Толкование евангелия от луки глава 6. Большая христианская библиотека

Толкование Евангелия от Луки 6 глава

Новый Завет

Евангелие от Луки

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна
  • Деяния Апостолов
  • Послание Иакова
  • 1 Послание Петра
  • 2 Послание Петра
  • 1 Послание Иоанна
  • 2 Послание Иоанна
  • 3 Послание Иоанна
  • Послание Иуды
  • Послание к Римлянам
  • 1 Послание к Коринфянам
  • 2 Послание к Коринфянам
  • Послание к Галатам
  • Послание к Ефесянам
  • Послание к Филиппийцам
  • Послание к Колоссянам
  • 1 Фессалоникийцам
  • 2 Фессалоникийцам
  • 1 Послание к Тимофею
  • 2 Послание к Тимофею
  • Послание к Титу
  • Послание к Филимону
  • Послание к Евреям
  • Откровение Иоанна

5. ИИСУС ДЕМОНСТРИРУЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ НАД СУББОТОЙ (6:1-11)

В 6:1-11 Лукой записаны два эпизода, имевших место в одну из суббот (стих 1), а затем и в другую субботу (стих 6). Повествование о них он сводит воедино, желая подчеркнуть власть Иисуса и над субботою.

а. Ученики срывают колосья в субботу (6:1-5) (Матф. 12:1-8; Мар. 2:23-28)

Лук. 6:1-5. В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. («В субботу, первую по втором дне Пасхи» правильнее было бы перевести с греческого как «во второпервую пасхальную субботу». Термин встречается только у Луки и трудно поддается пониманию.

Было множество попыток объяснить его, включая предположение, что он вообще был вставлен по неразумению одним из переписчиков, тем более, что не во всех рукописях Евангелия от Луки он имеется. Существует, однако, и такое объяснение его. Полагают, что раввины называли праздник Пасхи субботою (в значении времени покоя). (Если происходившее имело место в пасхальные («субботние») дни, то суббота в собственном смысле слова, приходившаяся на эти дни, могла быть названа «второпервою» — От. ред.)

Бог разрешил людям срывать колосья и на чужом поле, коль скоро они, проходя мимо, ощутят голод (Втор. 23:25). Фарисеи же, в своей интерпретации закона, пришли к тому, что приравняли растирание колосьев в руках молотьбе их, т. е. «работе», которая в субботу запрещалась. На обвинение книжников и фарисеев Иисус ответил ссылкою на Давида (1-Цар. 21:1-9). Давид приходит там к священнику в город Номву и просит у него хлеба.

У того не было тогда другой пищи, кроме хлебов предложения, которые позволялось есть только священникам. Однако Давид и бывшие с ним ели этот хлеб, поскольку иного не оказалось. Смысл параллели, проведенной Иисусом, ясен. Ради удовлетворения насущной физической потребности (голода) священник благословил Давида и его спутников встать «над законом». Соответственно, с благословения Христа, Его ученики ставились над законом, придуманным людьми, которого фарисеи неукоснительно держались. Просматривается здесь и вторая параллель.

Давид, помазанник Божий, преследуем был Саулом, «дом» и правление которого, неугодные Богу, были обречены Им на уничтожение. Подобно этому, и Иисус, новый Помазанник Божий, преследовался силами духовно умиравшей «династии» книжников и фарисеев (Лук. 5:39). Завершающий вывод из этого сформулирован тут Самим Иисусом: Сын Человеческий есть господни и субботы, иначе говоря, Он выше ветхозаветного закона.

б. Исцеление сухорукого в субботу (6:6-11) (Матф. 12:9-14; Мар. 3:1-6)

Лук. 6:6-11. Представляется, что вторая конфликтная ситуация в связи с субботой была спровоцирована законоучителями. Пока Иисус учил в синагоге, где был человек, у которого правая рука была сухая, книжники… и фарисеи наблюдала за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Сказано, что Иисус знал помышления их (сравните 5:22).

И, зная, решил воспользоваться ситуацией, чтобы явить Свою власть над субботою. Он спросил их: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить? Ставя Свои вопросы, Иисус подразумевал, что отказаться сделать в субботу доброе дело равносильно совершению в этот день зла. Ибо тот, кто может, но не хочет принести облегчение страдающему, причиняет ему зло.

Далее, по слову Иисуса, больной протянул свою сухую руку, и стала рука его здорова, как другая. Фактически никакой «работы» в субботу Иисус в этом случае не совершил. Он лишь сказал несколько слов, и больной был исцелен. То есть, не нарушив видимым образом фарисейского закона, Он поставил религиозных вождей в крайне неловкое положение и одновременно совершил доброе дело исцеления. Неудивительно, что книжники и фарисеи пришли в ярость и стали совещаться между собой, как бы им избавиться от Него.

6. ИИСУС ЯВЛЯЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ В ПРИЗВАНИИ ДВЕНАДЦАТИ (6:12-16) (МАТФ. 10:1-4; МАР. 3:13-19)

Лук. 6:12-16. Лука пишет, что прежде, чем избрать двенадцать учеников, Иисус всю ночь провел в молитве Богу. Немало людей, которые могли быть названы Его учениками, следовало за Ним более или менее постоянно. Из их числа Он избрал …двенадцать, которых особенно приблизил к Себе, и назвал их Апостолами (как бы противопоставив этот термин — «апостолоус» термину «матетас» — «ученики»).

Ученики были только последователями Его, Апостолов же («посланцев») Иисус облек особой властью (употребление термина «апостолы» в 9:10; 17:5; 22:14; 24:10). В списке Двенадцати у Луки, как у Матфея и Марка, на первом месте стоит Петр, а на последнем — Иуда Искариот. Варфоломей, по-видимому, тот же самый человек, что и Нафанаил (сравните Иоан. 1:45); одно и то же лицо Матфей и Левий, а Иуда Иаковлев — это тот, кто Марком назван Фаддеем (Мар. 3:18).

Лук. 6:17-19. Проповедь, записанная в 6:17-49, — это краткая версия Нагорной проповеди, изложенной Матфеем в Матф. главы 5-7. Обе они были обращены к ученикам, обе начинаются заповедями блаженства, а завершаются одними и теми же притчами и в целом схожи по содержанию. Лука опускает те части, которые были рассчитаны на еврейских слушателей (касавшиеся толкования Закона). Это вполне соответствовало той цели, с которой он писал свое Евангелие. Некоторая проблема возникает, однако, в связи с местом, где проповедь была сказана.

Матфей пишет: «Он взошел на гору» (Матф. 5:1), а Лука — стал Он на ровном месте (6:17). Но если рассматривать действия в их последовательности, то упомянутая проблема легко разрешается. В Лук. 6:12 читаем, что Иисус «взошел на гору (близ Капернаума) помолиться». После этого Он призвал 12 учеников, назвав их Апостолами.

Затем они сошли на «ровное место» (стих 17), где Он учил собравшийся народ и исцелял его больных (стихи 17-19). Позднее Он снова поднялся на гору, чтобы учить уже только Своих учеников (сравните Матф. 5:1). Если соединить описания евангелистов, то складывается довольно ясная картина: Иисус то сходил на ровные «площадки», имеющиеся в палестинских горах, то поднимался выше в горы.

Читать еще:  Молитва приносящая удачу во всех делах. Молитва после окончания учебы

1. «БЛАЖЕНСТВА» И «ГОРЕ» (6:20-26)

Иисус начал Свою проповедь изложением заповедей блаженства и предупреждениями накликающим на себя горе. Каждому из четырех блаженны (вы) параллельно горе вам.

а. Провозглашение «блаженств» (6:20-23)

Лук. 6:20-23. Термин «блаженства» встречается в Евангелиях 30 раз. Но, за исключением двух случаев, только у Матфея и Луки. Первоначально этим словом (макариои) древние греки передавали счастливое состояние богов, не знающих земных страданий и забот. Позднее им стали обозначать и приятное чувство, испытываемое человеком.

В отличие от библейских, греческие писатели видели источник блаженства в земных удачах и ценностях. Но авторы Ветхого Завета исходили из того, что истинно блажен или в высшей степени счастлив тот, кто доверился Богу и уповает на Него, кто боится и любит Его (Втор. 33:29; Пс. 2:12; 31:1-2; 33:9; 39:5; 83:13; 111:1). Кто не грешит перед Богом и перед людьми (Пс. 1:1; Прит. 14:21; 29:18).

Новозаветные «блаженства» насыщены эмоциональной силой. Зачастую они исходят из противопоставления ложных земных оценок и представлений и истинной, небесной, «оценки» тех, кто действительно блаженны (Матф. 5:3-6,10; Лук. 11:28; Иоан. 20:29; 1-Пет. 3:14; 4:14). Все «светские» блага и ценности — «вторичны» и зависят от Дающего всякое благо — Самого Бога, олицетворяющего высшую степень добра. Человеческие мерки не подходят для оценки истинного блаженства, ибо имеющие его воспринимают настоящее в свете будущего (Лук. 23:29).

Блаженства тех, кто последуют за Ним, Иисус обуславливает четырьмя состояниями в этой жизни. Блаженны нищие духом… блаженны алчущие… блаженны плачущие ныне… блаженны вы, когда возненавидят вас люди (6:20-22). И в каждом случае Он объясняет, почему таковые блаженны или счастливы. Нищие блаженны потому, что их есть Царствие Божие. (В большинстве древних списков Евангелия от Луки в 6:20 стоит просто «нищие», а не «нищие духом», как в Матф. 5:3. По мнению некоторых толкователей Библии, Лука хотел тут подчеркнуть именно житейскую, материальную бедность, столь характерную для первых христиан. Не случайно он особо подчеркивает и то, что последователи Иисуса «оставили (ради Него) все» — 5:11,28.)

Заявление Христа, что Царствие Божие принадлежит «нищим», основано на Его «власти» дать это Царствие им, которые настолько доверились Ему, что, отрекшись от прежней жизни, пошли путем, который указал Он (5:37-39). Иисус, конечно, не имел в виду, что любой нищий наследует Царство Божие; Его слова относились к Его последователям. Они были нищими, и им принадлежало Царство Божие. А потому они были счастливее тех богатых, которым путь в это Царство был закрыт. Они были блаженны…

Как и «нищих», — «алчущих» и «плачущих», т. е. терпящих многоразличные невзгоды ради Христа, тоже ожидает блаженное воздаяние в будущем. Причем не только физически страдающие подразумеваются здесь, но и все, кто не находят отрады в земных благах, а стремятся к Христу и лишь в общении с Ним обретают мир и утешение.

Последнее «блаженство» обещано тем, кто претерпят гонения за Сына Человеческого. Именно это ожидало, в первую очередь, Апостолов. Их будут ненавидеть, отлучать от синагог, поносить и бесчестить за Иисуса. И, тем не менее, они блаженны — в свете той награды, которая ожидает их, достойных преемников ветхозаветных пророков, с которыми поступали так же, — на небесах.

б. Горе вам (6:24-26)

Лук. 6:24-26. Те, кто перечисляются в этих стихах, как бы противопоставлены последователям Христа. Богатые … пресыщенные … смеющиеся, т. е. не желающие поступиться ради Христовой истины земными благами, высоко ценящие успех и популярность. Они не сознавали опасности, нависшей над ними. И не хотели прислушаться к Тому, в Чьей власти было открыть перед ними врата Царства Божия. Им-то и возвестил Иисус четырехкратное «горе» — отражающее в каждом случае нечто прямо противоположное тому, что радует их ныне. И прямо противоположное тому, что уготовано Его последователям (6:20-23).

2. ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ (6:27-45)

а. Истинная праведность проявляется в любви (6:27-38)

Лук. 6:27-38. Здесь Иисус говорит о семи аспектах подлинной, бескорыстной любви. Жизнь и поведение в соответствии с ней, которая не присуща человеческой природе, требуют сверхъестественных возможностей, но именно в этом и являет себя истинная праведность. Итак:

1) Любите врагов ваших.

2) Благотворите ненавидящим вас.

3) Благословляйте проклинающих вас.

4) Молитесь за обижающих вас.

5) Не воздавайте злом за зло (стих 29а).

6) Просящему давайте от души (стих 29б-30).

7) Поступайте с другими так, как хотите, чтобы с вами поступали (стих 31).

Такая любовь, если она проявляется в людях, то делает их совершенно особыми, похожими не на других людей, а на Отца Небесного (стих 35).

В дальнейших словах Иисуса раскрывается принцип, который неизменно действует в житейских отношениях и обстоятельствах: что человек посеет, то он и пожнет (стихи 36-38; сравните Гал. 6:7). Действие этого принципа вновь и вновь иллюстрируется на страницах Священного Писания. Иисус «очерчивает» пять сфер его проявления:

1) Милостивые сами будут помилованы. В сущности именно эта мысль звучит в Лук. 6:36; Христос призывает учеников быть такими же милосердными, как Бог милосерд к ним самим.

2) Тех, кто судят других, постигнет суд (стих 37а).

3) Кто осуждает других, сам осудится (стих 37б).

4) Кто прощает ближним, сам получит прощение (стих 37в).

5) Легко, от сердца, дающим воздастся благом в свое время (стих 38).

Воистину сама жизнь нередко свидетельствует, что человека в конце-концов постигает то, что он желает и делает другим.

б. Истинная праведность проявляется в делах (6:39-45)

Лук. 6:39-45. Смысл этих слов Иисуса в том, что человек не может не обнаружить меры своей праведности или, напротив, неправедности. Как очевидно, что слепой, ведущий другого слепого, упадет в яму вместе с ним, так явно и то, что неправедный человек обнаружит свою неправедность, уведя других с пути истинного. Говоря об ученике и учителе, Иисус показывает, что человек неизменно уподобляется тому, кому он подражает (стих 40). Для Его учеников, обычных людей, высшим примером для подражания должен быть Он.

Прежде чем обрести способность помочь брату своему избавиться от греха, необходимо побороть грех в себе самом (стихи 41-42). А то ведь нередко собственный грех человека больше того, который он «обличает» в другом (сучок сравнивается с бревном). Такой «обличитель» по праву может быть назван лицемером.

Из того, что некто говорит и как поступает, выявляется, что он за человек (стихи 43-45). Это подобно тому, как дерево познается по приносимому им плоду. Судя по словам, завершающим стих 45, в данном контексте Иисус уподоблял «плоду» не столько дела человеческие, сколько то, что от избытка сердца говорят уста человека.

Читать еще:  К снится ходить красных туфлях. Туфли чёрные на высоком каблуке

3. ИСТИННОЕ ПОСЛУШАНИЕ (6:46-49)

Лук. 6:46-49. Внешние проявления набожности далеко не столь важны, как действительное послушание слову Божиему (стих 46). Недостаточно обращаться ко Христу со словами «Господи! Господи!» Истинно верующий в Него должен жить и действовать в соответствии со сказанным Им. Таковых Он уподобляет человеку, строящему дом … на камне (стихи 47-48).

Тех же, кто слушают слово Божие, но не исполняют его, — человеку, построившему дом на земле, без основания (стих 49). Ученики, оставившие все и последовавшие за Ним, уже (до известной степени) поступили по слову Его. (Это первая из притч Иисуса, записанная Лукою. список Его притч в комментарии на Матф. 7:24-27.)

Г. Служение Иисуса в Капернауме и окрестных городах (главы 7-8)

В этом разделе описание служения Иисуса, ознаменованного рядом чудес — в подтверждение того, что Он действительно обещанный Израилю Мессия (7:1-17,36-50; 8:22-56) чередуется с изложением Его учения (7:18-35; 8:1-21).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ глава 6

Навигация по записям

Слушать ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ глава 6 онлайн

1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.

12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,

15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,

Апостол Симеон. Художник Рембрандт Харменс ван Рейн 1661 г.

16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

Нагорная проповедь. Автор неизвестен 13 в.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

Любите своих врагов. Художник Г. Доре

28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

44 ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

Читать еще:  К чему чешется правая бровь? К чему чешется правая и левая бровь или обе брови одновременно у девушки, женщины, мужчины: народные приметы по дням недели. К чему чешется переносица между бровями: примета

45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?

47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Евангелие от Луки 6 глава

Вопрос о субботе

1 В первую субботу после второго дня Пасхи случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и, растирая руками, ели.

6 Cлучилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

Избрание двенадцати апостолов

12 Случилось же в те дни, что Он взошел на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

Иисус учит и исцеляет

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи, и Иерусалима, и приморских мест тирских и сидонских,

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие.

Об отношении к людям

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

Дерево и его плоды

43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

46 Что вы зовете Меня: „Господи! Господи!“ – и не делаете того, что Я говорю?

Комментарии из Женевской Библии: От Луки 6 глава

6:1 В субботу. См. ком. к Мк. 2,23.

6:4 взял хлебы предложения. См. 1 Цар. 21,3-6; а также ком. к Мк. 2,26.

6:5 Сын Человеческий есть господин и субботы. Суббота установлена Богом (Быт. 2,3; Исх. 20,8-11), и поэтому Иисус, Сын Божий и Господь, властен над ней. Говоря о своем господстве над субботой, Он утверждает, что Ему принадлежит Божественная власть указывать людям верное понимание закона.

6:9 что должно делать в субботу? Иисус не ставит Своих слушателей перед выбором: творить в субботу добро или бездействовать? Вместо этого Он предлагает им решать: творить в субботу добро или зло. Бездействие, т.е. неделание добра, Он уже рассматривает как зло.

6:12 пробыл всю ночь в молитве к Богу. Избранию Иисусом двенадцати апостолов предшествовала Его долгая и напряженная молитва.

6:13 которых и наименовал Апостолами. В переводе с греческого слово «апостол» означает «вестник», «посланный». См. ком. к Мк. 3,13.

6:14-16 Симона, которого и назвал Петром. До сих пор Лука называл этого человека Симоном, далее же практически везде он фигурирует как Петр. В списке двенадцати апостолов у Луки, как у Матфея и Марка, первым указан Петр, последним – Иуда Искариот. Варфоломей, по-видимому, тот же человек, что и Нафанаил (см. Ин. 1,45); одно и то же лицо Матфей и Левий, а Иуда Иаковлев – тот, кто у Марка назван Фаддеем (см. Мк. 3,18).

6:17 стал Он на ровном месте. Символический смысл этих слов связан с проповедью Иоанна Крестителя (см. 3,4-6).

6:19 весь народ искал прикасаться к Нему. Ср. Мк. 5,30 и ком.

6:20-49 Эта проповедь во многом напоминает Нагорную проповедь (Мф., гл. 5-7), и это обстоятельство заставляет многих видеть в данном отрывке лишь иной ее пересказ. Но в изложении Луки проповедь оказывается более краткой, кроме того, близкие параллели с Мф. 5-7 встречаются и в других местах рассматриваемого Евангелия. Вероятнее всего, Иисус мог просто в разных обстоятельствах повторять одни и те же истины перед разными людьми.

6:20 блаженны. Это слово означает нечто большее, нежели просто «счастливые», «оделенные судьбой»; блажен тот, кто угоден Богу.

нищие духом. Т.е. осознающие свою духовную нищету и стремящиеся ее восполнить Духом Святым. Во многих древних кодексах написано просто «нищие», что, по мнению некоторых экзегетов, указывает на нищету не только в духовном, но и в материальном аспекте. См. Мф. 19,20.

6:21 алчущие. насытитесь. Алчущие – физической ли, духовной ли пищи – будут насыщены Богом.

плачущие. Т.е. скорбящие о зле, присутствующем в этом мире.

6:22 когда возненавидят вас люди. за Сына Человеческого. Иисус благословляет этими словами не всякое страдание и не вообще всех, гонимых людьми: Он называет «блаженным» того, кто пострадает «за Сына Человеческого».

6:24-26 горе вам. Те, кто перечислен в этих стихах, противопоставляются последователям Христа.

6:31 В негативной форме, т.е.: «не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой», это, так называемое «золотое правило», формулировалось и до Иисуса, но именно Он впервые высказал его в виде положительного утверждения.

6:32-34 В этих стихах перечислены общепринятые нормы морали. Христос требует большего: «. если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5,20).

6:35 любите врагов ваших. Любить врага означает не только не воздавать ему злом за зло – тем самым умножая само зло как таковое, но платить ему любовью, т.к. «любовь от Бога» (1 Ин. 4,7) и, более того – «Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8).

будете сынами Всевышнего. Т.е., проявляя к людям милость, подобную той, которую проявляет к нему Господь, верующий уподобляется Господу.

6:36 будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. У Матфея эти слова Христа выражены более категорично: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48).

6:37-38 Иисус раскрывает неизменный принцип: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6,7).

6:39 У Матфея (15,14) эта притча имеет прямое отношение к фарисеям и их ученикам. У Луки же она связана со ст. 36 и, дополняя его, приближает к тому же значению, что и у Матфея (5,48): прежде чем вести за собой других, ученикам следует «прозреть» – усовершенствоваться (ст. 40) и уподобиться своему Учителю.

6:46 Что вы зовете Меня: Господи. и не делаете того, что Я говорю? Ср. Иак. 2,14.

2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.

Источники:

http://otveti.org/tolkovanie-biblii/evangelie-luki/06/
http://bibliya-online.ru/evangelie-ot-luki-glava-6/
http://geneva-bible.ru/42/06/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector