Гонения на староверов. Гонения на старообрядцев

Гонения, преследования защитников древних православных обычаев начались сразу после церковной реформы.

9 октября 1652 года стала печататься первая переиначенная никоновскими справщиками книга – Псалтырь, в которой были исключены указания о двуперстном крестном знамении и о земных поклонах при великопостной молитве св. Ефрема Сирина. Книга вышла 11 февраля 1653 года, а вскоре Никоном была разослана «память» (инструкция, циркулярное письмо), в которой он единолично предписывал всей Церкви последовать новому, установленному им порядку.

Миниатюра из книги «Об отцах и страдальцах соловецких». Начало XIX века.

Спор о вере в Грановитой палате в 1682 году.

За приверженность старой вере предусматривались наказание кнутом, пытки, ссылка с конфискацией имущества и смертная казнь.

Православная вера учит христиан во всем слушаться Христа, святых церковных Соборов и поступать по правилам святых отцов.

Поэтому православные русские люди не должны были и не захотели слушаться патриарха, когда он велел всем изменить установленные обычаи по своему желанию. Надо больше бояться прогневать Бога, чем Никона, рассудили они.

Но патриарх был настроен решительно. Репрессии против несогласных не заставили себя долго ждать. 4 августа был заключен под стражу протопоп Иоанн Неронов, а через несколько дней – протопоп Аввакум вместе с единомышленниками из числа прихожан. Вскоре были схвачены и многие другие священники, смело вставшие на защиту Православия. Старая вера сразу лишилась многих наиболее активных и образованных своих приверженцев.

Портрет правительницы Софьи Алексеевны. 1682-1689.

Ворота тюрьмы суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.

Фрагмент бумажной полосы с сургучными печатями; ими полвека были опечатаны Царские врата храма Рожества Христова, что на Рогожском кладбище в Москве.

В 1654 году Никон созвал Поместный собор, который должен был оправдать беззаконно начатую им церковную реформу. На нем епископ Павел Коломенский выразил несогласие с Никоном, за что был избит лично патриархом, арестован и сослан в Новгородские пределы, где его вскоре убили. Несмотря на последовавший уход Никона с патриаршества, церковная реформа продолжалась, и защитников Православия арестовывали, ссылали, подвергали различным репрессиям.

Большой Московский собор 1666-1667 годов окончательно утвердил факт церковного раскола. Его участники писали: «Аще же кто. не послушает хотя в едином чесом повелеваемых от нас, или начнет прекословити. мы таких накажем духовно, аще же и духовное наказание наше начнут презирати, и мы таковым приложим и телесная озлобления» (то есть если же кто хотя бы в чем-нибудь одном не послушает из того, что мы повелели, или начнет нам прекословить, то мы таких накажем духовным прещением, а если и нашим духовным наказанием начнут пренебрегать, то мы к таковым добавим и телесные мучения).
И «телесные озлобления» прилагались. В XVII веке против православных христиан правительство, направляемое новообрядческими архиереями, разворачивало даже настоящие военные действия. Войска осаждали Соловецкий и Палеостровский монастыри, посылались для прочесывания лесов под Волоколамском, под Вязниками.

При царе Феодоре Алексеевиче стали издаваться специальные указы о преследовании приверженцев старой веры, предусматривавшие наказание кнутом, пытки, ссылку с конфискацией имущества и смертную казнь. В частности, казнить предписывалось того, кто, отвергнув старую веру, снова к ней возвращался, а также «окончательно упорствующих».
В 1682 году в Пустозерске были сожжены протопоп Аввакум со своими сподвижниками, казнен протопоп Никита Добрынин и многие другие.

епископ Конон Новозыбковский

архиепископ Аркадий Славский,

епископ Геннадий Пермский

7 апреля 1684 года были изданы знамени-тые «Двенадцать статей» царевны Софьи. Согласно этому Указу тех, кто подозревался в содержании старой веры, надлежало пытать, а тех, кто стоять будет в пытке упорно и не покоряться, жечь в срубе и пепел развеять. Тех же, кто перекрещивал, надлежало также сжигать, а если раскаются, то сжигать, «причастив Святых Тайн». Приютившие старообрядцев даже всего на одну ночь лишались имущества (если по неведению, то просто наказывались батогами) и ссылались. Немудрено, что огромное количество русских людей было вынуждено бежать в глухие леса и за пределы России.

В 1702 году Петр I гарантировал свободу вероисповедания иностранцам, вызываемым для службы в Россию. В манифесте говорилось: «Мы. охотно предоставляем каждому христианину пещись о блаженстве души своей».

Но к старообрядцам это не относилось. При Петре I были созданы многочисленные учреждения и должности для искоренения старообрядчества, такие как Розыскные раскольничьих дел канцелярии, мирские судьи и сыщики по раскольничьим делам из гвардейских поручиков. Все граждане были обязаны доносить на известных им старообрядцев.

До 1716 года в России последовательно проводилась политика истребления собственного русского народа по религиозному признаку.

8 февраля 1716 года было признано более полезным применить экономические меры: старообрядцам было позволено жить в селах и городах при условии двойного налогообложения.
Старообрядцев, согласившихся платить двойную дань, так и стали называть двоеданами. Однако это не означало отмены прежних гонений. Особенно отличался жестокостью и ненасытностью архиепископ Нижегородский Питирим, преследовавший и казнивший древлеправославных христиан, прятавшихся от него по глухим лесам. В книге «Пращица» Питирим писал: «Раскольников, как еретиков и мятежников, следует подвергать таким же наказаниям и смерти, каким подвергались древние еретики и раскольники. В Ветхозаветной Церкви непокорных поведено убивать, тем более в новой благодати подобает наказанию и смерти предавати непокоряющихся Восточной церкви».

Читать еще:  Видеть сухую рыбу во сне. К чему снится сушеная рыба: различные предзнаменования

И это были не просто слова, Питирим приложил немало усилий, чтобы на смертную казнь были осуждены керженские иноки, из которых самым известным был диакон Александр Керженский.
Разработанный при Петре I «Духовный регламент» предписывал: для того чтобы узнать, не является ли человек тайным старообрядцем, его рекомендовалось причастить в новообрядческой церкви. А если он откажется, то причастить следовало насильно!
Для этой цели было изобретено даже специальное приспособление: кляп, вбиваемый в рот, имеющий по середине отверстие, куда могла вставляться воронка. Этот же регламент запрещал старообрядцам занимать духовные и гражданские должности.

На старообрядцев пытались оказывать психологическое давление, унижая и превращая их в изгоев общества. В 1722 году для отличия от прочего населения царь повелел носить старообрядцам особую одежду: серые зипуны с высоким клееным «козырем» (козырьком) красного цвета, ферези и однорядку с лежачим ожерельем.

За нарушение полагалось взыскивать пошлину и штраф.

Святыни, находящиеся у старообрядцев, тоже подвергались гонениям. В XVIII веке повелева¬лось зарывать в землю мощи святых, если они находились у старообрядцев, чтобы «раскольники не могли вырыть», а Святые Дары – сжигать. Господствующая церковь боролась и с иконами старого письма. До конца XVIII в. предписывалось также отбирать у старообрядцев старопечатные книги (впоследствии отбирались лишь книги, напечатанные без разрешения властей или содержащие критику господствующей церкви).

Разрушение семейных основ русских семей тоже было методом преследования за убеждения. В то время как всем народам Российской империи была дарована свобода вступать в брак по их обрядам, в отношении старообрядцев действовали многочисленные распоряжения, по которым им запрещалось совершение таинства брака и крещения. Дети, родившиеся у старообрядцев, русских по национальности, считались незаконнорожденными.
При императрице Елизавете жесткость мер против старообрядцев смягчается; подобная политика проводится и в царствование Екатерины II. Правительство стало даже защищать старообрядцев от неправомерных действий местных светских и духовных властей. В начале 60-х годов XVIII века при духовных консисториях были учреждены так называемые «раскольнические конторы». Посылаемые этими конторами воинские команды в некоторых местах действовали столь «успешно», что уже в 1761 году Сенат издал указ, предписывающий Сибирской губернской канцелярии оказывать защиту обывателям от произвола этих команд.

С 1761 года старообрядцам, бежавшим от преследований, было разрешено вернуться из-за границы. Для их поселения были выделены места в Поволжье и в Сибири.
С 1782 года старообрядцы освобождаются от двойного налогообложения, а с 1783 года последователей старой веры стали официально именовать старообрядцами (по закону 1745 года христианам запрещалось даже называть самих себя староверцами).
Законодательство становилось все более либеральным. Стало возможным возводить старообрядческие храмы (в этот период были построены три храма Рогожского кладбища).
Однако в 1822 году это вновь стало запрещено.

Николай I с самого начала своего царствования стал ограничивать льготы, даро¬ванные Екатериной II и Александром I. С 1827 года даже простая покраска часовни должна была осуществляться только по особому разрешению. При нарушении храм могли сломать, а старообрядцев арестовать. Наиболее одиозным актом насилия над староверами стала программа Особого комитета, возглавляемого министром внутренних дел графом Д.Н. Блудовым, официально объявившим, что власти видят в «раскольниках» особое общество, «имеющее потенцию» к антиправительственным действиям, в связи с чем требовалось усилить полицейские меры.

Сильнейший удар по Церкви был нанесен в 1832 году, когда прием новых «беглых» священников был полностью запрещен. На старообрядческое священство император Николай I обрушил новые жестокие гонения. Последние «дозволенные» священники вымирали, принятых вновь власти вылавливали. Произошло оскудение священства, грозившее полным его исчезновением. Староверов насильно присоединяли к синодальной церкви. Опасность по милости Божией была преодолена только после появления в России священников и епископов Белокриницкой иерархии.
Многие из них были арестованы, но Церковь Христова выжила.

Не сумев лишить Церковь священников, власть предприняла попытку уничтожить духовные центры старообрядчества. Были разорены многие скиты. В Нижегородкой губернии в уничтожении старообрядческих скитов лично участвовал известный писатель Павел Мельников (Андрей Печерский), и эти события были отражены им на последних страницах романа «На горах». 7 июня 1856 года были запечатаны алтари храмов Рогожского кладбища.
Одновременно по всей России было закрыто множество храмов и молелен.

Был предпринят удар и по экономической самостоятельности старообрядчества. С 1853 года старообрядцы смогли записываться в купечество только на временном праве, что не освобождало от рекрутской (многолетней воинской) повинности и ограничивало возможности заниматься торговлей и предпринимательством.

С шестидесятых годов начинаются некоторые послабления. В 1863 году купцам-старообрядцам выдаются постоянные свидетельства, а в 1883 году, в царствование императора Александра III, законодательство по старообрядческому вопросу становится более либеральным. Древлеправославным христианам при соблюдении определенных условий разрешается проводить общественные богослужения и даже строить новые храмы.
Епископ Конон Новозыбковский, архиепископ Аркадий Славский, епископ Геннадий Пермский – старообрядческие архиереи, исповедники; каждый из них провел более 20 лет в тюрьме суздальского Спасо-Евфимиева монастыря во второй половине XIX в. Освобождены в 1881 году.

После известного Указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года старообрядцы наконец были уравнены в правах с остальным населением России. Возрождение Церкви было мощным, стремительным, но недолгим.

Читать еще:  Если приснился младенец. Толкование снов: к чему снится новорожденный ребенок

После Октябрьской революции 1917 года старообрядчество подверглось (на этот раз вместе со всеми остальными верующими России) гонениям от безбожной власти. Церковь Христова снова украсилась кровью мучеников.

Старообрядчество.
Иллюстрированная энциклопедия.

Издание второе, исправленное и дополненное.
Подготовлено отделом просвещения и катехизации Тверской Старообрядческой общины храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве

Координатор проекта – иерей Алексей Лопатин.
Главный редактор – кандидат филологических наук В.В. Боченков.
Авторы текстов: иерей Александр Панкратов, И.Г. Будкина, В.В. Волков, С.Г. Вургафт, Д.А. Урушев, И.А. Ушаков, Г.В. Чистяков, Д.С. Юров

Иллюстрации – Духовный Православный Старообрядческий Центр «Панагия»
Художник И.А. Болотина
Выпускающий редактор Е.Г. Ермоленко
Корректор – Н.П. Серебрякова

© Русская Православная
Старообрядческая Церковь, 2005
© Тверская Старообрядческая община храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве, 2005
© ДПСЦ «Панагия», 2005

Отпечатано в филиале ОАО “ТОТ” Ржевская типография.
172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Урицкого, 91.
Телефон – (48232) 2-36-56.
Подписано в печать 17. 08. 2011 г.
Формат 60/90, 1/8.
Печать офсетная. Объем 21 п. л.
Заказ N° 1433. Тираж 3000 экз.

Гонение на староверов

Они были подвергнуты (за исключением Аввакума) еще особой казни: ям вырезали языки и отсекли правые руки, чтобы они не могли ни говорить, ни писать в обличение своих гонителей. Более 14-ти лет пробыли они в мучительном заточении – в сырой яме. Но никто из них не поколебался в правоте своей веры. Благочестивый народ чтил этих исповедников как непреоборимых воинов Христовых, как дивных страстотерпцев и мучеников за святую веру. Пустозерск стал святым местом. По настоянию нового патриарха Иоакима пустозерские страдальцы были преданы сожжению на костре. Казнь последовала в пятницу, в день страстей Христовых, 14 апреля 1682 г. Всех их вывели на площадь, где был устроен сруб для сожжения. Бодро и радостно взошли они на костер. Толпа людей, сняв шапки, молча окружила место казни. Подожгли дрова, и костер запылал. Священномученик Аввакум обратился к народу с прощальным словом. Подняв высоко сложенную в двуперстие руку, он провозгласил «Вот будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете». Когда мученики сгорели, народ бросился к костру собирать святые кости, чтобы разнести их потом по всей русской земле.

Мучения и казни совершались и в других местах московского государства. За шесть лет до сожжения пустозерских узников были преданы мучительной смерти сотни преподобных отцов и исповедников славной Соловецкой обители. Эта обитель вместе с другими монастырями и скитами русской церкви отказалась принять новые никоновские книги. Соловецкие иноки решили продолжать службу Божию по старым книгам. Они написали государю в течение нескольких лет пять челобитных (прошений), в которых умоляли царя только об одном: разрешить им оставаться в прежней вере. «Плачемся вси со слезами, – писали иноки царю Алексею Михайловичу, – помилуй нас, нищих и сирот, повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой, государев, и вси благоверные цари и великие князи скончались, и преподобные отцы Соловецкой обители: Зосима, Савватий, Герман и Филипп митрополит, и вси святии отцы угодили Богу». Соловецкие иноки были твердо убеждены, что измена старой вере означала измену Церкви и Самому Богу. Поэтому они соглашались скорее принять мучения, нежели отступить от веры своих предков. Они смело заявили царю: «Лучше нам временною смертью умереть, нежели вечно погибнуть. И если нас предадут огню и мукам или на части рассекут, мы и тогда не изменим апостольскому преданию вовеки».

В ответ на все просьбы и мольбы смиренных иноков царь послал в Соловецкий монастырь военную команду, чтобы силою заставить убогих старцев принять новые книги. Иноки не пустили к себе стрельцов и затворились в обители за толстыми каменными стенами, как в крепости. Царские войска осаждали Соловецкий монастырь в течение восьми лет (с 3668 по 1676 г.). Наконец, в ночь на 22 января 1676 г. стрельцы ворвались в обитель, и началась страшная расправа с жителями монастыря. Было замучено до 400 человек: одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в проруби. Вся обитель была залита кровью святых страдальцев. Они умирали спокойно и твердо, не просили ни милости, ни пощады. Только 14 человек случайно уцелело. Тела убитых и разрубленных мучеников лежали с полгода неубранными, пока не пришел царский указ – предать их земле. Разгромленная и разграбленная обитель была заселена присланными из Москвы монахами, принявшими новую правительственную веру и новые никоновские книги.

Незадолго до казни соловецких страдальцев были замучены в боровской тюрьме (Калужская обл.) две родных сестры из боярского рода Соковниных, боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова. С детства они были окружены почетом, славой, близко стояли к царскому двору и часто там бывали. Но ради истинной веры они презрели и богатство, и почет, и славу мирскую. Они были арестованы и подвергнуты страшным пыткам. По указу царя их сослали в Боровск и посадили здесь в мрачное и сырое подземелье. Сестер-исповедниц томили голодом. Силы их слабели, жизнь медленно угасала. 11 сентября 1675 г. скончалась Евдокия, а 2 ноября, через 51 день,- ее сестра, успевшая еще до ссылки принять иночество с именем Феодоры.

Читать еще:  Как вывести бесов из человека. Как выгнать из себя беса молитва

Немало было замучено в то время исповедников старой веры: одних засекли плетьми, других уморили голодом в тюрьмах, третьих предали сожжению.

Начало гонений на старообрядчество

Мучения и казни совершались и в других местах Московского государства. За шесть лет до сожжения пустозерских узников были преданы мученической смерти сотни преподобных отцов и исповедников истинной веры в славной Соловецкой твердыне. Эта обитель вместе со многими монастырями и скитами русской Церкви отказалась принять новые книги. Соловецкие иноки решили продолжать службу Божию по старопечатным, дониконовским изданиям. Они написали государю в течение нескольких лет пять челобитных посланий, в которых умоляли царя только об одном: разрешить им оставаться в прежней вере неизменно.

«Плачемся вси со слезами, — писали иноки царю Алексею Михайловичу, — помилуй нас, нищих и сирот, повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой государев, и вси благоверные цари и великие князи скончались, и преподобные отцы Соловецкой обители Зосима, Савватий, Герман и Филипп митрополит, и вси святые отцы угодили Богу».

Соловецкие иноки были твердо убеждены, что измена старой вере означала измену Церкви и Самому Богу. Поэтому они писали:

«Лучше нам временною смертью умереть, нежели вечно погибнуть. И если нас предадут огню и мукам или на части рассекут, мы и тогда не изменим апостольскому преданию во веки».

По их слову все и случилось. В ответ на просьбы и мольбы смиренных иноков царь послал в Соловецкий монастырь войска, чтобы силою заставить старцев принять новые книги. Иноки затворились в обители за толстыми каменными стенами. Царские войска осаждали Соловецкий монастырь почти восемь лет, с 1668 по 1676 год. Наконец, в ночь на 22 января 1676 года из-за предательства одного из братии, нового иуды, отворившего тайный ход, стрельцы ворвались в обитель, и началась страшная расправа с насельниками монастыря. Было замучено до 400 человек одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в проруби Были и такие, которых вморозили в лед или подвесили, подцепив за ребра крючьями. Вся обитель была залита кровью святых страдальцев. Только 14 человек случайно уцелели Тела убитых и разрубленных лежали с полгода неубранными в назидание непокорным. Разгромленную обитель заселили присланными из Москвы монахами.

Незадолго до казни соловецких страдальцев были умучены в Боровске (Калужская обл.) две родные сестры из боярского рода Соковниных, боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова. С детства они были окружены почетом и роскошью, близко стояли к царскому двору. Но ради истинной веры они презрели и богатство, и почет, и славу мирскую. Они были арестованы и подвергнуты страшным пыткам. По указу царя их сослали в Боровск и бросили здесь в сырую земляную яму. Сестер-исповедниц и бывших с ними инокиню Иустину и супругу стрелецкого полковника Марью Данилову стегали кнутами, вздергивали на дыбу, морили голодом и жаждой. Силы их слабели, жизнь медленно угасала. 11 сентября 1675 года скончалась Евдокия, а 2 ноября, через 51 день, ее сестра, успевшая еще до ссылки принять иночество с именем Феодоры. Погибла голодной смертью. Марья Данилова. Инокиня Иустина заживо была сожжена в срубе.

В службе, составленной на память святых мучениц (11 сентября по старому стилю), Церковь прославляет их подвиг: «О, преславнии мученицы, вас ничтоже возможе отлучити от любве Божия, ни лишение имении, ни ломание составов, ни биения, ни раны, ни темница безсветлая, но, победивши вся козни вражия, на небесех молитеся Христови, да спасет душа наша яко милосерд».

Казни последовали тотчас же после собора. Знаменитые защитники древлеправославного благочестия — протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний — были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. Они были подвергнуты (кроме Аввакума) еще особой казни: им вырезали языки и отсекли правые руки, чтобы они не могли ни говорить, ни писать в обличение своих гонителей.

Более 14 лет пробыли они в мучительном заточении, в сырой яме. Но никто из них не поколебался в правоте своей веры. Благочестивый народ чтил этих исповедников как необоримых воинов Христовых, как дивных страстотерпцев и мучеников за святую веру. Пустозерск стал местом их мученической кончины.

По настоянию нового патриарха Иоакима пустозерских страдальцев живых сожгли в срубе. Казнь последовала в Великую пятницу, в день страстей Христовых, 14 апреля 1682 года. Безстрашно взошли они на костер.

Толпа людей, сняв шапки, молча окружила место казни. Огонь запылал. Священномученик Аввакум обратился к народу с прощальным словом. Подняв высоко руку, сложенную в двуперстие, он провозгласил: «Будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете».

Когда огонь угас, народ бросился собирать святые останки, чтобы разнести мощи мучеников по всей русской земле.

Источники:

http://klintsy-portal.ru/?id_catalog=912
http://www.sunhome.ru/religion/12253
http://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadchestva/nachalo-goneniy-na-staroobryadchestvo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: