, собор имеет ещё два придела: во имя преподобного Серафима Саровского и пророчицы Анны. За сто с лишним лет истории внешний облик храма не претерпел существенных изменений, а вот интерьеры сильно пострадали. Сделанная в 1914 году роспись утрачена, от пятиярусного иконостаса дошёл лишь один ряд. Не менее примечателен и Сергиевский храм. О времени его возведения сообщает закладная надпись: “В лета 7113 (1604) году сентября в 25 день поставлен и освящён бысть сей храм во имя преподобного отца нашего игумена Сергия, Чудотворца Радонежского”. Его нижний этаж предназначался под склад, молитвенное пространство располагалось на втором этаже. На западной внешней части стены этой церкви частично сохраняются фрески. Когда-то здесь находилась важнейшая свияжская святыня – икона преподобного Сергия.
Журнал “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №189, 2016 г.
Источники:
http://kuba.livejournal.com/429418.html
http://drevo-info.ru/articles/13672118.html
http://sobory.ru/article/?object=07032