Духовное чтение для мирян. Что и зачем читать мирянину

Духовное чтение для мирян. Что и зачем читать мирянину

№5 2015 г.

Что и зачем читать мирянину

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:

«Каждый избери себе чтение [святых] Отцов, соответствующее своему образу жизни. чтоб можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтоб можно было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных».

Практические советы о духовной жизни и борьбе со страстями даются в книгах аввы Дорофея «Душеполезные поучения» и Иоанна Синайского «Лествица». Перечисленные книги очень полезны, они помогут нам научиться молитве и всем сердцем полюбить Христа. Старец Паисий Святогорец советовал читать «Лавсаик», «Отечник». Это практика духовной жизни. Это воспитание на примере святых.

Исключительно полезны книги, написанные самим старцем Паисием: «Отцы-святогорцы и святогорские истории», «Письма», «Арсений Каппадокийский», «Афонский старец Хаджи-Георгий», а также другие сочинения старца, вошедшие в пять томов его творений. Полезно прочитать каждому «Житие старца Паисия Святогорца», составленное иеромонахом Исааком, которое знакомит нас с этим подвижником, ныне уже прославленным преподобным.

Из русских творений святых отцов можно читать Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Тихона Задонского, творения Оптинских старцев; книгу игумена Никона (Воробьева) «Нам оставлено покаяние», собрание «Житий святых» святителя Димитрия Ростовского. Они написаны простым и понятным языком.

Для чего же нужно чтение святых отцов? Первое – чтобы научиться, как подвизаться против страстей. Эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство, как писал святитель Игнатий Брянчанинов.

Второе, как пишет опять же святитель Игнатий, – чтение отеческих книг очень нужно и полезно к познанию воли Божией, ибо отцы, читая слово Божие, переданное нам в Святом Писании, исполнили его и прошли деятельной жизнью, оставив нам пример в своих учениях.

Духовные книги, которые мы читаем, должны быть таковы, чтобы написанное в них могло быть нами применено на практике. Плод от чтения – познание своей немощи и смирение, а не тот, что «все знаю» и чтобы в случае беседы показывать эти знания перед другими. Главное – это исполнение прочитанного.

Иначе, как написано об этом в книге «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, прочитанное и не исполненное будет свидетельствовать против нас. Мы знали о том, как нужно исполнять Божьи заповеди, и не исполнили.

Иерей Александр Попов,
настоятель храма в честь
иконы Божией Матери «Целительница»
г. Тюмени

Пища для нашей души

Для многих людей мир православной, духовной литературы загадочен. Ведь мы не знакомимся с ним в школе или в институте. Обилие книг, издаваемых сегодня православными издательствами, вызывает множество вопросов: с чего начать свое самообразование? Все ли книги полезно читать мирянину? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

— Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы — ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное — научиться сверять свои поступки с заповедями Христа.

В современном мире понятия «духовность» и «духовное развитие» приобрели несколько иной смысл, чем тот, который вкладывается в него в христианстве. Православный человек в понятие «духовность» вкладывает развитие души человека, стремление ее к Богу. Поэтому можно, наверное, говорить о мусульманской, буддистской духовности. Из этого сегодня исходят авторы курса Основы религиозных культур и светской этики, предполагая наличие конфессиональной духовности. А говорить о некой абстрактной духовности, когда человек просто представляет себе образы, понятия некой туманной духовной жизни, несерьезно. Порой это может даже привести к трагедии. Потому что, не желая разобраться в духовном, сверхъестественном мире, человек может попасть под власть духов падших и серьезно повредиться.

— С чего человеку нужно начать знакомство с миром духовной литературы: с серьезных трудов или с азов?

Читать еще:  Приснилось что я птица и летаю. Сонник: к чему снится Летать

— Первая духовная книга, которую нужно прочитать каждому человеку, — это Евангелие. Потом стоит познакомиться с толкованием Священного Писания. Потому что Евангелие достаточно специфическая книга, в ней много глубоких образов, исторических аллюзий, примеров. Для того чтобы их понять, нужно иметь определенный навык, знания, понятийный аппарат. Многие святоотеческие творения позволяют правильно истолковать Священное Писание, помогают понять, о чем нам говорит и чему нас учит Христос. Можно посоветовать, например, труды святителя Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского.

А дальше нужно идти широким фронтом. С одной стороны, церковная жизнь определяется внешними действиями, набором правил внешнего поведения. По этому поводу в наши дни выпускается множество хорошей литературы. Обязательно стоит прочесть «Закон Божий», в котором рассказывается о том, что такое храм, как в нем себя правильно вести, как исповедоваться, причащаться.

Второе важное направление — развитие внутренней духовной жизни человека. Потому что можно научиться соблюдать все правила внешнего христианского благочестия, но при этом особо и не понимать, что происходит в Церкви и что такое духовная жизнь. Обязательно нужно знакомиться со святоотеческой литературой. Каждому христианину нужно прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Невидимую брань» Никодима Святогорца. Потому что это своего рода букварь духовной жизни. Чтобы Евангелие применить в своей жизни, нужен пример подвижников, чьи труды, подвиги, искания мы встречаем на страницах духовных книг.

— Современный человек часто ссылается на нехватку времени, которое можно было бы выделить для серьезного чтения. Что бы Вы посоветовали?

— Я не думаю, что это проблема только современного человека, вряд ли в древности времени было больше. Совет только один: начать читать и уделять этому пусть самое короткое, но все же постоянное время в течение дня. Например, в течение 10–20 минут перед сном почитать «Душеполезные поучения» аввы Дорофея по силам каждому. Знаете, я всегда, когда говорят о современном человеке, вспоминаю сцену из мультфильма о Простоквашино: «Я так устаю на работе, что у меня еле-еле хватает сил телевизор смотреть».

— Исполнение любого предписания всегда связано с определенными сложностями. Всегда сложно делать то, что вызывает трудности. А когда мы читаем об исполнении некой добродетели — такой, как любовь по отношению к ближнему, прощение, смирение, — это всегда трудно. Но тут стоит вспомнить русскую пословицу: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Поэтому здесь главный принцип: прочитал — начни, пусть с самого малого. Человек говорит: «Я не могу молиться, у меня не хватает времени». Начни молиться с одной-двух молитв, читать — с одной-двух страничек в день. Чтобы ты не уподобился людям, всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3, 7). Часто священников спрашивают: «Как научиться смирению?» Нельзя этого сделать, не начав смиряться перед начальником, мужем, женой, детьми, житейскими трудностями. Так и с другими добродетелями.

— А могут ли серьезные аскетические труды навредить человеку? Ведь порой можно услышать такое высказывание: «Это книги для монахов, мирянам их лучше не читать».

— Нет, я думаю, что духовные книги не могут навредить человеку. Также можно сказать: «А могут ли труды профессоров, ученых навредить школьнику, начинающему изучать физику?». Всему свое время, и у каждого есть своя мера. Начинающему христианину необходимо читать духовную литературу. И хотя она по определению практически вся монашеская, но то, что в ней написано, можно отнести к любому христианину. Ведь, по большому счету, чем монах отличается от мирянина? Только безбрачной жизнью. Остальные все предписания, которые предлагаются в духовной литературе, справедливы как для монаха, так и для мирянина.

Но при этом нужно прекрасно понимать, что главная добродетель, о которой часто пишут святые отцы, это рассуждение. Нужно уметь правильно оценивать то, что ты прочитал. Человек так устроен, что проще всегда воспринять крайность. Раз книга написана монахом, а я не монах, значит, мне читать ее не нужно. Часто такая мысль становится поводом, отговоркой, что для меня достаточно той малой меры духовного развития, которую я для себя определил. Но если мы откроем Евангелие, то увидим, что Христос призывает человека к совершенству. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф, 5, 48).

— Есть ли такие книги, не прочитать которые стыдно для церковного человека?

— Сложно сказать относительно каждого человека. Пожалуй, для всех можно назвать Евангелие. Кстати, много можно встретить людей, которые называют себя церковными, но при этом никогда не читали Евангелие, Священное Писание. Я думаю, называть себя христианином — и не прочитать Евангелие, умея читать, очень стыдно. А дальше нужно знакомиться и с толкованиями Священного Писания, и с житийной исторической литературой, которая дает возможность на примерах благочестивых подвижников оценивать свою жизнь. Нужно интересоваться современной церковной литературой, читать периодические издания. Литературы много, и главное — грамотно расставить приоритеты. В этом помощь должен оказать священник, с которым человек может встретиться в храме и вдумчиво поговорить.

Читать еще:  Родная сестра умерла во сне. Смерть сестры

К сожалению, сегодня люди вообще мало читают, и потому мало интересующихся духовной литературой. Поэтому важно, чтобы священник в храме рассказывал прихожанам о пользе духовного чтения, о книжных новинках, о духовных писателях. Должна быть хорошая библиотека при храме, выбор книг на свечном ящике или в церковной лавке. Ассортимент книг, которые продаются на свечном ящике, всегда дает возможность понять, чем приход живет. В частных беседах с прихожанами во внебогуслужебное время или во время исповеди священник должен советовать духовные книги.

— Мы отмечаем сейчас День православной книги. Силами приходов Покровской епархии будут проводиться различные мероприятия. А как может каждый христианин отметить этот праздник?

— Самым непосредственным способом: взять духовную книгу и начать ее читать.

Книги Святых Отцов для мирян: обзор, отзывы

Каждый христианин, который хочет приблизиться к церкви, задается многими вопросами и часто недоумевает. Среди таких вопросов рассмотрим один из самых важных: как правильно читать духовную литературу. Проанализируем книги Святых Отцов, изучим отзывы.

Богатый выбор

Новичку сложно освоиться с многообразием религиозных произведений, которые предлагаются на настоящий момент. Непонятно, с чего начинать и какими темами интересоваться. Одним из важнейших предупреждений для читателя должен быть тот факт, что книги Святых Отцов были написаны с определенной целью. И она не была праздной. Для создания каждого из трудов должен был иметь место конкретный повод. Поэтому чтение не обещает быть легким.

Книги Святых Отцов отображают жизненный опыт многих поколений православных христиан. Поэтому изучение такой литературы требует внимательного отношения к каждому слову. Важна основная мысль, а не оформление. Иначе можно истолковать все по-своему, так и не познав истины. Когда же читатель не сможет постичь книгу, то ему понадобится еще развиваться духовно, прежде чем приступить к чтению.

Обзор церковной литературы

Среди книг Святых Отцов следует выделить «Лествицу». Это классическая литература аскетического направления. Перевод названия звучит как «лестница между землей и небом». Автор произведения – игумен Иоанн Синайский. Книга предназначена для чтения монахов. Поэтому мирянам может быть довольно нелегко истолковывать ее содержание.

«Лествица» — наставление Святого Отца, она считается бесценным источником, в котором помещен духовный опыт. Она учит бороться со страстями. «Лествица» предлагает схему взаимосвязи между страстями и пороками. Указывается, что страсти могут порождать одна другую. Поэтому важно искоренить именно источник появления главной страсти. Иначе победу не одержать.

Труд Иоанна Кронштадтского

Среди наставлений Святых Отцов примечательна книга «Жизнь во Христе», которую создал протоиерей Иоанн Кронштадтский. Произведение оформлено в виде дневника с записями о том, какой духовный и жизненный опыт пришлось получить автору. На вопрос о происхождении горячей веры в Создателя, которой наполнена душа Иоанна Кронштадтского, он ответил, что провел свою жизнь в церкви.

Книга рекомендуется к прочтению тем, кого атакует неверие, отчаяние и малодушие. Эти чувства неизбежны для человека, который только начинает приобщаться к церковной жизни. Отцу Иоанну пришлось служить в храме портового города Кронштадта, практически полностью погрязшего в грехах от беспробудного пьянства, воровства, драк, которым уже никто не удивлялся. Такие ситуации были в порядке вещей. Именно отцу Иоанну удалось научить людей любви к Создателю. Чтобы восстановить образ Господа в душах горожан, он организовал общество трезвости, странноприимный дом. Он научил горожан следовать церковным истинам. Этот человек внес огромный вклад в воспитание добропорядочных христиан.

Творение монаха Никодима

Изучая книги Святых Отцов для мирян, интересно узнать, какие же из них читать в первую очередь. Ведь некоторые такие произведения понятны только монахам. Среди доступных для простого человека творений можно назвать книгу «Невидимая брань». Она создана афонским монахом Никодимом, носящим прозвище Святогорец. Перевод с греческого языка принадлежит Феофану Затворнику. В книге описана внутренняя борьба, происходящая в каждой верующей душе, которая внимательна к своей духовной жизни.

Никодим Святогорец создал ценный труд, в котором говорит о том, что такое христианский подвиг и в чем его суть. Автор утверждает, что смыслом христианской веры является борьба с греховной сущностью. Никодим говорит, что грех начинается с греховных помыслов, рожденных внутри человека. И только человеку под силу отказаться от такой мысли или смириться с ней.

Читать еще:  «Сонник украли Сумку приснилось, к чему снится во сне украли Сумку. К чему приснилось, что украли сумку с деньгами и документами

Паисий Святогорец

Бороться с нечестивыми помыслами учит и Паисий Святогорец. У этого афонского монаха было восемь классов образования, но благодаря очищению сердца от одолевающих его страстей в нем поселился Святой Дух. Паисия канонизировали, причислив к лику святых. Это сделал Вселенский патриарх.

Собрание сочинений Паисия состоит из пяти томов слов, наставлений, рассказов людей, которые были посетителями старца. В этих книгах много интересного и поучительного как для монахов, так и для категории семейных читателей, живущих в миру. Тематикой наставлений является воспитание детей, значение государственной службы, советы по выбору спутника жизни, правила взаимоотношений с близкими людьми. Паисий – наш современник. Он пережил трудности непростого лукавого времени, воплощая суть христианских идеалов. Своей жизнью он подтвердил, что Христос не меняет своего лика независимо от эпохи. Поэтому смысл христианских истин остается тот же.

Труд Святителя Игнатия

Рекомендуется углубиться и в изучение книги, автором которой стал Святитель Игнатий Брянчанинов. Изучение этого труда рекомендовалось всеми святыми старцами, когда они выбирали книги для своих детей. Святителю Игнатию удалось собрать и систематизировать все богатство святоотеческого опыта. Особенную ценность представляют первые две части, наименованные «Аскетическими опытами». Это собрание основных вероучительных истин и опытов, которые щедро поведали древние отцы. Только с адаптацией под современную действительность.

В книгах Игнатий советует заняться поисками духа, а не «буквы». Он указывает на способность древних отцов к совершению аскетических подвигов. Монахи могли добровольно отрекаться от всего земного, заключая себя в глубокой пещере. Это не свойственно современным священнослужителям. Правильный духовный опыт должен основываться на глубоком покаянии и смиренности чувств, а не на подвигах и чудесах.

Труды Феофана Затворника

«Страсти и борьба с ними» святителя Феофана Затворника – одно из важных произведений, которое также рекомендуется к прочтению. Этот человек был известным епископом, богословом, публицистом, проповедником, которого причислили к лику святых. Он сыграл огромную роль, чтобы возродить в обществе духовность. Его книги до сих пор характеризуют как величайший пример ученым и философам всей земли.

«Евангельская история» святителя Феофана Затворника считается одним из важнейших произведений этого человека. Она находится на особом месте в истории русской духовной литературы. Эта книга является своеобразным путеводителем по Святому Евангелию, которая сможет обеспечить спасение для человека.

В ней помещено истолкование молитвы Господней, изложение событий всей земной жизни Спасителя. Найти событие, которое интересует читателя, можно с помощью заглавий к каждой части и параграфу. Также можно воспользоваться алфавитным указателем и подробной хронологической таблицей. Обширное обращение к читателю содержит трактовку принципов и правил, которые он принял, чтобы расположить евангельские события в правильной последовательности.

Целевая аудитория этого произведения – широкий круг людей. Ее могут успешно прочитать те, кто заинтересован в глубоком познании Священного Писания, его благодатной силе, и те, кто еще только начинает приобщаться к церковным истинам.

Феофан Затворник писал свое произведение, используя текст Библии. Он видел важность изучения Евангелия не только в трактовке содержания, но и в глубоких размышлениях над смыслом сказанного. Для написания «Евангельской истории о Боге Сыне» он изучил святоотеческую экзегезу Златоуста и Феодорита. Но автора интересовали и современные западные комментарии. Главным смыслом чтения своего труда он видел преданность святоотеческому духу.

В книге можно найти массу интересных фактов, которые доступны для простых людей при условии внимательного и вдумчивого прочтения.

Отзывы о трудах Святых Отцов

Среди людей, активно интересующихся произведениями, которые пишу Святые Отцы, существуют разные мнения относительно доступности таких книг для восприятия. Недаром рекомендуется начинать чтение с самых простых произведений. Ведь Святые Отцы не писали книги ради прибыли. Они составляли напутствия и поучения людям, которые уже давно сделали свой осознанный выбор в пользу светлых сил.

Поэтому читать такую литературу нужно очень внимательно, анализируя каждую мысль. Иначе смысл текста будет истолкован неправильно.

Подведем итоги

Чтение духовной литературы – отличный способ приобщиться к христианской церкви. Для этой цели хорошо подойдут книги Святых Отцов: Иоанна Синайского, Иоанна Кронштадского, Святителя Игнатия Брянчанинова, Паисия Святогорца, Феофана Затворника.

Именно произведения этих Святых Отцов помогут найти ответы на вопросы веры, изложенных доступным для восприятия простым человеческим языком. При написании своих творений авторам часто приходилось пользоваться текстами Библии. Эта особенность способствовала предоставлению точной информации.

Тексты Святых Отцов помогут открыть сущность бытия, природу многих вещей и событий. При чтении таких книг необходимо вдумываться в каждое слово. И стараться дойти до истины. Духовное развитие — основополагающее обязательство для верующего человека.

Источники:

http://www.ihtus.ru/052015/st18.shtml
http://pravoslavie.ru/52689.html
http://fb.ru/article/464874/knigi-svyatyih-ottsov-dlya-miryan-obzor-otzyivyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector