Проблема отчуждения личности. Проблема отчуждения

Й вопрос. Проблема отчуждения и свободы человека

Проблема отчуждения является одной из важнейших проблем в современной философской мысли.

В философии марксизма и «философии жизни», в экзистенциализме и неофрейдизме, в религиозной философии и философской антропологии и.др. рассматривается современное состояние человека и общества как не соответствующее сущности (природе) человека.

Все указанные направления признают, что человек в современном мире еще не стал творцом своей жизни, личностью и субъектом истории, а выступает по прежнему функцией государства, сложившейся идеологии, технической и информационной цивилизации ит.п. Все они пытаются осмыслить причины отчуждения и пытаются найти пути выхода из него. И концепция Ф. Ницше «Сверхчеловека», и фрейдовская теория сублимации, и концепция Э. Фромма о противоположности обладания и бытия, и противопоставления не подлинного и подлинного бытия в философии экзистенциализма, учение о богочеловеке и богочеловечестве в русской религиозной философии – все это различные варианты ответа на проблему отчуждения.

Представители всех современных философских направлений подвергли резкой критике гегелевское понимание отчуждения как опредмечивание мышлением в самом себе и превращение в форму своего инобытия природа, вещественности, а так же снятие отчуждения как возвращение духа из форм инобытия в мышлении т.е. у Гегеля преодоление отчуждения сводится к мыслимому преодолению.

Другими словами, современная философия считает, что сущность человека нельзя сводить к мышлению и абсолютизировать его.

а) Марксистская теория отчуждения и свободы человека. Эта проблема была поставлена К. Марксом в «Экономическо – философских рукописях 1844г». Он считал, что дело не в том, что человек опредмечивает свою сущность, а в том, что он ее опредмечивает бесчеловечным образом. К. Маркс определил отчуждение как превращенную форму существования человеческой, творчески – предметно – практической сущности, при которой сама система общественных отношений, производственной деятельности человека превращается из формы его развития в неподконтрольную ему, господствующую над ним и угнетающую его силу. Обстоятельный анализ этой проблемы привел его к выделению ряда основных форм отчуждения:

1) отчуждение процесса труда означает, что труд не принадлежит работнику производства, но господствует над ним как внешняя принуждающая его сила (поэтому в процессе труда человек чувствует себя животной силой, т.е. через реализацию своих животных функций;

2) отчуждение предметов, средств и продуктов труда, при котором предметы и средства труда, не принадлежат рабочему (работнику производства), но даются ему извне, не принадлежа, но господствуют над ним как враждебная сила, Получается, что чем больше работник производит, тем меньше он потребляет. Производство богатства на одном полюсе оказывается производством нищеты на другом.

3. Отчуждение человека от человека, или отчуждение от человека его родовой сущности, при котором труд и его продукты принадлежат не работнику, а другому человеку, от которого он зависит, которым он принуждается и угнетается. В этом случае отношения людей друг к другу превращаются в отношения вещей, а человек превращается как бы в средство для вещных отношений и рассматривает другого человека либо как вещную силу, либо как соперника и конкурента в вещном обладании.

Получается, что родовая сущность человека превращается лишь в средство для поддержания индивидуальной жизни (сохранения его физического существования).

4. Отчуждение природы от человека.

В человеческом труде как целесообразной деятельности вся природа превращается в неорганическое тело человека, без которого он не может жить, и посредством которого он может производить универсально, т.е. по меркам любой природной силы.

Отчужденный труд превращает универсальную природную жизнедеятельность лишь в средство для поддержания телесного существования отдельного индивида. Наиболее ярко это пожертвование природой ради получения прибыли проявляется и отражается в политической проблематике.

Причины отчуждения марксизм связывает с господством частной собственности, которая превращает человека в существо не творящее, а зарабатывающее. Развитие общественного разделения труда приводит к поляризации отношений частной собственности на собственность и отсутствие собственности, на капитал и труд как взаимополагающие и взаимоисключающие противоположности.

Ликвидацию отчуждения марксизм видел в коммунистическом преобразовании общественного производства, согласно которому само развитие внутреннего противоречия труда и капитала указывает пути и способы его разрешения, с одной стороны, путем все большего превращения капитала в общественный капитал, а труда в общественную мощь совокупного производства, с другой – путем политического противостояния буржуа и пролетариата, которое приводит к положительному упразднению и ликвидации отчуждения, а значит – возвращения человеку его общественной родовой сущности.

Коммунистическое преобразование общества – формирование такого способа производства, в котором производство вещей замещается производством человеческих творческих способностей, образованием, воспитанием и формированием человека в свободной жизнедеятельности, для которой вещная сторона становится не целью, а лишь средством.

Свобода рассматривается в марксизме как процесс положительного упразднения частной собственности и возвращения каждому человеку отчужденных от него средств производства и способностей. Понимаемая свобода как осознанная необходимость начинается лишь там, где прекращается деятельность (труд), диктуемый внешней необходимостью (нуждой), и где развитие человека (творчество) становится целью существования общественного производства. Абсолютной свободы не может быть в любом обществе.

б) Проблема отчуждения и свободы в философии жизни, неофрейдизме и экзистенциализме.

В «философии жизни» термин «отчуждение» не используется. Однако положение современного человека характеризуется как зависимость от социальных институтов (культуры, цивилизации). Общество фактически подавляет творческую природу человека («волю к власти» у Ницше, «творческий порыв» у Бергсона). Поэтому современный человек рассматривается Ницше как переходный тип от животного состояния к собственно человеческому («сверхчеловек»). Сверхчеловек – это человек, творящий самодеятельно условия своего бытия (в том числе и мораль)

Преодоление «отчуждения» и свобода трактуется в философии жизни как «волевой акт», переход к деятельности по меркам собственной природы, фактически как своеволие и бунт.

Человеко – Бог Ницше действует только в соответствии с собственным законом – волей, которая и есть закон.

Следствия, вытекающие из ницшеанского понимания свободы как своеволия, проанализированы и переосмыслены в философии экзистенциализма Н.А. Бердяева.

Читать еще:  Мужчина дева какой он. Характеристика мужчины-девы в браке

Н.Бердяев создает концепцию свободы на основе критического осмысления творчества Достоевского, Ницше, К. Маркса.

В чем суть его положений?

1) Свобода – сущность человека, ибо человек сотворен свободным, наделенным свободой воли.

2) История для Бердяева есть драма человеческой свободы, в которой человек сознательно переходит от свободы как своеволия к свободе как к выбору Добра, Истины, Красоты, от «свободы» к « свободе для…»

Свобода как своеволие есть необходимый этап самоопределения человека в мире.

Только будучи свободным (в смысле своеволия) человек может выбирать сознательно Бога как высшую добродетель.

4. Не человекобог, а богочеловек является сущностью и смыслом истории. Богочеловек – это человек, творящий мир по законам Истины, Добра и Красоты.

Следует сказать, что в философии европейского экзистенциализма проблема отчуждения и свободы человека акцентируется как проблема неподлинного и подлинного бытия (существования) – Хайдеггер, Сартр, Камю.

Неподлинное бытие (по Хайдеггеру) – Das Man – есть результат самоотчуждения – свободного выбора человеком существования по принципу («как все»). Это бытие означает неведение человека под действием внешних сил, бегства от свободы, и тем самым, отказ от ответственности. Возможность самоотчуждения заложено в человеке, независимо от конкретно – исторических форм его существования.

Подлинное же бытие – это свобода от иллюзий (Бог, различные идеалы, философские учения, это иллюзорный «смысл» человеческого бытия. На самом деле, бытие – это «ничто», «бытие – к – смерти», абсурд, т.е. бессмысленность и мужество признания «заброшенности» человека, свободный выбор себя в поступках, ответственность за эти поступки.

Достижение подлинного существования возможно, если осознать себя перед лицом ничто (смерти) и таким образом избрать свободу и ответственность.

Проблема отчуждения и его преодоление осмысливается в неофрейдизме, в частности, в философии Э. Фромма, который продолжил концепцию противопоставления бытия и обладания.

Обладание – это идентификация человека с собственностью (всецело), превращение человеческого ума, чувств, других способностей в господствующие над ним «вещи»

Существование по принципу обладания означает превращения мира, людей и самого себя в собственность.

Существование же по принципу бытия означает развитие своих способностей в деятельности. По сути главным капиталом человека становится его способности, а не вещи.

Э.Фромм считает ориентации на обладание и бытие противоположными, но одинаково употребленными в человеческой натуре. Общество, по его мнению, создает условия для развития этих способностей. Так, капитализм доводит отчуждение человеческих способностей до крайней степени (даже знание, любовь и другие чувства сводятся к обладанию, потреблению). Преодоление отчуждения Э. Фромм связывает со сменой ценностных установок общества на бытие. Такую переориентацию необходимо внедрить прежде все в систему производства, считает Э. Фромм.

Какие можно сделать выводы из предложенных сентенций представителями современной философской мысли?

1. Главной проблемой в процессе гуманизации человеческих отношений является проблема изменения самого человека, его сознания и в целом всей психики.

2. Человек только тогда станет по своей сути творцом и свободно определять свою собственную жизнь, «когда овладеет своей собственной природой», превратит отчужденные от него общественные силы (знания, капитал, культуру) в собственные наличные формы.

Только преодоление отчуждения, превращающего человека в средство для производства в государстве, истории есть необходимое условие возникновения человеческой личности, самого субъекта истории.

Личность не есть некий пассивный слепок с общества, а есть человек, деятельно осваивающий всю систему культуры, трансцендентно «выходящий» за ее пределы, т.е. творящий, социально – значимый, преобразующий бытие, способствуя тем самым прогрессу общества и своему собственному. По сути дела – творчество и являет собой основание свободы, фундаментом которой является ответственность человека.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Марксизм о сущности человеке. Проблема отчуждения;

Лекция

На ранних этапах марксизм формировался в основном под влиянием Гегеля и Фейербаха. Для Маркса субъект есть реальный человек. Идеализм сделал сущность человека абстрактной, заменив ее самодвижением духа (Гегель). В 6 тезисе «О Фейербахе» Маркс выразил сущность человека как совокупность всех общественных отношений.

Человек ведет себя в соответствии с потребностями и интересами, которые формируются в зависимости от разнообразных условий его жизни. Важно то, что каждый из нас, приходя в этот мир, встречает структуру общественных отношений уже готовой и вынужден приноравливаться к ней, подчиняться ей, усваивать ее как единственно возможную, не предполагая, что общественное бытие, как и мы сами, его составляющие, как и наши мысли, способно изменяться под нашим влиянием, повинуясь определенным историческим закономерностям.

Вся история человечества может быть рассмотрена как поиск оптимального решения проблемы взаимоотношения человека и общества. В марксизме под отчуждением человека понимается, прежде всего, утрата человеком своей социальной сущности и низведение жизни человека до уровня простого биологического существования, когда человек перестает воспроизводить свою социальную сущность. Причину отчуждения марксизм усматривает в социально-политических и экономических отношениях, в рамках которых человеческая деятельность и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Таким образом, сам процесс отчуждения может рассматриваться как социально-политический процесс. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса раскрыты основные моменты, порождающие отчуждение.

Путь преодоления отчуждения настолько же прост, насколько и сложен – это демократизация всей общественной жизни, управления и развитие духовного и культурного уровня человека. Маркс полагал, что человек должен так устроить мир, чтобы он мог познавать и усваивать в нем истинно человеческое, чтобы мог чувствовать себя человеком, одновременно совершенствуя и развивая себя и свои понятия о человеческом и человечности, свои жизненные идеалы. Энгельс настаивал на том, что человек должен познать самого себя, сделать себя мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности и устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы. Истину, подчеркивал он, следует искать не в призрачных потусторонних областях, а в собственной груди человека.

Читать еще:  Как двери отпираются так и сердце мое. Поговорим о любовных заговорах

Что же мы можем найти в собственной груди человека? Это вопрос весьма не простой, и разговор может быть очень долгим. Оставим пока этот вопрос, а поговорим вот о чем. Еще, быть может, не разобравшись, как следует с тем, что есть человек? и как есть человек? Маркс, а вслед за ним и другие философы, социологи и гуманисты (Ф. Ницше, М. Вебер, А. Швейцер и др.) начинают говорить об утрате человека, утрате индивидуальности или ее деградации. И это не в последнюю очередь связывается с научно-техническим развитием, с состоянием современного производства, с социально-политическими тенденциями самого общества.

Маркс и Энгельс одними из первых избрали эволюционную точку зрения на соотношение человека и общества и проблему свободы. Им была известна дарвиновская теория о происхождении видов животных и человека. Философия целиком повернулась лицом к науке.

Особенно это заметно в позитивизме О.Конта и Г.Спенсера.

Однако позитивизм, объективируя отношения человека и общества и соотнося сущность человека с сущностью животного, все больше упускал специфику человека, без знания которой человек остается столь же не понятым, как и раньше. Т.е. он более понятен с позиций поэзии, чем науки. Возникли направления, которые обозначили поворот к человеку, как в свое время Сократ повернул философию к человеку и его моральной сущности.

В своих философских изысканиях один из первооткрывателей «новой философии» 20 в. Э. Гуссерль приходит к понятию “жизненный мир” (Lebenswelt). “Жизненный мир” – это не мир сам по себе, а мир, взятый в его соотнесенности с человеком, в его значимости для человека. Он выступает в качестве мира-горизонта всех субъективных устремлений и целей, а, стало быть, смыслов и значений, которые объективируются в предметы. Этот мир проявляется как в “естественной установке”, раскрываясь как мир человеческого опыта, в который мы все погружены, так и в “феноменологической”, где он обнаруживает и реализует себя как мир символов и значений, конституированных трансцендентальным Я. “Жизненный мир” – это основа, это сфера первоначальных очевидностей, являющаяся основой всякого познания. Осуществляется возврат к Декарту. Сложившись до всякой науки, “жизненный мир” продолжает существовать и в эпоху науки, являясь по сути первичным относительно научного познания и опыта. Этот вывод достаточно очевиден сегодня. Действительно, наука и научное познание – это только одна из сфер деятельности человека, а научное мышление никогда не было самодостаточным и самоданным, но определялось в каждую конкретно-историческую эпоху различными другими областями деятельности человека. В “жизненном мире” Гуссерль видит тот фундамент или источник, из которого выросло в свое время естествознание и вся европейская наука. Однако со временем этот фундамент или источник был, по его мнению, “потерян”. “Жизненный мир” был “забыт” и наука лишилась своего внутреннего смысла. В результате европейская наука оказались в глубоком кризисе. Причину кризиса европейской науки и культуры в целом он видит в объективизме и натурализме. Современная Европа, согласно его точке зрения, стоит перед альтернативой: либо продолжение тенденции самораспада, либо же “возрождение … из духа философии” путем преодоления объективизма и натурализма, лишивших человека его жизненного мира.

Герменевтику широко используют в “археологии знания” – поиске истинных

смыслов тех главных понятий, которые лежат в основе современной цивилизации

Запада (например, дух и тело, индивидуум, свобода, деньги, недвижимость,

преступность и т.д.). Эта “археология” раскапывает совершенно поразительные,

неведомые нам смыслы (и, кстати, позволяет нам понять, в чем реально

заключается различие России и Запада как двух культур, двух цивилизаций).

Сегодня сфера действия герменевтики как научного подхода резко

расширилась. Слово (и текст) стали рассматривать лишь как частное выражение

более широкого понятия – знака.

. Платье, поза, жест могут быть красноречивее слов, это – “невербальные тексты”. По оценкам американских психологов (Дж.Руш), язык жестов насчитывает 700 тысяч четко

различимых сигналов, в то время как самые полные словари английского языка

содержат не более 600 тысяч слов. Признанный мастер пропаганды Муссолини

как-то сказал: “Вся жизнь есть жест”. А ведь помимо жестов есть множество

других знаковых систем.

Как горевала на базаре торговка, у которой вор вытащил спрятанный на груди кошелек! Она, видишь ли, думала, что он полез “с добрыми намерениями”.

Введение

Существуют ситуации и состояния, которые люди расценивают как одиночество, отчуждение себя от других людей: это может быть изоляция, как эмоциональная, так и социальная. Под эмоциональной изоляцией понимается результат отсутствия привязанности к конкретному человеку; в результате чего возникает тревожное беспокойство. Социальная изоляция обычно выражается в отсутствии доступного круга социального общения и сопровождается чувством отчужденности. Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука. Переживаемое острое чувство отчуждения влечет за собой общение, которое можно назвать дефицитным и дефектным.

В настоящее время среди людей изоляция, отчужденность от остального человечества встречается довольно часто, влияя на жизнь конкретного человека, на его взаимоотношения с другими людьми.

Таким образом, отчужденность является одной из проблем человечества, которую необходимо преодолеть.

Проблема отчужденности как одна из наиболее интересных и небезразличных сфер в функционировании общества изучалась многими исследователями, такими, как М. Симэн, А. Нил, С. Реттинг, М. Кларк, Б. Эндерсон и другими.

Таким образом, можно констатировать, что необходимо рассмотреть особенности отчуждения личности в современном обществе.

Цель данной работы – изучение проблемы отчужденности личности в современном жизненном пространстве, влияние отчужденности на человека.

Объект – юноши и девушки в возрасте от 17 до 20 лет (12 человек – 48 юношей и 4 девушки).

Предмет – особенности поведения человека при проявлении отчужденности.

Гипотеза – отчуждение определяет особенности поведения человека, влияя на его личность.

Читать еще:  К чему снится деньги мелочь брать. К чему снится мелочь, собирать(отдавать) монеты? К чему снятся монеты по соннику хассе

1. Подбор специальных методик по данной проблеме, изучение соответствующей литературы.

2. Определить наличие отчужденности у испытуемых.

3. Оценить значимость отчуждения в поведенческой сфере человека.

4. Определить наличие у испытуемых нарушений в сфере общения, неспособность или нежелание общаться.

5. Установить наличие у испытуемых потребности в общении.

6. Выявить стремление к принятию испытуемых окружающими людьми и страха быть отвергнутым другими людьми.

7. Составить практические рекомендации испытуемым.

Проблема отчуждения личности в современном обществе

Отчужденность – термин, который употребляется и в обыденном языке, и в различных науках, чаще всего – в философии, психологии, криминологии, социологии. В отличие от философского, в социологическом и психологическом понимании отчужденность описывается в терминах ожиданий и всегда является в достаточной степени осознаваемым свойством.

Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего; отъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения. Даже если широкие дружеские связи еще сохраняются, человек нередко тяготится ими и постепенно сокращает контакты. Отчужденность как переживаемое чувство и состояние превращается в отчуждение от реальных людей, их забот и жизни.

Проявлениями отчужденности являются охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом теплого сердечного общения.

М. Симэн выделил многомерную концепция отчужденности, которая включала в себя пять измерений:

· чувство бессилия (“от моих поступков ничего не зависит”);

· чувство бессмысленности (“не ясно, во что верить”);

· отсутствие норм (“чувство аномии”);

· чувство изоляции (“изоляция от ценностей и общества”);

· чувство чуждости всему (“теряется смысл труда, удовлетворение от работы”).

Исследования в области личности показали, что отчужденность – генерализованный, многомерный фактор. Зеллер и другие психологи с помощью четырехмерной шкалы (бессмысленность, бессилие, аномия и социальная изоляция) составили психологический портрет отчужденного человека, в который вошли отношения человека к миру и к себе. По их характеристики отношение отчужденного человека к миру характеризуется следующими чертами:

· мир воспринимается как застывший, схематичный;

· низкий уровень знаний об особенностях социально-политической системы;

· нет интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности;

· верят в сверхъестественные силы, астрологию, судьбу;

· менее логичное мышление, познавательная замкнутость;

· навязчивые состояния и ригидность;

· с трудом сосредоточиваются и принимают решения;

· склонность печалиться, высокий уровень страхов;

· безразличие к групповому поведению.

Для отношения к себе характерны:

· неадекватность и презрение;

· экстремизм, ослабление чувства ответственности, горечь и зависть;

· чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, фрустрированности; другие воспринимаются как угроза;

· презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих слабостей;

· отсутствие чувств лояльности, принадлежности, враждебность, экстремизм в этом состоянии иногда предшествуют отклоняющемуся поведению.

Стержнем отчужденности является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации. Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями либо ситуация отсутствия норм. Отношения между людьми становятся поверхностными. Поверхностный характер человеческих отношений побуждает многих надеяться, что они могут обрести глубину и силу чувств в индивидуальной любви. Но любовь к одному человеку и любовь к ближнему неразделимы; в любой из культур любовные отношения – это только более сильное выражение формы родства со всеми людьми, преобладающей в данной культуре.

Трудности при отчуждении могут возникать вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении. При этом они могут выражаться в склонности к резонерству, невнимании, обидной снисходительности и заметном равнодушии к партнеру. Все это разнообразие обусловливает необходимость классификации психологических трудностей общения.

В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой – избыточность, бессодержательность общения.

Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится “недружелюбным” – жестоким, безразличным, асоциальным. Человек, чувствующий себя отчужденным не принадлежит к группе, социальные связи нарушены.

Отчуждение в современном обществе, носит почти всеобщий характер; оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе. Отчуждение между человеком и человеком ведет к утрате всеобщих и социальных уз.

Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится “недружелюбным” – жестоким, безразличным, асоциальным.

Застенчивость, интровертированность, аутистичность, отчужденность, повышенная сенситивность принадлежат к глубоко личностным свойствам, они часто могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов, таким образом, мешая полноценному общению с людьми.

Под жизненным пространством в современной психологической теории поля понимается мир психических представлений и переживаний личности, кроме этого сюда можно отнести и общее психологическое окружение индивида, включая его самого и всех других людей, имеющих для него значение. Жизненное пространство индивида по К.Левину индивида есть целостное поле, внутри которого возникают его стремления, намерения и другие психологические силы, имеющие определенную направленность, величину и точки приложения.

Таким образом, отчужденность личности формируется в обществе, и влияет на поведение человека, его помыслы, мнения и установки. Все это оказывает огромное воздействие на личность человека, не всегда влияя на него положительным образом.

Источники:

http://studopedia.ru/2_117881_y-vopros-problema-otchuzhdeniya-i-svobodi-cheloveka.html
http://studopedia.su/8_4448_marksizm-o-sushchnosti-cheloveke-problema-otchuzhdeniya.html
http://studbooks.net/549946/psihologiya/problema_otchuzhdeniya_lichnosti_sovremennom_obschestve

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: