Спасутся ли католики. Православие и иные веры

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма

Находясь в обществе, уже испытывавшем влияние со стороны протестантского Запада, святитель Игнатий неоднократно высказывался по этому поводу. В настоящее время, имея полное собрание трудов святителя Игнатия, мы можем составить достаточно ясную картину его отношения к протестантизму.

Отзываясь о характере протестантизма, родившего множество профессоров-теологов, но не родившего ни одного святого, святитель Игнатий давал следующую оценку: «протестант холодно-умен»[1], это «земной характер», не имеющий никакого отношения к Небу[2]. Рационализм протестантизма, мелочно исследующего букву Писания и не замечающего его глубинную суть, всегда препятствовал серьезной духовной жизни. Рассуждая о карелах на Ладожском озере в статье «Посещение Валаамского монастыря», святитель следующим образом говорит о прозелитизме лютеранства среди местного населения, в результате чего Православие на финляндском побережье оказалось вытеснено: «Ныне стоят лютеранские кирхи, оглашаемые лишь тощею проповедию холодного пастора. Он, говоря народу в проповеди своей одно поверхностное, ученое сведение об Искупителе и Его нравоучении, говорит каждый раз как бы надгробное слово над утраченною истинною живою верою и Церковию этими людьми и местами»[3]. Таким образом, в протестантизме нет подлинной жизни и веры, а только рассудочная ученость с поверхностным нравоучением. Поэтому в протестантизме не могло появиться какой-либо серьезной аскезы, глубокого духовного опыта.

Более того, рационализм, отсутствие глубины духовной жизни привели протестантизм к отвержению аскетических принципов, свойственных традиционному христианству на протяжении полутора тысяч лет. В частности, протестанты, как и атеисты-безбожники, произносят хулы на монашество, отвергая его богоустановленность[4]. Подобное отвержение нашло прямое воплощение в жизни родоначальника протестантизма – Мартина Лютера, а затем выразилось в отвержении протестантами соответствующих догматических утверждений Церкви относительно Приснодевства Божией Матери: «Протестанты, заклятые враги Новозаветного девства, утверждают, что Святейший Сосуд и Храм Божий, Богоматерь, по рождении Ею Богочеловека, нарушила девство Свое, соделалась сосудом похоти человеческой, вступила с Иосифом в отношения жены, имела других детей. Мысль ужасная! мысль вместе и скотская и демонская! мысль богохульная! Она могла родиться только в недре глубокого разврата! Ее мог произнести и может произносить только отчаянный и отверженный прелюбодей! Ее могут принять и усвоить себе одни те, которые столько низошли от образа и подобия Божиих к подобию скотов, что имеют и могут иметь понятие о естестве человеческом единственно в его униженном, скотоподобном состоянии… Лютер, свергший с себя монашество и взявший себе в наложницу монахиню, свергшую монашество, – союз Лютера с Екатериною де Борре иначе не может быть понимаем, так как не видно, чтоб обеты девства, данные ими Богу, были им возвращены, – вопиет против христианского девства. Вопиют против него вместе с Лютером все протестанты. Они называют девство противоестественным, противным воле, благословению, повелению Бога»[5].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) не мыслил пути к христианскому совершенству вне девства, целомудрия, монашества. Это тот путь, который был явлен в жизни Самого Христа и находил воплощение уже в первом поколении христиан. Протестантизм, отвергая эти основы православной аскетики, естественно воспринимался святителем как ниспадение с духовно-нравственной высоты к уровню жизни по подобию скотов. «Сочинения Лютера нестерпимы не только для благочестивого, но даже для благопристойного читателя. Они дышат самым грубым развратом и исступленным богохульством… Лютеранизм доставляет большие удобства человеку, желающему как можно меньше обращаться к Богу и как можно меньше ограничивать себя в плотских своих пожеланиях»[6].

В полном собрании трудов святителя Игнатия опубликовано небольшое сочинение «Лютеранизм», составленное из ответов на вопросы. Зарождение протестантизма в лице Лютера святитель рассматривает как абсолютно не нужное для спасения людей явление: «Если Христово учение достаточно было для спасения человеков в продолжение 15 столетий, то к чему лютеранизм? Если же признать лютеранизм учением нужным, то сим самым по необходимости должно признать, что первоначальное учение Христовой Церкви было недостаточным для спасения, что явная нелепость, богохульство»[7].

Хотя выступление Лютера было направлено против ряда заблуждений Римской церкви, однако у самого Лютера святитель Игнатий находит три вида заблуждений. Во-первых, Лютер вместо заблуждений римских привнес собственные заблуждения; во-вторых, некоторые из заблуждений католичества сохранил, а в-третьих, отдельные заблуждения римо-католиков даже усилил.

Среди сохраненных заблуждений католичества святитель Игнатий выделяет: учение «филиокве» (что, по мысли святителя, было главной причиной отторжения Запада от Церкви Христовой) и совершение таинства Крещения через обливание.

Среди усиленных заблуждений латинян святитель обращает внимание на отношение к Евхаристии: если католики утратили таинство Евхаристии через отмену призывания Святого Духа и молитвы о пресуществлении, то «Лютер отверг вовсе Литургию, говорит: “Хлеб пресуществляется во рту у причащающегося верою!”»[8].

Перечисляя известные заблуждения Лютера: отвержение икон, святых мощей, молитв небожителям, большинства Таинств, самого Предания с ложным толкованием Священного Писания по собственному произволу, – святитель заключает: «Все сии заблуждения, будучи все вместе взяты, не только противны единой истинной Святой Церкви, но и содержат в себе многие тяжкие хуления на Духа Святого»[10]. То есть это не просто личные мнения, с которыми можно толерантно соглашаться, а тяжкая хула на Духа Святого.

Таким образом, мы не встретим у святителя Игнатия даже каких-либо намеков на остаточную благодать вне Православия. Святитель не видит возможности спасения внутри лютеранства[11]. Для святого Игнатия (Брянчанинова) границы истинного учения всецело совпадают с границами православного исповедания, а благодать Святого Духа обитает только там, где истина, – в Православной Церкви. Вопреки современным экуменическим идеям, святитель Игнатий не боялся называть протестантизм душепагубным еретическим сонмищем: «Самое Божественное Евангелие употребили и доселе употребляют во зло, для погибели своей, многие миллионы протестантов, толкуя его неправильно и неблагочестно, по поводу будто бы его, удаляясь от единения со Вселенскою Церковию, составляя отдельное душепагубное еретическое сонмище, которое они дерзают называть Церковию Евангельскою»[12].

Ересь ведет только к погибели. Поэтому протестантизм всегда упоминается святителем в контексте общего упадка и растления, пропагандируемых в Российской империи:

  • «Неведение православной веры, взгляды на нее и на Церковь из идей, доставленных развратом, протестантизмом и атеизмом, были причиною, что вкрались и насильно внесены в Православную Церковь посторонние, чуждые и враждебные духу Церкви постановления, противные правилам и учению Православной Церкви»[13].
  • «Монастыри испорчены гордынею и невежеством разных умствователей, умствовавших и действовавших по стихиям западного протестантизма и атеизма»[14].
  • «Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе. Кто открытый безбожник, кто деист, кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления. Спасаяй, да спасает свою душу!»[15].

Что показательно, святитель Игнатий ставит протестантизм в непосредственной близости с атеизмом как своего рода предваряющую ступень на пути во всё большем отступлении от Бога.

Протестанты, выступив против Римской церкви, «заменили зло злом, заблуждения заблуждением, злоупотребления злоупотреблением», попрали, отвергли, исказили Божественные установления[16].

Соответственно, святитель задавался вопросом касательно сложившейся практики чиноприема, согласно которой приходивших из протестантизма в Православие не было принято крестить. В декабре 1838 года святитель Игнатий написал преподобному Леониду (Наголкину), старцу Оптинскому, письмо, в котором среди прочего писал: «Имею к Вам покорнейшую просьбу: известите меня, в Молдавии и Валахии перекрещивают ли лютеран и прочих протестантов и почему. Здесь об этих предметах ныне очень много рассуждают; в особенности обер-прокурор очень ревнует по Православию, издает ныне правила Вселенских и Поместных соборов, ибо наша Кормчая содержит наиболее не самые правила, а толкования под именем правил и на сии краткие толкования другие пространнейшие. Дай, Господи, чтоб мы, получив настоящие правила в печати, сколько-нибудь приподняли и расслабленные руки к деланию»[17].

Читать еще:  Что значит, если остановились часы? Приметы. Приметы про часы, которые нужно знать

Как можно полагать, поиск святителем прецедентов совершения Крещения над бывшими лютеранами исходил из его размышлений о существовавшей в Русской Церкви практике принятия лютеран только через Миропомазание. Сам святитель, имея представление о полной утрате Духа Святого в протестантских общинах, вероятно, подходил к выводу о невозможности у них каких-либо таинств, в том числе и Крещения (впрочем, размышлений святителя на эту тему не сохранилось).

В нашем распоряжении имеется ответ преподобного Леонида Оптинского: «На вопрос Ваш в Молдавии и Валахии о перекрещивании лютеран и прочих протестантов могу только то сказать, что слыхал от жившего там довольное время покойного старца отца Феодора, что перекрещивают, а почему именно – о сем не могу Вам изъявить, ибо не случалось иметь в подробности о сем с ним собеседования. А так как рассуждения, возникшие ныне о сем предмете, относятся к догматическим, и ежели есть недоумение, то нельзя ли употребить средств в изданной в сем году книжице Царских и Патриарших грамот, на 4-й странице показанных. Впрочем, должно отнести сие к главе Церкви Господу нашему Иисусу Христу и молить Его о сем, да сохранит Церковь Свою чисту во всей красоте Ее православного исповедания и внушит держащим кормило Ее пастырям оградить к безопасности твердым оплотом – изданием яснейших и достоверных соборных правил, да подаст нам произволение и силу к исполнению по ним и к достижению в меру духовного возраста исполнения Христова»[18].

Сравнительно с католицизмом протестантизм оценивается святителем Игнатием как большее падение. Если у католиков таинство Покаяния было изменено, то протестантами оно совсем отвергнуто[19]. Если католики из Литургии исключили призывание Святого Духа, то «протестанты вовсе отвергли Литургию»[20]. В католицизме еще присутствует аскеза, хотя и прелестная, в протестантизме же – полная утрата аскетической жизни, бездушность и холодный рационализм. Как известно, святитель Игнатий полагал в аскезе, основанной на святых отцах, всю свою духовную жизнь, в ней видел чистый и ясный путь ко спасению. Поэтому он особенно остро воспринимал имевшееся в протестантизме отвращение к святоотеческой аскезе. Таким образом, протестантизм оценивается святителем как утрата ключевых установлений христианства, своего рода предвестие окончательных утрат в атеизме и безбожии.

Тем не менее, нельзя утверждать, будто святитель презирал самих протестантов. Жесткость и категоричность его высказываний всегда объяснялась тем очевидным фактом, что уклонение от истины во Христе, явленной в Православии, является уклонением от спасения, причем уклонением незаметным и потому более опасным. Горечь святителя о распространении неправославных учений была горечью о распространении заманчивой лжи, закрывающей собой Истину. Вместе с тем, к самим протестантам святитель никогда не выказывал презрения.

Так, он поддерживал весьма теплые отношения с известным художником, протестантом по исповеданию, Карлом Павловичем Брюлловым (1799–1852). Несмотря на светский характер своих основных работ, Брюллов нередко выполнял церковные заказы. В частности, для Сергиевой пустыни близ Петербурга, где святитель Игнатий был архимандритом, Брюллов написал образ Пресвятой Троицы. Сохранилось письмо святителя Игнатия к Брюллову, которое показывает, с каким сердечным теплом святитель относился к художнику: «…Всегда я принимал в Вас сердечное участие. Душа Ваша представлялась мне одиноко странствующею в мире. Так странствую и я, окруженный с младенчества бедствиями…»[21]. Святитель старался не ранить душу художника, высказываясь о его творчестве: «Давно видел я, что душа Ваша в земном хаосе искала красоты, которая бы ее удовлетворила. Ваши картины – это выражения сильно жаждущей души»[22]. Однако святитель вежливо и тактично делал намеки на необходимость искать подлинную, вечную красоту: «Картина, которая бы решительно удовлетворила Вас, должна бы быть картиною из вечности. Таково требование истинного вдохновения. Всякая красота – и видимая, и невидимая – должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнию, вечною жизнию. Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры»[23]. Как можно полагать, в последующих строках проявляется сердечное желание святителя, чтобы Брюллов принял Православие: «Желаю по приезде моем увидеть Вас здоровым, укрепившимся. Еще надо бы Вам пожить, пожить для того, чтоб ближе ознакомиться с вечностию, чтоб пред вступлением в нее стяжать для души Вашей красоту небесную; в душе Вашей всегда было это высокое стремление. Объятия Отца Небесного всегда отверсты для принятия всякого, кто только захочет прибегнуть в эти святые, спасительные объятия»[24]. К сожалению, Брюллов, имея общение со святым человеком, так и окончил свой жизненный путь вне лона Православия.

В целом, оценки, данные протестантизму святым Игнатием, кому-то могут показаться слишком категоричными, строгими. Однако есть смысл прислушаться к духовной интуиции святителя: путь рационального осмысления истин веры с утратой Священного Предания Церкви влечет за собой охлаждение духовной жизни и непременно повлечет утрату догматической чистоты, что зачастую мы и видим в среде современных либералов-реформаторов.

«Главный» вопрос православно-духовой жизни: спасутся ли сектанты и прочие нехристи?

Поводом к написанию данной работы послужила моя вечерняя прогулка. 27 января 2017 года, идя вечером по тротуару мимо двухэтажного здания одной социальной организации, я обратил внимание на шум танцующих ног, звуки гитары, пение, хлопки ладоней, доносившихся из слегка открытого окна первого этажа. «Ну, – думаю, – сектанты собрались». Точно! Не выдержал, подошел к самым окнам.

Молитву под гитару не слышит Бог?

Что происходило внутри, я видел отчасти, – окна были заклеены изнутри и лишь в одном окне были горизонтальные жалюзи, через которые я разглядел пританцововавших и прихлоповавших в такт песни молодых людей. Слова песни так же можно было хорошо разобрать: «Слава живому Богу, направи стопы мои к Тебе, аллилуйя». Типичные протестанты: закольцованная песня с непрерывным, как мантра, повторением одного и того же куплета, подпевание верующих, экстаз и всеобщее ликование.

Основное служение христиан-протестантов – служение прославления. На своих собраниях они много поют, прославляя, как им кажется, Бога. Танцы, пение, воздетые руки, – много-много положительных эмоций, бурлящий адреналин, – именно это привлекает молодых людей на такие собрания. Предполагаю реакцию «добропорядочного православного», начитавшегося святых отцов о ереси папизма и протестантизма: не слышит их Бог! Пой, не пой, а все без толку! Вот у нас в храме хор поет – то чистый бальзам на душу. Соединенная с этим пением моя молитва уж точно восходит к самым небесам, вызывая ожидаемый отклик. Не спасутся ни католики, ни протестанты – и говорить больше нечего!

Читать еще:  Чем отличается проскомидия от молебна. Что такое проскомидия о здравии в православии

Монополия на спасение

Вот так – сплеча, топором, наотмашь – ррррраз, – и отсекли миллионы людей от Христа. Они де неправильно, неправославно веруют, а значит, и вечную жизнь не наследуют. Безблагодатна вера их, пуста, и путь всех неправославных – путь погибели. Ай-яй-яй. А еще христианами себя называем – то есть учениками Того, Кто сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35).

Какая уж тут любовь? Тут «суд без милости», а никакая не любовь. Да, с православной точки зрения, путь веры тех же протестантов – путь заблуждения, уводящий от истины, которая, безусловно, сохраняется неискаженной только в Православии. Но спасутся они или нет – нам ли рассуждать об этом? Нам, православным, считающим себя зачастую чуть ли не привилегированной кастой, владеющей монополией на спасение. Мусульмане, буддисты, индуисты… Как ведь хочется, с высоты своей исключительно правильной православности, жалостливо сказать о них: «Нууу, ребята, хотите, не хотите, а придется пойти в ад. Христа не знали? Чего тут говорить, все с вами ясно».

Что услышим на Суде?

Нам нужно быть морально готовыми к тому, что, из всех сотворенных людей, ставших на Страшном Суде пред Владыкой Христом, с нас, православных, спросится больше всего. Знали истину? Знали. Искали Мою волю? Искали. Исполняли ее, как Я вам, православным, заповедал? Сколько из нас, называющих себя православными, ответит на этот вопрос утвердительно? Оправдаемся ли пред Богом-Любовью, «монополисты»? А все почему? Потому что волю Божию мы трактовали по-своему, исполняя то, что казалось нам правильным. Выборочно, то есть, исполняли – то, что было удобнее и приятнее.

Например, благотворителей наших благодарили и благословляли, а тех, кто чинил нам козни, – проклинали, придумывали разные виды мести и прочая. Хорошо одетых, упитанных и денежных считали друзьями, а от пахнущих горем бездомных брезгливо отворачивались. И отмазка есть: про любовь к ЭТИМ Христос ничего не говорил. Но, простите, как же тогда понимать Его слова: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником (то есть бездомным), и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25, 42-43). «Ну, – скажут, – то Бог про Себя говорил – вот если бы Он Сам попросил меня о еде или о ночлеге – да я всем сердцем! Такой Гость! А про бомжей, зеков и тем более безблагодатных сектантов, – ничего такого Он не говорил».

Послушные орудия правды Божией

Оставим участь протестантов, католиков, мусульман, оккультистов и атеистов суду Божию, а более – Его милосердию, человеколюбию, желая спасения всем людям. Всем, повторю! И служить мы должны с любовью – и протестантам, и мусульманам, и язычникам, не клеймя их позором и не грозя геенной, а кротко, со смирением, желая им лишь блага, лишь радости, лишь счастья. Желая спасения! Сколько примеров история знает, когда такое отношение истинных христиан к нехристианами кардинально меняло последних, и, со временем, приводило их к крещению и Христоношению.

Мы должны всецело предать себя промыслу Божию, искать волю Его, служить, если понадобится, орудием правды Его. Может, именно через нас Господь обратит к Себе протестанта, буддиста, колдуна, «идейного» атеиста. Невозможно? Нам – да, Богу же возможно все. Только орудием нужно быть послушливым, а не своевольным. А для этого нужно просить у Господа поселить в нашем сердце любовь – к Нему и к ближним своим. Истинная, а не притворно-благочестивая любовь – это сильнейшее желание всем людям блага, счастья. Иного же счастья, как не во Христе, нет на земле. И потому нужно желать Христа всем, ВСЕМ – православным, протестантам, католикам, представителям других религий, и даже ненавистникам Его – оккультистам, неоязычникам, безбожникам.

Мы слишком скоры на приговор и шельмование всех «не наших». Всех «не наших» – в геенну? Но тогда хочется спросить, а я – «наш»? Я, который носит на шее пудовый крест и каждое воскресенье исправно ходит на Литургию? А может, никакой я не «наш», и мое православие – лишь видимость? Если любви нет, то какое, простите, Право-славие? Какое «правильное прославление»? И те же, заклейменные мною, сектанты, может, в своей искренней любви друг ко другу намного ближе к Богу, чем я?

Пустите вперед себя Христа…

Пусть протестанты – харизматы, пятидесятники и прочие, – заблуждаются. Но они собрались в тот вечер вместе, – не для того, чтобы выпить водки и закусить, не для того, чтобы «оттянуться» в хмельном веселье под модные шлягеры. Они собрались ради Бога. Чтобы попеть о Нем. Чтобы поговорить о Нем. И любовь побуждает уважать их за это и просить Бога об их спасении. Спасет ли их Господь или нет – нам неведомо. Но попросить Его об этом – это что, для нас, православных, что-то запредельное? Или мы уже их всех, так сказать, оптом, заочно «отгрузили» в геенну?

Пустите вперед себя Христа, пусть Он Сам разберется с чадцами Своими! А нам стоять бы у Него за спиной, да помалкивать. О себе больше думать, своем спасении. Господь сказал через пророка Своего: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11). Господь хочет всем нам жизни, а не смерти. Разве не знал Он, создавая людей, что люди отклонятся от истины, что будет множество разных религий? Знал. Так Ему и решать, что с этим делать. Мы не знаем души человеческой, знает ее только Бог. Может, даже в самой темной и заблудшей душе Бог найдет едва тлеющую искорку, которую и раздует Он в пламенеющий огнь, так что будет человек иметь жизнь и жизнь с избытком. Сказал же Христос: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14, 2). Кто знает, не будет ли в этом доме обители для тех, кто не был православным по крещению, но православным по жизни своей…

Спасутся ли католики?

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЛЯПИН, настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского, д. Ивакино Можайского р-на Московской области

Читать еще:  Познание его структура и формы в философии. Сущность процесса познания, его структура и формы

Надо четко понимать, что церковь не может разделиться на две части, истинная церковь может быть только одна, а значит, произошло отпадение одной из поместных церквей от Православной церкви.

Римско-католическая церковь, а точнее римская поместная церковь – это одна из поместных церквей, которая отпала от Вселенской церкви.

И поэтому название «католическая церковь» – некорректно, потому что католической, а точнее кафолической является Православная церковь, которая не утратила апостольского преемства. Православная церковь – это и есть Католическая церковь, поэтому надо говорить о Римской поместной церкви.

Является ли учение этой церкви ересью?

Да. Прибавка к Символу веры Догмата о Филиокве (лат. filioque – «и Сына») очень показательно. Это кажется незначительным человеку, далекому от богословия, но из-за такой незначительной добавки кардинально меняется учение и представление о Боге. Богословие непосредственно влияет на нашу духовную жизнь. Бог – такой, какой есть и Он Сам Себя непосредственно нам открыл.

Например, в Священном Писании сказано, что Дух Святой исходит от Отца, и если мы учим иначе, как учат католики, то получается другое учение о Боге и другой Бог. То есть мы проецируем ум и сердце не на Живого Бога, который нам Себя открыл, а на фантазию о Боге, и таким образом мы отклоняемся от истинного знания о Боге. Бог – это первоначальная реальность. Православие как раз и занимается апелляцией к первоначальной реальности. Цель догматов состоит в том, чтобы направить ум и сердце человека к Богу Живому, а не к фантазии.

Вообще, нужно стремиться к преодолению раскола между христианами, потому что мы должны не злорадствовать, а печалиться об этом разделении. Я бы проголосовал двумя руками, чтобы римская поместная церковь вернулась в лоно Православной Церкви и заняла бы первенствующее место среди поместных церквей. Но это возможно только при условии покаяния католиков и отказа от различных ересей, накопившихся у них веками.

Одна из главных ересей, наряду с Догматом о Филиокве – это Догмат о непогрешимости папы. Когда какая-то часть откалывается от Церкви, то благодать Святого Духа оставляет ее и, как следствие, возникают различные ереси, что мы и видим на примере католичества. Чисто по-человечески кажется невозможным отказаться от всех ересей, и от всех ложных святых, прославленных в Католической церкви за все это время, но что невозможно человеку, возможно Богу.

ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер

Главное отличие римско-католической “церкви” заключается в том, что в этой церкви иначе, чем в Православной, истолковываются известные тексты из Евангелия. В Евангелии от Матфея написано: ”И Я говорю тебе, ты Пётр камень, и на сём камне я создам Церковь мою, врата Ада не одолеют Её” (Мф. 16:18). Кто камень Церкви и на ком она созидается? Если на Петре, то на человеке, тогда правы католики и паписты, уверовавшие в незыблемые права клира, духовенства, утверждая, что камень – это Апостол Пётр, человек.

Паписты повторяют ересь Феодора Мопсуестийского, осужденного в ереси в 553 году на Пятом Вселенском Соборе. Господь исповедовал своё намерение на Петре создать Церковь, но на Петре ли создаётся Церковь Христова? С филологической точки зрения здесь может быть игра слов. В греческом языке слово Пётр (петрос), а слово камень (петра),а арамейское имя апостола Петра было Кифа. Когда Господь Христос сказал ему: «ты Пётр (петрос) и на сем камне (петра) Я создам Церковь Мою». Значение арамейского имениКифа эквивалентно греческому – Петрос, при этом слово Петрос (Пётр) мужского рода, а греческое слово Петра (камень) женского рода. Что же имел в виду Сын Божий, рифмуя эти схожие по звучанию слова. Святой Августин Блаженный пишет: «Церковь созидается не на человеке Петре, но на вере Апостола Петра в Иисуса Назарета как Сына Божия».

Блаженный Феофилакт Болгарский, согласно с Августином, учит: «Петр исповедал Его Сыном Божиим; сие-то исповедание, которое ты исповедал, – говорит Он Петру, – и будет основанием верующих. Посему всякий, намеревающийся устроить здание веры, должен положить в основание это исповедание». Блаженный Августин пишет: «Церковь созидается на вере в Иисуса, как Сына Божия».

С точки зрения святого Августина, верх кощунственного безумия считать, что у Церкви может быть другой Глава – Жених, кроме Христа Спасителя. Он пишет: «Жених, готовый отойти (то есть перед вознесением на Небо. – О.С.), поручил Невесту Свою друзьям Своим (то есть апостолам – О.С.) не для того, чтобы она возлюбила кого-либо из них, но чтобы осталась верной единому своему Жениху; они же – только друзья Его, защищают горячо и не потерпят со стороны Церкви преступной любви».

То есть преступной любовью, как неким греховным блудом Святой Августин называет любую нашу попытку начать любить в Церкви любого человека, любую иерархическую должность выше, чем Божественного Жениха Христа Спасителя или приоритеты Богочеловека связывать с некой церковной должностью. Блаженный Августин пишет: «Павел, истинный друг Жениха, не захотел быть любимым вместо Жениха». Говоря о равенстве всех апостолов, а в их лице и всех священнослужителей Церкви, святой Августин учит: «Неужели, ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая Вселенская Церковь».

ДЕНИС МАЛЬЦЕВ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ)

Вопрос не нов и за последнюю тысячу лет поднимался не раз. Давайте подойдем к этому вопросу академически. В 1054 году произошел раскол христианской апостольской церкви. Если не брать богословскую составляющую вопроса, то ответ очевиденсам по себе: патриарх Запада (от этого титула папы римские отказались только в 2006 г.) пошел против всех остальных патриархов и таким образом Римско-католическая церковь – это всего лишь поместная церковь, ушедшая в раскол. Здесь не может быть сомнений, как бы это ни нравилось кому-либо на Западе.

Что касается понятия ереси, происходящего от древнегреческого слова αἵρεσις – «выбор, направление», то опять-таки – свой выбор католики сделали в 1054 году, приняв иной подход к религиозному учению и выделив из состава церкви новою общину, это и есть ересь с общепринятой точки зрения. Замечу также, что анафему с раскольников-католиков другими поместными церквями, оставшимися верными канонам, никто по сей день не снимал. Однако хотелось бы предостеречь представителей православной общественности от широкого использования данных терминов без четкого понимания того что за ними стоит.

Мнение православных святых можно прочесть здесь:

Источники:

http://pravoslavie.ru/65621.html
http://hersones.org/publication/duhovnyj-dnevnik/5903-glavnyj-vopros-pravoslavno-duhovoj-zhizni-spasutsya-li-sektanty-i-prochie-nehristi.html
http://napravdestoy.livejournal.com/2049962.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: