Икона св софроний и иннокентий иркутские. Чудеса по молитвам у святых мощей иннокентия иркутского
Храм Покрова Божией Матери г. Тулуна
Чудеса святителя Иннокентия Иркутского
В Вознесенском монастыре, в день храмового праздника Вознесения Господня в 1766 году, у настоятеля архимандрита Синесия было много гостей, а во главе их иркутские — епископ Софроний и первый губернатор Фрауендорф.
После обеда губернатор полюбопытствовал видеть нетленное тело Иннокентия. Преосвященный, после долгого, говорят, отрицания, приказал открыть пещеру над гробом. И что же? Посланные нашли могильный склеп сверху донизу за валенный снегом, а дело происходило 1 июня. Велено было снег очистить; но по мере того, как очищали, появлялся новый. По отъезде же губернатора пещера оказалась бесснежной и чистой, как и всегда была, и в которую снег не проникал никогда и зимою.
В 1770 году проживавшая в Иркутске Пелагея Судейкина сильно заболела горячкой. Во время болезни ей было видение: больной представилось, будто она стоит в Тихвинской церкви, и святитель Иннокентий совершает утреню. Она просила благословения. Святой вышел из алтаря, благословил, потом послал ей со светлым юношей частицу артоса; она вкусила и почувствовала себя здоровой. Желая возблагодарить своего целителя, Пелагея спросила, какую читать ему молитву? Святитель вторично вышел к ней, развернул перед ней свиток, в котором было написано: «Милостивый мой наставниче, благоутробия сокровище, правоверия учителю, архиереев похвало, безпомощных заступниче, отче наш, иерарше, моли Бога о нас!»
Пробудившись, Пелагея почувствовала себя совершенно здоровой и тотчас же встала.
Якутский купец Павел Лебедев переломил себе ногу. Его болезнь так усилилась, что он стал готовиться к смерти. В ночь на 3 января 1785 года в комнату, где лежал больной, вошел старец с жезлом в руке и сказал: «Проси помощи у Иннокентия, что в Иркутске».
Лебедев проснулся, но потом опять погрузился в дремоту, не придавая особенного значения видению. Святитель опять явился и, укоряя болящего в неверии, ударил жезлом в пол. Лебедев, пробудившись, увидел на полу след удара. Он начал верить. Перед утром святитель в третий раз явился болящему, и ужасная боль сменилась легким зудом. Утром Лебедев уже мог ходить без костыля и поспешно направился к гробу своего целителя.
В 1786 году протоиерей Иаков Загоскин заметил, что зрение его стало слабеть. Он долго страдал и, наконец, вовсе перестал видеть. Слыша о чудесах, которые подает святой Иннокентий, больной непрестанно обращался к нему с молитвой о помощи. Однажды, сидя в кресле, он забылся легкой дремотой. Вдруг перед ним явился святитель Иннокентий в полном облачении, как он почивает во гробе. Святиой положил свою десницу на голову болящего и повелел чаще призывать его имя. Спустя некоторое время протоиерей начал слегка разбирать окружающие его предметы, а потом стал ясно видеть все.
В Вознесенский монастырь, в котором были погребены мощи святого Иннокентия, однажды прибыли два человека, чтобы прогуляться. Зайдя в церковь, они остановились перед ракою угодника Божия и начали кощунствовать: один взял святителя за руку, другой за ногу. Господь скоро наказал их за дерзость. Когда они возвращались домой, дрожки, на которых оба ехали, упали, и один из кощунников сломал себе руку, а другой – ногу.
Летом 1783 году в Вознесенском монастыре произошел пожар. В летописи Иркутска свидетели пожара записали: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, сгорели кельи все, три церкви – две каменные снаружи и внутри без остатку, при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был!»
Была уже объята пламенем и деревянная Тихвинская церковь, под которой покоились мощи святого Иннокентия. Народ с ужасом ожидал, что святые мощи погибнут в огне, и просил у епископа Михаила разрешения вынести их из пещеры. Епископ на эту просьбу ответил: «Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь».
И тотчас огонь начал ослабевать. Тихвинская церковь осталась целою, лишь с обгорелыми снаружи стенами.
В 1796 году из Екатеринбурга была приведена в Иркутск одна слабоумная женщина. Кто она была такая, как было ей имя – никто не знал. Она впала в тяжелую болезнь. Добрые люди приютили ее. Находясь в болезни, она просила денег у своих благодетелей. «На что тебе деньги?» – спросили ее. «Мне надо идти за реку, поставить свечи там, где живут одетые в черное платье и погребен старец». Ей дали денег, она переправилась через Ангару, попросила указать ей дорогу в Вознесенскую обитель. В это время в монастыре совершалась литургия. В течение всей службы больная усердно молилась перед иконою Богоматери и часто подходила к тому месту, где находилась гробница святителя. Через два дня слабоумная не только получила исцеление от своего недуга, но и стала рассуждать совершенно здраво. Умственное расстройство у нее прошло. Она рассказала, кто она и откуда, прибавила, что ей во сне явился святой Иннокентий, велел исповедаться и приобщиться Святых Таин. Он сказал ей, что вскоре, в такой-то день, она умрет. Действительно, в назначенный святителем день она умерла.
Иркутский протоиерей Иоанн Логинов восемь лет страдал глазною болезнью и напоследок ничего уже не мог видеть. К тому же в одном глазе открылась невыносимая ломота, продолжавшаяся более полутора месяцев. В 1795 году протоиерей обратился с усердной молитвой к святителю Иннокентию. Во время, когда больной, сидя в кресле и облокотясь на стол, держал руками голову, святитель положил ему на голову свои руки и сказал: «Призывай в помощь Иннокентия». Старец в первый раз увидел горницу, в которой сидел, а затем получил совершенное исцеление глаз и до самой смерти обладал хорошим зрением.
Дочь священника иркутской Спасской церкви девица Анастасия Гаврилова, находясь в 1795 году в тяжелой болезни, просила помощи от Святителя Иннокентия. Она уснула, и виделось ей, что она в праздник Пасхи пришла к литургии в Иркутскую Крестовоздвиженскую церковь, в которой никого не было, кроме стоявшего в царских вратах архиерея с чашею в руке, из которой Он приобщил больную Св. Тайн, и сказал: «Имей веру неослабную к святителю Иннокентию, и будешь здрава». Когда же она отступила от Чаши, то увидела мальчика, который сказал ей: «Святитель, приобщивший тебя Святых Таинств, есть сам Иннокентий». Пробудившись, она почувствовала облегчение и скорую возможность идти в монастырь — благодарить угодника Божия.
В начале июля 1796 г. вдова иркутского купца Федора Киселева Агрипина Прокопьева по случаю кончины 30-летнего сына впала в невыносимую тоску и тяжело заболела. Во время сна ей явилось, что четыре священника внесли в ее комнату с пением гробницу. Больная спросила: «Чья это гробница?» «Молись, молись Иннокентию и избавишься от недугов», — отвечали ей священники. Сказав это, они вынесли гроб. Больная, пробудившись, почувствовала облегчение от тоски и болезни, а вскоре и совсем выздоровела.
Тульский купец Даниил Шапошников, в бытность свою в Иркутске летом 1798 году тяжело заболел, два месяца не вставал с постели, не употреблял пищи. В одну ночь он задремал и видит, что в комнату к нему вошел архиерей в мантии, старец, украшенный сединами, остановился у возглавия больного, ударил жезлом в пол и сказал: «Встань!» Удар был так силен, что больной вздрогнул и, встрепенувшись, спросил у жены, находившейся в той же комнате: кто был у нас и стучал в пол. Она, находясь в испуге, отвечала, что слышала, как отворилась дверь, и что сама от стука в пол пробудилась и полагает, что их посетил святитель Иннокентий, которого она призывала в помощь. С этого времени больному стало легче, и он вскоре выздоровел.
Обновление иконы святителя Иннокентия
Прихожане Знаменского храма рассказывали, что когда-то, лет тридцать-сорок назад, икона святителя Иннокентия было совершенно черной. На ней ничего не было видно – только маленькое окошечко с частицей мощей. Но все знали, на ней изображен иркутский святитель. Священники и миряне с благоговением прикладывались к нему и служили перед ним акафисты.
Но за несколько лет до второго обретения мощей икона начала постепенно обновляться. Сначала все увидели голубой молниеобразный зигзаг – так проявились складки ткани на жезле в руке святителя. А потом проступил и образ самого святого.
Возвращение мощей
30 августа 1990 года святые мощи в сопровождении священников Сергия Кузнецова и Александра Белого возвратились в Иркутск из Ярославля. Вот как это путешествие описывает сам отец Александр (из книги «Возвращение»):
«Чтобы перевезти мощи в Иркутск, железнодорожные власти требовали справку санэпидемстанции и цинковый гроб! То обстоятельство, что по имеющимся документам человек отошел ко Господу в XVIII веке, никого из чиновников не смущало. Не помогло и общение в вышестоящие инстанции, все разводили руками: дескать, такая инструкция. Обращались в авиационные перевозки – та же история. Ездили в Москву к авиационным властям – бесполезно.
В конце концов, придумали следующее. Когда Иркутский скорый поезд «Байкал» направлялся в Москву, на вокзале Ярославля мы встретились с начальником поезда. В двух словах, без подробностей объяснили, что нам необходимо перевезти в Иркутск некую древнюю святыню, имеющую большие размеры. Вид священнослужителей, видимо, внушил доверие бригадиру. Он предложил нам приобрести билеты в последний вагон обратного поезда, тогда последний тамбур будет в нашем распоряжении. Таким образом, необходимо было только дождаться, когда поезд дойдет до Москвы и, развернувшись, отправится назад в Иркутск.
Но в Москву «Байкал» не пришел. Как только поезд отъехал от Ярославля, на дороге перед ним произошла крупная авария: товарный состав сошел с рельсов, и шесть вагонов ушли под откос. К счастью, никто не пострадал, но движение остановилось надолго.
Ничего не подозревая, мы готовились к отъезду. Фирменный поезд «Москва–Иркутск» должен был проходить через Ярославль ночью. Купили билеты, вечером служили последний молебен в Толгской обители, тепло попрощались с братьями и насельницей и на монастырском «рафике» – к вокзалу. Потянулись долгие минуты ожидания, которые плавно перерастали в часы. Поезд опаздывал, но никакой информации добиться было невозможно. Через несколько часов объявили прибытие. Держа гробницу в руках, в сопровождении игумена Евстафия и кое-кого из монастырской братии вышли на перрон к предполагаемой остановке последнего вагона. К вокзалу медленно подползал грязный, побитый, ужасного вида поезд, ничего общего с нашим голубеньким фирменным «Байкалом» не имевший. Мы решили, что это ошибка, что «Байкал» подадут на другой путь или следом за этим «монстром». При этом – ночь и полное молчание диспетчера…
Беда заключалась в том, что из Москвы в Иркутск вместо «Байкала» отправили другой поезд. Причем, поездом этим оказался полуживой, многострадальный эскпресс «Дружба»: Москва–Ереван.
Мы стояли в недоумении. Наверное, не меньшее недоумение вид священнослужителей с «гробом» вызвал и у проводника последнего вагона. Наконец, поезд тронулся, и в этот момент интуитивно пришло ощущение, что происходит какая-то ошибка. Мы с гробницей отчаянно бросились за поездом, при этом крича: «Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!» Наблюдавший за этой необычной картиной проводник сорвал стоп-кран. Далее началось что-то невероятное. Мы самовольно открыли последний тамбур, постелили приготовленные заранее два новеньких матраца, и уложили на них раку с мощами. Проводник пытался нам помешать, кричал, что его уволят, спрашивал, кто будет отвечать за провоз «мертвеца» и, указывая на гробницу, страшным шепотом восклицал: «Он же запахнет…». Проводника отталкивали, а нас садили в вагон, причем происходило все это очень быстро.
Наш поезд недалеко отъехал от Ярославля. Впереди на дороге происходит крушение: и вновь товарняк уходит под откос, и вновь злополучные шесть вагонов, и вновь, к счастью, никто не пострадал. Такое совпадение до сих пор кажется необъяснимым. Позже кое-кто высказывал предположение о происках КГБ, но мне думается, что это плод тогдашней моды – все списывать на «органы». Скорее всего, возвращению Святыни противились силы гораздо более опасные и к тому же – невидимые. Те, о которых апостол Павел писал: «Наша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной» (Ефес. 6, 12). Отец Сергий выразил в словах наше общее ощущение – не поезд везет мощи, а мощи везут поезд».
Где в Иркутске можно поклониться святыням
Любое место, где есть икона, – свято, а на святом месте всегда есть чудеса. Они могут быть малозаметными, такими, например, как был человек неверующим, а стал верующим, но значимость таких чудес нисколько не приуменьшается, даже если мы не придаем им значения. А могут быть видные, явные, ощутимые. Такое как произошло недавно.
В Иркутской областной детской больнице в одной из палат все время умирали ребятишки, и сотрудники позвали батюшку освятить палату. Отец Сергий осмотрев помещение, сказал, что палата освящена и решил просто отслужить молебен. В палате в то время лежали три девочки.
Тома, лет 11, которая не вставала с кровати; Соня, вот уже 2 месяца не проронившая ни слова после шокового состояния, и еще одна девочка, от которой мама отказалась.
– После отслуженного молебна буквально на следующий день Тома стала ходить, а Соня замолола языком так, что успокоить никто не мог, – вспоминают мамочки, которые еще лежат в больнице. – Их обеих уже выписали.
Третья девочка все-таки умерла.
– Это Бог ее прибрал к себе, пока она еще ангел, – говорит служительница в часовне Святых царственных мучеников. – У девочки осталась старая бабушка, которая потом пришла помолиться и рассказала, что там, где похоронили внучку, совсем не убрано было и вид не очень, и неожиданно на могиле девочки выросли подснежники.
«Святителю Отче Николае, моли Бога о нас»
Нескончаемым потоком идут люди помолиться в храм святого Благоверного князя Дмитрия Донского . Они идут поклониться мощам святителя Николая Мирликийских Чудотворца. И каждый просит его о своем, самом сокровенном. Иногда происходят и настоящие чудеса, о которых желающий укрепить в вере православной остальных может оставить запись в специальном журнале. Вот одна из них:
«Господи Боже мой, благодарю Тебя и Сына Твоего Иисуса Христа, и Пресвятую Богородицу Деву Марию и всех святых Твоих, и cвятителя Николая Чудотворца за исцеление моего сына Филиппа. Отец наш небесный, спасибо Тебе, что сохранил мне сына». Ниже, в скобках стоит пояснение – случай избавления от наркомании.
Мощи святителя Иннокентия (Кульчицкого)
Они находятся в Знаменском женском монастыре. Каждое воскресенье на вечернем акафисте окно раки открывается, и прихожане получают возможность приложиться к мощам. В особых случаях открывается рука святителя. Люди просят у него исцеления от болезней, помощи в борьбе с недугами. Монастырь был основан в 1689 году из дерева, каменное здание монастыря было отстроено в 1762 году и потом в течение нескольких лет еще достраивались пределы и прочие здания. Как и у многих церквей во времена советской власти, у монастыря было много проблем, его закрыли, действовала только церковь. С 1929 года Знаменский храм стал кафедральным собором, но потом и в нем расположились авиаремонтные мастерские и гаражи. Епархии храм вернули только в 1945 году. С 1991 года в Знаменской церкви покоятся мощи святителя Иннокентия ( Кульчицкого ), первого правящего епископа в Восточной Сибири , а с 27 августа 1994 года в монастыре был возрожден обряд пострига монахинь. В этом храме также есть частица мощей святителя Софрония, второго епископа Иркутского.
Источник святителя Иннокентия
Источник находится на территории храма Михаила-архангела, которому в начале июля исполнилось 135 лет. Но дата появления самого источника относится еще к существованию Вознесенского монастыря, который был основан через 11 лет после основания Иркутска . Существует легенда, что святитель Иннокентий любил останавливаться у озерца, что можно увидеть в самом начале микрорайона Ново-Ленино, помочить ноги. И вот однажды задремав на берегу, он видит сон, что явилась ему Богородица и сказала: «Где посохом ударишь, там будет святой источник». И вот святитель, поднявшись на несколько метров над озерцом, стукнул посохом – и вода заструилась. С тех самых пор источник помогает христианам, он обладает целебными свойствами и полезными минералами.
В 1990 году при храме открылась одна из крупнейших православных библиотек в нашем городе. В настоящее время фонд библиотеки составляет свыше 25 тысяч книг православной литературы, среди которых есть издания XIX века, проповеди и труды Святых отцов Церкви, современных православных подвижников, богословов и историков. Здесь же работает видеозал. А в 1997 году при храме открылась церковно-приходская школа имени святителя Софрония.
Храм мученика Уара
Происходят чудеса и в храмах, что расположены в области. О храме мученика Уара в селе Тихоновка Боханского района мало кто знает, но это единственный храм за Уралом , где можно помолиться об усопших некрещеных и младенцах, умерших во чреве матери. Храм не имеет богатой истории, освятили его 1 ноября 2003 года, в день памяти святого мученика. Но помолиться сюда едут паломники за сотни километров. Инициатором строительства храма был местный предприниматель, у которого в автокатастрофе погиб некрещеный сын. И церковь оказалась востребованной. А сам бизнесмен стал постоянным прихожанином этого храма. Теперь сюда съезжаются верующие из близлежащих городов. Но и тех, кому ехать не близко, расстояния не пугают. При храме даже пришлось построить гостиницу.
– Я разместил фотографию иконы нашего храма «Плач Господа об убиенных во чреве» на женских форумах, – начинает свой рассказ настоятель храма мученика Уара о. Дмитрий в п. Тихоновка Боханского района. – Подписал: «Может быть, эта икона поможет кому-то остановиться или остановить другого». Получил много откликов. Например: «Да как вы посмели!» и т. п. Но икону никто не удалил.
Полгода назад о. Дмитрию на почтовый ящик пришло благодарственное письмо. Девушка забеременела, парень ее бросил, и она твердо решила, что будет делать аборт. Мать никак не могла уговорить ее передумать. И вдруг вспомнила о той самой иконе на форуме, распечатала и так, чтобы дочь не поняла, откуда она взялась, подкинула ей изображение.
– Та девушка изменила решение, как только увидела изображение нашей иконы, – продолжает о. Дмитрий. – Так Господь спас и душу девушки, и жизнь ребенку. А врачи после родов сказали, что если бы она тогда сделала аборт, она никогда бы больше не родила.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Тельме
Через село Тельма пролегает федеральная трасса, каждый день по ней проезжают тысячи людей, и те, у кого есть время, обязательно заходят в храм. Он стоит на небольшом пригорке. Рядом красивый пруд. Место – просто сказка.
Церковь Казанской иконы Божией Матери освятили в 1816 году. Строили ее итальянские архитекторы. В храме находится икона Богоматери «Всех скорбящих радость». По легенде она там уже более века. В революционное время, когда все церкви начали разорять, эту икону не смогли оторвать от иконостаса. Тогда ее просто накрыли куском материи и оставили в храме. Во время Второй мировой войны в церкви хранили зерно. Икона хранила храм все это время, хранит и сейчас.
Храм во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»
Пьянство – одна из проблем современной России . Неподалеку от Иркутска, в поселке Карлуке, построен храм во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Целебная сила молитв к ней такова, что она избавляет от алкогольной зависимости. Есть и реальные случаи подтверждения этому.
Но молясь, обязательно нужно верить, ведь каждому дается по вере его. Вера – главное оружие в борьбе с недугами, страстями.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Иркутские чудотворцы
Иннокентий Кульчицкий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века на Украине . Получил духовное образование. 5 марта 1721 года стал епископом Бельским. В марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в иркутский Вознесенский монастырь, а вскоре стал епископом Иркутским и Нерчинским и пробыл им 4 года.
Софроний Кристалевский, третий иркутский епископ, родился в декабре 1703 года в Полтавской губернии в семье сельского священника. В 1753 году Софроний получил назначение на иркутскую кафедру, став епископом Иркутским и Нерчинским. В период его управления многие храмы были перестроены в каменные. Во многих церквях производились частичные перестройки. Запрещалось отапливать церкви по-черному. На колокольнях Богоявленского собора, Спасской и Воскресенской церквях Иркутска появились лучшие колокола. При нем сложились традиции ежегодного водоосвящения на Ангаре и крестного хода на Рождество. Умер епископ 30 марта 1771 года и был похоронен в Богоявленском соборе. В 1918 году он канонизирован Священным собором Русской православной церкви.
Иннокентий (Иван Нерунович ) родился в 1690 году в Киеве . В Иркутск епископ прибыл в октябре 1733 года. Во время его управления было построено около 30 церквей, открывались школы. Кроме того, Иннокентий Нерунович совершал пастырские поездки в Якутию и Забайкалье , активно занимался миссионерской деятельностью, крестил лично более 500 якутов и бурят. Умер в Братской обители 26 июля 1747 года. В 1960 году его останки были перезахоронены в Иркутске, а с 2001 года покоятся в стенах Знаменского монастыря.
СПРАВКА
Мощи – святые останки.
Рака – сосуд, в котором находятся мощи.
Возрастная категория сайта 18+
Святитель Софроний Иркутский
Через 12 лет Святейший Синод назначил его казначеем, а затем наместником Александро-Невской лавры – наиболее значительного из монастырей Санкт-Петербурга в ту эпоху. Эту обязанность он исполнял семь лет, восстановив хорошую дисциплину в монастыре и построив двухэтажную церковь.
В 1753 году императрица Елизавета назначила его епископом Иркутска и даровала привилегию носить во время Божественной литургии саккос, тогда как его предшественники носили лишь фелонь.
Епископ Софроний назначил своего духовного друга и неразлучного товарища по подвигу архимандрита Синесия настоятелем монастыря Вознесения. Вместе с ним он принялся за продолжение дела святого Иннокентия и начал с исполнения пожелания своего предшественника, повелев построить большой кафедральный собор во имя Богоявления. С любовью и решительностью святой Софроний заботился об обучении клира и образовании детей и для этой цели основал рядом с епископской резиденцией духовное училище. Несмотря на очень плохие дороги, он ездил по огромной епархии, посещая приходы и наблюдая за правильным ходом церковной жизни. Благодаря его пастырской заботе церковные службы совершались повсюду с большой красотой, и народ благоговейно и со страхом Божиим участвовал в них, понимая то, что читают или поют. Церковная жизнь оказывала такое влияние на верующих, что в то время на улицах пели не народные песни, а церковные песнопения и тропари.
Особенно близко к сердцу он принимал задачу просвещения языческих народов Сибири. Епископ побуждал клир разделять его усердие и превращал монастыри, в которых он постригал своих наиболее верных учеников, в миссионерские центры. Святитель Софроний успешно проповедовал Благую Весть о спасении среди народов, которые жили на границе с Китаем, и повелел построить в различных городах более одиннадцати церквей и множество школ.
Несмотря на активную пастырскую деятельность, святитель нисколько не жертвовал своей внутренней духовной жизнью: он проводил почти каждую ночь в молитве и служил Божественную литургию так часто, как мог. Приведя духовное стадо на пастбища Божественной благодати, святитель почувствовал, что его силы убывают, и попросил Святейший Синод назначить нового пастыря. Затем он удалился в монастырь, где провел последние дни жизни в непрестанной молитве.
30 марта 1771 года святитель Софроний отошел ко Господу. Прошло шесть месяцев, прежде чем другой епископ прибыл в Иркутск, чтобы провести торжественные похороны. Все это время тело святого, лежащее в гробу, не являло никаких признаков тления, и от него начали происходить чудеса.
Официальная канонизация святого совершилась, однако, только на Поместном Соборе 1917 года, а торжества были отложены из-за смуты. Святой Софроний явился епископу Иркутскому Иоанну, обнял его и сказал: «Будь мужественным!» В 1918 году пожар уничтожил драгоценные останки, спасти удалось лишь небольшую часть. Только 30 июня 1918 года была торжественно отмечена его канонизация, которая стала последней совершенной в России перед наступлением мрачных времен большевизма.
Источники:
http://pokrovtulun.cerkov.ru/chudesa-svyatitelya-innokentiya-irkutskogo/
http://www.irk.kp.ru/daily/25716/915741/
http://pravoslavie.ru/60769.html