Блажен муж иже не. Блажен муж
Изъяснение псалма 1-го.
Пс.1:1 . Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей.
У Евреев не надписан.
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе» .
Из сего не трудно усмотреть, что переводившие божественныя Писания, какия в древности нашли у Евреев надписания, те и преложили на еллинский язык. Ибо сей и следующий за ним псалом, нашедши ненадписанным, оставили без надписания, не осмелившись к словам Духа приложить что-либо от себя. Некоторые из описывавших содержание псалмов утверждали, что сей псалом содержит в себе учение нравственное. А мне кажется он не менее догматическим, сколько и нравственным. Ибо содержит в себе обвинение не только грешных, но и нечестивых, и советует непрестанно внимать Божественным словесам, из которых извлекаем не нравственную только, но и догматическую пользу. Весьма прилично великий Давид собственному своему писанию предпоставил ублажение, подражая в том Сыну своему и вместе Владыке, разумею Спасителя Христа, Который учение, преподанное священным ученикам, начал ублажениями, сказав: «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» ( Мф.5:3 ). Владыка же Христос, как человек, есть сын Давидов, по изречению священнаго Евангелия: «книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля» ( Мф.1:1 ); а как Бог, есть Господь и Творец его; вот о сем изречение самого Давида: «рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене» ( Пс.109:1 ). Посему Давид ублажает того, кто не пошел общим путем с нечестивыми, не принял непременнаго совета грешных (ибо сие назвал он стоянием), и избегает постояннаго развращения губителей. Хотя название блаженным есть наименование божественное (свидетель сему божественный Апостол, когда взывает: «блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим.6:15 ), однако же Владыка Бог имя сие, как и другия имена, сообщил и людям. Ибо, именуясь верным (сказано: «верен Бог, имже звани бысте во общение Сына Его» ( 1Кор.1:9 ); и блаженный Моисей говорит: «Бог верен, и несть неправды в Нем» ( Втор. 32, 4 ), и людей, приемлющих несомненно словеса Его, наименовал верными. Подобно сему, будучи и именуясь Богом, сие название сообщил Великодаровитый и людям, и говорит: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете» ( Пс.81:6–7 ). И так, имя: «блаженный» есть плод усовершения в добродетели. Ибо, как и каждое занятие в жизни имеет свою цель, и упражнение в борьбе – оливковые венцы, военное дело – победы и победные памятники, врачевство – здравие и избавление от болезней, купечество – собрание денег и приумножение богатства; так и наука добродетели имеет плодом и целию Божественное ублажение. Но усматривая, что ублажается здесь только муж, никто да не подумает, будто бы женский пол лишен ублажения; потому что Владыка Христос, представив ублажения мужей, не воспретил и женам приобретение добродетели. Слово Божие вместе с мужами разумеет и жен; потому что “глава жены муж” , как говорит божественный Апостол ( 1Кор.11:3 ).
С главою же сочетаваются члены тела и радуются, когда увенчавается глава. Так и мы, обращая к кому-либо речь и именуя его любезною главою, не разделяем телесных членов, но под именем части приветствуем целое. Не просто же Давид упомянул сперва о пути, потом о стоянии, и наконец о седении, а напротив того в точности зная, что помысл, будет ли он худой или добрый, сперва приходит в движение, а потом установляется, и после сего принимает некое не поколебимое постоянство. Посему Пророк советует не допускать в ум какой-либо злочестивой мысли и не приступать к делу беззаконному. Нечестивыми же божественному Писанию обычно называть преданных безбожию или многобожию, и грешными – вознамерившихся жить в беззаконии и возлюбивших жизнь развратную, а губителями – не себя только доводящих до погибели, но сообщающих пагубу и другим, подобно болезни, поражающей людей и скотов, которою заражаются приближающиеся к ним. Посему слово повелевает бегать их сонмищ. Но для усовершения в добродетели недостаточно избегнуть только порока; сказано: «уклонися от зла, и сотвори благо» ( Пс.33:15 ); и блаженный Исаия говорит: «престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити» ( Ис.1:16–17 ). Посему блаженный Давид весьма справедливо присовокупил:
Пс.1:2 . Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
«Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь» . Надобно не только гнушаться сказанным выше, но день и ночь внимать Божию закону, того желать, что внушает божественный закон, и согласно с ним располагать собственную свою жизнь. Ибо так законоположил и Бог всяческих, чрез Моисея говоря: слова закона сего да будут всегда в устах твоих, в них поучайся, «седяй и востая, и лежа, и идый путем. И навяжеши я на руку твою, и да будут непоколеблема пред очима твоима» ( Втор. 6, 7–8 ). Потом Пророк показывает произрастающий из сего плод. Ибо говорит:
Пс.1:3 . И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
«И будет, яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет» ; потому что потоки Божественнаго Духа действуют подобно водному орошению. Как воды цветущими делают насажденныя при них дерева; так Дух сообшает силу приносить божественные плоды. Посему-то Владыка Христос учение Свое наименовал водою. Ибо говорит: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» ( Ин. 7, 37 ); «вода, юже Аз дам ему, будет источник воды живой текущия в живот вечный» ( Ин.4:14 ); и еще: «веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин.7:38 ). А также говорит и жене самарянской: «пияй от воды сея вжаждется паки, а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» ( Ин.4:13–14 ). Так и чрез Пророка Исаию говорит: «Я дам в жажде ходящим в безводней; отверзу на горах источники, и на холмах реки напоити род Мой избранный, люди Моя, яже снабдех» ( Ис.41:18 , Ис.43:20–21 ). Поэтому и блаженный Давид обучающагося Божественным словесам справедливо уподобил деревам, насажденным на берегах при воде, у которых всегда зелены листья, и которыя благовременно приносят плоды, потому что подвижники добродетели, хотя плоды трудов собирают в будущей жизни, однако же и здесь, как бы некия листья, постоянно нося в себе благую надежду, зеленеют и радуются, и в услаждении духа переносят тяжесть трудов. И великодаровитый Владыка всегда содействует усердию их, потому что «любящим Бога , – как говорит божественный Апостол, – вся поспешествуют во благое» ( Рим. 8, 28 ). Посему-то и блаженный Давид сказал: «и вся, елика аще творит, успеет» . Ибо «от Господа, – говорит он, – стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело» ( Пс.36:23 ). Но не просто, а с великою точностию, сказано у него: “вся” . Ибо, запретив сперва все виды порока, и показав совершенство Божественных законов, потом уже присовокупил: «вся, елика аще творит, успеет» , зная, что таковый, соглашая волю свою с Божественым законом, не захочет сделать что-либо вопреки закону, так как сказано: «в законе Господни воля его» . Таким образом, возбудив чрез сие к добродетели и обучив совершенному любомудрию, Пророк подкрепляет подвижников и представлением противнаго, и говорит:
Пс.1:4 . Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли].
«Не тако нечестивии, не тако» . Усугублением отрицания яснее показывает противоположность. «Но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли» . Подвижники добродетели, орошаемые Божественными словесами, вечно зеленеют и приносят благовременный плод, а нечестивые, попираемые неприязненными духами, уподобляются праху, который удобно туда и сюда носится противными ветрами.
Пс.1:5 . Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.
«Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы на совет праведных» . С великою точностию все изложил Всесвятый Дух. Не сказал: «не воскреснут нечестивии», но «на суд не воскреснут» , то есть, воскреснут, но не на суд, а на осуждение; потому что не имеют нужды в обличении, и нечестие их явно, ожидают же одного наказания. Как приводят в судилище не для того, чтобы обличить, но чтобы произнести над ними согласный с законами приговор: так проведшие жизнь в нечестии немедленно по воскресении понесут наказание, и не на суд будут приведены, но услышат приговор к казни. И те, которые отступили от злочестивых учений, но вели беззаконную жизнь, поставлены будут вдали от сонма праведных. Ибо слово: “совет” Акила и Феодотион перевели: «собрание», а Симмах: «стечение».
Пс.1:6 . Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
«Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» , то есть праведный судия и до суда все знает, и не имеет нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. А потому, воздавая каждому по достоинству, одних удостоит прославления и венцов, а других пошлет на вечное мучение.
Блажен муж иже не. Блажен муж
Как понять высказывание в первом псалме: “блажен муж, который не ходит на совет нечестивых”? Какие именно общества можно обозначить “нечестивыми”?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
В этом псалме используется антифора (противоположение) – прием, нередко используемый в библейской поэзии: праведный – нечестивый; совет нечестивых – совет праведных; путь праведных – путь нечестивых; блаженство – гибель. Буквальный смысл предельно ясен: счастлив праведник, который уклоняется от злых дел и соблюдает закон Господень. Он подобен зеленеющему дереву, стоящему у водного источника и приносящему плоды. Несчастен грешник. Он подобен праху, который разносит ветер. Он не оправдается на суде, потому что Бог знает жизнь праведника, путь же нечестивого – погибель. В святоотеческой литературе имеются три экзегетические традиции в понимании этого псалма: 1. Нравственное толкование. 2. Духовно-аскетическое и 3. Пророческое .
1. При буквальном толковании в традиционных нравственных категориях (блаж. Феодорит, Евфимий Зигабен) под словом путь понимается образ жизни. Псалмопевец упоминает три категории порочных людей: нечестивые, грешные и губители (в Синодальном переводе – развратители). Нечестивыми чаще всего на библейском языке называются безбожники, идолопоклонники или люди, внутренне разобщенные с Богом. Под грешниками имеются в виду все, преступающие заповеди, возлюбившие порочную жизнь. Губители – люди, которые не только сами уклонятся от спасительного пути, но и других увлекают в погибель. Праведник с такими не ходит, не стоит, не сидит. Этими тремя глаголами выражены полнота удаления его от зла.
2. Святитель Василий Великий в плане аллегорического толкования под советом нечестивых понимает совещание с худыми помыслами: «Посему первоначально должно назвать блаженною чистоту наших помышлений, потому что корень телесных действий составляют сердечные совещания. Так, любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление. Посему и Господь говорит, что внутри человека оскверняющее его (см.: Мф.15,18). Поскольку же грех против Бога называется в собственном смысле нечестием, то никогда не допустим в себе сомнений о Боге по неверию. Ибо значит уже пойти на совет нечестивых, ежели скажешь в сердце своем: “Есть ли Бог, всем управляющий? Есть ли Бог, на Небе распоряжающийся всем порознь? Есть ли суд? Есть ли воздаяние каждому по делам его? Для чего праведные живут в нищете, а грешные богатеют? Одни немощны, а другие наслаждаются здравием? Одни бесчестны, а другие славны? Не самослучайно ли движется мир? И не случай ли неразумный без всякого порядка распределяет каждому жребий жизни?” – Если так помыслил ты, то пошел на совет нечестивых. Посему блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли» (Беседа на первую часть первого псалма). На пути грешных не ста – значит не закоснел в грехе. Слова седалище губителей святитель Василий Великий понимает как продолжительное пребывание во зле.
3. Святитель Афанасий Великий также толкует этот псалом аллегорически, но не в духовно-аскетическом, как св. Василий, а в плане пророчески-мессианском: «Давид полагает начало пророчеству о Христе, Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу» (Толкование на псалмы).
Страница
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых..
Информация
О компании: “Одно из самых духовно опасных занятий — поиск персонифицированных врагов в обществе, в государстве, среди соседних народов. Единственным подлинным врагом христианина является зло в наших собственных душах”.
святейший патриарх Алексий ( Ридигер)
.
Показать полностью…
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Матф. 7 : 15-16)
.
«Христос рассудит тех, которые производят расколы, – не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань».
Священномученник Ириней Лионский.
.
«Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью».
Святитель Иоанн Златоуст.
Другое
Действия
2 285 записей
ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ СЕРАФИМЕ, МОЛИ БОГА О НАС !
Осенью 1990 года в Ленинграде, в запасниках Музея атеизма и религии, который тогда находился в здании Казанского собора, были найдены неизвестные останки, которые при поступлении не Показать полностью… проходили музейной описи. Вместе с этими останками, на перчаточке, была обнаружена надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» В декабре комиссия во главе с епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом) и епископом Истринским Арсением (Епифановым) установила по многим признакам, в том числе по обнаруженным травмам на костях, что это — похищенные в советские годы мощи преподобного Серафима Саровского. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вспоминает: «Он (Патриарх Алексий II) направил двух архиереев… для освидетельствования. А перед этим Святейший Патриарх достал копии актов при вскрытии мощей. И вот наши владыки, когда им представили найденные останки, увидели, что все совпадает: и медный крест, и недостающие некоторые косточки, которые при жизни преподобный Серафим потерял после того, как на него напали и избили разбойники».
Так состоялось обретение мощей Преподобного.
в этот день мы празднуем День Ангела батюшки Василия ..конечно , в первую очередь – Обрезание Господне ! Затем – святителя Василия Каппадокийского ..ну и Новолетие
.
из воспоминаний об о. Василии Показать полностью…
Завтра с утра мне на работу . Ближе к вечеру вдруг резко заболело под рукой – ни поднять руку , ни повернуть в плечевом суставе .. дотронуться до опухоли, которая вдруг откуда – то взялась , невозможно..
Причем просто не прийти на работу , а потом принести больничный нельзя ! .А мне работать руками ! как ? ну, думаю , утро вечера мудренее ..помолилась, легла спать .. так устала , что даже на переживания сил не осталось ..снится мне батюшка : “да ты просто помажь !.вот так” – и показывает, как надо мазать..вскакиваю . чем мазать ? понятно чем – маслицем .. все делаю в точности , как батюшка сказал и ложусь спать ..просыпаюсь утром – не болит !!
В тот же день вижу отца Василия – проходит мимо , улыбается , смотрит в пол .. Вроде как он ни при чем .. ” ну , батюшкааа ” – произношу с улыбкой мысленно ..он повернул голову , улыбнулся и пошел себе дальше ..
а может он именно в этот момент еще кому – то плечико подставлял..
Источники:
http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_sto_pjatdesat_psalmov/1
http://pravoslavie.ru/6846.html
http://vk.com/public115323189