Симеон чудотворец. Обретение мощей святого праведного Симеона Верхотурского

Житие святого Симеона Верхотурского

Множество удивительных примеров стойкости в вере и истинного исповедничества знает христианство. И огромный сонм православных святых — лучшее тому доказательство. Изучая жизненный путь того или иного подвижника, не остается сомнений в том, что Божий Промысел существует и ведет человека в течение всей его жизни. Так, одним из удивительных Божьих угодников, к которому за помощью прибегает множество христиан, является святой праведный Симеон Верхотурский.

Жизнеописание святого Симеона Верхотурского

Святой праведный Симеон Верхотурский — очень почитаемый в России святой. Он считается покровителем Урала, поэтому особо чтим именно на уральской земле. В дни совершения его памяти туда съезжаются тысячи паломников.

К сожалению, достоверных сведений о земной жизни подвижника осталось совсем немного. О его происхождении известно то, что его предки были дворяне, а сам Симеон родился в XVII веке. Его семья отличалась особым благочестием и христианской жизнью, что не могло не отразиться на воспитании особого ребенка.

Когда родителей Симеона не стало, он отправился жить и странствовать на уральскую землю. Жил он в городе Верхотурск, а затем в селе Меркушино, которое располагалось неподалеку. Поэтому наряду с Симеоном Верхотурским этого подвижника иногда называют Симеон Меркушинский. Именно в деревне угодник Божий провел практически всю свою оставшуюся жизнь.

Стараясь жить максимально скромно, подвижник скрывал ото всех свое знатное происхождение. Кормился рыбным промыслом и скудными плодами, которые давала уральская земле. Также зимой он занимался пошивом шуб для местного населения.

Интересно. В его жизнеописании указан занимательный факт: для того, чтобы потренироваться в нестяжании и избежать человеческой похвалы, Симеон часто оставлял свою работу немного недошитой, после чего отдавал ее хозяину, не взимая платы за нее. Такое отношение к заработку и оценке своего труда действительно говорит о глубокой духовной жизни и аскетизме.

Конечно же, открыв для себя свет христовой веры, праведник не мог не нести его людям. В те времена на Урале были поселения коренного населения — вогулов, верования которых были далеки от христианства. Просвещением этого народа и занимался святой, и его стараниями и молитвами много людей примкнуло к христианству.

Еще при жизни Симеон заслужил славу праведного и благочестивого человека. Много упражняясь в молитве, он проводил долгие коленопреклоненные часы на голом камне прямо посреди суровой тайги. У реки, где он ловил рыбу для своего пропитания, также имелось уединенное место для его молитвы.

Краткие сведения о его земной жизни были собраны воедино митрополитом Игнатием (Тобольским и Сибирским) уже после кончины святого и обретения его честных мощей. Отошел ко Господу святой праведный Симеон Верхотурский в 1642 году все в той же деревне Меркушино, где он и жил. Память подвижника празднуется трижды в год — 31 декабря, 25 сентября и 25 мая по новому стилю.

Обретение мощей святого праведного Симеона Верхотурского

Несмотря на праведную жизнь и почитание при жизни, после кончины старца о нем быстро забыли. Его могила около деревенского храма стала заброшенной, и вскоре никто уже не мог вспомнить, кто именно там похоронен.

Но Господь не позволил так просто исчезнуть памяти о своем подвижнике и верном последователе. Через 50 лет после погребения, чудесным образом были обретены честные и нетленные мощи святого.

Произошло это так. В 1692 году местные жители обнаружили, что старое храмовое захоронение вдруг поднялось из земли, и сквозь гроб проступили останки умершего, которые не поддались тлению за все прошедшие годы. Расценив это как знак святости захороненного, жители попытались восстановить личность умершего, однако никто не мог вспомнить, кто же был захоронен на этом месте.

Когда о произошедшем узнал митрополит Игнатий, он создал специальную комиссию для исследования. К тому моменту уже были зарегистрированы неоднократные случаи чудес и исцелений, произошедших от обретенных мощей. Так, местные жители заметили, что если приложить землю с могилы к больному месту, то боль отступает. Также были замечены факты исцеления от кожных заболеваний с помощью этой земли.

В числе прочих, митрополитом в Меркушино был направлен монах Никифор, который весь путь пребывал в сосредоточенной и сердечной молитве. В какой-то момент он впал в некое подобие сна, в котором увидел человека в светлых и сияющих одеждах. Монах спросил, кто он такой, и человек ответил, что он Симеон Меркушинский. Позже было достоверно определено, чье захоронение открылось, и монах свидетельствовал о своем видении.

Приехал в Меркушино и самолично митрополит Игнатий. Выслушав донесения местных жителей, которые уже массово начали почитание неизвестного святого, архиерей вначале отнесся ко всем чудесам довольно скептически. Однако позже, увидев действительно нетленные останки тела, еще раз изучив все свидетельства о чудесной помощи и узнав о видении монаха, митрополит изменил свое мнение.

По указанию митрополита мощи были перенесены со всеми почестями в храм. Также стали собираться данные о земной жизни подвижника, на основании которых и было составлено житие Симеона Верхотурского, а также акафист ему.

Почитание мощей Симеона Верхотурского

В самом начале XVIII века мощи святого из села Меркушино были перенесены в Верхотурье, и с разрешения церковного священноначалия были помещены в монастырской церкви Николаевского монастыря. В скором времени в монастыре случился сильный пожар, который дотла уничтожил церковь. Однако рака со святыми мощами чудесным образом не пострадала и осталась нетронутой огнем.

В честь этого чудесного события в востановленном храме был сделан отдельный придел в честь святого Симеона Верхотурского, где и расположили его мощи.

В самом селе Меркушино также почиталось место первого обретения святых останков. На месте, где изначально находилась могила, забил источник. Вода из него обладала целительной силой. Тогда же рядом была возведена деревянная часовня, которую со временем перестроили в более надежную, каменную.

Еще о святых источниках:

Все это время не прекращались явные чудеса и исцеления, дарованные верующим по молитвам подвижника. Множество людей, которые с горячей верой припадали к святым мощам и искренне просили что-либо, что не несло вреда душе человеческой, получали просимое.

Судьба святых мощей в период советских гонений и доныне

С приходом к власти большевиков в 1917 году начался этап гонений на православную церковь и репрессий. Не обошла эта беда стороной и Николаевский монастырь, где покоились мощи святого Симеона Верхотурского.

Для того чтобы доказать ненаучность религии и естественные причины любых чудес, было принято решение о вскрытии нетленных мощей Чрезвычайной следственной комиссией. Данный факт вызвал бурю негодования среди верующих, считавших подобные действия кощунственными. И только лишь дипломатическая позиция наместника монастыря архимандрита Ксенофонта смогла сдержать поднимавшийся было религиозный бунт. В итоге следственная комиссия ограничилась формальным осмотром мощей, с которых сняли только лишь верхние покровы.

После отступления Белой гвардии с Урала было принято решение об эвакуации братии монастыря. Не имея возможности увезти все монастырские святыни, в том числе и драгоценную раку с мощами Симеона Верхотурского, они были спрятаны в скитах на территории монастыря. Позже, когда в 1920 году братия вернется в уже советский город, она найдет раку в целости и сохранности, абсолютно нетронутой.

Читать еще:  Гороскоп льва на декабрь год.

Но на этом преследования монастыря не закончились. В день празднования памяти Симеона Верхотурского в 1920 году, сразу после того, как братия вернулась и обосновалась в своем монастыре, специальная комиссия приняла решение о повторном вскрытии мощей. На этот раз святыню пришлось извлечь и положить на стол. И снова только лишь увещеваниями наместника Ксенофонта удалось сдержать волну народного гнева. Через несколько часов мощи разрешили вернуть на их законное место.

Однако уже в 1929 году было принято новое решение о передачи нетленных останков в музей для создания антирелигиозной экспозиции. Однако успеха экспозиция не имела, директора музея обвинили в недостаточной антирелигиозности, а мощи были переданы в музей Ипатьевского дома.

Так, великая православная святыня, нетленные мощи христианского подвижника, несколько десятилетий кочевали по запасникам различных краеведческих музеев Урала. И только лишь в 1989 году они были наконец возвращены Русской Православной церкви и стали вновь доступны для поклонения верующим. А в 1992 году со всеми почестями рака была перемещена в заново отреставрированный Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря в Верхотурье, где находится и по сей день.

О мощах других православных подвижников:

Так, пройдя непростой путь забытья и попыток искоренить православную веру, великая святыня вернулась на свое законное место в лоно православной церкви. Множество паломников по сей день благоговейно чтят любимого святого уральской земли, сердечно молятся ему и получают в его лице духовную поддержку и великого молитвенного заступника перед Господом.

Святой праведный Симеоне Верхотурский, моли Бога о нас!

Святой праведный Симеон Верхотурский: «маленький» святой «маленьких» людей

12/25 мая Церковь чтит святого Симеона Верхотурского. В богоугодной жизни святого, простой и обыденной, не было ничего чудесного. И все же с именем святого связано не одно чудо. И всегда скора его помощь тем, кто прибегает к нему с молитвой.

Когда люди поверили в свои 15 минут славы, о которых им рассказал Энди Уорхолл, они перестали смотреть на Небо и стали смотреть в экраны, надеясь увидеть там себя. Едва проснувшись, современный человек спешит написать в социальных сетях: «Я проснулся!», «Вот я пью кофе, а вот спешу на работу!», «Посмотрите, какая у меня грязная машина!» «А это я в храме! Смотрите, я исповедуюсь!», «Ах, вы еще не видели моих котиков!»…

Современный человек боится забвения, как когда-то его благочестивый предок боялся ада. Духовная жизнь, наоборот, не терпит чужих глаз и всегда сокровенна. Все святые как огня бежали публичности и откровений о своей внутренней жизни. Просвещенные Богом, они опытно знали, что жизнь напоказ делает духовные подвиги невозможными и смертельно вредными для души, отравляя ее гордыней и тщеславием. Как говаривал преподобный Амвросий Оптинский: «Только рот открыл – туда галка и залетела!» Святые считали лучшим для себя прослыть невеждами и чудаками, чем быть прославленными среди людей. На Афоне до сих пор жива традиция, когда монахи, о чьих добрых делах узнают окружающие, несут за эти дела покаяние, как за совершенный грех. Ибо свою жизнь и дела они посвятили Христу, сказавшему: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 2–4).

О жизни святого праведного Симеона Верхотурского неизвестно почти ничего. Соблазн для скептиков и безумие для циников разбивается о тысячи тысяч исполненных молитв и воздыханий верующих – святой праведный Симеон известен скорой помощью и заступничеством о всякой просящей душе. Мы не знаем, как звали его родителей и где он учился, но точно знаем, что стоит от сердца ему помолиться – молитва будет услышана…

Храм в Обуховском словно бы списан с облика своего небесного покровителя: снаружи смиренная скромность, а внутри огненная вера

А сейчас здесь было все на своих законных местах: когда я вошел, священник в алтаре совершал Страшную Жертву, чтобы стоящие в храме люди, причастившись вином и хлебом, соединились со Христом и наследовали жизнь вечную. Храм простой, бедный, голубь над вратами вырезан из бумаги, а вместо золота – простая блестящая фольга. Но иконы Пресвятой Богородицы и Спасителя – большие золоченые и красивые, а икона святого праведного Симеона ручной работы иконописного мастера. Храм словно бы списан с облика своего небесного покровителя: снаружи тулуп затертый и смиренная скромность, а внутри живая огненная вера, раскрывающая небеса.

Несмотря на выходной, народу в храме было мало – человек двадцать, два священника и одна певчая на клиросе. Это не 80%, которые в опросах называют себя православными. Это простые застенчивые немногословные люди, которые предпочли предновогодней беготне по гипермаркетам, резанию тазиков с оливье и установке обезьян на праздничных аватарках тихую молитву в храме Богу и праведному Симеону. Бабушки с внуками за ручку, молодые ребята с рюкзачками на плечах, бородатый казак в военной форме, перетянутой ремнями, и в кирзовых сапогах, знакомая учительница и отец с двумя детьми-подростками – юношей и девушкой: пришли вместе, а стояли по отдельности – папа возле Распятия, а дети напротив врат, юноша справа, а девушка слева. Внимательно слушали священника и на каждый возглас благоговейно крестились, словно воду боялись расплескать. Когда вынесли Чашу, все опустились на колени, и даже старушка с палочкой, отбросив ее от себя, бросилась на пол со словами: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Святой, которому они пришли помолиться, был таким же простым, как они: тихим, смиренным и незаметным. Все, что сегодня известно о его земной жизни, уместится в нескольких предложеньях.

Откуда он пришел и как оказался в глухом уральском краю в деревне Меркушино, никто толком не знает. Хотя по воспоминаниям старожилов, повадки выдавали в нем знатного человека, неизвестно почему отказавшегося от своего положения в обществе и поселившегося в глухом краю. Портняжил, но за работу брал не деньги, а самые простые продукты, которые можно было найти в любой крестьянской семье. Одиноко жил в маленькой избушке на краю леса, предпочитая людям рыбалку и лес. За рукодельем его любимым занятием было пересказывать истории из Нового и Ветхого Завета, которые он знал наизусть, и послушать их собирались семьями. Иногда, не окончив работы, неожиданно уходил, за что его потом бранили за нерадивость. Тихо жил и тихо умер, предположительно 35 лет от роду. Люди похоронили его на окраине деревенского кладбища и вскоре забыли.

Через 50 лет из земли показался гроб, в котором нашли нетленные благоухающие останки неизвестного праведника

Но меньший среди людей даже по меркам глухой деревни – оказался великим перед Богом, Которому было угодно прославить Своего праведника. Через 50 лет из земли показался гроб, в котором нашли нетленные благоухающие останки неизвестного праведника. Местные жители восприняли это как знак святости почившего. Спустя непродолжительное время от мощей стали происходить чудотворения. Но когда о чудесах доложили Тобольскому митрополиту, он этому не поверил и послал доверенных. Когда гонцы подтвердили подлинность всего сказанного, он снова не поверил. И только внезапная глазная болезнь, в которой он увидел Божию кару за свое неверие, его вразумила.

Читать еще:  Остафьево дубровицы. Остафьево - Ивановское - Дубровицы

На обратном пути он стал молить Господа, чтобы Тот открыл ему имя неизвестного святого. И задремав, увидел «множество народа, состязание творящих, о взыскании имени того праведника», и до владыки донесся глас: «Симеоном зовут его!» Остановившись в Свято-Николаевском монастыре, он рассказал о своем видении архимандриту Тобольского Знаменского монастыря Сергию, игумену Далматовского монастыря Исааку и архимандриту Александру. Настоятели единодушно решили, что сон был откровением от Бога. Еще двоим было открыто имя святого во сне – это священник храма в Меркушино Иоанн Андреев и послушник игумена Исаака иеродиакон Василид. После этого сомнений об имени праведника больше не осталось…

Когда юродивый уставал, он кричал: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» И тогда гроб становился неподъемным

12 сентября 1704 года с благословения святителя Филофея (Лещинского), митрополита Сибирского и Тобольского, нетленные мощи святого праведного Симеона были перенесены из Меркушино в Николаевский монастырь в Верхотурье, который сегодня известен всему православному миру. Их несли с молитвами и песнопеньями в резном гробе, выложенном лебяжьим пухом. Среди множества народа вслед за крестным ходом полз на коленях больной ногами от рождения юродивый Косьма, громко славя святого. Когда юродивый выбивался из сил, он кричал, обращаясь к святому Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем!» И тогда гроб наливался невиданной силой, и десяток крепких мужчин не могли стронуть его с места. Блаженный Косьма отдыхал, приходил в себя, и гроб с легкостью продолжал двигаться дальше. На всех местах остановок двух святых верующие впоследствии воздвигли часовни и храмы.

В 1716 году монастырский храм сгорел дотла, но рака с мощами праведного Симеона чудесным образом оказалась нетронутой огнем. После восстановления храма в 1838 году их установили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который в 1863 году переименовали во имя святого праведного Симеона Верхотурского.

Чудеса и исцеления от мощей святого праведного Симеона, происходившие в огромном количестве, привлекали в монастырь многочисленных паломников со всей России, число которых уже к началу XX века превышало 600 000 человек в год. Чтобы вместить огромное количество верующих, в 1913 году в Николаевском монастыре был построен второй по величине в России после храма Христа-Спасителя Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 10 тысяч человек. Для раки с мощами святого праведного Симеона государь император Николай II и его семья пожертвовали украшенный камнями резной серебряный оклад. Выполненный по эскизу «царского места» (молитвенного трона под сенью) царя Иоанна Грозного из Успенского собора Московского Кремля, он был торжественно установлен в день рождения государыни императрицы Александры Федоровны 25 мая 1914 года. Только задумайтесь над этим: царь Иоанн Грозный и безродный бедняк под одной сенью! Словно бы Церковь Небесная открыла славу своего праведника миру и показала высоту его безвестного подвига пред земными царями!

После Октябрьской революции в 1920 году в ходе антирелигиозной кампании рака с мощами была опечатана, монахи разогнаны и репрессированы, а в монастыре была устроена детская колония. Несмотря на это, народ продолжал ездить в Верхотурье и почитать праведника. В 1929 году советские власти вывезли мощи святого праведного Симеона в Тагильский музей для антирелигиозной работы. Позднее их на 50 лет скрыли в запаснике краеведческого музея Екатеринбурга.

Русской Православной Церкви святые мощи Верхотурского праведника были возвращены только в 1989 году. 25 сентября 1992 года их торжественно перенесли на законное место в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освященный Преображенский собор. Сегодня к ним может попасть любой желающий.

Мое почитание святого праведного Симеона началось с одной истории, когда я работал редактором газеты на ВГТРК «Регион-Тюмень». Предложение новой работы застало меня в Екатеринбурге, и, когда я приехал в Тюмень, нужно было срочно искать жилье. Один из верующих друзей дал совет: «Сегодня – день памяти святого Симеона (дело было 25 сентября). Пойди в Церковь и попроси у него. Он поможет обязательно». Поскольку идти мне было некуда, я пошел на вечернюю службу в Знаменский собор. Люди вокруг молятся, улыбаются – у всех праздник. А мне ночевать негде, и завтра нужно сдать в печать новый номер газеты. Чтобы никого не смущать кислой физиономией, я встал в уголке спиной у колонны. В конце службы случайно оборачиваюсь – за спиной фреска святого праведного Симеона. Приложился и пошел ночевать в комнату отдыха на железнодорожный вокзал. Не успел выйти из ограды храма, как раздался звонок. Звонил старый друг, сотрудник одного института: «Слышал, тебе нужно жилье? Записывай адрес. Это наша ведомственная гостиница, она в центре города, в пятнадцати минутах от телецентра. С комендантом я договорился. Сразу поезжай туда – получай ключи от номера».

В храме святого праведного Симеона в Обухове по окончании той праздничной службы, несмотря на 25-градусный мороз, пошли крестным ходом. Славили святого праведного Симеона, пели хвалу Господу и кропились святой водой.

Бабушки смеялись и просили еще. Я смотрел на счастливые светлые лица и думал, что за таких, как они, скрытых за бедностью, скромностью и простотой невидимых миру святых, Господь еще потерпит нас и все в этой стране будет хорошо!

Экспонат № 12125,
или Вернувшийся святой

Ко второму обретению мощей праведного Симеона Верхотурского

Одним из пострадавших от советской власти стал покровитель уральской земли праведный Симеон Верхотурский, почивший более 300 лет назад. Новая власть несколько раз приговаривала его останки к уничтожению, святой был выдворен из Верхотурского Николаевского мужского монастыря, где несколько веков мирно почивал, его мощи перебрасывали из музея в музей, отвозя то в один уральский город, то в другой.

Неугодный власти угодник Божий

Чем не угодил праведный Симеон новой власти? Прежде всего, тем, что оказался популярнее проповедников новой идеологии. Со дня первого обретения мощей святого Симеона по молитвам верующих происходило множество чудес и исцелений. До революции имя этого чудотворца был столь известно, что не было такого уголка на просторах России, где бы о нем не слышали и откуда не ехали бы в Верхотурье богомольцы. Не выдержав, так сказать, «конкуренции», большевики захотели публично опорочить имя праведника: решено было вскрыть серебряную раку, извлечь из нее мощи святого и публично продемонстрировать всему верующему люду, что святыня, которой они с таким тщанием поклоняются, не более чем мертвые кости. Первым отважился на кощунство красный комиссар Сабуров. Взяв для храбрости нескольких единомышленников, он отправился на «дело». Вооруженные наганами, товарищи прискакали поутру на боевых конях, въехали на монастырский двор, спешились, решительной походкой направились в храм. Зашли не крестясь. Стало понятно, что уговорить их отказаться от задуманного не получится, а оказывать физическое сопротивление бесполезно. Уже через несколько минут рака была вскрыта, был проведен внешний осмотр. А пару дней спустя прямо посреди городской площади в разгар дня комиссар упал с лошади и сломал ключицу. «Это кара Божия», – говорили люди: о недавнем вторжении в монастырь, конечно, уже знала вся округа.

Читать еще:  Как украсить плащаницу к пасхе. Украшение икон

После этой истории Сабуров совершенно переменился. Он попросил прощения у настоятеля монастыря архимандрита Ксенофонта, ездил к самим мощам, плакал и прикладывался к тем «мертвым костям», которые еще совсем недавно хотел опорочить. Вскоре ключица его зажила. Вместе с телесным исцелением он получил и душевное. Долгое время Сабуров покровительствовал Верхотурскому монастырю и всячески оберегал покой почивавшего в нем праведного Симеона. Но вскоре начальство в Верхотурье поменялось, и святой вновь попал в опалу.

«Прошу вас не кощунствовать!»

Вскрытие намеревались провести сразу после окончания литургии, приблизительно в час дня. Однако монахи и священники, возглавляемые архимандритом Ксенофонтом, торжественно и нарочито медленно служили литургию, вслед за ней так же медленно совершали молебен, за молебном читали акафист… Тогда вооруженные красноармейцы по-военному решительно начали выталкивать людей из собора. Раку вынесли из Крестовоздвиженского собора на паперть. Так началось надругательство над мощами Верхотур­ского чудотворца. Его святые мощи были подвергнуты кощунственному расчленению, их вынули из гроба по частям и разложили на столе. После этого члены комиссии перевернули гроб и вытряхнули на стол то, что в нем оставалось. Это был лебяжий пух, на котором почивали мощи.

В это время у главных дверей собора монастырский архидиакон Вениамин во всеуслышание провозгласил: «Прошу вас не кощунствовать!». В тот же день вместе с архимандритом Ксенофонтом он был арестован и доставлен в Екатеринбургскую губернскую ЧК.

Как же реагировали те, на кого был рассчитан весь этот гнусный спектакль, – «одурманенные поповским опиумом темные народные массы»? Люди плакали, плакали горько, не скрывали слез. Некоторые, крестясь, успевали тайком взять со стола лебяжьи пушинки. Опасаясь возмущений со стороны народа, власти разрешили вернуть святые мощи в собор.

Паломничество… в музей

Когда не удалось публично опорочить святого Симеона, большевики решились пойти на крайне радикальные меры – физическое устранение. То обстоятельство, что праведник и так уже умер 300 лет назад и борьба ведется с человеческими останками, в чудодейственную силу и бессмертие которых новые власти как бы не верили, нисколько их не смущало. Живым он не был бы для них так опасен, как почивший. Потому что при жизни он жил, как юродивый, не был никому известен и всячески бегал людей с их тщетной славой, а преставившись, он стал творить столько чудес и исцелений, что слава о нем неслась по всей Руси и за ее пределами. Паломники продолжали ехать и ехать к нему за помощью со всех концов страны, совершенно пренебрегая тем, что такое их поведение никак не соответствует моральному облику советского человека. Мощи праведного Симеона решено было изъять и сжечь.

Святыню действительно изъяли, и только чудо спасло ее от огня. Точнее, мужество директора Нижнетагильского краеведческого музея Александра Николаевича Словцова, который убедил власти не уничтожать мощи, а отправить их в его музей с целью «антирелигиозного просвещения трудящихся». Однако люди шли в музей совсем не для этого, а для того, чтобы поклониться праведному Симеону, и богомольцы готовы были платить любые деньги за билеты. Когда началось откровенное паломничество, мощи были изъяты из экспозиции, а журнал «Советское краеведение» опубликовал разгромную статью, в которой «обличил» директора музея в религиозной пропаганде. В октябре 1934 года Александр Николаевич был арестован. Он скончался через десять лет в Хабаровском исправительно-трудовом лагере.

Из нижнетагильского музея мощи святого Симеона увезли в Свердловск и выставили в музее атеизма, размещавшемся в Ипатьевском доме – том самом, в подвале которого в 1918 году были расстреляны царственные страстотерпцы. Сначала святые останки были выставлены в экспозиции, но затем их убрали в запасники, и после этого многие верующие, не зная об их местонахождении, считали их безвозвратно утерянными.

В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года, затем антирелигиозный музей был расформирован, и святыню передали в фонды Окружного краеведческого музея. Долгое время мощи находились в здании собора во имя святого Александра Невского закрытого Ново-Тихвинского монастыря, в специально устроенном хранилище, значась как «экспонат № 12125». Удивительно, но даже сотрудники музея относились к ним с некоторым почтением. По словам последней хранительницы мощей Нины Александровны Гончаровой, старшего научного сотрудника музея, бывали случаи, когда некоторые из сотрудниц просили ее разрешить им помыть пол в хранилище, где находились мощи, чтобы «побыть рядом со святым Симеоном». За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.

Пришло время возвращать и возвращаться

Священноначалию было известно, где находились мощи праведного Симеона; попытки их вернуть предпринимались неоднократно, но долгое время это не удавалось.

В конце 1980-х годов, когда Церкви постепенно начали возвращать святыни и храмы, владыка Мелхиседек (с 1984 года – архиепископ Свердловский и Курганский, с 1993 года – Екатеринбургский и Верхотурский; ныне на покое) вновь решился просить о возвращении мощей. Для начала он пригласил на прием Нину Александровну Гончарову, расспросил ее о мощах, об условиях, в которых они пребывают в музее. Начались долгие переговоры с властями; владыке Мелхиседеку пришлось обращаться в Министерство культуры и Совет Министров СССР. Наконец разрешение, которого ждали многие годы, было получено.

Сами хранители считали, что мощи, конечно же, должны быть возвращены православным людям, однако расставаться с праведным Симеоном им было очень жаль. Но бывший директор краеведческого музея Александр Дмитриевич Бальчугов сказал своим ученикам – музейным сотрудникам: «Какая задача хранителей? Спасти. Сохранить. Передать. Пришло время возвращать».

Все то время, пока для святых мощей готовилось достойное место, они хранились в келье владыки. Вскоре, 25 мая 1989 года, мощи праведного Симеона Верхотурского торжественно, при значительном стечении духовенства и верующих были внесены в храм Всемилостивого Спаса в Свердловске (нынешнем Екатеринбурге). Этот день – 25 мая – стал церковным праздником – днем второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского.

В храме Всемилостивого Спаса святые мощи пробыли два года. В память об этом там поныне хранится часть мощей праведника. За это время была окончена реставрация храмов Верхотурского Николаевского монастыря, возвращенного Церкви в 1990 году.

24 сентября 1992 года после Божественной литургии в храме Всемилостивого Спаса честные мощи праведного Симеона Верхотурского величественным крестным ходом пронесли по улицам Екатеринбурга, после чего святыню повезли в Верхотурье. Во всех городах, через которые везли мощи, навстречу им выходило множество верующих. В самом Верхотурье встреча Симеона стала народным праздником: сотни паломников и местных жителей стояли с зажженными свечами вдоль дороги, по которой должны были провезти мощи. Колокольный перезвон и море огоньков встретили торжественную процессию, и всю ночь – совсем как в далекие времена! – нескончаемым потоком шли богомольцы, чтобы поклониться вновь обретенной святыне. Так после 70-летнего изгнания и мытарств по музейным запасникам опальный святой был возвращен в Николаевский монастырь, в котором почивает и поныне.

Источники:

http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-svyatogo-simeona-verhoturskogo.html
http://pravoslavie.ru/93598.html
http://pravoslavie.ru/30530.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: