Баранов, сергей викторович. Церковный суд и лишение священного сана

Баранов, Сергей Викторович: биография

Данное письмо вызвало широкий общественный резонанс как в российских, так и иностранных СМИ. Диакон Сергей Баранов, открыто выступивший против преследования участниц Pussy Riot, оказался под прессом ФСБ, РПЦ и администрации Тамбовской области, ему стали поступать первые угрозы..

Церковный суд и лишение священного сана

Русская православная церковь инициировала судебное делопроизводство в отношении диакона Баранова, несмотря на то, что он сам заявил о добровольном низложении с себя священного сана.

1 сентября 2012 года церковный суд Тамбовской епархии объявил дату первого заседания церковного суда и вызвал официальной телеграммой диакона Баранова на судебное заседание, назначенное на 4 сентября 2012 года.

1 сентября 2012 года диакон Баранов опубликовал второе открытое письмо в адрес Патриарха Кирилла, в котором, в частности, говорилось:

Как я и предполагал, вы не захотели снять с меня сан в связи с моим волеизъявлением в протест сопричастности Церкви к уголовному преследованию и вынесенному приговору светским судом, а пытаетесь лишить его своим беззаконным судом по своим антихристианским представлениям. Вам мало того, что вы стали соучастниками преследования и беззаконного приговора по делу Pussy Riot, вы хотите попасть в историю ещё и беззаконным решением именем Церкви в отношении диакона выразившего протест несогласия к сращиванию Церкви и государства, которое ведет Церковь к саморазрушению и потере внутренней и внешней свободы. Русская Православная Церковь никогда не имела свободы — ни в советские, ни в царские времена. Священноначалие РПЦ ничего не сделало для того, чтобы возвысить свой голос и собрать своих чад воедино, напротив, продолжает делать все, диаметрально противоположное Евангельским Заповедям, сея при этом раскол в сердцах её чад. Где патриаршее благоразумие, где отеческая мудрость, где любовь и милосердие великого господина и отца? Опомнитесь, устыдитесь и покайтесь!

Баранов проигнорировал судебное заседание, назначенное на 4 сентября 2012 года, сославшись на то, что «все судьи являются клириками Тамбовской епархии, подконтрольны епископу и испытывают не только заинтересованность в исходе дела — лишить сана, а не снять по моему ходатайству, но и неприязнь в свете последних событий». Позже Баранов проигнорировал второе судебное заседание.

Церковный суд Тамбовской епархии назначил третье судебное заседание на 12 сентября 2012 года. Накануне третьего заседания Баранов записал на диктофон состоявшийся между ним и председателем церковного епархиального суда Тамбовской епархии протоиереем Петром Лукиным телефонный разговор, в котором прозвучали угрозы анафемы, и отослал аудиозапись Зое Световой, которая 12 сентября 2012 года опубликовала статью и стенограмму телефонного разговора в электронной версии журнала The New Times. Диакон Баранов отказался прийти на судебное заседание в третий раз, и церковный епархиальный суд вынес заочное решение.

Если меня предадут анафеме, то в Тамбове мне будет небезопасно — здесь в Тамбове полно фанатиков. Мне очень обидно, что за те 25 лет, что я в Церкви, она сильно изменилась как институт. Раньше в епархии были люди, которые излучали духовность, а сейчас — сплошное мракобесие. На них смотреть тошно, прости Господи!

12 сентября 2012 года на закрытом заседании церковный суд вынес решение о лишении священного сана диакона Сергея Баранова. 5 октября Патриарх Кирилл утвердил данное решение.

Михаил Ситников считает, что история с Сергеем Барановым «выглядит нелепо не только с точки зрения здравого смысла, но и с церковной позиции. Священнослужитель, открыто заявивший в личном блоге о сложении с себя сана и полном разрыве с религиозной организацией, так как состоять „в одной Церкви с лжецами, стяжателями и лицемерами“ он считает для себя совершенно невозможным из соображений этики, находится вне юрисдикции РПЦ. Поэтому сам факт созыва церковного суда по непонятно откуда взявшемуся его делу нием не отличается от устроения аналогичного синклита по делу любого другого человека, не имеющего никакого отношения к Московскому Патриархату». Однако главным результатом этой, по мнению эксперта, «популистской операции РПЦ остаётся даже не проявление церковно-правовой безграмотности, которая очевидна сегодня возмущённым пародией на суд христианам. Самое любопытное в том, что решение церковного суда Тамбовской епархии о снятии сана не являющегося членом РПЦ христианина в виде кары за защиту им достоинства христианской Церкви от упомянутых в обращении Баранова лжи, стяжательства и лицемерия говорит о признании этих категорий допустимыми в практике религиозной организации».

Читать еще:  Как надо отмечать родительский день. Что нужно сделать в родительский день

Тамбовский епархиальный суд принял решение извергнуть из сана выступившего в защиту кощунниц диакона Сергия Баранова

Теперь решение суда будет утверждать Святейший Патриарх Кирилл

«На заседании Епархиального суда Тамбовской епархии, которое состоялось 12 сентября 2012 года в соответствии с п. 4 ст. 40 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), согласно канонам Святой Православной Церкви было принято решение извергнуть из священного сана заштатного клирика Тамбовской епархии диакона Сергия Викторовича Баранова. Данное решение Епархиального суда поддержано управляющим Тамбовской епархией епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием. Оно вступит в силу после его утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом», – говорится в опубликованном на сайте Тамбовской епархии пресс-релизе о лишении священного сана заштатного клирика Тамбовской епархии диакона Сергия Викторовича Баранова.

Напомним, что герой либеральных СМИ и церковных реформаторов, заштатный диакон Сергей Баранов, заявивший в августе с.г. в своем обращении к Патриарху Кириллу в защиту кощунниц из Pussy Riot о невозможности пребывать в одной Церкви с «лжецами, стяжателями и лицемерами», оказался, на поверку, давно почисленным за штат пьяницей, дебоширом, да еще и плагиатором, тупо скопировавшим свое обращение к Патриарху с сайта «Эхо Москвы».

Как отмечается в пресс-релизе, для рассмотрения заявления диакона Сергия о его нежелании пребывать в лоне Церкви он трижды приглашался телеграммами на Епархиальный суд Тамбовской епархии, однако заседания суда проигнорировал.

Решение о снятии сана с диакона Сергея Баранова будет утверждать Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, так как по церковным нормам без санкции Патриарха лишить клирика сана нельзя, сообщил РИА Новости в среду заместитель управделами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Во всех случаях решение епархиального суда утверждает только епископ, но в случае лишения сана, так как это очень серьезное решение, по действующим нормам церковного судопроизводства такое решение в дальнейшем направляют на утверждение Патриарху. Это своего рода предохранитель, чтобы решение о лишении сана не принималось слишком поспешно», – заявил отец Савва.

Он считает, что диакон плохо знаком с церковными законами, если утверждает, что епархиальный суд одним постановлением лишит его сана и предаст анафеме, так как одновременно две меры наказания церковный суд вынести не может.

«Единственный случай, предусмотренный в канонах, когда человек и лишается сана, и анафеманствуется, то есть, отлучается от Церкви, это когда он сан купил. Во всех других случаях, если необходимо по каким-либо причинам принять меры прещения (наказания) в отношении клирика, то он лишается сана, а если упорствует в некоем своем грехе, из-за которого его лишили сана, следующим этапом, через какое-то время, после долгого увещевания, может быть принято решение еще и об отлучении его от Церкви», – сказал отец Савва.

Он добавил, что такие случаи крайне редки, среди них – история с раскольничьим «патриархом» Филаретом Денисенко, который сейчас возглавляет «Украинскую православную церковь так называемого Киевского патриархата (УПЦ КП)». Денисенко был лишен сана, а потом, через пять лет, отлучен от Церкви.

Читать еще:  Церковь во время войны 1941 1945. Церковь в годы войны: служение и борьба на оккупированных территориях

По словам собеседника агентства, даже если решение церковного суда Тамбовской епархии будет опубликовано на ее официальном сайте, оно вступит в силу только после его утверждения Патриархом Кириллом.

«Мне хорошо известны случаи, когда Святейший Патриарх не утверждал подобные решения епархиальных судов, или они кассировались в Общецерковном суде. И наоборот – мне хорошо известны случаи, когда Святейший, рассматривая решения епархиальных судов, вполне правомерные, эти решения утверждал», – сказал отец Савва.

Он отметил, что такая практика вынесения коллегиального решения с последующим его утверждением Патриархом является своего рода защитой для священнослужителей, которых никто единоличным решением не может лишить сана.

«Поэтому попытки отца Сергия как-то поставить под сомнение легитимность епархиального суда нас очень удивляют», – заключил отец Савва.

«Извержение из сана» обжалованию не подлежит

Патриарх Кирилл поставил точку в деле священника Головина

На днях Патриарх Кирилл утвердил «извержение из сана» протоиерея из Болгара Владимира Головина и его сына протоиерея Анастасия. В это же время епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен, на территории которого находится приход в Болгаре, переведен на Урал. Временно Чистопольской епархией будет управлять митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Подробности финала истории, которая тянулась с прошлой осени, — в материале «Реального времени».

«Вернись под учение Церкви»

История проповедника из Болгара протоиерея Владимира Головина получила широкую огласку в начале осени прошлого года, когда он по решению Чистопольской епархии был отправлен «под запрет». Делом Головина занимались на самом высоком уровне — московские богословы. Именно в патриархию последние несколько лет шли жалобы прихожан на Головина.

Что же вменялась священнику? Во-первых, недостаточность богословских знаний. В его проповедях было много, мягко говоря, «вольностей». Во-вторых, так называемая «соборная молитва по соглашению с Болгаром», когда паства отца Владимира начинает молиться в разных местах в одно и то же время. Как полагает комиссия при патриархии, которая занималась делом Головина, это вело к изоляции от других членов церкви. У «соборной молитвы» было большое количество приверженцев, что уже начинало напоминать секту.

Кроме этого, в своем храме отец Владимир ввел неканонический чин некоего «духовного лечения», он возлагал руки на людей, одетых в специальные одежды с разрезами, а его помощники мазали их специальным церковным маслом через эти разрезы.

Протоиерей Владимир Головин в начале осени был отправлен под запрет. Фото vladimir-golovin.ru

Люди, которые обращались с жалобами в патриархию, писали о том, что их близкие встают по ночам, чтобы совершить «соборную молитву», переводят солидные суммы денег. Известный борец с сектами Александр Дворкин даже высказал предположение, что через приход в Болгаре проходят огромные суммы денег, такие, что «пресловутый бог Кузя отдыхает».

Неучтенные денежные потоки шли в Болгар через Головина и членов его семьи, то есть была создана большая сетевая структура с сайтами в интернете, цель которой была одна — привлечение людей в ряды паствы отца Владимира.

В результате протоиерей Владимир Головин в начале осени был отправлен под запрет. Эта церковное наказание, и достаточно суровое, потому что священник, находящийся «под запретом», не может совершать богослужения. Временное отстранение от богослужений необходимо для того, чтобы наказанный понял серьезность ситуации, свои ошибки и покаялся. В церкви запрет называют своего рода «лечебницей» для заблудших.

Головин, к сожалению, голосу братьев по вере не внял. Буквально через несколько дней после запрета он записал длинное, более чем часовое, видеообращение, где оправдывал свои действия и высказывал вздорные, не содержащие правды претензии в адрес митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Например, было высказано утверждение, что владыка Феофан собирается «уничтожить православие в Болгаре» и создать там «заповедник ислама».

Читать еще:  Почему у меня самые страшные грехи. Так что же такое грех

Во время онлайн-конференции владыка Феофан пояснил читателям «Реального времени», как будет на это реагировать: «Совершенно не собираюсь отвечать. Все это на совести Головина, мое дело — свидетельствовать о правде Божьей. И когда Головин, протоиерей, священник, опускается так низко, до желтого пиара, просто обидно за него… Что бы я пожелал Головину? Вразумления… Никто не собирается тебя казнить, сам себя человек наказывает. Вернись не под чью-то волю, а под учение Церкви. И все будет нормально. И неплохо было бы покаяться».

Владыка Феофан: «Все это на совести Головина, мое дело — свидетельствовать о правде Божьей». Фото Дмитрия Резнова

Обратной дороги нет

Покаяния не последовало. Сторону отца принял сын Головина, протоиерей Анастасий, который был еще и благочинным. В феврале этого года церковный суд Чистопольской и Нижнекамской епархии решил лишить Головина и его сына церковного сана. Головину-старшему было вменено создание «сообщества, противопоставившего себя Церкви, ведение деятельности, вносящей смущение в ряды верующих, искажение учения Церкви о молитве, упорное непослушание правящему архиерею, клевета на священноначалие и досаждение словом ряду архипастырей».

Что касается протоиерея Анастасия Головина, то его обвинение сводилось к следующему: оставление места служения, незаинтересованность жизнью прихода и принятие «идеологической стороны» его отца, протоиерея Владимира Головина. Обвинения в обоих случаях очень серьезные.

Вот как прокомментировал ситуацию «Реальному времени» игумен Пимен, наместник Кизического монастыря Казани: «Извержение из сана — это лишение сана священника. В нашей церкви это крайняя мера. Она не принимается сразу, сначала человеку дают время, чтобы раскаяться и одуматься. Если этого не происходит, его лишают сана. К лишению сана церковные суды прибегают крайне редко. И подобное решение всегда должен в силу его серьезности утверждать Патриарх. Обжалований в этом случае не бывает — лишают сана навсегда. К сожалению, некоторые лишенные сана «священники» продолжают общаться с паствой в качестве пастырей, но надо помнить, что такое общение лишено благодати».

Обвинение Анастасия Головина сводилось к следующему: оставление места служения, незаинтересованность жизнью прихода и принятие «идеологической стороны» его отца. Фото chistopol-eparhia.ru

Временный управляющий епархией

Неделю назад Патриарх Кирилл утвердил решение церковного суда Чистопольской и Нижнекамской епархии в отношении отца и сына Головиных. А на заседании Священного синода РПЦ 4 апреля епископ Чистопольский Пармен был переведен на Урал управляющим Троицкой ерархией.

С большой долей уверенности можно сказать, что это произошло в результате ситуации с Головиным. Управляющий Чистопольской и Нижнекамской епархией долгое время не принимал решительных действий для выяснения того, что же происходит в Авраамиевском приходе Болгара и не пытался вразумить Головиных. Временным управляющим Чистопольской и Нижнекамской епархией назначен митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Уже на другой день после решения синода перевести епископа Пармена в Троицкую епархию митрополит Феофан поехал в Чистополь. Он встретился в епископом Парменом, ознакомился с делами епархии, приняв документацию. Естественно, владыка Феофан встретился с духовенством и сотрудниками епархиального управления.

Он ознакомился с деятельностью приходов и благочиний, поинтересовался работой в области социальных проектов и молодежных организаций, расспросил о восстановлении и строительстве новых храмов. Владыка Феофан, который известен умением четко выстраивать отношения со светской властью, встретился и с заместителем главы Чистопольского муниципального образования Михаилом Ксенофонтовым. Разговор шел о взаимодействия государства и церкви.

Епископ Чистопольский Пармен был переведен на Урал управляющим Троицкой ерархией. Фото tatmitropolia.ru

В ближайшее время, несмотря на загруженность, а она всегда очень большая во время Великого поста, митрополит Феофан планирует совершить богослужения в Чистопольской епархии. Наверняка у него запланирован и визит в Болгар, в Авраамиевский храм.

Источники:

http://www.peoplelife.ru/24224_2
http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/13/tambovskij_eparhialnyj_sud_prinyal_reshenie_izvergnut_iz_sana_vystupivshego_v_zawitu_kowunnic_diakona_sergiya_baranova/
http://realnoevremya.ru/articles/135625-svyaschennikov-golovinyh-lishili-sana

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: