Православная польша. Современное положение Польской Православной Церкви

12.2. Современное положение Польской Православной Церкви

12.2. Современное положение Польской Православной Церкви

12.2.1. Каноническое устройство

Население Польши, на 98 % католическое, составляет 38 млн. человек. Численность православных достигает 600 тыс. человек, в основном в восточных районах страны, то есть составляет 1,5 %. Ныне в Польской Православной Церкви на территории Польши 8 епископов, из них два викарных. Церковь имеет 6 епархий на территории Польши (Варшавско-Бельскую митрополию с кафедрой в Варшаве; викарные епископы — епископ Гайновский, епископ Бельский; Белостокско-Гданьскую епископию с кафедрой в Белостоке, Лодзинско-Познаньскую архиепископию с кафедрой в Лодзе, Перемышльско-Новосондетскую с кафедрой в Саноке, Вроцлавско-Щецинскую с кафедрой во Вроцлаве, Люблинско-Холмскую с кафедрой в Люблине), Православный Ординариат Войска Польского (кафедра — Варшава), 1 епархию в Италии (Аквилейскую), 5 епархий на территории Бразилии и Португалии. Последние перешли в Польскую Церковь в августе 1990 г. из Русской Православной Церкви за границей. Эти епархии пользуются определенной автономией, здесь 20 приходов и 5 монастырей. Польская Православная. Церковь насчитывает около 300 приходов, 410 храмов, 4 монастыря, из них два мужских и два женских, 259 священнослужителей.

Похожие главы из других книг

5.2. Современное положение Грузинской Православной Церкви

5.2. Современное положение Грузинской Православной Церкви 5.2.1. Каноническое устройство В настоящее время Грузинская Церковь насчитывает 2–3 млн. верующих, 27 епархий, 53 монастыря, около 300 приходов. Богослужение совершается на грузинском языке, в некоторых приходах на

6.2. Современное положение Сербской Православной Церкви

6.2. Современное положение Сербской Православной Церкви 6.2.1. Каноническое устройство В 1990 г. СПЦ была самой большой конфессией по числу верующих в Югославии. Она насчитывала 28 епархий, из которых 21 находилась в пределах Югославии и 7 — за ее рубежом: 3 епархии в США и Канаде,

7.2. Современное положение Румынской Православной Церкви

7.2. Современное положение Румынской Православной Церкви 7.2.1. Каноническое устройство В настоящее время в Румынской Церкви существует 5 митрополий, в состав которых входит 10 архиепископий и 15 епископий, а также 4 зарубежных епархии:Митрополия Мунтении и Добруджи —

8.2. Современное положение Болгарской Православной Церкви

8.2. Современное положение Болгарской Православной Церкви 8.2.1. Каноническое устройство В настоящее время в Церкви существует 11 епархий, возглавляемых митрополитами: Софийская митрополия (правящий архиерей — Патриарх), Варненская и Преславская, Велико-Тырновская,

9.2. Современное положение Кипрской Православной Церкви

9.2. Современное положение Кипрской Православной Церкви 9.2.1. Каноническое устройство Из 700.000 населения острова Кипр 80 % составляют греки, 18 % турки. В Церкви насчитывается около 450 тыс. верующих. Всего в Церкви существует около 600 приходов и более 600 священнослужителей. В

11.2. Современное положение Албанской Православной Церкви

11.2. Современное положение Албанской Православной Церкви 11.2.1. Каноническое устройство Верховной церковной властью в Албанской Православной Церкви является Святейший Синод, в который входят все правящие епископы, а также титулярный викарный епископ Аполлонийский.

14.2. Современное положение Православной Церкви в Америке

14.2. Современное положение Православной Церкви в Америке 14.2.1. Каноническое устройство Ныне Церковь состоит из 16 епархий и более 500 приходов в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле, и насчитывает около миллиона человек паствы. С 1971 г. в ее составе находится

6. Современное положение Грузинской Православной Церкви:

7. Современное положение Сербской Православной Церкви:

7. Современное положение Сербской Православной Церкви: статистические данные; отношения между Церковью и государством; органы церковного управления; объединения священников; монастыри; святыни; духовное просвещение: духовные школы, журналы, другие издания; зарубежная

9. Современное положение Румынской Православной Церкви:

14. Современное положение Болгарской Православной Церкви:

14. Современное положение Болгарской Православной Церкви: статистические данные; приходы и представительства за рубежом; духовные школы; церковные учреждения, издательство, журналы; Церковно–исторический и архивный институт; положение Церкви в государстве;

8. Современное положение Кипрской Православной Церкви:

11. Предстоятели Польской Православной Церкви

11. Предстоятели Польской Православной Церкви Предстоятелями Польской Православной Церкви в возрожденной Польше были:1. Митрополит Георгий (в миру Григорий Ярошевский). Родился в 1872 году в семье священника в г. Подольске Хмельницкой обл. После окончания Киевской

12. Современное положение Польской Православной Церкви:

Митрополиты Польской Православной Церкви

Митрополиты Польской Православной

11. Современное положение Чехо–Словацкой Православной Церкви:

11. Современное положение Чехо–Словацкой Православной Церкви: статистические данные; национальный состав паствы; духовное просвещение, печать; богослужение; положение Церкви в государстве; организация Церкви В настоящее время Чехо–Словацкая Православная Церковь

Читать еще:  Читать евангелие от матфея и марка. Библия онлайн, читать: Новый завет, Ветхий завет

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Православная Польша

На территории, входящие в состав современной Польши, христианство проникало с разных сторон: с юго-запада — Великого Моравского княжества, с запада — германских земель и с востока — Киевской Руси. Вполне естественно, что польские земли как смежные с Великой Моравией подверглись воздействию миссии святых Кирилла и Мефодия. С расширением Моравского княжества Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велиградской епархии. В 966 году польский князь Мешко I принимает христианство , за чем последовало крещение народа. По преданию Мешко сначала принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на княгине Дубравке в Польше усилилось латинское влияние. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что ещё до крещения Мешко на территории Польши существовали храмы, построенные в византийском стиле.

Ещё в 1385 году Ягайло официально отрёкся от православия , а через год после брака в 1387 году он объявил римско-католическую веру господствующей в Литве. Вскоре начались притеснения православных. Крупнейшие насилия происходили в Галичине. В Перемышле католикам был передан православный собор. На Городельском сейме 1413 года, который подтвердил объединение Литвы с Польшей, был издан указ о недопущении православных к высшим государственным должностям .

До конца XVI век века большая часть Православного духовенства Польши во главе с Киевским митрополитом Михаилом (Рогозой) приняла провозглашённую на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского Папы. Но православные верующие преимущественно не приняли и стали на защиту Православной церкви . Очень важную роль в защите православия от распространителей унии играли православные церковные братства. Необходимо особо упомянуть Львовское и Виленское православные братства, представлявшие собой сплочённые союзы городского населения. Согласно принятым уставам главным своим делом братства считали: открытие и содержание духовных училищ, подготовку образованной православной молодежи, создание типографий и издание необходимых книг. Однако силы в борьбе с наступающим католицизмом были неравны. Православные братства, лишившись поддержки со стороны шляхты, перешедшей в католичество, постепенно сокращали свою деятельность.

До конца XVI века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. С второго десятилетия XVIII века для всего православного населения Западной Украины, которая входила в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не внёс существенных изменений в положение православных в Польше и Великий сейм 1788—1792 годов, провозгласивший среди прочего, религиозную свободу. В конце XVIII века в Польшу попадают греческие православные купцы, поселяются здесь и стремятся поддержать православие. Однако власть не позволяла им обустраивать храмы, поэтому богослужения проходили в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции.

Ситуация коренным образом изменилась после присоединения польских земель к Российской империи (1795 год — третий раздел Польши; 1814—1815 года — решение Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав империи, сразу улучшилось без особых мероприятий. Прекратились гонения, насильственные обращения в унию, антиправославная пропаганда .

После Первой мировой войны, в 1918 году, была возрождено Польское государство . Согласно Рижскому договору 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный синод Московской патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита.

27 февраля того же года Собором православных епископов Польши он был избран Митрополитом Варшавским. Убийство усилило антироссийские и проавтокефальные настроения в Польской церкви, и иерархия начала полноценные переговоры с Вселенским Константинопольским патриархатом .

Опираясь на подписанный в 1927 году польским правительством и Римским папой конкордат, который признавал в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римо-католики в 1930 году выступили с судебным иском о возвращении православных храмов , святынь, церковного имущества, которое когда-то принадлежало католической церкви. Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди них были такие православные святыни как Почаевская Лавра и многие другие монастыри, Кременецкий и Луцкий кафедральные соборы, старинные храмы. В это время был разрушен собор в честь святого Александра Невского в Варшаве, расписанный Виктором Васнецовым и другими русскими художниками (построен в 1892—1912 годах, вмещал до 3000 верующих) ..

Читать еще:  Гонения на староверов. Гонения на старообрядцев

В конце 1936 года появились тревожные симптомы нового наступления на Православную церковь. В этом году в связи с 300-летием со дня смерти униатского митрополита Вельямина Рутского в городе Львове собрался съезд униатского духовенства. Почётным председателем съезда был греко-католический митрополит Андрей Шептицкий (умер в 1944 году).

Решено было, что для украинского народа наилучшей формой церковности является его уния с Римом, поэтому галицкое униатское духовенство должно получить полную свободу для миссионерской деятельности среди украинцев, белорусов, русских, проживающих в Польши .

Сразу же после издания инструкции начались террор и насилие над православным населением с целью обращения его в католичество. В 1938 году в Холмщине и на Подляшье храмы стали не только закрывать, но и разрушать, а православное население подвергать преследованиям. Было разрушено около полутора сотен храмов и молитвенных домов. Более 200 священнослужителей и церковнослужителей оказались безработными , лишёнными средств к существованию. Православные храмы выставлялись как памятники рабства, поэтому нужно их разрушить. Никакие протесты православных, в том числе обращения митрополита Дионисия (Валединского) к высшим должностным лицам не помогли..

1 сентября 1939 началась Вторая мировая война. Меньше чем через месяц немецкие танки уже находились на улицах Варшавы. Восточные области Польши были заняты Советским Союзом. Польша, таким образом, была разделена между СССР и Германией . На территории бывшей Польши, которая была оккупирована Германией, было создано так называемое Генерал-губернаторство, в котором существовали три епархии: Варшавская, Холмская и Краковская. Земли, занятые советскими войсками в 1939—1941 годах, вошли в состав Минской епархии. Также в составе СССР оказалась Волынская епархия . Здесь, как повсюду в СССР, Православная церковь Польши терпела притеснения со стороны Советского государства. Вывозили в советские лагеря не только католиков, военных, но и верных православной церкви, а вместе с ними духовенство . В духовной жизни наступили изменения во время немецкой оккупации. Немцы же на своей территории стремились к уничтожению коммунистической идеологии и в этой связи позволяли открывать закрытые ранее храмы .

На территории Украины стали действовать украинские епископы Польской православной церкви во главе с митрополитом Поликарпом (Сикорским ). Эту структуру традиционно называют Украинской автокефальной православной церковью, хотя формального провозглашения автокефалии не было, епископат считал себя частью бывшей Польской православной церкви (которая после ликвидации государства Польша перестала использовать в своём названии слово «Польская»). Параллельно здесь оставались структуры Московского патриархата — Украинская автономная православная церкоь .

После Второй мировой войны автокефалия Польской православной церкви была признана определением Священного синода Русской православной церкви от 22 июня 1948 года.

В 1949 году были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцкая-Гданьская и Лодзинское-Вроцлавская. К 1952 году в Польской православной церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познаньская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосонченская епархия , а в 1989 году — Люблинской-Холмская .

Ныне на территории Польши действуют 6 православных епархий с 11 епископами, 27 деканатами, 250 приходами и 10 монастырями. Польша насчитывает так же 410 церквей, 259 священнослужителей и ок. 600 000 верующих.

Православные епископы служат в городах: Варшава, Белосток, Гданьск, Лодзь, Пшемышл, Вроцлав, Люблин, а так же в местах: Супралы, Горлица, Семятычск.

В Польской Православной Церкви есть свои святые. Это уже упомянутый Святой мученик Младенец Гавриил Белостокский, мощи его находятся в Белостоке. Польская Церковь канонизировала так же своих священномучеников, мощи которых так же есть в других городах.

В Польше есть сильно почитаемые православные чудотворные иконы Богородицы.

Это Люблинская икона находящаяся в Кафедральном соборе Люблина.

Святыми местами является монастырь на Святой горе Грабарка, на которую совершается восхождения на коленях и при этом люди несут на себе кресты чтобы их там оставить и ночью при свечах помолиться.

Монастырь Зверки, на родине святого младенца Гавриила.

Конечно нельзя не упоминуть Ченстоховскую икону Богородицы, не смотря на то, что она в католическом монастыре, но она так же и Православная святыня для всех православных.

Читать еще:  Что обозначает имя таисия для девочки. Таисия и Виталий

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Польская Православная Церковь

Историческая справка

Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью.

В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату.

В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии».

Епархии Польской Церкви

На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши:

  • Варшавская;
  • Белостокская;
  • Лодзинская;
  • Перемышльская;
  • Вроцлавская;
  • Люблинская.

Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.

Особым статусом обладает Православный ординариат Польской Церкви (возглавляет Георгий, епископ Семятичский, Верховный православный ординарий Войска Польского).

Количество приходов Польской Церкви на 2012 г. — 237 (226 — в Польше, 11 – за границей), численность клира — около 420 чел., численность верующих — около 500 тысяч.

Монастыри

В юрисдикции Польской Церкви находится 13 монастырей: 11 — на территории Польши, 2 — в Бразилии. Наиболее известные монастыри: ставропигиальный мужской монастырь святого Онуфрия в Яблечне, Супрасльский Благовещенский мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке.

Духовное образование

Система высшего духовного образования Польской Церкви включает 3 учебных заведения: Православную духовную семинарию в Варшаве, Христианскую богословскую академию в Варшаве, а также кафедру православного богословия в Белостокском университете. Кроме того, в Польше действует Иконографическая школа, а также Школа псаломщиков и церковных регентов.

Социальная и благотворительная деятельность

В Польской Церкви действует Православный благотворительный центр «Элеос», основанный в 1996 г. Митрополитом Саввой для более эффективной организации помощи нуждающимся. Кроме того, социальная деятельность Польской Церкви включает содержание сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

В Польской Церкви распространена практика создания братств, действующих как на уровне отдельных приходов, так и на уровне всей Церкви. Наиболее значимыми и крупными являются «Братство православной молодежи» (основано в 1980 г., специализируется на работе с молодежью), «Братство святых Кирилла и Мефодия» (основано в 1989 г., специализируется на просветительской деятельности), «Братство святого Николая» (основано в 1995 г., занимается паломнической и благотворительной деятельностью).

Источники:

http://religion.wikireading.ru/98473
http://filaretuos.livejournal.com/118212.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: