Гартман николай. Отрывок, характеризующий Гартман, Николай

Онтология Николая Гартмана.

Николай Гартман (1882-1950) родился в Риге, закончил гимназию в Санкт-Петербурге, после чего изучал медицину, классическую филологию и философию в университетах Санкт-Петербурга и Марбурга. В 1907 году он защитил в Марбурге, у Г. Когена и П. Наторпа, первую, а в 1909 г. там же — вторую, докторскую диссертацию. Н. Гартману довелось участвовать в сражениях Первой мировой войны. После окончания войны он был профессором Марбургского, с 1925 г. — Кельнского, с 1931 г. — Берлинского, с 1945 — Геттингенского университетов. Основные сочинения Н. Гартмана — “Платоновская логика бытия” (1909); “Основные философские вопросы биологии” (1912); “Основные черты метафизики познания” (1921); “Философия немецкого идеализма” (ч. 1 — Фихте, Шеллинг и романтика, 1923; ч. 2 — Гегель, 1929); “К обоснованию онтологии” (1935); “Этика” (1935); “Структура реального мира” (1940); “Философия природы. Абрис специального учения о категориях” (1950).

Н. Гартман, учившийся у неокантианцев Марбургской школы, испытавший влияние раннего Гуссерля и Макса Шелера, был вместе с тем самостоятельным и интересным философом, создавшим оригинальное учение, концепцию бытия, или новую онтологию. На этом пути ему пришлось вступить в полемику со своими учителями: теоретико-познавательному уклону марбургского неокантианства и трансцендентализму феноменологии он одним из первых в Европе XX в. противопоставил тезис о первенстве бытия, сущего по отношению к сознанию и соответственно онтологии по отношению к гносеологии. Это был поворот от философского идеализма, от трансцендентализма к философскому реализму. Но Гартман осознавал все трудности, связанные с таким поворотом. Поскольку и реализм, и трансцендентализм выступали как достаточно убедительные позиции, Гартман представил вопрос об отношении сознания и бытия как антиномию, т. е. как столкновение, казалось бы, равнозначных противоположных высказываний. В работе “Метафизика познания” эта антиномия обрисована так. С одной стороны, чтобы познать нечто, вне его существующее, сознание должно выходить за свои пределы, становиться познающим сознанием. С другой стороны, познание не может выходить за свои пределы, ибо оно познает только свои содержания и остается познающим сознанием. Выход Гартман видит в том, чтобы, поначалу оставаясь на почве феноменологического анализа (анализа трансценденталистского, т.е. как будто бы не выходящего за пределы сознания), показать, что на самом деле уже в нем имеет место трансценденция, выход за пределы сознания. Трансцендентные процедуры Гартман обнаруживает заключенными в интенциональности: сознание неизбежно указывает — через предмет сознания — на нечто, существующее-в-себе и -для-себя, вне сознания. Только так действительный субъект вступает в отношение с действительным объектом. И так размыкается железный, казалось бы, круг трансцендентального идеализма.

Это также помогает Гартману через теорию субъекта, субъективности, учение о духе выйти к онтологии, учению о бытии. Если мы в философии детально говорим о субъекте (субъектах), то не менее подробным должен стать анализ объектов. Теоретические объекты — те, что преданны субъекту, открываются и осмысливаются им. Практические объекты субъект создает, воплощая в них свои волю и действие. В эстетических объектах частично присутствует независимое от субъекта бытие, а частично оно создается субъектом. То, что охватывает и субъекты, и объекты, именуется бытием. В отличие от Гуссерля, вычленявшего сферы бытия через сознание и внутри него, Гартман полагал, что сфера бытия шире, чем сфера мышления, сфера духа. Гартман различает реальное и идеальное бытие. К первому принадлежит все, имеющее временной, процессуальный, индивидуальный характер; ко второму — то, чему присущи характеристики надвременности, всеобщности, неизменности.

Читать еще:  Приснился чёрный хлеб — трактовка по различным сонникам. К чему снится Хлеб

Гартман разработал систематическую классификацию видов и подвидов реального и идеального бытия, по существу опираясь на гегелевское учение о категориях, но обогащая его понятиями современной онтологии. В работе “Возможность и действительность” он предложил учение о “модусах бытия”, под которыми понимал возможность и действительность, необходимость и случайность, невозможность и недействительность. Гартман сформулировал (в главах 19 и 20) “реальный закон необходимости”: что реально, то действительно (глава 21). Еще один закон — “реальный закон действительности” — гласит: “Бытие действительности реально действительного состоит в одновременности бытия возможности и бытия необходимости” (глава 24). Гартман добавляет, что нет единого детерминизма мира, а имеют место различные формы детерминации соответственно различным видам бытия. Так, сферы этически должного, прекрасного суть “область неполной, незавершенной реальности”. В сфере должного царит преимущественно необходимое, в сфере прекрасного – возможное. Сферы логического, идеального бытия и бытия познания не подвержены сплошной детерминации — здесь есть место не только действительному, но и свободным возможностям (главы 36-53).

Гартман уделил немало внимания проблеме бытия мира. Мир — понятие, обозначающее целостность сущего. Мир — горизонт “в-себе-сущих”, которые в отличие от мира как единого и целого многообразны и множественны. Последние названы также “окружающими мирами” (Umwelten). Сколько есть организмов, столько и окружающих миров. Между миром как единством и этими мирами существует напряженное бытийственное отношение. Рассуждение о бытии мира принадлежит к фундаментальной онтологии.

Гартман создал развитое учение о категориях, также сделав его частью фундаментальной онтологии. Предшествующую философию он критиковал за то, что она переносила категории одного “слоя” (например, категории, относящиеся к природе и естествознанию) на другой “слой” бытия (например, на сферу духа). Между тем, по Гартману, категории должны быть строго ранжированы соответственно “слоям” бытия. Категории “более высокого” слоя зависят от категорий “более низкого” слоя. Но они и относительно независимы, автономны, в чем заключается категориальный “закон свободы”. “Натурфилософией” Гартман называл часть онтологии, которая разрабатывает учение о категориях физико-материального и органического слоев бытия. Категории эти подразделяются на три группы: 1) категории измерения (dimensionale Kategorien) — пространство, время в их натурфилософском аспекте, протяжение, измерение, масса, величина, движение; 2) космологические категории — отношение, процесс, состояние, субстанциональность, причинность, взаимодействие, динамическое равновесие; 3) органологические категории — жизнь, формы и процессы жизни, сохранение формы и процесса, органическая детерминация, равновесие воспроизводства и смертности и т. д.

Философия духа, составляющая специальную онтологию, у Гартмана делится на философию “персонального духа” и “объективного духа”. “Персональный дух” — обозначение сознания и духовной жизни индивида. Его бытие определяется связью с практической жизнью индивида; “персональный дух” как особое бытие выступает в виде плана, целеполагания, предвидения, ценностного сознания и, конечно, в виде познания мира. Особым предметом рассмотрения в этой части онтологии Гартмана становится сфера, которую в философии издавна именовали объективным духом. По Гартману, он соединяет в себе моменты реального и ирреального. Это область слышимого, видимого, представляемого (в отличие от образов и мыслей внутреннего индивидуального сознания). Слово, произведение (науки, литературы, искусства), приборы и приспособления, архитектура — формообразования объективного духа. В них можно различить материал, материальные носители (слов, звуков, образов, гештальтов) и идеальное содержание. Бытие объективного духа — это “бытие-для-нас” (Fur-uns-Sein); только люди оживляют, пробуждают к жизни кем-то и когда-то созданные идеальные смыслы. Сферы объективного духа — язык, наука, право, мораль, нравственность, искусство, техника.

Читать еще:  Планеты в 1 доме натальной карты. Особенности характера и поведения человека

В этике Гартман внес определенный вклад в понимание статуса ценностей. Он “в существенной степени ориентируется на “материальную этику ценностей” Шелера. Здесь он также ищет онтологический фундамент: ценности обладают идеальным бытием и в этом своем способе бытия схватываются ценностными чувствами”3. В чем особенность бытия ценностей? Ответить на этот вопрос помогает их сравнение с реальным бытием и с теоретическими требованиями. Последние не обладают принудительной силой, но на их стороне — убеждение, что они соответствуют сути дела, реальному положению вещей. Что касается ценностей, то они не обладают принудительной силой; они лишь говорят, как должно быть. Однако, напоминает Гартман, ничто не нарушается так часто, как заповеди, говорящие о должном. Суть бытия ценностей в том, что они действуют только при содействии человека. “Хотя ценности бессильны по отношению к действию, они обладают принуждающей детерминирующей силой по отношению к ценностному чувству. Здесь, в мире содержательно-практического ценности, пусть не являясь категориями, обладают детерминирующей силой, почти равной силе категорий. Таким способом ценности обретают авторитет, который достигает известной константности в практическом поведении личности. Личность видит себя не только включенной в постоянно меняющиеся ситуации; для нее также становится важным сохранять свое единство в актах, относящихся к ценностям. В противовес “бытию разрозненности” личность должна “объединять себя в единство и целостность”; благодаря тому, что личность уже не утрачивает однажды обретенное ценностное сознание, облегчается “идентификация себя-с-самим-собой”.

Эстетическое также является, по Гартману, ценностной областью. Но в отличие от этического, здесь ббльшая роль принадлежит объекту—в его форме произведения искусства или прекрасного в природе. Другое отличие: эстетические ценности суть “индивидуальные ценности”.

ГАРТМАН Николай

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Смотреть что такое “ГАРТМАН Николай” в других словарях:

Гартман Николай — Хартман (Hartmann) (1882 1950), немецкий философ, основоположник так называемой критической онтологии. Развил учение о бытии как иерархии четырёх качественно различных слоёв: неорганического, органического, душевного и духовного. Основной… … Энциклопедический словарь

Гартман, Николай — Николай Гартман Nikolai Hartmann Дата рождения: 20 февраля 1882(1882 02 20) Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти … Википедия

Гартман Николай — Гартман (Hartmann) Николай (20.2.1882, Рига, 9.10.1950, Гёттинген), немецкий философ идеалист, основоположник т. н. критической (или новой) онтологии. Окончил гимназию в Петербурге. В 1920 1945 профессор философии в университетах Марбурга, Кельна … Большая советская энциклопедия

Гартман Николай — От неокритицизма к феноменологии Николая Гартмана (1882 1950) вряд ли можно вписать в жесткие рамки феноменологии, хотя его путь в онтологию начался с размышлений по поводу работ Гуссерля. Не интенциональные отношения, а бытие как таковое вот … Западная философия от истоков до наших дней

Гартман Николай — … Википедия

ГАРТМАН (Николай) — немецкий философ (Рига, 1882 Гёттинген, 1950). Развивал «Метафизику познания» (1927), опиравшуюся одновременно на философию тождества Шеллинга и феноменологию Гуссерля: он хотел объединить теорию познания с онтологией объекта познания в… … Философский словарь

ГАРТМАН Николай (1882-1950) — немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий 1905 в России переехал в Марбург, учился у Когена и Наторпа (последнего сменил на кафедре в 1922). В 1907 стал доктором философии. С 1909 приват доцент, с 1920 … История Философии: Энциклопедия

Читать еще:  Когда уран войдет в знак тельца. Астрологическая энциклопедия

ГАРТМАН — (Hartmann) Николай (1882 1950) нем. философ, основатель т.н. критич. (или новой) онтологии. Род. в Риге, изучал классич. языки в Петербург. ун те, после революции переехал в Германию. В ун те Марбурга занимался философией под руководством … Энциклопедия культурологии

Гартман — Гартман многозначный термин: Фамилии Гартман, Александер фон (1890 1943) генерал Вермахта Гартман, Артур Фёдорович С 23 мая 1922 года по 21 января 1930 года начальник монетного двора, начал чеканку советских монет в 1922 году. Гартман … Википедия

ГАРТМАН — (Hartmann) Эдуард фон (1842 1906) нем. философ. Филос. система Г., характеризуемая им как «конкретный монизм», была в основном изложена в «Философии бессознательного», а затем всесторонне представлена в целом ряде работ, завершением которых… … Философская энциклопедия

Гартман николай. Отрывок, характеризующий Гартман, Николай

Название: Этика
Автор: Гартман Николай

Перевод А.В. Глаголева

М.: Владимир Даль, 2002.- 708 с.
PDF 2,54 Мб
Качество: отличное
Язык: Русский
ISBN 5-93615-016-X
Серия: ΠΡΑΞΙΣ

«Этика»— первая книга, начало разработки и изложения Гартманом систематической философии, и он создавал ее, предполагая,что она станет отправным пунктом и моделью при построении общей теории и системы ценностей. «Этика» Гартмана— это «ценностная этика», иными словами, философия этических ценностей. В этом он видел своеобразие и преимущества своей этики в сравнении со всеми прежде существовавшими формами философской этики. Предполагалось,что ценностная этика основываетсяна общей философии ценностей (аксиологии), будучи необходимой и (как полагал Гартман) наиболее «продвинутой» ее частью. Аксиология Гартмана содержит четыре главные проблемные области: феноменологию, гносеологию, онтологию и «праксиологию» ценностей. Трактовка ценностного познания как эмоционально-трансцендентных актов позволила Гартману объяснить, почему ценности в качестве феноменов сознания обладают для человека принудительностью, императивностью. Они воздействуют на человека подобно реальным жизненным обстоятельствам и ситуациям, которые захватывают его, требуя от него его ответа и принятия решений. С «Этики» Гартман начал создание системы философии, фундаментом и центром которой стала его «новая, критическая онтология», развернутая и конкретизированная в последующих сочинениях. Тем самым, Гартман осознал себя участником начавшегося в ХХ в. «онтологического поворота» в философии, понятого им в качестве необходимой реакции на «пустоту содержания» господствовавших тогда в философиии (как он полагал) деградирующих неокантианства, позитивизма и психологизма. Отношение к философскому монизму — это тот пункт, в котором Гартман в полной мере предстал как современный мыслитель.
Таким образом, получив философское образование и воспитание у марбургских неокантианцев и разделяя их философские позиции до начала 20-х гг, под влиянием критики Э.Гуссерля психологизма и неокантианского субъективизма Гартман отходотит от неокантианства. Свои счеты с неокантианством Гартман свел в книге «Основные черты метафизики познания» (1921). Разрыв был полными, надо полагать, для Гартмана небезболезненным. В опубликованной четыре года спустя «Этике» критический пафос в отношении неокантианской теории ценностей и кантовского этического формализма стал одним из главных ее мотивов. В философском самоопределении Гартмана важную роль сыграли М.Хайдеггер и М.Шелер, чьи труды Гартману были известны и ранее и с кем он позже непосредственно сотрудничал в Кёльнском университете. «Новая критическая онтология» Гартмана имела очень мало общего с «фундаментальной онтологией» Хайдеггера. При этом, работка феноменологической философии ценностей и феноменологической «материальной этики» во многом объединила Гартмана с Шелером, именно поэтому Гартман во многих случаях позиционируется как «систематизатор шелеровской аксиологии этики».

Источники:

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st060.shtml
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/238/%D0%93%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%9C%D0%90%D0%9D
http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/neokantianstvo/gartman_nikolaj_ehtika_perevod_a_b_glagoleva/66-1-0-518

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: