Среди каких народов российской федерации распространен буддизм. Буддизм народов России: жизнь монастырей и “народный” буддизм

Индуизм и буддизм

Ареал возникновения и распространения индуизма Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия. Историческое название индуизма санатана-дхарма, что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон». Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда).

Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу.

Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько направлений. Прежде всего, он делится на два течения – шиваизм (шайвизм) и вишнуизм (вайшнавизм). Эти течения берут свои названия от имен индуистских богов – Шивы и Вишну. Оба направления являются по сути политеистическими культами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почитание которых также является обязательным в контексте религиозной практики обоих направлений. В каждом направлении Шива и Вишну претендует на роль главы политеистических пантеонов Индии. В свою очередь, шиваизм и вишнуизм также распадаются на несколько направлений. Параллельно с шиваизмом и вишнуизм процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях. В то же время, с народным индуизмом в Индии существует мощная организация жреческого сословия брахманов, которые хранят основные тексты религии и занимаются обрядовой практикой.

Все направления индуизма объединяет несколько положений:
1. вера в богов и их почитание в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульптурных изображений.
2. вера в переселение душ, то есть возможность души вселяться в тела всех видов живых существ – от насекомых до человека (сансара).
3. вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями (карма).

Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для этого сторонники этих направлений разрабатывают различные методы освобождения (йога). Предлагаемые шиваизмом и вишнуизмом методы освобождения от сансары многоварианты. Однако все они так или иначе включают два момента:
1. почитание ведущего бога политеистического пантеона и сопутствующих ему божеств.
2. систему психических и физических упражнений для достижения безразличия к земной жизни.

Индуистские культы и методы преодоления сансары были подвергнуты критике другим религиозным направлением, также появившимся на территории Индии – буддизмом.
Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (приблизительно с 623г. до н. э. по 543 г. до н. э.), принявший эпитет Будда (на санскр. буквально — «пробудившийся») решил, что для освобождения от сансары индуистские культы и методы несовершенны. Свое религиозное мировоззрение он свел к четырем положениям:
1. мир полон страданий (дукха).
2. причина страданий есть результат моей плохой кармы, порождаемой привязанностью ко всему земному (самудая).
3. страдание можно прекратить (ниродха)
4. существует путь для прекращения страданий (марга)

В учении Будды отпала необходимость индуистской культовой практики, политеистическим божествам Индии был отведен более скромный статус. Адепт учения должен был направить свои усилия на достижение состояния угасания всех земных желаний (нирвана на санскр. «угасание, прекращение») собственными усилиями. Для этого предлагался восьмеричный путь правильного воззрения, решимости, речи, поведения, образа жизни, усилия, направления мысли и сосредоточения, через который надо достичь освобождение от всех привязанностей. В то же время Будда не отверг политеистическую картину мира по сути. Места божеств оказались незанятыми и стали постепенно заселяться существами достигшими нирваны (или отказавшимися войте в нее – бодхисаттвы) и многочисленными богами, «принявшими» буддизм. Так возник сложный буддийский пантеон, требующий жрецов и обрядов.

В буддизме можно выделить два основных направления: Махаяна (великая колесница) и Тхеравада (Теравада — учение старейших). Отличительной чертой махаяны является стремление к освобождению всех без исключения живых существ. Она развивает культ бодхисаттв («тот, чья сущность — просветление») как существ, которые сознательно отказываются от нирваны с целью освобождения всех. Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у ряда народов России (бурят, калмыков, тувинцев). Тибетский буддизм махаяны (ламаизм) развил мощную иерархическую структуру и сложную обрядовую практику, в которой главы иерархии объявлены живыми бодхисаттвами. Тхеравада – единственное сохранившееся из направлений раннего буддизма. В ней нет учения о Бодхисаттвах, ритуал более прост. Буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. В буддиской общине (сангха) принято деление на монахов и мирян. Последователи тхеравады считают, что достичь нирваны могут только монахи.

Читать еще:  Гороскоп телец на апрель. Телец — астропрогноз на апрель

Оценка буддистского учения.
Буддизм, в противоположность христианству, проповедует абсолютное неприятие мира; его идеал – полное уничтожение мира и прежде всего уничтожение личного бытия, самоуничтожение.
Усилия буддийского мудреца все время направлены не к обнаружению положительной основы фактов и явлений жизненного процесса, не к обретению истины, а к разоблачению отрицательных качеств бытия, к выяснению призрачности и обманчивости вещей, действий и явлений, составляющих содержание жизни. Всюду в этой сложной, полу-философской, полу-мистической работе пробивается непрерывное стремление не к величайшей реальности, не к абсолютному бытию, не к Богу, а к уменьшению интенсивности бытия, к слиянию саморазлагающегося и искусственно разлагаемого живущего существа с абсолютным небытием, с нирваной. Это не рост духа, составляющий цель христианской аскетики и мистики; это, выражаясь подлинными словами буддизма, «прекращение духа.»
Сообразно с этой основной тенденцией буддийского экстаза, от него веет ледяным холодом, настоящим дыханием смерти. Во всех рассуждениях нет ни одного слова о любви. Но зато, сколько забот, дум, грез об «угашении,» о «прекращении» …
Если конечная цель есть избавление от перевоплощений и совершенное уничтожение личного бытия, то добродетель низводится на степень лишь подготовительного средства, которое на известной ступени совершенства грозит стать помехой на пути к цели. Действительно, дела, совершенные в настоящей жизни, необходимо переводить к новому перевоплощению. Дурные дела не выгодны: они приведут к новому воплощению с увеличенными страданиями. Но и добрые дела приводят к новому воплощению; правда они обеспечивают «небесные радости,» но они презренны, потому что они не вечны и не избавляют от возрождений.
«Как бы велики не были нужды и потребности других, никто не должен ради них жертвовать своим собственным спасением,» находим мы в своде буддийской морали.

Фон Шредер (исследователь индусской культуры) говорит: «Снова и снова, со стороны буддизма – отрицание; со стороны христианства – утверждение. Любить, страдать и, наконец, жить – вот обязанность, вот желание истинного христианина! Не любить, не страдать, не жить – вот идеал буддиста. Здесь воистину выясняется глубокая и широкая, не переходимая пропасть буддизма и христианства.»
Отвергнув идею Творца и твари, и понимая мир как только зло, одно недолжное, философия буддизма вносит зло в само Абсолютное, в котором зарождается непонятная «суета,» «волнение,» порождающие ничтожный мир, заслуживающий лишь уничтожения.

Насест для петуха

При этом главным божеством и к тому же прародительницей императорской династии считается лучезарная богиня солнца Аматерасу.

Перед любым синтоистским храмом непременно высится торий – нечто вроде ворот с двумя поперечными перекладинами. В своем первоначальном смысле слово “торий” означает “насест”.

Он ставится перед храмом в напоминание о легенде, рассказывающей, как Аматерасу рассердилась на людей и укрылась в подземной пещере. Долгое время никто не мог уговорить богиню выйти оттуда и рассеять мрак, в который погрузился мир.

Тогда перед пещерой соорудили насест и посадили на него петуха, а рядом поставили зеркало. Когда петух прокукарекал, Аматерасу по привычке решила, что пора вставать. Выглянув наружу, она увидела в круглом зеркале свое отражение и приняла его за незнакомую красавицу.

Это задело женское любопытство богини, и Аматерасу вышла из пещеры, дабы посмотреть, кто посмел соперничать с ней в красоте. Мир снова осветился, и жизнь на земле пошла своим чередом.

Читать еще:  Афоризмы о мире. Игорь вялов

Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте.

Синто не требует от верующего ежедневных молитв. Достаточно лишь присутствовать на храмовых праздниках и делать приношения за исполнение обрядов.

Мостом, по которому на Японские острова пришла китайская цивилизация, послужил буддизм. Поначалу он прижился как религия знати, в то время как синто оставался религией простонародья.

Сказания синто были куда понятнее народу, чем буддизм с его рассуждениями о “круге причинности”, то есть о том, что день сегодняшний является следствием дня вчерашнего и причиной дня завтрашнего.

Средний японец воспринял лишь поверхностный слой буддистской философии, прежде всего идею непостоянства и недолговечности всего сущего (стихийные бедствия, которым подвержена островная страна, способствовали подобному мировоззрению).

Синто и буддизм

Синто и буддизм – трудно представить себе более разительный контраст. С одной стороны, – примитивный языческий культ обожествления природы и почитания предков. С другой – сложившееся вероучение со сложной философией.

Казалось бы, между ними неизбежна непримиримая борьба, в которой чужеродная сила должна либо целиком подавить местную, либо, наоборот, быть отвергнутой именно вследствие своей сложности.

Не случилось, однако, ни того, ни другого. Япония, как ни парадоксально, распахнула двери перед буддизмом. Две столь несхожие религии ужились и до сих пор продолжают мирно сосуществовать.

Проповедники буддизма сумели поладить с миллионами местных святых, объявив их воплощениями Будды. А для синто, который одушевляет и наделяют святостью все, что есть в природе, было еще легче назвать Будду одним из бесчисленных проявлений вездесущего божества.

Вместо религиозных войн на Японских островах сложилось нечто похожее на союз двух религий. У сельских общин вошло в традицию строить рядом синтоистский и буддийский храмы. Считалось, что боги синто надежнее всего защитят Будду от местных злых духов.

Подобное соседство приводит в недоумение, а то и вовсе сбивает с толку иностранных туристов. Какую же религию в конце концов предпочитают японцы и как отличить синтоистский храм от буддистского?

Подобно тому, как в мусульманских мечетях не увидишь ничего, кроме орнаментов, в храмах синто нет изображения Аматерасу. Про легенду о ней напоминает лишь символический насест для петуха. Буддизм же впервые возвеличил в Японии искусство скульптуры.

Другое различие – сами подступы к святыне. Дорога к синтоистскому храму всегда усыпана мелким щебнем, в котором вязнет нога. Туристы порой удивляются: неужели аллеи, ведущие к прославленному храму Мэйдзи, нельзя было заасфальтировать?

Но столь неудобный для перехода грунт имеет свое предназначение. Щебень этот заставляет человека волей-неволей думать лишь о том, что у него под ногами. То есть как бы изгоняет из сознания все прочие мысли, тем самым готовя человека к общению с божеством. К буддийскому же храму обычно ведут извилистые дорожки из плоских каменных плит.

Разделение труда

Наконец о религии можно судить по поведению самих молящихся. Если они, став перед храмом, хлопают в ладоши, значит хотят привлечь внимание богов синто. Если же молча склоняют голову к соединенным перед грудью ладоням, – это обращение к Будде.

Когда приезжий, разобравшись в этих различиях, задает вопрос: сколько же в Японии синтоистов и сколько буддистов, он слышит в ответ весьма странную цифру. Судя по ней, получается, что общее количество верующих в стране вдвое превышает численность населения. Стало быть, каждый японец считается себя как синтоистом, так и буддистом.

Такое мирное сосуществование двух религий можно объяснить своеобразным разделением труда. Синто оставил за собой радостные события в человеческой жизни, уступив буддизму события печальные. Если свадьба или рождение ребенка отмечаются синтоистскими церемониями, то похороны и поминовения предков проводятся по буддийским обрядам.

Новорожденного японца первым делом несут в синтоистский храм. Там же отмечают ежегодный праздник “Семь, пять, три”. 15 ноября всех семилетних, пятилетних и трехлетних малышей наряжают в яркие кимоно и ведут в храм , подарив им символические стрелы, означающие долгую жизнь.

Читать еще:  Знаки любви у скорпионов мужчин. Мужчина-Скорпион: особенности поведения и психология отношений

Бракосочетание – тоже монополия синто. Весной и осенью, в так называемые “счастливые дни”, у каждого синтоистского храма непременно увидишь молодоженов, сватов и родственников.

Синто оставляет за собой церемонии, которыми полагается отмечать начало какого-то важного дела. Например, закладку небоскреба или спуск на воду танкера.

С другой стороны, события, связанные со смертью, – это монополия буддизма. Похороны, поминки, уход за кладбищами – вот источники доходов для буддийских храмов.

Единственный народный праздник, связанный с буддизмом, – это “Бон”, день поминовения усопших. Его отмечают в середине лета, на седьмое полнолуние. Существует обычай поминать усопшего свечкой, которую пускают в бумажном кораблике вниз по реке.

На фоне религиозной терпимости, присущей японцам, проповедники христианства предстали в весьма неприглядном свете. Утверждать, что обрести спасение и обеспечить себе загробную жизнь можно лишь ценой отказа от какой-либо другой веры, – сама эта идея казалась японцам торгашеской и унизительной, делая усилия заморских проповедников малоэффективными.

Простонародный буддизм

  • Простонародный (народный, популярный) буддизм — религиозные буддийские представления, распространённые вне монашеской общины, среди мирян, исповедующих буддизм. Включают в себя, помимо традиционных канонических воззрений, добуддийские местные верования, а также упрощённое изложение принципов буддизма, адаптированное под уровень знаний верующих, не искушённых в сложных философских построениях.

Доктринальные положения классического буддизма в простонародном буддизме зачастую преобразуются весьма существенно. Например, каноническое отрицание существования души (анатмавада) в народных формах буддизма становится более размытым. В частности, в простонародных буддийских представлениях, распространённых в Китае, принцип анатма был подвергнут трансформации под влиянием добуддийских автохтонных верований о небесной душе «хунь» (魂) и земной душе «по» (魄), в результате чего возникла идея души как внематериального двойника человека.

В российской буддологии проблема разграничения простонародного и теоретического (схоластического) буддизма была впервые поставлена в трудах О. О. Розенберга. Необходимость строгого разграничения этих двух основных течений О. О. Розенберг обосновывал следующим положением:

Буддизм как эпизод индийской философии и буддизм как народная религия являются двумя течениями в буддизме, которые хотя по времени и параллельны, но имеют каждое свою историю.

Розенберг в своем труде «Проблемы буддийской философии» разделял простонародный буддизм на три главных течения:

1. Первым течением он считал грубейшие формы буддизма, которые тесно переплетаются с простонародными суевериями, с верой в демонов, в духов сил природы, с верой в чудотворное действие амулетов и т. д.

2. Вторым направлением Розенберг считал буддийские школы, которые отличаются от других верой в Амитабху и в перерождение в его райской земле.

3. В третье течение включались школы различных мистических направлений.

Связанные понятия

Как отмечает Клаус Клостермайер, само понятие «история индуизма» является внутренне противоречивым. Индуисты называют свою традицию санатана-дхарма «вечной дхармой», а всё, что имеет религиозное значение, считают анади — не имеющим начала. В случае с индуизмом, его история не играет в изучении традиции ту же роль, что в христианстве или буддизме. Возникновение индуизма и его развитие не связаны с каким-либо центральным историческим событием или общим историческим движением. Большинство индуистов.

Индуизм включает в себя много течений и философских школ, которые принято относить к одному из направлений индуизма.

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Существует огромное количество буддийских источников, начиная с древнейших времён. Буддийскую литературу классифицируют на каноническую и неканоническую, по языкам, странам и школам.

Русский буддизм — буддийское религиозное движение среди русских, принадлежащих небуддийскому культурному региону, основанное на буддийском Каноне и российской буддологии, представляет буддизм в целом, объединяя все направления и школы буддизма. Понятия «буддизм у русских» и «русский буддизм» нетождественны. Явление «русский буддизм» возникает при передаче буддийской Дхармы от русского Учителя русскому ученику.

Источники:

http://azbyka.ru/induizm-i-buddizm
http://rg.ru/2015/06/04/religia.html
http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: