П флоренский биография. Анна Гиацинтова – девушка из Рязанской губернии

Члены семьи – адресаты писем

Флоренская (Сапарова) Ольга Павловна (25.03 (7.04) 1859–30.10.1951) – мать П.А. Флоренского, с 1915 г. жила в Москве на углу Долгого и Новоконюшенного переулков.

Флоренская (Гиацинтова) Анна Михайловна (31.01(13.02) 1889–18.03.1973) – жена П.А. Флоренского. Родилась в крестьянской семье в Сапожковском уезде Рязанской губернии. У П.А. и A.M. Флоренских было пятеро детей: Василий, Кирилл, Ольга, Михаил и Мария-Тинатин. См. о ней: Игумен Андроник (Tpyfanee). Голубка моя бедная // Литературный Иркутск. 1989. Окт. С. 14–15.

Флоренский Василий Павлович (21.05 (3.06) 1911–5.04.1956) -старший сын П.А. Флоренского. Доцент Московского нефтяного института им. И.М. Губкина, геолог-петрограф, исследователь глубинного строения нефтегазоносных областей. После ареста отца стал основным кормильцем семьи. См. о нем: Т.А. Лапинская, П.В. Флоренский. Василий Павлович Флоренский (1911–1956). Сер. «Выдающиеся ученые ГАНГ им. И.М. Губкина». М., 1996. 44 с.

Флоренская (Зарубина) Наталия Ивановна (5/18.09.1909–15.07.1996) – жена В.П. Флоренского.

Флоренский Кирилл Павлович (14.12 (27.12) 1915–9.04.1982) -второй сын П.А. Флоренского, ученик В.И. Вернадского, один из основателей сравнительной планетологии. Его именем назван кратер на обратной стороне Ауны. Именно усилиями К.П. Флоренского в 60-е годы была начата систематическая публикация трудов о. Павла Флоренского. См. о К.П. Флоренском: In memoriam Cyril Pavlovich Florensky // Ikarus, 1985. N 3. P. 351–354, а также подборку статей в сб.: «Историко-астрономические исследования». Вып. 20. М., 1998, с. 227–309 и Бюллетень Комиссии по разработке научного наследия академика Вернадского. №14. М, 1995.

Трубачева (Флоренская) Ольга Павловна (р. 21.11.1918) – старшая дочь П.А. Флоренского. Ботаник.

Флоренский Михаил Павлович (26.10.1921–15.07.1961) – младший сын П.А. Флоренского. Специалист в области бурения скважин, погиб в экспедиции на Камчатке. См. о нем: Е.И. Флоренская в кн.: П.А. Флоренский. Оро. М., 1998.

Флоренская Мария-Тинатин Павловна (р. 11.11.1924) – младшая дочь П.А. Флоренского. Химик.

Источник: Флоренский Павел, священник. Все думы – о вас. Письма семье из лагерей и тюрем 1933-1937 гг. / Составл. и общ. ред. П.В. Флоренский и Н.А. Живолуп. – СПб.: Сатисъ-Держава, 2004. – 548 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

П флоренский биография. Анна Гиацинтова – девушка из Рязанской губернии

Для П. А. Флоренского путь к церковности лежал через тяжелые личные испытания. Духовник, епископ Антоний, не благословлял П. А. Флоренского принять монашество, а он не хотел жениться, боясь «на место Бога поставить на первый план семью». Из-за этого П. А. Флоренский не мог «привести в исполнение свои заветные планы – сделаться священником».

Читать еще:  К чему снится увести чужого мужа. Cонник чужой муж, к чему снится чужой муж во сне видеть

И духовник не ошибся. Павел Флоренский встретил девушку, с которой не только смог соединить свою жизнь, но которая впоследствии оказала большое духовное влияние на него самого. Это была Анна Михайловна Гиацинтова, происходившая из крестьянской семьи Рязанской губернии.

По воспоминаниям всех, близко знавших ее, Анна Михайловна являла исключительно высокий и светлый образ христианской супруги и матери.

Ее простота, терпение, смирение, бодрость, верность долгу, глубокое понимание духовной жизни открывали современникам красоту и смысл подвига христианского брака.

В семье отца Павла и Анны Михайловны было пятеро детей. Дети стали для отца Павла даром Божиим, ниспосланным для укрепления в самых тяжелых обстоятельствах.

Таинство Священства и пастырская деятельность

Таинство брака не только совершенно обновило П. А. Флоренского, но и открыло возможность принять Таинство Священства.

23 апреля 1911 года ректор Московской Духовной академии епископ Феодор рукоположил П. А. Флоренского во диакона, а на следующий день – во священника.

Современников поражало, как дар священства, став средоточием личности отца Павла, преобразил все его способности и силы: телесные, душевные, духовные и умственные.

Протоиерей Сергий Булгаков вспоминал: «Однако все, что может быть сказано об исключительной научной одаренности отца Павла, как и об его самобытности, в силу которой он всегда имел свое слово, как некое откровение обо всем, является все-таки второстепенным и несущественным, если не знать в нем самого главного. Духовным же центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство». В. В. Розанов, который, однажды узнав отца Павла, затем не мог уже от него оторваться, как от источника жизни В качестве самого существенного его определения сказал: «Он есть »(именно по-гречески), священник. И это было именно так».

Вокруг отца Павла сложился круг друзей и знакомых, которые стремились направить блестящую, но разноликую русскую культуру начала ХХ века в ограду Церкви (епископ Феодор (Поздеевский), Ф. К. Андреев, С. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, священник А. В. Ельчанинов, М. А. Новоселов, Вл. А. Кожевников, Ф. Д. Самарин, С. А. Цветков, Е. Н. Трубецкой, Г. А. Рачинский, П. Б. Мансуров, Л. А. Тихомиров, А. С. Мамонтова, Д. А. Хомяков, протоиерей Иосиф Фудель). Бывало, что некоторые деятели культуры, которые стали далеки от Церкви (В. В. Розанов, Вяч. Иванов, Н. А. Лузин, А. Белый), обращались к отцу Павлу как к единственному возможному для них посреднику с Богом, который мог уврачевать их душевные язвы.

Читать еще:  К чему приснилось если мама утонула. К чему снится, что тонет ребенок - трактовка по сонникам

Первым проложив интеллигенции дорогу к православному священству, отец Павел явился связующим звеном между духовенством и образованным обществом, искавшим духовной опоры в Церкви. Многих отец Павел обратил к вере, многих предостерег и удержал от гибельного пути.

Отношение к революции и Советской власти

Революция не явилась неожиданностью для отца Павла. Более того, он много писал о духовном кризисе возрожденческой цивилизации, в которую была вовлечена Россия, часто говорил о надвигавшемся крушении России из-за потери духовных и национальных устоев.

Не раз отец Павел высказывал свое мнение о том, что установление Советской власти имеет закономерный и необратимый до времени характер, а потому следует принять все то, что она с собой несет, за исключением безбожия

Конечно, нельзя представлять дело так, будто отец Павел был столь наивен, что не сознавал, какие трудности и бедствия ему могут предстоять при происшедшем общественном перевороте. Наоборот.

Фигура известного священника, профессора Московской академии и редактора крупнейшего богословского журнала («Богословский вестник») не могла не вызвать самых различных, в том числе злобных, оценок в обществе, где только что формально было провозглашено отделение Церкви от государства, а на деле начато одно из самых жестоких и планомерных гонений на верующих во Христа, вплоть до их полного физического уничтожения «как контрреволюционного класса». «Завещание…», начатое отцом Павлом 11 апреля 1917 года, убеждает в том, что он предвидели грядущие испытания России, и свою судьбу.

Павел Флоренский и Анна Гиацинтова

«Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет». Так писал Павел Флоренский свой супруге Анне, находясь в сталинском лагере. Это было письмо, полное бесконечной любви к жене и детям. Такую любовь не смогла уничтожить колючая проволока.

В юности Павлу прочили карьеру физика. Он учился в университете, но пережив серьёзный духовный кризис, бросил точные науки и поступил в Духовную академию в Сергиевом Посаде. Окончив её, остался там преподавать историю философии. Павел мечтал стать священником. Но для этого было нужно или жениться, или принять постриг. Духовник Павла не благословил его на монашество, а жениться юноша не хотел, боясь, что тогда придётся «вместо Бога поставить на первый план семью». Не зная, как ему поступить, однажды Павел с другом уехал на охоту. Бродил по лесу, и вдруг вспомнил, что у этого друга есть сестра – Аня Гиацинтова, которая живёт в деревне и одинока. «Отчего бы не жениться на ней?».

Читать еще:  Философия как историческая форма сознания. Формы общественного сознания

Флоренский написал Ане письмо. Потом приехал к ней. И скоро был назначен день свадьбы. Готовясь к ней, Аня заказала подвенечное платье. Оно прекрасно село по фигуре с первой же примерки. Портниха заметила: «Ну, будешь счастливой».

Через год после свадьбы Павел стал не только священником, но и отцом. В семье родился Вася. Отец Павел окружил сына и жену необыкновенной заботой. Семья росла. Купили дом, который всегда был полон гомона – у Флоренских родились пятеро детей. Родители излучали счастье. Отец работал, мама занималась хозяйством, а сыновья и дочери никогда не ссорились и жили как в счастливой сказке.

После революции 1917 года Флоренским стало не на что жить. Отец Павел перебрался в Москву. Вспомнил свою первую профессию физика, трудился на заводе, преподавал в электротехническом ВУЗе Десять лет жил в постоянных разъездах, домой попадал только на выходные. В 1928 году по ложному доносу Флоренского ненадолго арестовали. В 33-м последовал новый арест. Приговор гласил: отправить отбывать наказание на Дальний Восток.

Флоренский и в ссылке заботился о доме и о том, чтобы в нём сохранялась тёплая семейная атмосфера. В письмах к жене он советовал, какие игры и задания нужно давать детям, как сделать для них учёбу увлекательной. Заочно проделывал со старшими опыты по физике. И просил детей «оказывать помощь маме, чтобы она не чувствовала себя перегруженной тяжестью жизни».

Анна Михайловна с огромным трудом выхлопотала разрешение на свидание с мужем и приехала к нему в 1934 году. Она привезла супругу весть о возможном освобождении. Президент Чехословакии Томаш Масарик предлагал Флоренскому свободу. Условие было только одно: эмиграция. Отец Павел отказался. Его тут же этапировали на Соловки.

Спустя три года Флоренского расстреляли. Анна Михайловна отказывалась в это верить и долго ещё, услышав звон дверного колокольчика, бежала открывать, надеялась, что на пороге стоит муж. Она пережила его на 36 лет. Сохранила дом, работы Флоренского, пианино, которое он любил. Умирая, просила, чтобы её похоронили с куском ткани, из которого было сшито свадебное платье, и с венчальными свечами. Старалась бодриться и улыбаться до своего последнего часа. Об этом её просил любимый супруг. А детям он писал в своём завещании: «Самое главное, о чём я вас прошу, – это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю всё, что имею сказать».

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/vse-dumy-o-vas/5
http://florenskyfond.ru/o-florenskom/biografia/biografia-3.html
http://radiovera.ru/pavel-florenskiy-i-anna-giatsintova.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: