Иоанн Богослов: Преставление апостола Иоанна Богослова – победа над тлением. Вера православная – житие ап иоанна богослова

Иоанн Богослов: Преставление апостола Иоанна Богослова — победа над тлением

Преставление любимого ученика Спасителя, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – одно из самых загадочных событий в Священном Предании.

Апостол Иоанн Богослов в молчании. XVII век

Общеизвестное предание таково: прожив более ста лет, он удалился из Эфеса и просил учеников своих похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Зато ежегодно, 21 мая, на могиле стал выступать тонкий слой праха (или «манны»), приносивший исцеления. В честь этого события установлено весеннее празднование памяти святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Что же это за прах и куда делось тело апостола? Мне попадалось мнение, будто спящий Иоанн так и лежит в могиле, а тонкий прах поднимается от его дыхания. Более распространен взгляд, что апостол взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам – Илии и Еноху.

Многие святые (Ипполит Римский, Андрей Кесарийский, Иоанн Кронштадтский) высказывали уверенность в том, что апостол Иоанн будет вместе с Илией и Енохом проповедовать перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах», — говорит святой прав. Иоанн Кронштадтский.

На эту тему можно написать огромный богословский трактат или хотя бы серьезную статью.

В любом случае, Священное Предание зафиксировало изменение «чина естества» — тление не коснулось тела «апостола любви». Этой победой над тлением подчеркивается его духовное родство с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у подножия Креста Господня.

Стоит обратить внимание, что такого чуда не удостоились даже святые первоверховные апостолы Петр и Павел, хотя мученическая кончина обоих – подвиг веры, свидетельство о Христе.

Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о материнской заботе, оказываемой нам Пречистой Девой. Мне кажется, близость этих двух дат не случайна или хотя бы символична. Можно даже предположить, что тайна Иоанна Богослова (и, более того, важные аспекты христианской сотериологии) раскрываются в богородичных праздниках Успения и Покрова.

Если Успение являет нам истину вечной материнской любви Пречистой Девы («Во Успении мира не оставила еси, Богородице»), то праздник Покрова нам демонстрирует осуществление этой любви – молитва как деятельное заступничество, покрывающее нас от всякого зла.

Если Покров Божией Матери был явлен единожды константинопольскому юродивому Андрею, то свидетельство заступничества «апостола любви» могли наблюдать в течение первых веков христианства все желающие – именно этому посвящен весенний день его памяти (напомним, 21 мая Церковь вспоминает ежегодное появления чудотворного тонкого праха на могиле святого апостола).

Вот перед этой деятельной любовью, берущей свое начало в Источнике Жизни – Боге – и отступают смерть и тление.

Место погребения св. ап. Иоанна Богослова.

Могила Иоанна Богослова приведена была в порядок уже в наше время – для посещения паломников и туристов. Она представляет собой расчищенную квадратную площадку, по краям которой стоят четыре колонны. В середине квадрата находится маленькая надгробная плита в виде креста.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

9 октября – Преставление Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

Апо­стол Иоанн был осо­бен­но лю­бим Спа­си­те­лем за жерт­вен­ную лю­бовь и дев­ствен­ную чи­сто­ту. По­сле сво­е­го при­зва­ния апо­стол не рас­ста­вал­ся с Гос­по­дом и был од­ним из трех уче­ни­ков, ко­то­рых Он осо­бен­но при­бли­зил к Се­бе.

Апо­стол Иоанн Бо­го­слов

Свя­той Иоанн Бо­го­слов при­сут­ство­вал при вос­кре­ше­нии Гос­по­дом до­че­ри Иа­и­ра и был сви­де­те­лем Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на Фа­во­ре. Во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри он воз­ле­жал ря­дом с Гос­по­дом и по зна­ку апо­сто­ла Пет­ра, при­ник­нув к гру­ди Спа­си­те­ля, спро­сил об име­ни пре­да­те­ля. Апо­стол Иоанн сле­до­вал за Гос­по­дом, ко­гда Его, свя­зан­но­го, ве­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд без­за­кон­ных пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы, он же на­хо­дил­ся во дво­ре ар­хи­ерей­ском при до­про­сах сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля и неот­ступ­но сле­до­вал за Ним по Крест­но­му пу­ти, скор­бя всем серд­цем. У под­но­жия Кре­ста он пла­кал вме­сте с Бо­жи­ей Ма­те­рью и услы­шал об­ра­щен­ные к Ней с вы­со­ты Кре­ста сло­ва Рас­пя­то­го Гос­по­да: «Же­но, се сын Твой» и к нему: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). С это­го вре­ме­ни апо­стол Иоанн, как лю­бя­щий сын, за­бо­тил­ся о Пре­свя­той Де­ве Ма­рии и слу­жил Ей до Ее Успе­ния, ни­ку­да не от­лу­ча­ясь из Иеру­са­ли­ма. По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри апо­стол Иоанн, по вы­пав­ше­му ему жре­бию, на­пра­вил­ся в Ефес и дру­гие ма­ло­азий­ские го­ро­да для про­по­ве­ди Еван­ге­лия, взяв с со­бой сво­е­го уче­ни­ка Про­хо­ра. Они от­пра­ви­лись в путь на ко­раб­ле, ко­то­рый по­то­нул во вре­мя силь­ной бу­ри. Все пу­те­ше­ствен­ни­ки бы­ли вы­бро­ше­ны на су­шу, толь­ко апо­стол Иоанн остал­ся в мор­ской пу­чине. Про­хор горь­ко ры­дал, ли­шив­шись сво­е­го ду­хов­но­го от­ца и на­став­ни­ка, и по­шел в Ефес один. На че­тыр­на­дца­тый день пу­ти он сто­ял на бе­ре­гу мо­ря и уви­дел, что вол­на вы­бро­си­ла на бе­рег че­ло­ве­ка. По­дой­дя к нему, он узнал апо­сто­ла Иоан­на, ко­то­ро­го Гос­подь со­хра­нял жи­вым че­тыр­на­дцать дней в мор­ской глу­бине. Учи­тель и уче­ник от­пра­ви­лись в Ефес, где апо­стол Иоанн непре­стан­но про­по­ве­до­вал языч­ни­кам о Хри­сте. Его про­по­ведь со­про­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми и ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми, так что чис­ло уве­ро­вав­ших уве­ли­чи­ва­лось с каж­дым днем. В это вре­мя на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Неро­на. Апо­сто­ла Иоан­на от­ве­ли на суд в Рим. За ис­по­ве­да­ние ве­ры в Гос­по­да Иису­са Хри­ста апо­стол Иоанн был при­го­во­рен к смер­ти, но Гос­подь со­хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка. Апо­стол вы­пил пред­ло­жен­ную ему ча­шу со смер­тель­ным ядом и остал­ся жи­вым, за­тем вы­шел невре­ди­мым из кот­ла с ки­пя­щим мас­лом, в ко­то­рый был бро­шен по при­ка­за­нию му­чи­те­ля. По­сле это­го апо­сто­ла Иоан­на со­сла­ли в за­то­че­ние на ост­ров Пат­мос, где он про­жил мно­го лет. По пу­ти сле­до­ва­ния к ме­сту ссыл­ки апо­стол Иоанн со­вер­шил мно­го чу­дес. На ост­ро­ве Пат­мос про­по­ведь, со­про­вож­дав­ша­я­ся чу­де­са­ми, при­влек­ла к нему всех жи­те­лей ост­ро­ва, ко­то­рых апо­стол Иоанн про­све­тил све­том Еван­ге­лия. Он из­гнал мно­го­чис­лен­ных бе­сов из идоль­ских ка­пищ и ис­це­лил ве­ли­кое мно­же­ство боль­ных. Волх­вы раз­лич­ны­ми бе­сов­ски­ми на­ва­жде­ни­я­ми ока­зы­ва­ли боль­шое со­про­тив­ле­ние про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла. Осо­бен­но устра­шал всех над­мен­ный волхв Ки­нопс, по­хва­ляв­ший­ся тем, что до­ве­дет до ги­бе­ли апо­сто­ла. Но ве­ли­кий Иоанн – Сын Гро­мов, как име­но­вал его Сам Гос­подь, си­лой дей­ству­ю­щей через него бла­го­да­ти Бо­жи­ей раз­ру­шил все ухищ­ре­ния бе­сов­ские, на ко­то­рые на­де­ял­ся Ки­нопс, и гор­дый волхв бес­слав­но по­гиб в мор­ской пу­чине.

Читать еще:  Сон муж плачет во сне. Плакать во сне: что это может значить согласно сонникам? Сонник – Покойные родственники

Апо­стол Иоанн уда­лил­ся со сво­им уче­ни­ком Про­хо­ром на пу­стын­ную го­ру, где на­ло­жил на се­бя трех­днев­ный пост. Во вре­мя мо­лит­вы апо­сто­ла го­ра за­ко­ле­ба­лась, за­гре­мел гром. Про­хор в стра­хе упал на зем­лю. Апо­стол Иоанн под­нял его и при­ка­зал за­пи­сы­вать то, что он бу­дет го­во­рить. «Аз есмь Аль­фа и Оме­га, на­ча­ток и ко­нец, гла­го­лет Гос­подь, Сый и Иже бе и Гря­дый, Все­дер­жи­тель» (Откр.1:8), – воз­ве­щал Дух Бо­жий через свя­то­го апо­сто­ла. Так око­ло 67 го­да бы­ла на­пи­са­на Кни­га От­кро­ве­ния (Апо­ка­лип­сис) свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. В этой кни­ге рас­кры­ты тай­ны су­деб Церк­ви и кон­ца ми­ра.

По­сле дли­тель­ной ссыл­ки апо­стол Иоанн по­лу­чил сво­бо­ду и вер­нул­ся в Ефес, где про­дол­жал свою де­я­тель­ность, по­учая хри­сти­ан осте­ре­гать­ся лже­учи­те­лей и их лже­уче­ний. Око­ло 95 го­да апо­стол Иоанн на­пи­сал в Ефе­се Еван­ге­лие. Он при­зы­вал всех хри­сти­ан лю­бить Гос­по­да и друг дру­га и этим ис­пол­нить за­по­ве­ди Хри­сто­вы. Апо­сто­лом люб­ви име­ну­ет Цер­ковь свя­то­го Иоан­на, ибо он по­сто­ян­но учил, что без люб­ви че­ло­век не мо­жет при­бли­зить­ся к Бо­гу. В трех по­сла­ни­ях, на­пи­сан­ных апо­сто­лом Иоан­ном, го­во­рит­ся о зна­че­нии люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. Уже в глу­бо­кой ста­ро­сти, узнав о юно­ше, со­вра­тив­шем­ся с пу­ти ис­тин­но­го и сде­лав­шем­ся пред­во­ди­те­лем шай­ки раз­бой­ни­ков, апо­стол Иоанн по­шел ис­кать его в пу­сты­ню. Уви­дев свя­то­го стар­ца, ви­нов­ный стал скры­вать­ся, но апо­стол по­бе­жал за ним и умо­лял его оста­но­вить­ся, обе­щая грех юно­ши взять на се­бя, лишь бы тот по­ка­ял­ся и не гу­бил сво­ей ду­ши. Тро­ну­тый теп­ло­той люб­ви свя­то­го стар­ца, юно­ша дей­стви­тель­но по­ка­ял­ся и ис­пра­вил свою жизнь.

Свя­той апо­стол Иоанн скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Он на­мно­го пе­ре­жил всех осталь­ных оче­вид­цев Гос­по­да, дол­го оста­ва­ясь един­ствен­ным жи­вым сви­де­те­лем зем­ных пу­тей Спа­си­те­ля.

Ко­гда на­ста­ло вре­мя от­ше­ствия апо­сто­ла Иоан­на к Бо­гу, он уда­лил­ся за пре­де­лы Ефе­са с се­мью сво­и­ми уче­ни­ка­ми и по­ве­лел при­го­то­вить для се­бя в зем­ле кре­сто­об­раз­ную мо­ги­лу, в ко­то­рую лег, ска­зав уче­ни­кам, чтобы они за­сы­па­ли его зем­лей. Уче­ни­ки с пла­чем це­ло­ва­ли сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка, но, не ре­ша­ясь ослу­шать­ся, ис­пол­ни­ли его по­ве­ле­ние. Они за­кры­ли ли­цо свя­то­го пла­том и за­ко­па­ли мо­ги­лу. Узнав об этом, осталь­ные уче­ни­ки апо­сто­ла при­шли к ме­сту его по­гре­бе­ния и рас­ко­па­ли мо­ги­лу, но ни­че­го в ней не на­шли.

Каж­дый год из мо­ги­лы свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на 8-го мая вы­сту­пал тон­кий прах, ко­то­рый ве­ру­ю­щие со­би­ра­ли и ис­це­ля­лись им от бо­лез­ней. По­это­му Цер­ковь празд­ну­ет па­мять свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва еще и 8 мая.

Гос­подь дал сво­е­му лю­би­мо­му уче­ни­ку Иоан­ну и его бра­ту имя «Сы­нов Гро­ма» – вест­ни­ка устра­ша­ю­ще­го в сво­ей очи­сти­тель­ной си­ле небес­но­го ог­ня. Этим са­мым Спа­си­тель ука­зы­вал на пла­мен­ный, ог­нен­ный, жерт­вен­ный ха­рак­тер хри­сти­ан­ской люб­ви, про­по­вед­ни­ком ко­то­рой был апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Орел – сим­вол вы­со­ко­го па­ре­ния бо­го­слов­ской мыс­ли – ико­но­гра­фи­че­ский знак еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. На­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва Свя­тая Цер­ковь да­ла из уче­ни­ков Хри­сто­вых толь­ко свя­то­му Иоан­ну, тай­но­зри­те­лю Су­деб Бо­жи­их.

Молитвы

Тропарь апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, на преставление, глас 2

Апо́столе, Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тны,/ прие́млет тя, припа́дающа,/ И́же па́дша на пе́рси прие́мый./ Его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щую мглу язы́ков разгна́ти,// прося́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости.

Кондак апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, глас 2

Вели́чия твоя́, де́вственниче, кто пове́сть?/ То́чиши бо чудеса́, и излива́еши исцеле́ния,/ и мо́лишися о душа́х на́ших,// я́ко Богосло́в и друг Христо́в.

Величание апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

Велича́ем тя, апо́столе Христо́в и Евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, и чтем боле́зни и труды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ во благове́стии Христо́ве.

Молитва апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О, вели́кий апо́столе, евангели́сте громогла́сный, Богосло́ве изя́щнейший, тайнови́дче неизрече́нных открове́ний, де́вственниче и возлю́бленный напе́рсниче Христо́в Иоа́нне! Приими́ нас, гре́шных, прибега́ющих под твое́ си́льное заступле́ние и покрови́тельство. Испроси́ у Всеще́драго Человеколю́бца Христа́ Бо́га на́шего, И́же пред очесы́ твои́ми кровь Свою́ за ны, непотре́бныя рабы́ Своя́, излия́л есть, да не помяне́т беззако́ний на́ших, но да поми́лует нас и сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й: да да́рует нам здра́вие душе́вное и теле́сное, вся́кое благоде́нствие и изоби́лие, наставля́я нас обраща́ти о́ная во сла́ву Его́, Творца́, Спаси́теля и Бо́га на́шего, по кончи́не же вре́менныя жи́зни на́шея от немилосе́рдных истяза́телей на возду́шных мыта́рствах да изба́вит нас, и та́ко да дости́гнем, тобо́ю води́мии и покрыва́емии, Го́рняго о́наго Иерусали́ма, его́же сла́ву ты во открове́нии зрел еси́, ны́не же несконча́емыя ра́дости наслажда́ешися. О вели́кий Иоа́нне! Сохрани́ вся гра́ды и страны́ христиа́нския и всех, призыва́ющих и́мя твое́, от гла́да, губи́тельства, тру́са и пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни; изба́ви нас от вся́кия беды́ и напа́сти и моли́твами твои́ми отврати́ от нас пра́ведный гнев Бо́жий, и испроси́ нам Его́ милосе́рдие. О вели́кий и непостижи́мый Бо́же! Се на умоле́ние Тебе́ предлага́ем свята́го Иоа́нна, его́же Ты сподо́бил еси́ неизрече́нных открове́ний, приими́ о нас хода́тайство, да́руй нам исполне́ние проше́ний на́ших во сла́ву Твою́, па́че же соверши́ нас духо́вным соверше́нством к наслажде́нию, жи́зни несконча́емыя в Небе́сных Твои́х оби́телях! О Небе́сный О́тче, созда́вый вся Влады́ко, Всеси́льный Царю́! Косни́ся благода́тию серде́ц на́ших, да, раста́явше, я́ко воск, пролию́тся пред Тобо́ю и бре́нная тварь духо́вна сотвори́тся в честь и сла́ву Твою́, и Сы́на Твоего́, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Читать еще:  Отражают ли имена особенности характера. Имя и характер человека – случайная связь или закономерность? Как имя влияет на характер

Два Иоанна: святой апостол и великий старец

8/21 мая Церковь чтит память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Представляем вам отрывки из недавно вышедшей в издательстве Псковско-Печерского монастыря «Вольный странник» книги «Святой апостол Иоанн Богослов». Входящая в серию «Именинник», она рассказывает о святом апостоле Иоанне Богослове и носившем его имя в монашестве великом старце наших дней Иоанне (Крестьянкине). Книга является прекрасным подарком для всех Иоаннов, празднующих в этот день именины.

Апостол Иоанн Богослов

Об имени Иван (Иоанн):

Имя Иван — одно из самых распространённых в мире. В Англии и Америке оно звучит как «Джон», в Ирландии — «Шон», в Германии — «Йоханес», во Франции — «Жан», в Испании — «Хуан», в Португалии — «Жуан», в Греции — «Янис», в Италии — «Джованни», в Дании — «Ян». Существует множество других вариантов этого столь любимого во всём мире имени.

Женских вариантов имени также очень много: Иоанна и Яна, Иванка и Жанна, Джейн и Джин, Дженни и Джоанна, Ханна и Жаннет.

Многие русские цари и князья носили это имя: Иван I Калита — князь Московский и его сын — Иван II Красный, Иван III — Великий князь Московский и Государь вся Руси, Иван IV Грозный — первый русский царь, а также Великие князья Рязанские и Смоленские, Псковские и Новгородские, Суздальские и Тверские…

Знаете ли вы, что:

Наиболее известные Иоанны среди православных христианских святых — это апостол и евангелист Иоанн Богослов и пророк Иоанн Предтеча, Креститель Господень.

«Апостол» в переводе с греческого означает «посланник, слуга». Двенадцать апостолов были посланниками и учениками Господа нашего Иисуса Христа. Все они, кроме апостола Иоанна Богослова, окончили свои жизни мученически.

Святого Иоанна Богослова называют апостолом Любви, потому что он прошёл длинный и благодатный жизненный путь, не иссякая в этой добродетели.

Апостол Иоанн Богослов — автор одного из четырех Евангелий, Книги Откровения (Апокалипсиса) и трёх Посланий, вошедших в Новый Завет.

Аллегорическим изображением апостола и евангелиста Иоанна стал орёл — символ высокого парения его духа и богословской мысли.

Архим. Иоанн (Крестьянкин)

Несколько фактов из жизни апостола Иоанна Богослова:

Во время языческого праздника в Эфесе апостол Иоанн обратился к жителям города с проповедью о Христе. Разъяренные язычники стали забрасывать проповедника камнями — ни один из них не коснулся его, пострадала лишь статуя Артемиды. После молитвы апостола и знамения, которое послал Господь, множество жителей города обратились в христианство.

Римский император Флавий Домициан неоднократно устраивал гонения на христиан. Узнав о проповедях в Эфесе апостола Иоанна, Домициан повелел его казнить. По приказу императора апостолу дали смертельный яд, но Господь защитил Своего избранника, и яд не подействовал. Тогда Иоанна бросили в котел с кипящим маслом, но и тут апостол остался невредим. Тогда император, решив, что апостол бессмертен, сослал его на остров Патмос.

По приказу императора апостолу дали смертельный яд, но яд не подействовал

На пути к острову апостол Иоанн Богослов совершил множество чудес. По его молитвам волна вернула на корабль сына одного из пассажиров, случайно упавшего в море. Когда закончились припасы пресной воды, опять же по молитве апостола соленая морская вода обратилась в пресную.

Небольшой каменистый Патмос в те годы был малонаселённым, а в местные каменоломни ссылали преступников. Здесь апостол Иоанн вместе с другими заключёнными рубил камень, жил в пещере и спал на каменном полу, испытывая все скорби узника. В ссылке он исцелял больных, сокрушал идолов, просвещал язычников светом веры Христовой и совершал множество чудес.

На Патмосе апостол Иоанн написал таинственную Книгу Откровения — Апокалипсис, в которой раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки, уже в преклонных летах, Иоанн Богослов вернулся в Эфес, где поселился в доме Домна, которого когда-то воскресил из мёртвых. Здесь апостол написал Евангелие от Иоанна, которое начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. » (Ин. 1, 1).

Под конец своей долгой жизни апостол Иоанн уже не мог ходить, не говорил длинных проповедей, а лишь повторял: «Дети мои, любите друг друга!» Когда кто-то из учеников осмелился спросить, почему их наставник повторяет одно и то же, апостол ответил:

Читать еще:  К кресту твоему поклоняемся воскресение твое славим. Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

«Это заповедь Господа, в ней заключается всё Его учение».

Когда апостолу Иоанну было уже около ста лет, Господь открыл ему, что дни его земной жизни сочтены. Апостол позвал семерых учеников, среди которых был и Прохор, в безлюдное место за городом и уединился для молитвы. Окончив молитву, сказал: «Копайте вашими лопатами могилу в форме креста в длину моего роста». Потом снова помолился, лёг в могилу, попросил засыпать его землёй, и ученики не посмели ослушаться своего возлюбленного наставника. Горько оплакивая его, в глубокой скорби возвратились они в город.

Когда христиане Эфеса, узнав о случившемся, пришли к могиле апостола, она оказалась пуста. Его преставление стало одним из самых загадочных событий в Священном Предании. Победа апостола Любви над тлением роднит его с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у Креста Господня.

Победа апостола Любви над тлением роднит его с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у Креста Господня

Память апостола Иоанна совершается в Православной Церкви три раза в год: 9 октября — Преставление Иоанна Богослова, 21 мая — Церковь вспоминает ежегодное появление чудотворного тонкого праха («манны», приносившей исцеления) на могиле святого апостола, 13 июля — в Соборе святых славных и всехвальных двенадцати апостолов.

Молитва апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О, великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем, делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Духовная связь между двумя служителями Божиими

Апостол Иоанн Богослов был небесным покровителем великого старца наших дней, архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (1910–2006).

Архимандрит Тихон (Секретарёв), который почти четверть века нёс послушание наместника Свято-Успенского Псково-Печёрского монастыря, писал о старце Иоанне (Крестьянкине):

«Думаю, что батюшку отца Иоанна можно сравнить с апостолом Иоанном Богословом, его Небесным покровителем, потому что отец Иоанн совершал апостольское служение в наше смутное время, проповедовал о любви Христовой. ».

Таинственная духовная связь существовала между святым I века и современным подвижником благочестия

Таинственная духовная связь существовала между святым I века от Рождества Христова и современным подвижником благочестия. Несомненно, это была личная связь через молитву, и старец Иоанн (Крестьянкин) неоднократно обращался за молитвенной помощью к апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.

Однажды, в ночь на 29 декабря 1961 года, именно молитва небесного покровителя спасла отца Иоанна (Крестьянкина) от смертельной опасности — гибели от руки злодеев-грабителей.

Духовные дары

Старец Иоанн (Крестьянкин) стяжал многочисленные дары Святого Духа: дар духовного рассуждения, позволяющий вести своих чад по пути спасения, дар непрестанной, умно-сердечной Иисусовой молитвы, дар прозорливости. Старец духом знал, когда его духовные чада страдали или находились в скорби, в недоумении, в искушениях, и молился за них.

Духовный врач

По воспоминаниям духовных чад, старец беседовал с людьми, приклонив ухо к устам или даже прямо к сердцу собеседника, слушал не перебивая, как врач, но пытаясь найти причину духовной болезни, поставить правильный духовный диагноз. Мог быстро уточнить что-то для себя и подвести итог, иногда неожиданно обрывал речь и решительно объяснял, что и как нужно сделать.

Старец молился во время разговора и получал для себя извещение свыше, ответ на молитву

Духовным людям становилось понятно, что старец молился во время разговора и получал для себя извещение свыше, ответ на молитву. Так он открывал человеку волю Божию о нём.

«Слушай волю Божию»

Старцу открывалась воля Божия. Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) вспоминал, как его духовный отец, старец Иоанн (Крестьянкин), благословил его на возрождение и становление монашеской жизни в Сретенском монастыре. Старец позвал его, тогда молодого иеромонаха, к престолу в алтаре древнего Успенского собора в Печорах и сказал:

— А теперь слушай волю Божию. Проси Святейшего, чтобы он благословил создание подворья Псково-Печёрского монастыря в Москве, и ты будешь строить это подворье.

В те времена открытие подворий епархиальных монастырей в Москве Патриарх Алексий II не благословлял, и отец Тихон был в недоумении. Но старец сказал ему твёрдо:

— Иди к Святейшему и передай то, что я тебе сказал. Святейший всё благословит.

Святой Иоанн Богослов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин) / Сост. О. Л. Рожнева — М. : Фонд социокультурных проектов «Традиция», 2019. — 112 с. : — ил. (серия «Именинник»). ISBN 978-5-00152-006-1

Так и случилось. Отец Иоанн даже сам определил место подворья, указав, какой из предложенных Патриархом храмов следует выбрать. Старец также передал отцу Тихону для подворья множество своих икон, в том числе и любимую — Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, благословил создание монастырского издательства, Интернет–сайта, духовной семинарии, детского дома, подсобного хозяйства. В первые, самые сложные годы отец Иоанн следил буквально за каждым действием в возрождающейся обители. А некоторое время спустя духовный отец благословил иеромонаха Тихона, будущего митрополита Псковского и Порховского, просить Святейшего о преобразовании подворья в Сретенский монастырь.

Источники:

http://ioann-bogoslov.cerkov.ru/ioann-bogoslov-prestavlenie-apostola-ioanna-bogoslova-pobeda-nad-tleniem/
http://pravlife.org/ru/content/9-oktyabrya-prestavlenie-apostola-i-evangelista-ioanna-bogoslova
http://pravoslavie.ru/121269.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: