Икона св софроний и иннокентий иркутские. Чудеса по молитвам у святых мощей иннокентия иркутского

Храм Покрова Божией Матери г. Тулуна

Чудеса святителя Иннокентия Иркутского

В Вознесенском монастыре, в день храмового праздника Вознесения Господня в 1766 году, у настоятеля архимандрита Синесия было много гостей, а во главе их иркутские — епископ Софроний и первый губернатор Фрауендорф.

После обеда губернатор полюбопытствовал видеть нетленное тело Иннокентия. Преосвященный, после долгого, говорят, отрицания, приказал открыть пещеру над гробом. И что же? Посланные нашли могильный склеп сверху донизу за валенный снегом, а дело происходило 1 июня. Велено было снег очистить; но по мере того, как очищали, появлялся новый. По отъезде же губернатора пещера оказалась бесснежной и чистой, как и всегда была, и в которую снег не проникал никогда и зимою.

В 1770 го­ду про­жи­вав­шая в Ир­кут­ске Пе­ла­гея Су­дей­ки­на силь­но за­бо­ле­ла го­ряч­кой. Во вре­мя бо­лез­ни ей бы­ло ви­де­ние: боль­ной пред­ста­ви­лось, буд­то она сто­ит в Тих­вин­ской церк­ви, и свя­ти­тель Иннокентий со­вер­ша­ет утре­ню. Она про­си­ла бла­го­сло­ве­ния. Свя­той вы­шел из ал­та­ря, бла­го­сло­вил, по­том по­слал ей со свет­лым юно­шей ча­сти­цу арт­оса; она вку­си­ла и по­чув­ство­ва­ла се­бя здо­ро­вой. Же­лая воз­бла­го­да­рить сво­е­го це­ли­те­ля, Пе­ла­гея спро­си­ла, ка­кую чи­тать ему мо­лит­ву? Свя­ти­тель вто­рич­но вы­шел к ней, раз­вер­нул пе­ред ней сви­ток, в ко­то­ром бы­ло на­пи­са­но: «Ми­ло­сти­вый мой на­став­ни­че, бла­го­у­тро­бия со­кро­ви­ще, пра­во­ве­рия учи­те­лю, ар­хи­ере­ев по­хва­ло, без­по­мощ­ных за­ступ­ни­че, от­че наш, иерар­ше, мо­ли Бо­га о нас!»

Про­бу­див­шись, Пе­ла­гея по­чув­ство­ва­ла се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вой и тот­час же вста­ла.

Якут­ский ку­пец Па­вел Ле­бе­дев пе­ре­ло­мил се­бе но­гу. Его бо­лезнь так уси­ли­лась, что он стал го­то­вить­ся к смер­ти. В ночь на 3 ян­ва­ря 1785 го­да в ком­на­ту, где ле­жал боль­ной, во­шел старец с жез­лом в ру­ке и ска­зал: «Про­си по­мо­щи у Ин­но­кен­тия, что в Ир­кут­ске».

Ле­бе­дев проснул­ся, но по­том опять по­гру­зил­ся в дре­мо­ту, не при­да­вая осо­бен­но­го зна­че­ния ви­де­нию. Свя­ти­тель опять явил­ся и, уко­ряя бо­ля­ще­го в неве­рии, уда­рил жез­лом в пол. Ле­бе­дев, про­бу­див­шись, уви­дел на по­лу след уда­ра. Он на­чал ве­рить. Пе­ред утром свя­ти­тель в тре­тий раз явил­ся бо­ля­ще­му, и ужас­ная боль сме­нилась лег­ким зу­дом. Утром Ле­бе­дев уже мог хо­дить без ко­сты­ля и по­спеш­но на­пра­вил­ся к гро­бу сво­е­го це­ли­те­ля.

В 1786 го­ду про­то­и­е­рей Иа­ков За­гос­кин за­ме­тил, что зре­ние его ста­ло сла­беть. Он дол­го стра­дал и, на­ко­нец, во­все пе­ре­стал ви­деть. Слы­ша о чу­де­сах, ко­то­рые по­да­ет свя­той Ин­но­кен­тий, боль­ной непре­стан­но об­ра­щал­ся к нему с мо­лит­вой о по­мо­щи. Од­на­жды, си­дя в крес­ле, он за­был­ся лег­кой дре­мо­той. Вдруг пе­ред ним явил­ся свя­ти­тель Ин­но­кен­тий в пол­ном об­ла­че­нии, как он по­чи­ва­ет во гро­бе. Свя­тиой по­ло­жил свою дес­ни­цу на го­ло­ву бо­ля­ще­го и по­ве­лел ча­ще при­зы­вать его имя. Спу­стя некоторое вре­мя про­то­и­е­рей на­чал слег­ка раз­би­рать окру­жа­ю­щие его пред­ме­ты, а по­том стал яс­но ви­деть все.

В Воз­не­сен­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром были по­гре­бе­ны мо­щи свя­то­го Ин­но­кен­тия, однажды при­бы­ли два че­ло­ве­ка, чтобы про­гу­лять­ся. Зай­дя в цер­ковь, они оста­но­ви­лись пе­ред ра­кою угод­ни­ка Бо­жия и на­ча­ли ко­щун­ство­вать: один взял свя­ти­те­ля за ру­ку, дру­гой за но­гу. Гос­подь ско­ро на­ка­зал их за дер­зость. Ко­гда они воз­вра­ща­лись до­мой, дрож­ки, на ко­то­рых оба еха­ли, упа­ли, и один из ко­щун­ни­ков сло­мал се­бе ру­ку, а дру­гой – но­гу.

Ле­том 1783 го­ду в Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре про­изо­шел по­жар. В летописи Иркутска свидетели пожара записали: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, сгорели кельи все, три церкви – две каменные снаружи и внутри без остатку, при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был!»

Бы­ла уже объ­ята пла­ме­нем и де­ре­вян­ная Тих­вин­ская цер­ковь, под ко­то­рой по­ко­и­лись мо­щи свя­то­го Ин­но­кен­тия. На­род с ужа­сом ожи­дал, что свя­тые мо­щи по­гиб­нут в огне, и про­сил у епи­ско­па Ми­ха­и­ла раз­ре­ше­ния вы­не­сти их из пе­ще­ры. Епи­скоп на эту прось­бу от­ве­тил: «Ес­ли по­кой­ный Ин­но­кен­тий уго­дил Бо­гу, то ра­ди его нетлен­ных мо­щей Все­мо­гу­щий спа­сет и цер­ковь».

И тот­час огонь на­чал осла­бе­вать. Тих­вин­ская цер­ковь оста­лась це­лою, лишь с об­го­ре­лы­ми сна­ру­жи сте­на­ми.

В 1796 го­ду из Ека­те­рин­бур­га бы­ла при­ве­де­на в Ир­кутск од­на сла­бо­ум­ная жен­щи­на. Кто она бы­ла та­кая, как бы­ло ей имя – ни­кто не знал. Она впа­ла в тя­же­лую бо­лезнь. Доб­рые лю­ди при­юти­ли ее. На­хо­дясь в бо­лез­ни, она про­си­ла де­нег у сво­их бла­го­де­те­лей. «На что те­бе день­ги?» – спро­си­ли ее. «Мне на­до ид­ти за ре­ку, по­ста­вить све­чи там, где жи­вут оде­тые в чер­ное пла­тье и по­гре­бен ста­рец». Ей да­ли де­нег, она пе­ре­пра­ви­лась через Ан­га­ру, по­про­си­ла ука­зать ей до­ро­гу в Воз­не­сен­скую оби­тель. В это вре­мя в мо­на­сты­ре со­вер­ша­лась ли­тур­гия. В те­че­ние всей служ­бы боль­ная усерд­но мо­ли­лась пе­ред ико­ною Бо­го­ма­те­ри и ча­сто под­хо­ди­ла к то­му ме­сту, где на­хо­ди­лась гроб­ни­ца свя­ти­те­ля. Через два дня сла­бо­ум­ная не толь­ко по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние от сво­е­го неду­га, но и ста­ла рас­суж­дать со­вер­шен­но здра­во. Ум­ствен­ное рас­строй­ство у нее про­шло. Она рас­ска­за­ла, кто она и от­ку­да, при­ба­ви­ла, что ей во сне явил­ся свя­той Иннокентий, ве­лел ис­по­ве­дать­ся и при­об­щить­ся Свя­тых Та­ин. Он ска­зал ей, что вско­ре, в та­кой-то день, она умрет. Дей­стви­тель­но, в на­зна­чен­ный свя­ти­те­лем день она умер­ла.

Иркутский протоиерей Иоанн Логинов восемь лет страдал глазною болезнью и напоследок ничего уже не мог видеть. К тому же в одном глазе открылась невыносимая ломота, продолжавшаяся более полутора месяцев. В 1795 году протоиерей обратился с усердной молитвой к святителю Иннокентию. Во время, когда больной, сидя в кресле и облокотясь на стол, держал руками голову, святитель положил ему на голову свои руки и сказал: «Призывай в помощь Иннокентия». Старец в первый раз увидел горницу, в которой сидел, а затем получил совершенное исцеление глаз и до самой смерти обладал хорошим зрением.

Дочь священника иркутской Спасской церкви девица Анастасия Гаврилова, находясь в 1795 году в тяжелой болезни, просила помощи от Святителя Иннокентия. Она уснула, и виделось ей, что она в праздник Пасхи пришла к литургии в Иркутскую Крестовоздвиженскую церковь, в которой никого не было, кроме стоявшего в царских вратах архиерея с чашею в руке, из которой Он приобщил больную Св. Тайн, и сказал: «Имей веру неослабную к святителю Иннокентию, и будешь здрава». Когда же она отступила от Чаши, то увидела мальчика, который сказал ей: «Святитель, приобщивший тебя Святых Таинств, есть сам Иннокентий». Пробудившись, она почувствовала облегчение и скорую возможность идти в монастырь — благодарить угодника Божия.

Читать еще:  Житие св марии магдалины. Мария магдалина - интересные факты

В начале июля 1796 г. вдова иркутского купца Федора Киселева Агрипина Прокопьева по случаю кончины 30-летнего сына впала в невыносимую тоску и тяжело заболела. Во время сна ей явилось, что четыре священника внесли в ее комнату с пением гробницу. Больная спросила: «Чья это гробница?» «Молись, молись Иннокентию и избавишься от недугов», — отвечали ей священники. Сказав это, они вынесли гроб. Больная, пробудившись, почувствовала облегчение от тоски и болезни, а вскоре и совсем выздоровела.

Тульский купец Даниил Шапошников, в бытность свою в Иркутске летом 1798 году тяжело заболел, два месяца не вставал с постели, не употреблял пищи. В одну ночь он задремал и видит, что в комнату к нему вошел архиерей в мантии, старец, украшенный сединами, остановился у возглавия больного, ударил жезлом в пол и сказал: «Встань!» Удар был так силен, что больной вздрогнул и, встрепенувшись, спросил у жены, находившейся в той же комнате: кто был у нас и стучал в пол. Она, находясь в испуге, отвечала, что слышала, как отворилась дверь, и что сама от стука в пол пробудилась и полагает, что их посетил святитель Иннокентий, которого она призывала в помощь. С этого времени больному стало легче, и он вскоре выздоровел.

Обновление иконы святителя Иннокентия

Прихожане Знаменского храма рассказывали, что когда-то, лет тридцать-сорок назад, икона святителя Иннокентия было совершенно черной. На ней ничего не было видно – только маленькое окошечко с частицей мощей. Но все знали, на ней изображен иркутский святитель. Священники и миряне с благоговением прикладывались к нему и служили перед ним акафисты.

Но за несколько лет до второго обретения мощей икона начала постепенно обновляться. Сначала все увидели голубой молниеобразный зигзаг – так проявились складки ткани на жезле в руке святителя. А потом проступил и образ самого святого.

Возвращение мощей

30 августа 1990 года святые мощи в сопровождении священников Сергия Кузнецова и Александра Белого возвратились в Иркутск из Ярославля. Вот как это путешествие описывает сам отец Александр (из книги «Возвращение»):

«Чтобы перевезти мощи в Иркутск, железнодорожные власти требовали справку санэпидемстанции и цинковый гроб! То обстоятельство, что по имеющимся документам человек отошел ко Господу в XVIII веке, никого из чиновников не смущало. Не помогло и общение в вышестоящие инстанции, все разводили руками: дескать, такая инструкция. Обращались в авиационные перевозки – та же история. Ездили в Москву к авиационным властям – бесполезно.

В конце концов, придумали следующее. Когда Иркутский скорый поезд «Байкал» направлялся в Москву, на вокзале Ярославля мы встретились с начальником поезда. В двух словах, без подробностей объяснили, что нам необходимо перевезти в Иркутск некую древнюю святыню, имеющую большие размеры. Вид священнослужителей, видимо, внушил доверие бригадиру. Он предложил нам приобрести билеты в последний вагон обратного поезда, тогда последний тамбур будет в нашем распоряжении. Таким образом, необходимо было только дождаться, когда поезд дойдет до Москвы и, развернувшись, отправится назад в Иркутск.

Но в Москву «Байкал» не пришел. Как только поезд отъехал от Ярославля, на дороге перед ним произошла крупная авария: товарный состав сошел с рельсов, и шесть вагонов ушли под откос. К счастью, никто не пострадал, но движение остановилось надолго.

Ничего не подозревая, мы готовились к отъезду. Фирменный поезд «Москва–Иркутск» должен был проходить через Ярославль ночью. Купили билеты, вечером служили последний молебен в Толгской обители, тепло попрощались с братьями и насельницей и на монастырском «рафике» – к вокзалу. Потянулись долгие минуты ожидания, которые плавно перерастали в часы. Поезд опаздывал, но никакой информации добиться было невозможно. Через несколько часов объявили прибытие. Держа гробницу в руках, в сопровождении игумена Евстафия и кое-кого из монастырской братии вышли на перрон к предполагаемой остановке последнего вагона. К вокзалу медленно подползал грязный, побитый, ужасного вида поезд, ничего общего с нашим голубеньким фирменным «Байкалом» не имевший. Мы решили, что это ошибка, что «Байкал» подадут на другой путь или следом за этим «монстром». При этом – ночь и полное молчание диспетчера…

Беда заключалась в том, что из Москвы в Иркутск вместо «Байкала» отправили другой поезд. Причем, поездом этим оказался полуживой, многострадальный эскпресс «Дружба»: Москва–Ереван.

Мы стояли в недоумении. Наверное, не меньшее недоумение вид священнослужителей с «гробом» вызвал и у проводника последнего вагона. Наконец, поезд тронулся, и в этот момент интуитивно пришло ощущение, что происходит какая-то ошибка. Мы с гробницей отчаянно бросились за поездом, при этом крича: «Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!» Наблюдавший за этой необычной картиной проводник сорвал стоп-кран. Далее началось что-то невероятное. Мы самовольно открыли последний тамбур, постелили приготовленные заранее два новеньких матраца, и уложили на них раку с мощами. Проводник пытался нам помешать, кричал, что его уволят, спрашивал, кто будет отвечать за провоз «мертвеца» и, указывая на гробницу, страшным шепотом восклицал: «Он же запахнет…». Проводника отталкивали, а нас садили в вагон, причем происходило все это очень быстро.

Наш поезд недалеко отъехал от Ярославля. Впереди на дороге происходит крушение: и вновь товарняк уходит под откос, и вновь злополучные шесть вагонов, и вновь, к счастью, никто не пострадал. Такое совпадение до сих пор кажется необъяснимым. Позже кое-кто высказывал предположение о происках КГБ, но мне думается, что это плод тогдашней моды – все списывать на «органы». Скорее всего, возвращению Святыни противились силы гораздо более опасные и к тому же – невидимые. Те, о которых апостол Павел писал: «Наша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной» (Ефес. 6, 12). Отец Сергий выразил в словах наше общее ощущение – не поезд везет мощи, а мощи везут поезд».

Читать еще:  Православие с чего начать новичку. Апология встряски, или с чего начать воцерковление

Где в Иркутске можно поклониться святыням

Любое место, где есть икона, — свято, а на святом месте всегда есть чудеса. Они могут быть малозаметными, такими, например, как был человек неверующим, а стал верующим, но значимость таких чудес нисколько не приуменьшается, даже если мы не придаем им значения. А могут быть видные, явные, ощутимые. Такое как произошло недавно.

В Иркутской областной детской больнице в одной из палат все время умирали ребятишки, и сотрудники позвали батюшку освятить палату. Отец Сергий осмотрев помещение, сказал, что палата освящена и решил просто отслужить молебен. В палате в то время лежали три девочки.

Тома, лет 11, которая не вставала с кровати; Соня, вот уже 2 месяца не проронившая ни слова после шокового состояния, и еще одна девочка, от которой мама отказалась.

— После отслуженного молебна буквально на следующий день Тома стала ходить, а Соня замолола языком так, что успокоить никто не мог, — вспоминают мамочки, которые еще лежат в больнице. — Их обеих уже выписали.

Третья девочка все-таки умерла.

— Это Бог ее прибрал к себе, пока она еще ангел, — говорит служительница в часовне Святых царственных мучеников. — У девочки осталась старая бабушка, которая потом пришла помолиться и рассказала, что там, где похоронили внучку, совсем не убрано было и вид не очень, и неожиданно на могиле девочки выросли подснежники.

«Святителю Отче Николае, моли Бога о нас»

Нескончаемым потоком идут люди помолиться в храм святого Благоверного князя Дмитрия Донского . Они идут поклониться мощам святителя Николая Мирликийских Чудотворца. И каждый просит его о своем, самом сокровенном. Иногда происходят и настоящие чудеса, о которых желающий укрепить в вере православной остальных может оставить запись в специальном журнале. Вот одна из них:

«Господи Боже мой, благодарю Тебя и Сына Твоего Иисуса Христа, и Пресвятую Богородицу Деву Марию и всех святых Твоих, и cвятителя Николая Чудотворца за исцеление моего сына Филиппа. Отец наш небесный, спасибо Тебе, что сохранил мне сына». Ниже, в скобках стоит пояснение – случай избавления от наркомании.

Мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого)

Они находятся в Знаменском женском монастыре. Каждое воскресенье на вечернем акафисте окно раки открывается, и прихожане получают возможность приложиться к мощам. В особых случаях открывается рука святителя. Люди просят у него исцеления от болезней, помощи в борьбе с недугами. Монастырь был основан в 1689 году из дерева, каменное здание монастыря было отстроено в 1762 году и потом в течение нескольких лет еще достраивались пределы и прочие здания. Как и у многих церквей во времена советской власти, у монастыря было много проблем, его закрыли, действовала только церковь. С 1929 года Знаменский храм стал кафедральным собором, но потом и в нем расположились авиаремонтные мастерские и гаражи. Епархии храм вернули только в 1945 году. С 1991 года в Знаменской церкви покоятся мощи святителя Иннокентия ( Кульчицкого ), первого правящего епископа в Восточной Сибири , а с 27 августа 1994 года в монастыре был возрожден обряд пострига монахинь. В этом храме также есть частица мощей святителя Софрония, второго епископа Иркутского.

Источник святителя Иннокентия

Источник находится на территории храма Михаила-архангела, которому в начале июля исполнилось 135 лет. Но дата появления самого источника относится еще к существованию Вознесенского монастыря, который был основан через 11 лет после основания Иркутска . Существует легенда, что святитель Иннокентий любил останавливаться у озерца, что можно увидеть в самом начале микрорайона Ново-Ленино, помочить ноги. И вот однажды задремав на берегу, он видит сон, что явилась ему Богородица и сказала: «Где посохом ударишь, там будет святой источник». И вот святитель, поднявшись на несколько метров над озерцом, стукнул посохом — и вода заструилась. С тех самых пор источник помогает христианам, он обладает целебными свойствами и полезными минералами.

В 1990 году при храме открылась одна из крупнейших православных библиотек в нашем городе. В настоящее время фонд библиотеки составляет свыше 25 тысяч книг православной литературы, среди которых есть издания XIX века, проповеди и труды Святых отцов Церкви, современных православных подвижников, богословов и историков. Здесь же работает видеозал. А в 1997 году при храме открылась церковно-приходская школа имени святителя Софрония.

Храм мученика Уара

Происходят чудеса и в храмах, что расположены в области. О храме мученика Уара в селе Тихоновка Боханского района мало кто знает, но это единственный храм за Уралом , где можно помолиться об усопших некрещеных и младенцах, умерших во чреве матери. Храм не имеет богатой истории, освятили его 1 ноября 2003 года, в день памяти святого мученика. Но помолиться сюда едут паломники за сотни километров. Инициатором строительства храма был местный предприниматель, у которого в автокатастрофе погиб некрещеный сын. И церковь оказалась востребованной. А сам бизнесмен стал постоянным прихожанином этого храма. Теперь сюда съезжаются верующие из близлежащих городов. Но и тех, кому ехать не близко, расстояния не пугают. При храме даже пришлось построить гостиницу.

— Я разместил фотографию иконы нашего храма «Плач Господа об убиенных во чреве» на женских форумах, — начинает свой рассказ настоятель храма мученика Уара о. Дмитрий в п. Тихоновка Боханского района. — Подписал: «Может быть, эта икона поможет кому-то остановиться или остановить другого». Получил много откликов. Например: «Да как вы посмели!» и т. п. Но икону никто не удалил.

Полгода назад о. Дмитрию на почтовый ящик пришло благодарственное письмо. Девушка забеременела, парень ее бросил, и она твердо решила, что будет делать аборт. Мать никак не могла уговорить ее передумать. И вдруг вспомнила о той самой иконе на форуме, распечатала и так, чтобы дочь не поняла, откуда она взялась, подкинула ей изображение.

Читать еще:  Как определить зоны фен шуй в квартире. Зоны в квартире по фен-шуй

— Та девушка изменила решение, как только увидела изображение нашей иконы, — продолжает о. Дмитрий. — Так Господь спас и душу девушки, и жизнь ребенку. А врачи после родов сказали, что если бы она тогда сделала аборт, она никогда бы больше не родила.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Тельме

Через село Тельма пролегает федеральная трасса, каждый день по ней проезжают тысячи людей, и те, у кого есть время, обязательно заходят в храм. Он стоит на небольшом пригорке. Рядом красивый пруд. Место — просто сказка.

Церковь Казанской иконы Божией Матери освятили в 1816 году. Строили ее итальянские архитекторы. В храме находится икона Богоматери «Всех скорбящих радость». По легенде она там уже более века. В революционное время, когда все церкви начали разорять, эту икону не смогли оторвать от иконостаса. Тогда ее просто накрыли куском материи и оставили в храме. Во время Второй мировой войны в церкви хранили зерно. Икона хранила храм все это время, хранит и сейчас.

Храм во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Пьянство — одна из проблем современной России . Неподалеку от Иркутска, в поселке Карлуке, построен храм во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Целебная сила молитв к ней такова, что она избавляет от алкогольной зависимости. Есть и реальные случаи подтверждения этому.

Но молясь, обязательно нужно верить, ведь каждому дается по вере его. Вера — главное оружие в борьбе с недугами, страстями.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Иркутские чудотворцы

Иннокентий Кульчицкий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века на Украине . Получил духовное образование. 5 марта 1721 года стал епископом Бельским. В марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в иркутский Вознесенский монастырь, а вскоре стал епископом Иркутским и Нерчинским и пробыл им 4 года.

Софроний Кристалевский, третий иркутский епископ, родился в декабре 1703 года в Полтавской губернии в семье сельского священника. В 1753 году Софроний получил назначение на иркутскую кафедру, став епископом Иркутским и Нерчинским. В период его управления многие храмы были перестроены в каменные. Во многих церквях производились частичные перестройки. Запрещалось отапливать церкви по-черному. На колокольнях Богоявленского собора, Спасской и Воскресенской церквях Иркутска появились лучшие колокола. При нем сложились традиции ежегодного водоосвящения на Ангаре и крестного хода на Рождество. Умер епископ 30 марта 1771 года и был похоронен в Богоявленском соборе. В 1918 году он канонизирован Священным собором Русской православной церкви.

Иннокентий (Иван Нерунович ) родился в 1690 году в Киеве . В Иркутск епископ прибыл в октябре 1733 года. Во время его управления было построено около 30 церквей, открывались школы. Кроме того, Иннокентий Нерунович совершал пастырские поездки в Якутию и Забайкалье , активно занимался миссионерской деятельностью, крестил лично более 500 якутов и бурят. Умер в Братской обители 26 июля 1747 года. В 1960 году его останки были перезахоронены в Иркутске, а с 2001 года покоятся в стенах Знаменского монастыря.

СПРАВКА

Мощи — святые останки.

Рака — сосуд, в котором находятся мощи.

Возрастная категория сайта 18+

Святитель Софроний Иркутский

Через 12 лет Святейший Синод назначил его казначеем, а затем наместником Александро-Невской лавры – наиболее значительного из монастырей Санкт-Петербурга в ту эпоху. Эту обязанность он исполнял семь лет, восстановив хорошую дисциплину в монастыре и построив двухэтажную церковь.

В 1753 году императрица Елизавета назначила его епископом Иркутска и даровала привилегию носить во время Божественной литургии саккос, тогда как его предшественники носили лишь фелонь.

Епископ Софроний назначил своего духовного друга и неразлучного товарища по подвигу архимандрита Синесия настоятелем монастыря Вознесения. Вместе с ним он принялся за продолжение дела святого Иннокентия и начал с исполнения пожелания своего предшественника, повелев построить большой кафедральный собор во имя Богоявления. С любовью и решительностью святой Софроний заботился об обучении клира и образовании детей и для этой цели основал рядом с епископской резиденцией духовное училище. Несмотря на очень плохие дороги, он ездил по огромной епархии, посещая приходы и наблюдая за правильным ходом церковной жизни. Благодаря его пастырской заботе церковные службы совершались повсюду с большой красотой, и народ благоговейно и со страхом Божиим участвовал в них, понимая то, что читают или поют. Церковная жизнь оказывала такое влияние на верующих, что в то время на улицах пели не народные песни, а церковные песнопения и тропари.

Особенно близко к сердцу он принимал задачу просвещения языческих народов Сибири. Епископ побуждал клир разделять его усердие и превращал монастыри, в которых он постригал своих наиболее верных учеников, в миссионерские центры. Святитель Софроний успешно проповедовал Благую Весть о спасении среди народов, которые жили на границе с Китаем, и повелел построить в различных городах более одиннадцати церквей и множество школ.

Несмотря на активную пастырскую деятельность, святитель нисколько не жертвовал своей внутренней духовной жизнью: он проводил почти каждую ночь в молитве и служил Божественную литургию так часто, как мог. Приведя духовное стадо на пастбища Божественной благодати, святитель почувствовал, что его силы убывают, и попросил Святейший Синод назначить нового пастыря. Затем он удалился в монастырь, где провел последние дни жизни в непрестанной молитве.

30 марта 1771 года святитель Софроний отошел ко Господу. Прошло шесть месяцев, прежде чем другой епископ прибыл в Иркутск, чтобы провести торжественные похороны. Все это время тело святого, лежащее в гробу, не являло никаких признаков тления, и от него начали происходить чудеса.

Официальная канонизация святого совершилась, однако, только на Поместном Соборе 1917 года, а торжества были отложены из-за смуты. Святой Софроний явился епископу Иркутскому Иоанну, обнял его и сказал: «Будь мужественным!» В 1918 году пожар уничтожил драгоценные останки, спасти удалось лишь небольшую часть. Только 30 июня 1918 года была торжественно отмечена его канонизация, которая стала последней совершенной в России перед наступлением мрачных времен большевизма.

Источники:

http://pokrovtulun.cerkov.ru/chudesa-svyatitelya-innokentiya-irkutskogo/
http://www.irk.kp.ru/daily/25716/915741/
http://pravoslavie.ru/60769.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector