Пост календарь питания по дням меню. Пост в День Воздвижения Креста Господня

Календарь постов и трапез

* Имеется в виду, что вместо растительного масла употребляют оливки.

*** Устав в полной мере относится к монастырской практике Палестины (см. «Пост по Типикону»). Миряне определяют свою норму индивидуально, желательно по благословению священника .

Даты указаны по новому стилю

В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, посты в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти седмиц), три однодневных поста.

Великий Пост

Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и страстную седмицы.

В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов).

Апостольский пост

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Успенский пост
14 августа – 27 августа

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

В день праздника Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу.

Рождественский пост
28 ноября – 6 января

В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. В народе он назывался также Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного апостолу Филиппу.

Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.

В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.

Сплошных седмиц пять:

Святки – с 7 января до 18 января,

Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста,

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса),

Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи,

Троицкая – неделя после Троицы.

Среда и пятница

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

Усекновение главы Иоанна Предтечи11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.

Воздвижение Креста Господня27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

Читать еще:  Православные иконы всех святых. Архивы иконы - православные иконы и молитвы

Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Случайный тест

Цитата дня

В XIX веке говорили: величайшее достижение дьявола в том, что он уверил людей, будто его нет. В нашем веке он достиг большего: он заставил людей не думать о загробной участи.
протоиерей Михаил Шполянский

Великий пост 2020: календарь питания по дням

Великий пост – самый строгий! В 2020 году он начинается в понедельник, 2 марта и заканчивается в субботу 18 апреля. Семь недель, до самой Пасхи верующим рекомендовано воздерживаться от пищи, содержащей мясо, рыбу, молоко и яйца. Исключение составляют – маленькие дети, беременные женщины, странствующие путники и больные.

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Состоит из Четыредесятницы – 40 дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в память последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней.

Церковный устав предписывает следующие правила:

  • в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели – особо строгий пост;

  • полностью запрещается скоромное – продукты животного происхождения;

  • в будние дни едят один раз в день, вечером; по субботам и воскресеньям два раза – в обед и вечером;

  • в понедельники, среды и пятницы – холодная пища без масла;

  • во вторники и четверги – горячая пища без масла;

  • по субботам и воскресеньям можно употреблять растительное масло и по желанию немного виноградного вина (кроме субботы Страстной седмицы);

  • в великую субботу многие верующие также не едят до наступления Пасхи.

Обращаем ваше внимание, что строго следовать церковному уставу обязаны лишь священнослужители, монахи и послушники.

Если вы обычный человек, который пять дней в неделю ходит на работу, стоит у станка, работает учителем и прочее, то вам не обязательно в особо строгие дни сидеть на хлебе и воде. Вам достаточно придерживаться постного меню. И не грешить!

Ведь главное в посте – не мясо не кушать, а друг-друга не съесть!

Постные блюда для Великого поста

Готовим:
1. Первым делом ставим поджариваться тосты. А пока они доходят до кондиции, занимаемся авокадо.

2. Авокадо сначала разрезаем пополам и удаляем косточку. Снимаем кожу, а мякоть перекладываем в блендер.

3. Туда же, к мякоти, добавляем мелко нарезанную луковицу, кинзу, лимонный сок, перец и соль. Взбиваем все в пюре.

4. Теперь просто наносим поверх теплого тоста питательную пасту из авокадо и, похрустывая, утоляем зверский голод.

Рыба и яблоки – поначалу неискушенных это может шокировать. Но только поначалу. Потому что потом они будут заняты другим вопросом: кому же идти за добавкой…

Кстати, среди всевозможных полезных свойств карпа медики называют и еще одно: в его мясе содержатся вещества, понижающие риск инфаркта.

Готовим:

1. Потрошеную рыбку солим и минут на 20 оставляем в покое.

2. Пока рыба просаливается, занимаемся начинкой: яблоки, лимон и лук очищаем. Затем все нарезаем одинаковыми небольшими кубиками. Тархун измельчаем.

3. Брюшко карпа изнутри натираем перцем и начиняем смесью лимона, яблок, лука и тархуна. Для верности брюшко можно сколоть зубочисткой в нескольких местах.

4. Подготовленного карпика перекладываем в рукав для запекания и готовим в разогретой до 180 °С духовке с расчетом: 50 минут готовки на каждый килограмм рыбы.

Готовим:

1. Этот салат начинаем готовить с сельдерея: черешки промываем, высушиваем и нарезаем тонкими колечками. Затем перекладываем в отдельную посуду, чуть-чуть присаливаем и разминаем руками, чтобы кусочки сельдерея дали сок и стали мягче. Вот в таком «придавленном» состоянии мы их и оставим на пару минут, пока занимаемся другими ингредиентами.

2. Следующий шаг – заправка. Ей перед употреблением не мешает постоять. Так что соединяем: натертый на мелкой терке чеснок, натертый свежий имбирь, лимонный сок, оливковое масло и черный перец. Все это взбалтываем на совесть и даем настояться в холодильнике около 10 – 15 минут.

3. Свеклу и морковку очищаем и натираем. Все, что осталось, – соединить их с сельдереем и заправить чесночно-имбирным соусом.

2 кальмара, 0,3 стакана риса, 1 средняя морковь, 0,5 луковицы, соль, черный молотый перец.

Для соуса: 3 свежих помидора, 1 зубчик чеснока, 2 – 3 ст. ложки растительного масла, соль, сахар, черный и красный молотый перец по вкусу, свежая зелень, 1 стакан воды или овощного бульона.

Готовим:

1. Тушки кальмаров сначала промываем в холодной воде и удаляем внутренности. Затем на 1 – 2 минуты опускаем в кипящую воду и сразу же достаем. Снова ополаскиваем в холодной воде, смываем верхнюю темную пленку.

Читать еще:  Почему снится любимая девушка постоянно. К чему снится любимая девушка

2. Морковь натираем на крупной терке. Лук мелко нарезаем. Тушим морковь вместе с луком на растительном масле до мягкости.

3. Рис отвариваем до готовности и соединяем с тушеной морковью. Солим и перчим по вкусу. Этим фаршем начиняем тушки кальмаров.

4. ТОМАТНЫЙ СОУС (1. Помидоры на полминуты опускаем в кипяток, затем сразу же перекладываем в холодную воду. Снимаем кожицу. Мякоть мелко нарезаем. 2. В разогретую сковороду с растительным маслом опускаем разрезанный на половинки чеснок. Поджариваем его до румяного цвета и удаляем. 3. В получившееся чесночное масло перекладываем помидоры и тушим на маленьком огне, пока овощи не превратятся в пюре).

4. Томатное пюре разводим кипяченой водой (овощным бульоном) и продолжаем готовить еще 10 минут. Солим, перчим.

5. Фаршированные кальмары перекладываем в сотейник с томатным соусом и тушим еще не более 2 – 3 минут, посыпаем рубленой зеленью.

Воздвижение Креста Господня – время строжайшего поста

Воздвижение Креста Господня – время строжайшего поста

Православные отмечают 27 сентября один из двенадцати главных праздников – Воздвижение Креста Господня. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит в этот день Божественную литургию в храме Христа Спасителя.

Установление праздника связано с событиями IV века, когда святой равноапостольный Константин Великий сделал прежде гонимое римскими императорами христианство государственной религией империи. Вскоре после этого мать Константина – святая равноапостольная царица Елена – отправилась в Иерусалим с целью обрести величайшую святыню христиан – Крест, на котором страдал и умер Спаситель.

Узнать место нахождения крестов, на которых были распяты Иисус Христос и два страдавших вместе с ним разбойника, святая Елена смогла только после долгих поисков, напоминает РИА «Новости». Крестная смерть считалась в евангельские времена величайшим позором, и после свершения казни кресты, как правило, зарывались в землю.

Когда святая Елена обнаружила три креста, то внешне они совершенно не отличались друг от друга. Крест Христа удалось определить по тому, что от святыни сразу же стали происходить чудеса. Недалеко от места раскопок проходила погребальная процессия, и при возложении на умершего Креста Господня мертвец ожил.

Чтобы множество людей, собравшихся к месту обретения святыни, смогли увидеть ее, патриарх Иерусалимский Макарий и другие духовные лица стали высоко поднимать – воздвигать, как говорили раньше, Крест. Отсюда и произошло название праздника.

Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609—633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610—641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена святыня — Крест Господень.

С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост.

Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения:

Покаяние. Практика покаянного поста известна еще с ветхозаветных времен. Так, царь Давид постился после того, как пророк Нафан обличил его в грехе. Ниневитяне наложили на себя строгий пост после проповеди пророка Ионы.

Прошение. Существовала практика поста ради прошения Бога о чем-то. Так, в книге Деяний видно (Деян., 27), что путешественники, попав в бурю, постились (как христиане, так и язычники), причем это подается там, как совершенно очевидная вещь, не требующая особых пояснений.

Как частный случай предыдущего пункта можно отметить пост просвещаемых и за них. В древней Церкви крещение новых членов Церкви было не частной требой, а делом всей общины (впрочем, такая же практика сейчас и в Католической Церкви, при крещении взрослых людей). Крещение совершалось обычно на великие праздники, в первую очередь — на Пасху. За какое-то время до крещения просвещаемые постились. Молились за них и постились и члены Церкви. Это считается одним из оснований, на котором возник потом Великий пост.

Господь Иисус Христос постился в пустыне 40 дней. Еще один основанием для 40-дневного Великого поста явилось подражание в этом Господу. Церковь справедливо рассудила, что если безгрешный Христос счел нужным поститься, тем более это нужно грешным членам Церкви.

Читать еще:  Карманный справочник по обществознанию чернышева. Обществознание

Пост в дни скорби. Этот тип поста также известен с давних времен. Уже в Дидахи, раннехристианском произведении I века, говорится о посте в среду и пятницу всего года, как днях, связанных с крестными страданиями Спасителя. С течением времени восточная Церковь удержала оба этих постных дня; в Римско-католической практике остался один день — пятница.

Особо строгим постом выделяется Великая Пятница, как день, в который Христос претерпел крестные муки. В Православной Церкви к числу дней поста относятся также Воздвижение Креста Господня (еще одно воспоминание крестных мук Спасителя) и Усекновение главы Иоанна Крестителя.

Аскетический пост. Еще одно из значений поста — аскетическое, т. е., пост ради очищения от страстей, умения сдерживать свои плотские желания и т. д.

Пост перед праздниками. Существовал также обычай поститься накануне великих праздников, чтобы этим лучше подготовиться к встрече праздника.

Разъяснения о постах даются в Типиконе, Минеи, Триоди и Часослове. В православии в связи с постами почитаются преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Ефрем Сирин и другие подвижники.

Практика православных постов невероятно развита — по традиционному церковному юлианскому календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные.

По строгости в употребляемой трапезе посты имеют шесть степеней:

– «мясоед»: разрешается есть все, даже «скоромную» пищу;

– пост «с ядением рыбы»: растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется растительным маслом, рыбой и рыбными продуктами;

– пост «с ядением сварения с елеем»: горячая растительная пища с растительным маслом;

– пост с «с ядением сварения»: горячая растительная пища без масла;

– пост с «сухоядением»: холодная невареная растительная пища без масла, неподогретое питье;

– строжайший пост: полное воздержание от пищи, допустима только вода.

Помимо основных постов (Рождественский, Великий, Петров, Успенский) соблюдаются еще еженедельные посты по средам (день воспоминания о предательстве Иуды и аресте Иисуса) и пятницам («пяткам») (в память о крестных страданиях и смерти Спасителя) весь год. Но в некоторые среды и пятницы пост отменяется, т. е. разрешается есть мясную пищу всю неделю. Такие недели называются «сплошные седмицы»:

– Пасхальная седмица — неделя после Пасхи;

– Троицкая седмица — неделя после Дня Святой Троицы;

– Святки — с 7 января до 18 января, т. е. 12 дней от Рождества Христова до Богоявления (Крещения), кроме последнего дня – Крещенского сочельника;

– седмица мыратя и фарисея – за две недели до Великого Поста;

– Масленица (без мяса) – неделя перед Великим постом.

Имеются также однодневные посты, в которые разрешается пища с растительным маслом:

– строгий пост в день Усекновение главы святого Иоанна Предтечи – 11 сентября;

– строгий пост в праздник Воздвижения Креста Господня — 27 сентября;

– Крещенский сочельник – 18 января.

В дни поста воздержание должно быть всестороннее: от житейских развлечении и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций.

В течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство браковенчания, а зачатие ребенка в постное время считалось великим грехом. В прошлом во время поста не работали театры, не подавали спиртное в трактирах, не давали балов и приемов.

На соблюдение в определенные дни по личной потребности более строго поста, чем определено Церковным Уставом, необходимо взять благословение у своего духовника. Например, некоторые благочестивые православные по благословению своих духовников целый год по средам и пятницам ничего не едят до трех часов дня, то есть до того, когда Иисус на кресте предал свой дух в руки Отца. Другие в подражание иноческому уставу с благословения священника соблюдали пост по понедельникам, называющийся «ангельским постом», так как каждый понедельник в воспоминание дней Творения посвящен ангелам.

Намеревающимся вступить в брак также рекомендуется воздержание от «скоромной» пищи в течение определенного срока. Дополнительный пост соблюдался, если на верующего налагалась тайная или публичная епитимья, причем, иногда длительное время, например, для колдунов, лиц, недавно перешедших в православие или бывших сектантов.

В правилах поста Православной Церкви дается максимум, один и тот же пост для всех: для монахов, духовенства и мирян. Но к посту нужно подходить разумно. Миряне должны стремиться к выполнению правил, но могут облегчать себе пост; а больным, беременным и кормящим женщинам, людям, занятым тяжелым физическим трудом и путникам даже самим Церковным уставом делаются некоторые послабления. А дети до семи лет полностью освобождаются от поста.

В источниках зафиксированы также случаи неоднократных соблюдений общественных («нарочитых») постов, к которым Русская Православная Церковь призывала мирян в годы лихолетья, когда страну поражали стихийные бедствия, повальные болезни, неурожаи, смуты и войны.

Например, в 1395 г., когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесен чудотворный образ Владимирской Богоматери, везде стали поститься. Эта традиция продолжилась до ХХ в. — в августе 1915 г. и в 1918 г., во время новой «смуты», Первой мировой войны, по благословению патриарха Московского и всея Руси Тихона.

Источники:

http://azbyka.ru/days/p-kalendar-postov-i-trapez
http://www.kp.ru/putevoditel/retsepty/kalendar-pitaniya-po-dnyam-na-velikij-post/
http://newizv.ru/news/society/27-09-2007/77015-vozdvizhenie-kresta-gospodnja-vremja-strozhajshego-posta

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: