Старинный портрет девушки колдуньи. Ведьма на метле в истории народов

Бесовская одёжа: откуда взялся «типичный» ведьминский образ?

Помимо Хэллоуина (он же Самайн) существует еще ряд праздников, которые празднуются людьми, причисляющими себя к современным ведьмам и неоязычникам. Один из них Лита – Ночь Середины Лета, самая короткая ночь в году. Предлагаем не ждать такого банального повода как Хэллоуин и уже сегодня поговорить, почему самый растиражированный образ ведьмы выглядит именно так.

Как ни крути, в условиях глобализации мы наблюдаем победное шествие голливудских и диснеевских образов по планете, которые приводят к общему знаменателю сказочных персонажей разного происхождения. Эта же участь постигла образ ведьмы, который существует, пожалуй, во всех культурах мира.

Современный «обобщенный» образ ведьмы можно впервые увидеть в фильме студии Диснея «Волшебник страны Оз» 1939 года. Длинноносая старуха (или уж точно женщина зрелая) с зеленой кожей в черной одежде и широкополой остроконечной шляпе почти у любого вызывает абсолютно однозначные ассоциации с колдовством.

Но почему ведьма выглядит именно так?

Каждый славянин знакомится со своей первой колдуньей на страницах народных сказок – это Баба-Яга. Персонаж этот во многом архетипичен и дублируется под разными именами в легендах самых разных народов. У нее тоже гротескно-хищный длинный нос, который «в потолок врос», она старуха и летает на метле. Про метлу и другие волшебные средства передвижения Вчеразавр жаждет рассказать побольше, но чуть позже.

А что касается возраста ведьмы, можно почерпнуть информацию из потрясающей работы «Исторические корни волшебной сказки» филолога-фольклориста Владимира Яковлевича Проппа. Вот, что он пишет в главе, посвященной Бабе-Яге: «Она всегда старуха, причем старуха безмужняя. Яга — мать не людей, она — мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных». Возможно, последним фактом можно объяснить зеленый цвет ее кожи – это принадлежность «лесных человечков», всевозможных леших и других персонажей, повелителей растительного царства дремучего леса. Кроме того, Пропп пишет, что Яга – это изначально охранитель входа в царство мертвых, именно поэтому она так серьезно «тестирует» героя в сказке, прежде, чем тот пойдет дальше. Вспомним Осириса – который считался владыкой загробного царства в Древнем Египте. Он изображался с зеленым лицом по аналогии с мертвенным оттенком кожи покойника.

Всевозможные бородавки, острый подбородок и длинные ногти – все эти зловещие атрибуты подчеркивают принадлежность этой героини к потустороннему и зловещему миру.

А теперь перейдем к одежде. Самой запоминающейся деталью ведьминого костюма является остроконечная шляпа. Это фактически визитная карточка колдуньи. Самая известная современная ведьма США Лори Кэбот с возмущением пишет в своей книге «Сила ведьм»: «В Салеме, на протяжении октябре, мы рассылаем письма местным оптовикам и хозяевам магазинов, что Хэллоуин — это ведьмовский праздник Самхэйн, священнейший день Нового Года древних Кельтов. Мы просим их не украшать витрины магазинов изображениями оседлавших метлы ведьм в остроконечных шляпах, оскаливших гнилые зубы». Доподлинно неизвестно, почему именно этот головной убор стал отличительной чертой настоящей колдуньи, но можно провести некоторые аналогии из истории костюма.

Шляпы причудливой формы (как и странная небудничная одежда) призваны были подчеркивать особенный статус человека. Это и островерхий фригийский колпак, который носили участники Элевсинских мистерий. И позорный остроконечный головной убор осужденного, который можно увидеть на картинах Гойи. И его наследник — колпак худшего ученика, ношение которого практиковалось некогда в американских школах. Все эти головные уборы должны были сделать их носителями заметными – или для воздания почестей (вспомним массивную тиару Папы Римского), или для насмешек.

Головные уборы острой формы не особенно поощрялись церковью. В их фасоне она прослеживала связь с «рогатым», который в свою очередь унаследовал рожки от языческих божеств плодородия.

Однако, если мы посмотрим, как изображали ведьм в средневековье, мы не увидим таких шляп. Колдуны и колдуньи изображаются простоволосыми с длинными распущенными волосами, голыми или в нижней одежде (чтобы ничто не препятствовало разнузданным ритуалам).

В 1710 и 1720-х годах в Англии начали издаваться дешевенькие книжки со сказками и историями для детей. В них ведьмины шляпы изображались гротескно заостренными, как дьявольские шипы. Иллюстрации к «Сказкам матушки Гусыни» изображали колдуний в таких же головных уборах. Книжки эти получили большое распространение, как и сам образ, который получился очень броским, запоминающимся и вызывающим ассоциации с чем-то зловещим.

Некоторые историки также возводят происхождение острой шляпы к головному убору евреев, которых в 1215г. обязали носить так называемые Judenhat острой формы. Такой атрибут стал дополнительной мишенью для насмешек антисемитов, а в дальнейшем – символом «не христианина», еретика вообще. Отдельно стоит упомянуть о секте квакеров, носивших черные широкополые шляпы, и которые частенько становились жертвами нападок и карикатур.

В конце 16 – начале 17в. черные конусообразные шляпы вообще были в моде (так называемый «capotain»). Поэтому глядя сегодня на портреты некоторых людей того времени, то и дело возникают ассоциации с колдовством =).

Стоит отметить, что массивные, даже несколько «дерзкие» головные уборы – атрибут волшебных существ на всевозможных иллюстрациях. Гномы, лепреконы, ведьмы – все они увенчаны хорошо узнаваемыми шляпами, зачастую с крупными пряжками. Рассуждать на тему этого удивительного головного убора можно еще долго – для желающих полно информации в сети, достоверной или не очень.

Если говорить о черном цвете в одежде, то не всегда он ассоциировался только с мраком. Это еще и цвет аскезы (одежда монахов и священнослужителей), и в первую очередь недоступный для низших классов краситель, а в свое время и индикатор зажиточности — уж больно он был дорогим! Но что касается ассоциаций, черный – это однозначно оттенок сумрака и ночи, потустороннего, Тьмы во всех смыслах этого слова. В какую же еще одежду одеться уважающей себя ведьме!

Читать еще:  К чему снится рожать.

Колдуньи — частые героини легендарных сказок братьев Гримм. Эти сказки были проиллюстрированы художниками Филиппом Гротом Йоханном и после его смерти в 1892 году Робертом Лайнвебером. Эти иллюстраторы нарядили ведьм и других фантастических героев в повседневную одежду низших классов, жителей долин и лесов. Этим объясняется один из популярных фасонов ведьминского наряда — льняная блуза с лифом на шнуровке, длинная юбка (но не до пола — в такой не поработаешь и по чаще или полю не походишь) с фартуком, чулки и шляпа.

Хрестоматийная колдунья (если она не изображается старой) зачастую носит оттенок запретной и вызывающей сексуальности, поэтому обувается в остроконечные ботинки, зачастую с пряжками или в эффектные туфли на высоких каблуках.

Вот так мы можем убедиться, что наряд, который кажется в наши дни гротескно-карнавальным, косвенно имеет корни в истории костюма и фольклоре.

Следите за обновлениями, впереди много интересного!

Самые знаменитые ведьмы в истории человечества

Конечно, нельзя сказать, что ведьм на свете не бывало и всех тащили на костер без разбору. Попадались среди них и настоящие, не мнимые колдуньи, обладающие сверхъестественной силой, которая не всегда шла во благо человека.

Текст: Венера Ерофеева · 17 августа 2017

«О времена, о нравы!» – можно только воскликнуть, когда речь заходит о мрачном Средневековье. Допустим, было легче простого прохожему ткнуть пальцем на красивую девушку и во всеуслышание объявить ее ведьмой, как тут же словно из-под земли вырастали суровые инквизиторы в сутанах и тащили бедное создание в свои застенки. Изощренные пытки, издевательства делали жертву покладистой, и она сознавалась в том, что превращалась по ночам в черную кошку, чтобы мстить порядочным людям и наводить на них порчу. Если же женщина или девушка стояли на своем и не собирались признавать себя нечистой силой, применялась «ведьмовская узда». На лицо предполагаемой колдуньи надевали стальную маску с шипованным кляпом. Яркая красота, рыжие волосы или, наоборот, уродливость женщины становились предметом подозрения и гонений. Под этим предлогом представительниц слабого пола топили, рубили головы, сжигали на кострах как ведьм, которыми, дескать, буквально кишат улицы средневековых городов.

По некоторым подсчетам, инквизиторы свели в могилу несколько миллионов девушек и женщин. Казалось бы, в наш просвещенный век с суевериями должно быть все покончено, и наука, образно говоря, наступила «на хвост» всякой мистификации, связанной с потусторонним миром. Однако факты свидетельствуют об обратном: к примеру, за последние два десятка лет в Индии было казнено около 5 тысяч ведьм и колдунов. Они стали жертвами самосуда жителей, которые посчитали, что те виновны в неурожаях и эпидемиях болезней, унесших немало человеческих жизней.

Мэри Бейтмен

«Йоркширская ведьма» начинала путь предсказательницы (колдуньей она себя никогда не считала!) с мелкого воровства и мошенничества. Она умела обвести вокруг пальца любую жертву. Причем Мэри не стеснялась говорить о своих связях с потусторонним миром, который подарил ей невиданные способности. Обманывать людей она не бросила и после замужества. В Лидсе Мэри повстречала Джона Бейтмена, который вскоре стал ее супругом. Она быстро освоилась в городе, и через некоторое время ее имя местные жители произносили с легким страхом и уважением.

Объявив себя прорицательницей, Мэри готовила зелья, якобы спасающие грешные души от любой нечисти и помогающие лечить болезни. И все шло как по маслу: деньги щедрым ручейком текли в карман Мэри Бейтмен. Пока не случилась история, положившая конец ее бизнесу и репутации непревзойденной целительницы.

Однажды Мэри взялась за лечение Ребекки Периго, жаловавшейся на боли в груди. Муж посчитал, что виной всему чье-то злое проклятие, и обратился за помощью к Бейтмен. Он в течение нескольких месяцев кормил жену пудингами, в которые было подмешано «целительное» зелье предсказательницы из Лидса. И лишь когда Ребекка умерла, в душу несчастного мужа закралось подозрение. О чем он и поспешил заявить в полицию. Служители закона тут же обнаружили яд не только в зелье, но и в личных вещах супругов Периго. В марте 1809 года Мэри Бейтмен судили в Йорке. Многочисленная публика, собравшаяся возле здания, кричала: «Ведьма!» – и требовала сурового наказания. Мэри не признавала своей вины и даже придумала беременность, чтобы спасти себя от виселицы. Но все ее попытки оказались тщетными. В память о «Йоркширской ведьме» правильные по жизни англичане поместили в музее Thackray Museum в Лидсе ее скелет. Также на всеобщее обозрение выставили кошелек из кожи Мэри Бейтмен…

Анжела де ла Барте

Судьба этой женщины благородного происхождения изменилась с того момента, когда на нее косо посмотрел один из священнослужителей католической церкви. Необычное поведение дворянки, ее экстравагантность показались ему крайне подозрительными. Он тут же настучал инквизиторам, которые не знали в своей охоте за ведьмами ни часа отдыха, и те не мешкая схватили бедную женщину, потащили в подвал, чтобы с помощью изощренных пыток добиться признания в злом колдовстве. И несчастная Анжела созналась во всех смертных грехах, о которых до этого и не подозревала! Говорят, что она была психически больной женщиной. И единственный ее грех заключался в том, что она проповедовала гностическое христианство, к коему католическая церковь относилась с большим недоверием. Наклеив на Анжелу ярлык ведьмы, обладающей бесовскими чарами, ее обвинили и в сексуальных отношениях с инкубами, приписали несчастной женщине рождение демонического волка-змея, похищение детей. И полностью потерявшую рассудок Анжелу торжественно сожгли на костре…

Тасмин Блайт

В Корноулле (Англия) ее звали «Ведьмой изгороди», прославившейся в XIХ веке своим искусством целительницы и колдуньи. Как настоящая представительница нечистой силы, она жила с мужем, фокусником и магом Джеймсом Томасом в уединении. Нельзя сказать, что жители местных деревень были довольны подобным соседством. Отделенная от всех живыми изгородями, ведьма наводила на них легкий ужас. Тасмин известным только ей способом общалась с параллельными мирами и умела, кстати, точно предсказывать человеку будущее. Это не было пресловутое гадание на кофейной гуще, потому что ведьма редко промахивалась в своих прогнозах. По сути Тасмин Блайт никому не приносила вреда. Но если кто-то пытался прогневить ее, то горько расплачивался даже за неосторожное слово.

Читать еще:  Тесты в каком году я выйду замуж. Как узнать по дате рождения, когда выйдешь замуж

Однажды проклятие «Ведьмы изгороди» испытал на себе сапожник одной из деревень. В некоторой степени он был прав: колдунья осталась должной ему за прежнюю работу, но раскошеливаться ни в какую не хотела. Спор зашел так далеко, что Тасмин пообещала сапожнику, что ни один из жителей округи не сунется к нему с заказом. Сказано – сделано. И вскоре колдовские флюиды разогнали всех клиентов незадачливого сапожника. Может быть, бизнес ведьмы процветал бы и далее: за свое умение она драла три шкуры с бедных жителей деревень. Однако все испортил благоверный: отчаянный пьяница своим скандальным поведением подмочил жене репутацию. И однажды люди обнаружили, что она не такая уж искусница, если не может справиться с мужем и наставить его на путь истинный. А если раз посеешь сомнение, то жди со временем полного разочарования.

Лори Кэбот

«Ведьма Салема» известна не только в штате Массачусетс. Слава самой продвинутой колдуньи распространилась по всей Америке, что засвидетельствовал сам губернатор, проявив к ней почет и уважение. Уже в шесть лет Лори слышала голоса, которые поведали девочке о том, что существуют странные миры, о которых обычный человек и не подозревает. В конце 60-х годов прошлого столетия Лори совершила довольно смелый поступок: она объявила себя настоящей ведьмой. Пентакль, черные одеяния и ритуальные украшения – вот что стало отличать ее от остальных людей. В Салеме Лори Кэбот открыла курсы гадания на картах Таро. А в промежутке между занятиями превратилась в «мисс Марпл» – знаменитый персонаж Агаты Кристи. Ясновидица помогала полиции распутывать самые трудные уголовные дела. И матерые преступники приходили в изумление, когда узнавали, что их вычислила «ведьма Салема». Лори также могла по человеческой ауре ставить диагноз болезни. Заметим, что впервые в истории существования ведьм она убедила общественность в необходимости профессии колдуньи. Кстати, никто даже и не попытался поднять на смех мнение Лори Кэбот. А она продолжила свою деятельность и вскоре основала Лигу общественного признания ведьм.

Анна Гёльди

Обычная горничная в доме Иоганна Якоба Чуди в одночасье превратилась в страшилку для всей добропорядочной Швейцарии. Ее объявили ведьмой, и она было намеревалась бежать из Гларуса, власти которого назначили крупный денежный приз за ее поимку. Вся вина бедной женщины заключалась в том, что в октябре 1781 года заболевшая младшая дочь Иоганна Чуди – Анна-Мария якобы стала исторгать из себя булавки. Хозяин дома долго не раздумывал и сразу же уволил ее. Он на полном серьезе утверждал, что Анна Гёльди регулярно подмешивала в пищу дочери булавки, дабы свести ее в могилу. К счастью, дочь Чуди не умерла и благополучно исцелилась от неведомой болезни. По некоторым слухам, во всей этой довольно мутной истории был замешан сам хозяин дома, который соблазнил горничную и, узнав о ее беременности, решил избавиться от всех последующих проблем. В итоге Анну схватили, заковали в кандалы. Суд был коротким: мнимую ведьму приговорили к отсечению головы. Анну реабилитировали лишь в 2008 году: парламент Швейцарии признал все обвинения беспочвенными и надуманными…

Бриджет Бишоп

Небольшой английский городок Салем в 1692 году всколыхнули жуткие события, которые послужили причиной массовой расправы с местными ведьмами. Все началось со странного случая: в двух девочек – Бетти и Абигайл – словно вселились бесы. Они падали на пол, бились в истерике и кричали какую-то тарабарщину. Напуганный отец, городской пастор Сюмюэл Пэррис пытался с помощью молитв вылечить дочерей. Но те только корчились в судорогах и кричали так пронзительно, что приводили в ужас соседей. И тогда из добрых побуждений служанка Титуба решила опробовать способ, которым пользовались ее предки. Она облила кусок мяса, грубо говоря, мочой девочек, поджарила его и бросила на съедение собаке. Но все было напрасно. Более того, в бессознательном состоянии одна из сестер назвала имя служанки. А потом пошло-поехало! В судорогах и корчах сестры огласили целый список женщин Салема.

Мария Лаво

«Змеиная королева» была известна в Новом Орлеане тем, что основала здесь культ вуду. Огромный питон Зомби, который у нее был вместо домашней кошки и покорно слушался хозяйку, своим присутствием словно подтверждал серьезность намерений Марии Лаво. Местное католическое духовенство приходило в ярость, когда ведьма утверждала об отсутствии противоречий между христианством и культом вуду. И пустить кровь петуху, устроить небольшой шабаш, немного смахивающий на оргии африканских шаманов, никому не помешает. Вступать же в открытый бой со «Змеиной королевой» священники не рискнули. Говорят, что все решило колдовское искусство Марии Лаво: однажды она вылечила от эпилепсии дочь мэра. А покровительство власти, как известно, дорогого стоит. Особую же известность Марии Лаво принесло ее умение готовить приворотное зелье. И неудивительно, что многочисленными клиентками «Змеиной королевы» были девушки и молодые женщины. Кстати, умерла Мария Лаво в возрасте 87 лет в почете и уважении жителей Нового Орлеана.

Охотники за ведьмами устали сажать подозреваемых за решетку. После короткого суда первой на эшафот взошла Бриджет Бишоп. Состоятельная женщина – владелица нескольких таверн не приглянулась жителям городка своей страстью к красным платьям, в которых она щеголяла по улицам. Ее с ходу обвинили в наведении порчи на девочек. Мол, Бриджет проделывала все это с помощью кукол, поджигая им пятки и втыкая иголки, не забывая называть имена жертв, на которых было направлено ее колдовство. Отметим, что на суде Бишоп держалась смело, ни на йоту не признавая своей вины. Однако это не спасло ее от виселицы. Странно, но после смерти в доме Бриджет были обнаружены восковые куклы.

Читать еще:  Новый год гороскоп для дракона.

Ведьма семьи Белл

Она считалась самым ужасным и злобным призраком начала XIX века. Ее имя долгое время произносили в Америки с ощущением страха. И было кого бояться! В 1817 году Джону Беллу, богатому плантатору из Адамса (штат Теннесси), пришлось испытать на себе воздействие потусторонних сил. Собаки-призраки и огромные птицы-фантомы стали мерещиться ему на каждом шагу. Не выдержав этих ужасов, он был вынужден палить из ружья, надеясь попасть в одно из существ. Но ущерба Джон никому не нанес. Напротив, с этого момента в течение года призрак стал буквально терроризировать многодетную семью фермера. Ни одна ночь не обходилась без того, чтобы это существо не являлось и не производило шума. Злой дух таскал детей за волосы, раздавал шлепки взрослым. Слух о мучениях семьи дошел до президента Америки. И однажды Эндрю Джексон собственной персоной приехал на ферму Беллов, заодно прихватив с собой специалиста по бесам. Мастер по борьбе с нечистью поспешно бежал с фермы, после того как попытался серебряной пулей из ружья сразить невидимую ведьму. Та отвесила ему увесистую оплеуху, ничуть не испугавшись присутствия президента страны. Нет, наверное, смысла рассказывать о последующих злоключениях Джона Белла. Старая ведьма все-таки доконала бедного фермера и как-то подменила пузырек с лекарством на отраву. Но даже после смерти Джона Белла продолжала преследовать его семью. Правда, уже не с таким рвением. Эта история вполне могла смахивать на придуманную историю ужасов, если бы не свидетельства очевидцев трагических событий, коих набралось немало.

В 2005 году в Голливуде сняли фильм «Призрак Красной реки», основанный на жутких событиях, произошедших с семьей Белл.

Магия, наркотики и интим: Как возник традиционный образ «ведьмы на метле»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В течение долгого времени оставался актуальным вопрос о том, почему ведьмы летали именно на метлах. Одни считают, что метла выступала обозначением женской хозяйственности, а другие усматривали в ней фаллический символ. Для чопорного патриархального общества Средневековья этого факта уже было достаточно, чтобы ненавидеть ведьм.

В те годы в Европе еще оставались пережитки древних языческих ритуалов. Так, весной, чтобы получить хороший урожай, крестьянки выходили в поля, где танцевали вокруг столбов с вилами и метлами и прыгали вверх под песни. Это можно сравнить с описанием шабаша в книге Реджинальда Скота 1584 года:

«На этих магических собраниях ведьмы никогда не переставали танцевать. Они пели, кружились с метлами в руках, скакали по деревьям и переносились на большое расстояние».

Если объединить языческие традиции, метлы, фаллические символы плодородия, подпрыгивания, то получатся все элементы, необходимые для мифа о летающих ведьмах.

В начале XVII века появляются первые массовые сообщения о ведьмах, использующих «летающие мази» для полетов на метле. Их делали из галлюциногенных веществ, распространенных в Европе, таких как: спорынья, содержащаяся в зараженном зерне, белена, белладонна, мандрагора. Оккультист Йоганн Вейер в книге «Об обманах демонов» (Praestigiis Daemonum) 1563 года, сообщает, что все эти ингредиенты для «летающей мази» были у каждой ведьмы.

Главное, не отравиться насмерть приготовленным эликсиром. Другой, более безопасный способ доставить галлюциноген в организм – через слизистые оболочки. Из записей XV века Джордано де Бергамо:

«Вульгарно даже представить, но ведьмы признаются, что в определенные дни или ночи они обрабатывают свой шест или метлу мазью и перемещаются на ней к назначенному месту. Также они мажут себя под мышками и в других волосистых местах».

В 1477 году Антуан Роуз, известная как Савойская ведьма, призналась под пытками, что общалась с дьяволом. По её словам, это был темный человек с хриплым голосом, которого звали Робин. Женщина поцеловала ему ногу в знак уважения, отказалась от Бога и христианской веры. Взамен он поставил ей отметину на мизинце левой руки, вручил палку 0,5 метра длиной и горшок с желтой колдовской мазью.

Желая попасть на шабаш, Антуан Роуз смазывала палку снадобьем, садилась верхом и кричала «Именем дьявола! Лети и ступай», и та тут же переносила ее на место сбора. Там ведьмы и ведьмаки танцевали, пели и совокуплялись.

В наши дни человек, испытавший на себе рецепт средневекового зелья (белладонна, белена, аконит и болиголов на основе животного жира), описывал это так:

«Каждая часть моего тела, казалось, собирается покинуть меня, и я был охвачен страхом, что я разваливаюсь. В то же время я испытал опьяняющее ощущение полета. Я вырос до облаков, небо снизилось. Стада животных, падающие листья, развевающиеся серпантины рек, пар, расплавленный металл – все циркулировало вместе».

Для чего же чародейки использовали именно громоздкую метлу, если можно было обойтись небольшой палкой? Секрет прост. Ведьмы под пытками признавались, что якобы вязали свои орудия для полетов из пучков «нужных» растений, а затем варили их в масле. Достаточно лишь разогреть метлу, и та готова к использованию.

В Средневековье всё это расценивалось как попытка продать себя дьяволу. Многие женщины были подвергнуты пыткам и убиты за то, что осмелились исследовать такие формы личной свободы. К счастью, те времена уже ушли, но отголоски обрядов еще можно найти в литературе и кино. Наглядным примером является знаменитый полет Маргариты над Москвой в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Чтобы выявить ведьм, европейцы использовали множество ухищрений. Еще в эпоху Ренессанса в одном голландском городке построили «Ведьмины весы», с помощью которых отличали чародеек от благонравных дам.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://pikabu.ru/story/besovskaya_odyozha_otkuda_vzyalsya_tipichnyiy_vedminskiy_obraz_4287639
http://www.wday.ru/stil-zhizny/novosty/samyie-znamenityie-i-legendarnyie-vedmyi-v-istorii-chelovechestva/
http://kulturologia.ru/blogs/200117/33111/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector