Формы чувственного и рационального познания. Пособие по философии

Чувственное и рациональное познание

  • Философия бытия и его формы
  • Категория бытия в онтологии
  • Сущность и формы бытия
  • Философия природы
  • Философия жизни

Выделяют два основных уровня познания — чувственный (эмпирический) и рациональный.

Чувственное познание, его свойства

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Чувственное познание, реализуемое в формах ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик и свойств:

  • является тем «мостиком», который связывает человека с предметным миром;
  • несмотря на определенную роль сознания на этой ступени познавательной деятельности, чувственное познание часто характеризуют как «пассивное»;
  • исключительно важная характеристика чувственного в рамках практически всех культур, существовавших и существующих в истории человечества, данные органов чувств воспринимаются как несомненно соответствующие действительности;
  • на этом уровне человек способен зафиксировать лишь «вещное», данное в органах чувств. Мы не способны проникнуть за оболочку внешних, чувственно воспринимаемых свойств предметов, не способны постичь их сущность, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Эта характеристика иллюстрирует недостаточность чувственного познания с точки зрения формирования целостной картины мира.

Эти задачи, задачи сущностного постижения мира, решаются на другой ступени познания, которая называется рациональным (от лат. ratio — разум) познанием.

Рациональное познание, его свойства

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Отличия рационального и чувственного познания

Рациональное познание обладает рядом характеристик и свойств, принципиально отличающих его от познания чувственного:

  • оно имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов;
  • носит абстрактный (от лат. abstractio — отвлекаться от чего- либо) характер — это способность отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов в контексте данного рассуждения;
  • рациональное познание активно и целенаправленно. Мы не можем по собственной воле изменять данные собственных органов чувств, но в своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент. Можем выявлять свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств;
  • рациональное познание непосредственно связано с языком — все мыслительные процедуры выразимы в языке. Язык в этом смысле оказывается средством не только коммуникации между людьми, но и закрепления, передачи, объективирования знания.
Читать еще:  Самые красивые женщины по гороскопу. Самый красивый знак зодиака

В отличие от чувственного рациональное познание имеет активный характер. Это проявляется не только в указанных ранее характеристиках, но и в том, что, помимо форм — способов получения и закрепления знания, ему присущи также и некоторые познавательные операции, то есть способы преобразования имеющегося знания. Наиболее значимые операции, осуществляемые на уровне рационального познания:

  • анализ — мысленное расчленение целого на части в целях исследования их свойств;
  • синтез — мысленное воссоздание целого из частей в целях усмотрения связей между ними;
  • обобщение — выявление общего между различными предметами;
  • абстрагирование — отвлечение от несущественного, формирование абстрактного объекта;
  • определение — придание точного смысла языковому выражению;
  • классификация — систематизация видов в рамках какого- либо класса предметов в целях выявления их свойств и определения взаимосвязей между ними;
  • умозаключение — вывод нового знания из имеющегося;
  • доказательство — обоснование истинности суждения;
  • опровержение — обоснование ложности суждения и другие.

Итак, рациональное познание занимает особое место в познавательной деятельности. Оно не только является отличительной особенностью человека, но и дает ему возможность сформировать целостную картину мира, не будучи ограниченным сферой чувственно воспринимаемых свойств материальных объектов.

Однако человек не может ограничиться лишь рациональным познанием. Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом, своего рода «пищей» для наших мыслительных процедур. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Итогом любого рассуждения должно стать знание, адекватно отражающее окружающую нас действительность.

С другой стороны, и чувственное познание не является независимым от нашего сознания. Познавая мир, человек не просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Уже на уровне восприятия и представления сознание активно вмешивается в способы отображения познаваемых объектов. Не будучи способным воспринять в ощущениях абсолютно все свойства предметов, человек мысленно «достраивает» чувственно фиксируемые образы. Формируя представления о предметах, человек опирается на всю систему имеющихся у него знаний, относя предметы к тому или иному классу. Таким образом, чувственное и рациональное познание образуют единую систему познавательных способностей человека, направленных на получение знаний о мире.

Основные направления в теории познания

В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуализм

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Скептицизм

Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:

  • Все. что видишь ты. — видимость только одна,
  • Только форма — а суть никому не видна.
  • Смысл этих картинок понять не пытайся —
  • Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:

  • чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
  • чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
  • нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.
Читать еще:  Соблазнение скорпиона. Мужчина–Скорпион и Женщина–Дева

Агностицизм

В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в процессе научного познания — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Чувственное и рациональное в познании

В философских системах Нового времени выделились две формы знания: чувственное и рациональное, и были попытки их противопоставить. Например, Ф. Бэкон, основатель английского эмпиризма, утверждал, что в основе знания лежит опыт, эксперимент, а Р. Декарт, представитель французского рационализма, подчеркивал значение процесса мышления и таких его качеств, как ясность, отчетливость, достоверность. Мы же эти формы знания будем рассматривать как два последовательных этапа его формирования в их взаимодействии. Первой ступенью является чувственное познание. Оно непосредственно включено в предметно-чувственную деятельность и связано с непосредственными контактами человека с внешним миром.

Самой простой формой чувственного познания является ощущение. Ощущение возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета. Именно через ощущение человек получает всю первичную информацию об объективном мире.

Ощущение — это чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира. В силу активной деятельности человеческого сознания образы ощущения, поступая в человеческий мозг, подвергаются активной обработке и превращаются в восприятия.

Восприятие — это целостный чувственный образ предметов, данный посредством наблюдения.

Представление — это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

Ощущение, восприятие и представление в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальности они действуют взаимосвязанно, воздействуя друг на друга и испытывая воздействие рациональных форм познания, логического мышления.

Рациональное познание — более высокий уровень познания. Мышление — это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание.

Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения и умозаключения. Понятие — это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный характер. Но между ними имеются и различия. Представление дает наглядный образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. В представлении отражены общие признаки объектов, в понятии же уровень обобщения доведен до выделения существенного.

Понятия возникают и существуют в сознании человека в виде обобщения. Мыслить о чем-то понятиями — это значит судить о нем, выявлять его определенные связи и отношения.

Суждения — это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо.

К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованно с помощью умозаключения.

Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием. Например, из двух суждений:

  • 1) «все элементарные частицы имеют массу»;
  • 2) «X — вновь открытая элементарная частица» логически вытекает вывод, что «X обладает массой».

Материализм, выделяя чувственное и рациональное как две ступени познания, не противопоставляет их друг другу. Эти ступени находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

Рациональные формы познания без форм чувственного познания невозможны. Отсюда они черпают исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания (табл. 6).

Чувственное и рациональное познание. Их формы. Роль чувственного и рационального познание в диагностическом процессе

В процесс познания включена вся психическая деятельность человека, однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание.

Читать еще:  Адриан православное имя. Гармония с носителями имен

В истории философии сложилось несколько основных направлений в ответе на вопрос об источниках знания, в оценке роли органов чувств и мышления в процессе познания.

Сенсуализм (от лат sensus – чувство) – гносеологическое направление, представители которого считали чувственное восприятие единственным источником познания. Сенсуалистическая концепция начала складываться еще в древнегреческой философии (Демокрит, Эпикур, стоики) и приобрел свою классическую форму в учениях философов Нового времени Дж.Локка, французских материалистов, Л.Фейербаха. Основное положение сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах». Этот тезис верно определяет первоначальный источник человеческих знаний, непосредственно связывающий человека с окружающим миром, однако сенсуалисты абсолютизировали роль чувственного восприятия в познавательном процессе.

Сенсуалисты (Дж.Локк «Опыт о человеческом разуме») выдвинули идею о разделении качеств вещей, постигаемых ощущениями, на первичные (форма, протяженность, плотность, объем) и вторичные (цвет, вкус, запах, звук). Первичные качества объективны, наши ощущения отражают их такими, какими они существуют в действительности. Вторичные качества субъективны – они отражают не сам предмет, а отношение к нему субъекта (*вода может вызывать ощущение холода или тепла в зависимости от состояния руки). Такое деление метафизично и может привести к агностицизму.

Эмпиризм (Ф.Бэкон) – направление в гносеологии, представители которого утверждают, что и по происхождению, и по содержанию знание носит опытный характер. Абсолютизируя роль опыта, эксперимента, эмпиризм недооценивал роль теоретического мышления в познавательном процессе.

Рационализм (лат. racio – разум) (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) – направление в гносеологии, представители которого, наоборот, абсолютизировали роль разума в процессе познания и рассматривает мышление изолированно от опыта. Рационалисты определяли познание как интеллектуальную интуицию, благодаря которой мышление, минуя опыт, непосредственно постигает сущность вещей. Критерий истинности они видели в отчетливости и ясности знаний. Принижая роль чувственного восприятия, рационалисты не могли объяснить первоначальную основу познания и сформулировали положение о существовании в сознании человека врожденных идей, которые они объявили абсолютными истинами.

Современная гносеология рассматривает познание как диалектическое единство чувственного и рационального.

Чувственное познание – т.е. познание с помощью органов чувств — это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна.

Чувственное познание происходит в трех основных формах.

1) Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств и признаков предметов и явлений (*зрительные, слуховые, осязательные и т.д. ощущения).

2) Вторая форма чувственного познания – восприятие – представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Ощущение и восприятие формируются в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

3) Более сложной формой чувственного познания является представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления, не воздействующего на органы чувств в данный момент. В формировании представлений ведущую ролб выполняют такие свойства сознания, как память и воображение. Представления играют исключительную роль в процессе познания: без представлений человек был бы привязан к непосредственной ситуации.

На основе представлений формируется рациональное познание, или абстрактное мышление, которое также выражается в трех основных формах.

1) Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений. Любое мышление – обыденное, научное, философское – осуществляется при помощи понятий. Понятия выделяют предметы по общим для них признакам и представляют их в обобщенном виде (*понятие «человек» отражает то общее, что свойственно всем людям, и то, что отличает человека от других живых существ).

2) Суждение – такая форма мышления, в которой посредством связи и соотношения понятий утверждается или отрицается что-либо, дается оценка. Суждения невозможны без понятий и строятся на их основе. Обычно суждение включает в себя три элемента: два понятия и связка между ними. Суждения обычно выражаются в высказываниях типа «А суть Б», «А не есть Б», «А принадлежит Б» и т.п. (*клен – растение).

3) Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение о предметах или явлениях мира. Умозаключения позволяют на основе ранее полученного знания приобрести новое знание, не обращаясь к чувственному опыту.

Таким образом, процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания:

1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),

2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),

3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),

4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,

5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),

6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).

Особенности чувственного и рационального познания.

Источники:

http://www.grandars.ru/college/filosofiya/chuvstvennoe-poznanie.html
http://studme.org/177425/filosofiya/chuvstvennoe_ratsionalnoe_poznanii
http://studopedia.ru/6_122467_chuvstvennoe-i-ratsionalnoe-poznanie-ih-formi-rol-chuvstvennogo-i-ratsionalnogo-poznanie-v-diagnosticheskom-protsesse.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector