Познание его структура и формы в философии. Сущность процесса познания, его структура и формы

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ.

Процесс познания анализирует раздел философии, называемый гносеология (от греч. – познание). Это философская теория, которая изучает общие принципы, формы и методы человеческого познания.

Вначале необходимо познакомиться с содержанием термина «познание». Можно предложить следующий вариант: познание – это форма отражения окружающего мира (объективной реальности) органами чувств и мышлением (разумом).

Иногда теория познания так и называется: теория отражения. Эта традиция идет от французского философа Р. Декарта.

Отражение – это свойство материи (объектов) воспроизводить признаки отражаемых предметов. В неживой природе возникли следующие основные формы отражения: 1) механическое отражение (след на песке, на пластилине); 2) химическое отражение (изменение цвета лакмусовой бумаги); 3) отражение света (электромагнитных волн) – фотография.

Затем возникает допсихическая форма отражения. Она получила название – раздражимость. Примером является одинаковая реакция растения росянки на прикосновение насекомых или песчинку. В последующем в процессе эволюции появляется психическая форма отражения (сначала у животных, потом у людей): ощущение, восприятие, представление. На определенном этапе развития человека у него возникает логическое отражение в таких формах как понятия, суждения, умозаключения.

В философии существуют и другие точки зрения о сущности процесса познания:

– Платон разрабатывал теорию познания как теорию припоминания – анамнезис.

– Сенсуализм – признавал чувственную форму познания (ощущения, восприятия) главным источником правильного знания. См. философию Д. Локка.

– Рационализм – признавал разум основой (главным источником) правильного знания и поведения людей. Чувственное познание, с этой точки зрения, ведет к недостоверному знанию. См. философию Р. Декарта.

– Иррационализм – ограничивает или отрицает возможности разума в достижении истинного знания. С позиций иррационализма есть явления, которые не могут быть познаны при помощи мышления. Но их суть может быть раскрыта с помощью других способов – интуиция, медитация, транс, мистическое озарение, божественное откровение.

– Процесс познания представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Рассмотрим содержание последней позиции по вопросу процесса познания: познание – есть единство двух форм познания: чувственного и рационального (логического).

Чувственное познание – это ступень, позволяющая отражать мир в наглядных образах. Здесь познание реализуется в трех основных формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – отражение психикой отдельных свойств предметов. Например, сладкое, горькое, твердое, мягкое. С помощью ощущений люди получают информацию о различных свойствах окружающих их предметов. Человек обладает пятью основными органами чувств: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние.

1. Органы чувств ограничены в отражении действительности. Имеется в виду, что человек воспринимает не все, что есть вокруг него. Для органов чувств существуют определенные границы. Например, с помощью зрения люди воспринимают окружающий мир в узком диапазоне электромагнитных колебаний от 360 до 760 миллимикрон. Человек не воспринимает ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

2. Ощущения не всегда совпадают с физико-химическими свойствами вещей, явлений, которые человек воспринимает. Например, субъективно человек слышит музыку, а объективно существует звуковая волна определенного тона и ритма.

3. «Прозрачность ощущений» – нам кажется, что мы воспринимаем предметы, а на самом деле происходит следующее: когда на нас воздействует какой-либо предмет, то органы чувств реагируют на определенные раздражения, которые принимают форму импульса, распространяющегося со скоростью от 1 до 120 м/сек в зависимости от типа нервных волокон. Импульс достигает высших центров мозга, где превращается (декодируется) в сигнал, который и приобретают форму ощущений. А нам кажется, что это не ощущение, а сам предмет.

4. Субъективность ощущений – мы знаем только свои ощущения. Например, практически невозможно рассказать человеку, что такое боль, так, чтобы у него возникло ощущение боли, если он никогда сам подобной боли не испытывал.

Восприятие – целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств, образ предмета в целом. Восприятие может возникнуть только тогда, когда: 1) раздражаются одновременно несколько рецепторов. Например, зрительные, вместе со слуховыми и осязательными; 2) изменения в воздействие на рецепторы происходят синхронно. Таким образом, для возникновения ощущений достаточно воздействия на один рецептор, например, зрение. Для появления восприятия нужны, как минимум два рецептора, например, зрительный и осязательный.

1. «Избирательность восприятий». Мы воспринимаем не все, что ощущаем. Наш рецепторный аппарат отбирает по особым принципам сенсорные данные и формирует наше восприятие мира. Например, два человека могут по-разному видеть одну и ту же ситуацию, прежде всего, благодаря разным воспринятым данным.

2. «Глобальность восприятия» – восприятие зависит от того, в каком окружении воспринимается предмет. Например, один и тот же рисунок, изображающий круг красного цвета, будет восприниматься то, как геометрическая фигура, то, как яблоко, то, как мяч в зависимости от того, в какой ряд (окружение) он включен: геометрические фигуры, фрукты или игрушки.

Представление – образ предмета, явления, который человек воспринимал ранее, а в данный момент не взаимодействует. Это часть информации, извлекаемой из хранилищ памяти. В представлении возникают образы предметов, которые существуют в реальности. На основе восприятий и представлений могут возникать различные новые образы. Эта особенность называется воображением. Оно позволяет создавать образы предметов, явлений, не существующих в реальности: гоблины, лернейская гидра, феи.

Читать еще:  Дочь выходит замуж что делать маме. Поздравление мамы на свадьбе дочери

Итак, чувства через ощущения, восприятия и представления играют важную роль в познании окружающего мира.

Однако их возможности в познании ограничены. Например, чувства фиксируют только внешние свойства предметов и не могут проникать в глубь, сущность явлений.

Эту функцию выполняет вторая ступень познания – логическая, рациональная, или собственно мышление.

Мышление – форма отражения действительности; способ познания человеком существенных свойств, связей предметов и явлений, средство создания новых идей.

Мышление осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – отражение в обобщенной, логической форме существенных свойств явлений и предметов. Примеры понятий: число, государство, животное, человек, Космос, категорический императив, атом. Понятие отличается от восприятия. Например, восприятие отражает внешний облик какого-то конкретного человека. Понятие же характеризует существенные признаки человека, такие как: биосоциальность, разумность, способность к творчеству, свобода.

В мышлении понятия существуют в определенной связи. Формой этой связи является суждение. Это форма мышления, которая с помощью понятий утверждает или отрицает что-либо о явлениях, предметах. Примеры суждений: «Человек смертен», «Некоторые металлы жидкие», «Счастье – это когда тебя понимают». В учебниках по логике можно познакомиться с различными видами суждений. Виды суждений: истинные и ложные, утвердительные и отрицательные, общие, частные, единичные, суждения действительности, возможности, необходимости, условные, разделительные, категорические.

Третьей формой логического познания является умозаключение. Умозаключение – форма мышления, позволяющая в ходе рассуждения получать новое знание не основе уже имеющегося. В процессе умозаключений происходит переход от известного к неизвестному посредством установления связи суждений и выведения одних суждений из других. Суждения, на основе которых делаются выводы, называются посылками. Выведенное из них новое суждение называется следствием или заключением.

Существуют следующие основные типы умозаключений:

Индуктивное – форма мышления, при которой из частных посылок делается общий вывод. Например, установлено, что и медь, и железо, и свинец, и золото, и платина проводят электричество. На этом основании можно сделать вывод: все металлы проводят электричество.

Дедуктивное – форма мышления, при которой из общих положений делается частный вывод об отдельных предметах. Например, первая посылка: Все металлы проводят электричество. Вторая посылка: Медь – металл. Вывод: следовательно, медь – проводит электричество.

Итак, человеческое познание осуществляется в единстве двух ступеней: чувственной (ощущения, восприятия, представления) и логической (понятия, суждения, умозаключения).

Сущность процесса познания, его структура.

1. Познание— процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

• познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

гностицизм;

Сторонники гностицизма(как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики(часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма,согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — “вещей в себе”.

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

3. Современная гносеологияв своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

• историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

• практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

• познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

Читать еще:  К чему снится официантка. К чему снится работать официанткой

• активности творческого отображения действительности;

• конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

4. Познающим субъектомявляется человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познанияявляется окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.

Практика— конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

Функции практики — то, что она является:

критерием истины;

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

32. Чувственное познание и его элементы.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Основные формы чувственного познания: ощущение , восприятие , представление.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, – его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов (“модальностей”) ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере – чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные “картинки”-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

Познание его структура и формы в философии. Сущность процесса познания, его структура и формы

3. Интуитивное познание основывается на том, что внезапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без предварительного логического доказательства.

Особенности обыденного и научного познания

Познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. Выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знаний возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.

Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т. д., составляющих в совокупности естествознание. Познание человека и общества обусловливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное, религиозное познание.

Научное познание как профессиональный вид общественной деятельности осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым научным сообществом. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев. Процесс научного познания включает в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.

Субъект познания – это тот, кто его реализует, то есть творческая личность, формирующая новое знание. Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Объект опосредуется предметом познания. Если объект науки может существовать независимо от познавательных целей и сознания ученого, то о предмете познания этого сказать нельзя. Предмет познания – это определенное видение и понимание объекта исследования с определенной точки зрения, в заданном теоретико-познавательном ракурсе.

Познающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная, творческая личность. Для того чтобы получить ответ на поставленные ученым вопросы о сущности изучаемого объекта, познающему субъекту приходится воздействовать на природу, изобретать сложные методы исследования.

Философия научного познания

Теория научного познания (гносеология) – одна из областей философского знания.

Наука – это область деятельности людей, сутью которой является получение знаний о природных и общественных явлениях, а также о самом человеке.

Читать еще:  Нумерология для всех

Движущими силами научного познания являются:

  • 1) практическая потребность в знаниях. Большинство наук выросли из этих потребностей, хотя некоторые из них, особенно в таких областях, как математика, теоретическая физика, космология, родились не под прямым влиянием практической надобности, а из внутренней логики развития знания, из противоречий в самих этих знаниях;
  • 2) любопытство ученых. Задача ученого – задавать природе вопросы с помощью экспериментов и получать на них ответы. Нелюбопытный ученый – это не ученый;
  • 3) интеллектуальное удовольствие, которое испытывает человек, открывая то, что до него никто не знал (в учебном процессе интеллектуальное удовольствие тоже присутствует как открытие студентом новых знаний «для себя»).

Средствами научного познания являются:

  • 1) разум, логическое мышление ученого, его интеллектуальные и эвристические (творческие) способности;
  • 2) органы чувств, в единстве с данными которых осуществляется мыслительная деятельность;
  • 3) приборы (появились с XVII века), которые дают более точную информацию о свойствах вещей.

Прибор – это как бы вышедший за свои естественные границы тот или иной орган человеческого тела. Тело человека различает степени температуры, массы, освещенности, силы тока и т. п., но термометры, весы, гальванометры и т. д. делают это гораздо точнее. С изобретением приборов познавательные возможности человека невероятно расширились; стали доступными исследования не только на уровне близкодействия, но и дальнодействия (явления в микромире, астрофизические процессы в космосе). Наука начинается с измерения. Поэтому девиз ученого: «Измерь то, что можно измерить, и найди способ измерить то, что измерению пока не поддается».

Практика и познание.

Практика и познание тесно связаны друг с другом: практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. В качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением. Теория, в свою очередь, выступает обобщением практики. В практике и через практику субъект познает законы действительности, без практики нет знания сущности предметов.

Практика является также движущей силой познания. От нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового значения и его преобразования.

Практика детерминирует переход от чувственного отражения объектов к их рациональному отражению, от одних методов исследования к другим, от одного мышления к другому, от эмпирического мышления к теоретическому.

Целью познания является достижение истинного значения.

Практика – это специфический способ освоения, в котором результат деятельности адекватен ее цели.

Практика – это совокупность всех видов социально значимой, преобразующей деятельности людей, основой которой является производственная деятельность. Это форма, в которой реализуется взаимодействие объекта и субъекта, общества и природы.

Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития научного и других форм знания подчеркивали многие философы разных направлений.

Основные функции практики в процессе познания:

  • 1) практика является источником познания потому, что все знания вызваны в жизни главным образом ее потребностями;
  • 2) практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты познания от его начала и до его конца;
  • 3) практика является непосредственно целью познания, ибо оно существует не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить их соответствовать образам, в той или иной мере регулировать деятельность людей;
  • 4) практика представляет собой решающий критерий, то есть позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно становится осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель, средства.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Цель – то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Средство – это способ кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации.

В разных ситуациях общения собеседники существенно различаются в том, насколько они вовлечены в это общение, в какой мере готовы раскрыть свои внутренние переживания и быть понятыми друг другом. Общение имеет глубину, внутреннюю вертикаль, различные уровни. Речь идет о качестве бытия человека в ситуации или отношениях – о степени присутствия человека в данной межличностной ситуации, об уровне аутентичности самовыражения, о чувствительности к собственной внутренней реальности и актуализации подлинной заботы о себе.

Именно эта сложная и трудноуловимая глубинная динамика общения лежит в основе выделения уровней межличностного взаимодействия. В концепции Джеймса Бюджентала описываются семь основных уровней глубины общения:

  • * формальные отношения;
  • * поддержание контакта;
  • * стандартная беседа;
  • * критические ситуации;
  • * интимность;
  • * личное бессознательное;
  • * коллективное бессознательное.

В экзистенциализме проводятся различия между подлинным и неподлинным бытием. Мартин Хайдеггер утверждал, что неподлинное бытие – это бытие в обществе, а общество он рассматривал в смысле неопределенно-личного местоимения Man.

Man – нечто неопределенное, диффузно-обезличенное. Подлинное бытие – бытие перед лицом смерти. В этом противопоставлении подлинного и неподлинного бытия он отразил проблему человеческой индивидуальности и степени растворения человека в обществе. Общество – это общение. Когда слишком много общения, человек теряет себя, растворяется в обществе. Для человека важно соблюдение баланса между общением и уединением.

Источники:

http://studopedia.ru/19_412502_sushchnost-protsessa-poznaniya-ego-struktura-i-formi.html
http://infopedia.su/13xd272.html
http://studwood.ru/953174/filosofiya/struktura_formy_poznaniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: