На что будет похожа вечность рядом с Богом? Алексей Лапшин. В сравнении с вечностью

На что будет похожа вечность рядом с Богом? Алексей Лапшин. В сравнении с вечностью

Трудно найти более расплывчатое и демагогическое понятие, чем «современность». При первом же приближении сразу становится видна его уязвимость со всех точек зрения. Чаще всего термин «современность» используется в социальном смысле. Но очевидно, что люди даже в пределах одного общества живут в разных социокультурных пространствах. Ещё более ощутимы противоречия в планетарном масштабе.

Кого считать современным: топ-менеджера с последней моделью айфона или талиба с «Калашниковым» в горах Афганистана?

Можно, конечно, сказать, что современностью является вся совокупность существующих на сегодняшний день разнообразных факторов. Однако тогда из определения выпадет оценочная составляющая, которая в социальном контексте ему неизбежно сопутствует. Современность ведь нуждается в антитезе: это «современно», а это уже отжило свой век. Именно поэтому под современностью нам предлагается понимать господствующий идеологический дискурс и все вытекающие из него последствия. Начиная от джинсов и заканчивая политикой, искусством, общим мировоззрением. В этом и проявляется демагогическая и одновременно диктаторская суть разбираемого нами понятия. «Современностью» оказывается то, что навязано нам извне, а не то, что существует в нашем восприятии как объективная данность.

На социальном уровне всё более или менее ясно. А как трактовать «современность» в рамках философского понятия времени? Начиная с Платона, время сопоставляется с вечностью. Является ли вечность бесконечно длящимся временем, либо, напротив, отсутствием времени, безвременьем – вопрос, от ответа на который, в огромной степени зависят все дальнейшие рассуждения о бытии. Да и существует ли время в том смысле, который принимают люди, или же это только иллюзия, а реальна лишь вечность?

Сомнения по этому поводу существовали в философии очень давно. На заре постмодернистской эпохи Жиль Делёз выразил подобные мысли в теории двух времён.

«Иногда можно сказать, что существует только настоящее, что оно впитывает в себя прошлое и будущее, сжимает их в себе… С другой стороны, можно сказать, что существует только прошлое и будущее, что они делят каждое настоящее до бесконечности… Таким образом есть два времени: одно состоит только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутые прошлые и будущие… Одно время – циклично – оно измеряет движение тел и зависит от материи. Другое – бестелесное, безграничное, не зависящее от всякой материи». Приведенный фрагмент из книги «Логика смысла» интересен для нас, прежде всего, тем, что здесь Делёз обозначил одну из фундаментальных особенностей наступавшего постмодернизма: понимание времени как сплошного настоящего. Сам Делёз видимо надеялся на возможность циркулирования между «двумя временами», но постмодернизм пошёл по другому пути.

«Сплошное настоящее» постмодерна – это время лишённое своего исторического измерения. Прошлое и будущее человечества подаются нам просто как различные фазы бесконечно длящейся «современности». Хотя навязываются такие представления в основном интеллектуально примитивными средствами масс-культуры, эффект получается очень сильным. Так называемое поколение кнопки уже практически не чувствует ментальной разницы между эпохами – ни границ, ни взаимосвязи между ними. Викинги, мушкетёры, черепашки ниндзя, пришельцы – всё едино. Теряют элементарную историческую ориентацию и старшие поколения.

Часто «сплошное настоящее» прямо служит идеологическим целям. Любопытный в этом отношении пример представляют российские телесериалы, демонстрирующие истории семейств. По аналогии с мыльными операми, их можно назвать мыльными хрониками. Общим местом этого жанра является подчёркнутая неизменность социальных отношений. Одинаковы они и в СССР, и в постсоветской России. Меняются только костюмы, машины и место работы героев. Никакие общественные катаклизмы, потрясения не могут изменить раз и навсегда заведённый распорядок системы. Собственно, эти катаклизмы и не берутся в расчёт, как если бы их не существовало вовсе. Происходит лишь смена вывесок без видимых причинно-следственных связей. Всё это не так поверхностно, как может показаться на первый взгляд. На самом деле, государство подспудно внушает мысль, что только оно является единственно подлинным субъектом истории. Отсюда недалеко и до концепции вечности элиты.

В философии Платона, которую можно считать фундаментом всех теорий элит, вечность характеризует мир богов. Время же в платоновской модели есть признак отсутствия блага, несовершенства земного мира. Соответственно, стремление к благу, так или иначе, означает и стремление к вечности: преодолению времени – этой юдоли печали, и приобщению к божественному.

Идеальное государство, описанное Платоном, вроде бы не имеет ничего общего с установившейся в последние века бюрократической системой. Тем не менее, идея элиты, как узкой группы, регламентирующей ход человеческой истории, никуда не исчезала. Более того, эта идея имеет совершенно конкретное воплощение в политической, финансовой, культурной и религиозной сфере. Разумеется, это вовсе не значит, что ситуация всегда и везде под контролем. История – принципиально неуправляемый процесс уже хотя бы потому, что протекает в разрушающем времени, влиять на которое смертные люди не в силах. Незыблемость системы, к которой стремится элита – это своего рода отражение стремления к вечности. Но чего стоит эта незыблемость без личного бессмертия? Масштабное финансирование научных исследований в области технологий продления жизни свидетельствует о страстном желании решить проблему. Ведь проект максимального продления жизни, а в перспективе и бессмертия, имеет явно суперэлитарный характер. Не для широких же масс перенаселённой земли с наступающим острым дефицитом ресурсов он предназначен! Бессмертная, недосягаемая, подобно богам, элита – грандиозная утопия апологетов закона «господство-подчинение».

Читать еще:  Икона воскрешение. Иконография воскресения христова

Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов метафизики: тождественны ли бессмертие и вечность? Бессмертие означает непрерывность жизни в потоке времени. Но бесконечно ли само время или же оно имеет своё начало и свой финал? Очевидно, что если время конечно, то идея бессмертия ничто иное, как метафизическая ловушка. Однако вопрос о бессмертии это и вопрос о смысле бытия. Обладает ли бытие самодостаточностью или же имеет предназначение? Предназначение может иметь только то, что конечно. Самодостаточность, пребывающая в бесконечном времени, лишена смысла. Эти же рассуждения применимы и к бессмертию. То есть, проявление смысла возможно лишь при условии конечности.

Характерно, что одной из главных примет нашей «современности» является старательное игнорирование метафизики. Религии озабочены преимущественно проблемами этики и морали, академическая философия сторонится метафизики как чуждой парадигмы мышления, культура, если и касается этой темы, то преимущественно в поп-формате в духе Пелевина. Иные неуклюжие снобы рассуждают о метафизике чуть ли не как о рецидиве «средневекового мракобесия». При этом их представления о средневековье столь же вульгарны, как и о метафизике. По всей видимости, это объясняется отказом от поисков смыслов, связанным именно с появившимся ощущением возможности бесконечного существования общества во времени. Таков пока ведущий дискурс современности. Но что такое современность по сравнению с вечностью?

Мы созданы для вечной жизни с Богом.

Земная жизнь — это ещё не всё.

«Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

«Уж конечно, Бог не мог сотворить такое существо, как человек, на один день! Нет, нет, человек был создан для бессмертия». Авраам Линкольн.

Земная жизнь — это всего лишь генеральная репетиция перед настоящим спектаклем. Вы проведёте гораздо больше времени по другую сторону смерти — в вечности, — нежели здесь, в нынешнем мире. Земное существование — это лишь тренировочная база, детский сад, пробное испытание перед жизнью в вечности. Это предварительная разминка перед всамделишной игрой, подготовительное упражнение перед началом состязания. Нынешняя жизнь — это подготовка к жизни грядущей.

На земле мы проживём самое большее сто лет, но в вечности нас ожидает бесконечность. По выражению сэра Томаса Броуна, наши земные годы — это лишь «краткий эпизод в вечности». Мы созданы для того, чтобы жить вечно.

В Библии сказано: «Вложил Он [Бог] в сердца людей и вечность» (Еккл. 3:11 [РБО]). У нас есть врождённый инстинкт — жажда бессмертия. А всё из-за того, что Бог создал нас по Своему образу и предназначил для вечной жизни. Хотя мы прекрасно знаем, что рано или поздно всем нам придётся умереть, смерть всё равно кажется нам неестественной и несправедливой. Но мы чувствуем в себе стремле­ние жить вечно именно потому, что Бог с самого начала вложил это желание к нам в душу!

Однажды ваше сердце перестанет биться. Вашему земному телу придёт конец, закончится срок, отпущенный вам на земле, но вы сами существовать не перестанете. Нынешнее физическое тело — это лишь временное пристанище вашего духа. Наше нынешнее тело Библия называет «хижиной» или «шалашом», но будущее тело она зовёт уже «домом». В Писании говорится: «Мы знаем: если рухнет шалаш — наше земное жилище, у нас есть дом. Его нам даст Бог. Это нерукотворный, вечный дом на Небесах» (2 Кор. 5:1).

Если земная жизнь предлагает нам множество разных дорог, то в жизни будущей есть лишь две альтернативы: Небеса или преисподняя. Ваши взаимоотношения с Богом здесь на земле определят ваши с Ним отношения в вечности. Если уже здесь вы будете учиться любить Божьего Сына Иисуса Христа и доверять Ему, Он пригласит вас провести вместе с Ним всю грядущую вечность. С другой стороны, если вы отвергнете Его любовь, прощение и спасение, то и в вечности навсегда останетесь без Бога.

Читать еще:  Евангелие от матфея 18 глава толкование. Введение к евангелию от матфея

Кл. Льюис» говорил: «Все люди на земле делятся на две категории. Одни говорят Богу: «Да будет воля Твоя», а другим Бог говорит: «Ладно, пусть будет так, как хотите вы». К несчастью, множеству людей придётся всю вечность мучиться без Бога, потому что они отказались жить вместе с Ним на земле.

Стоит вам полностью осознать, что жизнь не ограничивается здешним сиюми­нутным существованием, что годы на зем­ле являются лишь подготовкой к вечнос­ти, и вы непременно начнёте жить по-другому. Вы начнёте жить в свете вечности, и это придаст совершенно иную окраску всем вашим взаимоотношениям, обстоятельствам и делам, за которые вы берётесь. Внезапно те занятия, цели и даже проблемы, которые раньше казались безмерно важными, покажутся вам тривиальными, мелкими и недостойными внимания. Чем ближе вы подходите к Богу и Его предназначению для вашей жизни, тем более незначительным кажется всё остальное.

Когда мы живём в свете вечности, меняются наши ценности. Мы начинаем мудрее тратить время и деньги. На первое место мы ставим характер и взаимоотношения с людьми, а не богатство, славу, достижения или даже просто весёлое времяпровождение. Происходит перестановка приоритетов. Нам уже не так важно следовать за новомодными течениями, популярными мнениями и ценностями. Павел писал; «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою» (Фил. 3:7).

Если бы наша жизнь ограничивалась годами земного существования, я, наверное, предложил бы вам брать от неё всё, что только можно ухватить. Можно было бы напрочь позабыть все разговоры о добре и этических принципах. Можно было бы не обращать внимания на результаты наших действий и удариться в самый что ни на есть махровый эгоизм: всё равно наши поступки не повлекут за собой долговременных последствий! Но — и как раз в этом-то всё и дело! — со смертью наше существование не прекращается. Смерть — это не конец, а переход в вечность, и любой земной поступок имеет вечные последствия. Каждое сегодняшнее действие словно эхом отзывается в грядущем.

Самая опасная черта нынешней жизни — это краткосрочное, недальновидное мышление. Чтобы сделать свою жизнь как можно более плодотворной, нам нужно постоянно держать перед глазами вечность и хранить её ценность у себя в сердце. Жизнь — это не только «здесь и сейчас». Сегодняшний день — это верхушка айсберга, которую видно на поверхности, а вечность — вся остальная его глыба, скрывающаяся под водой.

На что будет похожа вечность рядом с Богом? Откровенно говоря, человеческое сознание просто неспособно объять и осознать величие и чудеса Небес. Это всё равно, что попытаться объяснить муравью, что такое интернет. Совершенно бесполезно. Человечество ещё не придумало таких слов, чтобы передать, на что будет похожа вечность. В Библии говорится; «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Однако в Своём Слове Бог всё же позволил нам одним глазком заглянуть в то, что ожидает нас потом. Мы знаем, что сейчас Бог приготавливает для нас вечный дом. На Небесах мы воссоединимся с теми родными и близкими, которые были верующими, навсегда освободимся от боли и страданий, а Бог вознаградит нас за верность, проявленную на земле, и поручит нам такое дело, которое непременно придётся нам по душе. Не беспокойтесь, мы не будем возлежать на облаках, распространяя сияние и поигрывая на арфах! Мы будем радоваться тому, что наконец-то можно беспрепятственно общаться с Богом, а Он будет радоваться нам безгранично, бесконечно, всегда. Настанет день, когда Иисус скажет: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

Кл. Льюис очень точно выразил сущность вечности на последней странице своей знаменитой серии сказочных повестей для детей под названием «Хроники Нарнии»: «Для нас это завершение всех историй… Но для них это было только началом настоящей истории. Вся их жизнь в нашем мире… была только обложкой и титульным листом; теперь, наконец, началась Глава Первая Великой Истории, которую не читал ни один человек на земле; Истории, которая длится вечно; Истории, в которой каждая глава лучше предыдущей».

Читать еще:  Питание в рождественский пост. Что разрешено, а что нельзя кушать во время длительности поста? Опасные «постные» продукты

У Бога действительно есть цель для нашей земной жизни, но этим всё не кончается. Его замысел включает в себя куда больше тех нескольких десятилетий, что вы проведёте на земле. Он предлагает нам не только самую лучшую возможность, какая бывает лишь раз в жизни, а возможность, простирающуюся далеко за пределы земного существования. В Библии написано: «Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его — в род и род» (Пс. 32:11).

Истина для обдумывания: Жизнь – это не только «здесь и сейчас».

Стих для заучивания наизусть: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:17).

Вопрос для размышления: в свете того, что я создан для вечности, чем мне нужно немедленно прекратить заниматься, а чем стоит заняться не откладывая?

Продолжение: начало в номерах с 31.03.2016, см. в категории Вертикальный контекст, Духовное рядом.

«Целеустремленная жизнь»: Лукманова О. Редактор: Борчевская А., Издательство: Агапе, 2014 г.

Епископ Валерий Егоров: Вечность с Богом

Единственная цель нашей жизни — это подготовка к вечности! И появляется вопрос: «Что будет в четверг, если умрем в среду?»

Если бы жизнь человека была ограничена годами земного существования, то, вероятно, можно было бы жить по принципу — бери от жизни все и ни о чем не думай. И все разговоры о добре, морально-этических нормах, духовности можно было бы отодвинуть на задний план. Очень легко можно было бы стать махровым эгоистом, ведь за свои поступки не пришлось бы отвечать! Но как бы не так! Наша жизнь не заканчивается после смерти, это не конец! И каждый наш шаг, и каждый поступок имеет последствия в вечности. Большая ошибка быть недальновидным.

Жизнь — это не жизнь здесь и сейчас. Чтобы она была плодотворной, нужно каждый день думать о вечности, которая является той поверхностью айсберга, которой сегодня не видно. Человек не способен объять и осознать величие и чудеса Небес. Не придумано слов и понятий, способных передать, на что же будет похожа вечность. В Библии говорится: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9).

И все же Писание позволяет нам взглянуть на то, что ожидает нас в будущем. Мы знаем, что на Небесах для нас готовится вечный дом, там мы навсегда освободимся от боли и страданий. Мы будем радоваться и ликовать оттого, что можно беспрепятственно общаться с Богом.

Очень точно понятие вечности описал в своей книге «Хроники Нарнии» Клайв Стейплз Льюис: «Для нас это завершение всех историй… Но для них это было только началом настоящей истории. Вся их жизнь в нашем мире… была только обложкой и титульным листом; теперь, наконец, началась Глава Первая Великой Истории, которую не читал ни один человек на земле. Истории, которая длится вечно; Истории, в которой каждая глава лучше предыдущей».

У Бога есть план на нашу земную жизнь, но он не ограничен десятками лет, которые мы проживем на земле, Он предлагает нам нечто большее, что уходит далеко за пределы земного существования.

В большинстве своем люди вспоминают о вечности на похоронах, и эти размышления о смерти поверхностны. Глупо идти по жизни и не думать, что рано или поздно придется столкнуться с вечностью и перейти черту земной жизни.

Время, которое человек проводит в утробе матери, является подготовкой к земной жизни. Так же и нынешняя жизнь — это подготовка к жизни грядущей. Чтобы не бояться этого перехода, необходимо иметь личные взаимоотношения с Богом во Христе Иисусе. Не нужно бояться смерти, потому что она является вратами в жизнь, и окончание всякого существования является днем вашего рождения в вечную жизнь. В Писании говорится: «Мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14).

«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (Ин.2:17).

Валерий ЕГОРОВ, епископ Централизованной религиозной организации христиан веры евангельской (пятидесятников) Ассоциация “ЗАВЕТ”

Источники:

http://pustoshit.com/14/lapshyn.html
http://www.gazetaprotestant.ru/2016/04/my-sozdany-dlya-vechnoj-zhizni-s-bogom/
http://afmedia.ru/valeruy-egorov-vechnost-s-bogom/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: